Психология в спорте.
Оценка 4.6

Психология в спорте.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура
Взрослым
17.02.2019
Психология в спорте.
Психология спорта - это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Кратко можно сказать, что психология спорта - это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе), большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками.
Психология спорта.docx
Введение Психология   спорта   ­   это   область   психологической   науки,   изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и   соревновательной   деятельности.   Кратко   можно   сказать,   что   психология спорта ­ это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки   обусловлена   специфическими   условиями   спортивной   деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе), большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками. Психология спорта как научная и учебная дисциплина включает в себя ряд общих и специальных разделов, это: 1) мотивы спортивной деятельности; 2) психологические основы ориентации и отбора в различные виды спорта и психодиагностика склонностей и способностей; 3) психомоторика; 4) психология обучения и воспитания в спорте; 5) психологические   особенности   физической,   технической   и   тактической подготовки спортсменов; 6) психологические особенности личности спортсменов; 7) психология спортивного коллектива; 8) состояния спортсмена и их психорегуляция; 9) стили спортивной деятельности; 10) психологические особенности личности и деятельности тренеров; 11) психологические особенности личности и деятельности спортивных судей; 12) психологическая характеристика различных видов спорта; 13) психологическая характеристика болельщиков. К   сожалению,   не   все   перечисленные   аспекты   изучены   одинаково   полно. Например,   к   изучению   психологических   особенностей   болельщиков психологи приступили только недавно, а психология спортивного судейства до сих пор остается практически нетронутой Предметом   психологии   спорта   являются   психологические   особенности спортивной   деятельности   в   ее   разнообразных   видах   и   психологические особенности личности спортсмена. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие   человека,   но   и   содействует   воспитанию   его   морально­волевых качеств.   Виды   спорта   многообразны,   но   все   они   требуют   участия   в спортивных   соревнованиях   и   систематической   тренировки.   Разработка эффективных   методов   спортивной   тренировки   невозможна   без   изучения,  с одной   стороны,   характерных   особенностей   и   закономерностей   спортивной деятельности,   а   с   другой­­личности   спортсмена   как   субъекта   этой деятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализ   важнейших   сторон   спортивной   деятельности   и   тем   помочь рациональному решению многих связанных с ней практических вопросов. Психология спорта ­­ прикладная область психологии. Ее основная задача ­­ дать научное обоснование рациональных методов физического воспитания и спортивной   тренировки   и   таким   образом   содействовать   эффективному   их применению. Исходя из этого, круг задач, стоящих перед психологией спорта, может быть представлен по следующей схеме. Поскольку спортивная деятельность, будучи предметом психологии спорта, включает в себя самые разнообразные виды физических упражнений, одной из задач, стоящих перед психологами спорта, является психологический анализ особенностей   отдельных   видов   спортивной   деятельности   (деятельность, например, гимнаста требует несколько иных психических функций и качеств личности, чем деятельность борца). Без конкретного изучения специфических психологических особенностей каждого вида спорта невозможно дать научное обоснование методов обучения и тренировки в них. Но у различных видов спорта имеются некоторые общие психологические особенности, которые в известной   степени   роднят   их   между   собой   и   накладывают   определенный отпечаток на методику обучения и тренировки. Поэтому в задачи психологии спорта должен входить и общий анализ спортивной деятельности в целом. Вместе   с   тем,   поскольку   активным   агентом   спортивной   деятельности является человек, важнейшей задачей психологии спорта является изучение психологических особенностей личности спортсмена как общих (диктуемых психологическими особенностями спортивной деятельности в целом), так и специфических   для   вида   спорта,   в   котором   специализируется   данный спортсмен. Социально­психологические особенности спортивной группы Спортивная   команда   ­   это   всегда   спортивная   группа.   