Психология раннего детства
Оценка 4.7

Психология раннего детства

Оценка 4.7
Лекции
pdf
12.09.2022
Психология раннего детства
Дана характеристика детей раннего возраста (1-3 года) по основным показателям, разработанным Л.С. Выготским (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования). Указана тематическая литература к каждому вопросу плана. Предложены тестовые задания разной формы и категории сложности.
Психология раннего детства.pdf

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА: конспект занятия

 

 

 

Составитель: канд. психол. наук, доцент О.Б. Мартынюк

 

 

 

 

 

 

 

             

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА (1-3 года)

 

Продолжаем знакомиться с психологическими особенностями возрастных периодов. Тема сегодняшнего занятия "Психология раннего детства". Данный возрастной период (как и другие периоды) характеризуется, как вам известно, по основным параметрам (показателям). Этих показателей три (определил их в качестве объективных и существенных для характеристики возрастных периодов Лев Семёнович Выготский):

1.                  Социальная ситуация развития (эмоциональная связь ребёнка со взрослыми и сверстниками). 

2.                  Ведущая деятельность (приводит к качественным изменениям психики и личности субъекта этой деятельности). 

3.                  Новообразования (то, чего не было на предыдущих возрастных этапах и впервые возникло именно на этом этапе благодаря социальной ситуации развития и ведущей деятельности).

 

В указанной последовательности дадим характеристику рассматриваемому возрастному периоду.

Это и будет планом занятия.

План

1.  Социальная ситуация развития в раннем детстве.

2.  Ведущая деятельность в раннем детстве.

3.  Познавательная сфера в раннем детстве.

4.  Предпосылки формирования личности в раннем детстве.

 

1. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Рекомендованные источники

 

Учебная литература:

Ø    Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – Москва:

Логос, 2020. – С. 109-111, 117-120. – URL: https://e.lanbook.com/book/162972

Ø    Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник

/ В.С. Мухина. – 9-е изд., стер. – Москва: Академия, 2004. – С. 119-125. – (Высшее образование). – URL:

https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Muhina-V.S.-Vozrastnaya-psihologiya.pdf

             

Ø    Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – Санкт-

Петербург:     Питер,            2018.   –          С. 179-189.     –          (Учебник       для      вузов).            –             URL: https://znanium.com/catalog/product/1836778

 

Научные статьи:

Ø    Галигузова Л.Н. Становление отношения к сверстнику в раннем возрасте / Л.Н. Галигузова // Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой. – Москва-

Воронеж:       НПО   "МОДЭК",     2001.   –          240 с. –          (Библиотека педагога-практика). –             URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10111

Ø    Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. –

Москва:                  Просвещение,                  1992.                  –                   142 с.                  –                URL:

http://www.jdc.org.il/fsu/icww/db/mc/children%20initiative/communications%20steps%20from%203%20to%2

06.doc

Ø    Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте / Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 46-53. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP051985/GFP-046.HTM

Ø    Кирюшкина М.С. Социальное развитие ребёнка раннего возраста / М.С. Кирюшкина // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – Т. 2. – № 2. – С. 5-11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-rebenka-rannego-vozrasta

 

Для ребёнка раннего возраста взрослый интересен уже не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет чтото с ними делать. Непосредственный физический контакт ребёнка со взрослым теряет для ребёнка самоценность и заменяется мотивом освоения с помощью взрослого способов действий с предметами. Ребёнок требует от взрослого организации совместной деятельности с предметами,

игрушками. При этом эмоциональная насыщенность общения, потребность в эмоциональном контакте со взрослым остаётся для ребёнка значимой. Расположение взрослого к ребёнку включается теперь в оценку его умений, способностей к совместной деятельности. Майя Ивановна Лисина пишет: "Ребёнок стремится также и к особым личностным контактам со взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослых их успехов в выполнении игровых и предметных действий и отказываются от ласки незнакомого взрослого, которая никак не связана с их деятельностью. Если же взрослый выражает своё положительное отношение к ребёнку по ходу дела, то его оценка вызывает у ребёнка интенсивные радостные переживания". При условии удовлетворения этой потребности у ребёнка возникает чувство эмоционального комфорта, который способствует развитию симпатии, в то время как дискомфорт (например, если взрослый очень дисциплинирует ребёнка) – развитию антипатии


и социофобии. Если взрослый запаздывает в организации совместной деятельности с ребёнком, деловых контактов с ним, то это вызывает у ребёнка 2-3-го годов жизни робость, замкнутость, неуверенность в себе.

Познавательная и двигательная активность ребёнка, его сотрудничество со взрослым требует новой системы общения – речи. Ребёнок начинает обращаться ко взрослому с разными просьбами.

 

Потребность в общении ребёнка со сверстниками появляется на 2-м году жизни. Потребность в общении со сверстниками формируется на основе потребности во впечатлениях и активного общения с взрослыми.

                                                                                                 В    основном    общение    со    сверстниками                                                              эмоциональное

(улыбаются друг другу), любят быть среди других детей, хотя с ними ещё не играют. Был проведён эксперимент. В детском

саду в младшей группе установили небольшие марлевые домики, в которых дети могли играть и отдыхать. Дети из контрольной группы играли по-прежнему в обычном помещении. Уже через 2 недели воспитатели и родители отметили, что малыши из группы с домиками стали гораздо спокойнее, реже плакали и ссорились, быстрее и легче знакомились. Данный эксперимент доказывает, что в отгороженном небольшом, но "собственном" пространстве трёхлетний малыш чувствует себя увереннее, избавляется от внутреннего напряжения. У детей 2-3 лет есть потребность "сузить" своё жизненное пространство. Они инстинктивно стараются на время забраться в уютное убежище, где потолок и стены "подходили" бы им по размеру, причём для них совсем не обязательно, чтобы стены импровизированного домика были непроницаемы, важно само ощущение "отгороженности".

Вывод. Общение ребёнка со взрослыми эмоционально укрепляет его. Общение с ровесниками закладывает социальные навыки.

 

2. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Рекомендованные источники

 

Учебная литература:

Ø   Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – Москва:

Логос, 2020. – С. 111-117. – URL: https://e.lanbook.com/book/162972

Ø   Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие / В.Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2020. – С. 51-55. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/452420

Ø   Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник (Стандарт третьего поколения) / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – С. 174-177. – (Учебник для вузов). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1604370

Ø   Казанская К.О. Детская и возрастная психология: учеб. пособие / К.О. Казанская. – Москва: А-

Приор,         2010.   –          С. 102-105.     –          (Конспект      лекций).         –          URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56289

Ø   Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие / В.Г. Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Форум: ИНФРА-М, 2020. – С. 100-102. – (Высшее образование). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1052249

Ø   Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций: учеб. пособие / О.А. Карабанова. –

Москва: Айрис Пресс, 2005. – С. 168-170. – URL: https://klex.ru/af7

Ø   Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-

Дону:           Изд-во            РГУ,   2002.   –          С. 63-64.         –          URL: http://ns.kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/psihologiya/g-p-44.pdf

Ø   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник

/ В.С. Мухина. – 9-е изд., стер. – Москва: Академия, 2004. – С. 150-163. – (Высшее образование). – URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Muhina-V.S.-Vozrastnaya-psihologiya.pdf

Ø   Пирлик Г.П. Возрастная психология: развитие ребёнка в деятельности: учеб. пособие

/ Г.П. Пирлик,         А.М. Федосеева.       –          Москва:          Изд-во            МПГУ,           2020.   –          С. 60-79.         –          URL: http://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=35978

Ø   Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – Санкт-

Петербург: Питер,            2018.   –          С. 131-139.     –          (Учебник       для      вузов).            –          URL: https://znanium.com/catalog/product/1836778

Ø   Смирнова Е.О. Психология ребёнка: от рождения до семи лет: учебник / Е.О. Смирнова. – Москва: Школа-Пресс, 1997. – С. 155-168. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/spr/spr-001-.htm

Ø   Смирнова Е.О. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей: игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года / Е.О. Смирнова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. –

