Психолого-педагогическая диагностика агрессивного поведения подростков
Оценка 4.6

Психолого-педагогическая диагностика агрессивного поведения подростков

Оценка 4.6
doc
09.04.2020
Психолого-педагогическая диагностика агрессивного поведения подростков
курсовая.doc

Министерство образования науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический

университет»

 

 

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии образования и развития

 

 

 

 

Психолого-педагогическая диагностика агрессивного поведения подростков

Курсовая работа

по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»,

профилю подготовки бакалавров «Психология образования»

по дисциплине

«Психолого-педагогическая диагностика (с практикумом)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Аравина Анжелика Николаевна

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  2

ГЛАВА 1. Проблема агрессивного поведения подростков в работах  7

зарубежных и отечественных исследователей  7

1.1. Агрессия как предмет исследования: 7

факторы возникновения, формы проявления  7

1.2.Гендерные особенности агрессивного поведения  12

в подростковом возрасте  12

Выводы по первой главе  16

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей  17

агрессивного поведения подростков  17

2.1. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования  17

2.2. Результаты эмпирического исследования: описание и интерпретация  20

Выводы по второй главе  26

Заключение  27

Список  литературы  28

Приложения  30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На рост всевозможных отклонений  в личностном развитии и поведении растущих людей влияет изменчивая, напряженная экономическая и социальная  ситуация,  которая сформировалась в настоящее  время в нашем обществе.  Особое беспокойство из них вызывают не только  прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, но и их агрессивность. Увеличилось демонстративное и вызывающее по отношению к внешней среде, поведение. Можно заметить в последнее время резкое возрастание преступности среди подростков. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.

Доля «законопослушных» подростков с 2006 по 2010 г. уменьшилась почти вдвое: с 32 до 15% от общего числа опрошенных. Если 10 лет назад к числу «трудных» можно было отнести лишь каждого десятого подростка в России, то сейчас это уже каждый шестой (16%).

По статистике, среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с «неоконченным средним». Весьма тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% учеников 7-9-классников признались социологам, что избивали  группой человека.

В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, нарушающие нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для проявления агрессивного поведения. Следовательно, данная проблема является бесспорно актуальной, так как агрессивное поведение подростков приводит к нарушениям общественного порядка, которые провоцируют социальную нестабильность общества.

Проблема агрессивного поведения среди подростков  является предметом теоретического изучения в работах российских и зарубежных ученых.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление:

- исследование подросткового возраста и его особенностей (Л.И.Божович, П.П.Блонский, М.И.Буянов, В.Г.Вастовский, С.Г.Вершловский, О.С.Газман, Ф.Дольто, Н.Я.Иванов, М.Кле, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.Е.Личко, Б.М.Мастеров, А.В.Мудрик, И.А.Невский, А.В.Петровский, Е.И.Рогов, В.А.Сухомлинский, В.А.Худик, В.Штерн, Е.А.Шумилин, Д.Б.Эльконин);

-исследование сущности агрессивного поведения (Б.Г.Ананьев, А.Берковитц, В.М.Бехтерев, Р.Бэрон, Д.Доллард, Т.Н.Курбатова, К.Лоренц, А.А.Реан, Д.Ричардсон, З.Фрейд, Э.Фромм, И.А.Фурманов);

- психолого-педагогические исследования в области предупреждения и коррекции агрессивного поведения детей (Р.Байярд, Д.Байярд, А.Бренштейн, К.Бютнер, Л.С.Выготский, У.Глассер, Г.Данилов, Е.И.Казакова, А.Б.Кокин, В.Г.Кондрашенко, А.В.Мудрик, А.С.Макаренко, С.И.Помазин, М.Раттер, Е.С.Рогов, М.Роуз, В.Н.Сорока-Росинский, Л.М.Семенюк, Е.И.Сибиль, Л.М.Шипицына).

Психолого-педагогический  анализ разных исследований природы агрессивности позволяет сделать вывод, что  проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы; агрессивность может быть как жестокой, так и нормальной реакцией индивидуума в  борьбе за выживание; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Исследования Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, Л.Н. Бережновой, И.А. Невского дезадаптированных групп подростков и молодежи предполагают, что у истоков выявления проблем, в том числе агрессивного поведения, в более чем в 80% случаев лежат проблемы, связанные с неуспешностью ребенка в основном виде деятельности в период становления характера – в учении. Существовавший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно благотворных положительных влияний, все более уступает место обоснованному мнению, что для определенного количества учащихся школа становится зоной риска, местом передачи негативного социального опыта.