Спортивной   группе присущи   все   те   социально­психологические   закономерности,   которые свойственны малым группам. Психология   и   поведение   отдельного   человека   как   личности   существенно зависят от социальной среды. Социальная среда ­ сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения ­ группы. Существуют понятия большие и малые группы: а) большие ­ государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам; б) малые ­ небольшое объединение людей (от 2­3 до 20­30 человек), занятых каким­либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Примерами   малых   групп   являются:   семья,   школьный   класс,   спортивный коллектив или команда, объединения близких друзей, приятелей и т.д. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов. Особое место в социально­психологической характеристике групп и коллективов занимают взаимоотношения  Как   известно,   взаимоотношения   бывают:   официальные   и   неофициальные, руководства и подчинения (лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные. экономическим, Взаимоотношения в группе. Рассмотрим взаимоотношения в груп. Официальные отношения возникают на должностной   основе;   неофициальные   ­   на   базе   личных   или   частных взаимоотношений людей; деловые ­ в связи с совместной работой или по ее поводу;   личные   складываются   между   людьми   независимо   от   работы; рациональные ­ на Первом плане знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих; эмоциональные ­ играют ведущую роль субъективные оценки,   основанные   на   личном   индивидуальном   восприятии   человека человеком;   отношения   руководства   ­   управление   группой   или   ее самоуправление обычно осуществляется через официально назначенных лиц (руководители) и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус в групп (лидеры);   отношения   подчинения   ­   подчинение   отдельных   членов   группы через руководство руководителем или лидером группы. Отношения   в   группах   закономерно   изменяются.  Сначала,   на   исходном   эта развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными,   а   при   благоприятных   условиях   превращаться   в коллективистские. Спортивная группа ­ это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями   спортивной   деятельности,   выполняемой   под   контролем   тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими   усилиями,   направленными   на   достижение   высоких   личных   и командных   результатов,   которые   регламентированы   временем,   полом, возрастом, правилами и нормами. Следует различать физкультурные и спортивные группы. Каковы их отличия? Деятельность   физкультурных   групп,   хотя   и   регламентирована   временем занятий, правилами, нормами, физическими усилиями и контролем сверху, не направлена   на   достижение   высоких   личных   или   командных   результатов   в смысле   спортивной   компетенции.   Физкультурные   группы   преследуют   цель укрепления   здоровья,   снятия   умственной   и   физической   усталости, восстановления психического равновесия и хорошего настроения. Спортивная группа является сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой, ролевой, общения, взаимодействия,   соподчинения,   межличностных   отношений   по   вертикали (тренер ­ спортсмен) и по горизонтали (спортсмен ­ спортсмен), сплоченности и   согласования.   что   существуют   Следует   помнить   о   том, взаимопроникновения   и   взаимоотношения   между   этими   подструктурами. Итак,   структуру   спортивной   группы   можно   представить   как   сеть относительно   упорядоченных   и   оптимально   взаимосвязанных   подструктур, каждая из которыҳ, в соответствии с общими законами существования малых групп, делится на формальную и неформальную структуры. Формальная   структура   создается   в   процессе   учебно­тренировочной   и соревновательной   деятельности   благодаря   приказам,   распоряжениям, указаниям   вышестоящих   организаций   и   требованиям   тренера, взаимоотношениям спортсменов. Неформальная   структура   создается   в   процессе   учебно­тренировочной   и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связей в групп, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих   интересах   и   потребностях.   Это   нерегламентированные,   спонтанно возникающие нормы поведения и действия. Главной   особенностью   формальной   структуры   является   то,   что   она способствует   объединению   индивидов   в   группу,   регулирует   частоту контактов,   плотность   и   качественную   их   сущность.   В   этом   проявляется сдерживающая   функция   формальной   структуры   по   отношению   к неформальной.   Нарушение   сдерживающей   функции   характеризуется снижением   дисциплинированности,   ответственности   за   свои   действия, ухудшением   поведения,   нарушением   субординации.   Группа   перестает отвечать   тем   задачам,   ради   решения   которыҳ   она   была   создана.   Итак, преобладание   неформальной   структуры   деятельности   над   формальной следует считать недопустимым. Если   члены   группы   строят   все   свои   связи   и   отношения   только   на   основе инструкций   и   предписаний,   с   учетом   ролевых   действий   и   формальных статусов,   то   взаимоотношения   в   скором   времени   станут   напряженными. Исключение   из   отношений   между   членами   группы   эмоциональных   связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и в конечном счете к конфликту. Два   типа   структур   ­   формальная   и   неформальная   ­   всегда   сосуществуют, образуя   единую   структурную   систему.   