Москва:            Мозаика-Синтез,         2008.          –          29 с.          –         [Электронный          ресурс].    –

http://cpd.yaroslavl.ru/Portals/0/docs/RegResCenter/Ранняя%20помощь/Развитие%20системы%20ранней% 20помощи/Банк%20методических%20материалов/20%20-

%20Смирнова%20Е.О.,%20Ермолова%20Т.В.,%20Мещерякова%20С.Ю.%20Развитие%20предметной%

20деятельности%20и%20познавательных%20способностей.pdf

Ø   Хилько М.Е. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – С. 83-86. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/468338

Ø   Щипанова Д.Е. Психология развития: учеб. пособие / Д.Е. Щипанова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. – С. 56-57. – URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/21715

Ø   Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. –

4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2007. – С. 79-95, 306-317. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/Edp2007/Edp-001.htm#$p1

 

Классические научные труды:

Ø   Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие / А.А. Люблинская. – Москва:

Просвещение,         1971.   –          416 с. –          [Электронный           ресурс].          –          URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya73.html

Ø   Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд., стер. – Москва: ИПП, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. – С. 87-100. –

(Психологи отечества). – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=84053

Ø   Эльконин Д.Б. Особенности общения ребёнка со взрослыми в ходе развития предметных действий и возникновение предпосылок ролевой игры / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2е изд., стер. – Москва: ИПП; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. – С. 188-201. – (Психологи отечества). – URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-1881.htm

 

Научные статьи:

Ø   Качикеев Т.Ж. Ведущий вид деятельности детей раннего возраста как важнейшее условие психического развития / Т.Ж. Качикеев, А.С. Кожогелдиев // Бюллетень науки и практики. – 2021. – Т. 7. – № 6. – С. 396-400. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschiy-vid-deyatelnosti-detey-rannegovozrasta-kak-vazhneyshee-uslovie-psihicheskogo-razvitiya

Ø   Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве / Н.Н. Палагина // Вопросы психологии. – 1992. – № 5-6. – С. 31-34. – URL: http://voppsy.ru/issues/1992/925/925031.htm

 

Автореферат диссертации:

Ø   Ильин А.В. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13. – Москва, 2004. – 24 с. – URL:

https://www.dissercat.com/content/razvitie-normativnykh-predmetnykh-deistvii-u-detei-rannegovozrasta/read/pdf

 

 

 

В       раннем            возрасте         ведущей         является         предметноманипулятивная          (предметно-орудийная)       деятельность.          В процессе неё у ребёнка формируются предметные действия: он усваивает способы употребления предметов, действий с ними (лопаткой копают, ложкой едят, карандашом рисуют и т. п.). Главное содержание психической жизни ребёнка раннего возраста: "Что можно с этим сделать?". Физические свойства

предмета даны ребёнку непосредственно, а общественная функция предмета (его назначение) ребёнку неизвестна. Поэтому у ребёнка и возникает необходимость в манипулятивных действиях с предметом, чтобы определить его назначение. Познать это ребёнок может только благодаря взрослому (он выступает для ребёнка проводником в мир предметов). Даниил Борисович Эльконин отмечает, что ребёнок смотрит на предмет через взрослого как через стекло.

Формирование предметных действий у ребёнка происходит в процессе использования 2-х групп предметов:

1)предметы-игрушки (взрослый показывает, как укачивать куклу, возить машинку, дуть в дудочку);

2)предметы-орудия (действия с ложкой, чашкой, карандашом и т.п.).

Важно !!! Наибольшее влияние на формирование предметных действий оказывают предметыорудия.

 

Основное условие развития предметных действий ребёнка: должна быть организована собственная активность ребёнка в процессе достаточной по длительности и интенсивности предметноорудийной деятельности.

Первоначально самостоятельно ребёнок действует только с теми предметами, которые употреблялись в совместной деятельности со взрослым (сначала не показ и инструкция взрослого, а совместная деятельность (рука в руке). Затем взрослый начинает действие, ребёнок его заканчивает (частичное действие): здесь возникает возможность показа, происходит отрыв ориентировочной основы действия от исполнительной. Таким образом, подражание взрослому лежит в основе усвоения ребёнком первых предметных действий.

Позднее ребёнок переносит эти действия и на другие предметы. Существует 2 вида переноса действий:

1.             Перенос усвоенного действия с предметом на новый, но похожий предмет (Жан Пиаже трактует это как аккомодацию, т. е. как механизм, состоящий в изменении существующей схемы для приспособления её к новому объекту или ситуации) (например, усвоенное действие – причёсывание себя, перенос действия – причёсывание куклы). Это простые, но уже обобщённые действия.

2.             Действие то же, но используется другой предмет (предмет-заместитель) (по Ж. Пиаже, это ассимиляция – механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяются с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для которых уже существует схема) (причёсывание не расчёской, а деревянной планочкой). В этом случае схема действия отделяется от предмета. Так называемое замещающее действие является основой игры. Недостающие предметы заменяются такими, которые не имеют чётко фиксированного назначения (кубиками, палочками, шариками и т.п.).

На 2-м году жизни такой перенос производится ребёнком только в рамках наглядной ситуации:

ребёнок может кормить куклу из любого прибора, находящегося на столе, однако производить замену отсутствующего предмета ещё не может. Если, например, попросить 2-х летнего ребёнка дать кукле конфету, которой на столе нет, он скорее всего ответит, что её здесь нет, в то время как 3-х летний ребёнок сразу же отыщет взамен конфеты для куклы палочку или шарик. Но это возможно лишь при условии: взрослый участвует и руководит играми детей.

Важно !!! В период овладения ребёнком предметными действиями формируется практический интеллект (сенсорно-моторный интеллект, по определению Ж. Пиаже).

 

Задания:

1.  Что побуждает ребёнка к действию с предметами?

 

 

2.  Как в формулировке Л.С. Выготского звучит описанный ниже психологический закон усвоения ребёнком предметных действий как высшей психической функции?

"... Процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определённое общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребёнка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребёнку весь процесс осуществления действия, и оно начинает выполняться самостоятельно ...".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ Рекомендованные источники

 

Учебная литература:

Ø   Баттерворт Д. Принципы психологии развития: учеб. пособие / Д. Баттерворт, М. Харрис. – Москва: Когито-Центр, 2000. – С. 210-232. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1066353

Ø   Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – Москва: Логос, 2020. – С. 120-124. – URL: https://e.lanbook.com/book/162972

Ø   Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие / В.Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2020. – С. 58-62. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/452420

Ø   Беляева С.В. Психология развития: электронный учеб.-метод. комплекс / С.В. Беляева. –

Минск:         Изд-во            МИУ, 2017.   –          С. 57-58.         –          URL: http://media.miu.by/files/store/umk/eumk_PsikhologiyaRazvitiya_2017.pdf

Ø   Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник (Стандарт третьего поколения) / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – С. 177-185. – (Учебник для вузов). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1604370

Ø   Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития: учеб. пособие / Г.В. Гнездилов,

Е.А. Кокарева,        А.Б. Курдюмов.        –          Москва:          Изд-во            СГУ,   2013.   –          С. 48-61.    –          URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23915105

Ø   Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие / В.Г. Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Форум: ИНФРА-М, 2020. – С. 111-124. – (Высшее образование). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1052249

Ø   Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций: учеб. пособие / О.А. Карабанова. –

Москва: Айрис Пресс, 2005. – С. 172-175. – URL: https://klex.ru/af7

Ø   Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-

Дону:           Изд-во            РГУ,   2002.   –          С. 60-63.         –          URL: http://ns.kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/psihologiya/g-p-44.pdf

Ø   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник

/ В.С. Мухина. – 9-е изд., стер. – Москва: Академия, 2004. – С. 178-193. – (Высшее образование). – URL:

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/index.php

Ø   Психология в 2 ч. Ч. 2. Возрастная и педагогическая психология: учебник / Б.А. Сосновский [и

др.]; под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – С. 67-73. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/470314

Ø   Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум / Л.А. Головей [и др.]; под общ. ред. Л.А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва: Юрайт, 2021. – С. 70-71. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/468692

Ø   Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – Санкт-

Петербург: Питер,            2018.   –          С. 139-167.     –          (Учебник       для      вузов).            –          URL: https://znanium.com/catalog/product/1836778

Ø   Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие / Е.А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр.

