ОТДЕЛ образования администрации ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА г.Донецка
муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«школа № 113 Г.ДОНЕЦКА»
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР
«ДЕТИ ДОЖДЯ», или АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК»
для педагогов-психологов
муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений
Петровского района города Донецка
Доклад
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ»
Подготовил: педагог-психолог Буянкина Елена Петровна |
Донецк, 2023
Психолого-педагогическая работа начинается с диагностико-ознакомительного этапа c целью оценки особенностей и возможностей ребенка, выбора адекватной стратегии, различных тактик, методов работы с ним.
В организации дошкольного и школьного образования дети с аутизмом принимаются на основании заключения ПМПК, в котором указываются медицинский и психолого-педагогический диагнозы, отражающие наличие аутистического расстройства, а также другие нарушения развития: задержки психического развития или нарушения интеллекта, речи и др. В заключении ПМПК, как правило, не отражается степень выраженности и особенности аутистического расстройства у ребенка, без знания которых, психологу организации образования сложно выбрать правильную стратегию и адекватные методы работы с аутичным ребенком. Как уже отмечалось при общем диагнозе и одинаковом возрасте, дети с аутизмом могут показывать различную картину аутистического расстройства по степени его выраженности, по способам аутистической защиты, возможностям общения и взаимодействия, особенностям сенсорной и моторной сферы, умственного и речевого развития. В связи с этим, специалисту важно должным образом организовать и провести диагностико-ознакомительную работу с ребенком и его семьей.
Цель диагностико-ознакомительного этапа – выявление уровня, особенностей эмоционального, социально-коммуникативного, умственного и речевого развития, а также возможностей ребенка для определения стратегии, тактик и методов работы.
Задачи диагностико-консультативного этапа:
- выяснение родительского мнения и отношения по поводу особенностей, сильных сторон и проблем развития ребенка; уточнение запросов семьи;
- сбор сведений медицинского и социально-психологического анамнеза для уточнения истории развития ребенка;
- определение уровня и возможностей ребенка к установлению контакта, общения и взаимодействия со взрослым, оценка доступных средств общения (невербальных и вербальных);
- выяснение особенностей и характера стереотипных действий, деятельности и поведения; уточнение их функций: тонизирующей (аутостимулирующей), защитной, контролирующей, компенсаторной;
- определение уровня и особенностей сенсорного, моторного, умственного и речевого развития, а также типичной для его возраста деятельности (предметной, игровой);
- установление причин и характера проблемного поведения: выраженной тревоги, страхов, негативизма, агрессии и самоагрессии;
- определение степени выраженности аутизма и способов аутистической защиты.
Диагностико-ознакомительный этап – проходит в течение двух недель (состоит из 4 занятий) и включает в себя последовательное проведение нескольких мероприятий:
1) предварительная встреча с семьей ребенка, на которую родители приглашаются без ребенка. В ходе беседы уточняются:
- родительская оценка проблем ребенка: что беспокоит в его развитии и поведении;
- запроса родителей: что ожидают и хотят получить от оказываемой помощи;
- сведения медицинского и социально-психологического анамнеза. Родителям также предлагается заполнить анкеты и опросники:
- опрос семьи ребенка с целью выяснения у родителей сильных сторон и проблем развития ребенка, благоприятных и неблагоприятных факторов среды, родительского потенциала, осуществляемый в рамках структуры и критериев Международной классификации функциональных ограничений и жизнедеятельности (Приложение А1) [7,8];
- опросник сенсорного профиля для выявления особенностей и проблем сенсорного восприятия ребенка (Приложение А2);
2) проведение ознакомительно-диагностических занятий с ребенком при обязательном участии родителей, желательно как матери, так и отца ребенка. Если есть желание присутствовать на занятиях со стороны других членов семьи, то они также могут прийти.
Для проведения занятий создаются следующие условия:
- комната для занятия должна быть просторной (желательно 30-50 кв. м, но не менее 20), чтобы ребенок имел возможность свободно передвигаться в ее пространстве;
- предметы и игрушки, действия с которыми обычно интересны ребенку: юла, мячи, игрушки с сенсорным эффектом, веревочки, а также оборудование для уточнения сенсорных предпочтений ребенка: качели, батут, мягкие модули, пуфы, горки, физиологический мяч, сыпучий материал, тактильные игрушки и т.п.;
- игрушки для предметных и игровых действий: машинка, грузовик, кубики, кукла, посуда, мебель, телефон, расческа, юла, музыкальная игрушка или игрушка с сюрпризом, мыльные пузыри, воздушный шарик;
- дидактические игрушки: сортеры, пазлы, почтовый ящик, пирамидка, матрешка, парные картинки и пр.;
- предметные и сюжетные картинки.
Требования и рекомендации к проведению занятий:
- в обстановке комнаты не должно быть предметов, которые могут испугать или сильно волновать ребенка (информацию получаем в ходе предварительной встречи с родителями);
- встреча проводится при условии хорошего самочувствия, положительного или нейтрального эмоционального состояния ребенка. Если ребенок по тем или иным причинам настойчиво проявляет негативизм к обследованию (например, отказывается заходить или находиться в комнате), то рекомендуется предложить ребенку любимую игрушку или предмет, лакомство или попросить родителя утешить и успокоить ребенка, как они обычно это делают;
- первая встреча с ребенком может быть кратковременной, продолжительностью 10-15 минут. Не следует принуждать ребенка к выполнению того, от чего он упорно отказывается. В данной ситуации очень важно поддержать родителя, сказать, что некоторым детям требуется время для адаптации в незнакомой ситуации, постараться вселить уверенность, в то, что совместные действия педагога и родителя помогут ребенку быть выносливее при общении с новыми людьми и добиться успехов в развитии;
- перед встречей с ребенком в комнате на ковре предлагается разложить несколько игрушек и предметов с целью получения сенсорного эффекта и игрушек для предметных и игровых действий, остальные - будут извлекаться по ходу обследования;
- результаты наблюдения за поведением ребенка и его обследования протоколируются (Приложение А3).
Предлагается следующий алгоритм первого занятия.
1) При встрече с ребенком не следует вступать в прямой контакт с ним, зрительный, телесный, игровой и речевой. Желательно избегать прямых обращений, вопросов, просьб («привет», «как тебя зовут?», «Давай поиграем с машинкой»), заглядывать ребенку в глаза, прикасаться к нему, брать за руку.
