Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
психологическая работа +2
Взрослым
09.01.2017
Данный материал будет полезен для практикующих педагогов-психологов учреждений образования, по сопровождению адаптационного периода молодых, либо вновь прибывших педагогов.
Задачи практикума:
- содействие в личностной и профессиональной адаптации
- формирование благоприятного психологического климата
- содействие формированию конструктивных, коммуникативных навыков педагогов, развитие навыка работать в командеДанный материал будет полезен для практикующих педагогов-психологов учреждений образования, по сопровождению адаптационного периода молодых, либо вновь прибывших педагогов.
ОТЖИМ ЛЛЯ ТРЕНИНГА - копия.docx
Психологический практикум с элементами тренинга
1
тема: Я и Мой коллектив
Контингент участников: молодые педагоги колледжа
Задачи:
- содействие в личностной и профессиональной адаптации
- формирование благоприятного психологического климата
- содействие формированию конструктивных, коммуникативных навыков педагогов, развитие
навыка работать в команде
Ход:
ПРИВЕТСТВИЕ
Упражнение «ЗНАКОМСТВО ПО-НАСТОЯЩЕМУ»
Цель:
- психологический настрой
- формирование благоприятного психологического климата
- формирование коммуникативных навыков педагогов
ПРИМЕР:
Плюсы
Минусы
способности
Увлечения
Желание
Основные аспекты практикума:
- зона комфорта
- психологический климат
Ассоциации «Зона комфорта»
Установка:
- Ваши ассоциации, уважаемые коллеги, связанные с этим словом…
?
?
?
?
Подытожим:
- Определите свою зону комфорта...(рассуждения по желанию…)
- Что находится за пределами этой зоны? (рассуждения…)
Ассоциации «Зона дискомфорта»
?
?
?
?
?
?
?
?
- Определите для себя свою зону дискомфорта….(рассуждения…)
- У кого то, проблем, связанных с профессиональным дискомфортом больше, у кого то меньше,
но тем не менее, они имееют место быть, на определенном этапе…
Главное понимать, что перемены, которые происходят с нами, в т.ч и на работе, не бывают без
неудач и ошибок…
- Вопрос в том, что с ними делать и как к ним относиться? (рассуждения..)
- А что значит расширить зону комфорта? (рассуждаем…)
Метод «Шоковая терапия»
ПРИМЕР
Тренажеры, расширяющие зону комфорта
Знакомство
Измените привычные
Экспромт
Смена стиля в одежде
мелочи
?
с новым человеком…
Новый вид деятельности
Спорт
? - Как можно расширить ЗК в рамках работы? (рассуждения…)
- Добавьте и вы, пару-тройку советов в копилку наших «тернажеров», помогающих расширить
вашу зону комфорта…
2
- Что было бы для вас наиболее эффективным? (рассуждения…)
- Что дает человеку умение преодолевать дискомфорт (комуникативный, психологический,
психоэмоциональный)?
- Что дает человеку смена зон «К» и «Д»? (рассуждения…)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
Упражнение-самоанализ: «Степень личной комфортности в коллективе»
Установка:
- Оцените степень личной комфортности в своем коллективе по 10 балльной шкале,
ориентируясь исключительно, на собственные ощущения…
2
Рефлексия…
Упражнение «Оценка особенностей психологического климата
коллектива»
Обведите в кружок балл находящийся ближе к характеристике, которая, по Вашему мнению,
ей соответствует:
10
3
4
5
6
7
8
9
1
Противоречия, недопонимание
Отсутствие взаимопонимания, умения
ладить
Враждебность , Недоброжелательность
Недоверие, недосказанность
Неудовлетворенность отношением коллег
7
7
7
8
8
8
Согласие, умение ладить
Взаимопонимание, умение ладить
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
8
8
3
3
3
4
4
4
5
5
5
6
6
6
2
2
2
1
1
1
8
8
8
8
8
8
7
7
7
7
7
7
6
6
6
6
6
6
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Равнодушие
Разобщенность
Соперничество
Отсустствие взаимовыручки
Антипатии
Отсутствие компромисса
Дружелюбие, доброжелательность
Доверие
Удовлетворенность отношением
коллег
Радушие, Душевная теплота
Сплоченность
Сотрудничество
Взаимовыручка
Симпатии
Компромисс
Анализ и обсуждение:
- Чем было полезно данное упражнение? (рассуждения…)
- Назовите основные слабые места нашего коллектива, которые вы конкретизировали,
выполняя данную работу…(комментарии…)
- Можете ли вы определить причины имеющихся проблем? (рассуждения….)