и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – С. 93-96. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/472403

Ø   Хилько М.Е. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – С. 86-90. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/468338

Ø   Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – С. 263-268. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/445354

 

Классические научные труды:

Ø   Запорожец А.В. Психологические проблемы развития детского восприятия / А.В. Запорожец,

М.И. Лисина // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве; под ред. А.В. Запорожца,

М.И. Лисиной. – Москва: Просвещение, 1966. – С. 3-15. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZRv-1966/ZRv-

0031.htm

Ø   Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Москва: Академия, 1996. – С. 263-

283. – URL: https://www.xpa-spb.ru/libr/Zenkovskij/psihologiya-detstva-1924-1.html

Ø   Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 416 с. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya.html

Ø   Новоселова С.JI. Развитие мышления в раннем возрасте / С.Л. Новоселова. – Москва:

Педагогика, 1978. – 160 с. – URL: http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/olderfiles/1/1-1/RasvMyshlen-

1_part.pdf

Ø   Сикорский И.А. Душа ребёнка; отв. ред. Е.Е. Шевцова / И.А. Сикорский. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2020. – С. 106-128. – (Антология мысли). – URL: https://urait.ru/bcode/455681

 

 

 

 

 

Среди познавательных функций у ребёнка раннего возраста доминирует восприятие (имеет центральную линию развития, поставлено в максимально благоприятные условия развития). Это связано с таким законом детского развития, что чем нужнее и важнее на данном этапе развитие данной функции, тем раньше она развивается.

Восприятие предметов у детей 1-го года жизни происходит в

слитной форме, ситуативно. То есть возникающие образы – это не столько образы предметов, сколько обобщённые образы ситуаций. Например, ребёнок проявляет оборонительную реакцию на вид мыла в ванной комнате, в другой ситуации мыло не вызывает у него такой реакции.

Постепенно происходит выделение объекта из "образа ситуации". Но это выделение первоначально недостаточно чёткое – ребёнок одинаково реагирует на несколько сходных объектов, так как различает их по второстепенным, несущественным признакам. Например, ребёнок увидел на голове у мамы меховую шапку и, радостно улыбаясь, сказал: "Кс-кс".

В конце 2-го – начале 3-го года жизни ребёнок начинает выделять отдельные элементы, детали в объектах.

Восприятие ребёнка раннего возраста эмоционально окрашено и непосредственно связано с действием: наблюдаемые предметы притягивают ребёнка, вызывая у него эмоциональную реакцию и стремление что-то с ним сделать. Как образно говорит Курт Левин, лестница манит ребёнка, чтобы он пошёл по ней; дверь, чтобы он её закрыл и открыл; колокольчик, чтобы он в него позвонил; коробочка, чтобы он её закрыл и открыл; шарик, чтобы он его покатил. Словом, каждая вещь заряжена для ребёнка аффективной притягивающей или отталкивающей силой, имеет аффективную валентность для ребёнка и соответствующим образом провоцирует его на действия, т. е. направляет его. Ребёнок раннего возраста бесконечно деятелен, но деятелен он исключительно в конкретной ситуации, т. е. делает лишь то, на что толкают его окружающие вещи.

Следовательно, система сознания ребёнка раннего возраста представляет собой единство аффективного восприятия, аффекта и действия.

Внимание, память, мышление у ребёнка раннего возраста ещё не дифференцированы, они действуют в его сознании целостно, подчиняясь восприятию, поскольку участвуют в процессе восприятия. Так, мыслить для ребёнка раннего возраста – это значит разбираться в наглядно данных аффективно окрашенных связях и предпринимать соответствующие внешней воспринимаемой ситуации действия (наглядно-действенное мышление). Наглядно-действенное мышление иногда называют "мышление руками", когда мыслительные задачи ребенок решает практически. Пример. Алёша (2г. 7 мес.) забросил мячик на шкаф и пытается безуспешно его достать. Мама предлагает ему подумать, как это можно сделать. Алёша отвечает: "Не надо думать, надо доставать!".

Начальный этап развития мышления ребёнка связан с обобщениями (конец 1-го года жизни) на основе его практической деятельностью (одни и те же действия совершает со сходными предметами). 2й этап – обобщение на основе речи (перенос действий с одного предмета на другой).

В возрасте около 2-х лет у ребёнка формируется сравнение предметов на основе установления различий.

Особенности памяти. Ещё нельзя говорить об опоре ребёнка на опыт. Память в этом возрасте полностью непроизвольная: ребёнок до 3-х лет не пытается вспомнить что-либо; он видит предмет, узнаёт его и вспоминает связанные с ним события. Таким образом, память ребёнка раннего возраста – это продолжение и развитие восприятия.

Ранний возраст (как и младенческий период) забывается человеком (инфантильная амнезия) (помнятся лишь отдельные, исключительные впечатления). Это объясняется своеобразной организацией памяти в данный период и тем, что память ребёнка до 3-х лет мало участвует в деятельности сознания. Согласно З. Фрейду, забывание событий, происшедших в период раннего детства, является результатом вытеснения, поскольку чувства и желания, которые испытывает ребёнок в этот период, оказываются неприемлемыми для его "Я". Вытесненный материал не исчезает, проявляясь в невротических симптомах, сновидениях. В ходе психоанализа эти переживания вновь становятся достоянием сознания.

В целом в раннем возрасте память ребёнка развивается чрезвычайно интенсивно. За первые три года жизни ребёнок усваивает многообразный первоначальный опыт, овладевает родным языком. В этом процессе принимают активное участие двигательная, эмоциональная и образная память ребёнка.

Дети легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью.

Внимание. Ребёнок этого возраста может быть внимательным только к тому, что находится в поле его восприятия.

Воображение. До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Первоначально ребёнок не способен построить в воображении ситуацию, которая бы отличалась от той, которая дана ему непосредственно. Этим объясняется то, что в раннем детстве ребёнок почти не может лгать. Он пока не способен и к выдумке. Ребёнок в этом возрасте не может говорить ни о чём другом, кроме того, что находится перед его глазами. Только к концу раннего детства у ребёнка возникает способность говорить не то, что есть на самом деле, т. е. происходит становление словесных форм воображения.

В возрасте 2 лет у ребёнка возникают представления и образы воображения, в частности в процессе деятельности,  когда они изображают людей или животных, разыгрывают какие-то ситуации из реальной жизни или даже пытаются придумать свои. Игры по собственному сценарию появляются у ребенка около 2 лет. До этого дети осваивают более простые игровые действия, прикладывая свою чашку к губам куклы, или, подражая маме, расчесывают перед зеркалом волосы. В 2 года ребенок уже знает, что люди и вещи продолжают существовать, даже если он их не видит. Воображение уже настолько активно, что позволяет заменить одни предметы другими, если нужных нет под рукой.

Речь. Овладение речью является одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста. В середине 2-го года жизни происходит "речевой взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Так, в 1,5 года объём словарного запаса детей составляет 30-50 слов, к концу 2-го года жизни – 80-100 слов, к 3-м годам – от 300 до 1000 слов. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены.

