ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.
Оценка 4.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

Оценка 4.6
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
03.03.2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.
В статье рассматривается проблема употребления ПАВ детьми подросткового возраста, раскрыто понятие психоактивных веществ, рассмотрена классификация социальной профилактики употребления ПАВ, представлены результаты эмпирического исследования психолого-педагогических предпосылок профилактики употребления ПАВ среди подростков. Ключевые слова: профилактика, первичная профилактика, психоактивные вещества (ПАВ), подростковый возраст.
статья.docx
Дреева Светлана Владимировна, Челохсаева   Фатима кандидат психологических наук, Эльбрусовна, доцент   кафедры   психологии Студентка   МзСПО­1   по ГБОУ ВО «Северо­Осетинский направлению подготовки 440402 Психолого­педагогическое государственный педагогический образование ГБОУ ВО «Северо­ институт».  г. Владикавказ, Россия  Осетинский государственный педагогический институт».  г. Владикавказ, Россия  Dreeva Svetlana Vladimirovna,  Chelokhsaeva Fatima Elbrusovna, the Candidate of Psychological  The student of MzSPO­1 on the  Sciences, Associate Professor at the  training course of 440402 Department of  Psychology SBEI HE  Psychology and pedagogical  "North Ossetian State Pedagogical  education of SBEI HE "North  Institute", Vladikavkaz, Russia Ossetian State Pedagogical Institute", Vladikavkaz, Russia PSYCHOLOGICAL ASPECT OF PRIMARY PROPHYLAXIS OF THE USE MENTALLY ACTIVE SUBSTANCES TEENAGERS. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ. Аннотация:  В статье рассматривается проблема  употребления ПАВ детьми подросткового возраста,  раскрыто понятие психоактивных веществ, рассмотрена классификация  социальной  профилактики   употребления ПАВ, представлены   результаты   эмпирического   исследования  психолого­ педагогических   предпосылок   профилактики   употребления   ПАВ   среди подростков.  Annotation:  In   article   the   use   problem   is   considered   mentally   active substances  children   of  teenage   age,  opened  a   concept   of   psychoactive   agents, classification   of   social   prophylaxis   of   the   use   is   considered   mentally   active substances,   results   of   an   empirical   research   of   psychology   and   pedagogical prerequisites of prophylaxis of the use are presented mentally active  substances among teenagers. Ключевые   слова:  профилактика,   первичная   профилактика, психоактивные вещества (ПАВ), подростковый возраст. Keywords:  prevention,   primary   prevention,   psychoactive   substances, adolescence. На   современном   этапе   развития   социума   нынешнее   поколение находится в кризисной психологической ситуации. На фоне экономической и социальной   депривации   современная   молодежь   все   больше   приобщается   к употреблению психоактивных веществ. Экономическая нестабильность, утрата молодежью четких жизненных перспектив   привели   к   тому,   что   в   употреблении   наркотических   веществ возникло массовое вовлечение наиболее чувствительной части общества перед этим злом ­детей и подростков. Подростковый возраст – основной период в психосоциальном   развитии   личности.   Ребенок   вовлекается   в   активную социальную   жизнь,   формирует   свою   идентичность,   примеряет   на   себя разнообразные социальные роли [4]. Анализ   специальной   научной   литературы   показало,   что   проблема употребления   ПАВ   детьми   подросткового   возраста   привлекает   внимание многих   исследователей   из   самых   различных   областей   науки   и   практики: медиков, психологов, педагогов.  Исследованию   проблемы   влияние   ПАВ   на   развитие   детей подросткового возраста посвящены труды таких отечественных и зарубежных ученых:   Андрей   Евгеньевич   Личко,   Цезарь   Петрович   Короленко,   Николай Сергеевич Курек, В.Файн, Герберт Штилер, Август Эйчхорн и др. Таким   образом,   становится   очевидным,   что   данная   проблема чрезвычайно актуальна. Отсутствие в мировой практике действенных методов существующих лечения эффективность наркомании,     низкая     реабилитационных  программ, особенно в отношении несовершеннолетних с зависимость   от   ПАВ,  ­   все   это   не   дает   оснований   надеяться   на   успешное противодействие   наркозависимости   только   лишь   лечебными   и реабилитационными методами. Исходя из этого, особенное внимание нужно уделять профилактике данной проблемы в воспитании молодого поколения с раннего детства [3]. Для осознания причин и путей избежание употребления ПАВ детьми подросткового возраста, следует раскрыть понятие психоактивных веществ. Психоактивные вещества – разнообразные химические соединения (или смеси) естественного или искусственного происхождения, которые воздействуют на функционирование центральной нервной системы, приводящих к различным изменениям   психического   состояния,   это   система   наркотических   и токсикоманических   средств,   применяемых   для   изменения   психического состояния и способных привести к развитию зависимости [1]. Базовой профилактической мерой служит деятельность, направленная на   формирование   эффективных   психолого­педагогических   и   социально­ педагогических   условий   для   нормального   осуществления   процесса социализации личности. Профилактика   употребления   ПАВ   –   это   система   социальных, образовательных и медико­психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих популяризации и употреблению   психоактивных   веществ,   предотвращение   развития   и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами [2]. Всемирная   организация   здравоохранения   классифицирует профилактику   употребления   психоактивных   веществ   как   первичную, вторичную и третичную. Первичная   профилактика   направлена   на   сохранение   и   развитие условий,   способствующих   здоровью,   а   также   на   предупреждение неблагоприятного воздействия факторов социальной среды и противостояния им.  