Несмотря на то, что агрессия, как явление, в подростковой среде вызывает острый научный и практический интерес и тревогу в целом, в психологической литературе недостаточно исследований, посвященных вопросам:

- анализа психологических условий, при которых возникает (может возникать) агрессия;

- выявлению гендерных особенностей в подростковых проявлениях  агрессии.

Актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая диагностика агрессивного поведения подростков».

Цель исследования – выявление гендерных особенностей агрессивного поведения подростков для определения путей профилактики.

Объект исследования – агрессивное поведение в подростковом возрасте.

Предмет исследования – гендерные различия в проявлениях агрессивного поведения.

Гипотеза исследования заключается в том, что проявления агрессии в подростковом возрасте имеют гендерные различия: мальчики склонны к проявлению физической агрессии, а девочки – к вербальной.

Задачи исследования:

1.  Рассмотреть подходы к проблеме агрессии в психолого-педагогической литературе, выделить и описать возрастные и гендерные особенности проявления агрессивного поведения подростков.

2.  Разработать программу эмпирического исследования: определить этапы, методы, методики исследования.

3.  Описать характеристики выборки и результаты констатирующего этапа исследования агрессивного поведения подростков.

4.  Проанализировать результаты исследования гендерных особенностей агрессивного поведения подростков.

Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была использована система методов:

·        методы теоретического анализа и обобщения подходов к проблеме исследования;

·        методы эмпирического исследования:

1)     опросник Басса-Дарки

2)     тест агрессивности Л.Г. Почебут

·        методы количественной обработки и интерпретации данных;

·        методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни).

База эмпирического исследования. Исследование проведено на базе МОУ СОШ № 33 г. Волгограда. В исследовании принимало участие  24 человек из них 10 девушек и 14 юношей в возрасте от 14 до 15 лет, обучающихся в  9 классе.

Данное исследование проводилось в соответствии с этическими нормами. Сохранялось право участников на отказ от тестирования и конфиденциальность полученной информации, а так же ее анонимность.

 

 

 


ГЛАВА 1. Проблема агрессивного поведения подростков в работах

зарубежных и отечественных исследователей

 

1.1. Агрессия как предмет исследования:

факторы возникновения, формы проявления

 

В психологии термин «агрессия» имеет разную трактовку. Многие авторы, которые исследуют  агрессивность, предпочитают  негативную оценку «агрессии». Но так же есть и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Л. Бендер  считает, что агрессия – это сильная активность, стремление к самоутверждению [Бендер, 1963].

 Такой ученый как Х. Дельгадо  понимает под агрессией  акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, вредящие другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность – это  поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [Дельгадо, 1963].

А. Бандура, Р. Уолтерс  Пишут, что преднамеренная агрессия – это  те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение  вреда или ущерба [Бандура, Уолтерс, 2000].

Э. Фромм трактует агрессию более широко – как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету [Фромм, 1994].

А. Басс называет агрессией  любое поведение, которое содержит  угрозу или наносит ущерб другим [Басс, 1961].

Е.В. Змановская определяет агрессией любую тенденцию (стремление), которая проявляется в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминирования над ними. Подобное определение агрессии исключает ряд достаточно часто встречающихся агрессивных проявлений, в частности, таких как аутоагрессия, агрессия, направленная на неодушевленные предметы и т.д. [Змановская, 2004].

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Как отмечает А.А. Реан, вред (ущерб) человеку может наноситься и посредством причинения вреда любому неживому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека [Реан, 1996].

В разной литературе часто смешивают понятия агрессии и агрессивности.

Е.П. Ильин дает определение агрессивности как свойство личности,  отражающее склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации [Ильин, 2001].

По определению А.А. Реана, агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом [Реан, 1996].

В ходе проведения анализа психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения подростков, сравнивая понятия «агрессия» и «агрессивность» у разных исследователей, мы выделил два интегрирующих понятия:

Агрессия (лат. aggredi— нападать) – индивидуальное  или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба.

Агрессивность – устойчивая  характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Важными в наши дни остается поиск причин и наиболее эффективных средств контроля агрессивного поведения. Актуальными являются вопросы, связанные с анализом природы тех факторов, которые способствуют агрессии.

Существует большое количество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Психолого-педагогический анализ разных исследований природы агрессивности позволяет сделать вывод, что  проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы; агрессивность может быть как жестокой, так и нормальной реакцией индивидуума в  борьбе за выживание; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

М. Мид, в процессе изучения примитивных сообществ, пришла к выводу, что в тех сообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу, которая не вызывает у взрослых осуждения, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость [Мид, 1988].