 

4. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Рекомендованные источники

 

Учебная литература:

Ø   Артеменко О.Н. Психология развития: учеб. пособие / О.Н. Артеменко, Л.И. Макадей. –

Ставрополь:            Изд-во            СКФУ,           2014.   –          С. 94-117.       –          URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457137

Ø   Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – Москва: Логос, 2011. – С. 109-136. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428

Ø   Беляева С.В. Психология развития: электронный учеб.-метод. комплекс / С.В. Беляева. –

Минск:         Изд-во            МИУ, 2017.   –          С. 56-61.         –          URL: http://media.miu.by/files/store/umk/eumk_PsikhologiyaRazvitiya_2017.pdf

Ø   Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник (Стандарт третьего поколения) / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – С. 185-189. – (Учебник для вузов). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1604370

Ø   Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2 / Н.В. Ванюхина. – Казань: Познание, 2008. – С. 58-89. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258027

Ø   Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития: учеб. пособие / Г.В. Гнездилов,

Е.А. Кокарева,        А.Б. Курдюмов.        –          Москва:          Изд-во            СГУ,   2013.   –          С. 61-69.    –          URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23915105

Ø   Детская психология: учеб.-метод. комплекс курса; сост.: Л.П. Скрыльникова, Л.Г. Сивак, О.Н. Богомягкова. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – С. 35-37. – URL:

https://znanium.com/catalog/product/1047466; То же https://e.lanbook.com/book/122569

Ø   Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие

/ В.Г. Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Форум: ИНФРА-М, 2020. – С. 124-135, 148-151. –

(Высшее образование). – URL: https://znanium.com/catalog/product/1052249

Ø   Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций: учеб. пособие / О.А. Карабанова. –

Москва: Айрис Пресс, 2005. – С. 175-181. – URL: https://klex.ru/af7

Ø   Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / В.А. Кручинин,

Н.Ф. Комарова.       –          Нижний Новгород: Изд-во            ННГАСУ,      2016.   –          С. 121-23.           –          URL: https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/psychology/861158.pdf

Ø   Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-

Дону:           Изд-во            РГУ,   2002.   –          С. 65-4568.     –          URL: http://ns.kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/psihologiya/g-p-44.pdf

Ø   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник

/ В.С. Мухина. – 9-е изд., стер. – Москва: Академия, 2004. – С. 207-219. – (Высшее образование). – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/index.php

Ø   Носко И.В. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / И.В. Носко. –

Владивосток:          Изд-во            ТИДОТ          ДВГУ,            2003.   –          С. 70-74.         –          URL: http://window.edu.ru/resource/985/40985/files/dvgu106.pdf

Ø   Психология в 2 ч. Ч. 2. Возрастная и педагогическая психология: учебник / Б.А. Сосновский [и др.]; под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – С. 73-79. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/470314

Ø   Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 400 c. –

(Основы                    психологической                  антропологии,                  кн. 2).                  –             URL:

https://bookap.info/book/slobodchikov_psihologiya_razvitiya_cheloveka_razvitie_subektivnoy_realnosti_v_ont ogeneze/

Ø   Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – Санкт-

Петербург: Питер,            2018.   –          С. 189-191.     –          (Учебник       для      вузов).            –          URL: https://znanium.com/catalog/product/1836778

Ø   Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. – 4-е изд., испр. и доп. –

Москва:       ИНФРА-М,    2021.   –          С. 51-64.         –          (Высшее         образование: Бакалавриат).           –          URL: https://znanium.com/catalog/product/1072188

Ø   Хилько М.Е. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – С. 90-93. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/468338

 

 

Классические научные труды:

Ø   Выготский Л.С. Кризис трёх лет // Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Москва: Юрайт, 2020. – С. 127-134. – (Антология мысли). – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452935

Ø   Выготский Л.С.        Раннее            детство           / Л.С. Выготский      // Гудкова Е.В., Бобро Н.В.,

Шляпникова И.А. Психология развития: хрестоматия. Ч. 2; под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Издво ЮУрГУ, 2006. – С. 59-69. – URL: http://window.edu.ru/resource/023/73023/files/psyrazv23.pdf

Ø   Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 1961. – № 3. – С. 117-124. URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031961/LVo-117.htm#$p117

Ø   Сикорский И.А. Душа ребёнка / И.А. Сикорский; отв. ред. Е.Е. Шевцова. – 2-е изд. – Москва:

Юрайт, 2020. – С. 128-134. – (Антология мысли). – URL: https://urait.ru/bcode/455681

 

Авторефераты диссертаций:

Ø   Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса 3 лет: автореф. дис. … канд. психол. н.: 19.00.07. – Москва, 1988. – 19 с. – URL: http://childpsy.ru/dissertations/18335/

Ø   Разина Н.В. Психологическое содержание кризиса трёх лет: автореф. дис. ... канд. психол. н.:

19.00.07. – Москва, 2002. – 26 с. –URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_578415/

 

Научные статьи:

Ø   Авдеева Н.Н. Привязанность ребёнка к матери и образ себя в раннем детстве / Н.Н. Авдеева // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 3-12. – URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10444.php

Ø   Василенко В.Е. Опросник выраженности симптомов кризиса трёх лет: психометрические характеристики / В.Е. Василенко, Ю.Ю. Уланова // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 8. – № 4. – С. 185-198. – URL: https://psyjournals.ru/files/84446/psyedu_2016_n4_Vasilenko.pdf

Ø   Гуськова Т.В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трёх лет / Т.В. Гуськова,

М.Г. Елагина           // Вопросы     психологии. –          1987.   –          № 5.    –          С. 78-85.                   URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875078.htm

 

Справочная литература:

Ø   Рошко Г.Н. Детская психология в схемах и таблицах: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Рошко. –

Елец:            Изд-во            ЕГУ    им. И.А. Бунина,       2009.   –          С. 28-34.         –          URL: http://window.edu.ru/resource/920/71920/files/089.pdf

 

Образовательные видеоматериалы и презентации:

Ø От года     до        трёх https://youtu.be/v3CkpRX1tiU

лет:

видео-беседа

с

психологом

Л. Петрановской.

URL:

Ø   Переходный возраст           или      кризис            трёх    лет:     видеоматериал.          –          URL:

https://www.youtube.com/watch?v=IpKV50uZONg

                Ø Психология                раннего                детства:                видео-лекции.

https://www.youtube.com/watch?v=xqRpLst3Rgs&list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_K&index

8 (часть 1)

–                URL:

=

https://www.youtube.com/watch?v=HnDN5z3eoAk (часть 2) https://www.youtube.com/watch?v=VeJ1zzBrLH8&list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_K

&index=10 (часть 3) https://www.youtube.com/watch?v=kH6K4CKoXb0&list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_

K&index=11 (часть 4)

 

В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями как предмет или родители, относящимися к "психическому полю" (по К. Левину), возникают и внутренние психические побудители – представления и образы воображения, вызывающие стремление ребёнка к достижению внешнего стимула (например, игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает (прячется взрослыми) из поля непосредственного восприятия.

Так, если раньше достаточно было убрать привлекавшую ребёнка

игрушку (изменить ситуацию восприятия), чтобы он успокоился, забыл о ней (эмоционально реагировал только на то, что непосредственно воспринимал), то в возрасте 14-15 месяцев ребёнок уже настойчиво добивается этого предмета, несмотря на попытки отвлечь или переключить его внимание на другой предмет. Если вещь убирается, то он плачет и ищет её, а при переключении внимания снова через некоторое время возвращается к поиску исчезнувшей вещи. Это объясняется тем, что внешняя среда начинает у ребёнка переноситься во внутренний план, который всё чаще начинает определять поведение ребёнка.

Развитие детского самосознания до 3-х лет связано с выделением побуждений к выполняемым действиям (желаний), отнесением желаний к самому себе. Наличие желаний означает, что поведение ребёнка стало мотивированным, совершаемым под действием мотива. Однако выбор желаний у детей этого возраста затруднён в связи с тем, что все желания обладают одинаковой силой и соподчинение отсутствует. Первые формы мотивации ещё несовершенны, импульсивны: потребности неустойчивы, ребёнок не может их контролировать, сдерживать. Привлекательная цель непосредственно вызывает со стороны ребёнка соответствующие действия. Желание получить то, что нравится, – сильный мотив действий ребёнка раннего возраста. Введение запрета вызывает у ребёнка внутренний конфликт: подчиниться правилу или собственному желанию. Чаще всего ребёнок игнорирует требования взрослого, подчиняясь своим личным побуждениям, проявляя тем самым непослушание.

