Психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе для 10-11 класса.

  • Работа в классе
  • doc
  • 20.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе для 10-11 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.Психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе для 10-11 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Иконка файла материала псих програм.doc
1 Психологическое сопровождения  образовательного процесса  в начальной школе в рамках внедрения ФГОС2 Содержание: I. Целевой раздел программы………………………………………………………………..4 Актуальность программы………………………………………………………………….....4 1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….5 2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………….8 3.  Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения  ФГОС ………………………………………………………………………..10 4. Формы работы психологического сопровождения в рамках введения  ФГОС……………………………………………………………………………………….…12 5. Структура психологического сопровождения учащихся в процессе  обучения……………………………………………………………………………….……14 6. Уровни внедрения системы психолого­педагогического сопровождения в рамках введения  ФГОС ……………………………………………………………………………...15 7. Этапы внедрения системы психолого­педагогического сопровождения в рамках введения  ФГОС ……………………………………………………………………………………...15 8. Ожидаемые  результаты внедрения психологического сопровождения учебно­ воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ……………..…………………16 II. Содержательный раздел программы……………………………………………………19 1. Психологическое сопровождение программы по  формированию культуры здорового и  безопасного образа жизни «Золотая лестница» (1­4класс)……………………………19 2.Психологическое сопровождение  по формированию и развитию универсальных учебных  действий у обучающихся на ступени начального образования  «Степени»….23 3. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми……………………….24 4. Психологическое сопровождение формирования культуры здорового и безопасного образа  жизни «Золотая лестница» (1­4класс)………………………………………………25 5. Психологическое сопровождение по развитию эмоционального интеллекта и компетентного социального поведения у детей младшего школьного  возраста…………………………………………………………………………………………. 6. Схема психолого­педагогического мониторинга  начального звена ………….117 Литература………………………………………………………………………………..1203 I. Целевой раздел программы. Актуальность программы В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация  развивающего  потенциала общего среднего образования,  актуальной задачей  становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической  составляющей фундаментального ядра образования.  Изменение парадигмы педагогического   образования   и   превращение   его   по   существу   в   образование   психолого­ педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в  процессе  своей  профессиональной  деятельности  обучение,  ориентированное  на развитие учащихся,   учет   их   особенностей   и   всестороннее   раскрытие   их   интеллектуального   и личностного потенциала. Введение   нового   стандарта   общего   образования   существенно   изменяет   всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических   знаний   в   содержании   и   организации   образовательной   среды   школы,   что делает   обязательной,   конкретной   и   измеримой   деятельность   педагога   ­   психолога   как полноценного   участника   образовательного   процесса.   Важное   место   в   образовательном процессе   занимают   психическое   здоровье   учащихся,   индивидуализация   образовательных маршрутов,   создание   психологически   безопасной   и   комфортной   образовательной   среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации   психологического   сопровождения   внедрения   ФГОС   как   на   муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения. Поэтому   и     возникла   необходимость   разработки   и   применения   системы   психолого­ педагогического сопровождения введения ФГОС в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала  бы диагностику, консультации, тренинги и  другие  формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса:   обучающихся,   родителей,   педагогов.   Данная   система   должна   обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.4 1. Пояснительная записка Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе   общего   образования   отвечает   новым   социальным   запросам,   отражающим   переход России   от   индустриального   к   постиндустриальному   информационному   обществу, основанному   на   знаниях   и   высоком   инновационном   потенциале.   Целью   образования   личностное   и   познавательное   развитие   учащихся, становится   общекультурное, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Универсализация   содержания   общего   образования   в   форме   выделения   неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является   реализация  развивающего  потенциала   общего   среднего   образования,  актуальной задачей  становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого­педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит   осуществлять   в   процессе   своей   профессиональной   деятельности   обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является   формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют: 1.   Личностные   результаты,   включающие   готовность   и   способность   обучающихся   к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно­смысловые5 установки   обучающихся,   отражающие   их   индивидуально­личностные   позиции,   социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; 2.   