Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников
Оценка 4.9

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
Детсад
11.01.2019
Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.
Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников.docx
Психологическое   здоровье   как   основа   формирования жизнестойкости у дошкольников «Психологическое   здоровье   –   это   состояние   полного   физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических   дефектов»,   ­   гласит   один   из   девизов,   вписанных   в   Устав Всемирной организации здравоохранения.  Психологическое   здоровье   является   необходимым   условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.  Сегодня   не   вызывает   сомнения   тот   факт,   что   практически   все   дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием   ряда   неблагоприятных   факторов.   В   современной   российской действительности   мы   живем   в   условиях   недостатка   (а   иногда   отсутствия) материальных   и   духовных   ресурсов,   необходимых   для   выживания, полноценного   развития   и   социализации   детей.   Это   может   приводить   к ухудшению   психического   здоровья   детей.   Актуальным   является необходимость   на   ранних   стадиях   развития   личности   обучать   детей цивилизованным   способам   саморегуляции   поведения,   чтобы   у   них сформировалась правильная социальная ориентация.  Проводимые   исследования   показали,   что   64%   людей   подвергаются стрессу на работе, 56% стресс приводит к плохому сну, 26% заболевают на почве стресса.  Около   17%   различных   аллергических   реакций   возникает   на   фоне стресса или им усугубляется.  Зная   о   таких   печальных   последствиях   стресса,   мы   ­   педагоги вынуждены заниматься защитой психики от перенапряжений с ранних этапов онтогенеза.    катаклизмами, Очень   важно,   чтобы   в   нынешнем   мире,   насыщенном   стрессовой ситуацией,   отрицательной   информацией   и   новыми технологиями,   ребенок   не   потерял   способность   познавать   мир   умом   и сердцем,   выражая   свое   отношение   к   добру   и   злу,   мог   познать   радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себя. Мне хотелось сформировать у детей следующие компоненты жизнестойкости: жизнелюбие,   энергичность,   умение   нестандартно   реагировать   на стандартные   жизненные   ситуации,   готовность   выходить   победителем   из любых жизненных испытаний, приобрести положительные эмоции, проявить уважение к людям и жизни. Проблема. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников дошкольного   учреждения   выявляется   низкое   самосознание   взрослых   к осознанному отношению и проявлению жизнестойкости. Остро обозначается сегодня   проблема   жизнестойкости   в   семье.   Наблюдается   низкий   уровень активности,   саморегуляции   современных   родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.    самосознания, Мониторинговые исследования, проводимые ДОУ показывают, что не у всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие (как один из важных показателей психологического здоровья) протекает благополучно. Это   проявляется   у   ребенка   во   внутренних   переживаниях   (наличие тревожности,   низкая   самооценка   и   др.)   и   нарушениях   в   поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.) .  Все эти факторы привели к необходимости осуществления системной работы, целью которой является формирование жизнестойкости и укрепление психологического   здоровья   старших   дошкольников,   профилактика   и коррекция негативных проблем развития.  Проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и выходит на передний план научного осмысления и дальнейшего исследования. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1. Формировать основы положительного самоотношения: ­ формировать уверенность в себе и собственных силах;  ­ формировать адекватную положительную самооценку и самосознание; ­   развивать   умение   понимать   и   принимать   позицию   другого   человека;   ­ развивать эмпатию, дружеские отношения.  2. Обучить рефлексивным умениям: ­овладение   языком   эмоций,   умение   понимать   и   описывать   свои эмоциональные   состояния   и   состояния   других   людей;   обучить   способам адекватного выражения эмоций;  ­помочь  осознать  причины  последствий,  как  своего,  так  и  поведения окружающих; ­ закрепить в эмоциональной сфере положительные эмоции.  3. Формировать потребность в саморазвитии: ­   формировать   отношение   к   себе   как   к   субъекту   своей жизнедеятельности; ­ формировать активную собственную позицию; ­ развивать навыки произвольности выражения своих эмоций и чувств, умение принимать ответственность за свое решение.  