Психологическое занятие "Эмоции и чувства человека"

Психологическое занятие "Эмоции и чувства человека"

Работа в классе
docx
16.03.2020
занятие направлено на формирование знаний об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Психологическое занятие Эмоции и чувства человека.docx

Психологическое занятие для подростков «Эмоции и чувства человека»

Организационный момент.

Ритуал приветствия. Упражнение «Поздороваемся»

Здравствуйте, я рада видеть вас всех на нашем занятии. Давайте по приветствуем друг друга. Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки и поздороваться, но особенным образом.  Каждый из вас в момент, приветствия должен показать улыбку, радость произнося при этом свое имя и какое либо качество личности на первую букву имени. Например, я Наталья – настойчивая!

Хорошо. Спасибо! Присаживайтесь.

Для того, чтобы всем было комфортно на нашем занятии, давайте обсудим и утвердим правила работы:

Правила нашей группы

1. Конфиденциальность.

Любая информация, которую сообщают участники – конфиденциальна, и не выносится за пределы группы. Никто не рассказывает о том, что именно рассказывали другие, как себя вели, можно говорить только о своих чувствах, своих реакциях, не интерпретируя действия и слова других и не оценивая их. То, что происходит в группе, обсуждается только в группе.

2. Безоценочность.

Каждый участник по-своему совершенен, у каждого свой собственный уникальный внутренний мир, никто не лучше и не хуже других с этой точки зрения. Поэтому нельзя оценивать других.

3. Говорить “я”, а не “мы” или “все”.

Все высказывания строятся на принципе «я-посланий», например: “Я считаю, что...”, “Я чувствую...”, “Мне кажется, что...”. Любые умозаключения и обсуждение психологических процессов – только о себе.

4. Активность.

Для того, чтобы получить максимальную пользу от встречи, нужно максимально включаться в работу, в упражнения, в обсуждение.

5. Уважение.

Одновременно говорит только один человек: из уважения к себе и говорящему мы не перебиваем. Участниками отключается вся мобильная связь.

Все правила утверждаем? Хорошо. Спасибо. Просьба соблюдать правила в ходе занятия.

В рамках программы по профилактике суицидального поведения среди подростков «У последней черты», сегодня пройдет психологическое занятие. Прежде, чем озвучить тему и цель занятия, я предлагаю вашему просмотру видеофрагмент (Головоломка)

Исходя из просмотра видеофрагмента, как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Да все верно тема нашего занятия «эмоции и чувства человека». Спасибо.

Теперь давайте определим цель занятия, учитывая то, что

1.      Цель должна быть конкретной

2.      Цель должна быть измеримой

      3. Цель должна быть достижимой

                 4. Цель должна быть актуальной.

                 5. Цель должна быть достигнута в ограниченное время

Я думаю, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня? Что нам необходимо для того, чтобы разобраться в океане эмоций и чувств? Хорошо, спасибо.

Значит цель нашего занятия: сформировать знания об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.

Для достижения цели мы должны закрепить полученные знания об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.

Что для этого нам необходимо?

- Верно. Это наша первая задача.

1.      Ознакомиться с понятиями «эмоции» и «чувства», рассмотреть их классификацию;

Далее?

- Верно. Это вторая задача.

2. Создание условий эмоционального комфорта в группе;

Еще что необходимо для достижения цели?

Хорошо. Отсюда еще одна задача.

3.Развивать навыки и умения выражать свое эмоциональное состояние приемлемым способом.

Полученные и освоенные знания помогут вам научиться контролировать себя и свои эмоции, тем самым вы сможете избежать конфликтной ситуации. Также это вам необходимо для эффективного общения со сверстниками.

Сегодня мы также закрепим ранее полученные знания на психологических занятиях, приуроченных к реализации программы «У последней черты».

Основная часть

Предметы и люди, с которыми сталкивается человек, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывает у него различные чувства: давайте попробуем определить основные чувства.

радость, любовь, гнев, страх, грусть.

Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно.

Таким образом, чувства - это переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Одной из форм переживания чувств являются эмоции. Нередко слова «эмоции» и «чувство» употребляют как синонимы. Как вы думаете это правильно? (Учащиеся высказывают свое мнение). Но это не верно.  Эмоция – это временное переживание постоянного чувства, реакция человека на различные воздействия. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство».

Давайте попробуем разобраться и рассмотреть эмоции, в которых проявляется например, чувство «Страха». Помните, эмоцией называется не само чувство страха чего либо, а то состояние, которое испытывает человек в страхе…

 Какие это состояния?

Ужас, отчаяние, боль, боязнь, беспокойство, сомнение и др.

Хорошо. Спасибо.

Теперь давайте рассмотрим эмоции, в которых проявляется чувство «Радости».

Какие это состояния могут быть?

Счастье, восторг, забота, надежда, интерес и др.

Хорошо. Спасибо.

Эмоции всегда субъективны и отражают значимость для человека какого либо события, его ожиданий. Например – отсутствие педагога по болезни у одного ребенка вызовет бурную радость («Ура! Значит, не спросят»), а у другого – огорчение («Зря вчера

старался, целый вечер потратил, чтобы выучить заданный материал»), возможно и проявление сочувствия.

Эмоции и чувства можно разделить на положительные  и отрицательные. Давайте те эмоции и чувства, которые мы сегодня уже называли, попробуем разделить на две группы. Одна группа это положительные эмоции и чувства, а другая отрицательные.

Хорошо. Справились. Спасибо.

Эмоциональный опыт человека обогащается в процессе личностного роста через сопереживание, возникающее прежде всего в общении с другими людьми. Эмоции и чувства – важнейший регулятор человеческого общения.

