Детский сад комбинированного вида «Улыбка»
СП МБОУ «Змеиногорской СОШ №3»
Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников
Подготовила:
педагог-психолог
Стрельцова А.Н.
1 кв. категория
г. Змеиногорск, 2022г.
Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Стремление к познанию мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. Именно поэтому, ФГОС ДО направляет задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального потенциала.
Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей.
Распознать познавательную активность ребенка несложно. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления ребенка. И общими показателями познавательной активности ребенка являются:
- увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;
- ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;
- проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий,
достижение результата, осуществление контроля;
- общение с взрослым, вопросы направлены на познавательные интересы;
- эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности и т. п.)
постоянное к нему стремление.
У детской познавательной активности есть характерные особенности:
- познавательная активность проявляется с самого рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;
- познавательная активность проявляется в разных видах деятельности, как правило, не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере, ребенка интересует всё, что его окружает;
-познавательная активность ребенка дошкольного возраста ярко проявляется в вопросах, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;
- ребенок дошкольного возраста проявляет интерес и всеохватывающее любопытство от «что это?» до «хочу все знать!».
Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка при определении следующих условий для развития познавательной активности и интереса у дошкольников
- актуальность и новизна содержания обучения;
- раскрытие значимости знаний;
- наглядность;
- занимательность;
- эмоциональность;
- использование сравнения и аналогии;
- эффект парадоксальности, удивления;
- использование произведений искусства и литературы;
- учебные дискуссии;
- познавательные игры;
- применение компьютеров.
Для обеспечения развития познавательной активности не менее важно создание в группе положительных, комфортных и эмоциональных условий для активизации познавательных интересов и познавательных способностей детей, соответствующая организация предметно-пространственной среды. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо использовать накопленный педагогический инструментарий, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность детей, стимулировать познавательную и творческую активность детей дошкольного возраста в соответствии с учебной программой дошкольного образования.
педагогической
организации условий для деятельности воспитанников и систематической и
целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой
чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на
его развитие.
Памятка воспитателю по развитию познавательной активности детей
• Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.
• Не сдерживайте инициативу детей.
• Не делайте за них то, что они могут делать (научиться делать) самостоятельно.
• Не спишите с вынесением оценочных суждений.
• Помогайте детям учится управлять процессом усвоения занятий: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем познания; анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
• Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
• Внимательно вслушивайтесь в вопрос ребенка, постарайтесь понять, что заинтересовало его в том предмете, явлений, о котором он спрашивает.
• Давайте краткие и доступные детскому пониманию ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
• Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
• Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?».
• Отвечая, постарайтесь вовлечь ребенка в наблюдения за окружающей жизнью, перечитайте книгу, рассмотреть вместе с ним иллюстрации.
• Отвечая, воздействуйте на чувства ребенка. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность окружающим людям.
• Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
• При поддержании интереса детей к познавательному экспериментированию:
- не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность;
- нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых;
- сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка;
- не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка.
Осознание своей не успешности приводит к потере интереса к этому виду деятельности;
- импульсивное поведение ребенка в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые взрослые считают нарушением правил, требований. Однако если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобразительностью и при этом преследует цель навредить кому-либо, это не проступок, а шалость;
- нужно поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность, потребность в исследованиях;
- надо предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием;
- если у вас возникает необходимость что-то запретить, обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно;
- с раннего детства нужно побуждать ребенка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность- ваша положительная оценка для него важнее всего;
- проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, нужно беседовать с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Следует расспросить его о результатах деятельности, о том, как он их достиг (дошкольник приобретает умения формулировать выводы, рассуждать и аргументировать).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.