2) Встречу целесообразно начинать с беседы с родителями, предоставив им возможность самим решать, что делать с ребенком. Их поведение - взятие ребенка на руки, колени, поза прижатия или наоборот, отстраненности может послужить предметом диагностического анализа. Если родители спрашивают, о том, что должен делать ребенок, можно предложить им отпустить ребенка к игрушкам. В тех случаях, когда ребенок не желает отходить от матери, он может оставаться у нее на руках или рядом с ней.
Если же ребенок свободно перемещается по пространству комнаты, то наблюдаем за спонтанным поведением ребенка, фиксируя все особенности его поведения согласно протоколу наблюдения (Приложение А3). В ходе наблюдения уточняем у родителей: «Всегда ли ребенок себя так ведет (дома) или это необычное поведение?», «Что могут означать его движения, действия, звуки, смех или плач?» и т.д. Затем можно попросить родителей позвать ребенка по имени (до 3-4 раз), привлечь его внимание яркой и интересной для ребенка игрушкой: «Смотри, смотри, что там есть!», при этом смотреть в глаза ребенка и указывать взглядом, а потом указательным жестом на игрушку.
3) По окончании беседы предлагаем родителям поиграть вместе с ребенком, как они это обычно делают, или считают нужным. Можно пройти к игрушкам и начать совместные действия. В ходе совместных действий ребенка и родителей фиксируем: вовлекается ли ребенок в совместную игру, обращается ли за помощью к родителям, подражает ли их игровым действиям, получает ли он удовольствие от игр, которые ему предлагают родители.
4) Далее психолог может предпринять первые и осторожные попытки установления контакта с ребенком. Сначала он молча наблюдает за ребенком, выражая спокойное, но отчетливо-доброжелательное отношение к ребенку. Затем взрослый понемногу сокращает дистанцию между собой и ребенком, избегая, при этом, смотреть прямо в его сторону, используя боковое зрение или прикрывая глаза.
5) Взрослый начинает с тех действий, которые выполняет сам ребенок. Нужно понаблюдав за ребенком, попытаться в точности скопировать его действия и следить за его реакцией. Позитивная реакция и состояние расслабления и комфорта у ребенка может проявляться следующими признаками: сокращением дистанции между взрослым и ребенком, вплоть до прикосновений, наблюдение за действиями взрослого (оно может быть прямым, кратковременным или боковым зрением), различные движения, вокализации крики, которые родителями объясняются как проявления радости и удовольствия.
6) В этом случае предлагаем ребенку наиболее приятные и любимые ему действия, занятия или игры, например, качать на качелях, разбрасывать предметы из коробки, пускать мыльные пузыри или запустить юлу и т.д. Приступать к этим действиям следует осторожно, постепенно подходить и прикасаться к ребенку.
7) Если ребенку нравятся действия взрослого, и он подключается к ним, то можно осторожно внести что-либо новое в эти действия и посмотреть, на его реакцию. Например, ребенок долго стучал в барабан, извлекая громкие звуки, теперь ему предлагают погреметь погремушкой. Другому ребенку нравилось разбрасывать предметы из коробки, тогда предлагаем другую коробку с иными предметами (мячиками, звездочками) и сопровождаем разбрасывание возгласом «ура!». Делать это следует осторожно, чтобы не напугать ребенка неожиданным новым впечатлением. Постоянно отслеживаем изменения в состоянии ребенка, какое впечатление производят на ребенка действия взрослого, не усиливают ли они его тревожности, не приводят ли к истощению и пресыщению, не увеличивается ли его моторная напряженность, стереотипные действия или агрессия.
На имитационное поведение психолога у детей могут наблюдаться:
1) реакции удовольствия и принятия инициатив взрослого;
2) безразличие, игнорирование поведения взрослого (создается впечатление, что ребенок просто не замечает его);
3) негативные реакции - усиление напряжения, тревоги, страха и протестное поведение, проявляющиеся появлением и усилением различных стереотипий (движений и вокализаций), активным уходом и избеганием взрослого, обращением за защитой к матери, стремлением выйти из комнаты, криком, плачем, агрессией и самоагрессией.
8) Независимо от типа реагирования ребенка на поведение психолога (позитивного, безразличного или негативного) предоставляем ему время отдохнуть, побыть одному. В это время психолог может спокойно, но увлеченно заняться чем-то, что может привлечь внимание ребенка. Это могут быть действия с мячом, машинкой, юлой, выполнение определенных заданий: сортеров, пазлов, «почтовых ящиков», главное, чтобы принцип действия с ними был очевиден для ребенка.
9) Эти действия осуществляются недолго, после нескольких действий необходимо остановиться, отойти в сторону, перестав обращать внимание на ребенка (отвернуться, заговорить с родителями), чтобы спровоцировать у него желание самому повторить эти действия. Нередко можно наблюдать отставленные действия ребенка. Ребенком мимоходом, не глядя, может сложить вложить пазл, покатать машинку, мяч или покормить куклу. Нередко он начинает развертывать свои действия и осуществлять несколько последовательных игровых действий.
10) Далее можно попробовать организовать первые игровые взаимодействия: покатить ему мяч, машинку, закрутить юлу и после ее остановки передать ему, сложить 1-2 кубика башни, третий передать ему. Делать это нужно неназойливо, без принуждения, терпеливо ожидая отсроченной реакции ребенка. Необходимо дозировать эти взаимодействия. Чаще всего аутичные дети сами контролируют продолжительность такого общения. Они могут встать, отойти в сторону, убежать, отвернуть, лечь на пол, осуществлять стереотипные действия. Это необязательно обозначает, что ребенок напуган или не хочет поддерживать контакт; чаще это указывает на психическое пресыщение и усталость.
Через какое-то время, отдохнув, ребенок может возвратиться к взрослому, прерванному действию и может сам инициировать контакт, например, взять руку взрослого и протянуть ее к предмету (дескать, продолжай) или подвести ее к заинтересовавшему предмету. Часто это большой физиологический мяч для качания на нем. Неплохой способ установления контакта, привлечения внимания и интереса ребенка к своим действиям - пускать мыльные пузыри. В некоторых случаях для установления контакта можно применять действия с любимыми предметами или игрушками ребенка, которые он принес из дома.
