Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Оценка 4.6

Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
15.02.2018
Психологическое  общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Значительная часть трудностей педагогов обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки, сколько сферы профессионально- педагогического общения. В общении происходит становление индивидуальности как обучающихся, так и педагогов. Педагогическое общение ориентируется на достоинстве человека как важнейшую ценность общения и на такие этические ценности, как честность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, откровенность, верность слову. Направленность педагогического общения: 1. На учебное взаимодействие ( обоюдное: учитель - ученик) 2. На обучающихся (дисциплинарное, воспитательное, коммуникативное) 3. На предмет освоения. Ориентированность педагогического общения на субъектов: 1. Личностная 2. Социальная 3. Предметная Составляющие педагогического общения: 1. Личностно ориентированное общение 2. Предметно ориентированное общение 3. Социально ориентированное общение Классификация моделей общения (общение в процессе обучения) 1. Учебно - дисциплинарная модель Девиз такого взаимодействия : « Делай, как я». Характерен авторитарный стиль общения. Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения : диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. 2. Личностно ориентированная модель Цель - обеспечить ребенка чувство психологической защищенности, доверие к миру, радость существования, развитие индивидуальности. Характерен диалогический тип общения. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации. Тактика общения: сотрудничество. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Сегодня все больше признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, которая предусматривает взаимно направленное взаимодействие участников целостного педагогического процесса , а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогического общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания. Классификация моделей общения (коммуникативные функции) 1.Информационная модель Применяется для передачи и получения информации, расширения лексикона и тезауруса обучаемых. Расширяет информационный фонд участников общения, разъясняет обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет конкретные факты, позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение. Формы: доклад, сообщение, лекция, беседа, консультация, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач, письменные работы (рефераты, контрольные, проектные работы). Для достижения эффективности коммуникации необходимо учитывать: познавательные возможности конкретных собеседников; индивидуальные установки собеседников на получение новой информации; интеллектуальные возможности собеседников для переработки, понимания и восприятия информации. 2. Убеждающая модель Основа: деятельность или процесс, в котором педагог пытается вызвать изменение во взглядах, отношении или поведении другого человека через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободного выбора. Задача: превратить противоположные мнения в совпадающие. Успешный результат: участник взаимодействия в состоянии самостоятельно обосновать принятое им решение, оценить положительные и отрицательные стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений. Целесообразно использовать при взаимодействии с продвинутыми ---обучаемыми: -компетентными; -имеющими своё мнение; -владеющими умением вести свою линию, аргументировать свою позицию. 3. Экспрессивная модель Цель: передать чувства и ощущения, вызвать соответствующие эмоции, сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, побудить к деятельности. Средства: вербальные и невербальные коммуникативные техники, аудио-, видео - и другие иллюстративные материалы. 4. Внушающая модель Применяется в работе с социально незрелыми подростками, нуждающимися в мотивационной коррекции. Цель: сформировать определенные установки, осуществить внушение, привлечь к какой-либо деятельности. Внушению подвержены те участники взаимодействия в образовательном процессе, которые слабо информированы, находятся в тревожном эмоциональном состоянии, слабы духом и волей, верят авторитетам, имеют низкую самооценку, беспокойны, впечатлительны, неуверенные в себе и т.п. Для достижения контакта педагогу следует: -говорить спокойно; -использовать технику КиЯ (коротко и ясно); -не использовать фразы, которые содержат не более 13 слов; -не использовать фразы, которые длятся без паузы более 6 секунд. 5. Ритуальная модель Условия применения: -необходимо закрепить и поддержать конвенциональные отношения в деловой среде; -обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах детей; -сохранить ритуальные традиции организации. Условия организации: - церемониальный характер акций взаимодействия; -художественно оформленная среда; -праздничное или адекватное ситуации настроение; -опора на национальные традиции и нормы общения. В образовательном процессе при соорганизации взаимодействия обучающихся педагогу приходится использовать разные модели и в разной последовательности в зависимости от цели обучения, особенностей контингента обучаемых, складывающейся ситуации и формы взаимодействия. Стиль педагогического общения представляет собой синтетическую характеристику взаимодействия педагога и обучающихся, обобщенное описание типичных коммуникативных приёмов, способов, тактик, применяемых учителем в общении с учащимися
Психологическое общение педагогов.docx
