Самостоятельная практическая работа
По дисциплине: «Психолого-педагогическое просвещение»
на тему: «Психолого-педагогическое просвещение работников образовательных организаций. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов). Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации. Программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающимися».
Содержание
Введение……………………………………………………………………… |
3 |
Психолого-педагогическое просвещение работников образовательных организаций. …………………………………………………………..…... |
4 |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста……………………………………. |
7 |
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)…………………………………………………………………….. |
15 |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации………………………….. |
21 |
Программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающимися……………………………………………………………… |
23 |
Заключение………………………………………………………………….. |
28 |
Список использованных источников………………………………………. |
29 |
Введение
Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
В процессе данной работы педагоги ДОУ и родители должны понять, что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б. 3. Вульфова, «педагогика без психологии -это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись», хотя часто кажется, что «педагогика» и «психология» говорят на «разных языках».
Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой и др. С другой стороны, в рекомендациях психологов они не находят ответа на важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребенка в конкретной ситуации.
Таким образом, «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогического коллектива. Соответственно, первым объектом внимания психолога, который только пришел устраиваться на работу в детский сад, должно стать формирование адекватной социальной перцепции, т. е. восприятия, членами педагогического коллектива его функций и сфер деятельности.
Психолого-педагогическое просвещение работников образовательных организаций.
Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:
- знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
- формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
- ознакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
- достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.
Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.
Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем. В" качестве примера выберем конкретную проблему: как научить педагогов и родителей общаться с детьми?
Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения учителей и родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Приводимые ниже рекомендации показывают, как, в каком направлении, какими методами может осуществляться такая работа.
Психологическая поддержка ребенка
Психологическая поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к ]различным проступкам.
Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, что позволяет последнему, достичь следующего:
- укрепить самооценку;
- поверить в себя и свои способности;
- избежать ошибок;
- пережить неудачи.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Естественно, что оптимальный подход к организации данного направления работы психолога требует учета индивидуального подхода к молодым и опытным специалистам ДОУ. В рамках данного подхода можно использовать традиции формирования культуры наставничества в детском саду и представления педагогической психологии о путях формирования профессиональной деятельности.
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста.
Психологическая помощь на разных ступенях образования различна:
1. Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
2. Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
3. Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
4. Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Основные целевые группы детей, в отношении которых в общеобразовательных организациях психологическими службами, педагогами-психологами реализуются программы адресной психологической помощи.
1. Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
2. Дети, испытывающие трудности в обучении
3. Категории детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости:
I. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
· Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
· Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды
· Дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков, суицидальное поведение детей и подростков)
Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов) Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.
Психологическое просвещение может осуществляться как в форме массовых акций, так и в форме непосредственных контактов. Чаще всего трудно оценить эффективность массового психологического просвещения. В психологическом просвещении, осуществляемом в непосредственном контакте, можно говорить об его эффективности или неэффективности, т.к. здесь можно вычленить момент психологического воздействия на клиента и отследить его реакцию. Такого рода психологическое просвещение, безусловно, является психологической практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консультирования, тренингов.
К основным формам психологического просвещения можно отнести индивидуальные (беседа) и групповые (тематический урок, родительское собрание).
К средствам психологического просвещения относятся:
- вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении),
- публицистика (печатные и электронные СМИ),
- наглядные (плакат, буклет, памятка),
- интерактивные и т. п.
- безграничные возможности для психологического просвещения предоставляет сеть Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.).
Примером психологического просвещения является выступление психолога на родительском собрании, где он информирует родителей о возрастных психологических особенностях детей, дает рекомендации по оптимизации межличностных отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещения.
Другим примером может стать публикация статей по психологической проблематике в современных журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д. Сейчас весьма популярны приглашения психологов для участия в телевизионных передачах в качестве эксперта, где он оценивает и объясняет поведение людей в той или иной ситуации, дает рекомендации. Все эти моменты, безусловно, можно рассматривать как психологическое просвещение.
В профориентационной работе психологическое просвещение также является неотъемлемой составной частью, по формированию сознательного выбора профессии. Психологическое просвещение в рамках этого вида работы может осуществляться по трем направлениям.
Первое - это информирование и профессиональная агитация на профессию практического психолога, осуществляемые представителем этой области практической деятельности.
Второе - это работа по информированию подрастающего поколения о психологических требованиях к профессиям в рамках работы по сознательному профессиональному самоопределению.