11) Если ребенок в той или иной степени готов к сотрудничеству, его можно усадить за специально оборудованный столик и предложить ему традиционную батарею методик, использующуюся для исследования познавательной деятельности и речи.
В тех случаях, когда ребенок, несмотря на все усилия и попытки не желает вступать в контакт, пассивно или активно протестуя против любых его форм, то лучше назначить повторную встречу. Нередко на следующем занятии ребенок проявляет большую коммуникативную активность, поскольку обстановка и ситуация ему уже знакомы и не вызывает выраженной тревоги и страхов.
Для исследования особенностей и характера привязанности ребенка к родителям, создаем экспериментальную ситуацию разлуки - просим членов семьи выйти из комнаты, оставив ребенка с психологом наедине на несколько минут. Наблюдаем за реакцией ребенка на уход родителей: он не замечает, безразличен к их отсутствию, продолжая заниматься своими играми, или проявляет тревогу, плачет; ищет родителей, бежит к двери и пытается воссоединиться с ними. Также отмечаем реакции и поведение ребенка при возвращении близких: смотрит на них, улыбается, бежит навстречу, обнимает, вокализирует или не замечает их возвращения, безразличен к ним; проявляет недовольство, агрессию по отношению к ним.
Следует отметить, что эксперимент с разлукой не следует проводить с детьми с повышенной или симбиотической привязанностью к матери, дабы психологически не травмировать ребенка. Обычно такой эксперимент проводится у детей, у которых подозревается отсутствие или снижение привязанности к родителям.
На следующем занятии сохраняется примерно тот же алгоритм действий, но с учетом выявленных особенностей ребенка. Важно установить «точки» контакта и возможного взаимодействия. Это могут быть действия, которые понравились ребенку, но для их реализации необходима помощь взрослого: покачать на фитмяче, качелях, запустить мыльные пузыри или воздушный шар, завести юлу и т.д. в ходе таких действий стараемся продлить и усложнить контакт, осторожно допуская зрительный, телесный, тактильный и речевой.
На 3-4 занятии рекомендуется активнее использовать имитацию поведения ребенка. Следует максимально точно повторять все его движения, позы, действия с предметами, мимику, эмоциональные реакции, стараясь придерживаться того же темпа и ритма. Если ребенок бегает по кругу, то и взрослый бегает по кругу, если раскачивается взад-вперед, то раскачивается в том же ритме; прыгает и падает, то же самое повторяет психолог; ребенок сидит и, не отрываясь, смотрит в одну точку – взрослый сидит и смотрит в ту же точку. Также имитируются все действия ребенка с предметами и игрушками. Если ребенок катает машинку взад-вперед, то психолог, используя такую же машинку, также катает ее. Важно фиксировать реакцию и поведение ребенка на подражание его действий взрослым.
В тех случаях, когда ребенок не допускает имитацию его поведения взрослым, активно протестует (крик, плач, агрессия и/или самоагрессия) наблюдаем за спонтанным поведением и занятиями ребенка, фиксируя все особенности, согласно протоколу наблюдения.
После завершения всех диагностических занятий проводится анализ и обобщение результатов данных, полученных в ходе реализации мероприятий этого этапа: сбора анамнеза, бесед и анкетирования родителей, наблюдения и экспериментального обследования ребенка. Результаты обобщаются в психологической характеристике (форма представлена в Приложении А4) в виде качественного и частично количественного анализа и выводов о степени выраженности аутистического расстройства, уровне эмоционально-коммуникативного, социального, умственного и речевого развития.
На основании психологической характеристики (обобщенных результатов обследования) устанавливаются категории детей.
Первая категория – дети, у которых выявлены:
- определенные возможности и средства к установлению контакта в виде интереса к взрослому и его поведению: часто улыбается; наблюдает за действиями психолога, подходит к взрослому, стоит перед ним, заглядывает в лицо, издает звуки, прислоняется к взрослому, тянет его за руку;
- вовлекается даже ограниченно и кратковременно в предложенные взрослым задания: собирает пазлы, сортеры, строит башню;
- вовлекается также ограниченно и кратковременно в совместные игру и действия с взрослым (психологом, родителями): катают мяч друг другу, строят по очереди башню из кубиков и пр. Может ограниченно подражать действиям взрослого: покормить вслед за психологом куклу ложкой, покатать машинку;
- обращается к взрослому (психологу, родителям) за помощью: запустить юлу, мыльные пузыри, воздушный шарик, покружить на руках, покачать на качелях, на фитмяче и т., используя взгляд, вокализации, руку взрослого, жест «Дай», слова и фразы;
- хороший уровень развития зрительного восприятия, памяти, других психических функций. Отдельные способности и навыки в знаках, компьютерных алгоритмах и играх и пр. Нормативное выполнение заданий на исследование наглядных форм мышления (сортеры, почтовые ящики);
- наличие понимания речи (может отзываться на имя, присутствуют реакции совместного внимания, выполнения отдельных словесных просьб) и использования отдельных слов, фраз и пр.
Вторая категория - дети, у которых выявлены:
- стойкое безразличное отношение к психологу, игнорирование всех его попыток установить контакт, его действий и имитационного поведения;
- пассивный уход и отказ от предлагаемых занятий, игр, заданий;
- отсутствие привязанности к родителям (нет реакции на их уход из комнаты) или единичные физические прижатия к ним без эмоционального контакта;
- пассивное, созерцательное или полевое поведение (хаотичное перемещение по комнате, лазание по мебели и пр.);
- отсутствие понимания речи (реакции на имя, словесные обращения) и использования речи;
- ограниченное и кратковременное включение в игры с пазлами, сортерами (не всегда). Дома может проявлять отдельные способности к сортировке предметов по форме, цвету, размеру и пр. (не обязательно).
Третья категория - дети, у которых выявлены следующие особенности поведения:
- отчетливо проявляет тревогу, страх, негативизм, агрессию к психологу в течение всех 4-х занятий или незначительное снижение интенсивности негативных реакций;
- стойкая негативная реакция на попытки взрослого установить с ним контакт: не допускает сокращения дистанции, активно сопротивляется (запрещает) имитации взрослого, протестует: кричит, плачет, бросается предметами, стремится покинуть комнату занятий;
- не вовлекается в совместные игры, не подражает действиям взрослых, но может, не сразу, а отсрочено выполнить отдельные заинтересовавшие его задания: сложить пазлы, сортеры и т.д., поиграть с игрушками - юлой, машинкой и пр.