- Что делается в коллективе в целом, для того, что бы свести их к минимуму…(рассуждения…)
- Что делается лично вами, для того, что бы что то изменить…(рассуждения…)
- Какие выводы можно сделать по результатам проведенной работы?
Упражнение «Сердце коллектива»
Установка:
Задумывались ли вы, что сердце есть не только у каждого человека, но и у каждого коллектива,
частью которого, кстати, является каждый из нас на данный момент времени…
А потому, от каждого из нас зависит здоровье и благополучие этого сердца.
Я приглашаю вас выйти вас середину и образовать круг…
Представьте себе на минуту…
что именно от вас (вашего грамотного, во всех отношениях поведения) зависит безопасность
сердца нашего коллектива на данный момент…
Сейчас это сердце находится в моих руках…
Молча, закрытыми глазами, с долей полной ответственности, стараясь не проронить ни единой
капли, передайте по кругу это сердце.
Анализ упражнения:
Рефлексия: В качестве рефлексии, по итогам нашей сегодняшней встречи, я предлагаю завершить одну из
предложенных, либо самостоятельно сформулированных фраз:
- Сегодня, я понял (а) для себя…
- Сегодня, я пришел (ла) к выводу…
- Я научился(лась)….
- Мне понравилось…
- Наиболее полезным/ бесполезным для меня…
- Я был(а) удивлен(а) тем, что…..
- Я был(а) разочарован(а) тем, что…
- Я поняла, что мне необходимо…
3
Благодарю всех за активное участие!
Желаю успеха в личностной и профессиональной сферах! 4 5
межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его
основной настрой.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не
только администрации, но и каждого члена коллектива.
Климат называют благоприятным, если…
в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и
требовательности.
Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого
качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.
Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и
активно вступает в общение.
ПРОДОЛЖИТЕ….
Зона комфорта – это…
В принципе, из названия понятно , что это место, в котором ты чувствуешь себя в безопасности. Для
когото оно ограниченно стенами квартиры, для другого – одинаковыми событиями и привычными
людьми, для иного – определенным набором мысленных штампов. Чаще всего – все это вместе взятое.
Зона комфорта – это безопасное, привычное, предсказуемое и ожидаемое.
, что это такое комфортное состояние жизни, когда вы знаете, как решить любую проблему,
чем заняться в следующую минуту, что будет завтра и т.д… это некие рамки нашей жизни,
внутри которых ты ощущаешь тот самый комфорт и безопасность.
Безусловно, пребывание в зоне комфорта приносит удовлетворение.
Как правило, зона комфорта определяется привычными шаблонами поведения: к чему человек
привык, то ему и комфортно. Это наш устоявшийся мир, где все знакомо, стабильно и
предсказуемо. Проще говоря, это состояние, в котором вы себя чувствуете «в своей тарелке».
Определите свою зону комфорта...(рассуждения…)
Согласитесь, ощущение зоны комфорта, приятно, но всегда ли полезно?
Модель пространства судьбы
МНЕНИЕ:
человек ходит на работу, его устраивает зарплата, условия труда, коллектив — это зона
комфорта. Но он не развивается, не видит новых горизонтов, не реализует себя на 100% —
нет гармонии. ВЫВОД:
Для того, чтобы достичь гармонии, нужно выходить из зоны комфорта. тогда человек будет
понастоящему счастлив.
6
ЗАЛУМЫВАЛИСЬ ЛИ ВЫ…
О том, что одни и те же предметы внешнего мира для разных людей могут
интерпретироваться поразному.
Например, для одного стали привычными дорогие сорта кофе, чая, сигар, элитная мебель,
дорогой автомобиль, которыми он пользуется каждый день — его уже не впечатляет.
Для другого же все перечисленное может оказаться лишь мечтой, к которой он стремится.
Иными словами, зона комфортного нахождения— это:
1.
Устоявшиеся привычки. 7
Человек совсем не развивается, находясь в привычной и знакомой обстановке,
укорененной в комфортной зоне.
2.
Стереотипы поведения.