По мнению А.А.Бодалева  оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда следует, что родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Основываясь на его результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:

1) Образец отношений и поведения родителей;

2) Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих [Бодалев, 1980].

Проводя исследования, И.А. Фурманов установил связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников [Фурманов, 2007].

 Р.Бэрон, Д.Ричардсон говорят о связанности практики семейного воспитания и агрессивным поведением у детей, выражающаяся в характере и строгости наказаний, а также в контроле поведения детей. В целом установлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми   с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождается агрессивным поведением [Бэрон, Ричардсон, 1997].

А. Бандура в своих работах отмечает, что, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия – способ  воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми [Бандура, 1999].

М. Перри и А. Басс отмечают что, если наказание слишком возбуждает, волнует  и расстраивает детей, они могут забыть причину наказания, что мешает усвоению правил приемлемого поведения. В данном случае дети, скорее всего не усвоят нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями, т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают [Басс и Перри , 2007].

Б. Крэйхи выделил несколько теоретических подходов к пониманию агрессии и разбил их на  два вида объяснений:

1)Биологическое

-Этология (Агрессия понимается как внутренняя энергия)      

-Социобиология (Агрессия понимается как продукт эволюции)  

-Генетика поведения (Агрессия понимается как наследственная предрасположенность)        

2)Психолгическое

-Фрейдовский психоанализ (Агрессия понимается как инстинкт разрушения)        

-Фрустрационная теория агрессии (Агрессия понимается как целенаправленное побуждение) 

-Когнитивный неоассоцианизм (Агрессия понимается как реакция на отрицательные эмоции)       

-Модель переноса возбуждения (Агрессия понимается как подкрепленная нейтральным возбуждением)

-Социально-когнитивный подход (Агрессия понимается как функция переработки информации)     

-Теория научения (Агрессия понимается как возникающая в результате научения через подкрепление и подражание)

-Модель социального взаимодействия (Агрессия понимается как результат процесса принятия решений) [Крэйхи, 2003].

Среди форм агрессивных реакций, которые  встречаются  в различных источниках, можно выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) – использование  физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия,  представленные в скрытой, замаскированной форме и  направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия – выражение  негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению – готовность  к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная  манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

 Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида – отрицательно  окрашенное чувство. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе.

Подозрительность – недоверие  и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

В данном параграфе были рассмотрены общие подходы к изучению агрессивного поведения. Соответственно цели и гипотезе исследования проанализируем далее специфику агрессии в подростковом возрасте, а также гендерные особенности агрессивного поведения, описанные в исследованиях.

 

 

1.2.Гендерные особенности агрессивного поведения

в подростковом возрасте

 

Отрочество содержит в себе два этапа: переход от детства к раннему подростковому возрасту и переход от позднего подросткового возраста к юности. Два этих периода считаются кризисами развития. Подростковый возраст считается  трудным, конфликтным. Взрослые обычно ориентируются на то, чтобы пережить гормональную бурю, стерпеть противоречия в надежде, что потом все само собой наладится и выправится.

Подростковый возраст – это своего рода катализатор, который на фоне мощных эндокринных изменений, которые происходят в организме, усиливает все внутренние "химические реакции" – такие, как формирование самосознания, развитие нравственной позиции, пересмотр ценностных ориентаций и ощущение взрослости. Подростковый возраст наиболее опасен возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций.

 В подростковом возрасте существенно изменяются тип и частота психологических расстройств. Для некоторых подростков это период адаптации, укрепления психического здоровья и преодоление трудностей предшествующих этапов развития. Для других подростков, это период дезадаптации и усиления психопатологии.

Поведение подростка всегда связано с семейными отношениями, школьными успехами, особенностями взросления и установления доверительных, дружеских отношений. [Авдулова, 2008]

 По Гребенкину, агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может проявляться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер. [Гребенкин, 2006]

 На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:

Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения.

Поведенческий фактор – поведение, которое создает помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость.

Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи,  смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Возможные причины агрессии у подростков:

-Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)

-Неблагополучие семьи

-Гиперопека или равнодушие со стороны родителей

-Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)

-Недовольство собственной внешностью

-Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)

-Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.

-Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)

-Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

Гендерные и возрастные особенности также оказывают влияние на степень проявления агрессивности у подростков.

Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, отличаются большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. П. А. Ковалев установил, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. [Ковалев ,1996]

При сравнении степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек было выявлено, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек – к  прямой вербальной и к косвенной вербальной. Отсюда следует, что для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах – прямой  или косвенной. Однако косвенная форма оказывается все-таки более распространенной.

