«Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа» по предупреждению нарушений и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, а также представления об окружающем мире у учащихся 1 - 4 классов является компонентом основной образовательной программы начального общего образования, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, разработана на основе материалов Сюрина С.Н., Макаровой Н.И, Власовой Л.В., Никандровой О.В., Терентьевой И.В. «Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа «Этот удивительный мир»».
Пояснительная записка
Для успешной познавательной учебной деятельности младших школьников 1 - 4 классов важны полноценные представления об окружающем мире. Ученые считают, что развитие ребенка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый ребенок учится понимать самого себя и окружающих. По мере расширения представлений об окружающем мире, повышается интеллектуальные и нравственное развитие ребенка, развивается познавательная сфера и личностные качества.
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. В нем закладывается основа для миропонимания, формирование естественнонаучной картины мира. Ребенок начинает овладевать и учиться управлять такими психическими процессами, как вниманием, памятью, мышлением. (В.В. Абраменкова, Л.В. Занков, А.В. Зак, Ю.А. Аксенова и другие).
Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Основными адресатом программы становятся учащиеся 1-4 классов общеобразовательной школы, имеющие учебные трудности адаптации к школе, невысокий уровень развития когнитивной и аффективной сферы, обусловленные различными вариантами отклонений психического развития или минимальных мозговых дисфункций и выявленные в результате психологической диагностики, наблюдения совместно с учителем и психологического анализа трудностей при усвоении основных учебных предметов.
Цели программы: коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности ребенка и коммуникативных навыков, представлений о предметах и явлениях природы через познание окружающего мира на основе использования системы специальных игр и психологических упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей.
Задачи программы:
· развитие познавательной сферы у обучающихся: различных видов памяти, внимания, мышления;
· обучение детей приемам и способам коммуникативной, познавательной, универсальной учебной деятельности;
· развитие целостного восприятия окружающего мира;
· обогащение представлений об окружающем мире на основе систематических наблюдений за явлениями природы;
· развитие творческих способностей и воображения, способность индивидуального самовыражения учащегося.
Целевая аудитория: обучающиеся 1 - 4 классов с недоразвитием познавательной, эмоционально-волевой сфер, испытывающие трудности в освоении ООП НОО и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.
Методологические принципы:
· принцип системного подхода, предполагает понимание человека как целостной системы, и самого человека как элемент целостной системы «человек-мир»;
· принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий эффективность коррекции в случае предшествующей ей точной диагностики, их взаимосвязь;
· принцип нормативности, связанный с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка;
· деятельностный принцип, основанный на организации и вовлечении школьника в деятельность, в рамках которой создаются условия для эффективности коррекционного воздействия;
· принцип от простого к сложному – постепенного усложнения уровня психического развития ребенка, что позволит создать для ребенка ситуацию успеха;
· принцип от сложного к простому, предполагающий расширение и углубление уровня психического развития через создание зоны ближайшего развития;
· принцип системности предполагает учет всех аспектов индивидуального развития личности в их взаимосвязи;
· принцип коррекции и развития, предполагающий развитие сохранных психических функций и элиминацию дефицитарных, либо задержанных, и их последующее развитие.
Планируемые результаты освоения рабочей программы коррекционно – развивающих занятий.
Личностные УУД:
- освоить социальную роль ученика;
- проявлять интерес к новым знаниям;
-оценивать свою деятельность, выявлять причины успешности (неуспешности) в учебной деятельности;
- проявлять ответственность при выполнении задания.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться планировать и осуществлять предстоящую деятельность по образцу и правилу;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться сохранять заданную цель;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- учиться адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- умение осуществлять анализ и синтез, сравнение, классификацию на наглядном, образном, понятийном материале;
- умение устанавливать аналогии на предметном, речевом материале;
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, выбирать действие в соответствие с поставленной задачей;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, слушателя, критика).
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Продолжительность коррекционного периода с 1 октября по 25 мая. Общая продолжительность занятий по программе составляет в 1 классах до 66 часов (2 раза в неделю), во 2-4 классах до 34 часов (1 раз в неделю). Занятия проводятся по 35 минут. Группы комплектуются в количестве 6-9 человек.