При всей работе по психологическому самоопределению - профессиональный выбор за детей традиционно делают родители. Следовательно, и психологическое просвещение среди этой категории потребителей психологической информации профориентационного плана должно занимать свое место. Собственно в плоскости работы с родителями учащихся и находится третье направление деятельности практического психолога и профконсультанта - психологическое просвещение.
Профессия психолога относится и, к так называемым "коммуникативным сферам" практической деятельности, поэтому психолог должен быть специалистом по общению. Правда, если в профессиональном психологическом общении присутствуют только желание, экспрессия, но нет мысли и компетентности - большой пользы от такой работы не будет. Именно хорошее владение материалом, эрудиция, способность донести даже самый сложный материал до самого неподготовленного слушателя в конечном итоге определяет эффективность просветительной работы. Собственно большого ораторского искусства в психологическом просвещении не требуется. Если нет дара, зажигающего аудиторию, оратора - лектора, можно заменить это приемом лектора-собеседника, вовлекая в общение и актуализируя опыт конкретных членов из аудитории. Манера подачи материала и само отношение коммуникатора к аудитории также играют не последнюю роль. К настоящему времени в психологическом просвещении накоплен большой арсенал конкретных форм его проведения.
В частности, в литературе, адресованной для практического психолога, перечисляют следующие из них: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. В то же время, конкретные формы психологического просвещения, эффективно используемые в одном направлении практической деятельности, могут быть не эффективными или даже неуместными в другом. Различают наглядно-вербальные формы и чисто вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое деление условно. Наглядные формы психологического просвещения - психологический листок и буклет. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку.
Плакат, специальная витрина. Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно "интерьерную" функцию. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток - небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер. Положительные моменты такой формы работы выражаются в том, что идет своеобразное повторное использование материала, что не всегда возможно осуществить в динамичном планировании методической работы образовательного учреждения. Поскольку применение большинства из этих наглядно-вербальных форм замыкается в периметре стен и шкафов кабинетов психологов и учительских, то их информационная полезность весьма низка.
Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения.
Просвещение школьников.
Психологическое просвещение школьников сегодня очень популярно. Результатом просвещения мы считаем присвоение школьниками психологических знаний и навыков, которые помогали бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни. А чтобы полученное знание могло активно использоваться школьниками, оно должно быть живым, активным.
Для того чтобы передаваемые школьникам знания могли активно включиться в процесс личностного развития, выступить своего рода катализаторами внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания очень важно учитывать не только возрастные потребности и ценности школьников, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в том или ином классе или параллели, существующие актуальные проблемы. Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны школьников на определенные знания. Например, такой запрос, касающийся психологических требований к определенным профессиям, может поступить от старшеклассников. Для подростков социально-психологические знания могут стать чрезвычайно актуальными после тяжелого внутригруппового конфликта или нарушения взаимоотношений со значимым учителем. Психолог должен быть готов в такой ситуации предложить школьникам реальную научную информацию, позволяющую им по-другому посмотреть на ситуацию.
Просвещение педагогов
Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая школьной психологической практики.
Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам: организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Весьма непростым является вопрос о формах и методах организации просвещения. Известно, что такие «классические» мероприятия, как лекция или семинар, в силу объективных причин (например, загруженность учителей) и некоторых профессионально-личностных особенностей педагогов (склонность к созданию и закреплению различных стереотипов, повышенная личностная тревожность и другое) являются крайне неэффективными.
В рамках нашей модели мы следующим образом формулируем основной принцип просвещения педагогов— органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос учителя или воспитателя). Соответственно, просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов и т. д.
Просвещение родителей
Общая цель консультирования заключается в создании социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего— родителей) к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. В первую очередь это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию.
В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. В отношении просвещения с равной силой проявляются как проблемы отбора содержания, так и форм ведения такой работы. Если говорить о содержании, то в задачи школьного психолога, на наш взгляд, не должна входить передача систематизированных психологических знаний родителям (при всем благородстве и значимости этого). Пользуясь редкими встречами с родителями, психолог может попытаться ввести их в актуальные проблемы детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Условно говоря, психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент школьного обучения и психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения. Для этого могут использоваться короткие психологические беседы на классных собраниях (лучше, если они приурочены к проводимым диагностическим исследованиям), специальные родительские дни, совместные встречи родителей и детей.
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов).