Метапредметные   результаты,   включающие   освоенные   обучающимися   универсальные учебные   действия   (познавательные,   регулятивные   и   коммуникативные),   обеспечивающие овладение   ключевыми   компетенциями,   составляющими   основу   умения   учиться,   и межпредметными   понятиями;   регулятивные   действия,   обеспечивающие   организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные,   логические,   действия   постановки   и   решения   проблем;   коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по   общению   или   деятельности,   умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в коллективном   обсуждении   проблем,   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Все   это   достигается   путем   сознательного,   активного   присвоения   учащимися социального   опыта.   При   этом   знания,   умения   и   навыки   (ЗУН)   рассматриваются   как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются   и   сохраняются   в   тесной   связи   с   активными   действиями   самих   учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Таким  образом,  мы   видим,  что  новые   образовательные   результаты  психологичны   и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком   предметных   (ЗУН),   но   и   способами   формирования   универсальных   учебных действий   и   личностных   результатов.   Именно   поэтому   так   важно   включение   психолога   в процесс   проектирования   и   реализации   мероприятий,   связанных   с   переходом   на   новые стандарты. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация   образовательных   маршрутов,   создание   психологически   безопасной   и комфортной   образовательной   среды.   Введение   нового   стандарта   общего   образования существенно   изменяет   всю   образовательную   ситуацию   в   школе,   определяя   точное   место формам   и   видам   приложения   психологических   знаний   в   содержании   и   организации образовательной   среды   школы,   что   делает   обязательной,   конкретной   и   измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа   психолога,   таким   образом,   становится   необходимым   элементом   системы управления   образовательным   процессом   школы,   поскольку   результаты   его   деятельности6 предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных   критериев   определяет   весь   процесс   модернизации   психолого­педагогической подготовки участников образовательного процесса. Среди критериев успешности психолого­педагогического сопровождения указываются: 1) успешность деятельности учащегося; 2)   осуществление   деятельности   без   значимых   нарушений   физического   и   психического здоровья; 3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением; 4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе. Чтобы   реализовать   требования,   которые   заложены   в   стандартах   образования   необходимо также осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на   первое   место   не   информированность   ученика   (учителя,   родителя),   а   способность организовывать свою работу.   Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку   самой   задачи,   оценивать   новый   опыт,   контролировать   эффективность собственных   действий.   Психологический   механизм   формирования   компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком   подходе   учебная   деятельность   периодически   приобретает   исследовательский   или практико­преобразовательный характер. Психологическое   сопровождение   внедрения   ФГОС   обладает   мощным   потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения   и   развития   школьника,   и   тех   требований,   которые   она   предъявляет   к   его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного   обучения   и   развития   школьников,   разработке   и   внедрению   определенных мероприятий,   форм   и   методов   работы,  которые   рассматриваются   как   условия   успешного обучения и развития школьников. 2. Цель и задачи программы. Цели программы: Создание системы психолого­педагогического сопровождения учебного эксперимента 1. для   создания   социально   –   психологических     условий   нормального   личностного   развития7 учащихся   (в   соответствии   с   нормой   развития   в   соответствующем   возрасте),   и   их социализации. 2. Обеспечение   психолого­педагогического   сопровождения   при   введении   Программы развития универсальных учебных действий. 3. Создание   здоровье   сберегающей   среды,   способствующей   развитию     личности школьника   посредством   формирования   условий,   способствующих   саморазвитию   и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения  4. удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей. Для достижения целей решаются следующие задачи: 1. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС; 2.Развитие   психолого­педагогической   компетентности   (психологической   культуры) учащихся, родителей, педагогов. 3.Обеспечение   преемственности   в   психологическом   сопровождении   формирования УУД у учащихся  младшего школьного возраста и учащихся основной школы. 4.Сопровождение в условиях основной школы: адаптация к новым условиям обучении; поддержка в решении задач личностного и ценностно­смыслового самоопределения и саморазвития;   помощь   в   решении   проблем   социализации:   учебные   трудности, проблемы   с   выбором   образовательного   и   профессионального   маршрута; формирование   жизненных   навыков;   формирования   навыков   позитивного коммуникативного общения;  профилактика нарушения эмоционально­волевой сферы; помощь   в   построении   конструктивных   отношений   с   родителями   и   сверстниками; профилактика девиантного поведения. Предпрофильная ориентация. Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой. 5.Систематически отслеживать психолого­педагогический статус ребенка и динамику его  психологического  развития  в  процессе  школьного обучения,  подбор методов  и средств оценки сформированности универсальных учебных действий. 6.     Выявление   особых   образовательных   потребностей   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья,   обусловленных   недостатками   в   их   физическом   и   (или) психическом развитии и осуществление индивидуально­ориентированной психолого­ медико­педагогической помощи таким детям. 7. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся,родителей на этапе внедрения ФГОС. 8 3.  Основные направления психологического сопровождения обучающихся  в рамках введения ФГОС 1. Профилактическое направление. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психопрофилактическая работа ­ обеспечение решения проблем, связанных с  обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: ∙ разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого  возрастного этапа; ∙ выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить  отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; ∙ предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую  возрастную ступень. 2. Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных  особенностей деятельности, сформированности определенных психологических  новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и  межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.9 Диагностика может быть индивидуальной и групповой. Этапы индивидуальной диагностики: ­ изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся  (определение проблемы, выбор метода исследования); ­ формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов  психического развития или формирования личности школьника (постановка  психологического диагноза); ­   разработка   рекомендаций,   программы   психокоррекционной   работы   с   учащимися, составление   долговременного   плана   развития   способностей   или   других   психологических образований.   Консультативное   направление  (помощь   в   решении   тех   проблем,   с   которыми   к 3. психологу обращаются учителя, учащиеся, родители). Индивидуальное   консультирование  ­   оказание   помощи   и   создание   условий   для развития   личности,     способности   выбирать   и   действовать   по   собственному   усмотрению, обучатся новому поведению. Групповое   консультирование   ­   информирование   всех   участников   образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Развивающее направление. 4. Развивающая   работа  (индивидуальная   и   групповая)   ­   формирование   потребности   в   новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. Коррекционное направление. 5.  Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) ­ организация работы прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Напраленно на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение   появления   вторичных   отклонений   в   развитии;   обеспечение   максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка. 6.Просветительско­образовательное направление. Психологическое просвещение и образование ­ формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного   личностного   развития   и   самоопределения   обучающихся,   воспитанников   на10 каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. 7.Профориентационное направление.              Психолого­педагогическая   поддержка   делает   процесс   профессионального   самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на   самопознание,   выявление   истинных   мотивов   их   выбора,   реальных   возможностей   и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.             4. Формы работы психологического сопровождения школы в рамках введения ФГОС  Решение   задач   психолого­педагогического   сопровождения   обучающихся   не   может быть  ограничено областью  непосредственного взаимодействия   психолога  с ребенком.  Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. 1. Работа с обучающимися ­   Профилактическая   работа  с   учащимися   с   целью   формирования   у   учащихся   знаний, установок,   личностных   ориентиров   и   норм   поведения,   обеспечивающих   сохранение   и укрепление   физического, формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.   психологического   и   социального   здоровья,  содействие ­   Выявление   учащихся   группы   риска   (методом   мониторинга),   сопровождение   одаренных учащихся,   находящихся   под   опекой     и   организация   индивидуальной     или   групповой коррекционно­развивающей работы. ­   Проведение   тренингов     с   учащимися   по   развитию   коммуникативных   и   регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.11 ­   Консультирование учащихся (помощь в решении проблем). ­   Профориентационная   работа.   Большое   внимание   при   сопровождении   учащихся     к социально­профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по   вопросам   выбора   профиля,   с   учетом   возрастных   особенностей   учащихся,   проведение элективных курсов «Твоя профессиональная карьера», сопровождение курса «мой выбор» (8 класс), «Мир профессий» (9 классы), проведение групповых   занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы). ­   Сопровождение   учащихся   в   рамках   подготовки   и   сдачи   государственной   итоговой аттестации. При   систематической   работе   достигаются   цели:   самореализации,   самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена. 2. Работа с педагогами и другими работниками школы. ­   Профилактическая   работа   с   учителями.Существенное   место   в   работе   с   учителями отводится   обучению   педагогов   установлению   психологически   грамотной,   развивающей системы   взаимоотношений   со   школьниками,   основанной   на   взаимопонимании   и   взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я­концепции, эмпатии,  разрешения   проблем,   оказания   психологической   поддержки   в   процессе   их взаимодействия со школьниками и коллегами. ­   Консультирование   учителей  по   вопросам   совершенствования   учебно—воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий). ­ Проведение семинаров, практических занятий, лекций Ожидания   и   достигаемые   цели:   просветительная   работа,   информация   по   вопросам личностного   роста.   Диагностический   материал,   создание   комфортной   психологической атмосферы   в   педагогическом   коллективе.   