Психолого-педагогический контакт между воспитателем детского сада и родителями воспитанников.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 12.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Контакт между воспитателем и родителями как условие.pptx

«Контакт между воспитателем и родителями как условие формирования личности ребенка дошкольного возраста»

Семинар-практикум

План

1. Что значит воспитывать, быть воспитателем
2. Как работать с родителями
3. Тренинг «Поговорите со мной»

Точка зрения пришельца, или «марсианская точка зрения»
«Воспитатель – это человек, который кричит»
«Воспитатель – это человек, который следит»
«Воспитатель – это человек, который говорит: «Смотри у меня!»

1. Что значит воспитывать, быть воспитателем?

Дети в некотором смысле пришельцы. Они совсем недавно пришли в этот мир. Для них все впервые. Они видят мир иначе, чем взрослые

Воспитатель-это человек, профессионально берущий на себя ответственность за развитие другого человека - воспитанника

Доверительно деловой контакт – особая форма общения между родителями и воспитателями

2. Как работать с родителями?

На первом этапе внешняя цель - «перестановка акцентов», внутренняя цель – установление доверительных отношений с родителями На втором этапе внешняя цель – ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, внутренняя цель – формирование и подкрепление установки к сотрудничеству На третьем этапе внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренняя цель – вызвать потребность в исследовании, в поощрении ребенка На четвертом этапе – внешняя и внутренняя цели совпадают

Динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно делового контакта

Прежде чем воспитывать ребенка, нужно установить с ним контакт. Иначе процесс воспитания не осуществим, т.к. мы будем иметь дело либо с моделью «Невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с «Учебно-дисциплинарной» моделью взаимодействия воспитателя с детьми

3. Как установить контакт с ребенком?

Характерные черты
Цель общения: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»
Лозунг: «Ничего, сам (сама) справится!..»
Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятие
Тактика общения: «Мирное сосуществование», «рядом, но не вместе»
Личная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственности
Взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем
Результат – разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком

Модель «Невмешательства» в жизнь ребенка

Характерные черты
Цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками
Лозунг: «Делай как я!»
Способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, окрик
Тактика общения: диктат или (и) опека
Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций

Учебно-дисциплинарная модель общения

Характерные черты
Цель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье)
Способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка
Тактика общения: сотрудничество
Личная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития
Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком

Цель: осознание педагогами своей позиции в общении с родителями Задачи: 1) знакомить с азами психологических знаний в области коммуникативной компетентности; 2) формировать способности к адекватной оценке себя в общении с родителями; 3) выработать практические навыки эффективного взаимодействия с родителями воспитанников; 4) изучить способы грамотного решения конфликтных ситуаций; 5) овладеть стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях; 6) проработать конкретные ситуации, возникающие в общении с родителями; 7) развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.

Тренинг «Поговорите со мной»

Упражнение «Имя»
Диагностика
Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому)
Основная часть
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Обсуждение
Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт?
Какие качества Вы отразили в этом портрете?
Были ли у Вас в практике такие родители?
Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями детей, которые Вам неприятны?
Напишите положительные и отрицательные качества родителей


Психологическое вхождение

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому)

43% педагогов стремятся вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Стремятся высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей. Недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, умеют выстраивать содержательное общение

57% педагогов стремятся стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Принимают участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно берутся за любое дело, не всегда доводят его до конца. Имеют собственное мнение по любому вопросу и всегда стремятся его высказать

Рисунки воспитателей

Портрет «трудного родителя»
Высокомерие, недовольство, злость, ложь. Не желание общаться, слушать. Считает, что ребенок прав во всем.

Портрет приятного родителя»
Отзывчивость, доброта, жизнерадостность, участие в жизни группы, любовь, интерес и трудолюбие.

Обсуждение
1) Что Вы испытывали выполняя упражнение?
2) Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
3) Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?
Релаксация «Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

Упражнение «Войди в круг»

Оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место отметки зависит от оценки работы по четырем критериям:
Деятельность ведущего
Содержание занятия
Деятельность участников (самооценка)
Психологический климат в группе

Рефлексия «Обратная Связь»