При   этом   соотношение   структур должно быть оптимальным. Соответствие   формальных   и   неформальных   структур   способствует эффективной деятельности группы. Для образования более благоприятного соотношения   этих   структур   необходимо   знать   основу   существования формальной структуры: ∙ инструкции, установки, программа деятельности, разработанная тренером, руководством команды, вышестоящими организациями; ∙   нормы   и   правила,   формируемые   в   самой   групп   в   процессе   основной деятельности; ∙ потребности и мотивы членов группы; ∙ потребности и мотивы тренера; ∙ требования сложившейся ситуации; ∙ перспективные цели и задачи основной деятельности. Помимо соответствия двух структур существуют еще и такие факторы, как совместимость,   идентичность   мышления,   мотивация,   система   ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности. Размеры спортивных групп. ᴨȇ редавать Вопрос об оптимальных размерах малых спортивных групп остается спорным: по данным одних авторов ­ 10 ­ 15 человек, по мнению других ­ 25­40 человек. Работы   некотоҏыҳ   отечественных   психологов   показали,   что   наиболее устойчивой,  не   подвергающейся   распаду   является   группа   из  6 ­7  человек. Следует отметить, что эти данные оптимальны для неформальных групп, так как они позволяют: а) быстрее и легче устанавливать контакты; б) лучше узнать личные качества и способности каждого; в)   в   максимальные   сроки   и   с   минимальным   искажением   информацию друг другу. Для   определения   оптимальных   границ   формальной   группы   следует учитывать: 1) цели и задачи; 2) правила соревнований по данному виду спорта (главным образом состав команды).   Спортивной   груп е   свойственны   некоторые   признаки,   которыми характеризуются малые группы. 1) автономия группы, ее некоторая обособленность от других групп; 2) сплоченность, наличие чувства «мы»; 3) контроль за поведением членов группы; 4) положение и роль (группа отводит каждому своему члену определенную роль согласно занимаемому им в груп 5) иерархия членов группы; 6) конформизм (приспособляемость и готовность разделить существующие в груп е нормы, обязанности, порядок); 7) добровольность входа и выхода из группы; 8) стремление сохранить оптимальный объем группы; 9)   интимность   (члены   группы   в   достаточной   сте ени   знают   личные   и интимные стороны жизни каждого); 10) стабильность; 11) референтность, привлекательность членов группы для каждого входящего в   нее,   стремление   действовать   так,   как   это   принято   среди   тех,   кто привлекателен; 12) психологический климат группы, в котором чувства и желания индивида получают свое удовлетворение или неудовлетворение;  положению); ᴨȇ ᴨ ᴨ ᴨ Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые особые признаки. 1) направленность на достижение высоких личных и командных результатов;  2) специфичность ролевых действий; 3) относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень членов; 4) половая идентичность (за исключением некоторыҳ видов спорта);  5) спеифичность мотивов вступления в группу и присутствия в ней; Возникновение и формирование взаимоотношений в малой групп Перед   спортивной   группой   как   формальной   организацией   с   момента   ее возникновения   стоят   конкретные   и  четкие   задачи,  на   выполнение   которыҳ нацелены как тренер, так и весь коллектив. Деятельность   по   выполнению   поставленных   задач   заставляет   тренера   и рядовых   членов   команды   взаимодействовать,   свои   усилия,   искать   и устанавливать   личные,   деловые   контакты,   которые   являются   первым   и основным   условием   возникновения   формальных   отношений.   В   ходе   этого процесса   устанавливаются,   сохраняются   и   изменяются   отношения   между участниками совместной деятельности. В   процессе   формализованных   совместных   действий   благодаря   личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т.е. возникают неформальные отношения. Возникновение   и   формирование   межличностных   отношений   в   спортивных коллективах   происходят   в   соответствии   с   общими   закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов: ∙ возникновение потребности и ее осознание ∙ превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность ∙ сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности,   в   которой   надлежит   принять   участие   для   удовлетворения потребностей ∙   формирование   мотива   поведения,   направленного   на   поиск   деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность ∙ установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности. Взаимоотношения   в   спортивнойгруп   делятся   на   отношения   между спортсменами (горизонтальный уровень) и отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень). Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный. Формальная структура отношений в команде создается и процессе учебно­ тренировочной   и   соревновательной   деятельности   благодаря   приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера,   формальных, ᴨȇ   возникновение общих   интересах   и   потребностях. регламентирующим   процесс   взаимодействия   и   взаимоотношении   членов команды   в   этой   деятельности.   Предполагается,   что   строгое   соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворение их личных   потребностей,   потребностей   тренера   и   вышестоящих   организаций. Однако чтобы ус ешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «сте ень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном   предпочтении,   Эти нерегламентированные,   спонтанно   возникающие   взаимоотношения,   нормы поведения   и   действия   получили   в   психологии   название   неформальных отношений. Особенности   спортивного   коллектива   находят   свое   отражение   и   в   его организационной структуре. Формы такой организации различны, но при всем их многообразии у них есть некоторые общие черты. В   ряде   коллективов   в   связи   с   их   особенностями   избирают   представителя команды, который обязан руководить работой коллектива и представлять его в других организациях. В   спортивном   коллективе   господствует   дух   высокой   взаимной требовательности и в то же время глубокого уважения к личности каждого члена коллектива. В нормально развивающемся коллективе личные интересы его членов совпадают с общими интересами коллектива. Члены коллектива испытывают чувство гордости за свой коллектив, выражающееся в стремлении быть активным участником его деятельности. Характерными   чертами   отличается   и   общий   стиль   жизни   и   деятельности спортивного коллектива. В нем нет места упадочническим настроениям даже в исключительно трудных случаях жизни. Спортивный   коллектив   отличает   здоровый   оптимизм,   выражающийся   в радостных   чувствах   и   настроениях,   связанных   с   участием   в   общей деятельности   коллектива,   творческом   подъеме,   крепкой   дружбе   между членами коллектива. Одной   из   главных   особенностей   формальной   организации   (впрочем;   как   и неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту   этих   контактов,   плотность   и   качественную   их   сущность.   В   этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к   развитию   неформальной   организации.   Подобные   «карантинные»   меры   не всегда   удаются,   так   как   порой   неформальная   структура   связей   почти полностью совпадает с формальной, или даже  рекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся   нарушением   субординации   в   системе   «тренер   ­ спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа  рестает отвечать тем задачам, ᴨȇ ᴨ ᴨ ᴨȇ ради решения котоҏыҳ она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации. Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций   и   предписаний,   с   учетом   ролевых   действий   и   формальных статусов,   то   взаимоотношения   в   скором   времени   станут   напряженными. Отсутствие   эмоциональных   связей   приводит   к   незнанию   и   непониманию многих   личностных   и   профессиональных   качеств   друг   друга,   ухудшению отношений,   и,   в   конечном   счете,   к   конфликту.   Два   типа   структур   ­ формальная   и   неформальная   ­   всегда   сосуществуют,   образуя   сложное соотношение между собой. Формальные отношения в системах «спортсмен ­ спортсмен» и «спортсмен ­ тренер»   заранее   «запрограммированы»   и   обусловлены   требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться,   для   каждого   вида   спорта   в   общем­то   известен.   Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов, и увлечений. Для некотоҏыҳ тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения   нередко   представляют   значительные   трудности,   обусловленные самим   характером   деятельности   тренера,   в   которой   он   занимает двойственную   позицию:   с   одной   стороны,   он   руководитель,   лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой ­ он равноправный член данного коллектива. Тренер, должен обладать многими нравственными   и     чтобы   сохранить субординацию,   своевременно   пресечь   по   отношению   к   себе   проявление панибратства   и   фамильярности.   Строгость   и   сохранение   дистанции   в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ   человека   недоступного,   без   чувств   и   эмоций,   «застегнутого   на   все пуговицы».   