- постоянно осуществляет различные стереотипные действия, которые усиливаются и нарастают при тревоге и возбуждении;
- может проявлять интерес и способности (в домашних условиях) к знакам (буквам, цифрам), сортировке предметов по форме, цвету, размеру и пр. Возможно ограниченное восприятие и понимание речи, использование отдельных слов и фраз.
Дети первой категории относятся к условно-прогнозируемой группе детей с легкими и умеренными аутистическими расстройствами, дети второй и третьей категории - к условно-прогнозируемой группе с тяжелыми аутистическими расстройствами. распределение детей по степени тяжести аутистического расстройства на первоначальном этапе работы достаточно условное, поскольку для определения у каждого ребенка степени восприимчивости к психологической помощи и дальнейший прогноз его развития можно установить в течение определенного срока работы с ним. Поэтому психологическая работа с аутичным ребенком раннего и младшего дошкольного возраста независимо от тяжести аутистических проявлений целесообразно начинать со специальной развивающей программой для детей с аутистическими расстройствами на начальном этапе работы.
В зависимости от установленной категории детей определяется стратегия, тактики и методы работы с ребенком. Работа с первой категорией детей начинается, либо с использования стратегии непосредственной имитации (первый этап работы), но с минимальной продолжительностью (2-4 занятия), либо, если ребенок демонстрирует хорошие коммуникативные возможности, сразу со стратегии присоединения и вовлечения, используемой на третьем этапе.
Работа со второй и третьей категориями детей
осуществляется последовательно на всех этапах, продолжительность каждого из
которых может занимать 8-12 занятий.
СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Психологическая помощь аутичному ребенку: практическое руководство для психологов /Баймуханова М.Е. / - Алматы, 2011.
2. Система комплексной оценки проблем психосоциального развития детей раннего возраста: Методические рекомендации /сост. А.К. Ерсарина, Р.К. Айтжанова, А.К. Кенжеева, Д.Р. Юлдабаева, А.Н. Токарева. – Алматы: ННПЦКП КП, 2016.
3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.
4. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. – СПб.: воз, 1994.
5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика детского аутизма. –М., 1991.
6. Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма. Института коррекционной педагогики РАН. - альманах №18 "Детский аутизм: пути понимания и помощи». - М,2014.
7. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: МКФ, краткая версия. - Всемирная организация здравоохранения, 2001.
8. Социальная и коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с задержкой психомоторного развития: методические рекомендации /сост. А.К. Ерсарина, Т.Е. Мергалиева, Д.Р. Юлдабаева, А.Н. Токарева. – Алматы: ННПЦКП КП, 2017.
9. Этапы функциональной оценки поведения. -интернет ресурсы: http://autism-aba.blogspot.com/2013/09/social-stories.html
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкеты, формы, опросники, протоколы
1. Беседа с родителями (в рамках МКФ)
1) ФИО ребенка ________________________________ возраст ребенка _____
2) ФИО родителей______________________________________
3) Запрос родителей (что хотите получить от посещения развивающих занятий)
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
3._______________________________________________________
4._______________________________________________________
4) Список проблем (что трудно в повседневной жизни)
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
3._______________________________________________________
4._______________________________________________________
5) Что родители предпринимают и конкретно делают для развития ребенка (вообще и исходя из вышеназванных самих родителей проблем):
а) в домашних условиях:
- чему учат ребенка, как часто занимаются, и кто занимается? если нет, то почему?
- есть ли у ребенка развивающие игрушки, книжки. Если нет, то почему?
б) посещали раньше и посещают ли сейчас развивающие занятия в других государственных (каких) или частных организациях (с частными специалистами). Каков результат этих занятий?
в) хотели бы родители получить помощь в виде конкретных рекомендаций - короткого плана действия – как формировать конкретный навык в домашних условиях: например, пользоваться ложкой, ходить в туалет, одеваться и т.д.
г) какие именно конкретные навыки родители хотели бы сами развивать в домашних условиях?
Результаты обследования в рамках МКФ
Области развития |
активность/ участие |
1.благоприятные факторы 2.барьеры |
|
Что ребенок может делать |
оценка проблем |
||
получение и применение знаний (d1): - любопытство, интерес, стремление к получению опыта - целенаправленное использование органов чувств - способ получения знаний (наблюдение, копирование, действие с предметами, исследование, общение, игра) - применение знаний (концентрация внимания, решение проблем, мышление, притворство) - умение принимать решение (делать выбор) |
|
|
|
общие задачи и указания (d2): - выполнение задач - следование распорядку дня - способность справляться со стрессом - управление своим поведением в соответствии с требованиями - адаптация к изменениям и временным требованиям (например, в распорядке дня) |
|
|
|
коммуникация (d3): коммуникативные умения - проявляет интерес и внимание к другому человеку, речи, коммуникации) - смотрит в лицо, глаза, демонстрирует навыки совместного внимания, проявляет намеренность в коммуникации - подражает действиям, звукам, словам получение и понимание сообщений - понимает жесты, мимику и телодвижения - понимает простые сообщения, выраженные словами продуцирование сообщений с использованием невербальных средств, слов, фраз разговор - начинает и поддерживает диалог, вокализируя по очереди, продолжая диалог |
|
|
|
Мобильность крупная моторика (d4): - поддержание положения тела - переход из одного положения тела в другое - перемещение |
|
|
|
тонкая моторика: - дотягивание, хватание, удержание, отпускание, перенос, подтягивание и отталкивание - манипулирование - бимануальная активность |
|
|
|
забота о собственном теле и здоровье (d5): - умение мыться - уход за частями тела (умение чистить зубы, причесываться, чистить нос) - управление физиологическими отправлениями - одевание, раздевание - прием пищи и питье - забота о здоровье |
|
|
|
помощь родителям в повседневных делах (d6) |
|
|
|
Межличностное взаимодействие (d7): - интерес к человеку - инициация и поддержание взаимодействия - теплота в отношениях - физический контакт - дифференциация между людьми - формирование отношений - соблюдение социальных правил и поддержание социальной дистанции - семейные отношения (к родителям, братьям, сестрам) |
|
|
|
Основные жизненные сферы (d8): - участие в игре (одиночная, проявляет интерес к играм других, параллельная, общая совместная) - дошкольное образование |
|
|
|
Общественная жизнь (d9): - развивающий центр - детская площадка, парк - поездки - магазины - кино и театры - праздники |
|
|
|
Функции и структуры организма (относительно имеющихся ограничений активности/участия)
Значимые факты анамнеза: заключение
Рекомендации по ИРП (основные направления развивающей работы)
Рекомендации родителям (домашние программы)
Ведущий специалист __________________________________
2. Опросник по выявлению особенностей чувствительности ребенка
Уважаемые родители!
