Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (таблица)
Оценка 4.9

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (таблица)

Оценка 4.9
docx
26.04.2024
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (таблица)
психолого - педагогическая классификация нарушений речи.docx

 

 

Психолого-педагогическая классификация

Нарушение средств общения:

Нарушение в применении средств общения:

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи). ФФНР бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии. При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.

Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). ОНР ставят детям с алалиями, дизартриями, стертой дизартрией, ринолалией, сложной дислалией. Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня).  При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи (звукопроизношение и звукоразличение), лексика (ограниченный  словарный  запас), грамматический строй.

мутизм (вынужденное молчание) – это отсутствие речевого общения при сохранности речевого аппарата. Обычно под этим термином имеют ввиду избирательную немоту у детей – селективный мутизм. Однако потеря речи может быть также и следствием психического или соматического заболевания, травмы, инсульта. деменции.

Фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При этом виде нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

Логофобия (глоссофобия) – навязчивый страх перед речью, связанный с логоневрозом и мутизмом. Имеет варианты: страх говорить вообще или с незнакомыми людьми, страх публичных выступлений (пейрафобия), и страх сцены, с заиканием (лалофобия),страх отдельных слов (вербофобия).

 

Фонематическое нарушение речи (ФН). Это недоразвитие фонематических процессов (различения звуков): фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза при нормальном звукопроизношении и отсутствии аграмматизмов.

Речевой негативизм – это явление, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение, » все понимает, а сказать не может». Ярко выраженный речевой негативизм редко возникает на пустом месте. Чаще всего такая проблема бывает у детей, отстающих в речевом развитии – когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаще всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако, отмечаются ограниченный  словарный (лексический) запас,  нарушение  грамматического  строя речи (аграмматизмы).

Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера. Речевая симптоматика: быстрая, стремительная речь в таких случаях напоминает по внешней картине заикание, так как говорящий часто повторяет звуки, слоги или слова.

 

 

 


 

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация

Фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)

Фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2024