Доброжелательность   и   участие   в   судьбе   спортсмена,   умение понять   своего   ученика   и   оказать   ему   помощь   словом   или   делом, справедливость   и   последовательность   в   требованиях   ­   вот   тот   далеко   не полный   речень   личностных   качеств   тренера,   которые   формируют   у спортсменов чувство уважения к нему. Установление правильных взаимоотношений в системе «тренер ­ спортсмен» ­ дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств, как самого тренера, так и его учеников. Кроме этого,   взаимоотношения   подвержены   влиянию   объективных   факторов (возраст,   пол,   уровень   спортивного   мастерства)   и   субъективных   (уровень культурного   и   интеллектуального   развития   тренера   и   спортсменов,   стиль руководства,   психологическая   совместимость   и   идентичность   системы ценностей и мировоззрения и т.д.). Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о   том,   что   все   ее   члены   равны   между   собой.   Действительно,   для   таких дагогическими   качествами, ᴨȇ ᴨȇ рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно   одного   и   того   же   возраста,   уровня   профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того   же   тренера,   несут   одинаковую   ответственность   за   выполнение поставленной задачи и т.д. И   все­таки,   несмотря   на   это,   равенства   в   положении,   которое   занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность,   но   по­разному,   в   зависимости   от   отношения   к   ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т.д.  ᴨȇ ᴨȇ ᴨȇ ᴨȇ Лидерство в спортивнойгруп е.ᴨ   не   менее   силен,   чем   авторитет Обычно   авторитет   лидера   в   груп руководителя.   (С)   Информация   опубликована   на   ReferatWork.ru  В   роли   лидеров   могут   выступать   и   официальные   руководители,   но   на практике это встречается редко, так как качества лидера и руководителя, их внутригрупповые   функции   не   только   не   совпадают,   но   иногда   прямо противоположны. Например, задача руководителя в конфликтной ситуации, мешающей работе, заключается в том, чтобы снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права, данные руководителю, иногда допускают делать   это   ценой   ущерба,   наносимого   некоторым   личным   интересам отдельных членов группы. В той же ситуации задача лидера будет совсем иной:   снять   конфликт,   принимая   во   внимание   личные   интересы   каждого участника, даже ценой нанося этим ущерб работе. В   заботах   руководителя   на   рвом   месте   обычно   находится   дело,   а   в хлопотах лидера главное ­ человек со всеми его эмоциями. Итак, и лидер в груп   для регулирования   двух   взаимодополняющих   систем   отношений   ­   деловых   и личных. Лидер   ­   член   группы,   который   обладает   необходимыми   организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений   членов   группы,   способствуя   своим   примером   организации   и управлению группой и достижению целей наилучшим путем для ее членов. Согласно   общепринятой   трактовке,   лидерство   ­   это   процесс   управления группой и организация поведения людей, которые осуществляют лидеры. Кто может стать и реально становится лидером? Выход человека в лидеры ­ результат взаимодействия между ним и группой. Если   индивидуальные   особенности   этого   человека,   проявленные   им   в совместной   деятельности   и   общении   с   остальными   членами   группы, соответствуют   требованиям   сложившейся   ситуации,   то   в   результате   он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером   может   стать   другой   член   группы.   Кроме   понятия   лидерство   в ,   и   руководитель   необходимы.   Они   нужны   в   каждой   груп .ᴨȇ психологии   используется   другое   понятие,   уточняющее   представление   о лидерстве ­ стиль лидерства. Среди   стилей   лидерства   выделяются   авторитарный,   демократический   и либеральный. Авторитарный   стиль   лидерства   отличается   ярко   выраженной   властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим   контролем   за   действиями   ведомых.   Такой   лидер ограничивает функции остальных членов группы исполнительскими: для него идеальный подчиненный ­ дисциплинированный исполнитель. Для демократического стиля лидерства характерно, что лидер ; постоянно интересуется   мнением   зависимых   от   него   людей,   советуется   с   ними, привлекает их к принятию решений, к сотрудничеству в управлении. Лидер этого   типа   уделяет   большое   внимание   не   только   деловым,   но   и   личным взаимоотношениям в груп Либеральный   стиль   лидерства   ­   это   такая   форма   поведения   лидера,   при которой   он   фактически   уходит   от   своих   обязанностей   по   руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы жизнедеятельности группы решаются коллективом, это принимается как  закон  и обязательно  не  только   для  рядовых  членов группы, но  и для самого лидера. Соответственно   принятой   в   психологии   классификации   сфер   общения различают формальных и неформальных лидеров. Формальный   лидер   ­   человек,   назначенный   руководством   по   приказу   или распоряжению для осуществления руководящей функции в груп . Черты формального лидера воплощает в себе тренер, хотя это не значит, что он в некотоҏыҳ жизненных ситуациях не может быть неформальным лидером. Неформальный   лидер   ­   один   из   членов   группы,   позиция   которого завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях, не связанных с основной деятельностью,   благодаря   симпатиям   и   уважению   большинства   группы. Способствовать этому могут личностные качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т.