Индивидуальное   проведение   диагностических мероприятий. профессионального выгорания психолого­педагогических кадров   Повышение   психологической   компетентности   и   профилактика   3. Работа с родителями. ­ Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида   деятельности.   Оно   может   проводиться   как   в   традиционной   форме   –   групповые   и индивидуальные консультации, лекции, семинары,­ так и в достаточно новых для системы сопровождения   формах   совместных   семинаров­тренингов   по   развитию   навыков   общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и12 дети. ­   Профилактическая   работа   с   родителями   с   целью   обеспечения   родителей   знаниями   и навыками,   способствующими   развитию   эффективного,   развивающего   поведения   в   семье   в процессе   взаимодействия   с   детьми.   В   результате   их   проведения   становится   возможным формирование   групп   лидеров   из   родителей,   в   дальнейшем   активно   участвующих   в профилактической  деятельности. ­ Проведение  бесед,   лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности. Цель: повышения уровня психолого­педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка. 5.Структура психологического сопровождения учащихся  в процессе обучения. Педагогический  коллектив Администрация Родительский  коллектив Запрос на предмет  обеспечения  педагогической  системы Социальный  заказ Социально­ психологический  заказ13 Просветительская и  консультативная  работа Психологическая  служба Ученический коллектив Групповая работа Консультативная  работа Групповая  развивающая работа Профориентационная  работа Диагностическая  работа Психопрофилакти ческая работа Индивидуальная  работа Индивидуальная  консультация Индивидуальная  психодиагностическа я Индивидуальная  развивающая Личность учащихся Просветительская  работа 6.Уровни внедрения системы психолого­педагогического сопровождения учащихся  в рамках введения ФГОС. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный  руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении  задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие  самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка,  возникновения острых проблемных ситуаций.14 Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает  план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в  классе на основе психологических характеристик класса и учащихся. Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагогами­психологами, учителями­ предметниками,   классными   руководителями,   социальными   педагогами,   выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого­ медико­педагогического   консилиума   разрабатываются   план   дальнейших   действий, направленный   на   решение   возникших   трудностей   ребенка.   На   данном   уровне   также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями. 7.Этапы внедрения  системы психолого­педагогического сопровождения учебно­воспитательного процесса в рамках введения ФГОС  1 этап ­ подготовительный  ­ изучение и анализ модели сопровождения ; ­ поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную  практику идеи психолого­педагогического сопровождения; ­ определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности; ­ материально­техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение,  диагностическое и методическое оснащение). 2 этап – практический  ­ введение в школьную практику проведения психолого педагогического сопровождения в  рамках введения ФГОС ООО. ­ поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого­педагогического  сопровождения. 3 этап – корректирующий  ­ создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника; ­ корректировка системы психолого–педагогического сопровождения в рамках введения  ФГОС ООО.­ определение и внедрение инновационных направлений психолого­педагогического  сопровождения учебно­воспитательного процесса. 4 этап – обобщающий  ­обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического  сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО, ­ определение перспектив дальнейшего развития школы. 15 8. Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно­воспитательного процесса в рамках введения ФГОС. 1.  Гармоничное   развитие   учащихся,   способных   к   дальнейшему   развитию   своего   личностного, физического, интеллектуального потенциала; Основным   объектом   оценки   личностных   результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: – самоопределение     —     сформированность     внутренней     позиции   обучающегося   — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание   своей   этнической   принадлежности;   развитие   самоуважения   и   способности адекватно   оценивать   себя   и   свои   достижения,   видеть   сильные   и   слабые   стороны   своей личности; – смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися   на   основе   устойчивой   системы   учебно­познавательных   и социальных   мотивов;   понимания   границ   того,   «что   я   знаю»,   и   того,   «что   я   не   знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; – морально­этическая  ориентация  —  знание  основных моральных норм и ориентация на   их   выполнение     на   основе   понимания   их   социальной   необходимости;   способность   к моральной   децентрации   —   учёту   позиций,   мотивов   и   интересов   участников   моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических   чувств   —   стыда,   вины,   совести   как регуляторов морального поведения. Основным объектом оценки метапредметных результатов  служит  сформированность у   обучающегося   указанных выше   регулятивных,   коммуникативных   и   познавательных универсальных     действий,     т.   е.     