Вам предлагается ответить на вопросы, которые позволят лучше понять особенности развития вашего ребенка. Отметьте (крестиком или галочкой) те утверждения, с которыми вы согласны и/или подчеркните нужное в вопросе. При этом частота проявления описанной реакции должна быть более или менее регулярной.
Тактильная чувствительность |
|
I |
|
1. Негативно и эмоционально реагирует на прикосновение, поглаживание, дружеское похлопывание, демонстрируя при этом тревогу, избегание или агрессию. Избегает легкого прикосновения, растирая и почесывая то место на своем теле, до которого дотронулись. В младенчестве он отвергал попытки его обнять при желании успокоить или приласкать. 2. Негативно и эмоционально реагирует на приближение к нему сверху, сзади или слишком близко, а также прикосновение вне поля его зрения, например, если чья-то нога задевает его под одеялом или столом. 3. Избегает, активно сопротивляется, если прикасаются к его лицу, например, во время умывания, волосам (во время поглаживания, расчесывания, стрижки). 4. Чрезмерно чувствителен по отношению к физической боли, хнычет, плачет из незначительной царапины или занозы. 5. Слишком чувствителен к обычным тактильным воздействиям. Не переносит поцелуев, ощущению мокрого или грязного на одежде или коже. Избегает прикосновения к определенным текстурам или поверхностям, например, к тканям, одеялам, коврам или чучелам животных. 6. Возражает против одежды, например, против новой тугой одежды, грубой текстуры ткани, воротников у рубашек, наколенников, ремней, обтягивающих резинок, шапок и шарфов. 7. Разборчив в еде, предпочитая определенную консистенцию пищи, например, хрустящую или тертую пищу. Не нравится еда с кусочками. 8. Прячет и защищает свои руки от прикосновения, избегает игр и занятий, в которых можно испачкаться (пластилин, песок, рисование пальцами). Чрезвычайно брезглив, торопится скорее вымыть едва запачкавшиеся руки. |
|
II |
|
1. Не замечает прикосновения до тех пор, пока оно не станет очень интенсивным. 2. Не обращает внимания на то, что его лицо запачкано, особенно пространство вокруг губ или носа: не замечает крошек на лице или сопливого носа. 3. Не замечает неопрятности в одежде или того, что его манжеты или носки мокрые, шнурки развязаны, ремень перекручен, носки и перчатки надеты небрежно или неправильно. 4. Реагирует вяло или не реагирует вообще на боль, возникающую от царапин, синяков, порезов, ударов, он может не заметить сломанного пальца или сломанной ключицы. 5. Не испытывает желания или избегает притрагиваться и брать в руки различные предметы, особенно незнакомые. Не трогает, не вертит в руках и не рассматривает игрушки и вещи, которые так нравятся остальным детям. 6. Ударяет других детей и животных во время игры, не понимая, что причиняет боль окружающим. 7. Не дружит с руками: испытывает трудности с удержанием в руках и использованием предметов — ложки, вилки, карандаша, ножниц. 8. Не может самостоятельно одеваться, с трудом дается застегивание молний или пуговиц на одежде. 9. Любит, чтобы его пощекотали или гладили по спине, другим частям тела (легкий массаж). |
|
III |
|
1. Постоянно прикасается к разным поверхностям, гладит стены, мебель или трется об определенные типы покрытия руками и ногами. 2. Любит прикасаться к окружающим, щупать их слишком, близко приближаясь к ним («прилипчивое» поведение»), даже если прикосновение не приветствуется. «должен потрогать» даже то, что, трогать запрещено. 3. Нравятся тактильные ощущения, например, прикасаться к любимому одеялу, мягкой одежде, гладить поверхности, ощупывать, перебирать в руках мелкие предметы 4. Неумеренно трет или даже кусает свою собственную кожу. 5. Постоянно что-то мнет, теребит в руках, любит возиться в песке, грязи, не обращая внимания, что запачкался, причем может заниматься этим на протяжении длительного времени. Размазывает еду по столу руками 6. «Погружается» в еду, набивает рот едой. 7. Исследует незнакомые объекты при помощи рта (ему нужно все попробовать на вкус). Сосет палец. |
|
Вестибулярная система |
|
I |
|
1. Избегает проявления активности на детских площадках, например, раскачивания, кружения, съезжания с горки. 2. Медленно и осторожно двигается, часто просто сидит на месте, остерегаясь всякой опасности. 3. Нуждается в постоянной физической помощи со стороны взрослых, которым он доверяет. 4. Испытывает дискомфорт при нахождении в лифте или на эскалаторе, укачивает в машине. При этом у него может возникать чувство тошноты. 5. Боится упасть, даже если на самом деле такой угрозы не существует; от страха сразу хватается за взрослого. 6. Боится лазать или подниматься вверх, неуверенно поднимается и спускается по ступенькам, что заставляет его крепко держаться за перила, избегает ходьбы по краю тротуара или спрыгивания вниз даже с небольшой высоты. 7. Боится высоты, даже отрыва на незначительное расстояние от поверхности. Испытывает тревогу, когда теряет контакт с землей (например, когда взрослый из самых лучших побуждений берет малыша на руки, чтобы поиграть или поменять одежду); 8. Пугается, когда находится вниз головой или голова вращается, перемещается вверх-вниз, наклоняется в сторону. |
|
II |
|
1. Игнорирует всякое движение, объектом которого он является, и не возражает против этого. 2. Не испытывает особого желания и потребности в активных движениях. 3. Раскачивается в течение долгого времени, не испытывая головокружения. 4. Игнорирует ощущения падения и не реагирует разумно для того, чтобы уберечься от него, вытянув руки и ноги, чтобы удержаться на ногах. |
|
III |
|
