Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
Детсад
11.01.2019
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.
Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников.docx
Психологическое здоровье как основа формирования
жизнестойкости у дошкольников
«Психологическое здоровье – это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов», гласит один из девизов, вписанных в Устав
Всемирной организации здравоохранения.
Психологическое здоровье является необходимым условием
полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети
требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под
воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской
действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия)
материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания,
полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к
ухудшению психического здоровья детей.
Актуальным является
необходимость на ранних стадиях развития личности обучать детей
цивилизованным способам саморегуляции поведения, чтобы у них
сформировалась правильная социальная ориентация.
Проводимые исследования показали, что 64% людей подвергаются
стрессу на работе, 56% стресс приводит к плохому сну, 26% заболевают на
почве стресса.
Около 17% различных аллергических реакций возникает на фоне
стресса или им усугубляется.
Зная о таких печальных последствиях стресса, мы педагоги
вынуждены заниматься защитой психики от перенапряжений с ранних этапов
онтогенеза.
катаклизмами,
Очень важно, чтобы в нынешнем мире, насыщенном стрессовой
ситуацией,
отрицательной информацией и новыми
технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и
сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость,
связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себя. Мне
хотелось сформировать у детей следующие компоненты жизнестойкости:
жизнелюбие, энергичность, умение нестандартно реагировать на
стандартные жизненные ситуации, готовность выходить победителем из
любых жизненных испытаний, приобрести положительные эмоции, проявить
уважение к людям и жизни. Проблема. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников
дошкольного учреждения выявляется низкое самосознание взрослых к
осознанному отношению и проявлению жизнестойкости. Остро обозначается
сегодня проблема жизнестойкости в семье. Наблюдается низкий уровень
активности,
саморегуляции современных родителей.
Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания
детям – формированию их мировоззрения.
самосознания,
Мониторинговые исследования, проводимые ДОУ показывают, что не у
всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие (как один
из важных показателей психологического здоровья) протекает благополучно.
Это проявляется у ребенка во внутренних переживаниях (наличие
тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении
(расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.) .
Все эти факторы привели к необходимости осуществления системной
работы, целью которой является формирование жизнестойкости и укрепление
психологического здоровья старших дошкольников, профилактика и
коррекция негативных проблем развития.
Проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и
выходит на передний план научного осмысления и дальнейшего исследования.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Формировать основы положительного самоотношения:
формировать уверенность в себе и собственных силах;
формировать адекватную положительную самооценку и самосознание;
развивать умение понимать и принимать позицию другого человека;
развивать эмпатию, дружеские отношения.
2. Обучить рефлексивным умениям:
овладение языком эмоций, умение понимать и описывать свои
эмоциональные состояния и состояния других людей; обучить способам
адекватного выражения эмоций;
помочь осознать причины последствий, как своего, так и поведения
окружающих;
закрепить в эмоциональной сфере положительные эмоции.
3. Формировать потребность в саморазвитии:
формировать отношение к себе как к субъекту своей
жизнедеятельности;
формировать активную собственную позицию; развивать навыки произвольности выражения своих эмоций и чувств,
умение принимать ответственность за свое решение.
4.
совершенствовать коммуникативные качества личности детей через
обучение вербальным и невербальным видам общения;
воспитывать доверительные отношения друг к другу, коллективно
действовать и взаимодействовать, проработать конфликтную ситуацию (в том
числе в семье) ;
тренировать умение "держать себя в руках" (навык саморегуляции,
навыки адекватного выражения собственных чувств;
уметь отстаивать свою позицию;
воспитывать выносливость, выдержку, стрессоустойчивость, умение
уступать друг другу;
формировать у детей нравственное поведение жизнестойкости
(воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости,
трусости) ;
раскрепостить застенчивых, робких, неуверенных;
прививать детям элементарную культуру поведения, расширять и
углублять их знания об окружающем мире;
развивать у детей психические процессы (внимание, память,
восприятие, мышление, воображение);
Повышение уровня сформированности жизнестойкости в рамках
психологического здоровья проводятся мероприятия как с родителями,
педагогами, так и с детьми старшей группы. Они включают в себя следующие
этапы:
I этап – диагностико – аналитический: первичная диагностика,
определение уровня психологического здоровья, планирование работы. В
качестве показателей психологического
здоровья определены:
адаптированность к социуму (детский сад и семья, поскольку психологически
здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между
человеком и социальной средой; тревожность, поскольку повышение
тревожности взаимосвязано с нарушением психологического здоровья;
социальный статус, поскольку качество межличностного взаимодействия и
положение ребенка в среде сверстников очень важно для старших
дошкольников; самооценка.
В процессе диагностики используется комплекс из нескольких методик,
достаточно быстрых в проведении и обработке: Для детей:
1. Опосредованная экспрессдиагностика уровня психического развития
дошкольников (методика Н. П. Мясоед) ;
2. Мониторинг состояния психического развития дошкольника
(методика С. Забрамной; методики Д. Векслера, А. Лурия, Т. Репиной, О.
Дьяченко, Ш. Чхартишвили;
3. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) ;
4. Методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской) ;
5. Методика «Лесенка» (по В. Г. Щур) ;
6. Методика «Дом Дерево Человек» Дж. Бука;
7. Методика для определения психического состояния ребенка.
8. Опросник для детей старшего дошкольного возраста на
формирование стрессоустойчивости.
Выявленные причины отклонений в психологическом здоровье служат
основой для планирования и совершенствования работы по реализации
системы формирования жизнестойкости в рамках психологического здоровья.
Осуществляется организация
этап – деятельностный.
II
профилактической и коррекционноразвивающей деятельности.
На
основании результатов
обследования используется
модернизированная программа по формированию жизнестойкости у детей
старшего дошкольного возраста, в основу которой положена Н. Ю.
Куражевой «Цветиксемицветик» и «Давайте познакомимся» тренинговое
развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 46 лет под
редакцией И. А. Пазухиной.
Полученный положительный эмоциональный заряд на занятиях,
приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них
справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё
поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее
друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает
творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Эффективными психологическими средствами и методами являются
сбалансированность положительных и
упражнения на релаксацию,
отрицательных эмоций, обеспечивающих поддержание душевного равновесия
и жизнеутверждающего поведения. Как известно, эмоции и чувства плохо
поддаются волевой регуляции. С этой целью в работе я используются
специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как
самостоятельную тренинговую систему.
При проведении комплекса мероприятий наблюдаются :
• нормализация (снижение) уровня тревожности в сфере межличностных
отношений;
• повышение уровня самооценки у детей;
• отсутствие деформации социальных эмоций у детей.
По наблюдениям воспитателей и родителей, снижается агрессивность
многих проблемных детей; уменьшается количество демонстративных
реакций; улучшается психологический климат в группах: дети больше
общаются между собой, самостоятельно разрешают возникающие конфликты.
У детей исчезают нежелательные формы поведения, появилась способность
выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.
Внедрение психологопедагогических мероприятий по формированию
жизнестойкости в общую программу, будет эффективным методом
воспитания психологически здорового человека. Человека творческого,
жизнерадостного, веселого, открытого, познающего окружающий мир и себя
не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающего самого себя и
признающего ценность и уникальность окружающих его людей, умеющего
брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из
неблагоприятных ситуаций. Только тогда его жизнь будет наполнена смыслом
и созиданием.
Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников
Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников
Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников
Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников
Психологическое здоровье как основа формирования жизнестойкости у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.