Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
15.02.2018
Значительная часть трудностей педагогов обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки, сколько сферы профессионально- педагогического общения.
В общении происходит становление индивидуальности как обучающихся, так и педагогов. Педагогическое общение ориентируется на достоинстве человека как важнейшую ценность общения и на такие этические ценности, как честность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, откровенность, верность слову.
Направленность педагогического общения:
1. На учебное взаимодействие ( обоюдное: учитель - ученик)
2. На обучающихся (дисциплинарное, воспитательное, коммуникативное)
3. На предмет освоения.
Ориентированность педагогического общения на субъектов:
1. Личностная
2. Социальная
3. Предметная
Составляющие педагогического общения:
1. Личностно ориентированное общение
2. Предметно ориентированное общение
3. Социально ориентированное общение
Классификация моделей общения (общение в процессе обучения)
1. Учебно - дисциплинарная модель
Девиз такого взаимодействия : « Делай, как я». Характерен авторитарный стиль общения.
Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
Тактика общения : диктат или опека.
Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка.
2. Личностно ориентированная модель
Цель - обеспечить ребенка чувство психологической защищенности, доверие к миру, радость существования, развитие индивидуальности. Характерен диалогический тип общения. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации.
Тактика общения: сотрудничество. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Сегодня все больше признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, которая предусматривает взаимно направленное взаимодействие участников целостного педагогического процесса , а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогического общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Классификация моделей общения (коммуникативные функции)
1.Информационная модель
Применяется для передачи и получения информации, расширения лексикона и тезауруса обучаемых.
Расширяет информационный фонд участников общения, разъясняет обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет конкретные факты, позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение.
Формы: доклад, сообщение, лекция, беседа, консультация, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач, письменные работы (рефераты, контрольные, проектные работы).
Для достижения эффективности коммуникации необходимо учитывать:
познавательные возможности конкретных собеседников;
индивидуальные установки собеседников на получение новой информации;
интеллектуальные возможности собеседников для переработки, понимания и восприятия информации.
2. Убеждающая модель
Основа: деятельность или процесс, в котором педагог пытается вызвать изменение во взглядах, отношении или поведении другого человека через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободного выбора.
Задача: превратить противоположные мнения в совпадающие.
Успешный результат: участник взаимодействия в состоянии самостоятельно обосновать принятое им решение, оценить положительные и отрицательные стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений.
Целесообразно использовать при взаимодействии с продвинутыми ---обучаемыми:
-компетентными;
-имеющими своё мнение;
-владеющими умением вести свою линию, аргументировать свою позицию.
3. Экспрессивная модель
Цель: передать чувства и ощущения, вызвать соответствующие эмоции, сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, побудить к деятельности.
Средства: вербальные и невербальные коммуникативные техники, аудио-, видео - и другие иллюстративные материалы.
4. Внушающая модель
Применяется в работе с социально незрелыми подростками, нуждающимися в мотивационной коррекции.
Цель: сформировать определенные установки, осуществить внушение, привлечь к какой-либо деятельности.
Внушению подвержены те участники взаимодействия в образовательном процессе, которые слабо информированы, находятся в тревожном эмоциональном состоянии, слабы духом и волей, верят авторитетам, имеют низкую самооценку, беспокойны, впечатлительны, неуверенные в себе и т.п.
Для достижения контакта педагогу следует:
-говорить спокойно;
-использовать технику КиЯ (коротко и ясно);
-не использовать фразы, которые содержат не более 13 слов;
-не использовать фразы, которые длятся без паузы более 6 секунд.
5. Ритуальная модель
Условия применения:
-необходимо закрепить и поддержать конвенциональные отношения в деловой среде;
-обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах детей;
-сохранить ритуальные традиции организации.
Условия организации:
- церемониальный характер акций взаимодействия;
-художественно оформленная среда;
-праздничное или адекватное ситуации настроение;
-опора на национальные традиции и нормы общения.
В образовательном процессе при соорганизации взаимодействия обучающихся педагогу приходится использовать разные модели и в разной последовательности в зависимости от цели обучения, особенностей контингента обучаемых, складывающейся ситуации и формы взаимодействия.
Стиль педагогического общения представляет собой синтетическую характеристику взаимодействия педагога и обучающихся, обобщенное описание типичных коммуникативных приёмов, способов, тактик, применяемых учителем в общении с учащимися
Психологическое общение педагогов.docx
Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения
основных целей обучения и воспитания.
Значительная часть трудностей педагогов обусловлена не столько
недостатками научной и методической подготовки, сколько сферы
профессионально педагогического общения.