таких     умственных     действий   обучающихся,   которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:16 способность   обучающегося   принимать   и   сохранять   учебную   цель   и   задачи; – самостоятельно   преобразовывать   практическую       задачу       в       познавательную;       умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;   умение   контролировать   и   оценивать свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении; – умение   осуществлять   информационный   поиск,   сбор   и выделение   существенной информации  из  различных  информационных источников; – умение     использовать     знаково­символические     средства   для   создания   моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических задач; – способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, обобщения, классификации   по   родовидовым     признакам,     установлению     аналогий,     отнесению     к известным понятиям; – умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  учебных  проблем, принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий. 2.  Успешная адаптация учащихся в учебно воспитательном процессе; 3. Успешная адаптация и социализация выпускников школы; 4. 5. Создание мониторинга психологического статуса школьника (приложение 1). Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды. II. Содержательный раздел программы. 1. Психологическое сопровождение программы УУД.17 Концепция   образования   дополняет   традиционное   содержание   и   обеспечивает преемственность   образовательного   процесса   (дошкольное   образование,   начальная   школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа психологического сопровождения, при   введении   пограммы   развития   универсальных   учебных   действий,         обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Универсальные учебные действия (УУД) ­ способность субъекта к саморазвитию  и самосовершенствованию   путем  сознательного  и  активного  присвоения   нового  социального опыта;   совокупность   действий   учащегося,   обеспечивающих   его   культурную   идентичность, социальную   компетентность,   толерантность,   способность   к   самостоятельному   усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: Коммуникативные   УУД­   обеспечивают   социальную   компетентность   и   сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные   действия   УУД   ­   обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию учащихся   (умение   соотносить   поступки   и  события   с  принятыми   этическими   принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях  и межличностных  отношениях. Применительно  к учебной деятельности следует   выделить   два   вида   действий:   1)   действие   смыслообразования;   2)   действие нравственно­этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные действия УУД ­ обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: ­ целеполагание; ­ планирование; ­ прогнозирование; ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата; ­ коррекция; ­ оценка. ­ волевая саморегуляция. Познавательные УУД­ включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Задачи   психологического   сопровождения   формирования   универсальных   учебных действии у обучающихся.выделение   условий   и   факторов   развития       универсальных   учебных   действий     в 18 выявление   возрастных   особенностей   для   формирования   универсальных   учебных • действий применительно к среднему образованию; • образовательном   процессе   и   составление   психолого­педагогических   рекомендаций   по   их развитию; • действий. подбор   методов   и   средств   оценки   сформированности     универсальных   учебных Направления   работы   психологического   сопровождения   универсальных   учебных действий. 1. Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно ­ воспитательного процесса   (сопровождение   индивидуальных   образовательных   траекторий,   оказание   помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС ООО). Диагностика  с   точки   зрения   требуемых   компетенций   обучающихся   по   завершении 2. определенного этапа обучения. Просвещение — преодоление ложных и надуманных психологических знаний, которые 3. бытуют как среди учителей, так и родителей. Экспертная   оценка  образовательных   и   учебных   программ,   проектов,   пособий, 4. профессиональной деятельности специалистов. 5. Развитие и коррекция. Ожидаемый результат  психологического сопровождения универсальных учебных действий. ­ в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников среднего звена будут сформированы   внутренняя   позиция   обучающегося,   адекватная   мотивация   учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. ­ в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. ­   в  сфере   познавательных   универсальных   учебных   действий  выпускники   научатся воспринимать   и   анализировать   сообщения   и   важнейшие   их   компоненты   —   тексты, использовать   знаково­символические   средства,   в   том   числе   овладеют   действием19 моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. ­ в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать   предметное   содержание   и   условия   деятельности   в   сообщениях,   важнейшими компонентами которых являются тексты. 2. Психологическое сопровождение духовно­нравственного направления. Цель: Создание условий по сопровождению процесса духовно­нравственного развития и воспитания подростков в образовательном пространстве. Задачи:  ­ отразить теоретические основы духовно­нравственного развития и воспитания школьников; ­     показать   особенности   духовно­нравственного   развития   и   воспитания     детей   на   разных ступенях школьного обучении; ­ разработать проекты, направленные на психологическое сопровождение процесса духовно­ нравственного развития и воспитания детей и подростков в образовательном пространстве. Направления работы:   1.   Профилактика  –   предупреждение   возникновения   явлений   дезадаптации   обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 2. Диагностика индивидуальная и групповая  ­  выявление наиболее важных особенностей деятельности,   поведения   и   психического   состояния   школьников,   которые   должны   быть учтены в процессе сопровождения. 