Ребёнок полностью зависит от взрослых, его потребности не удовлетворяются им самим. Лидия Ильинична Божович отмечает, что взрослый – главный предмет, в котором кристаллизуются все потребности малыша. Это накладывает отпечаток на структуру большинства мотивов малышей. Возникновение потребности и её осознание приводят ребёнка не к поиску предмета удовлетворения потребности и пути его достижения, а к обращению к родителям: хочу, дай. Поисковая активность в большинстве случаев исключается, в результате первая стадия формирования мотива сразу переходит в третью, связанную с формированием намерения (чаще всего – обратиться к взрослым). При этом у детей 3-х лет наблюдается строптивость, когда ребёнок стремится настоять на своих желаниях, но не доволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Структура мотивационной сферы ребёнка 2-3-х летнего возраста характеризуется аморфностью, отсутствием иерархии потребностей и мотивов. У него имеется рядоположенный набор потребностей, сменяющих друг друга в случайном порядке. Желания ребёнка этого возраста носят ситуативный характер: вид игрушки вызывает у ребёнка поиграть с ней. По этому поводу Сергей Леонидович Рубинштейн писал: "Каждое непосредственно на ребёнка воздействующее побуждение имеет в раннем детстве ещё очень большую власть над ребёнком. Поэтому внутренняя мотивация ещё очень неустойчива: при каждой перемене ситуации ребёнок может оказаться во власти других побуждений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий". Таким образом, для детей этого возраста характерна мотивация, которая возникает из-за привлекательности объекта.

Ещё одной особенностью мотивов детей 2-3-х летнего возраста является эмоциональная насыщенность их желаний. С. Л. Рубинштейн писал, что каждое их желание сродни аффекту. Эмоции ребёнка непосредственно переходят в действия, без обдумывания. Поэтому поведение ребёнка раннего возраста характеризуется импульсивностью (чрезмерной зависимостью от потребности) и ситуативностью (чрезмерной зависимостью от случайных внешних обстоятельств). Йозеф Шванцара тоже отмечает эти особенности побуждений детей: истощаемость, забываемость потребности, в случае значительной актуальности потребности – установку на быструю, незамедлительную реализацию побуждения, а в случае неудовлетворения – возникновение аффективной реакции, которая является своеобразной формой разрядки эмоционального возбуждения. Выражением этого может быть появляющееся у детей 3-х лет упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что желает, чтобы с его мнением считались.

В общем можно сказать, что дети этого возраста являются рабами своих желаний в большей мере, чем сознательными личностями. В силу своей беспомощности они являются и рабами своего окружения. И всё же уже на третьем году жизни в мотивационный процесс могут включаться мотиваторы из блока "внутреннего фильтра", так как начинает формироваться нравственная сфера ребёнка (он начинает понимать со слов взрослых, что такое хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно и т. д., причём эти критерии он принимает "на веру"). Таким образом, его нравственность ориентирована на взрослых, и оценка себя и своих поступков осуществляется с учётом их оценок и мнений. Интересный в этом плане пример приводит Наталья Александровна Менчинская, наблюдавшая поведение своего маленького сына:

"Ему очень хотелось тронуть игрушку, он сел на корточки у ванны и повторял несколько раз: "не тогаю", спрашивал: "мозьна мотеть?". Но потом, после очередного "не тогаю", он схватил одну из игрушек"

В данном случае желание 2-х летнего ребёнка всё-таки победило запрет трогать игрушки, но борьба с долженствованием (запретом) выразилась очень отчётливо.

"В возрасте 2 лет 7 месяцев он, совершив недозволенный поступок (плюнул в сторону отца), отказался затем по моральным соображениям от кофе, заявив при этом "Я не буду пить кофе, я плохой". Он как бы сам наказал себя за своё плохое поведение".

В 3 года поведение ребёнка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которой он оказывается, но и отношениями с другими людьми. При этом в общении со взрослыми у детей преобладают мотивы сотрудничества (ожидание участия взрослых в его делах).

У детей 3-х лет появляется желание делать самому ("я сам"), однако они ещё не могут организовать свои действия в соответствии с заранее намеченной целью, которую они легко утрачивают. Например, они любят рисовать, но рисуют каракули и очень редко придают им значение какого-либо объекта, то есть не могут сказать, что они нарисовали. Кроме того, гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию детей.

В конце третьего и начале четвёртого года жизни у ребёнка появляется умение различать степень затруднительности достижения цели, оценивать свои возможности, то есть определять возможность успеха или неудачи.

Представление ребёнка о самом себе формируется на основе сознания "пра-мы". Первоначально ребёнок не отдаёт себе отчёта в том, что он понимает и что понимают другие. Как верно подметил Жан Пиаже, ребёнку кажется, что взрослые знают все его желания. Для ребёнка нет ещё проблемы понимания его взрослыми.

В 18 мес. ребёнок начинает узнавать себя в зеркале, то есть выделять себя из окружающего мира. Узнавание возникает при помощи взрослого, который упражняет ребёнка в запоминании своего облика, своего имени. С середины 3 года жизни в течение некоторого времени ребёнок говорит о себе в третьем лице, по имени. Пример. Миша, увидев, что мама надевает пальто, спросил: "Мама, ты куда?" "Гулять", – ответила мама. "А мы меня возьмем с собой?" – спросил мальчик. Или такой пример. Миша подошёл к маме и сказал: "Миша хочет кушать!". В этом проявляется трудность осознания неизменности самого себя в разной обстановке. Ребёнок называет себя в третьем лице, так как он пока ещё не осознает себя как отдельно взятого человека, не связанного со взрослым. Это происходит к концу 3-го года под влиянием возрастающей самостоятельности ребёнка. К этому времени он уже может без помощи взрослого выполнять разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате ребёнок начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Тогда он начинает говорить о себе уже в первом лице (используя местоимение "Я"), у него развивается самосознание.

На 2-м году жизни появляется реакция на похвалу. Ребёнка радует похвала, высказанная в ходе совместной деятельности со взрослым. Это создаёт условия для первичной самооценки – осознание не только своего "Я", но и того, что "Я хороший!" (эмоционально-позитивное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих людей). Основывается такая самооценка на потребности ребёнка в эмоциональной безопасности, одобрении, принятии, поэтому самооценка максимально завышена. Переживает лишь последствия своих действий, их оценку взрослым (в процессе действия переживания не возникают).

К 1,5 годам жизни у ребёнка складывается первичная половая идентичность. Это один из важных элементов самосознания ребёнка. К 2-м годам ребёнок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать эту принадлежность. Называя себя мальчиком – девочкой, ребёнок не связывает это со своими биологическими признаками.

Сознание "Я", "Я сам" продвигает ребёнка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3-х лет. Это граница между ранним и дошкольным возрастом. Кризис 3-х лет характеризуется симптомами (Л.С. Выготский назвал их "семизвездие симптомов кризиса"). Они подразделяются на первичные ("первый пояс" симптомов) и второстепенные ("второй пояс" симптомов).

 

Первичные симптомы семизвездья кризиса 3-х лет:

1.             Негативизм – это стремление ребёнка противоречить. Например, взрослый говорит: "Это платье белое", а ребёнок в ответ: "Нет, оно чёрное". А когда говорят: "Оно – чёрное", ребёнок отвечает: "Нет, белое". Это также попытки ребёнка сделать наоборот по сравнению с тем, что ему предлагают, причём даже в том случае, когда ему этого хочется (например, ему говорят "порисуй", на что ребёнок отвечает "не буду", хотя ему и хочется). Этим негативизм отличается от непослушания (непослушание – это отказ делать то, чего не хочется). Проявление негативизма в основном направлено против тех взрослых, которые за ребёнком ухаживают. К другим взрослым или к своим сверстникам негативное отношение ребёнок проявляет редко.

. Или такой пример. "Не хочу кашу", – кричит Коля и отталкивает от себя тарелку. "Может быть, картошку поешь?" – услужливо спрашивает бабушка. "Хочу картошку", – кричит Коля. Бабушка подаёт ему картошку, но внук снова отталкивает тарелку, кричит и не ест. Проявление негативизма в основном направлено против тех взрослых, которые за ребёнком ухаживают. К другим взрослым или к своим сверстникам негативное отношение ребёнок проявляет редко.