Человек начинает действовать на автомате, изо дня в день выполняя одинаковые
действия, перестав чувствовать и воспринимать окружающую его действительность
собственным разумом.
3. Шаблоны мышления.
Человек становится потребителем всего готового.
Ему становится лень думать, лень чтото делать.
За зоной комфортарасполагается совершенно другая «сторона медали» — зона не
комфортного и непривычного поведения.
Выходя из одной зоны и попадая в незнакомую атмосферу, человек учится заново жить,
заново чувствовать, принимать жизненнозначимые решения.
Поэтому приходится искать новые жизненные ориентиры (точки опоры), чтобы новый мир
стал намного понятнее и проще.
Состояние в противоположной зоне можно сравнить с процессом взросления ребенка!
Зона комфорта необходима нам для восстановления сил, для отдыха.
Но иногда возвращайтесь в нее, чтобы расслабиться и набраться сил для новых
впечатлений. И, конечно, расширяйте зону комфорта, чтобы тот же отдых был
разнообразнее и качественней.
Цель: формирование профессиональной мотивации
Ведущий: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас
подарить презент на память
Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после
чего я дам интерпретацию каждого выбора.
Монета — повышение зарплаты;
Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям; 8
Перо — обобщение опыта;
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств;
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности;
Конфета — установка на профессиональные перспективы;
Краски — активная профессиональная позиция;
Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье.
Заключительная часть
11.Упражнение «Сердце коллектива»
Педагогпсихолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы
Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей
жизни, надеемся, что чтото вам пригодится и, что над чемто вы задумались, и будете работать в этом
направлении. До свидания.
Потому, что живешь как бессмертный Дункан МакЛауд!
Стоит пояснить это утверждение. Лучший прояснитель – жизнь и ее непреложные законы. Они
работают не зависимо от того, знаешь ты их или нет, согласен с ними или имеешь свое мнение. Один из
таких законов – закон отложенной жизни. Вот его формулировка.
97% людей 2/3 своей жизни надеются, что у них все еще впереди.
Эти надежды на 100% не сбываются.
Порой просто не знаешь, плакать или смеяться, слушая рассуждения сорокалетних оболтусов. Успею
найти ту самую, жениться, реализовать себя, стать миллионером. Не успеют. 100% гарантия – ничего у
них не получится.
В жизни человека есть 2 критические точки, связанные в том числе с принятием решений, внутренней
целостностью и состоянием сознания. Одна из них находится в промежутке между 31 и 34 годами.
Точной даты не скажу – это индивидуально.
Если человек, миновав ее, думает с позиции «успею», перед нами хронический неудачник.
Кардинальное изменение жизни и тем более достижение высот для него невозможно.
Понимаю, что некоторые мои читатели поймут этот закон посвоему. Так как им хочется понимать –
обвалятся в возмущении, назвать автора ругательным словом и так далее. Подчиниться привычному
алгоритму проще, чем включить мозг. Поэтому даже не собираюсь таких переубеждать. Не нравится –
не ешь.
Если человек понял – «могу не успеть», понял не просто абстрактной частью своего разума, а наглядно
и предметно, то у него есть шанс. Шанс вылезти из любого дерьма и начать жизнь заново. Это не
красивые слова, я знаю, о чем пишу.
У него есть шанс СОЗНАТЕЛЬНО ПОКИНУТЬ ЗОНУ КОМФОРТА. Ключевое слово – сознательно.
Выполняя (в чем я сильно сомневаюсь) все рекомендации рунетовских рекомендателей, ты лет через 15
изменишься достаточно глубоко, чтобы сделать какойто нетривиальный шаг. Не раньше. Ты же еще
успеешь, куда спешить? Меня могут не понять люди, у которых зона комфорта ассоциируется только с диваном, пивом и
телевизором. Советую вернуться к определению, что это такое, и все встанет на место.
Вывод. Для выхода из зоны комфорта нужна энергия, значительно превышающая твой средний
уровень. Эту энергию можно получить извне или перераспределив свои ресурсы.
9
Принципы жизни
Наша энергия
В нашей жизни нет закрытых, обособленных отсеков. Она построена по принципу сообщающихся
сосудов. Нельзя поменять чтото, не затрагивая все остальное. Здоровье, творчество, финансы. Бери
любую сторону жизни и найдешь прямые и косвенные нити, пронизывающие остальные стороны.