1. Испытывает потребность в постоянном движении, ему трудно сидеть неподвижно или стоять на месте. 2. Все время совершает какие-то движения: раскачивается, подпрыгивает, двигает вперед-назад головой). 3. Постоянно куда-то лезет или несется сломя голову. 4. Часто просит близких, чтобы его поднимали на руки, подбрасывали вверх, опускали вниз головой, кружили, трясли, вращали в различных направлениях. 5. Любит качаться в кресле-качалке, наталкиваться на мебель, вертеться на крутящемся стуле, поочередно поднимаясь и опускаясь, или опереться головой в пол и вращаться вокруг своей оси. 6. Наслаждается быстрым движением или вращением на разных приспособлениях, которыми оснащена детская площадка, а также стремиться к быстрым и «пугающим» аттракционам в парке развлечений. 7. Любит качели, карусели, батуты и трамплины гораздо больше, чем остальные дети. 8. Не испытывает головокружения, даже после стремительного вращения и раскручивания в течение долгого времени. |
|
Проприоцептивная чувствительность |
|
I |
|
1. Предпочитает не двигаться. 2. Приходит в волнение, когда его конечности двигаются пассивно. 3. Приходит в замешательство, когда необходимо растягивать или сжимать мышцы. 4. Избегает движений, связанных с преодолением собственного веса, например, бегать, прыгать, ползать, крутиться, скакать и других физических действий, которые способствуют сильным ощущениям в мышцах. 5. Разборчив в еде. |
|
II |
|
1. Имеет низкий тонус. 2. Прижимает локти к ребрам при письме, плотно сжимать коленки, когда стоит, чтобы компенсировать низкий мышечный тонус. 3. Легко, как бы случайно ломает игрушки, предметы, «слона в посудной лавке», а также предметов требующие простых действий, например, выключатели у лампы, заколки для волос, игрушки, которые требуют того, чтобы их соединяли и разъединяли. 4. С трудом, неловко, как будто не понимает, как нужно выполнить определенные позы и движения телом, руками, ногами, чтобы выполнить обычные бытовые навыки: взять и есть ложкой, сходить в туалет, одеться и раздеться, застегнуть пуговицы, обуться и застегнуть обувь. Выполнение может быть особенно трудным, если ребенок не видит того, что делает. 5. Держит карандаш слишком слабо, так что не может провести четкую линию, или слишком сильно, так, что постоянно его ломает. Очень много пачкает при рисовании или письме. Часто оставляет дырки на бумаге. 6. Берет предметы с чрезмерной силой (ломает, расплющивает) или с меньшей силой (не может поднять, роняет чем необходимо, например, стакан молока, что объект летит в воздух. 7. Иметь трудности с поднятием и удержанием предметов с неодинаковым весом. Может не различать понятия «тяжелый» и «легкий». 8. Имеет плохую способность удерживать определенную позу: не может сидеть на стуле, за столом, на ковре (разваливается, ложится), опирается головой на руку за столом. |
|
III |
|
1. Умышленно врезается и наталкивается на предметы вокруг себя и крушат все вокруг; любят прыгать с высоких стенок, нырять в кучи мягких предметов (подушек, листьев), залезать в укрытия, отверстия (норки), так чтобы испытывать давление. 2. Любит толкаться, прижиматься, плотно обниматься, тискать людей 3. Печатает шаг или шлепает, волочит ногами во время ходьбы; 4. Любит стучать пятками о пол или стул или стучать палкой или другим предметом о стену или забор при ходьбе. 5. Может часто произвольно напрягать, сгибать и разгибать конечности, приседать, прыгать (на прямых напряженных ногах), сильно хлопать в ладоши, биться головой, зажимать уши, кусать ногти, сосать пальцы, хрустеть суставами пальцев, произносить одни и те же звуки, свистеть, причмокивать и т.д. 6. Любит, чтобы его крепко завернули в одеяло или крепко потискали перед сном. 7. Любит, чтобы его шнурки и пояс были крепко завязаны, а шапка плотно сидела на голове. 8. Может постоянно жевать предметы, например, воротничок рубашки, завязки от шапочки, манжеты, грызть карандаши, игрушки и резинки. Любит еду, которую нужно долго жевать или долго пережевывает пищу. |
|
Зрение |
|
I |
|
1. Часто испытывает переутомление (напряжение) глаз: красные, воспаленные, слезящиеся или зудящие глаза, головная боль. Чрезмерно трет глаза или мигает, жмуриться или косит глазами. 2. Держит картинку (книгу) слишком близко или слишком низко наклоняется над столом. Поворачивает или наклоняет голову, когда рассматривает картинки или читает страницу. 3. С трудом переводит взгляд с одного объекта на другой при рассматривании предметов, картинок и пользуется пальцем для удержания правильного места. 4. С трудом фокусируется на неподвижных объектах и следит за движущимся объектом. 5. Избегает яркого света, солнечного света, закрывает или прикрывает глаза при рассматривании объектов, смотрит боковым взглядом. 6. Избегает прямого зрительного контакта. 7. Испытывает дискомфорт или перегружается при виде движущихся объектов или людей. 8. Уклоняется или избегает движущихся на него объектов, таких как мяч или другой ребенок. |
|
II |
|
1. Не замечает движений, часто натыкается на движущиеся объекты, например, качели. 2. Поздно реагирует на зрительную информацию, например, препятствия на пути. 3. Не замечает контрасты светлого и темного, края и отражений. 4. Ищет яркий свет, прямой солнечный свет, нравится смотреть на светящиеся предметы. 5. Может подолгу наблюдать за верчением или взмахами пальцев перед глазами. 6. Рассматривает предметы, картинки перед глазами под различным углом зрения (наклоняя, поворачивая их) 7. Часто и подолгу наблюдает за вращением колес машинок, юлы, движением других игрушек и бытовых предметов (барабаном стиральной машины) и пр. 8. Любит наблюдать за включением и выключением света, бегущей из крана воды, пристально рассматривать узоры ковров, солнечные блики или яркие бликующие картинки на телевизоре (интерес к картинке, а не содержанию). |