2.             Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он это потребовал (он так сказал, он этого и держится). Например, ребёнка зовут с прогулки домой, он отказывается. Ему приводят доводы, которые его убеждают. Но потому, что он уже отказался, он не идёт домой. Или такой пример: Дениса (2 года 11 месяцев) просят отнести кружку на кухню. Категорично отказывается это делать: "Нет!". Просьбу выполняет его маленький брат. Денис бежит следом за ним на кухню, берёт кружку, возвращается в комнату, ставит кружку на прежнее место, снова берёт и несёт на кухню.

3.             Строптивость (возраст 3-х лет называют возрастом строптивости). Выражается в детском недовольстве, бунте, протесте против того, с чем ребёнок раньше имел дело (например, чистить зубы, убирать игрушки, идти спать в определённое время и др.), против интересовавших раньше игрушек и пр. ("да ну!"). Строптивость вызвана стремлением ребёнка настоять на собственном желании, но он недоволен всем, что ему предлагают и делают другие ("не хочу"). Пример. "Не хочу кашу", – кричит Коля и отталкивает от себя тарелку. "Может быть, картошку поешь?" – спрашивает бабушка. "Хочу картошку", – кричит Коля. Бабушка подаёт ему картошку, но внук снова отталкивает тарелку, кричит и не ест.

4.             Своеволие (своенравие). Это стремление к самостоятельности. Теперь ребёнок всё хочет делать сам ("Я сам!"). Например, Миша пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается его мама со своей помощью. "Я сам!" – протестует ребёнок. "Сиди спокойно, ничего у тебя не получается". "Я хочу сам!" – опять заявляет мальчик.

 

Вторичные симптомы семизвездья кризиса 3-х лет:

1.             Деспотизм. Часто встречается в семьях с единственным ребёнком. Ребёнок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Так, мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет.

Своим деспотизмом ребёнок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения.

В семье с несколькими детьми этот симптом называется симптомом  ревности по отношению к младшим или старшим сиблингам.

2.             Обесценивание. Например, ребёнок начинает ругаться. В его лексиконе появляются слова, которые означают всё плохое, отрицательное, и всё это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности ребёнку не приносят. Ребёнок старается обесценить игрушку, отказывается от неё. Например, Андрюша (2 года 10 месяцев). Ему нравится говорить неподобающие слова. Когда сердится на свою бабушку, дразнит: "бабулетка".

3.             Собственничество. Проявляется в ревности ("моя мама!"), жадности, нежелании делиться

игрушками, сладостями и др. ("моё").

          

Тестовые задания по вопросу "Кризис 3-х лет" (проверь себя сам)

 

К кризису 3-х лет ребёнка приводит

А. Развитие наглядно-образного мышления.

Б. Стремление к самостоятельности.

В. Осознание нравственных норм и правил.

Г. Неправильное воспитание.

 

Стремление ребёнка 3-х лет всё делать наоборот, вопреки просьбам взрослого, Л.С. Выготский назвал …

А. Негативизмом. 

Б. Строптивостью.

В. Своеволием.

Г. Обесцениванием.

 

Протест ребёнка 3-х лет не против конкретного взрослого, а против образа жизни Л.С. Выготский назвал …

А. Негативизмом.

Б. Строптивостью.

В. Своеволием.

Г. Обесцениванием.

 

Желание ребёнка 3-х лет делать самостоятельно даже то, что он мало умеет делать, Л.С. Выготский назвал …

А. Негативизмом.

Б. Строптивостью.

В. Своеволием.

Г. Обесцениванием.

 

Кризис 3-х лет протекает, прежде всего, как кризис социальных отношений ребёнка. Все симптомы кризиса вращаются вокруг оси "Я" ребёнка и окружающих его людей и вытекают из установки ребёнка на самостоятельность. Это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис 3-х лет – это стадия эмансипации.

Во время кризиса 3-х лет перестраивается социальная позиция ребёнка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности – "Я", т. е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребёнка, а не с данным мгновенным желанием.

 

Совет: борьба с детскими истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций.

Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100 % случаях, однако вероятность истерики

существенно снизится.

В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.

В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка "зрителей". Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. "Делайте покупки" вместе с куклами, "кормите" игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т. д.

 

 

Методики диагностики особенностей личности ребёнка раннего возраста

 

 

 

 

 

Методика изучения развития образа Я у младенцев и детей раннего возраста

 

 

С. 252-253

 

 

 

 

 

Методика исследования уровня тревожности детей 3-х лет

 

 

С. 254-256

 

 

 

 

Методика изучения отношения ребёнка к себе в период кризиса 3-х лет

 

С. 257-258

(Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина)

 

Методика изучения проявления чувства гордости за собственные достижения у детей

 

С. 258

в период кризиса 3-х лет (Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина)

 

Домашнее задание по желанию. За его выполнение – дополнительные баллы.

Ø Возрастно-нормативный психологический портрет ребёнка раннего возраста

Рекомендации: следует охарактеризовать ведущие потребности, социальную ситуацию развития в двух подсистемах (ребёнок – взрослый и ребёнок – ребёнок), ведущий вид деятельности, преобладающий вид общения (по М.И. Лисиной), психологические новообразования когнитивной и личностной сфер.

Формы выполнения: презентация, эссе, структурно-логическая схема, кроссворд, тестовые задания, тезаурус (с соблюдением требований к оформлению).

 

 

Критерии и шкала оценивания структурно-логической схемы (карты знаний)

Зачтено – структурное отражение основных положений, компактность (информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям), ясность изложения изученного материала, логичность (понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности), информационная насыщенность, содержательность, соответствие теме, доходчивость (информация представлена в удобном для восприятия виде), убедительность (логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий).

 

Критерии и шкала оценивания составления кроссворда

Отлично – кроссворд содержит не менее 18-20 слов информации, эстетически оформлен, содержание соответствует теме, грамотная формулировка вопросов, кроссворд выполнен без ошибок, представлен на контроль в срок.

Хорошо – кроссворд содержит не менее 17-15 слов информации, эстетически оформлен, содержание соответствует теме, недостаточно грамотная формулировка вопросов, кроссворд выполнен с незначительными ошибками, представлен на контроль в срок.

Удовлетворительно – кроссворд содержит менее 14-12 слов информации, оформлен небрежно, содержание не вполне соответствует теме, неточная формулировка вопросов, кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.

 

Критерии и шкала оценивания составления тестовых заданий

Отлично обучающийся самостоятельно формулирует тестовые вопросы по определённой теме, заданной преподавателем, различной тестовой формы и категорий трудности (не менее трёх по каждой), в повествовательной форме, прогнозирует верный и неверные ответы, при этом последние внешне схожи с верными. В общем перечне ответов отсутствуют недопустимые варианты ("все ответы верны" или "нет правильного ответа"). Вариантов выбора (дистракторов) предложено не менее 4 и не более 7.

Хорошособлюдены все требования на отметку "отлично", но в отдельных составленных тестах имеют место преднамеренные подсказки, формулировки повелительного наклонения ("выберите", "расставьте", "укажите" и т. д.).

Удовлетворительнотестовые вопросы в основном составлены лёгкой категории (закрытые с единственным выбором правильного ответа), в общем перечне ответов имеют место недопустимые варианты ("все ответы верны" или "нет правильного ответа"). Вариантов выбора (дистракторов) предложено менее 4.

 

Критерии и шкала оценивания разработки тезауруса

Отлично – составлен полный список основных понятий по теме и им даны правильные определения на основе словарей.

Хорошо – список основных понятий по теме недостаточно полный, точно объясняет рассматриваемые понятия.

Удовлетворительносписок основных понятий по теме недостаточно полный и перегружен второстепенными понятиями, задание выполнено несамостоятельно.

 

Критерии и шкала оценивания эссе

Отлично – объём соответствует требованиям (1-2 страницы), текст имеет необходимую композицию (введение, основная часть, заключение), во введении чётко сформулирован тезис (идея), соответствующий теме, выполнена задача заинтересовать читателя, логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис с опорой на факты, заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части, указаны области их применения; обучающийся демонстрирует полное понимание проблемы, представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Хорошо – несколько превышен требуемый объём, во введении чётко сформулирован тезис, соответствующий теме, в значительной степени выполнена задача заинтересовать читателя, в основной части логично, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис, заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части, но не показана их область применения, представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Удовлетворительнозначительно превышен требуемый объём, во введении тезис сформулирован нечётко или не вполне соответствует теме, в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно, выводы не полностью соответствуют содержанию основной части.