Для совершения любого (абсолютно) действия необходима энергия. До 2/3 всей генерируемой
организмом энергии забирает ЦНС и в частности мозг.
Вывод. Если ты хочешь кардинальных изменений в жизни и при этом ничего не делаешь для повышения
или перераспределения энергии, ты просто фантазер.
Как это сделать? Тут нужно четкое понимание того, что придет в Вашу жизнь, если вы
разрушите привычные устои. Ведь покидая зону комфорта, вы отказываетесь от чегото, и
в замен должны получить нечто большее, значительно превышающее потери.
1. Вы никогда не узнаете, если лично не попробуете
Можно долго догадываться как бы повернулась жизнь в том или ином случае, чтоб
произошло и кем бы вы были сейчас. Но никогда наверняка не узнать, если не попробовать
лично. История уже не раз приводила нам подобные пример. Самые великие открытия и
достижения делались тогда, когда человек решался выйти из своей зоны комфорта, когда
он рисковал, шел на определенные уступки и утраты ради поставленной цели.
Если вы фрилансер, то понимаете о чем я сейчас говорю. Ведь каждый из Вас ранее
покинул зону комфорта, решившись бросить стабильную работу «на дядю», и начав
заниматься собственным делом. А теперь подумайте, какой бы была ваша жизнь, если бы
так и продолжали сидеть в офисе и перебирать бумажки шефа?
И прямо сейчас каждый из Вас может принять какоето решение, пойти на риск, но этот
риск принесет определенную выгоду.
• Возможно вы дизайнер, и недавно читали о новых стилях, течениях, тенденциях. Хотели
бы попробовать чтото, но уже настолько привыкли к своему, что даже подобная мысль
пугает. Не бойтесь, если чтото не получится, то возможность вернуться к старым методам
всегда будет.
• Возможно для расширения сети бизнес знакомств Вам нужно больше встречаться и лично
общаться, но вы очень неловко себя чувствуете в таких ситуациях. А кто Вам сказал, что и
в этот раз все будет подобным образом? Пробуйте.
• Или может Вам нужен партнер, работник, помощник для развития собственного бизнеса,
но вы уже так привыкли работать один. Но одному тяжело, а зона комфорта не позволяет
научиться работать в команде и выйти на новый уровень. 10
2. Вы не будете развиваться, так и останетесь на прежнем уровне
Жизнь – это череда определенных событий и решений, которые учат нас быть сильнее,
дают опыт и знания позволяющие в будущем значительно легче справляться с подобными
задачам. Но если вы боитесь выйти из зоны комфорта, то и развития никакого не будет.
Очень часто человек, достигнув какойто планки, останавливает, перестает стремиться
вперед. Он считает, что лучше синица в руках, чем журавель в небе. Он боится рисковать,
пробовать чтото новое, ставить перед собой новые задачи. И такой страх, на первый
взгляд, кажется абсолютно понятным. Для чего мечтать о чемто, ведь и сейчас все
хорошо. Но как только вы перестанете ставить перед собой цели, то начнете медленно но
уверенно угасать. Ваша жизнь будет скучной, однообразной, рутиной. Дом, работа, дом –
вот то, что ожидает людей выбравших «синицу», и не желающих выйти из зоны комфорта.
Да, если вы решите рискнуть, решите достигать более серьезных целей, то такое решение
будет связано с возможностью неудач. Никто из нас не застрахован, но развитие и
заключается в том, чтоб терпеть неудачи, преодолевать трудности, учиться и познавать
чтото новое, необычное, до сегодняшнего дня неведомое.
Ошибки – лучший учитель
Главная причина, почему большинство людей боятся покинуть зону комфорта – боязнь
допустить ошибки и потерять то, что они имеют. Но ошибки, как уже говорилось выше, это
не всегда плохо. Я б даже сказал, что это прекрасно, что в вашу жизнь приходят такие
ситуации, которые заставляют ошибаться. Любая неудача – это, в первую очередь,
возможность, это урок стать лучше, познать себя, понять как действовать в той или иной
ситуации.
Если вы научитесь анализировать свои ошибки, если будете выносить из них уроки, то
напрочь забудете что такое зона комфорта, перестанете бояться делать какието
необычные вещи, принимать самые амбициозные и кардинальные решения.