п. Кроме того, в группах могут быть и полуформальные лидеры, люди, которые не назначаются сверху, а выбираются для руководства большинством голосов в самой груп е. Такой лидер спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя   в   условиях   определенной   с цифической,   как   правило, ᴨ достаточно  значимой   ситуации,  чтобы  обес ечить  организацию  совместной коллективной деятельности и ус шное достижение цели (капитан команды, староста группы и т.д.). Помимо   лидеров,   иерархическую   структуру   спортивного   коллектива составляют люди, котоҏыҳ можно отнести к категории занимающих низкий статус  ­   аутсайдеры.  Аутсайдеры   отличаются   от   лидеров   не   только   чисто спортивными,   но   и   психологическими   качествами.   Так,   лидеры   пытаются постоянно и во всем быть с группой, стремятся к согласию. Аутсайдерам ᴨȇ ᴨ ᴨȇ ᴨȇ свойственны   такие   качества,   как   независимость,   склонность   к   агрессии, пренебрежение   к   советам   и   помощи   товарищей,   нежелание   пользоваться поддержкой членов коллектива. Старательность   и   исполнительность   на   тренировочных   занятиях, настойчивость,   быстрота   восприятия   нового   в   элементах   техники, дисциплинированность, умение заставить себя работать с полной отдачей сил ­   эти   качества   у   лидеров   на   достоверном   уровне   оцениваются   группой   и тренером  выше, нежели у  аутсайдеров,  однако самооценки  этих качеств  у аутсайдеров   не   уступали   самооценкам   у   лидеров,   за   исключением   такого качества, как умение заставить себя тренироваться с полной отдачей сил. ᴨ ᴨȇ Психологические основы общения в спорте Общение в последнее время является предметом с ециального изучения в различных   сферах   научного   знания:   философии,   социологии,   психологии, ᴨ едагогической   психолингвистики,   психотерапии   и   т.д.   Не   составляет исключение и психология спорта. С точки зрения философии, общение ­ это способ внутренней организации и эволюции   общества;   это   процесс,   при   помощи   которого   возможно осуществлять развитие общества, так как развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности. Социально­психологическое и психолого­ дагогическое понимание общения имеет более узкое определение. Общение ­ это процесс непосредственно или опосредованно наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное   влияние   (воздействие)   на   поведение,   состояние,   установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера (партнеров). Итак,   общение   ­   это   процесс,   порождаемый   условиями   непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения   между   участниками   совместной   деятельности,   в   связи   с   этим межличностное   общение   ­   одна   из   наиболее   важных   форм   взаимовлияний людей. В спортивной деятельности общение занимает не последнее место. Непосредственное   межличностное   общение   можно   характеризовать   как внешнее и внутреннее. Внешнее   межличностное   общение   ­   это   реально   наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны общения позволяет получить представление о том.как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, ᴨȇ реживания   в   связи   с   реальными   (или   ожидаемыми) какого рода информация преобладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.). Внутреннюю сторону общения составляют: ∙ особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения; ∙   эмоциональные   контактами; ∙ мотивы и цели контактирования; ∙ психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров). Важно   отметить,   что   общение   в   спорте   представляет   собой   относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно­ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано   субъектно   (обязательно   направлено   на   другого   человека)   и подчинено задачам взаимодействия. Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых средств. Основными функциями общения в спорте являются: 1) функция социально­психологического отражения (общение возникает как результат   и   как   форма   объективированного,   сознательного   отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия); 2)   регулятивная   функция   (в   процессе   общения   осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) партнеров друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений); 3) познавательная функция (вследствие систематических контактов партнеры приобретают   самые   разные   знания   о   самих   себе,   о   партнерах,   о   способах деятельности и т.