 

Критерии и шкала оценивания презентации

Отличновыдержан объём (количество слайдов от 5 до 10), грамотное оформление, выдержан дизайн презентации, содержание представлено в логической последовательности, выводы соответствуют поставленным целям и обоснованы с научной точки зрения, основаны на данных, использованы дополнительные эффекты PowerPoint (смена слайдов, графики), эстетичное оформление презентации, корректное использование цвета.

Хорошособлюдены требования на отметку «отлично», но имеют место ошибки правописания и опечатки.

Удовлетворительнопрезентация не вызывает интерес у аудитории, нарушена логическая последовательность подачи информации, некорректное использование на слайдах шрифта и цвета.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Влияние ведущего вида деятельности в раннем детстве на результаты развития в этом

возрасте.

3.                  Основные тенденции развития познавательной сферы в раннем детстве.

4.                  Особенности развития общения и эмоционально-личностной сферы в раннем детстве.

5.                  Сущность кризиса трёх лет и его основные признаки. Можно ли избежать этот кризис развития?

 

 

Итоговые тестовые задания

Формы тестовых заданий – закрытые (выбор ответа / ответов из предлагаемых), открытые (самостоятельное написание ответа), на установление соответствия, на упорядочивание. Категории трудности тестовых заданий – лёгкие (*), средней сложности (**), трудные (***).

 

*Психологические границы раннего возраста … А. От кризиса рождения до кризиса "Я сам".

Б. От рождения до кризиса прямохождения.

В. От комплекса оживления до кризиса "Я сам".

Г. От кризиса прямохождения до кризиса "Я сам".

(из источника: Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы / Б.С. Волков,

Н.В. Волкова. – 4-е изд., перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – С. 52. – URL: https://юс123.рф/wpcontent/uploads/2019/06/Detskaya-psihologiya-ot-rozhdeniya-do-shkoly.pdf)

 

*Раннее детство – сензитивный период … А. Развития творческого мышления.

 Б. Усвоения моральных норм.

В. Развития произвольности.

Г. Развития речи.

(из источника: Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы / Б.С. Волков,

Н.В. Волкова. – 4-е изд., перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – С. 53. – URL: https://юс123.рф/wpcontent/uploads/2019/06/Detskaya-psihologiya-ot-rozhdeniya-do-shkoly.pdf)

 

***Последовательность стадий углубляющейся ориентировки детей полутора лет в смысле ситуации и в функции слова как орудия взаимодействия (по М.Г. Елагиной):

А. Центр ситуации для ребёнка – взрослый (к нему ребёнок обращается посредством указательных жестов, разных способов эмоционального воздействия).

Б. Центр ситуации для ребёнка – слово (ребёнок сосредоточивает внимание на губах взрослого, его артикуляции, шевелит губами, пытается произнести слово).

В. Смысловой центр ситуации для ребёнка – предмет (ребёнок тянется к нему, выражает своё желание овладеть игрушкой, проявляет нетерпение, протест против действий взрослого).

(автор: О.Б. Мартынюк)

 

 

*Каждое слово-предложение многозначно, его актуальный смысл может быть понят только в совокупности условий данной конкретной ситуации. Это речь … А. "Телеграфная".

Б. Автономная.

В. Аморфная.

Г. С усвоением грамматической структуры.

(автор: О.Б. Мартынюк)

 

***Формула поведения ребёнка раннего возраста (расставить в правильном порядке следования предлагаемые компоненты): А. Поступок.

Б. Мотив.

В. Эмоции.

Г. Результат.

Д. Оценка.

(из источника: Яценко Т.Е. Психология развития: практикум / Т.Е. Яценко. – Барановичи: РИО

БарГУ,                             2010.                           –                           С. 115.                           –                      URL:

http://rep.barsu.by/bitstream/handle/handle/459/Jacenko%20T.%20E.%20Psihologija%20razvitija.pdf?sequenc e=1&isAllowed=y)

 

*Центральное образование в личностной сфере в раннем детстве: А. Речь.

Б. Чувство взрослости.

В. Система "Я – сам".

Г. Волевые реакции.

(из источника: Сборник заданий и упражнений по возрастной психологии: учеб. пособие; авт.сост.:      С.А. Володина,         И.А. Горбенко.          –          Москва:          Изд-во            МПГУ,           2017.   –          С. 95. –          URL: https://istina.msu.ru/download/77315591/1g83WL:rG8AebgFqlafQCZ8E2lXKqXIJz4/)

 

*Способность соподчинять мотивы у ребёнка раннего возраста … А. Зависит от ситуации.

Б. Зависит от смысла деятельности.

В. Сформирована.

Г. Не сформирована.

(из источника: Семчук Л.А. Возрастная психология: учеб.-метод. комплекс; ред. И.А. Ушакова / Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно: Изд-во ГрГУ им. Я. Купалы, 2006. – [Электронный ресурс]. – Контрольный тест 2. Психология развития дошкольников и младших школьников. – URL: https://ebooks.grsu.by/semchuk/kontrolnyj-test-1-ontogenez-psikhicheskikh-protsessov-i-lichnosticheloveka.htm)

 

*Главная особенность социальной ситуации развития в раннем детстве: А. Увеличение влияния сверстников.

Б. Ситуация слитности с матерью, ситуация "Мы".

В. Поведение ребёнка связано с конкретной ситуацией.

Г. Пассивное отношение к окружающему миру.

(из источника: Сборник заданий и упражнений по возрастной психологии: учеб. пособие; авт.сост.: С.А. Володина, И.А. Горбенко. – Москва: Изд-во МПГУ, 2017. – С. 95. – URL:

https://istina.msu.ru/download/77315591/1g83WL:rG8AebgFqlafQCZ8E2lXKqXIJz4/)

 

*В раннем детстве в центре сознания находится (по Л.С. Выготскому): А. Восприятие.

Б. Мышление. В. Ощущение.

Г. Воображение.

(из источника: Зубова Л.В. Психология развития и возрастная психология: учеб.-метод. пособие

/ Л.В. Зубова,          Е.В. Назаренко.        –          Оренбург:      Изд-во            "ОГУ",            2012.   –          С. 91. –          URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/10169/1/3219_20120703.pdf)

 

***Соответствие между названием симптома кризиса трёх лет и его сущностью:

 

Симптом кризиса трёх лет

Сущность

1.  Негативизм

2.  Упрямство

3.  Строптивость

4.  Деспотизм

5.  Протест-бунт

6.  Своеволие, своенравие

7.  Обесценивание требований взрослых

А. Реакция, связанная с нарастающим стремлением ребёнка к самостоятельности, эмансипации от опекивзрослого

Б. Реакция, при которой ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал

В. Тенденция ребёнка идти в разрез со всем тем, что требует и предлагает взрослый

Г. Ребёнок ругается, употребляет бранные слова, плюётся, топает ногами

Д. Реакция, которая направлена против норм воспитания установленных для ребёнка и выражающаяся в своеобразном детском недовольстве, пренебрежении к тому, что предлагают и требуют взрослые

Е. Попытка ребёнка продемонстрировать власть над окружающими

Ж Постоянная           готовность     ребёнка          к          ссоре,        повышенная раздражительность, высокий уровень конфликтности

(из источника: Яценко Т.Е. Психология развития: практикум / Т.Е. Яценко. – Барановичи: РИО

БарГУ,         2010.   –          С. 55-56.         –          URL: http://rep.barsu.by/bitstream/handle/handle/459/Jacenko%20T.%20E.%20Psihologija%20razvitija.pdf?sequenc e=1&isAllowed=y)

 

**Указать автора:

Кем был впервые описан кризис 3-х лет (работа "О личности 3-х летнего ребёнка") …

 

**Вставить пропущенные слова:

Действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определённые пространственные взаимоотношения, это …

 

*Основная потребность ребёнка раннего возраста.