Психологическое  общение педагогов, как главный механизм достижения  основных целей обучения и воспитания. Значительная часть трудностей педагогов обусловлена не столько  недостатками научной и методической подготовки, сколько сферы  профессионально­ педагогического общения. В общении происходит становление индивидуальности как обучающихся, так  и педагогов. Педагогическое общение ориентируется на достоинстве человека как важнейшую ценность общения и на такие этические ценности, как  честность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота,  откровенность, верность слову. Направленность педагогического общения: 1. На учебное взаимодействие  ( обоюдное: учитель ­ ученик) 2. На обучающихся (дисциплинарное, воспитательное, коммуникативное) 3. На предмет освоения. Ориентированность педагогического общения на субъектов: 1. Личностная  2. Социальная  3. Предметная  Составляющие педагогического общения: 1. Личностно ориентированное общение 2. Предметно ориентированное общение 3. Социально ориентированное общение Классификация моделей общения (общение в процессе обучения) 1. Учебно ­ дисциплинарная модель Девиз такого взаимодействия : « Делай, как я». Характерен авторитарный  стиль общения. Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы,  наказания, нотации, окрик. Тактика общения : диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и  контролирующих инстанций. В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на  личность ребенка. 2. Личностно ориентированная модель Цель ­ обеспечить ребенка чувство психологической защищенности, доверие к миру, радость существования, развитие индивидуальности.  Характерен  диалогический тип общения.  Способы общения: понимание, признание и  принятие личности ребенка,  основанное на формирующейся  у взрослых  способности к децентрации. Тактика общения:  сотрудничество. Личностная позиция педагога: исходить  из  интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Сегодня все больше признание приобретает концепция педагогического  процесса как диалога, которая предусматривает взаимно направленное  взаимодействие участников целостного педагогического процесса , а также  методы групповой дискуссии. В этом плане педагогического общение  выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и  воспитания. Классификация моделей общения (коммуникативные функции) 1.Информационная модель Применяется для передачи и получения информации, расширения лексикона  и тезауруса  обучаемых.  Расширяет информационный фонд участников общения, разъясняет  обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет  конкретные факты,  позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение.  Формы:  доклад, сообщение, лекция, беседа, консультация, просмотр видео­ и  телевизионных обучающих передач,  письменные работы (рефераты,  контрольные, проектные работы). Для достижения эффективности коммуникации необходимо учитывать: познавательные возможности конкретных собеседников; индивидуальные установки собеседников на получение новой информации; интеллектуальные возможности собеседников для переработки, понимания и  восприятия информации. 2. Убеждающая модель Основа: деятельность или процесс, в котором педагог пытается вызвать  изменение во взглядах, отношении или поведении другого человека через  передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую  степень свободного выбора.  Задача: превратить противоположные мнения в совпадающие.  Успешный результат: участник взаимодействия в состоянии самостоятельно  обосновать принятое им решение, оценить положительные и отрицательные  стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений. Целесообразно использовать при взаимодействии с продвинутыми  ­­­обучаемыми:  ­компетентными;  ­имеющими своё мнение; ­владеющими умением вести свою линию, аргументировать свою позицию. 3. Экспрессивная модель Цель: передать чувства и ощущения, вызвать соответствующие эмоции,  сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой,  побудить к деятельности.  Средства: вербальные и невербальные коммуникативные техники, аудио­,  видео ­ и другие иллюстративные материалы. 4. Внушающая модель Применяется в работе с социально незрелыми подростками, нуждающимися в  мотивационной коррекции.  Цель: сформировать определенные установки, осуществить внушение,  привлечь к какой­либо деятельности.  Внушению подвержены те участники взаимодействия в образовательном  процессе, которые слабо информированы, находятся в тревожном  эмоциональном состоянии, слабы духом и волей, верят авторитетам, имеют  низкую самооценку, беспокойны, впечатлительны, неуверенные в себе и т.п.  Для достижения контакта педагогу следует:  ­говорить спокойно; ­использовать технику КиЯ (коротко и ясно); ­не использовать фразы, которые содержат не более 13 слов; ­не использовать фразы, которые длятся без паузы более 6 секунд. 5. Ритуальная модель  Условия применения: ­необходимо закрепить и поддержать конвенциональные отношения в деловой среде; ­обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах  детей;  ­сохранить ритуальные традиции организации. Условия организации: ­ церемониальный характер акций взаимодействия;  ­художественно оформленная среда; ­праздничное или адекватное ситуации настроение;  ­опора на национальные традиции и нормы общения. В образовательном процессе при соорганизации взаимодействия обучающихся педагогу приходится использовать разные модели и в разной  последовательности в зависимости от цели обучения, особенностей  контингента обучаемых, складывающейся ситуации и формы взаимодействия. Стиль педагогического общения представляет собой синтетическую  характеристику взаимодействия педагога и обучающихся, обобщенное  описание типичных коммуникативных приёмов, способов, тактик,  применяемых учителем в общении с учащимися. Стили педагогического общения 1. Автократический Педагог осуществляет единоличное управление детским  коллективом, не  позволяя высказывать свои взгляды и критические замечания,  последовательно предъявляет к обучающимся требования и осуществляет  жесткий контроль за их исполнением. 2. Авторитарный  Педагог допускает возможность для учеников участвовать в обсуждении  вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете,  принимает учитель в соответствии со своими установками. 3. Демократический Внимание и учёт педагогом мнений учащихся, стремление понять их, убедить, а не приказывать, построение диалогического общения «на равных». 