3. Консультирование  (индивидуальное   и   групповое)   ­   оказание   помощи   и   создание условий   для   развития   личности,     способности   выбирать   и   действовать   по   собственному усмотрению, обучатся новому поведению. Развивающая   работа  (индивидуальная   и   групповая)   ­   формирование   потребности   в 4. новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. Коррекционная работа  (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде 5. всего   с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.20   Психологическое   просвещение   и   образование   ­  формирование   потребности   в 6. психологических   знаниях,   желания   использовать   их   в   интересах   собственного   развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников   на   каждом   возрастном   этапе,   а   также   в   своевременном   предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Экспертиза    проектов,   пособий, 7. образовательной   среды,   профессиональной   деятельности   специалистов   образовательного (образовательных   и   учебных   программ, учреждения). Ожидаемый результат: ценностное   отношение   к   Родине,   своему   народу,   своему   краю,   отечественному – культурно­историческому наследию, традициям, старшему поколению; – опыт социальной и межкультурной коммуникации; – представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений с людьми, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; – нравственно­этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; – уважительное отношение к традициям и обычаям; – неравнодушие   к   жизненным   проблемам   других   людей,   сочувствие   к   человеку, находящемуся в трудной ситуации; – способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и   обществе   в   целом,   анализировать   нравственную   сторону   своих   поступков   и   поступков других людей; – заботливое отношение к младшим; – – ценностное отношение к труду и творчеству; первоначальные   навыки   трудового   творческого   сотрудничества   со   сверстниками   и взрослыми; – осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; – потребности   и   умения   выражать   себя   в   различных   доступных   и   наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности; – мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.3. Психологическое сопровождение коррекционной работы. 21 Цель:  Создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы. Задачи: ­   выявить   особые   образовательные   потребности   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии. ­   определить   особенности   организации   образовательного   процесса   для   рассматриваемой категории   детей   в   соответствии   с   индивидуальными   особенностями   каждого   ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. ­  осуществить индивидуально ориентированную психолого­педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Направления работы: 1. Диагностическое направление. Организация и обеспечение психолого­медико­педагогического обследования обучающихся ограниченными возможностями здоровья для выявления недостатков в развитии и  особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2. Консультативное направление. Информирование   всех   участников   образовательного   процесса   по   вопросам,   связанным   с особенностями   образовательного   процесса   для   данной   категории   детей   с   целью   создания адаптивной   среды,   позволяющей   обеспечить   полноценную   интеграцию   и   личностную самореализацию в образовательном учреждении 3. Коррекционное направление. Уменьшить степень выраженности патологии, ее поведенческие последствия, предупредить появление   вторичных   отклонений   в   развитии,   обеспечить   максимальную   реализацию реабилитационного потенциала ребенка. 4. Динамический   контроль   помогает   отследить   эффективность   или   неэффективность разработанной программы, внести корректировки в перспективные планы. Ожидаемый результат: увеличение   доли   выявленных   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья, – своевременно получивших психологическую коррекционную помощь.22 увеличение доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья качественно – освоивших образовательную программу. – раннее   выявление   недостатков   в   развитии   и   особых   образовательных   потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – успешная   адаптация   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   к условиям образовательной среды. – уменьшение   степени   выраженности   патологии,   ее   поведенческих   последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии  ребенка 4. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми. Цель:  Создание условий для выявления, развития и поддержки видов одаренности в образовательной среде. Задачи: осуществлять подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности  детей с учетом возрастных особенностей.  создать банк данных по одаренным детям. повышение   психологической   компетентности   педагогов   и   родителей,   через  просветительскую деятельность,  для поддержки в развитии видов одаренности у детей.  Направления работы: Диагностика видов одаренности, выявление одаренных детей. 1. Коррекция   и   развитие   видов   одаренности,   направленные   на   развитие   личности 2. учащегося. Профилактика. Взаимодействие с педагогами и родителями с целью предотвращения 3. отклонений в поведении, способствование социализации учащихся Ожидаемый результат: 1.   сохранение   и   преумножение   интеллектуального   и   творческого   потенциала   учащихся (количества   обучающихся,   участвующих   в   проектно­исследовательских   деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах); 2.   