В исследовании Семенюка Л.М.было показано, что если у 10-11 летних подростков доминируют проявления физической агрессии, то с возрастом у подростков 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии по мере взросления. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) проявляются именно в 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии, хотя и увеличиваются, но не значительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами. [Семенюк Л.М., 1996.]

Можно отметить также, что в младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. Т.е., хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии выявляются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.

В настоящее время модели психолого-педагогической коррекции агрессивности у подростков построены в трех направлениях:

1) Работа с гневом. Обучение агрессивных подростков приемлемым способам выражения гнева.

2) Обучение подростков навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих негативные эмоции.

3) Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

В настоящее время основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у подростков является поведенческая терапия.

 

 

Выводы по первой главе

 

Проанализировав сущность  основного понятия «агрессия»,  был сделан вывод, что в различных подходах оно в целесообразности понимается,  как целенаправленное разрушительное пове­дение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняю­щее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженнос­ти, страха, подавленности и т.п.).    

Из первой главы следует, что отрочество содержит в себе два этапа: переход от детства к раннему подростковому возрасту и переход от позднего подросткового возраста к юности. Два этих периода считаются кризисами развития. Подростковый возраст считается  трудным, конфликтным

Так же подростковый возраст является наиболее способным к усвоению социально значимых ценностей и формированию различных свойств личности. Именно в этом возрасте происходит поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума.

При изучении литературы о сравнении степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек было выявлено, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек – к  прямой вербальной и к косвенной вербальной.

 

 

 


ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей

агрессивного поведения подростков

 

2.1. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования

 

Целью данного исследования выступает выявление гендерных особенностей агрессивного поведения подростков для определения путей профилактики.

 

Эмпирическое исследование было организовано и проведено поэтапно.

1  этап  – подбор исследовательских методов, отвечающих цели и задачам исследования, составление программы эмпирического исследования, подготовка необходимых для проведения исследования материалов.

2 этап  – выбор репрезентативной группы испытуемых, решение организационных вопросов (время, место проведения исследования и пр.).

3   этап  –  реализация программы эмпирического исследования в группах испытуемых.

4 этап  – количественная обработка полученных результатов, статистический анализ данных и их интерпретация.

5 этап  – планирование на основе результатов эмпирического исследования содержания развивающей работы.

 

Для проверки гипотезы исследования были использованы  следующие методические процедуры:

Ø Опросник "Басса-Дарки

Ø Тест агрессивности опросник Л.Г. Почебут

 

Исследование проведено на базе МОУ СОШ №33 г. Волгограда. В исследовании принимало участие  24 человек из них 10 девушек и 14 юношей в возрасте от 14 до 15 лет, обучающихся в  9 классе.

Выборка была спланирована по гендерному критерию, исходя из которого был взят  класс с примерно равным распределение мальчиков и девочек.

 

Рассмотрим подробнее содержание методических процедур.

 

1)Опросник "Басса-Дарки"

А. Басс и А. Дарки в 1957 г. первыми проделали работу, которая характеризовалась попыткой рассмотрении агрессии как комплексного феномена. Ими был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.

 

Опросник "Басса-Дарки" выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1.  Физическая агрессия (нападение) – использование  физической силы против другого лица.

2.Косвенная агрессия – под  этим термином понимают как агрессию, которая окольным путём направлена на другое лицо – злобные  сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрыв  ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битьё кулаками по столу и т.п.Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

3.Склонность к раздражению (коротко - раздражение) – готовность к проявлению  при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

4.Негативизм – оппозиционная  форма поведения,  направленная обычно   против   авторитета   или  руководства;   это   поведение   может нарастать  от  пассивного  сопротивления  до  активной  борьбы  против устоявшихся обычаев и законов.

5.Обида – зависть и ненависть к окружающим,  обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные  или  мнимые страдания.

6.Подозрительность – недоверие  и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7.Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

8.Чувство вины – отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей последствий.

Кроме того, выделяется восьмой индекс – чувство  вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

Опросник состоит из 75 убеждений, на которые, испытуемый даёт ответ «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 даёт общий индекс агрессивности, а суммирование индексов 5 и 6 - индекс враждебности.

При помощи него можно выявить деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Так же опросник позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

Следует учесть, что в ситуации экспертизы опросник не защищён от мотивационных искажений, в частности, по типу социальной желательности. Чистота (достоверность) результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.

