Задание 3.1. Психолого-педагогический анализ уроков.
Урок по музыке.
Тема урока: Взаимопроникновение сфер музыки.
Цель урока: закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала, вокально-хоровых навыков по теме первой четверти.
Задачи:
- обобщить знания детей о марше, танце, песне, как о трех основах музыки; сформировать умение сравнивать основные жанры музыки, находить сходства и различия в них; уметь различать по звучанию трёх «китов».
-развитие вокально-хоровых навыков, развитие интереса к музыке, интереса к истории музыкальных жанров.
-воспитание внимательного слушателя.
Тип урока: урок-концерт, обобщение и систематизация знаний учащихся.
Оборудование: фортепиано,
Ход урока.
Организационный момент. Музыкальное приветствие:
-Рада вас ребята видеть
И приветствовать сейчас!
- И мы рады, очень рады.
Здравствуйте, учитель наш!
Исполнение песни Я. Дубравина «Добрый день».
Игра «Какой кит в гостях»
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну под названием музыка. А пойдем мы морским путем, т.е. поплывем на необычном транспорте – на трех китах. Но киты, ребята, нас не повезут, пока мы не отгадаем, как их зовут. Может быть, кто из вас знает? Правильно, их зовут Марш, Танец, Песня. Ребята, а что еще означают эти три слова?
Учитель исполняет фрагменты музыки всех жанров, а также смешанных.
Оказывается, наши друзья песня, танец, марш очень дружны. Любят ходить друг к другу в гости.
-Итак, ребята, первое королевство маршей. Скажите, при каких жизненных обстоятельствах звучат марши? (праздничные демонстрации, спортивные праздники, военные парады и др.)
Исполнение Марша С. Прокофьева в ансамбле с учителем.
-Итак, мы уже знаем, что марши бывают разные. А для кого написана эта музыка?
Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
Дети отвечают: (для детей, бабочек, снежинок).
-Что они могут делать под такую музыку? (танцевать, кружиться, порхать)
-И какой танец они танцуют? (для этого нужно вспомнить пульс польки и вальса и еще раз прослушать фрагмент).
-Представьте, что мы с вами попали в сказочный город Незнайки. Кто бы там танцевал этот вальс?
Исполнение «Песенки про трех китов». Перед исполнением песни напомнить как должны себя вести дети во время пения сидя.
“Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.
Ноги в пол упри сильней, спинку выпрями скорей.
Руки, плечи всё свободно, петь приятно и удобно”.
Слушание «Танец с кубками» П.И. Чайковского.
- А теперь для вас загадка. Что можно делать под эту музыку? (шагать, танцевать). Здесь два кита -танец и марш. Это танец-шествие. В балете «Спящая красавица» пажи под эту музыку выносят кубки. И не просто идут, а припадают на одну ногу, как - бы кланяются. А когда поднимаются по ступенькам, идут на носочках. (Исполнение с движениями).
- А в каком произведении, которое мы разучивали тоже встречались киты? («Песенка малышат»)
Исполнение «Песенки малышат»
-Вот какие они дружные, как вы.
Исполнение песни «Первый раз в первый класс»
Итог урока
Д.З. Сделать аппликацию из цветной бумаги Встреча друзей (жанров музыки)
-Мы научились быть настоящими слушателями и исполнителями, подружились и легко можем узнать наших друзей: песню, танец, марш.
Земля стоит на трех «китах» - считали раньше люди.
Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим!
На марше, танце, и на песне.
Она стоит века,
И мы с мелодиями вместе,
Идем в руке рука.
Психолого-педагогический анализ урока.
Тема урока: Взаимопроникновение сфер музыки.
Цель урока: закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала, вокально-хоровых навыков по теме первой четверти.
Задачи:
- обобщить знания детей о марше, танце, песне, как о трех основах музыки; сформировать умение сравнивать основные жанры музыки, находить сходства и различия в них; уметь различать по звучанию трёх «китов».
-развитие вокально-хоровых навыков, развитие интереса к музыке, интереса к истории музыкальных жанров.