Образовательный характер психологического просвещения предполагает ознакомление родителей, воспитателей, учителей и детей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений с целью формирования потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Для родителей здесь имеет большое значение знакомство с основами некоторых психологических дисциплин: “Психология семьи”, “Детская психология”. Для воспитателей и педагогов – психологическая специфика педагогических воздействий и возрастные особенности развития детей в контексте возрастной, педагогической и детской психологии. Для детей – ознакомление учащихся с основами самопознания, самовоспитания. Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.
Просветительская работа осуществляется в основном групповыми формами воздействий при помощи вербально-коммуникативных средств: лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей – это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, “томагочи”). Для воспитателей – развивающие программы для детей, симптоматика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность).
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства: стендовая информация, специально оформленные брошюры и распечатки рекомендательных текстов, развивающие игры и упражнения, мини-тесты и анкеты. Кроме того, предлагается подборка психолого-педагогической литературы.
Следующее направление профессиональной деятельности детского практического психолога – консультирование.
Следует развести понятия “психологическое просвещение”, “психопрофилактика” и “психологическая консультация” как разные, хотя и имеющие много общего, виды работы психолога.
Психопрофилактическую
работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их
предупреждения. Инициатива целиком и полностью в данном случае исходит от
психолога. Психологическая консультация проводится тогда, когда к психологу
пришли с проблемой, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать
помощь. При этом необходимо:
а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б)
затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в
будущем. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь
человеку самому решить возникшую проблему.
Психологическое консультирование в условиях детского учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Психологическое консультирование осуществляется в форме консультативной беседы. Консультативная беседа используется с различными целями:
- для установления контакта с испытуемым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа);
- для проверки исследовательских гипотез (экспериментальная беседа);
- как метод получения данных о свойствах личности (диагностическое интервью);
- для оказания психологической помощи (клиническое интервью).
Эти виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая беседа начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологического воздействия на клиента. Консультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до беседы, протекающей в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой.
Детский психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Беседа с детьми имеет определенную специфику и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит в том, что детей к психологу обычно приводят педагоги или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и от взрослого требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы разговорить ребенка. Особенно это касается “трудных” детей, имеющих отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих случаях для приобщения ребенка к сотрудничеству можно использовать игру.
Основной элемент консультативной беседы – вопрос. Обычно вопросы распределяются на три группы:
1) прямые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому предмету (у тебя есть друзья?);
2) косвенные, помогающие опосредованно получить информацию (что ты подаришь другу на день рождения?);
3) прожективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие на спонтанные высказывания (у всех ли детей есть друзья?). Использование вопросов второго и третьего типа необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию, и в случаях, когда ответ может обладать высокой социальной желательностью. Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: позволить ребенку говорить совершенно свободно и проверять свою собственную гипотезу, управляя беседой.
Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Задачи возрастно-психологического консультирования отражаются в психолого-педагогическом назначении:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения.
Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка:
· состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет;
· данные об особенностях поведения и деятельности ребенка;
· дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.
На основе полученных сведений психолог делает выводы:
– общая оценка уровня развития;
– сущность трудностей ребенка;
– степень их сложности;
– факторы, провоцирующие трудности;
– сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;
– условно-вариантный прогноз развития.
Выступление на педагогическом совете. Этот вариант лекционно-просветительной работы по своим характеристикам близок к лекции. Отличительными моментами такого варианта просветительной работы являются следующие моменты:
– тема заранее утверждена, слушательская аудитория определена, и она более ориентирована на восприятие материала выступления;
– этот вариант психологического просвещения не вызывает вопросов в его оценке и отнесению к одному из основных направлений работы практического психолога. Просто его однозначно относят к методической работе.
Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы психопрофилактической и психогигиенической работы. Постановка разнообразных вопросов, вариативность их обсуждения создают на занятиях атмосферу раздумий, своеобразного обмена мнениями, коллективного анализа, иными словами, позволяет организовывать всестороннее обсуждение проблемы в режиме диалога и сформировать коллективное мнение. В последнее десятилетие в связи с активной пропагандой некоторых психотехник в педагогической среде стали все более и более внедряться активные формы обучения и игротехнические приемы.
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации.
Психологическое просвещение - это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в образовательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Однако все эти формы работы не должны проводиться на абстрактно-теоретическом уровне. Важно, чтобы они имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем [1, с. 32].