В общении происходит становление индивидуальности как обучающихся, так
и педагогов. Педагогическое общение ориентируется на достоинстве человека
как важнейшую ценность общения и на такие этические ценности, как
честность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота,
откровенность, верность слову.
Направленность педагогического общения:
1. На учебное взаимодействие ( обоюдное: учитель ученик)
2. На обучающихся (дисциплинарное, воспитательное, коммуникативное)
3. На предмет освоения.
Ориентированность педагогического общения на субъектов:
1. Личностная
2. Социальная
3. Предметная
Составляющие педагогического общения:
1. Личностно ориентированное общение
2. Предметно ориентированное общение
3. Социально ориентированное общение
Классификация моделей общения (общение в процессе обучения)
1. Учебно дисциплинарная модель
Девиз такого взаимодействия : « Делай, как я». Характерен авторитарный
стиль общения.
Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы,
наказания, нотации, окрик.
Тактика общения : диктат или опека.
Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и
контролирующих инстанций.
В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на
личность ребенка.
2. Личностно ориентированная модель
Цель обеспечить ребенка чувство психологической защищенности, доверие к
миру, радость существования, развитие индивидуальности. Характерен
диалогический тип общения. Способы общения: понимание, признание и
принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых
способности к децентрации.
Тактика общения: сотрудничество. Личностная позиция педагога: исходить
из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Сегодня все больше признание приобретает концепция педагогического
процесса как диалога, которая предусматривает взаимно направленное
взаимодействие участников целостного педагогического процесса , а также
методы групповой дискуссии. В этом плане педагогического общение
выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и
воспитания.
Классификация моделей общения (коммуникативные функции)
1.Информационная модель
Применяется для передачи и получения информации, расширения лексикона
и тезауруса обучаемых.
Расширяет информационный фонд участников общения, разъясняет
обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет конкретные факты,
позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение.
Формы: доклад, сообщение, лекция, беседа, консультация, просмотр видео и
телевизионных обучающих передач, письменные работы (рефераты,
контрольные, проектные работы).
Для достижения эффективности коммуникации необходимо учитывать:
познавательные возможности конкретных собеседников;
индивидуальные установки собеседников на получение новой информации;
интеллектуальные возможности собеседников для переработки, понимания и
восприятия информации.
2. Убеждающая модель
Основа: деятельность или процесс, в котором педагог пытается вызвать
изменение во взглядах, отношении или поведении другого человека через
передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую
степень свободного выбора.
Задача: превратить противоположные мнения в совпадающие.
Успешный результат: участник взаимодействия в состоянии самостоятельно
обосновать принятое им решение, оценить положительные и отрицательные
стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений.
Целесообразно использовать при взаимодействии с продвинутыми
обучаемыми:
компетентными;
имеющими своё мнение;
владеющими умением вести свою линию, аргументировать свою позицию.
3. Экспрессивная модель
Цель: передать чувства и ощущения, вызвать соответствующие эмоции,
сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой,
побудить к деятельности.
Средства: вербальные и невербальные коммуникативные техники, аудио,
видео и другие иллюстративные материалы.
4. Внушающая модель Применяется в работе с социально незрелыми подростками, нуждающимися в
мотивационной коррекции.
Цель: сформировать определенные установки, осуществить внушение,
привлечь к какойлибо деятельности.
Внушению подвержены те участники взаимодействия в образовательном
процессе, которые слабо информированы, находятся в тревожном
эмоциональном состоянии, слабы духом и волей, верят авторитетам, имеют
низкую самооценку, беспокойны, впечатлительны, неуверенные в себе и т.п.
Для достижения контакта педагогу следует:
говорить спокойно;
использовать технику КиЯ (коротко и ясно);
не использовать фразы, которые содержат не более 13 слов;
не использовать фразы, которые длятся без паузы более 6 секунд.
5. Ритуальная модель
Условия применения:
необходимо закрепить и поддержать конвенциональные отношения в деловой
среде;
обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах
детей;
сохранить ритуальные традиции организации.
Условия организации:
церемониальный характер акций взаимодействия;
художественно оформленная среда;
праздничное или адекватное ситуации настроение;
опора на национальные традиции и нормы общения.
В образовательном процессе при соорганизации взаимодействия обучающихся
педагогу приходится использовать разные модели и в разной
последовательности в зависимости от цели обучения, особенностей
контингента обучаемых, складывающейся ситуации и формы взаимодействия.
Стиль педагогического общения представляет собой синтетическую
характеристику взаимодействия педагога и обучающихся, обобщенное
описание типичных коммуникативных приёмов, способов, тактик,
применяемых учителем в общении с учащимися.