д.); 4) экспрессивная функция (различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния и  реживания, часто вопреки логике и требованиям условий деятельности); 5)   функция   социального   контроля   (способы   решения   двигательных   задач, определенные формы поведения, эмоционального реа ҏования и отношений имеют достаточно выраженный нормативный характер; их регламентация с помощью   групповых   и   социальных   норм   обес чивает   необходимую целостность и организованность групповой деятельности); 6) функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной деятельности и общении спортсмены осваивают не только коммуникативные умения   (умение   быстро   ориентироваться   в   ситуации   общения,   слушать   и говорить   и   т.д.),   но   и   умения   действовать   в   интересах   коллектива, соответственно   относиться   к   членам   группы,   организовывать   оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности. В   спортивной   деятельности   средства   общения   имеют   свои   особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях. ᴨȇ ᴦᴎ ᴨȇ ᴨȇ ᴨȇ Для организации ус шной совместной групповой деятельности (например, в спортивных   играх,   командных   соревнованиях)   решающее   значение   имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обес чивали бы   эффективность   взаимодействия   и   согласованную   деятельность спортсменов, в связи с этим каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и конкретных спортсменов. Среди речевых средств общения можно выделить следующие: ∙ произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную   комбинацию;   в)   подтвердить   свою   готовность   действовать определенным   образом;   г)   побудить   партнера   действовать   определенным образом; ∙ краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.); ∙   сообщение   о   предполагаемых   действиях   (своих,   партнера:   «я»,   «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.); ∙ сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.); ∙ указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о  мяча), «возьми его» (о совместных защитных действиях) и т.п.; ∙ оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.); ∙ побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д. Речевые   средства   помогают   выразить   тончайшие   оттенки   чувств,   идей, устремлений,  решений.  В  спорте   речевые   средства   часто   приобретают   вид ᴨȇ с циальных терминов. Такой язык, как правило, не понятен посторонним людям. В спортивной практике широко используются и неречевые средства: ∙ жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами); ∙ звуковые сигналы (в основном для привлечения внимания); цифические   средства   общения   в   деятельности, ∙   моторные   средства   (с ремещения участников, предметов и объектов труда; действия требующие  отдельного   игрока   на   площадке:   его   ремещение   является   сигналом   для остальных   партнеров   о   том,   какая   сейчас   должна   быть   осуществлена комбинация). При   создании   с обязан соблюдать следующие принципы: 1)   принцип   экономичности   (следует   использовать   лишь   необходимые   для взаимодействия   сообщения   и   излагать   их   краткo,   но   емко   по информативности); 2)   принцип   избыточности   (необходимо   обес чивать   точную,   надежную ᴨȇ редачу сообщений, особенно при наличии разного рода помех, шума. Этот принцип   осуществляется   при   помощи   дополнительных   или   повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения). циальных   речевых   и   неречевых   средств   общения   тренер ᴨȇ ᴨȇ редаче ᴨȇ ᴨȇ ᴨȇ ᴨȇ ᴨȇ циально разработанные схемы анализа общения в спортивной ᴨȇ Направленность общения представляет собой один из важнейших параметров характеристики межличностных контактов. По направленности общение можно классифицировать следующим образом: 1)социально­ориентированное   общение   (обращения   к   партнерам,   ко   всей команде в целом); 2) личностно­ориентированное общение (обращения к отдельным партнерам, членам команды); 3)   подтекстовая   ориентация   (обращение   к   конкретному   партнеру   или   к груп   спортсменов   адресовано,   на   самом   деле,   совершенно   другому человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану   команды,  чтобы   воздействовать   на   всю   команду   в  целом   или   на какого­либо одного спортсмена (члена команды). Важно выделить понятие содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового   общения   может   позволить   тренеру   лучше   организовать совместную   деятельность   спортсменов,   разобраться   в   причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов. Существуют с деятельности. К ним относятся: ∙ подробная запись того, что говорят спортсмены при решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи; ∙ запись по с циальной форме информации о том, насколько