 

2) Тест агрессивности опросник Л.Г. Почебут

 

Данный опросник направлен на рассмотрение агрессивного поведения, которое Л.Г. Почебут определяет как специфическую форму действий человека, характеризующуюся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

 

Предполагаемый опросник выявляет обычный стиль поведения испытуемого в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Он состоит из 5 шкал:

1.                  Вербальная агрессия  – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

2.                  Физическая агрессия – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

3.                  Предметная агрессия – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

4.                  Эмоциональная агрессия – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

5.                  Самоагрессия –  человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Опросник состоит из 40 убеждений, на которые, испытуемый даёт ответ «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивного поведения.

 

 

2.2. Результаты эмпирического исследования: описание и интерпретация

 

На первом этапе эмпирического исследования особенности агрессивного поведения подростков были изучены с применением опросника Басса-Дарки. Полученные результаты представлены в приложении 1 и на рис. 2.1.

 

Рис 2.1. Средние значения показателей по отдельным факторам агрессивности (опросник Басса-Дарки)

 

ФА – физическая  агрессия

КА – косвенная  агрессия

Р – раздражение

Н – негативизм

О – обида

П – подозрительность

ВА – вербальная агрессия

ЧВ – чувство вины

ИВ – индекс враждебности

ИА – индекс  агрессивности

 

Средние значения по шкалам и у мальчиков и у девочек равны примерно половине максимальных баллов по каждой шкале. Но по шкале «Чувство вины» опросника Басса-Дарки средние значения мальчиков и девочек приближены к максимуму.  Это может говорить о   неких поступках учеников, которые кажутся им причиной негативных последствий  для других людей.

По результатам опросника Басса-Дарки можно судить, что значения по шкалам у мальчиков и у девочек приблизительно одинаковые. По всем шкалам значения у девочек преобладают, кроме одной шкалы – «Вербальная агрессия». Здесь значения мальчиков чуть выше.

Для доказательства выдвинутой гипотезы мы провели статистическую обработку данных по опроснику Басса-Дарки с применением U-критерия Манна-Уитнти для выявления значимости различий между двумя независимыми выборками.

Результаты статистической обработки представлены в Приложении 2.

Таблица 2.1.

Значимость различий в агрессивных проявлениях между девушками и юношами

Шкала

Значимость различий

Физическая агрессия

Не значимо

Косвенная агрессия

Не значимо

Раздражение

Не значимо

Негативизм

Не значимо

Обида

Не значимо

Подозрительность

Не значимо

Вербальная агрессия

Не значимо

Чувство вины

Не значимо

Индекс враждебности

Не значимо

Индекс агрессивности

Не значимо

 

Асимптота значений по всем шкалам агрессивности  > 0,05(гипотеза H0), а это говорит о том, что явных различий нет. Выдвинутая нами гипотеза не подтверждается.

На втором этапе исследования был использован опросник Л.Г. Почебут. Полученные результаты представлены в Приложении 3 и на рис. 2.2.

 

Рис 2.2. Средние значения показателей по отдельным факторам агрессивности

(опросник Почебут)

 

ВА – вербальная агрессия 

ФА – физическая агрессия

ПА – предметная агрессия

ЭА – эмоциональная агрессия

СА – самоагрессия

 

 

По результам опросника Почебут, можно увидеть, что по двум шкалам (вербальная агрессия, физическая агрессия) доминируют мальчики, а по трем другим (предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия)  – девочки.

Для доказательства выдвинутой гипотезы мы провели статистическую обработку данных по опроснику Л.Г. Почебут с применением U-критерия Манна-Уитнти для выявления значимости различий между двумя независимыми выборками.

 

Результаты статистической обработки представлены в Приложении 4.

 

 

 

Таблица 2.2.

Значимость различий в агрессивных проявлениях между девушками и юношами

Шкала

Значимость различий

Вербальная агрессия 

Значимо

(p>0.01)

Физическая агрессия

Значимо

(p>=0.01)

Предметная агрессия

Не значимо

Эмоциональная агрессия

Не значимо

Самоагрессия

Значимо

(p>0.01)

 

Асимптота значений по  двум  шкалам (вербальная агрессия  и физическая агрессия) попадают в промежуток от 0,01 до 0,05 (гипотеза H0), значит, по данным формам агрессии между мальчиками и девочками есть небольшие различия.  Значения по этим шкалам преобладают у мальчиков. Это объясняется тем, что  девочки созревают раньше и  максимальная агрессивность у них проявляется в возрасте  11 и 13 лет, а это значит, что мальчики в этом возрасте (14-15 лет – возраст, который был исследован) находятся на пике проявления агрессии.

 

По остальным трем шкалам асимптота значений >0,05 (гипотеза H0) – гендерных различий между группами нет.