У вас на столах листы самооценки, в них три пункта критериев, с показателями. Сейчас вам каждому необходимо в первом пункте отметить по пяти бальной шкале, на сколько вы удовлетворены своей работой на занятии.

Сейчас переходим к Упражнению: «ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ».

Задание: Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “ЛЮБВЬ К СЕБЕ”. Вторая группа рассматривает пользу и вред эмоции “ЖАЛОСТЬ”

Время работы 5 - 7 мин.

Обсуждение. Зачитайте свои выводы  каждая группа.

Что проще было определить пользу или вред заданной эмоции? Какой вывод сделали, чего больше приносит ваша эмоция пользы или вреда для человека?

Хорошо. Спасибо.

Если мы рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то говорит).

Например: Страх упасть – быть осторожным в гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине, сэкономил время.

В современной культуре существуют запреты на чувства и их внешнее проявление. Эти запреты предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из своего сознания, потому что не хочет показаться слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.

Люди, запрещающие себе чувствовать, как правило, находят запретам различные, рациональные обоснования.

Например:

“Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);

“Страх – признак слабости” (запрет на страх);

“Злиться на близких недопустимо” (запрет на злость);

“У меня никогда не получиться быть успешным и радостным” (запрет на радость).

Мы выяснили, что каждое чувство нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?

Конечно, все это накапливается у нас в организме и в дальнейшем может произойти эмоциональный всплеск эмоций.

Чтобы владеть и управлять своими эмоциями и чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом “взрывается” и вредит тем самым и окружающим, и себе.

В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.

Как поступить? Есть способы, которые помогут вам избавиться от негативных эмоций и улучшить свое настроения. Я предлагаю вам воспользоваться источниками интернета и попытаться найти информацию «Как избавиться от плохого настроения». Проходим за компьютеры. 5-7 мин

Итак, что у нас получилось? Пожалуйста первая группа, какие способы вы для себя определили? Вторая группа?

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– заняться спортом;

– пойти в гости, в лес на прогулку.

Все эти способы своего рода «техника безопасности» для всех, кто хочет на долгие годы оставаться здоровыми. Чего я вам и желаю.

Теперь возьмите свои листы самооценки и отметьте свою удовлетворенность работой в группе. Это у нас второй пункт.

Существуют много способов посмотреть со стороны на свои эмоции. Один из самых доступных способов  Упражнение “ЗАТО”

Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

Стандартная ситуация:

Какие чувства вы испытываете, когда, придя в техникум, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”?

Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем по кругу)

- зато у меня есть время проверить уроки;

- зато я могу отдохнуть;

- зато я могу выпить кофе;

- зато я могу подготовиться к другой паре, и т. д.

Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

Как мы уже с вами выяснили эмоции бывают позитивные и негативные. Мы не всегда проявляем только позитивные эмоции и это нормально. Эмоции плохие или хорошие – часть нашей жизни, нашего внутреннего эмоционального мира. Поэтому с эмоциями надо дружить и уметь их контролировать.

Рефлексия занятия (итоги).

Сейчас я предлагаю вам закрепить полученные сегодня знания. Каждой группе предлагаю сделать «коллаж радости» Придумать лозунг или призыв! (15 мин).

Материал: Альбомный лист, ручки, цветные карандаши, клей, листы старого журнала.
Инструкция: «У вас у каждой группы есть по альбомному листу, вам нужно создать свой коллаж радости. Вы можете писать ручками, рисовать карандашами, вырезать из старых журналов и приклеивать на свой лист что хотите. Должны участвовать все, каждому из вас необходимо внести свой вклад в работу.

Темы коллажа могут быть следующими:

- качества, которые нравятся в людях;
- дела, которые удаётся делать хорошо;
- вещи, которые люблю;
- любимые книги, фильмы, мультфильмы;
- любимые места;
- приятные сны;
- наши мечты;

- и другие.

Презентация (представить свою работу)

Обсуждение.

Ваши ощущения и впечатления о проделанной сегодня  работе?

Что нового вы узнали о себе и о своих эмоциях?

Что понравилось и что не понравилось в работе?

Спасибо.

А сейчас давайте оценим свое эмоциональное состояние. Я предлагаю вам оценочный лист, на котором вы сможете отметить какое у вас настроение после нашего занятия (оценочные листы на доске). (Цветным маркером отметить свое настроение)

В качестве домашнего задания я предлагаю вам Упражнение «Скульптор»

Перед зеркалом вылепить из самого себя скульптуру под названием «Бодрость, уверенность, сила, жизнерадостность». Запомнить эту позу и мимику. «Надевать и носить» эту позу три раза в день.

Ритуал прощания. Я приглашаю вас всех в круг, возьмитесь за руки и громко все вместе давайте скажем друг другу до свидания, до новых встреч. Итак «До свидания, до новых встреч».

Всем спасибо! Желаю дальнейших успехов. Жду вас на следующем занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Коллаж радости».
Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, развитие любознательности.
Время: 15 минут.
Материал: Альбомный лист, ручки, цветные карандаши, клей, листы старого журнала.
Техника проведения: Психолог просит детей создать коллаж о тех вещах, событиях, явлениях, которые приносят им радость. Предлагает обозначить темы коллажа.
Инструкция: «Дети у каждого из вас есть по альбомному листу, вам нужно создать свой коллаж радости. Вы можете писать ручками, рисовать карандашами, вырезать из старых журналов и приклеивать на свой лист что хотите. Темы коллажа могут быть следующими:
- качества, которые нравятся в людях;
- дела, которые удаётся делать хорошо;
- вещи, которые люблю;
- любимые книги, фильмы, мультфильмы;
- любимые места;
- приятные сны;
- наши мечты.





















 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)