Структура занятия
№ |
Основная часть занятия |
Продолжительность |
Наполняемость частей занятия |
1 |
Вводная часть. Организационный момент |
5 минут |
Цель: активизация процессов внимания и включение в деятельность. Наполняемость: приветствие, организация рабочего пространства. Упражнения активацию психомоторных процессов. |
2 |
Основная часть |
25 минут |
Цель: развитие психических познавательных процессов, компонентов эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности. Наполняемость: логические задачи и примеры, копирование, лабиринты, обводки, упражнения на словообразование, аналогии, исключение, обобщение, классификация, раскрашивание, рисование, физкультминутки, разминки, упражнения на запоминание, упражнения на пространственные представления, задания на поиск закономерностей, ребусы, головоломки, групповые игры, совместные дискуссии. |
3 |
Заключительная часть |
5 минут |
Цель: подведение итогов занятия, получение обратной связи Наполняемость: обсуждение занятия (рефлексия). Уборка рабочего места. Беседа с родителями о содержании и результатах занятия, рекомендации |
Содержание программы коррекционного курса
1 класс, 66 часов
Подгрупповое диагностическое занятие
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук.
Исследование сенсорных процессов.
Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время).
Представления о внешних свойствах предметов.
Вводное ознакомительное занятие «Давайте знакомиться!»
Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания.
Рисование настроения.
«Пойми меня»
Психогимнастика.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
Рисование.
«Гномики пришли в школу»
Психогимнастика.
Развитие зрительного восприятия.
Количество.
Столько же.
«Больше, меньше на… «
Динамическая пауза.
Настольные игры с фишками.
Игротренинг "Что возьмём в школу".
«Слушай внимательно!»
Развитие слухового восприятия.
Знакомимся с миром звуков.
Мульттренинг "Эхо".
«Времена года»
Психогимнастика.
Восприятие времени.
Изучение временных показателей: времён года.
Динамическая пауза.
Рисование.
«Дни недели»
Психогимнастика.
Восприятие времени.
Изучение временных показателей: дней недели.
Динамическая пауза.
Рисование.
«Вчера, сегодня, завтра»
Психогимнастика.
Восприятие времени.
Последовательность событий. Раньше - позже. Вчера - сегодня - завтра.
Динамическая пауза.
Рисование.
«Думай, анализируя»
Психогимнастика.
Упражнения на развитие мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
«Запоминай, играя»
Психогимнастика.
Упражнения на развитие памяти.
Динамическая пауза.
Графический диктант. Штриховка.
«Эти забавные животные»
Психогимнастика.
Развитие зрительно – моторной координации.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
«Путешествие в сказку»
Психогимнастика.
Учимся делать штриховку.
Динамическая пауза.
Разукрашиваем и штрихуем.
«Путешествие продолжается»
Психогимнастика.
Соединяем точки и рисуем узоры.
Психотренинг.
Динамическая пауза.
"Осенние месяцы. Приметы осени".
«Учись, рассуждая»
Психогимнастика.
Развитие логического мышления.
Поиск закономерностей.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
«В гостях у сказки»
Психогимнастика.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
«Мой компас»
Психогимнастика.
Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
«Гномики ищут клад»
Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.).
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.).
Игротренинг "Гномики ищут клад".
«Самый внимательный»
Психогимнастика.
Тренировка внимания.
Развитие способности рассуждать.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
«Управляй собой, играя»
Психогимнастика.
Развитие рефлексии, саморегуляции.
Графический диктант.
«Волшебный поясок»
Психогимнастика.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
«Веселая логика»
Психогимнастика.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Штриховка.
«Сочиняем сказку»
Психогимнастика.
Развитие логического мышления, обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
«Деревья – характеры»
Психогимнастика.
Развитие воображения.
Развитие наглядно-образного мышления.
Динамическая пауза.
Рисование.
«По неизведанным дорожкам…»
Психогимнастика.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Динамическая пауза.
Рисование.
«Волшебная линия»
Психогимнастика.
Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Динамическая пауза.
Штриховка.
«Найди лишнее…»
Психогимнастика.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Динамическая пауза.
Копирование.
«От слова к рассказу»
Психогимнастика.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
«Запоминаем, рисуя»
Психогимнастика.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Динамическая пауза.
Копирование.
«Ожившая картинка»
Психогимнастика.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Графический диктант.
Подведение итогов.
«Следопыты»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Размер предметов»
Психогимнастика.
Разминка.
Сравнение нескольких предметов по ширине, способами приложения и наложения.
Закрепить понятия «широкий», «узкий», «одинаковый по ширине», «самый широкий», «самый узкий».
Динамическая пауза.
«Пространственные и временные понятия»
Психогимнастика.
Разминка.
Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев в году.