часто партнеры обмениваются   обращениями   определенного   содержания   с   последующей обработкой материалов наблюдения. Наиболее распространенным на современномэта ᴨȇ с спортивной деятельности является исследование профилей общения. Составление профиля общения делит обращение спортсменов на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно­экспрессивная (положительная) и оценочно­экспрессивная (отрицательная). Для   ориентирующей   категории   характерны   обращения   спортсменов, направленные   на   уточнение,   изменение   и   согласование   своих   действий   с действиями партнеров. Стимулирующую   категорию   составляют   обращения   спортсменов, выражающие   побуждение   партнеров   к   организации   внимания,   контроля   за изменениями   внешней   ситуации.   Так,   например,   в   волейболе   игровые ситуации   чередуются   с   рерывами,   когда   мяч   находится   вне   игры.   Это создает   необходимость   часто   использовать   сообщения,   носящие   характер напоминания, внешней стимуляции. Оценочно­экспрессивная   категория   связана   с   обращениями,   выражающими отношения  спортсменов   к  собственным  действиям  и  действиям   партнеров. Оценочные обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.).  развития спорта примером циальной формы записи общения спортсменов во время выполнения ими ᴨȇ ᴨȇ ᴨȇ Итак, спортивная деятельность определяет некоторые особенности общения спортсменов, которые, взаимодействуя  между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям относятся: ∙ общение спортсменов между собой по поводу выполняемых функций; ∙ зависимость уровня общения между спортсменами от стажа их совместной спортивной деятельности; ∙ зависимость содержания, направленности и используемых средств от уровня знаний спортсменов друг о друге; ∙   зависимость   особенностей   общения   взаимодействующих   партнеров   от совпадения   их   представлений   о   возможных   путях   решения   тех   или   иных двигательных задач; ∙ зависимость общения между спортсменами от статусно­ролевых отношений; ∙   влияние   на   общение   уровня   технико­тактической   и   физической подготовленности   взаимодействующих   спортсменов   и   соответствие подготовленности одного партнера относительно другого.   Итак,   спортивной   груп еприсущи   все   те   социально­психологические закономерности, которые свойственны малым группам. ᴨ Заключение Личность   спортсмена,   ее   психологические   особенности   формируются   под влиянием различных видов деятельности, в котоҏыҳ он принимает участие. Спортсмены занимаются не только спортом. На развитие их личности влияют трудовая   и   общественная   деятельность,   обучение   и   образование, художественное   воспитание.   К   этому   необходимо   добавить   влияние различных   взаимоотношений,   в   которые   спортсмены   вступают   с   другими людьми   в   быту   и   в   процессе   всех   видов   деятельности,   а   также   массовых средств   информации   ­   театра,   кино,   радио,   научной   и   художественной литературы и т.д. В   результате   совокупного   влияния   всех   этих   факторов   у   спортсмена складываются   определенные   черты   его   мировоззрения,   общественные потребности   и   интересы,   характерные   для   человека   моральные   черты личности. ниᴨȇ Поскольку влияние этих факторов на разных людей в той или другой сте различно и никогда не совпадает, личность спортсмена, как и всякого другого человека, всегда индивидуальна и неповторима. Спортивные коллективы различаются по характеру своей деятельности и по количеству   входящих   в   них   членов.   Наиболее   крупные   из   них,   например, спортивные   общества   и   федерации   по   отдельным   видам   спорта, охватывающие   своей   деятельностью   тысячи   и   десятки   тыс.   спортсменов. Ячейками этих спортивных коллективов являются малые спортивные группы: секции, тренировочные группы, отдельные команды по данному виду спорта, сборные команды обществ, городов, республик, всей страны. Малая   спортивная   группа­это   социальный   организм,   объединяющий спортсменов для совместной деятельности по достижению общих для группы (а не только индивидуальных) целей. Малые спортивные группы объединяют небольшое число спортсменов одной ᴨ с ециализации на основе их общих интересов и совместной деятельности в данном виде спорта. Они охватывают только те стороны жизни своих членов, которые связаны со спортивной деятельностью. Малый спортивный коллектив через более крупные объединения органически связан со всем народом, представляет собой малую ячейку общества. Решая конкретные   общие   для   коллективa   задачи   и   области   спортивной деятельности,   малые   спортивные   коллективы   содействуют   развитию   и совершенствованию   у   своих   членов   лучших   сторон   и   качеств   личности, присущих человеку.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.

Психология в спорте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019