постоянное   сотрудничество   между   педагогом   –   психологом,   педагогами   школы   и родителями для эффективной работы с одаренными детьми; (Использование рефлексивных листов   для   оценки   эффективности,   проведенных   мероприятий,   подготовка   педагогов   и родителей для работы с одаренными детьми);23 3. формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей. 5. Психологическое сопровождение формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Цель:     Создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию   личности школьника   посредством   формирования   условий,   способствующих   саморазвитию   и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Задачи: ­ сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; ­ научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; ­ сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; ­ дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; ­ обучить элементарным приёмам эмоциональной разгрузки (релаксации); ­ сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; ­   сформировать   представление   об   основных   компонентах   культуры   здоровья   и   здорового образа жизни;               ­ сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. Направления работы: 1. Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками,   способствующими   развитию   эффективного,   развивающего   поведения   в   семье   в процессе   взаимодействия   с   детьми.   В   результате   их   проведения   становится   возможным формирование   групп   лидеров   из   родителей,   в   дальнейшем   активно   участвующих   в профилактической  деятельности. 2. Профилактическая работа с учителями. Существенное   место   в   работе   с   учителями   отводится   обучению   педагогов   установлению психологически   грамотной,   развивающей   системы   взаимоотношений   со   школьниками, основанной   на   взаимопонимании   и   взаимном   восприятии   друг   друга.   Учителя   обучаются24 навыкам   формирования   адекватной   Я­концепции,   эмпатии,  разрешения   проблем,   оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами. 3. Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок,   личностных   ориентиров   и   норм   поведения,   обеспечивающих   сохранение   и укрепление физического, психологического и социального здоровья. Ожидаемый результат: формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; формирование установки на здоровый образ жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, – – – психологических   и   иных   особенностей,   развитие   потребности   в   занятиях   физической культурой и спортом; – повышение   уровня   информирования   о   негативных   социальных   явлениях,   факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); – усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию само разрушающих форм поведения; – наличие   навыков   решения   жизненных   проблем,   поиска,   восприятия   и   оказания социальной   поддержки   в   сложных   жизненных   ситуациях,   принятия   ответственности   за собственное поведение, эффективного общения. Схема психолого­педагогического мониторинга начального звена  Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных   действий   у   младших   школьников   в   условиях   реализации   федеральных государственных стандартов нового поколения. Задачи мониторинга: 1. отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. формирование   банка   методических   материалов   для   организации   и   проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; 5. обеспечение   преемственности   и   единообразия   в   процедурах   оценки   качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;25 6. разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.  Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях  обучения: 1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой  качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления  учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного  образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, позволит выявить  качественные изменения и определить общие тенденции в умственном развитии и  формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представить  результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося. 1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности. 2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление  группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в  школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи. 3 этап ­ обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление  особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших  школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития  школьника. 4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном  развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать  степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся,  нуждающихся в коррекции умственного развития. 5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня  обученности школьников и развития умственных способностей. 2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных  возрастных групп школьников проявляется по­разному. Чтобы понять специфику мотивов у  школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в  целом.  Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее  в следующих “контрольных” точках возрастов:     перед поступлением в 1­й класс; по окончании 1­го класса; по окончании начальной школы или в период поступления в 5­й класс; 3. Диагностика эмоционально­волевая и личностной сферы. Так как особенности  эмоционально­волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на  уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее  изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды:    поступление в первый класс и период обучения в первом классе; период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5­ом классе;26 Для реализации поставленных задач должен использоваться специально подобранный  инструментарий.  