4. Игнорирующий  Педагог стремится как можно меньше вмешиваться в  жизнедеятельность  школьников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь  формальным выполнением обязанностей:  передачи учебной и  административной информации. 5. Попустительский Педагог устраняется от руководства обучающимися либо идёт на поводу «их  желаний» 6. Алогичный  Педагог в зависимости от внешних обстоятельств и эмоционального  состояния осуществляет любой из названных стилей  руководства, что ведет к дезорганизации и появлению конфликтных ситуаций. Стили педагогических общений предложенных В.А.Кан­Калитк: 1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога  ­отражает отношения к педагогической деятельности в целом. О таких  педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!» 2. Общение на основе дружеского расположения ­предполагает  увлеченность общим делом. Педагог выполняет  роль наставника,  старшего товарища, участника совместной учебной деятельности 3. Общение­дистанция ­ прослеживается дистанция во всех сферах, в  обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со  ссылкой на опыт и возраст. 4. Общение­устрашение ­негативная форма общения, которая вскрывает  педагогическую несостоятельность прибегающего к нему  преподавателя. 5. Общение­заигрывание ­характерен для молодых преподавателей,  стремящихся к популярности. Обеспечивает лишь ложный, дешевый  авторитет. Типология профессиональных позиций учителя.  Модель  I    «Сократ»  Центральным звеном является педагог с репутацией любителя споров и  дискуссий, который намеренно их провоцирует на занятиях.  Педагогу свойственны индивидуализм, несистематичность в организации  учебного процессе из­за постоянной конфронтации. Учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.  Модель II «Руководитель дискуссии» Главным в учебно­воспитательном процессе считается достижение согласия и  установление сотрудничества между обучающимися. Педагогу отводится роль посредника, для которого поиск демократического  согласия важнее результата дискуссии.  Модель III «Мастер» Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному  копированию, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни  вообще.  Модель IV «Генерал» Педагог избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен,  жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а  ученик должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам.  Модель V «Менеджер» Стиль сопряжен с атмосферой эффективной деятельности детского  коллектива, поощрением их инициативы и самостоятельности.  Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой  задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.  Модель VI  «Тренер» Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Обучающиеся подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не  важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу  отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное ­  конечный результат, блестящий успех, победа.  Модель VII   «Гид» Педагог является воплощением ходячей энциклопедии. Ответы на все  вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и  именно поэтому зачастую откровенно скучен. Оптимальное педагогическое общение ‒ это такое общение педагога с  обучающимися, которое создаёт наилучшие условия для развития  мотивации детей и творческого характера учебной деятельности, для  правильного формирования личности школьника. Оптимальное педагогическое общение обеспечивает благоприятный  эмоциональный климат, управление социально­психологическими процессами  в детском коллективе и позволяет педагогу максимально использовать  собственные личностные особенности.  Личность учителя становится основным инструментом осуществления  педагогической деятельности. Завоевание учителем инициативы как  средство управления учебно­ познавательной деятельностью Рекомендации для учителя: *оперативная организация изначального контакта с классом;  *оперативный переход от организационных процедур к деловому и  личностному общению; *предупреждение возникновения «простоев» между организационными и  содержательными аспектами начала взаимодействия;  *оперативное достижение социально­психологического единства с классом,  формирование чувства «мы»; *постановка учебных задач и проблемных вопросов, которые в начальный  момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;  *сокращение количества запрещающих педагогических требований и  расширение позитивно­ориентированных педагогических воздействий; *обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость,  собранность, активность, доброжелательность, обаяние;  *адекватная реализация речевых и неречевых средств взаимодействия,  активное включение мимики, контакта глазами, жестов и т.п.;  *выражение собственной расположенности к детям, доброжелательность и  открытость;  *формулирование ярких, притягательных целей и стимулирование поиска  путей их достижения;  *проявление понимания ситуативной внутренней настроенности учащихся;  *достижение и поддержание контакта в общении, установление ситуативного  взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителе. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от  уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.  Для установления положительных взаимоотношений с учащимися  педагог должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому  из участников процесса обучения, быть сопричастным к победам и  поражениям, успехам и ошибкам детей, сопереживать им.

Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое  общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое  общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое  общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое  общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое  общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Психологическое  общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018