 

Общий вывод в отношении проверяемых гипотез

В двух выбранных нами методиках есть одинаковые  шкалы: физическая агрессия и вербальная агрессия. Если сравнивать показатели по данным шкалам, то можно обнаружить что по методике Басса-Дарки средний показатель «Физической агрессии» немного меньше у мальчиков,  а в методике Почебут этот показатель  преобладает у мальчиков. Что касается «Вербальной агрессии», то в  первой методике средние показатели примерно равны, а во второй методике данный форма агрессии опять доминирует у мальчиков.

Таким образом, по первой методике различий между девочками и мальчиками по шкалам физической и вербальной агрессии не наблюдается, а по второй методике значения в двух данных шкалах превалируют у мальчиков.

Подводя итог, можно сказать, что наша гипотеза частично подтвердилась.  У мальчиков из данной выборки действительно преобладает физическая агрессия, а вот  доминирование вербальной агрессии у девочек не обнаружено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Выбранные методики для курсовой работы:

1.Опросник "Басса-Дарки", выявляющий формы агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

2. Опросник Л.Г. Почебут, который выявляет обычный стиль поведения испытуемого в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Он состоит из 5 шкал: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Группой для исследования явился 9 класс с углубленным изучением химии и биологии. Класс представляет собой 24 человек из которых 14 девочек и 10 мальчиков. Возраст испытуемых – 14, 15 лет.

Опираясь на гипотезу при сравнении шкал физической и вербальной агрессии выявлено:

·       по методике Басса-Дарки физическая агрессия незначительно доминирует у девочек, а вербальная у девочек и мальчиков эквивалентна;

·       по методике Почебут в двух данных шкалах значения  превалируют у мальчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе была рассмотрена проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос со временем набирает все большую актуальность. Цель и задачи данной работы, можно считать, достигнутыми.

1.                 Проведен теоретический обзор научно-методической литературы по проблеме исследования и выделены основные подходы к изучению  агрессии подростков у отечественных и зарубежных исследователей.

Определено, что  проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы; агрессивность может быть как жестокой, так и нормальной реакцией индивидуума в  борьбе за выживание; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

2.                 Составлена  программа эмпирического исследования особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте, в которую вошли такие методические процедуры как методика Басса-Дарки и методика Л.Г. Почебут.

3.                 Выявлены и описаны особенности агрессивного поведения подростков. Результаты эмпирического исследования показали, физическая агрессия по одной методике доминирует у девочек, а по другой у мальчиков. Что касается вербальной агрессии, то по результатам первой методики значения равны, а по второй методике они превалируют у мальчиков.

Таким образом, можно говорить о том, что поставленные задачи решены, гипотеза доказана частично.

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.     Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. - М, 1999.

2.     Бандура, А., Уолтер, Р. Подростковая агрессия /А. Бандура, Р. Уолтер.- М.: Апрель-пресс, 2000.

3.     Бодалев А.А. В мире подростка. - М.: Медицинат, 1980.

4.     Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми /К. Бютнекр. - М.: Педагогика, 1991.

5.     Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон - СПб.: Питер, 1999.

6.     Дельгадо Х. Мозг и сознание. - М.: Мир, 1971.

7.     Змановская Е. В. Девиантология. - М.: Академия, 2004.

8.     Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.

9.     Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. /Автореф. Канд. дисс. - СПб, 1996.

10. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. - СПб.: Питер, 2003.

11. Маркова С.В. Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». – C. 26-27.

12. Мид. М. Культура и мир детства / Сост. и предисл. И. С. Кона. — М.: Наука, 1988.

13. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 1999.

14. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал. - 1996. - №5.  С.3-18.

15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агресивного поведения подростков и условия его коррекции. - М, 1996.

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994.

17. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб, 2007.

18. Чепракова Е.А. Влияние стиля родительского воспитания на развитие агрессивного поведения у подростков // Культурно-историческая психология. 2011. №2. – C. 84-93.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Полученные результаты по опроснику Басса - Дарки