Психологический инструментарий должен подбираться по следующим основным  критериям:   валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические     методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров; стандартизированность исследовательских процедур; подобранные  психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании  унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных  данных, так как возникает необходимость сравнения результатов; сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах  возрастного становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические  методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта;  экономичность; в связи с загруженностью психологов необходим пакет методик,  требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же  время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых  процессов. Схема психолого­педагогического мониторинга начального звена № Диагностика Методика Класс  время проведения Октябрь/май Октябрь/май Октябрь/май Октябрь/май Коммуникативные  Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) Задание «Дорога к дому» (модифицированное  задание  Методика «Кто прав?» (модифицированная  методика Цукерман Г.А. и др.) «Проба на определение кол­во слов в  предложении» Карпова С.Н. «Кодирование Панасюклва А.Ю. Нахождение схем к заданиям  Рябинкиной А.Н. Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф.  Замбацявичене. Методика Амтхауэра Методика оценки уровня сформированности  учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина,  Е.В. Заика) Методика «Беседа о школе»  (модифицированный вариант Т. А. Нежновой,  Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера).  «Методика выявления характера атрибуции  успеха­неуспеха» Методика «Кто я?». Шкала выраженности учебно­познавательного  интереса Универсальные учебные действия нравственно­ этического оценивания. Задание на  норму справедливого  распределения. Выявление уровня  моральной дилеммы Пиаже  Ж. Мотивации учебной мотивации (Лускановой  Н.А.) Анкета для родителей.  Уровень тревожности методика «Дерево». Диагностика умственного развития Ясюкова  Познавательные Регулятивные  Личностные Классно обобщающий  контроль 1­2 1­4 2­4 1 1 1­3 1­2 3­4 1­4 1, 4 1­4 3­4 1­4 1­4 1­4 1Адаптация  Диагностика будущих первоклассников Диагностика уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы Л.А. Методика Филлипса Социометрия «Тест по определению уровня школьной  мотивации»  (автор Лусканова Н.Г.) Яюкова Л.А. –готовность к школьному  обучению. Методика Филлипса Социометрия «Тест по определению уровня школьной  мотивации»  (автор Лусканова Н.Г.) Амтхауэр. 27 октябрь 5 0 4 Октябрь­ноябрь Апрель­май Апрель­май Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга  дает возможность:        определить относительное место учащегося в классе и параллели; провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру; выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями; отследить динамику изменений результатов от года к году; провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам; получить сравнительную оценку качества работы учителей. Итоговый результат психологической диагностики должен предоставляться на  различных уровнях: 1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и  сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти  результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших  классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником. 2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее  развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель  может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат  предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения  позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно  выявить намечающиеся нарушения. 3 уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, районных и  городских управлений образования). Информация представлена в наиболее обобщенных  результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о  качестве образовательного процесса. Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику  изменения личностных характеристик ученика (ребенка), проанализировать соответствие  достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей  возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной  системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.  Работа с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить  такие задачи, как:    разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки;    охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого­педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей. 28 Список литературы: 1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.   пособие   для   студентов   всех   специальностей   педагогических   вузов.   —   М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. 2. Жан   Пиаже:   теория,   эксперименты,   дискуссии.   /   Под   ред.   Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001. 3. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998. 4. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982. 5. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962. 6. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд­во "Логос", 2002. 8. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд­во СГПУ, 1998. 9. Зинченко   В.П.   Психологические   основы   педагогики.   (Психолого­педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. 10. Интернет­портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”» 11.  Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун­та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5­18. 12. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства   в   современных   социально­экономических   условиях.   Под   ред. Л.М.Митиной ­ М.2010 13. Психолого­педагогическое   обеспечение   национальной   образовательной   инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова, М, 2010 14. Стандарты   второго   поколения.   Как   проектировать   универсальные   учебные действия.М,201015. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008 16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил. 29