Психолого-педагогические основы формирования учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения
Содержание
Введение…………………………………………………………………… Глава 1 Теоретические аспекты формирования учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения………………… 1.1 Основные психолого-педагогические подходы к формированию учебно-познавательной мотивации у детей……………………………………… 1.2 Психолого-педагогические основы и особенности формирования учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения………………………………………………………………………….... Выводы по первой главе…………………………………….……….......... Глава 2 Организация психолого-педагогической деятельности по формированию учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения…………………………………………………………… 2.1 Психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности учебно-познавательной мотивации у детей подросткового возраста ……..…. 2.2 Реализация основных направлений психолого-педагогической деятельности по формированию учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения ………………………………. Выводы по второй главе……………………………............…………….. Заключение………………………………………………………………… Список использованных источников……………………………….......... Приложение А Список испытуемых, принимавших участие в исследовании………………………………………............................................... Приложение Б Комплекс диагностических методик, используемых в исследовании……………..………………………………………………………. Приложение В Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования……………………………………………………………………. Приложение Г Программа занятий по формированию учебно-познавательной мотивации у подростков …….………………………………... Приложение Д Результаты, полученные на контрольном этапе исследования….......................................................................................................... Приложение Е Методические рекомендации по формированию учебно-познавательной мотивации у подростков …………………………….. |
4
10
10
20 30
31
31
45 60 61 65
75
76
|
Введение
Актуальность исследования. В современной парадигме образования одним из ведущих является принцип целостности, требующий направленности всех элементов педагогической системы на достижение конечной цели образования - на развитие и воспитание духовной, с активной жизненной позицией, творческой личности, способной, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их для решения жизненных проблем.
Реализация общей цели образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих создание образовательной среды, способствующей социально-личностному, эмоционально-ценностному развитию ученика при сохранении его индивидуальности. Одним из важнейших условий является осознание учеником мотивации к учению, к приобретению нового знания, к освоению новых способов деятельности.
Формирование учебно-познавательной мотивации в подростковом возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у старшеклассников активной жизненной позиции.
Подростковый возраст – это период подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Решается вопрос о самоопределении учащихся. Учебная деятельность должна приобрести иное значение, стать осмысленной, личностно принятой, внутренняя учебная мотивация должна преобладать над внешними стимулами, такими как оценки, давление учителей, родителей, очень важно, чтобы к ступени старшеклассника у подростков определились интересы к той или иной области знаний. Этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, открывается возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют различные показатели качества обученности.
Актуальная и многоаспектная проблема формирования учебно-познавательной мотивации обсуждается в литературе с разных позиций. Создание условий и ситуаций развертывания активности, учет прошлого опыта, внутренних и внешних факторов, влияющих на мотивацию, является предметом ряда научных исследований. Труды А.К. Марковой посвящены формированию мотивации учения школьников, В.Г. Леонтьев заостряет внимание на формировании потребностей, А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева - на проблеме формирования учебной мотивации в контекстном обучении. В работах Р.И. Цветковой и Г.И. Щукиной рассматриваются общие вопросы формирования мотивации учащихся старших классов.
Своевременное выявление, оказание психологической помощи, формирование у подростков желания и умения учиться позволяет не только минимизировать последствия низкой успеваемости и её последствий, но и является одним из направлений профилактики девиантного поведения.
Объект исследования – процесс формирования учебно-познавательной мотивации у подростков.
Предмет исследования – основные направления психолого-педагогической деятельности по формированию учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения.
Цель исследования – определить и реализовать основные направления психолого-педагогической деятельности по формированию учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения.
Гипотеза исследования – процесс формирования учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения, будет проходить успешно, если:
- рассмотреть психолого-педагогические основы и особенности формирования учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения;
- выявить уровни сформированности учебно-познавательной мотивации у подростков;
- реализовать основные направления психолого-педагогической деятельности по формированию учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить основные психолого-педагогические подходы к формированию учебно-познавательной мотивации у детей;
2. Рассмотреть психолого-педагогические основы и особенности формирования учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения;
3. Выявить уровни сформированности учебно-познавательной мотивации у детей подросткового возраста;
4. Реализовать основные направления психолого-педагогической деятельности по формированию учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения.
Методологическая основа исследования:
- исследованием учебной деятельности, в общем, и ее мотивацией занимались известные отечественные психологи и педагоги: Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, С.Л Рубинштейн, А.Б. Орлов, А.А. Люблинская, А.К. Маркова, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Ю.К. Бабанский, Т.А. Матис, Л.И. Божович, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина, Е.П. Ильин и многие другие;
- проблемы мотивации и методы ее изучения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, 3. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др.).
- изучением формирования учебно-познавательной мотивации подростков занимались такие ученые, как А.К. Маркова, А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева, Р.И. Цветкова и Г.И. Щукина.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной, учебной и методической литературы по проблеме исследования психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации, обобщение, сравнение, систематизация;
- эмпирические – наблюдение, тестирование – диагностические методики: методика изучения мотивации учения подростков (М.И. Лукьянова., Н.В. Калинина); методика диагностики структуры учебной мотивации школьника (М.В. Матюхина); методика «Тройные сравнения» для изучения мотивов учения (Л.М. Фридман, Г.А. Пушкина, И. Я. Каплунович; психолого-педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа и интерпретации полученных результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: Изучены основные психолого-педагогические подходы к формированию учебно-познавательной мотивации у детей и рассмотрены психолого-педагогические основы и особенности формирования учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения.
Практическая значимость исследования: выявлен уровень сформированности учебно-познавательной мотивации у детей подросткового возраста и разработаны и реализованы основные направления психолого-педагогической деятельности по формированию учебно-познавательной мотивации у подростков как условия их успешного обучения, которые смогут использовать учителя и психологи, работающие с детьми подросткового возраста.
База исследования: МОУ СШ № 2 г. Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие ученики 8б класса, в количестве 20 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.