Психологическое занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогического коллектива "Второе дыхание"

  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 14.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое занятие по профилактике эмоционального выгорания у педагогического коллектива «Второе дыхание» Цель: профилактика психологического здоровья, повышение эффективности работы педагогического коллектива. Задачи: 1. ознакомление с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики; 2. снижение уровня эмоционального напряжения; 3. формирование установи на сохранение и укрепление психического здоровья; 4. сплочение коллектива.
Иконка файла материала второе дыхание.docx
Психологическое занятие по профилактике эмоционального выгорания у педагогического коллектива «Второе дыхание» Участники: педагогический коллектив. Цель:  профилактика   психологического   здоровья, работы педагогического коллектива. Задачи: 1.   ознакомление   с   понятием   «эмоциональное   выгорание»,   симптомами   его проявления,   этапами   формирования,   причинами   возникновения   и   способами  повышение   эффективности профилактики; 2. снижение уровня эмоционального напряжения; 3. формирование установи на сохранение и укрепление психического здоровья; 4. сплочение коллектива. Формы работы: групповая, индивидуальная. Время проведения: 60 минутЭтап                  1. Приветствие Структура занятия: Действия преподавателя Приветствие ведущего, знакомство. Упражнение «Наяву или во сне».  Действия участников Выполняют упражнение. Время 5 2. Организационный момент Знакомство с темой занятие. Выявление цели и задач. Слушают, участвуют 5 в беседе. Участвуют в беседе. 40 Выполняют упражнения. 3.  Основная часть Мини­лекция «Эмоциональное выгорание педагога».  Упражнение «Зато я…». Упражнение «Калоши счастья». Упражнение «Бумажный человек». Релакс­упражнения. 4. Рефлексия Обратная связь «Три Дают обратную слова».  связь. 5. Заключительный этап Прощание с участниками.   «Корзинка желаний». Получают пожелания. Прощание с ведущим. 5 5Приветствие Упражнение   «Наяву   или   во   сне».   Участники   становятся   в   круг.   Первый человек надевает на себя атрибут (смешные очки/парик/маску и т.д.), задает вопрос рядом сидящему «Наяву или во сне, что прекрасного во мне?», участник отвечает и атрибут передается ему, так все задают вопрос, пока атрибут не вернется к первому участнику. Организационный момент                     Мини­лекция   «Эмоциональное   выгорание   педагога»   ­   понятие   эмоционального   выгорания,   причины,   ресурсы   педагога,   способы   профилактики эмоционального выгорания. Упражнение   «Зато   я…».   На   карточках   даны   предложения,   которые необходимо   закончить.  Например:   «Я   часто   опаздываю,   зато   я   …»,  «  Иногда   я вспыльчив(а), зато я…», «Общаясь с учениками я иногда раздражаюсь, зато я…», «Принимая   решения   я   долго   сомневаюсь,   зато   я…»,   «Недавно   мне   было   очень грустно/обидно,  зато   я…»,   «К   концу   учебного   года   я   устаю,   зато   я…»  ,   «Моя работа   не   всегда   меня   радует,   зато   я…»   и   др.   Обсуждение:   какие   эмоции испытывали   во   время   выполнения   упражнения;   сложно   ли   было   придумать продолжение; честные ли продолжения придумывали. Упражнение   «Калоши   счастья».   Заранее   подготавливаются   калоши, украшенные, разрисованные, разделены на мужские и женские (полет фантазии). Участники   по   очереди   выходят   в   середину   круга,   где   на   полу   стоят   калоши, выбирают   карточку,   на   которой   написана   какая­либо   неприятная   ситуация, вставляют   одну   или   две   ноги   в   калоши,   зачитывают   ситуацию   и   предлагают варианты   позитивного   восприятия   её.   Примеры   ситуаций:   у   Вас,   без предупреждения, на неделю отключили горячую воду; Ваш паспорт съела собака; Вам   не   хватает   денег   на   давно   желаемую   вещь;   у   Вас   предстоит   важноемероприятие, а Вы накануне сломали ногу; Вы получили штраф за переход дороги в неположенном месте; Вам приходится работать тогда, когда все ушли в отпуск.  Упражнение «Бумажный человек». Перед каждым участником лежит белый лист. Необходимо из этого листа, с помощью только рук вырезать, оторвать шаблон человека.   После   этого,   представить,   что   этот   человек   Вы.   Начинаем   загибать человека, при этом ругаем его за что­либо (например: я безответственный, бываю грубым, часто нервничаю, перестал следить за собой и т.д.). За каждое негативное высказывание загибаем часть человека и хорошо проглаживаем ногтем. После того, как загнули всего человека, начинаем его хвалить и разгибаем. Обсуждение: что сложнее   ругать  или  хвалить;   что  приятнее;  что   вызывает   больше  эмоций;   какие эмоции при сгибании и разгибании. Релакс­упражнения:  Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе 1. и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть. 2. Попробуйте расслабить плечи и верхние мышцы груди, когда дышите. Делайте   это   сознательно   при   каждом   выдохе.   Дело   в   том,   что   в   стрессовых ситуациях,   когда   человек   напряжен,   для   дыхания   не   используются   мышцы диафрагмы.   Их   предназначение   в   том,   чтоб   опускать   лёгкие   вниз,   тем   самым расширяя дыхательные пути. Когда мы взволнованы, чаще используются мышцы верхней части груди и плеч, которые не способствуют работе дыхательных в полном объеме. Нади   Шодхана.   Упражнение   из   йоги, 3.   которое   помогает активизироваться и сосредоточиться; действует, по утверждению специалистов, как чашка   кофе.   Большим   пальцем   правой   руки   нужно   закрыть   правую   ноздрю   и глубоко вдохнуть через левую (у женщин наоборот – левой рукой закрыть левую ноздрю и вдохнуть через правую). На пике вдоха нужно закрыть левую (правую для женщин) ноздрю безымянным пальцем и выдохнуть. 4. Сядьте   прямо   или   лягте   на   спину.   Одну   руку   положите   на   живот, вторую на грудь. Вдыхайте воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна подниматься, а на груди двигаться лишь незначительно. Выдыхайте черезрот,   при   этом   опять   рука   на   животе   опускается,   а   на   груди   практически   не двигается. В таком случае дыхание будет происходить с помощью диафрагмы. 5. Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько  минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем­нибудь приятном. После этого  можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами  мышц. Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны  6. почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе,  концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для  другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой. Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в  7. сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком  положении наклоняйте подбородок к груди. 8. будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза,  нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта  назад. 9. секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию. 10. выгните спину. 11. напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и  разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни. Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как  Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько  Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в  Обратная   связь   «Три   слова».   Каждый   участник   описывает   занятие   в   трех Рефлексия словах. Заключительный этап «Корзинка желаний». Заранее в корзинку кладутся карточки (в виде фруктов, пирожков, сердечки, смайлики и т.д.), на которых написаны позитивные желания, пожелания, предсказания, высказывания и т.д. Каждый участник выбирает карточку самостоятельно, оставляет себе на память.

Посмотрите также