Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
г. Балаково Саратовской области
«Психолого-педагогическая готовность
учителя иностранного языка к работе
в рамках требований обновленных ФГОС»
Выполнил
учитель иностранного языка
МАОУ СОШ № 25
Шалина Марина Юрьевна
г. Балаково, 2023
Сегодняшняя система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Основным результатом обучения в современной школе должно быть развитие личности обучаемых на основе учебной деятельности. Иностранный язык, имея по своей сути деятельностный характер, как никакой другой предмет способствует достижению этой задачи.
Для достижения этих результатов образования недостаточно изменить содержание используемых УМК и структуры учебных занятий, вместе с ними меняется и роль педагога.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью не только повышение квалификации учителя по его специальности, но и радикальные перемены в профессиональной деятельности педагогов, участвующих в реализации обновленных ФГОС.
В условиях реализации ФГОС, основой повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность учителя.
Согласно Требованиям к кадровым условиям в компетентность нового учителя
«входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы реализации программ НОО, ООО и СОО, постоянно развиваться в профессиональном отношении.».
Таким образом, ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.
Постоянное развитие в профессиональном отношении в современных условиях
представляет собой многогранную взаимосвязанную систему компетентностей и
невозможно без самообразования учителя.
Для аттестации учителя создают методические портфолио, которые способствуют развитию их профессиональной компетенции и, как следствие, самооценки. Однако главная роль в развитии профессиональной компетентности учителей в федеральных и региональных документах отводится системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Каким же должен быть учитель нового поколения?
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении. Учитель должен проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках:
1. общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития;
2. в качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках.
Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая
позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации.
Исходя из требований Стандарта, современный учитель должен обладать
следующими компетенциями: «…В профессиональной подготовке:
а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями;
б) знать философию образования;
- возрастную и педагогическую психологию, педагогику, основные направления
региональной образовательной политики;
— способы оценки показателей интеллектуального, нравственного развития ребенка;
— показатели формирования гражданской зрелости человека;
— сущность современных педагогических технологий и методик,
в) уметь:
- оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося;
— выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки,
— применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы;
— организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и
индивидуальную деятельность детей; осуществлять профессиональную рефлексию;
— реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка
модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной
деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; вести документацию;
— использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;
г) владеть:
- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;
— средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений;
— современными технологиями проектирования образовательной среды;
— методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации.
Касательно предметной подготовки требования Стандарта обозначены следующим образом: учитель должен:
а) знать:
- содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;
- частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего
образования;
- состав и особенности УМК и дактических материалов, в том числе на электронных носителях;
б) уметь:
- использовать частные методики; анализировать программы, УМК и отдельные
дидактические материалы;
- разрабатывать программы внеурочной деятельности;
- разрабатывать дидактические материалы…»
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью не только повышение квалификации учителя по его специальности, но и радикальные перемены в профессиональной деятельности педагогов, участвующих в реализации обновленных ФГОС, т.к. профессиональная компетентность учителя является основой повышения эффективности образовательного процесса.
Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому.
Основные составляющие готовности учителя:
- психологический аспект,
- глубокие знания предмета,
- умение реализовать полученные знания.
Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых
стандартов выступает одним из гарантов реализации идей стандартов.
Под психологической готовностью ученые-психологи понимают устойчивое
психическое состояние личности или коллектива, образующееся вследствие осмысления содержания и значимости новых стандартов и выражающееся в позитивно активном отношении к нововведению. Готовность не основывается только на установке. Она базируется на осознании содержания нововведения, его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении.
Характеристика профессиональных компетенций учителя иностранного языка.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально экономическое и духовное развитие общества.
Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких
личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью.
Рефлексивная компетенция – характеристика реальных учебных возможностей ученика, что предполагает:
- способность определить учителем тип урока в соответствии с поставленными
задачами и содержанием учебного материала,
- обосновать отбор его содержания и оптимальность выбранных методов и приемов обучения;
Таким образом, учитель-профессионал умело соотносит теорию обучения с практикой,
демонстрирует способность проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.
Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.
Информационно-технологическая компетенция учителя иностранного языка
призвана в этом сыграть большую роль.
Показатели этой компетенции:
- овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации;
- владение современными технологиями обучения.
Профессиональные умения учителя иностранного языка - профессиональные качества, которыми должен обладать учитель для успешной реализации на занятиях практической, общеобразовательной, развивающей, воспитательной целей обучения и характеризующие уровень языковой и профессиональной компетенции педагога.
Различают общие и специальные Умения учителя ино. яз.:
К первым относят умения организовать и планировать учебную деятельность, реализовать поставленные задачи в ходе учебной деятельности, контролировать собственную деятельность на уроке и учебную деятельность учащихся, совершенствовать учебную деятельность, использовать индивидуально-психологические особенности учащихся в ходе учебной деятельности.
Некоторые исследователи выделяют конструктивные умения (связаны с
организацией учебного процесса), учебные умения (имеют отношение к проведению занятий), гносеологические умения (связаны с возможностью правильно оценивать учебную деятельность и индивидуальные особенности учащихся), рефлексивные умения (обеспечивают возможность правильной оценки собственной деятельности педагога).
Ко вторым – умения переключаться с родного языка на иностранный, создавать
социально-психологический климат на уроке, адекватный условиям общения, управлять динамикой речевой деятельности на уроке и др.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. работа в методических объединениях, творческих группах;
2. исследовательская, экспериментальная деятельность;
3. инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. различные формы педагогической поддержки;
5. активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и
фестивалях;
6. обобщение собственного педагогического опыта;
7. использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
1. самоанализ и осознание необходимости;
2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
3. самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в
процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение
профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка).Организуя учебный процесс обучения иностранным языкам, современному учителю необходимо не только хорошо владеть предметными знаниями, но и обладать рядом компетенций, важность наличия которых подчеркивает государственный Стандарт.
Список литературы:
1) Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам).-М:2009
2) Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.:
Просвещение, 1991. — 222 с. (раздел 1)
3) Кирова А.Г. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Вестник Томского
государственного педагогического университета. – 2009. – №8. – С. 138-140.
4) Крайнова Е. Е. Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе / Е. Е.
Крайнова // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 8-11. (раздел 4)
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897 (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644).
6) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Пример схемы самоанализа урока
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь его с предыдущими, опора
на них. Как этот урок работает на последующие уроки.
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса.
Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Была ли опора
на диагностику общеучебных, специальных умений.
3. Какие задачи решаются на уроке, были ли они решены:
а) общеобразовательные;
б) воспитательные;
в) развивающие.
4. Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались
особенности класса и отдельных групп школьников.
5. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения
времени для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего
задания. Логическая связь между различными этапами урока.
6. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный
акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и четко объект прочного усвоения,
чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
7. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного
материала.
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В
каких нормах, и какими методами он осуществлялся.
9. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли
использовались технические средства обучения, средства наглядности.
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего
урока.
11. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно
проявилась культура общения учителя с классом.
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени,
предупреждение перегрузки.
13. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли
предусмотрены методические варианты проведения урока.
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то
почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.