А. Познание окружающего мира через сюжетно-ролевую игру.

Б. Познание окружающего мира через творчество.

В. Познание окружающего мира через действия с предметами.

Г. Познание окружающего мира через общение со сверстниками.

(из источника: Филатова И.Ю. Возрастная психология: тесты и практические задания: учеб.метод. пособие / И.Ю. Филатова. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И.А. Бунина, 2016. – С. 62. –

URL: https://elsu.ru/uploads/files/2019-02/1549956049_filatova-i.yu.-vozrastnaya-psihologiya.pdf)

 

*Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте может быть представлена следующей формулой … А. "Мы".

Б. Ребёнок – взрослый – общество.

В. Ребёнок – сверстник – общество.

Г. Ребёнок – предмет – взрослый.

(из источника: Филатова И.Ю. Возрастная психология: тесты и практические задания: учеб.метод. пособие / И.Ю. Филатова. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И.А. Бунина, 2016. – С. 62. –

URL: https://elsu.ru/uploads/files/2019-02/1549956049_filatova-i.yu.-vozrastnaya-psihologiya.pdf)

 

*Характеристика поведения ребёнка раннего возраста.

А. Поведение ребёнка осознанное, ребенка трудно отвлечь от понравившегося занятия, привлечь чем-либо другим. 

Б. Маленький ребёнок знает что, где и когда делать, он четко представляет результат своих действий, осознает, какая будет оценка со стороны взрослых.

В. Поведение маленького ребёнка ситуативное, его легко привлечь к чему-то, и столь же легко и переключить на что-то новое. 

Г. Малое различение сна и бодрствования, эмоции только отрицательные, постоянный сон.

(из источника: Филатова И.Ю. Возрастная психология: тесты и практические задания: учеб.метод. пособие / И.Ю. Филатова. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И.А. Бунина, 2016. – С. 62. –

URL: https://elsu.ru/uploads/files/2019-02/1549956049_filatova-i.yu.-vozrastnaya-psihologiya.pdf)

 

ˣКто из отечественных учёных, описав кризис трёх лет, дал ему название "семизвездье

симптомов"?

А. Леонтьев А.Н. 

Б. Выготский Л.С.

В. Божович Л.И.

Г. Эльконин Д.Б.

(из источника: Филатова И.Ю. Возрастная психология: тесты и практические задания: учеб.метод. пособие / И.Ю. Филатова. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И.А. Бунина, 2016. – С. 63. –

URL: https://elsu.ru/uploads/files/2019-02/1549956049_filatova-i.yu.-vozrastnaya-psihologiya.pdf)

 

Задание: подведение личного итога занятия

 

 

 

 

 

 

   В чём стали осведомлённее? Какую пользу получили от этого занятия? Какие мысли, чувства, идеи вызвало у вас содержание этого занятия?

 

 

   Возникло ли у вас желание продолжить в той или иной форме начатое на занятии после него?

Что именно и как?

 

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА: конспект занятия

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА: конспект занятия

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА (1-3 года)

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА (1-3 года)

Логос, 2020. – С. 109-111, 117-120

Логос, 2020. – С. 109-111, 117-120

Для ребёнка раннего возраста взрослый интересен уже не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет чтото с ними…

Для ребёнка раннего возраста взрослый интересен уже не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет чтото с ними…

Если взрослый запаздывает в организации совместной деятельности с ребёнком, деловых контактов с ним, то это вызывает у ребёнка 2-3-го годов жизни робость, замкнутость, неуверенность в…

Если взрослый запаздывает в организации совместной деятельности с ребёнком, деловых контактов с ним, то это вызывает у ребёнка 2-3-го годов жизни робость, замкнутость, неуверенность в…

Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб

Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб

Москва: Мозаика-Синтез, 2008

Москва: Мозаика-Синтез, 2008

С. 396-400. – URL: https://cyberleninka

С. 396-400. – URL: https://cyberleninka

Основное условие развития предметных действий ребёнка: должна быть организована собственная активность ребёнка в процессе достаточной по длительности и интенсивности предметноорудийной деятельности

Основное условие развития предметных действий ребёнка: должна быть организована собственная активность ребёнка в процессе достаточной по длительности и интенсивности предметноорудийной деятельности

Как в формулировке Л.С. Выготского звучит описанный ниже психологический закон усвоения ребёнком предметных действий как высшей психической функции? "

Как в формулировке Л.С. Выготского звучит описанный ниже психологический закон усвоения ребёнком предметных действий как высшей психической функции? "

Минск: Изд-во

Минск: Изд-во

Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб

Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб

Среди познавательных функций у ребёнка раннего возраста доминирует восприятие (имеет центральную линию развития, поставлено в максимально благоприятные условия развития)

Среди познавательных функций у ребёнка раннего возраста доминирует восприятие (имеет центральную линию развития, поставлено в максимально благоприятные условия развития)

Мама предлагает ему подумать, как это можно сделать

Мама предлагает ему подумать, как это можно сделать

До этого дети осваивают более простые игровые действия, прикладывая свою чашку к губам куклы, или, подражая маме, расчесывают перед зеркалом волосы

До этого дети осваивают более простые игровые действия, прикладывая свою чашку к губам куклы, или, подражая маме, расчесывают перед зеркалом волосы

Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учеб

Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учеб

Слободчиков В.И. Психология развития человека

Слободчиков В.И. Психология развития человека

Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса 3 лет: автореф

Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса 3 лет: автореф

H6K4CKoXb0&list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_

H6K4CKoXb0&list=PL5ajPq1beqhUHHSUh40KtHqItXmBvaL_

Структура мотивационной сферы ребёнка 2-3-х летнего возраста характеризуется аморфностью, отсутствием иерархии потребностей и мотивов

Структура мотивационной сферы ребёнка 2-3-х летнего возраста характеризуется аморфностью, отсутствием иерархии потребностей и мотивов

В данном случае желание 2-х летнего ребёнка всё-таки победило запрет трогать игрушки, но борьба с долженствованием (запретом) выразилась очень отчётливо

В данном случае желание 2-х летнего ребёнка всё-таки победило запрет трогать игрушки, но борьба с долженствованием (запретом) выразилась очень отчётливо

На 2-м году жизни появляется реакция на похвалу

На 2-м году жизни появляется реакция на похвалу

Нет!". Просьбу выполняет его маленький брат

Нет!". Просьбу выполняет его маленький брат

К кризису 3-х лет ребёнка приводит

К кризису 3-х лет ребёнка приводит

Кризис 3-х лет протекает, прежде всего, как кризис социальных отношений ребёнка

Кризис 3-х лет протекает, прежде всего, как кризис социальных отношений ребёнка

Методики диагностики особенностей личности ребёнка раннего возраста

Методики диагностики особенностей личности ребёнка раннего возраста

Критерии и шкала оценивания структурно-логической схемы (карты знаний)

Критерии и шкала оценивания структурно-логической схемы (карты знаний)

Хорошо – соблюдены все требования на отметку "отлично", но в отдельных составленных тестах имеют место преднамеренные подсказки, формулировки повелительного наклонения ("выберите", "расставьте", "укажите" и т

Хорошо – соблюдены все требования на отметку "отлично", но в отдельных составленных тестах имеют место преднамеренные подсказки, формулировки повелительного наклонения ("выберите", "расставьте", "укажите" и т

Критерии и шкала оценивания презентации

Критерии и шкала оценивания презентации

Б. От рождения до кризиса прямохождения

Б. От рождения до кризиса прямохождения

Формула поведения ребёнка раннего возраста (расставить в правильном порядке следования предлагаемые компоненты):

Формула поведения ребёнка раннего возраста (расставить в правильном порядке следования предлагаемые компоненты):

Главная особенность социальной ситуации развития в раннем детстве :

Главная особенность социальной ситуации развития в раннем детстве :

БарГУ, 2010. –

БарГУ, 2010. –

В. Поведение маленького ребёнка ситуативное, его легко привлечь к чему-то, и столь же легко и переключить на что-то новое

В. Поведение маленького ребёнка ситуативное, его легко привлечь к чему-то, и столь же легко и переключить на что-то новое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2022