Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников
Оценка 4.6

Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
docx
воспитание +1
Взрослым
10.10.2022
Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников
Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
ДЕЛОВАЯ ИГРА.docx

Детский сад комбинированного вида «Улыбка»

СП МБОУ «Змеиногорской СОШ №3»

 

 

Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

педагог-психолог

Стрельцова А.Н.

1 кв. категория

 

 

г. Змеиногорск, 2022г.

Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников.

 

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Стремление к познанию мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. Именно поэтому, ФГОС ДО направляет задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального потенциала.

Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных  способностей детей.

Распознать познавательную активность ребенка несложно. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления ребенка. И общими показателями познавательной активности ребенка являются:

- увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;

- ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;

- проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий,

достижение результата, осуществление контроля;

- общение с взрослым, вопросы направлены на познавательные интересы;

- эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности и т. п.)

постоянное к нему стремление.

У детской познавательной активности есть характерные особенности:

- познавательная активность проявляется с самого рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;

- познавательная активность проявляется в разных видах деятельности, как правило, не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере, ребенка интересует всё, что его окружает;

-познавательная активность ребенка дошкольного возраста ярко проявляется в вопросах, сравнении, экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;

- ребенок дошкольного возраста проявляет интерес и всеохватывающее любопытство от «что это?» до «хочу все знать!».

         Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка при определении следующих условий для развития познавательной активности и интереса у дошкольников

- актуальность и новизна содержания обучения;

- раскрытие значимости знаний;

- наглядность;

- занимательность;

- эмоциональность;

- использование сравнения и аналогии;

- эффект парадоксальности, удивления;

- использование произведений искусства и литературы;

- учебные дискуссии;

- познавательные игры;

- применение компьютеров.

         Для обеспечения развития познавательной активности не менее важно создание в группе положительных, комфортных и  эмоциональных условий для активизации познавательных интересов и познавательных способностей детей, соответствующая организация предметно-пространственной среды. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо использовать накопленный педагогический инструментарий, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность детей, стимулировать познавательную и творческую активность детей дошкольного возраста в соответствии с учебной программой дошкольного образования.

педагогической организации условий для деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Памятка воспитателю по развитию познавательной активности детей

 

• Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.

• Не сдерживайте инициативу детей.

• Не делайте за них то, что они могут делать (научиться делать) самостоятельно.

• Не спишите с вынесением оценочных суждений.

• Помогайте детям учится управлять процессом усвоения занятий: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем познания; анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

• Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

• Внимательно вслушивайтесь в вопрос ребенка, постарайтесь понять, что заинтересовало его в том предмете, явлений, о котором он спрашивает.

• Давайте краткие и доступные детскому пониманию ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

• Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

• Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?».

• Отвечая, постарайтесь вовлечь ребенка в наблюдения за окружающей жизнью, перечитайте книгу, рассмотреть вместе с ним иллюстрации.

• Отвечая, воздействуйте на чувства ребенка. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность окружающим людям.

• Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

• При поддержании интереса детей к познавательному экспериментированию:

- не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность;

- нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых;

- сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка;

- не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка.

Осознание своей не успешности приводит к потере интереса к этому виду деятельности;

- импульсивное поведение ребенка в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые взрослые считают нарушением правил, требований. Однако если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобразительностью и при этом преследует цель навредить кому-либо, это не проступок, а шалость;

- нужно поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность, потребность в исследованиях;

- надо предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием;

- если у вас возникает необходимость что-то запретить, обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно;

- с раннего детства нужно побуждать ребенка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность- ваша положительная оценка для него важнее всего;

- проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, нужно беседовать с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Следует расспросить его о результатах деятельности, о том, как он их достиг (дошкольник приобретает умения формулировать выводы, рассуждать и аргументировать).


 

Детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников

Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников

Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка при определении следующих условий для развития познавательной активности и интереса у дошкольников -…

Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка при определении следующих условий для развития познавательной активности и интереса у дошкольников -…

Памятка воспитателю по развитию познавательной активности детей •

Памятка воспитателю по развитию познавательной активности детей •

Следует расспросить его о результатах деятельности, о том, как он их достиг (дошкольник приобретает умения формулировать выводы, рассуждать и аргументировать)

Следует расспросить его о результатах деятельности, о том, как он их достиг (дошкольник приобретает умения формулировать выводы, рассуждать и аргументировать)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022