Психолого-педагогическая классификация |
|
Нарушение средств общения: |
Нарушение в применении средств общения: |
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи). ФФНР бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии. При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. |
Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР. |
ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). ОНР ставят детям с алалиями, дизартриями, стертой дизартрией, ринолалией, сложной дислалией. Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи (звукопроизношение и звукоразличение), лексика (ограниченный словарный запас), грамматический строй. |
мутизм (вынужденное молчание) – это отсутствие речевого общения при сохранности речевого аппарата. Обычно под этим термином имеют ввиду избирательную немоту у детей – селективный мутизм. Однако потеря речи может быть также и следствием психического или соматического заболевания, травмы, инсульта. деменции. |
Фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При этом виде нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова). |
Логофобия (глоссофобия) – навязчивый страх перед речью, связанный с логоневрозом и мутизмом. Имеет варианты: страх говорить вообще или с незнакомыми людьми, страх публичных выступлений (пейрафобия), и страх сцены, с заиканием (лалофобия),страх отдельных слов (вербофобия).
|
Фонематическое нарушение речи (ФН). Это недоразвитие фонематических процессов (различения звуков): фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза при нормальном звукопроизношении и отсутствии аграмматизмов. |
Речевой негативизм – это явление, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение, » все понимает, а сказать не может». Ярко выраженный речевой негативизм редко возникает на пустом месте. Чаще всего такая проблема бывает у детей, отстающих в речевом развитии – когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. |
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако, отмечаются ограниченный словарный (лексический) запас, нарушение грамматического строя речи (аграмматизмы). |
Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера. Речевая симптоматика: быстрая, стремительная речь в таких случаях напоминает по внешней картине заикание, так как говорящий часто повторяет звуки, слоги или слова. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.