Психологическое занятие
«В гармонии с собой»
для учащихся 8 – 9 классов
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния подростка; развитие способности понимать себя и принимать особенности другого человека.
Задачи:
o обучать подростков навыкам самопознания;
o способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции;
o формировать умение понимать другого человека;
o способствовать развитию коммуникативных навыков.
Категория участников: подростки 14 – 16 лет.
Продолжительность занятия 2 – 2,5 часа.
Форма проведения: социально-психологический тренинг.
Необходимые материалы: цветные карандаши, фломастеры, ручки, листы формата А4 на каждого участника, ватман формата А2, заранее подготовленные листы (крылья бабочки - половинки), музыка для релаксации.
Ход проведения:
Психолог знакомит ребят с правилами работы группы:
1) Отключить сотовые телефоны.
2) Правило «Здесь» и «Сейчас».
3) Высказываться только от своего имени.
4) Слушать друг друга.
5) Уважительно относиться друг к другу.
Ход занятия
Игра-приветствие " Талисман "
Дети встают в круг. Ведущий называет свое имя (вариант имени), который ему нравится, говорит, что он любит, что не любит и предаёт следующему талисман (это может быть маленькая мягкая игрушка или любой другой предмет). Следующий участник продолжает рассказывать о себе и передает талисман следующему участнику.
Игра-разминка "Ладошки "
Участники закрывают глаза, поднимают ладони на уровне плеч и ищут друг друга. Встретившись, они соприкасаются, здороваются ладошками.
По окончании ребята делятся впечатлениями.
Психолог: В школе, в кружках, секциях… мы все собираемся вместе, здесь нас ждут одноклассники, друзья, учителя, тренеры. Каждый из вас — интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в отношения, в общие дела, например, класса.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёра по общению. Чтобы понимать других, прежде надо учиться понимать себя.
Упражнение «Я – это я!»
Цель: помочь увидеть новые оттенки в самом себе, определить соотношение в своем сознании желаемого и действительного.
Упражнение выполняется стоя, руки раскинуты в стороны, ладонями вверх, глаза закрыты.
Психолог: Представьте, что на каждой вашей ладони стоит сосуд. В одном из них – ваши мечты, желания, в другом – то, что вы умеете, ваши навыки. Настройтесь на себя. Какая «чаша весов» перевешивает, как соотносятся в вашем сознании «хочу и могу»?
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: показать многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности.
Упражнение выполняется письменно на листе бумаги.
1. Я —…
Я умею…
3. Я хочу…
4. Внешне я…
5. Мне хотелось бы быть в идеале…
6. Мне можно…
7. Мне нельзя…
8. Я могу научиться…
9. Как юноша (девушка) я…
10. Как школьник я…
11. В классе я…
12. На улице я…
13. Дома я…
14.Когда окончу школу, я…
15. Я буду …
16. Я могу быть партнером…
17. Я могу работать…
18. Я люблю…
19. Я не люблю…
20. Я мечтаю…
21. Я надеюсь…
22. Я верю…
По желанию эти записи можно прочитать вслух.
Игра «Отражение»
Педагог-психолог предлагает участникам разбиться на пары и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Дети протягивают руки на уровне груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Важно, чтобы ладони не соприкасались.
Сначала один игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они — отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.
Затем ведущим становится второй участник и выполняет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 минуты).
На следующем этапе инициатива в движении рук должна поочередно переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать осторожно и медленно. На выполнение задания отводится 2 минуты.
Обсуждение: Затем игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, насколько успешно им удавалось взаимодействовать).
Рисунок «Внутренняя сущность»
Цель: визуализация индивидуального представления о своей внутренней сущности.
Психолог: Попробуйте сейчас выполнить рисунок, который отражал бы ваш внутренний мир, ваши эмоции. Это может быть цветовая гамма или какой-то фрагмент пейзажа, отражающий всю гамму ваших ощущений. Приступайте!
Педагог-психолог включает спокойную музыку, и участники рисуют.
Игра «Понимание – Взаимопонимание»
Цель: закрепление участниками знаний о самом себе; формирование умения понимать другого; развитие коммуникативных навыков.
Психолог: Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Если что-то не так, измените положение.
Чтобы легче было сосредоточиться на себе и чтобы воображение работало ярче, закроем глаза. Позволим себе немного расслабиться, настолько, насколько вам этого сейчас хочется.
Давайте поразмышляем вместе.
Вся наша жизнь состоит из ситуаций выбора – мы выбираем, нас выбирают. Совпадения бывают не всегда. Нам очень хочется быть в гармонии с окружающим нас людьми, миром, но из-за нашей занятости, из-за неумения, а порой невнимания далеко не всегда нам удается правильно понять другого, верно оценить его настроение, прочувствовать его.
Представьте себе на своем внутреннем экране человека, которого вам очень хотелось бы лучше понять. Посмотрите на этого человека, посмотрите ему в глаза, постарайтесь понять, что у него в душе. Бывает ли этот человек одинок? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Бывает ли ему иногда грустно, больно, радостно?
Каждый из вас видит сейчас перед собой совершенно удивительного человека. Он удивителен хотя бы тем, что другого такого нет на свете, и никогда больше не будет. Но в то же время он такой же, как и вы. Он тоже, как и вы, хочет быть счастливым, ему так же порой бывает страшно, он тоже порой ошибается, делает глупости, страдает от этого. Ему так же, как и вам, хочется быть понятым…
В своем воображении смоделируйте ситуацию. Что бы вы хотели для него сделать, чтобы он стал счастливее?
А сейчас вспомните, что вы здесь не одни, что вы сидите в удобных креслах среди друзей. Почувствуйте, как хорошо они к вам относятся.
Представьте лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Пожелайте им добра, счастья и любви. И как только вы почувствуете, что вы проделали всю свою внутреннюю работу до конца, что вам больше не хочется ни о чем думать, что вы отдохнули, то вы откроете глаза.
Каждый откроет глаза тогда, когда ему этого захочется!
Психолог обращает внимание детей на то, что их рисунки выполнены на необычных листах, если их соединить, получатся крылья бабочек. Психолог предлагает подросткам объединить рисунки и создать панно на листе ватмана «Взаимопонимание» (групповая работа детей).
Обсуждение;
Комфортно ли вам было работать друг с другом? Почему?
Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?
Можно ли сказать, что это одна поляну, или при взгляде на панно создается впечатление, что это разные поляны?
—Что вы можете добавить, чтобы было видно, что это одна поляна?
Рефлексия:
Участники занятия обсуждают игры, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.
Завершение занятия.
Психолог: спасибо за продуктивную работу.
Список использованной литературы:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПБ., 2003.
2. Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПБ., 2008.
3. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. М., 2004.
4. Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПБ., 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.