Закрепить представления о настоящем, прошедшем и будущем времени (сегодня, завтра, вчера).
Динамическая пауза.
«Геометрические фигуры»
Психогимнастика.
Разминка.
Закрепить представление о свойствах предметов.
Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, находя признаки сходства и различия.
Динамическая пауза.
«Количество предметов»
Психогимнастика.
Разминка.
Закреплять понятия о равенстве и неравенстве.
Учить уравнивать совокупности предметов.
Учить сопровождать действия словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше».
Динамическая пауза.
«Пространственные понятия»
Психогимнастика.
Разминка.
Закрепить пространственные понятия («верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо») на плоскости и на листе бумаги.
Динамическая пауза.
«Характерные признаки времён года»
Психогимнастика.
Разминка.
Закрепить представления о изменениях происходящих в природе в разное время года. Погода, растения, поведение животных.
Динамическая пауза.
«Обобщающие понятия»
Психогимнастика.
Разминка.
Закрепить понятия «фрукты», «ягоды», умение образовывать относительные прилагательные, существительные в И. п. и Р.п. мн.ч., согласовывать прилагательные с существительными, подбирать синонимы и антонимы.
Динамическая пауза.
«Домашние животные»
Психогимнастика.
Разминка.
Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних птиц, о том, чем питаются, где живут, какую пользу приносят людям; закрепить знания об их детенышах.
Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных, согласовывать их.
Динамическая пауза.
«Дикие животные»
Психогимнастика.
Разминка.
Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних птиц, о том, чем питаются, где живут, об их повадках; закрепить знания об их детенышах.
Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их.
Динамическая пауза.
«Моя семья»
Психогимнастика.
Разминка.
Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, имена и отчества родителей и кем они работают, домашний адрес, состав семьи).
Динамическая пауза.
«Признаки и свойства предметов»
Психогимнастика.
Разминка.
«Цветное лото», «Подбери пару», «Какой по цвету (форме)?», «Сравни предметы»,
«4й лишний», «Чей домик?», «Найди одинаковые картинки», «Одинаковые - разные».
Динамическая пауза.
«Признаки и свойства предметов»
Психогимнастика.
Разминка.
«Подбери по размеру», «Найди пару», «Скажи наоборот», «Сравни предметы».
Динамическая пауза.
«Признаки и свойства предметов»
Психогимнастика.
Разминка.
«Чего больше, чего меньше?», «Сделай поровну», «На сколько больше, на сколько меньше».
Динамическая пауза.
«Растительный мир»
Психогимнастика.
Разминка.
«Что растет на огороде, что растет в саду?», «Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Что раньше, что позже?», «Времена года», «Готовим блюда из овощей, фруктов, ягод».
Динамическая пауза.
Содержание программы коррекционного курса
2 класс, 33 часов
Вводное занятие. «Что мне в лице твоем…»
Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
Рисование.
«Угадай слово»
Психогимнастика.
Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Шифровка.
«Найди спрятанные слова»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Рисование по образцу.
«Аналогии»
Психогимнастика.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Динамическая пауза.
Рисование по образцу.
«Шахматисты»
Психогимнастика.
Тренировка памяти.
Развитие зрительно – моторной координации.
Динамическая пауза.
Развитие памяти.
«Восстанови последовательность»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие логического мышления.
Динамическая пауза.
«Найди общее»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие операций мышления: аналогии, способности к обобщению.
Динамическая пауза
Рисование.
«Перепутанные линии»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие зрительно – моторной координации, развитие быстроты реакции.
Динамическая пауза.
«Исправь ошибки»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие концентрации внимания, развитие функций контроля.
Развитие умения решать задачи.
Шифровка.
«Расшифруй слова»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Шифровка.
«Учусь слышать и запоминать»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Угадай, что изменилось»
Психогимнастика.
Тренировка зрительной памяти.
Разминка.
Развитие речи, развитие смысловой памяти.
Динамическая пауза.
Составление рассказа.
«Обобщай, играя»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие логического мышления.
Динамическая пауза.
Шифровка.
«Пиктограммы»
Психогимнастика.
Разминка.
Совершенствование воображения.
Развитие операций мышления, комбинированной памяти.
Динамическая пауза.
Шифровка.
«Следопыты»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Запоминаю, играя»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие вариативности мышления, комбинированной памяти.
Динамическая пауза.
«Секреты памяти»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Тайна лабиринта»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Дополни рассказ»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие логического мышления.
Развитие операций анализа и синтеза.
Динамическая пауза.