|
III |
|
1. Могут быть проблемы с нанизыванием бусин, составлением узоров в определенном порядке, в нахождении дороги (при движении из одного места в другое существует большая возможность потеряться и не найти дорогу в новом месте). 2. Трудно выбирать предметы, картинки, символы и слова и искать различия в них, ему трудно различать принадлежность объектов. 3. Трудно долго удерживать внимание при рассматривании картинок, чтении или списывании задания с доски. Плохая зрительная память того, что увидел или прочитал. 4. Испытывает трудности в быстром и точном захвате и использовании бытовых предметов и инструментов, одевании, подъеме по лестнице, рисовании, аппликации, вырезанию ножницами по линии, выполнения задач в процессе обучения (не способен пользоваться глазами, чтобы управлять движениями руки). 5. Не может точно поймать мяч в руки, часто промахивается, когда бьет по мячу ногой. С трудом попадает в цель в играх на попадание в мишень: сбить кеглю, закинуть мяч в коробку, подцепить на крючок-магнит рыбку (в игре) 6. Трудно нанизывать кольца пирамидки на стержень, вставлять узкие предметы в отверстия (например, в мозаике), продевать нить через бусинки. 7. Не может точно оставаться в границах линии, когда раскрашивает картинку, провести линию в лабиринте. 8. С трудом дается рисунок. Рисунок может быть корявым. Плохо ориентируется на листе, странице книжки при рассматривании. |
|
Слух |
|
I |
|
1. Боится (испытывает выраженный дискомфорт) внезапных громких и резких звуков, таких как гром, сигнал пожарной тревоги, сирены или звук лопнувшего воздушного шарика. 2. Испытывает дискомфорт от высокочастотных звуков, таких как свист, звуки скрипки, сопрано или скрипящего мела. 3. Не любит определенных звуков: работающих электроприборов, металлических звуков (от ксилофона или позвякивания серебряных столовых приборов), той или иной музыки, звучания определенной рекламы. 4. Испытывает дискомфорт от определенных, но обычных (для других людей) звуков, в том числе тихих: шелест, шуршание, тихая фоновая музыка и пр. 5. Нравятся звуковые эффекты сминания бумаги, шуршания целлофановыми пакетами. 6. Любит постоянно извлекает звуки из игрушек со звуковым эффектом (музыкальные шкатулка, телефон, книга), музыкальных инструментов (бубен, дудка и т.д.). 7. Нравится музыка, в том числе только определенного жанра (популярная, классическая) или песни конкретного исполнителя. 8. Нравится бывать в местах, где шумно, слышится громкая ритмичная музыка. |
|
II |
|
1. Замедленно, не сразу реагирует на звуки окружающей среды. Хорошо слышит и слушает, но очень медленно, не сразу воспринимает обращенную речь, например, замедленно выполняет словесные инструкции, типа «возьми чашку и отнеси на кухню» 2. не проявляет интереса и внимания к тому, что говорят, не вслушивается, не замечает обращенной речи. 3. Не может сразу найти источник звука в пространстве (вертит головой в разных направлениях, пока не найдет). С трудом узнает и различает характерные звуков, например, голоса близких или звуки бытовых предметов и игрушек. 4. С трудом повторяет вслед за взрослым, слоги, слова, фразы, даже если старается. Искажает звуко-слоговую структуру слова. 5. Плохо запоминает на слух слова, фразы как незамедлительно (кратковременная память), так и позднее (долговременная память). 6. Может на короткое время воспринимать речь, но быстро истощается, теряет интерес, перестает вслушиваться, отвлекается. Требуются большие усилия взрослого и самого ребенка, чтобы сконцентрироваться на восприятии речи. 7. Испытывает трудности в различении звуков и слов сходных по звучанию, с соотнесением звуков с предметами или буквами. 8. Имеет плохое чувство ритма, когда ребенок хлопает, марширует, прыгает или играет на инструментах ударной группы. |
|
Спасибо!
Интерпретация опросника
Дисфункция тактильной чувствительности
1. Ребенок с тактильной сверхчувствительностью (избегание сенсорного восприятия – тактильная защита при пассивном и активном прикосновении).
2. Ребенок со сниженной, недостаточной тактильной чувствительностью (ребенок, равнодушный к тактильным ощущениям).
3. Ребенок, ищущий тактильных ощущений.
Дисфункция вестибулярной системы
1. Ребенок с повышенной чувствительностью вестибулярной системы: нетерпимость к любому движению (1-4пп. Опросника) и с гравитационной неуверенностью (5-8пп).
2. Ребенок со сниженной, недостаточной чувствительностью к вестибулярным ощущениям (сенсорно равнодушный ребенок).
3. Ребенок, ищущий вестибулярных ощущений, с высокой потребностью в движении.
Дисфункция проприоцептивной чувствительности
1. Ребенок с проприоцептивной сверхчувствительностью.
2. Ребенок с недостаточной проприоцептивной чувствительностью (1-3пп) с плохим различением проприоцептивных ощущений и диспраксией (3-4пп), с трудностями в градуировании движения (5-7пп), с постуральными нарушениями (8п).
3. Ребенок, ищущий проприоцептивных ощущений.
Зрительная дисфункция
1. Ребенок с проблемами базовых зрительных навыков (1-4пп) и гиперчувствительностью к зрительным стимулам (5-8пп).
2. Ребенок с проблемами модуляции зрительных ощущений (1-3) и ищущий зрительных ощущений (4-8).
3. Ребенок с плохой зрительно-моторной координацией.
Слуховая дисфункция
1. Ребенок с повышенной чувствительностью к звуковым стимулам (1-4пп) и ищущий звуковых стимулов (5-8пп).
2. Ребенок с трудностями приема и переработки слухо-речевой информации.
