Консультация для родителей: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"
Оценка 4.8
Памятки +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
29.01.2017
Материал представляет собой памятку для родителей по работе над обогащением словарного запаса детей. Как привить ребенку любовь к чтению, к литературе? Данный вопрос встает перед многими родителями. Как научить ребенка говорить правильно, грамотно. Ведь в последствии неправильная устная речь может стать проблемой в письменной речи.памятка для родителей
Консультации для родителей Развитие и обогащение словарного запаса у детей.docx
Развитие и обогащение
словарного запаса у детей
Для свободного владения речью ребёнок прежде всего
должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем
больше в его словаре будет существительных, глаголов,
прилагательных и др. частей речи, тем точнее и полнее он
сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться
при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и
письменной речью.
По этой причине на специальные упражнения по
обогащению словарного запаса ребёнка не следует жалеть
сил и времени. Можно выделить количественную и качественную
Прежде всего заметны
стороны этого процесса.
количественные изменения в словаре ребёнка.
годам словарь увеличивается до 3 - 3,5 тысяч.
Так в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6
На 2-ом и 3-ем году жизни ребёнок осваивает
название окружающих его предметов, игрушек и названия
действий с ними. Детей учат различать и называть части
предметов (части тела у животных, человека, части у
предметов обихода, контрастные размеры предметов,
основные цвета и формы, некоторые вкусовые качества и
физические свойства /холодный, гладкий, бьётся, рвётся/).
Дети 4-го года жизни затрудняются при названии
многих предметов обихода (посуды, мебели и т.п.). Эти
ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью
восприятия и представлений ребёнка. Поэтому детей
знакомят с назначением предметов, особенностями строения,
учат различать материалы (глина, бумага, ткань), вычленять
их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий; рвётся,
ломается).
Воспитывают умение ориентироваться в
пространстве и времени (вперёд, назад, вечер, утро, сначала
и др.).
Называние (образец произношения) нового или
трудного слова - активный приём обогащения словаря детей.
Чёткой дикцией, медленное, но не по слогам, сменой силой
голоса называние надо сопровождать показом объекта:
«Посмотри, внутри плиты есть большая духовка -открывая
дверцу духовки и показывая жестом». Иногда называние
сопровождаем толкованием: «Аквариум стеклянный ящик, в
котором живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно». В
некоторых случаях интерес к слову можно усилить
объяснением происхождения слова и вопросам: «Почему так
говорят грузовой автомобиль, грузовик?», «Справа или слева
матрёшка?».
предметы по назначению (игрушки, одежда, мебель и т.п.):
1)Как назвать все эти предметы одним словом?
2)Столяр что делает? Щука? (плавает). Ласточка? (летает).
Кузнечик? (прыгает).
На 5-ом году жизни дети учатся группировать Змея?
3) Особое внимание должно быть обращено на
употребление детьми прилагательных. Спрашиваем: «Стул
какой? (деревянный), а стакан?».
4) Назвать предмет по его описанию: «Как называется
предмет, в котором подают суп? Как называется предмет,
которым расчёсывают волосы?». В старшем дошкольном
возрасте продолжается работа по расширению слова.
Главное внимание уделяют введению в речь детей слов,
обозначающих
степени
выраженности качества и свойства (светло-красный, горько -
соленный, прочнее, тяжелее, плотная и т.п.).
дифференцированное по
Продолжается работа по введению элементарных
понятий (инструменты, транспорт, зимующие и перелётные
птицы). Раскрытие смыслового богатства многозначного
слова имеет особое значение для подготовки детей к школе:
1) Ребёнку называют словосочетания, например: весна
идёт, снег идёт, человек идёт; и предлагают заменить
повторяющиеся слова. «Весна идёт - как можно сказать по-
другому?». Подбирая слова близкие по смыслу (наступает,
движется, шагает), ребёнок приходит к выводу, что одно и
тоже слова ИДЕТ имеет разное значение.
2) «Скажи наоборот» (холодно - тепло, острый - тупой и
т.п.).
3) «Подбери слова родственники» (лес лесной, лесничий,
лесовик и т.д.). Итак содержание словарной работы
опирается на постепенное расширение, углубление и
обобщение знаний детей о предметном мире. В итоге у детей
накапливается значительный объём знаний,
что
обеспечивает свободное общение,
понимание теме-
радиопередач и позволяет сделать речь ребёнка в конце
дошкольного детства содержательной, достаточно точной и
выразительной.
Консультация для родителей: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"
Консультация для родителей: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"
Консультация для родителей: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.