Стили педагогического общения
1. Автократический
Педагог осуществляет единоличное управление детским коллективом, не
позволяя высказывать свои взгляды и критические замечания,
последовательно предъявляет к обучающимся требования и осуществляет
жесткий контроль за их исполнением.
2. Авторитарный
Педагог допускает возможность для учеников участвовать в обсуждении
вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете,
принимает учитель в соответствии со своими установками. 3. Демократический
Внимание и учёт педагогом мнений учащихся, стремление понять их, убедить,
а не приказывать, построение диалогического общения «на равных».
4. Игнорирующий
Педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность
школьников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь
формальным выполнением обязанностей: передачи учебной и
административной информации.
5. Попустительский
Педагог устраняется от руководства обучающимися либо идёт на поводу «их
желаний»
6. Алогичный
Педагог в зависимости от внешних обстоятельств и эмоционального
состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к
дезорганизации и появлению конфликтных ситуаций.
Стили педагогических общений предложенных В.А.КанКалитк:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога
отражает отношения к педагогической деятельности в целом. О таких
педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»
2. Общение на основе дружеского расположения предполагает
увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника,
старшего товарища, участника совместной учебной деятельности
3. Общениедистанция прослеживается дистанция во всех сферах, в
обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со
ссылкой на опыт и возраст.
4. Общениеустрашение негативная форма общения, которая вскрывает
педагогическую несостоятельность прибегающего к нему
преподавателя.
5. Общениезаигрывание характерен для молодых преподавателей,
стремящихся к популярности. Обеспечивает лишь ложный, дешевый
авторитет.
Типология профессиональных позиций учителя.
Модель I «Сократ»
Центральным звеном является педагог с репутацией любителя споров и
дискуссий, который намеренно их провоцирует на занятиях.
Педагогу свойственны индивидуализм, несистематичность в организации
учебного процессе изза постоянной конфронтации.
Учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II «Руководитель дискуссии»
Главным в учебновоспитательном процессе считается достижение согласия и
установление сотрудничества между обучающимися. Педагогу отводится роль посредника, для которого поиск демократического
согласия важнее результата дискуссии.
Модель III «Мастер»
Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному
копированию, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни
вообще.
Модель IV «Генерал»
Педагог избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен,
жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а
ученик должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам.
Модель V «Менеджер»
Стиль сопряжен с атмосферой эффективной деятельности детского
коллектива, поощрением их инициативы и самостоятельности.
Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой
задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI «Тренер»
Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности.
Обучающиеся подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не
важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу
отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное
конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII «Гид»
Педагог является воплощением ходячей энциклопедии. Ответы на все
вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и
именно поэтому зачастую откровенно скучен.
Оптимальное педагогическое общение ‒ это такое общение педагога с
обучающимися, которое создаёт наилучшие условия для развития
мотивации детей и творческого характера учебной деятельности, для
правильного формирования личности школьника.
Оптимальное педагогическое общение обеспечивает благоприятный
эмоциональный климат, управление социальнопсихологическими процессами
в детском коллективе и позволяет педагогу максимально использовать
собственные личностные особенности.
Личность учителя становится основным инструментом осуществления
педагогической деятельности.
Завоевание учителем инициативы как средство управления учебно
познавательной деятельностью
Рекомендации для учителя:
*оперативная организация изначального контакта с классом;
*оперативный переход от организационных процедур к деловому и
личностному общению; *предупреждение возникновения «простоев» между организационными и
содержательными аспектами начала взаимодействия;
*оперативное достижение социальнопсихологического единства с классом,
формирование чувства «мы»;
*постановка учебных задач и проблемных вопросов, которые в начальный
момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
*сокращение количества запрещающих педагогических требований и
расширение позитивноориентированных педагогических воздействий;
*обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость,
собранность, активность, доброжелательность, обаяние;
*адекватная реализация речевых и неречевых средств взаимодействия,
активное включение мимики, контакта глазами, жестов и т.п.;
*выражение собственной расположенности к детям, доброжелательность и
открытость;
*формулирование ярких, притягательных целей и стимулирование поиска
путей их достижения;
*проявление понимания ситуативной внутренней настроенности учащихся;
*достижение и поддержание контакта в общении, установление ситуативного
взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии
с учителе.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от
уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.
Для установления положительных взаимоотношений с учащимися
педагог должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому
из участников процесса обучения, быть сопричастным к победам и
поражениям, успехам и ошибкам детей, сопереживать им.
Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Психологическое общение педагогов, как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.