3.Протокол наблюдения за поведением и действиями ребенка
Параметры поведения |
Наблюдение (возможные варианты поведения) |
Реакция на незнакомое место, лицо общий фон настроения |
- проявление внимания и интереса и окружающему - безразличие, игнорирование - тревога, напряжение, избегание - страх, протест (крик, плач, агрессия) - ровное настроение - нет видимых проявлений эмоций |
Привязанность к родителям |
- предпочитает находиться рядом, на коленях, не отходит от них - отходит и удаляется от них, но при этом: контролирует их присутствие взглядом или периодически возвращается, обнимает и прижимается, что-то приносит родителям, показывает, просит у них помощи (тянет их к нужному предмету) - сразу отходит от родителей, к ним не подходит, не обращается за помощью, игнорирует их обращения |
Реакция на имя, реакция совместного внимания |
- откликается сразу - не сразу (после нескольких обращений) на имя - смотрит на указанную игрушку, а затем в лицо взрослого или не смотрит - не смотрит, куда указывает взрослый |
Перемещение по комнате |
- постоянно передвигается по комнате, нигде не задерживаясь - после интенсивного движения, ложится на пол лежит какое-то время - постоянно сидит в углу, стоит у окна, неподвижно |
Движения |
- бегает по кругу, от стенки к стенке, кружится вокруг оси - лазает по мягким модулям, вскарабкивается и съезжает с горки, пролезает в узкие щели и сидит там. - ходит на цыпочках или подпрыгивает при ходьбе; напрягает мышцы ног и рук и пр. - трясет кистями рук, перебирает пальцами. |
Спонтанная мимика, вокализации |
- лицо амимичное: «застывшее» выражение лица; иногда улыбается, но безадресно - вокализации (тянет гласные звуки) почти постоянно |
Предпочитаемые занятия их длительность и поглощенность ими. Действия с предметами к каким предметам подходит, берет; что с ними делает выполнение предметных и игровых действий с игрушками (соответственно их социальному назначению) |
нравится кружится в яйце, когда кружат, качают… предпочитает: - пузыри, пианино, «звучащая» книга, мозаику - предметы небольшого размера или части предметов - не смотрит на предметы, обходит или наступает на предметы, ничего не берет в руки - не выполняет социальных игровых действий с игрушками Действует: - с одним и тем же предметом, игрушкой подолгу, невозможно отвлечь внимание - переходит от одного к другому предмету |
Общение и взаимодействие со взрослыми - с родителями- с психологом как реагирует на приближение другого человека, реакция на глазной контакт - тактильный контакт, - речевое обращение (просьбу, комментарии, требование, запрет: «нельзя», «не трогай») - имитацию поведения - попытку вмешаться в занятие и игру - демонстрацию взрослым игровых действий с предметами - просьбу выполнить действие или задание - реакция на одобрение, похвалу |
с родителями: с психологом продолжает заниматься тем, чем занимался до этого |
Инициирование контакта (когда, в каких случаях) средства общения: - мимика - глазной контакт - вокализации - движения - прикосновения - жесты - слова, фразы |
обращается за помощью — тянет за руку взрослого, если не может достать привлекательный предмет |
Выполнение дидактических заданий (способы выполнения задания) 1. Соотнесение по форме, величине, цвету (сортеры, вкладыши, кубики и пр.) 2. Конструирование по образцу (из палочек и кубиков) |
- не принимает задание - выполняет способом хаотичных действий, проб и ошибок, практическим примериванием, зрительным соотнесением - не принимает задание, не ориентируется на образец и условия, выполняет по своему усмотрению. |
4. Форма психолого-педагогической характеристики ребенка
Параметры характеристики |
Краткое описание |
Оценка в баллах |
|
1. Социальное взаимодействие и общение. 1) Реакция на имя, словесные обращения, взгляд, указательный и др. Жесты, мимику, интонацию; слова, фразы, понимает сообщения, передаваемые при помощи рисунков, знаков, символов, картинок (пекс) 2) Выполнение просьб, требований, запретов 3) Использование глазного контакта, мимики, вокализаций, интонации, указат. И др. Жестов, движений, слов, фраз, знаков, символов, картинок (пекс); 4) Инициация (намеренность), поддержка контакта. 5) Общение: эмоциональное, и/или игровое, деловое (для удовлетворения своих нужд), речевое с родителями, другим взрослым (психологом) 6) Как реагирует на имитацию его поведения взрослым: позитивно, безразлично, негативно. 7) Совместная игра: допускает, вовлекается, подражает игровым действиям, звукам, словам взрослых. |
Редко откликается на имя. Может кратковременно смотреть в глаза
Не понимает указательного жеста и др.
Улыбается, смеется, если нравится игра
Останавливается на грозную интонацию и слова: «стой! Нельзя»
Реагирует на фразы «пойдем кушать», «Гулять»
Может выполнять «Дай», «не трогай» |
1 1 0 1 2 3
0 - отсутствует 1 - присутствует ограниченно и редко 2 - периодически присутствует 3 - присутствует регулярно |
|
2. Поведение, двигательная активность сенсорные и игровые предпочтения 1) Как долго сохраняется психический тонус в спонтанной и заданной деятельности, как быстро наступает истощение, пресыщение? Что происходит при истощении: - пассивный уход (замирает, ложится на пол отдыхать); - идет к матери, прижимается к ней; - просит еду, питье; - возбуждается, появляются двигательные стереотипии; - агрессия, самоагрессия. 2) Как тонизирует, стимулирует себя? Аутостимуляции: зрительные, слуховые, вестибулярные, тактильные и др. 3) Предпочитаемые действия с предметами, занятия, игры; их длительность и поглощенность ими 4) Непереносимость отдельных сенсорных воздействий (звуков, прикосновений и пр.) 5) Страхи, тревога. Что вызывает? Как проявляется 6) Негативизм, агрессия, самоагрессия. Что провоцирует? Как проявляется? |
|
0 - отсутствует 1 - присутствует ограниченно и редко 2 - периодически присутствует 3 - присутствует регулярно |
|
3. Развитие познавательной деятельности и речи. 1) Принятие и способы выполнения наглядно-практических заданий на соотнесение форм, величин, цвета (сортеры, вкладыши, кубики, пирамидки) 2) Конструирование из палочек или кубиков по образцу 3) Показ по просьбе и название предметов, картинок., ответы на вопросы |
|
В баллах не оценивается |
|
Выводы: 1. Уровень развития общения и социального взаимодействия, доступные средства общения (понимание и использование) 2. Особенности, характер и функции стереотипных действий и поведения 3. Уровень умственного и речевого развития 4. Степень выраженности и характер аутистического расстройства. 5. Определение стратегий, методов психолого-педагогической работы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.