-воспитание внимательного слушателя.
Структура урока.
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Исполнение песни Я. Дубравина «Добрый день».
Игра «Какой кит в гостях».
Исполнение Марша С. Прокофьева в ансамбле с учителем.
Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
Исполнение «Песенки про трех китов». Перед исполнением песни напомнить как должны себя вести дети во время пения сидя.
Исполнение «Песенки малышат».
Исполнение песни «Первый раз в первый класс».
Итог урока.
Д.З. Сделать аппликацию из цветной бумаги Встреча друзей (жанров музыки).
Психологическая оценка содержания урока: психологическое качество учебного материала: описательный или объяснительный, наглядность не использовалась; активизация: образной памяти и воображения для восприятия материала урока; учебный материал соответствует возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний. Учитель делает сложный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным при помощи сравнения музыки со страной, абстрактные понятия «песня, танец, марш» представлены детям в виде трёх китов. Воспитательное воздействие данного материала моральное и эстетическое, учитель оптимально реализует воспитательные возможности учебного материала.
Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке. Организация внимания: пути организации внимания на всех этапах урока, сочетание музыки и ритмических движений, обращение к непроизвольному вниманию посредством использования музыкального приветствия и игр, организация восприятия: объектом восприятия учащихся является речь учителя и музыка. Активизация памяти и ее развитие: обращение учителя к эмоциональной и наглядно-образной памяти школьников проводилось на различных этапах урока; приемы лучшего запоминания материала на уроке: установление различного рода ассоциаций абстрактных понятий «танец, марш и песня» с китами, музыки со страной, королевство маршей, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка; у отдельных учеников на уроке проявились процессы памяти: узнавание, воспроизведение; активизация мыслительной деятельности учащихся: преподаватель вызвал потребность у учеников в усвоении понятий «песня, танец, марш», показал практическую применимость, связь с жизнью.
Степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа имела средний уровень; класс недостаточно подготовлен к проблемному обучению, 6 учащихся, активно проявили себя в поиске ответа на вопрос.
Организация учителем обратной связи происходила на этапе закрепления материала, учитель обращался к школьникам с целью вызвать эмоциональный отклик; уровни усвоения знаний учащимися, которые были выявлены на уроке: узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации.
Задачи урока определены правильно, методически точно.
Методический репертуар и музыкальный репертуар урока подобран в соответствии с целью и темой урока, раскрывает содержание и логику данной темы урока.
Форма общения с искусством-музыкой подобрана интересно, она разнообразная, нет типичности и скучности, она развивает творческие способности детей, активирует их внимание, способствует запоминанию материала урока. Деятельность детей разнообразна (слушание, показ, ответы на вопросы, исполнение песни) она развивает творческий потенциал учащихся. Идея урока раскрыта полностью, учитель выразил точное отношение к самому уроку музыки и к воспитательному процессу в целом. Методические принципы музыкального воспитания такие как, интонационность, целостность, образность, единство разного и своеобразного помогли реализовать идею в данном уроке.
Приемы работы на уроке осуществлялось через методические приемы.
Общение на уроке проходит через связь «дети-музыка» и «учитель-дети», т.е. дети-при прослушивании классической музыки приобщаются к музыке в целом. Они учатся слушать, понимать мелодии, учатся исполнять песню, играть и слушать в музыке (при пении) не только себя (свое исполнение) но и других.
Общение «учитель – дети» происходит на высоком этапе, учитель заинтересован в том, чтобы детям было интересно, не скучно на уроке. Для этого она использует интересный рассказ, проводит беседу, задает вопросы, дети ждут от учителя чего-то нового, необычного, интересного и учитель как бы предугадывает желания детей, организует на уроке творческий поиск ответов на вопросы, игровые ситуации, создает благоприятную атмосферу на уроке и ситуацию успеха, такую, где на высоте окажется каждый ребенок из класса, у учителя есть также и индивидуальный подход к каждому ребенку. В целом урок очень хороший, построен логически правильно и интересен для проведения и работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.