Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится»
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
родителям
Детсад
30.04.2018
Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится», говорится о том, чтобы помочь понять причины детских страхов, а значит, помочь ребенку избавиться от них, разобраться в понятиях, что такое страхи, определить влияют ли ссоры родителей на страхи у детейПсихологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится», говорится о том, чтобы помочь понять причины детских страхов, а значит, помочь ребенку избавиться от них, разобраться в понятиях, что такое страхи, определить влияют ли ссоры родителей на страхи у детей
-+Психологический тренинг для родителей дошкольников- Если ваш ребенок боится....docx
Психологический тренинг для родителей дошкольников
«Если ваш ребенок боится»
Цель: помочь понять причины детских страхов, а значит, помочь ребенку
избавиться от них.
Упражнение 1. «Приветствие» (поздороваться по кругу, рассказать об
ощущениях на данный момент)
Упражнение 2. – Дискуссия.
Что означает слово страх?
(В. И. Даль «толковый словарь»)
Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от
испуга, от грозящего или воображаемого бедствия.
А что такое детские страхи?
Это повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы?
Выдумки детей и попытка обратить на себя внимание взрослых?
Понять причины детских страхов значит, помочь ребенку избавиться от них.
Беспокойство, тревога, страхи такие же эмоциональные проявления нашей
психической жизни, как и радость, восхищение.
Некоторые страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их
проявления, чаще всего исчезают бесследно.
Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то
заслуживают специального внимания.
Обычно это говорит:
о каком то неблагополучии,
нервной ослабленности детей,
неправильном поведении родителей,
незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка,
наличие конфликтных отношений в семье.
Давайте посмотрим, какие же страхи есть у наших детей?
Следует отметить, что большинство детей проходят в своем развитии ряд
возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам.
Все эти страхи носят переходящий характер.
от 13 лет главным персонажем страшных сновидений является – волк
от 35 лет часто встречается триада страхов:
страх одиночества,
страх темноты,
замкнутого пространства.
к волку и бабе Яге присоединяется
кощей бессмертный, бармалей, карабас – барабас.
Они злые, коварные, воплощают собой наказания и появляются в воображении
детей быть наказанными.
(Значит меньше страхов у детей, которые общаются со своими сверстниками).
от 5 – 7 лет период интенсивного развития АБСТРАКНОГО
мышления.
У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на
вопросы:
откуда все взялось, зачем живут люди?
А также формируется опыт межличностных отношений, система
ценностей, чувство родства и дома.
Типичные страхи этого возраста черти, как представители потустороннего
мира
Таким страхам подвержены послушные дети.
Ведущим страхом дошкольного возраста является страх смерти.
Категория смерти в 6,7 лет это жизненная реальность нечто
неизбежное. Но и именно нежелание признать это сразу и пораждает СТРАХ.
ДЕТСКИЕ СТРАХИ НОРМАЛЬНЫ.
От того, как на них реагируют родители, зависит, исчезнут они или
останутся надолго.
Мини анкета для родителей о детском страхе
(отметьте галочкой факторы, которые способствуют возникновению
страхов у детей)
1. Наличие страхов у родителей, особенно у матери.
2. Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его
от опасности и изоляции от общения со сверстниками.
3. Эмоциональное неприятие детей, чрезмерная принципиальность
родителей.
4. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или
предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола.
5. Многочисленные нереализованные угрозы всех взрослых в семье.
6. Конфликтные отношения между родителями.
7. Психические травмы типа испуга.
8. Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного
общения со сверстниками и взрослыми.
Как вы думаете, влияет ли состав семьи на наличие страхов у
ребенка? ( у мальчиков из неполных семей (вследствие развода) страхов больше, чем у
девочек, так как мать и дочь образуют идентичную по полу диаду общения)
Влияют ли ссоры родителей на страхи детей
?
( безусловно, они оказывают негативное влияние больше на девочек, это
связано с общей эмоциональной чувствительностью с матерью).
Часто причиной большого количества страхов у детей является сдержанность
родителей в выражении чувств.