Из любой неудачи можно сделать 2 вывода:
• Это не для Вас. Хорошо, что вы попробовали и поняли, что этот Вам не подходит. В
будущем будете точно знать, что стоит делать, а что нет.
• Это для Вас. Отлично, вы попробовали, у Вас не получилось, но пришло четкое осознание
того, что это для Вас, что Вам хочется этим заниматься, а значит нужно стараться,
развиваться, работать в выбранном направлении.
Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза
(потенциальная, реальная или совершившаяся) удовлетворению той или иной его потребности. Она
проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и
даже отчаяние
[1].
фрустрация ведёт к агрессии; агрессия ведёт к тревоге; и, наконец, тревога ведёт к
возникновению защитных реакций. Несмотря на патогенную роль тревожных состояний,
в психоанализе принято общее мнение, что развитие Эго начинается именно с фрустрации.
Фрустрация – это негативное состояние человека, которое возникает в случае,
если внезапно рушатся планы или не достигается ожидаемый результат. Еще
можно описать это состояние, таким образок: фрустрация – это состояние, когда
наши желания превышают наши возможности или вообще идут на разных
параллелях. Надо заметить, что причиной наступления фрустрации могут быть не
только преграды появляющиеся при достижении цели,
но и наша
чрезмерная мотивированность на достижение определенного результата. 11
Давайте посмотрим, какие могут быть преграды для появления фрустрации.
1) Физические преграды – возникают в случае лишения свободы
2) Биологические – преграда в следствии болезни или необратимого
старения
3) Психологические – сюда относятся страх, замкнутость в себе
4) Социо-культурные – нормы общества, законы, запреты
5) Материальные – ничто иное, как денежные средства
Но нельзя любую неудачу считать поводом наступления фрустрации. Если бы это
было так легко, то наверно фрустрация в психологии не рассматривалась, как
феномен. Например, если вы решили приготовить вкусное блюдо, но оно у вас
сгорело, то это трудно назвать фрустрацией. Для наступления фрустрации, должно
произойти нечто, что связало очень близко с личность. Фрустрация наступает,
когда неудача в несколько раз превышает ваш порог, который вы
можете безболезненно перенести.
Кто больше всего подвержен фрустрации? Больше всего подвержены
фрустрации эмоциональные люди и те у которых сильная мотивированность. Как вы
помните, наиболее эмоциональны меланхолики, поэтому чаще всего фрустрация
наблюдается именно у них.
Как проявляется фрустрация? При наступлении фрустрации человек становится
отреченным от внешнего мира, в связи с этим он создает свой мир в котором
пытается жить по своим правилам и законам. У человека пропадает интерес к
окружающему миру, часто фрустрация способствует появлению агрессии. Для
большинства фрустрация это способ выплеска эмоций, которые они до этого
скрывали.
Теперь давайте я вам приведу классический пример фрустрации. Для этого
можно рассмотреть девушку из сельской местности, которая лучше всех своих
сверстников в плане учебы, с легкостью добивается поставленных целей и у нее нет
проблем. Но приходит время поступления в институт, для этого она едет в город, но
там в институте встречает еще массу таких отличных учеников, что делает ее уже
не лучшей, она разочаровывается и вот тут приходит фрустрация. После такого
иногда задумываешься, а стоит ли хорошо учится, чтобы потом страдать от
фрустрации?
Обяательно проанализируйте причину произошедшей неудачи, поработайте над
недостатками, оцените возможные риски и последствия, пи необходимости
обратитесь к мпеалистам, которве помогут разоюраться в причинах проблемы.
Так или иначе, фрустрация это понятие тесно живущее со всеми людьми. Чтобы
немного отвлечься вы можете отвлечься на те вещи, которые приносят радость
жизни.
Как найти выход и фрустрации? Каждый из нас имеет свои, наиболее эффективные для него
способы впемяпровождения, позвляющие чувствовать себя=ч полноценным счатстливым человеком.
Анкета "Обратная связь"
1. Ваша степень включенности в занятие с педагогомпсихологом (обведите):
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12
2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогомпсихологом?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________
3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых
удалось чтото лучше понять в себе, в чемто разобраться:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________
4. Что вам не понравилось на занятии? Почему?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________
5. Ваши мысли после занятия
__________________________________________________________________________
______
6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) _
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Психологический практикум по адаптации молодых педагогов "Я и Мой КОЛЛЕКТИВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.