4. ­   совершенствовать   коммуникативные   качества   личности   детей   через обучение вербальным и невербальным видам общения; ­   воспитывать   доверительные   отношения   друг   к   другу,   коллективно действовать и взаимодействовать, проработать конфликтную ситуацию (в том числе в семье) ;  ­ тренировать  умение "держать себя в руках" (навык саморегуляции, навыки адекватного выражения собственных чувств; ­ уметь отстаивать свою позицию; ­   воспитывать   выносливость,   выдержку,   стрессоустойчивость,   умение уступать друг другу; ­   формировать   у   детей   нравственное   поведение   жизнестойкости (воспитывать   у   них   отрицательное   отношение   к   жестокости,   хитрости, трусости) ; ­ раскрепостить застенчивых, робких, неуверенных;  ­   прививать   детям   элементарную   культуру   поведения,   расширять   и углублять их знания об окружающем мире; ­   развивать   у   детей   психические   процессы   (внимание,   память, восприятие, мышление, воображение); Повышение   уровня   сформированности   жизнестойкости   в   рамках психологического   здоровья   проводятся   мероприятия   как   с   родителями, педагогами, так и с детьми старшей группы. Они включают в себя следующие этапы: I   этап   –   диагностико   –   аналитический:   первичная   диагностика, определение   уровня   психологического   здоровья,   планирование   работы.   В качестве   показателей   психологического   здоровья   определены: адаптированность к социуму (детский сад и семья, поскольку психологически здоровому   функционированию   соответствует   наличие   адаптации   между человеком   и   социальной   средой;   тревожность,   поскольку   повышение тревожности   взаимосвязано   с   нарушением   психологического   здоровья; социальный   статус,   поскольку   качество   межличностного   взаимодействия   и положение   ребенка   в   среде   сверстников   очень   важно   для   старших дошкольников; самооценка.  В процессе диагностики используется комплекс из нескольких методик, достаточно быстрых в проведении и обработке: Для детей: 1. Опосредованная экспресс­диагностика уровня психического развития дошкольников (методика Н. П. Мясоед) ; 2.   Мониторинг   состояния   психического   развития   дошкольника (методика С. Забрамной; методики Д. Векслера, А. Лурия, Т. Репиной, О. Дьяченко, Ш. Чхартишвили; 3. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) ; 4. Методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской) ; 5. Методика «Лесенка» (по В. Г. Щур) ; 6. Методика «Дом ­ Дерево ­ Человек» Дж. Бука; 7. Методика для определения психического состояния ребенка.  8.   Опросник   для   детей   старшего   дошкольного   возраста   на формирование стрессоустойчивости.  Выявленные причины отклонений в психологическом здоровье служат основой   для   планирования   и   совершенствования   работы   по   реализации системы формирования жизнестойкости в рамках психологического здоровья.   Осуществляется   организация   этап   –   деятельностный. II профилактической и коррекционно­развивающей деятельности.  На   основании   результатов   обследования   используется модернизированная   программа   по   формированию   жизнестойкости   у   детей старшего   дошкольного   возраста,   в   основу   которой   положена       Н.   Ю. Куражевой   «Цветик­семицветик»   и   «Давайте   познакомимся»   тренинговое развитие   и   коррекция   эмоционального   мира   дошкольников   4­6   лет   под редакцией И. А. Пазухиной.  Полученный   положительный   эмоциональный   заряд   на   занятиях, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг   к   другу.   Их   игровая   деятельность   активизируется,   приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.  Эффективными   психологическими   средствами   и   методами   являются   сбалансированность   положительных   и упражнения   на   релаксацию, отрицательных эмоций, обеспечивающих поддержание душевного равновесия и   жизнеутверждающего   поведения.   Как   известно,   эмоции   и   чувства   плохо поддаются   волевой   регуляции.   С   этой   целью   в   работе   я   используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.  При проведении комплекса мероприятий наблюдаются : • нормализация (снижение) уровня тревожности в сфере межличностных отношений; • повышение уровня самооценки у детей; • отсутствие деформации социальных эмоций у  детей.  По наблюдениям воспитателей и родителей, снижается агрессивность многих   проблемных   детей;   уменьшается   количество   демонстративных реакций;   улучшается     психологический   климат   в   группах:   дети   больше общаются между собой, самостоятельно разрешают возникающие конфликты. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появилась способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.  Внедрение   психолого­педагогических   мероприятий   по   формированию жизнестойкости   в   общую   программу,   будет   эффективным   методом воспитания   психологически   здорового   человека.   Человека   творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающего самого себя и признающего   ценность   и   уникальность   окружающих   его   людей,   умеющего брать   ответственность   за   свою   жизнь,   самого   себя   и   извлекать   уроки   из неблагоприятных ситуаций. Только тогда его жизнь будет наполнена смыслом и созиданием.

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников

Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019