Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (таблица)

  • docx
  • 26.04.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала психолого - педагогическая классификация нарушений речи.docx

 

 

Психолого-педагогическая классификация

Нарушение средств общения:

Нарушение в применении средств общения:

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи). ФФНР бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии. При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.

Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). ОНР ставят детям с алалиями, дизартриями, стертой дизартрией, ринолалией, сложной дислалией. Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня).  При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи (звукопроизношение и звукоразличение), лексика (ограниченный  словарный  запас), грамматический строй.

мутизм (вынужденное молчание) – это отсутствие речевого общения при сохранности речевого аппарата. Обычно под этим термином имеют ввиду избирательную немоту у детей – селективный мутизм. Однако потеря речи может быть также и следствием психического или соматического заболевания, травмы, инсульта. деменции.

Фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При этом виде нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

Логофобия (глоссофобия) – навязчивый страх перед речью, связанный с логоневрозом и мутизмом. Имеет варианты: страх говорить вообще или с незнакомыми людьми, страх публичных выступлений (пейрафобия), и страх сцены, с заиканием (лалофобия),страх отдельных слов (вербофобия).

 

Фонематическое нарушение речи (ФН). Это недоразвитие фонематических процессов (различения звуков): фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза при нормальном звукопроизношении и отсутствии аграмматизмов.

Речевой негативизм – это явление, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение, » все понимает, а сказать не может». Ярко выраженный речевой негативизм редко возникает на пустом месте. Чаще всего такая проблема бывает у детей, отстающих в речевом развитии – когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаще всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако, отмечаются ограниченный  словарный (лексический) запас,  нарушение  грамматического  строя речи (аграмматизмы).

Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера. Речевая симптоматика: быстрая, стремительная речь в таких случаях напоминает по внешней картине заикание, так как говорящий часто повторяет звуки, слоги или слова.