Пол

Физи

ческая агрес

сия

Косвенная агрессия

Разд

ражение

Негативизм

Обида

Подоз

рительность

Верба

льная агрессия

Чув

ство вины

Индекс враждебности

1

жен

88

65

63

40

52

66

48

55

59

2

жен

55

65

36

20

65

77

32

55

71

3

муж

44

13

9

40

52

44

56

77

48

4

жен

33

39

54

60

78

66

40

88

72

5

муж

99

26

18

40

39

55

48

44

47

6

муж

33

104

63

80

65

44

80

44

55

7

муж

55

52

63

20

65

77

80

88

71

8

жен

44

52

63

100

65

66

32

88

66

9

муж

66

65

54

80

39

55

40

55

47

10

муж

55

13

36

40

52

88

56

77

70

11

муж

66

65

45

60

65

55

40

88

60

12

жен

77

78

72

80

91

55

72

99

73

13

муж

33

65

9

40

13

66

40

99

40

14

муж

44

39

63

80

78

44

72

88

61

15

жен

44

39

45

20

52

44

56

77

48

16

жен

66

52

63

80

65

55

56

99

60

17

жен

44

78

72

80

65

55

96

99

60

18

жен

66

52

9

20

39

44

40

88

42

19

муж

99

39

9

80

65

22

40

88

44

20

жен

66

65

18

80

13

55

48

77

34

21

жен

55

52

18

80

65

55

48

77

60

22

жен

110

91

63

80

91

88

64

88

90

23

жен

77

39

45

60

39

44

56

33

42

24

жен

55

52

36

20

65

44

72

88

55

 

Ср. муж

59

48

37

56

53

55

55

75

54

 

Ср. жен

63

59

47

59

60

58

54

79

59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Результаты статистической обработки опросника Басса-Дарки

Статистики критерияb

 

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс враждебности

Индекс агрессивности

Статистика U Манна-Уитни

60,000

51,000

51,000

66,000

56,000

62,000

67,500

59,500

55,000

58,500

Статистика W Уилкоксона

115,000

106,000

106,000

121,000

111,000

117,000

172,500

114,500

110,000

113,500

Z

-,594

-1,135

-1,132

-,246

-,855

-,485

-,149

-,637

-,881

-,675

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

,552

,256

,257

,806

,392

,628

,882

,524

,378

,500

Точная знч. [2*(1-сторонняя Знач.)]

,585a

,285a

,285a

,841a

,437a

,666a

,886a

,546a

,403a

,508a

a. Не скорректировано на наличие связей.

b. Группирующая переменная: пол: 1- м, 2 – ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Полученные результаты по опроснику Л. Г. Почебут

Пол

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Предметная агрессия

Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

 

1

жен

3

1

3

2

5

2

жен

2

1

1

3

4

3

муж

4

4

1

1

4

4

жен

2

0

2

6

7

5

муж

4

5

1

1

4

6

муж

6

2

5

6

4

7

муж

5

3

3

4

6

8

жен

2

5

2

5

5

9

муж

7

8

4

3

3

10

муж

2

4

1

2

3

11

муж

5

6

2

4

7

12

жен

5

4

3

5

6

13

муж

3

3

3

0

3

14

муж

6

4

2

1

1

15

жен

2

0

7

2

4

16

жен

5

3

2

3

6

17

жен

5

0

5

4

6

18

жен

4

3

4

1

7

19

муж

4

4

1

2

3

20

жен

1

4

3

3

4

21

жен

0

0

2

1

4

22

жен

4

4

6

6

8

23

жен

2

2

2

3

3

24

жен

3

2

1

1

5

 

Ср. муж

4,6

4,3

2,3

2,4

3,8

 

Ср. жен

2,9

2,1

3,1

3,2

5,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Результаты статистической обработки опросника Почебут

 

Статистики критерияb

 

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Предметная агрессия

Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

Статистика U Манна-Уитни

30,500

27,500

52,000

51,500

32,500

Статистика W Уилкоксона

135,500

132,500

107,000

106,500

87,500

Z

-2,354

-2,534

-1,081

-1,101

-2,242

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

,019

,011

,280

,271

,025

Точная знч. [2*(1-сторонняя Знач.)]

,019a

,011a

,312a

,285a

,026a

a. Не скорректировано на наличие связей.

b. Группирующая переменная: пол: 1- м, 2 - ж

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования науки

Министерство образования науки

СОДЕРЖАНИЕ Введение 2

СОДЕРЖАНИЕ Введение 2

Введение На рост всевозможных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей влияет изменчивая, напряженная экономическая и социальная ситуация, которая сформировалась в настоящее время в…

Введение На рост всевозможных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей влияет изменчивая, напряженная экономическая и социальная ситуация, которая сформировалась в настоящее время в…

Проблема агрессивного поведения среди подростков является предметом теоретического изучения в работах российских и зарубежных ученых

Проблема агрессивного поведения среди подростков является предметом теоретического изучения в работах российских и зарубежных ученых

Существовавший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно благотворных положительных влияний, все более уступает место обоснованному мнению, что для определенного количества учащихся школа…