Если нежеланный ребенок или не соответствует
ожиданиям пол ребенка.
Часто, не задумываясь, родители сами внушают детям страхи типа: « Заберет
тебя дядя» и др.
Страхи при разлуке.
Заставлять есть насильно.
Излишняя строгость.
Все эти страхи возрастные. Есть и др. группа страхов –
НЕВРОТИЧЕСКИЕ страхи.
Невротические страхи становятся в результате длительных и неразрешимых
переживаний или психических потрясений.
Это влечет за собой неуверенность в себе, отсутствие адекватной
психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии
ребенка и создает еще большие трудности в общении со сверстниками. Чаще всего
страхам подвержены чувствительные дети, испытывающие эмоциональные
затруднения в отношениях с родителями.
Лежащий в основе невроза страх боязнь смерти всегда свидетельствует о
наличии серьезных эмоциональных проблем во взаимоотношениях с родителями.
Главный фактор, препятствующий избавлению детей от страха,
неблагоприятное нервно психическое состояние самих родителей и
конфликты в семье.
Неприятные эмоции гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать
разрушительными, так как они разрушают самого человека (его психику, здоровье),
его взаимоотношения с другими людьми.
Как вы думаете, что нужно каждому человеку?
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали;
Чтобы он был комуто нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе
на работе; чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности,
самосовершенствоваться и уважать себя.
Счастливость человека, зависит от психологического климата той среды, в
которой он растет, живет, работает. А так же эмоционального багажа, накопленного в детстве. А этот климат и
багаж зависят от стиля общения, и прежде всего родителей с ребенком.
Взаимоотношения с родителями, несомненно, влияют на
самооценку ребенка.
САМООЦЕНКА влияет на жизнь и судьбу человека.
Как вы считаете, когда закладывается основа самооценки?
В самые первые годы жизни. Если ребенка постоянно «воспитывают»,
критикуют и муштруют, самооценка оказывается низкой, ущербной.
Каждым обращением к ребенку словом, делом, интонацией, жестом,
нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему о себе, своем
состоянии наказание ребенок чаще всего воспринимает, как сообщение:
«Ты плохой».
Наказание усугубляет ощущение ребенка о неблагополучии и несчастливости.
В результате он приходит к выводу: «Ну и пусть, я плохой».
Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния.
В результате ребенок становится «трудным» и для себя и для окружаю
Как же победить страх?
Страхи и кошмары явление негативное.
Наша задача помочь ребенку побыстрее с ними справиться.
Как же это сделать?
Наладить тесный контакт с ребенком. Он должен доверять родителям и
верить в то, что его любят.
Установить спокойные внутрисемейные отношения.
Не допускать выяснение отношений в присутствии ребенка.
Если страхи остаются, обязательно обратиться к специалисту.
Как избавить ребенка от страхов?
Для этого не следует:
запирать его одного в темной или тесной комнате;
бить ребенка (по рукам, голове, лицу, попе);
строго наказывать и угрожать: «Плохо будет себя вести, останешься ночевать
в детском саду»;
пугать его животными, различными страшилками;
заставлять неподвижно стоять, лежать и т.д.;
объявлять ребенку бойкот. ПОМНИТЕ К СТРАХАМ ПРИВОДИТ:
Большое КОЛИЧЕСТВО ЗАПРЕТОВ
и Маленькое – ТЕПЛА и ЛАСКИ.
Если ребенок боится, нельзя:
смеяться над ним и называть « трусишкой»;
высмеивать ребенка, особенно при детях;
наказывать за страх.
Как мы можем помочь ребенку?
Рисование страхов.
Через рисование ребенок выражает свои чувства и эмоции, так как рисунки
являются зеркалом их внутренних переживаний.
Серые и черные тона означают отсутствие жизнерадостности, плохое
настроение, большое количество страхов.
Яркие, сочные краски это свидетельствует о жизненной активности, хорошем
настроении, оптимизме.
1й этап. Прежде чем рисовать страхи, следует увлечь ребенка процессом
рисования. Попросить нарисовать на нейтральные темы: «На улице», «Любимое
животное», «Моя семья».