«Дорисуй изображение»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие воображения, творческих способностей.
Динамическая пауза.
Шифровка.
Динамическая пауза.
«Мир эмоций и чувств»
Ритуал приветствия.
Игра «Угадай эмоцию».
Упражнение «Фигуры эмоций».
Игра «Назови эмоцию».
Упражнение «Поставь балл эмоции».
Релаксационное упражнение.
«Внимание»
Разминка.
Упражнение «Самый внимательный».
Упражнение «корректурная проба».
Упражнение «Наблюдательность».
Обсуждение результатов.
Релаксационное упражнение.
«Я чувствую»
Ритуал приветствия.
Игра «Различные чувства».
Упражнение «Я чувствую».
Релаксационное упражнение.
«Будь внимательным»
Упражнение «Перепутанные линии».
Игра «Что исчезло».
Игра «Четыре стихии».
Обсуждение результатов.
«Быстрее - медленнее»
Разминка.
Упражнение с карточками.
Упражнение «Квадрат».
Упражнение «Три изменения».
Психогимнастика.
«Восстановление предложений»
Упражнение «Работа с текстом».
Релаксационное упражнение.
«Зрительная память»
Упражнение «Запомни и назови».
Упражнение «Посмотри и восстанови таблицу».
Упражнение «Кулак-ладонь».
Упражнение «Танцуем!».
Релаксационное упражнение.
«Развиваем память»
Разминка.
Упражнение «Повтори за мной».
Упражнение «Слушай звуки!».
Упражнение «Составь фигуру».
Упражнение «Найди закономерность».
Упражнение «Лабиринт».
Дыхательные упражнения на саморегуляцию.
«Систематизация»
Упражнение «Разложение целого на части».
Упражнение «Объединение частей в единое целое».
Упражнение «Четвертая фигура».
Упражнение «Систематизация».
«Мысли правильно»
Разминка.
Упражнение «Стихотворение».
Упражнение «Выдели существенный признак».
Упражнение «Обобщи понятия».
Релаксационное упражнение.
Содержание программы коррекционного курса
3 класс, 33 часов
Вводное занятие. «Что мне в лице твоем…»
Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
Рисование.
«Угадай слово»
Психогимнастика.
Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Шифровка.
«Найди спрятанные слова»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Рисование по образцу.
«Аналогии»
Психогимнастика.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Динамическая пауза.
Рисование по образцу.
«Шахматисты»
Психогимнастика.
Тренировка памяти.
Развитие зрительно – моторной координации.
Динамическая пауза.
Развитие памяти.
«Восстанови последовательность»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие логического мышления.
Динамическая пауза.
«Найди общее»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие операций мышления: аналогии, способности к обобщению.
Динамическая пауза.
Рисование.
«Перепутанные линии»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие зрительно – моторной координации, развитие быстроты реакции.
Динамическая пауза.
«Исправь ошибки»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие концентрации внимания, развитие функций контроля.
Развитие умения решать задачи.
Шифровка.
«Расшифруй слова»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Шифровка.
«Учусь слышать и запоминать»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Угадай, что изменилось»
Психогимнастика.
Тренировка зрительной памяти.
Разминка.
Развитие речи, развитие смысловой памяти.
Динамическая пауза.
Составление рассказа.
«Обобщай, играя»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие логического мышления.
Динамическая пауза.
Шифровка.
«Пиктограммы»
Психогимнастика.
Разминка.
Совершенствование воображения.
Развитие операций мышления, комбинированной памяти.
Динамическая пауза.
Шифровка.
«Следопыты»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Запоминаю, играя»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие вариативности мышления, комбинированной памяти.
Динамическая пауза.
«Секреты памяти!»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Тайна лабиринта»
Психогимнастика.
Разминка.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Дополни рассказ»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие логического мышления.
Развитие операций анализа и синтеза.
Динамическая пауза.
«Дорисуй изображение»
Психогимнастика.
Разминка.
Развитие воображения, творческих способностей.
Динамическая пауза.
Шифровка.
Динамическая пауза.
«Мир эмоций и чувств»
Ритуал приветствия.
Игра «Угадай эмоцию».
Упражнение «Фигуры эмоций».
Игра «Назови эмоцию».
Упражнение «Поставь балл эмоции».
Релаксационное упражнение.
«Внимание»
Разминка.
Упражнение «Самый внимательный».
Упражнение «корректурная проба»
Упражнение «Наблюдательность».
Обсуждение результатов.