Успешность в реализации мероприятий определяется по трем основным критериям:
1) психологический (внутренняя позитивная оценка самим психологом рабочего процесса, своей роли, взаимодействия с партнерами, результатов работы; позитивная оценка со стороны партнеров (обучающихся, воспитанников, администрации, педагогов, других специалистов образовательного учреждения, родителей) рабочего процесса, взаимодействия с психологом, результатов работы; готовность участников образовательного процесса к продолжению сотрудничества);
2) организационный (разработка и выполнение согласованного сторонами плана проведения мероприятия; наличие согласованной схемы взаимодействия всех участников в процессе реализации мероприятия; своевременное предоставление ресурсов, необходимых для реализации данного вида деятельности и согласованных с администрацией образовательного учреждения; преемственность в использовании результатов проделанной работы);
3) методический (профессиональная подготовленность специалиста к выполнению данного вида работ; выполнение работ в соответствии с утвержденной уполномоченными органами технологией; подготовка отчетных документов (отчетов, рекомендаций, заключений, программ, планов и т.д.) в соответствии с установленными к их содержанию требованиями) [3, с. 34].
Одним из участников образовательного процесса, нуждающихся в необходимых психолого-педагогических знаниях и навыках, являются сами педагоги. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки.
Программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающимися
Работа по психолого-педагогическому сопровождению, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
Основным приоритетом работы, предметом деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и достижение планируемых результатов её освоения.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования:
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе психолого-педагогическим условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
По аналогии и Программа психолого-педагогического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО включает в себя требования к:
1) структуре программы;
2) условиям её реализации;
3) результатам психолого-педагогического сопровождения.
Основная образовательная программа общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Поэтому же пути логично пойти при проектировании Программы психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС.
Структура Программы психолого-педагогического сопровождения
Обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы школы включает в себя психолого-педагогическое обеспечение программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программы воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы.
Принципиальное отличие федеральных государственных стандартов заключается в том, что целью образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе должны занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В качестве основных образовательных результатов выступают компетенции: предметные, метапредметные и личностные, - именно они и становятся теми критериями, по которым будет оцениваться работа по психолого-педагогическому сопровождению. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога- психолога.
В связи с этим возникла необходимость разработки Программы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС ООО в 5-9 классах, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО» основывается на учете возрастной специфики обучающихся на ступени основного общего образования и обеспечивает преемственность с содержанием и формами психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ, телевидение, Интернет).
Концепция психолого-педагогического сопровождения М.Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Заключение
В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоряжение родителей может быть предоставлена библиотека с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для воспитателей может быть подготовлена подборка психолого-педагогической литературы. индивидуальным форма работы с родителями и воспитателями представлена в виде консультации. Особенности организации психологического просвещения педагогов и родителей. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами. Для воспитателей — развивающие программы для детей, симптоматика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность) Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами
Задача психологического просвещения заключается в помощи людям в преодолении трудностей решения жизненных проблем, в осознании причин неудач и нахождении путей решения. Человек должен понимать особенности психологической реальности. Непросто выстраивать межличностные отношения, видеть и устранять причины школьной неуспешности, трудности в отношениях детей и родителей, справляться со стрессом и мотивировать себя на достижение цели.
Список использованных источников
1. Быков, А. В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. В. Быков, Т. И. Шульга. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13471-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497406 (дата обращения: 07.12.2022).
2. Маслова, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях гимназии-интерната / И. В. Маслова, Е. В. Наумова, Е. Я. Маслова, Л. И. Жигулина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16808/ (дата обращения: 07.12.2022).
3. Образовательное право : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Рожков [и др.] ; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 376 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12538-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496861 (дата обращения: 07.12.2022).
4. Прохорова, О. Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность : учебное пособие / О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 117 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09765-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514228 (дата обращения: 07.12.2022).
5. Психопрофилактика и психологическое просвещение в образовательной среде : учебник для вузов / Д. В. Наумова [и др.] ; под редакцией Д. В. Наумовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14817-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497160 (дата обращения: 07.12.2022).
6. Савинков, С. Н. Психологическая служба в образовании : учебное пособие для вузов / С. Н. Савинков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14011-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496793 (дата обращения: 07.12.2022).
7. Сказкина, С. И. Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду / С. И. Сказкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 31-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1775/ (дата обращения: 07.12.2022).
8. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учебное пособие для вузов / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под редакцией С. Н. Юревич. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10051-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494980 (дата обращения: 07.12.2022).
9.
Яицкая, Н. И.
Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы
педагога-психолога ДОУ / Н. И. Яицкая, Е. В. Цыбуленко. — Текст :
непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С.
45-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (дата обращения:
07.12.2022).
10. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.