Существовавший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно благотворных положительных влияний, все более уступает место обоснованному мнению, что для определенного количества учащихся школа…

Проанализировать результаты исследования гендерных особенностей агрессивного поведения подростков

Проанализировать результаты исследования гендерных особенностей агрессивного поведения подростков

ГЛАВА 1. Проблема агрессивного поведения подростков в работах зарубежных и отечественных исследователей 1

ГЛАВА 1. Проблема агрессивного поведения подростков в работах зарубежных и отечественных исследователей 1

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда

М. Мид, в процессе изучения примитивных сообществ, пришла к выводу, что в тех сообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению…

М. Мид, в процессе изучения примитивных сообществ, пришла к выводу, что в тех сообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению…

Бэрон, Ричардсон, 1997]. А. Бандура в своих работах отмечает, что, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения

Бэрон, Ричардсон, 1997]. А. Бандура в своих работах отмечает, что, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения

Модель переноса возбуждения (Агрессия понимается как подкрепленная нейтральным возбуждением) -Социально-когнитивный подход (Агрессия понимается как функция переработки информации) -Теория научения (Агрессия понимается как возникающая в результате…

Модель переноса возбуждения (Агрессия понимается как подкрепленная нейтральным возбуждением) -Социально-когнитивный подход (Агрессия понимается как функция переработки информации) -Теория научения (Агрессия понимается как возникающая в результате…

В данном параграфе были рассмотрены общие подходы к изучению агрессивного поведения

В данном параграфе были рассмотрены общие подходы к изучению агрессивного поведения

По Гребенкину, агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения

По Гребенкину, агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения

Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых

Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых

Однако косвенная форма оказывается все-таки более распространенной

Однако косвенная форма оказывается все-таки более распространенной

Выводы по первой главе Проанализировав сущность основного понятия «агрессия», был сделан вывод, что в различных подходах оно в целесообразности понимается, как целенаправленное разрушительное пове­дение, противоречащее…

Выводы по первой главе Проанализировав сущность основного понятия «агрессия», был сделан вывод, что в различных подходах оно в целесообразности понимается, как целенаправленное разрушительное пове­дение, противоречащее…

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей агрессивного поведения подростков 2

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей агрессивного поведения подростков 2

Выборка была спланирована по гендерному критерию, исходя из которого был взят класс с примерно равным распределение мальчиков и девочек

Выборка была спланирована по гендерному критерию, исходя из которого был взят класс с примерно равным распределение мальчиков и девочек

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань)

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань)

Предполагаемый опросник выявляет обычный стиль поведения испытуемого в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде

Предполагаемый опросник выявляет обычный стиль поведения испытуемого в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде

Рис 2.1. Средние значения показателей по отдельным факторам агрессивности (опросник

Рис 2.1. Средние значения показателей по отдельным факторам агрессивности (опросник

Для доказательства выдвинутой гипотезы мы провели статистическую обработку данных по опроснику

Для доказательства выдвинутой гипотезы мы провели статистическую обработку данных по опроснику

Рис 2.2. Средние значения показателей по отдельным факторам агрессивности (опросник

Рис 2.2. Средние значения показателей по отдельным факторам агрессивности (опросник

Таблица 2.2. Значимость различий в агрессивных проявлениях между девушками и юношами

Таблица 2.2. Значимость различий в агрессивных проявлениях между девушками и юношами

Таким образом, по первой методике различий между девочками и мальчиками по шкалам физической и вербальной агрессии не наблюдается, а по второй методике значения в двух…

Таким образом, по первой методике различий между девочками и мальчиками по шкалам физической и вербальной агрессии не наблюдается, а по второй методике значения в двух…

Выводы по второй главе Выбранные методики для курсовой работы: 1

Выводы по второй главе Выбранные методики для курсовой работы: 1

Заключение В данной работе была рассмотрена проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте

Заключение В данной работе была рассмотрена проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности

Приложения Приложение 1 Полученные результаты по опроснику

Приложения Приложение 1 Полученные результаты по опроснику

Ср. муж 59 48 37 56 53 55 55 75 54

Ср. муж 59 48 37 56 53 55 55 75 54

Приложение 2 Результаты статистической обработки опросника

Приложение 2 Результаты статистической обработки опросника

Приложение 3 Полученные результаты по опроснику

Приложение 3 Полученные результаты по опроснику

Ср. муж 4,6 4,3 2,3 2,4 3,8

Ср. муж 4,6 4,3 2,3 2,4 3,8

Приложение 4 Результаты статистической обработки опросника

Приложение 4 Результаты статистической обработки опросника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020