Психолого-педагогическое сопровождение в рамках современного урока
Оценка 4.8

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках современного урока

Оценка 4.8
docx
01.12.2021
Психолого-педагогическое сопровождение  в рамках современного урока
доклад псих пед сопр в рамках совр урока.docx

Психолого-педагогическое сопровождение
 в рамках современного урока

 

В данном докладе рассматривается организационно-педагогические мероприятия психолого-педагогического сопровождения, направленных на личностно-профессиональное самоопределение у обучающихся, а также значимость личностно-профессиональных качеств, необходимых для педагога и развитие созидающего мировоззрения.

Современный урок – это субъект-субъектные отношения учителя и ученика; это осуществление правильной организации учебной деятельности; управление собственными учебными действиями ученика, стимулирование его активности, благодаря этому ученик сам обучается, а учитель своим умелым управлением способствует этому и тем самым его развитию.

Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная работа самого ученика как человека, который учится, а не которого учат.

Учитель сегодня занимает позицию фасилитатора – сопровождающего, создающего условия для развития ученика, для получения знаний самим учеником.

Каждый преподаватель сталкивается с индивидуальными различиями своих учащихся. Можно выделить три вида таких показателей:

Ø наличие или отсутствие интереса к учебной деятельности;

Ø наличие или отсутствие необходимых знаний, умений, навыков;

Ø разная степень выраженности динамических особенностей (работоспособности, переключаемости, темпа деятельности и др.).

Первые две причины, которые можно отнести к мотивационно-содержательному фактору. Они зависят от условий воспитания, жизненного опыта и имеют социальное происхождение.

Последняя причина, составляющая формально-динамический фактор, определяется, психофизиологическими особенностями человека, представляет проявление генотипических признаков.

В процессе систематических и направленных наблюдений преподаватель должен уметь различать эти причины и даже приближаться к их интерпретации, истолкованию, пониманию их природы.

Успех или неуспех в учебе может быть объяснен не самими природными чертами учащегося, а тем, насколько у него сформировались приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, и индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы.

В современном образовании, где интенсифицирован учебный процесс, значительны нагрузки на нервную систему, чаще всего страдает психическое здоровье слабых и инертных детей, которые не могут противостоять сильным, продолжительным или часто меняющимся раздражителям. Кроме того, немалое значение приобретают особенности организации работы на уроке, зависящие от педагога.

 

Приемы работы со «слабыми» и «сильными» учащимися.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила:

1.            не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2.            давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

3.            желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;

4.            не заставлять отвечать новый, только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок;

5.            выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница», «молодец» и т.п.), формировать уверенность в своих силах;

6.            осторожно оценивать неудачи этих учащихся, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять за старания, настойчивость, даже если результат далеко от желаемого;

7.            во время подготовки ответов давать время на проверку и исправления написанного;

8.            в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

9.            по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а вначале учебного дня;

10.       важно научить учащегося умению пережить неудачу.

Для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу - это нормально и неизбежно; неуспех не повод для отчаяния, самоуничтожения и презрения к себе; нужно стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в возможно более широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать где, в каких видах деятельности они проявляются.

Какой должна быть тактика преподавателя по отношению к учащимся с сильной нервной системой?

Если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, если к тому же ее заставляют выполнять, лишая свободы выбора у «сильных» наступает быстрое истощение умственных сил, пресыщение занятиями. Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление утомления, эмоционального напряжения. Нужно разрешать учащемуся с сильной нервной системой непродолжительный перерыв. Смену видов деятельности, если, конечно, это возможно. В ситуации монотонной преподаватель должен уметь в определенной степени разнообразить деятельность. Например, при выполнении однотипных заданий учащиеся могут выбрать другие способы работы, отличные от применяемой схемы; чередовать задания разных типов и т.д.

Что может сделать преподаватель, чтобы помочь учащимся с сильной нервной системой найти эффективные способы работы, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению?

Когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, на этих учащихся следует обращать особое внимание, по возможности контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности. Полезно специально тренировать «сильных» в такого рода деятельности, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает.