Релаксационное упражнение.
«Я чувствую»
Ритуал приветствия.
Игра «Различные чувства».
Упражнение «Я чувствую».
Релаксационное упражнение.
«Будь внимательным»
Упражнение «Перепутанные линии».
Игра «Что исчезло».
Игра «Четыре стихии».
Обсуждение результатов.
Дыхательные упражнения на саморегуляцию.
«Быстрее - медленнее»
Разминка.
Упражнение с карточками.
Упражнение «Квадрат».
Упражнение «Три изменения».
Психогимнастика.
«Восстановление предложений»
Упражнение «Работа с текстом».
Релаксационное упражнение.
«Зрительная память»
Упражнение «Запомни и назови».
Упражнение «Посмотри и восстанови таблицу».
Упражнение «Кулак-ладонь».
Упражнение «Танцуем!».
Релаксационное упражнение.
«Развиваем память»
Разминка.
Упражнение «Повтори за мной».
Упражнение «Слушай звуки!».
Упражнение «Составь фигуру».
Упражнение «Найди закономерность».
Упражнение «Лабиринт».
Дыхательные упражнения на саморегуляцию.
«Систематизация»
Упражнение «Разложение целого на части».
Упражнение «Объединение частей в единое целое».
Упражнение «Четвертая фигура».
Упражнение «Систематизация».
«Мысли правильно»
Разминка.
Упражнение «Стихотворение».
Упражнение «Выдели существенный признак».
Упражнение «Обобщи понятия».
Релаксационное упражнение.
Содержание программы коррекционного курса
4 класс, 33 часов
Вводное занятие «Веселый старт!»
Знакомство.
Упражнения на снятие напряжения.
«Секреты внимания»
Психогимнастика.
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Юные детективы»
Психогимнастика.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Динамическая пауза.
«Маленькие секреты большой памяти»
Психогимнастика.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Маленькие секреты большой памяти»
Психогимнастика.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Нестандартные ситуации»
Психогимнастика.
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Динамическая пауза («Запрещенное движение», Четвертый лишний»).
«Заверши изображение»
Психогимнастика.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления. Динамическая пауза.
Загадки.
«Секреты хорошего внимания»
Психогимнастика.
Развитие скорости и концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Секреты хорошего внимания»
Психогимнастика.
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Динамическая пауза.
«Секреты хорошего внимания»
Психогимнастика.
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Психогигиена памяти»
Психогимнастика.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Психогигиена памяти»
Психогимнастика.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Думай, рассуждая»
Психогимнастика.
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Динамическая пауза.
«Я и мир вокруг нас»
Психогимнастика.
Развитие пространственных представлений.
Динамическая пауза.
Продолжи слово.
«Кто ясно мыслит – ясно излагает…»
Психогимнастика.
Развитие речевого синтеза.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Кто ясно мыслит – ясно излагает…»
Психогимнастика.
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Динамическая пауза.
«Кто ясно мыслит – ясно излагает…»
Психогимнастика.
Развитие речевого синтеза.
Тренировка внимания.
Динамическая пауза.
«Кто ясно мыслит – ясно излагает…»
Психогимнастика.
Развитие речевого синтеза.
Совершенствование мыслительных операций.
Динамическая пауза.
«Связующие цепочки»
Психогимнастика.
Развитие логического мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Динамическая пауза.
«За и против»
Психогимнастика.
Разминка (вопросы – ответы).
Развитие критического мышления.
Подведение итогов.
Список литературы
· Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.,1973.
· Землянская Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования: пособие для вузов. – М.: РУДН, 2009.
· Калабух Т.В, Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2012.
· Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.
· Развивающая психолого-педагогическая программа «Я все могу»/ С.Н. Сюрин, М.Г. Воробьева, А.В. Воробьева – М.: ООО «Авиакнига», 2017
· Развивающая психолого-педагогическая программа «РОСТОК» учебнометодическое пособие / С.Н. Сюрин, М.Г. Воробьева, А.В. Воробьева – М.: ООО «Авиакнига», 2018
· «Развивающая психолого-педагогическая программа «Обучение без мучений»» учебно-методическое пособие / С.Н. Сюрин, Е.В. Копейкина, Н.И. Макарова – М.: ООО «Авиакнига», 2018
· «Развивающая психолого-педагогическая программа «Этот удивительный мир»» учебно-методическое пособие / С.Н. Сюрин, Л.В. Власова, Н.И. Макарова – М.: ООО «Авиакнига», 2018
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.