(рассмотреть рисунки как разместились дети за столом среди членов семьи).
ЦЕЛЬ: ПРОВЕРИТЬ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ.
Если ребенок сел отдельно, то это должно насторожить нас, ребенок
чувствует себя в семье эмоционально отчужденным, ему не хватает душевного
тепла.
2й этап. Рисование «Что страшное мне снилось и чего боюсь».
Вначале выяснить, чего ребенок боится больше всего, составить список страхов
(волк, медведь, врачи), а затем нарисовать их. Если ребенок отказывается их
рисовать, это еще не значит, что их нет, просто ему трудно их преодолеть. Если он
изображает на рисунке такие предметы и явления, значит, он готов к преодолению
страхов. При этом рисование должно длиться недолго. Родители должны
поддерживать и одобрять ребенка.
Затем похвалить его, что он отлично справился с заданием.
Отрицание страха закрепляется похвалой. Если страх и сохраняется, он
становится не таким сильным. Можно предложить нарисовать снова через какоето
время.
3й этап. Рисование «Кем я хочу стать?».
Ребенок рисует свой рисунок, а в нем нет места страхам. Достигнутые
успехи можно обыграть в игре «Кто расскажет лучшую сказку». Начните
придумывать историю, в которой герой чегото боится, но потом преодолевает свой
страх. Затем можно проиграть этот сюжет. Помните, что перед сном нельзя:
устраивать шумные игры;
_смотреть страшные фильмы;
читать страшные сказки (про волков, людоедов, злых волшебников).
Как же следует организовывать процесс укладывания спать?
Создавать спокойную, доброжелательную обстановку.
Играть в доброжелательные игры.
Спокойно разговаривать.
Слушать спокойную музыку.
Можно посмотреть добрые фильмы.
Хорошо совместные вечерние прогулки на природу.
(Природа оказывает благоприятное влияние на развитие личности
ребенка).
Если страхи зашли слишком далеко, помочь может лишь специалист.
В большинстве случаев понимание и поддержка родителей способствует
преодолению страхов.
Наша с вами задача сделать так, чтобы ребенку было уютно в
окружающем мире.
Как же следует организовывать процесс укладывания спать?
Создавать спокойную, доброжелательную обстановку.
Играть в доброжелательные игры.
Спокойно разговаривать.
Слушать спокойную музыку.
Можно посмотреть добрые фильмы о
природе.
(Природа оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка).
Какие самые главные правила должны соблюдать взрослые, чтобы у детей
меньше было страхов?
(записки)
Если страхи зашли слишком далеко, помочь может лишь специалист.
Но в большинстве случаев понимание и поддержка родителей способствует
преодолению страхов.
Наша с вами задача сделать так,
чтобы ребенку было уютно в окружающем мире.
(все).
Стараться создавать спокойную и доброжелательную ……. .
Не следует читать перед сном …………. .
Не устраивать перед сном …………. .
Стараться чаще говорить ………. .
Слушать перед сном ……….. .
Смотреть добрые ……… .
Играть перед сном в ……… .
Подбирать книжки и фильмы по ……. .
Стараться быть внимательным и заботливым для ……. .
Больше общаться и доверяться …….. .
Игра « Поменяйтесь местами»
Поменяйтесь местами те, кто незамедлительно приходит на помощь своему
ребенку, если она требуется.
Поменяйтесь местами те, чья любовь к ребенку выражена словами, голосом,
взглядом.
Поменяйтесь местами те, кто перед сном уделяет время для индивидуально
общения с ребенком.
Поменяйтесь местами те, для кого сегодняшнее занятие было полезным.
Вот и подошла к концу наша встреча.
Поделитесь, пожалуйста, с какими ощущениями вы уходите, и может чтото важное
вы, осознали сегодня или подтвердили свое мнение еще раз. Материал подготовлен педагогомпсихологом
Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится»
Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится»
Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится»
Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится»
Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится»
Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится»
Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится»
Психологический тренинг для родителей дошкольников - «Если ваш ребенок боится»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.