То же самое можно сказать и в отношении работы, связанной с систематизацией, планированием и проверкой. Преподаватель должен не только сам контролировать «сильных» при выполнении таких видов деятельности, но и побуждать их делать это самостоятельно. Тем более что, как отмечают психологи, люди с сильной нервной системой обладают необходимыми волевыми качествами, для того чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Основная задача преподавателя - убедить учащихся в необходимости этого и постараться заставить это сделать. Полезно специально тренировать учащихся с подвижной нервной системой быть сдержанным, приучать перед началом работы выслушивать до конца указания преподавателя. Внимательность на уроках нельзя просто потребовать, но вполне можно выработать, воспитать терпеливым напоминанием, многократным повторением требований без упреков и раздражения. Для таких учащихся необходимы постоянное внимание и контроль со стороны преподавателя.

Как уже говорилось, самую большую трудность учащиеся с подвижной нервной системой испытывают при однообразной, монотонной работе. У них быстро утрачивается интерес к таким заданиям, появляется чувство пресыщения. Если преподаватель не предпримет каких-либо мер, то такие учащиеся начинают отвлекаться или перестают работать.

Отвлечение- это способ разнообразить свою деятельность, которая стала скучной. Учащиеся начинают разговаривать с соседями, задавать вопросы преподавателю и т.д. Естественно, это не способствует повышению эффективности учебной деятельности, однако улучшает их психическое состояние, настроение.

Преподаватель должен направлять учащихся на поиск иных форм оживления деятельности, например, на анализ других путей выполнения задания, иных способов решения задачи, отличных от обычно используемых. Этому помогают и такие особенности умственной деятельности подвижных, как стремление к новым, неиспробованным ходам мысли, умение с разных точек зрения оценить ситуацию, отсутствие шаблонности в мышлении. Разнообразное содержание заданий, частые переходы от одного вида к другому - вот те ситуации, которые наиболее благоприятны для учащихся с подвижной нервной системой. По возможности их нужно стараться использовать в работе с такими учащимися.

Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Индивидуальный подход может быть успешно применен только с учетом возрастных закономерностей психологического развития. Другими словами, решая проблему, касающуюся обучения конкретного учащегося, нужно знать о ее типичности для данного возрастного этапа.

В среднем школьном возрасте отмечается повышенная активность, неутомимость в приложении сил, разнообразие увлечений, склонность к смене видов деятельности. Эти и другие черты подростков составляют как бы возрастную норму, которую педагог должен учитывать.

Кроме психологических факторов на учебный процесс свое влияние оказывает и состояние здоровья учащегося. Болезни, в зависимости от их характера, оказывают на учащегося временное или постоянное отрицательное воздействие – снижают его трудоспособность.

 

Литература

[Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.]

[Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.]

[Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.]

[Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.]

 

 

4. Упражнение «Похвальное слово самому себе», создающее условия для повышения самооценки. В течение 5 минут с закрытыми глазами ребята вспоминают все свои достижения, заслуги, все дела, которыми они могут гордиться. Затем делятся этими воспоминаниями по кругу.

5.Упражнение «Комплименты», которое позволяет расширить знания участников о самих себе, повысить самооценку. Каждому учащемуся группа рассказывает о том, что в нем нравится.

6.Медитация «Маяк» (способствует осознанию внутренних ресурсов повышению уверенности в себе). Ребята представляют себя маяками, стоящими на скалистом острове. У маяка очень прочные, надежные стены. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду маяк посылает мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Важно постараться ощутить в себе этот внутренний источник света.


 

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках современного урока

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках современного урока

Последняя причина, составляющая формально-динамический фактор, определяется, психофизиологическими особенностями человека, представляет проявление генотипических признаков

Последняя причина, составляющая формально-динамический фактор, определяется, психофизиологическими особенностями человека, представляет проявление генотипических признаков

Для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу - это нормально и неизбежно; неуспех не повод для отчаяния, самоуничтожения и презрения к себе; нужно…

Для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу - это нормально и неизбежно; неуспех не повод для отчаяния, самоуничтожения и презрения к себе; нужно…

Что может сделать преподаватель, чтобы помочь учащимся с сильной нервной системой найти эффективные способы работы, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению?

Что может сделать преподаватель, чтобы помочь учащимся с сильной нервной системой найти эффективные способы работы, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению?

Если преподаватель не предпримет каких-либо мер, то такие учащиеся начинают отвлекаться или перестают работать

Если преподаватель не предпримет каких-либо мер, то такие учащиеся начинают отвлекаться или перестают работать

Литература [Возрастная и педагогическая психология /

Литература [Возрастная и педагогическая психология /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021