Анализ   психолого   –   педагогической   литературы   позволил   выявить противоречие   между   необходимостью   профилактики   употребления   ПАВ среди   детей   подросткового   возраста   и   недостаточной   теоретической   и практической   разработанностью   данного   вопроса   в   теории   и   практике психолого­педагогической помощи детям данной категории. Выявленное   противоречие   позволило   сформулировать   проблему исследования:   каковы   психологические   аспекты   первичной   профилактики употребления ПАВ детьми подросткового возраста. Решение   сформулированной   проблемы   представляет   собой   цель исследования: профилактики употребления ПАВ среди подростков. психолого­педагогические   изучить     предпосылки Объект исследования: подростки. Предмет   исследования:   психологические   аспекты   первичной профилактики употребления ПАВ подростками. Исходя   из   проблемы,   цели,   объекта,   предмета   исследования сформулирована   гипотеза,   согласно   которой   мы   предполагаем,   что профилактика  будет  эффективна, если  корректировать   копинг­стратегии  и стрессоустойчивость и личностные качества подростков.  В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: ­  изучение и анализ специальной  литературы по данной проблеме. ­ рассмотреть  основные  подходы  в работе  педагога  –  психолога  по предупреждению употребления ПАВ подростками. ­   разработать   программу   педагога   –   психолога   по   профилактике употребления ПАВ детей подросткового возраста. ­ изучить динамику результатов по итогам реализации программы. В ходе исследования использовались следующий комплекс методов: ­   теоретические   методы:   теоретический   анализ   психолого­ педагогической литературы. ­ эмпирические методы: наблюдение, тестирование. Были  использованы следующие методики: методика первичной диагностики  выявления детей группы риска (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук),  тест на  самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова);   личностный опросник «SACS» (С. Хобфолл). ­   методы   качественной   и   количественной   обработки экспериментальных данных Данные компоненты стали основополагающими при подборе батареи методик   для   диагностики   детей   группы   риска,  для   изучения   стратегий   и моделей   копинг­поведения   и   уровня   стрессоустойчивости.   В   настоящей статье представлены результаты пилотажного исследования. В исследовании приняли участие 30 учащихся 9 класса СП МКОУ СОШ №1 г. Алагира, в возрасте 15 лет (12 мальчиков и 18 девочек). По результатам эмпирического исследования, мы получили следующие данные. Результаты представлены в таблицах №1­2. Средние показатели значение по различным используемым методикам представлены в таблице №1.  Таблица 1. Средние показатели, по различным используемым методикам. Названия шкал Средние значения по всей выборке Методика первичной диагностики выявления детей группы риска  (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) Отношения в семье Агрессивность Недоверие к людям Неуверенность в себе Гипертимная Истероидная Шизоидная Эмоционально­лабильная 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 2,7 4,83 7,16 5,86 3,2 2,1 1,83 2,26 Личностный опросник «SACS» (С. Хобфолл) Ассеpтивные действия 1 . 2 . 3 . 4 Осторожные действия Вступление в социальный контакт Поиск социальной поддержки 20,36 21,16 21,53 20,46 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 1 . Импульсивные действия Избегание Непpямые действия Асоциальные  действия Агpессивные действия 19,5 18,96 19,76 17,9 19,8 Тест на самооценку стрессоустойчивости личности  (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) стрессоустойчивость 34,03 Данные   приведенные   в   таблице   1,   показывают   преобладание   таких показателей, как недоверие к людям и гипертимность. Высокие результаты по шкале   «недоверие   к   людям»   свидетельствуют   о   высокой   тревожности личности,   неуверенности   в   себе,   возможно,   о   наличии   комплекса неполноценности,   низкой   самооценке.   Такая   акцентуация   характера,   как гипертимность,   наиболее   характерна   для   подросткового   возраста   и   стремлении   быть   лидером, проявляется   в   активности   личности, неустойчивости   интересов,   неразборчивости   в   знакомствах,   отсутствии дисциплины, способности выполнять монотонную работу, переоценке своих возможностей, бурной реакции на события и раздражительности. В   данной   выборке   подростков   факторы   риска   наблюдаются   по показателям «недоверие к людям» и «гипертимности», так же у респондентов наблюдается   преобладание   неконструктивных   копинг­стратегий,  таких   как, «импульсивные действия», «избегание», «агрессивные действия».  Эти   качества   личности   в   дополнении   с   использованием неконструктивных   копинг­стратегий   являются   благодатной   почвой   для различных расстройств в поведении, а подростки, имеющие высокие оценки по этим шкалам, могут быть отнесены к группе риска. В   таблице   №2   представлены   показатели   среднего   значения   между мальчиками и девочками подросткового возраста. Таблица 2. Средние показатели мальчиков и девочек подросткового возраста, по различным используемым методикам. Названия шкал Средние значения по всей выборке Методика первичной диагностики выявления детей группы риска  (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) 1. м ж 2. м ж 3. м ж 4. м ж 5. м ж 6. м ж 7. м ж 8. м ж 1. м ж 2. м ж 3. м ж 4. м ж 5. м ж 6. м ж 7. м ж 8. м ж 9. м ж 1 . м ж Отношения в семье Агрессивность Недоверие к людям Неуверенность в себе Гипертимная Истероидная Шизоидная 3 2,44 5,33 4,5 8 6,55 5 6.44 3 3,33 1,66 2,38 1,5 2 Эмоционально­лабильная Ассеpтивные действия Вступление   в   социальный контакт Поиск социальной поддержки 2,33 2,22 Личностный опросник «SACS» (С. Хобфолл) 19,5 20,9 18,7 22,77 18,75 23,38 17,75 22,27 19,16 19,72 19,16 18,83 20,83 Осторожные действия Импульсивные действия Избегание Непpямые действия Асоциальные  действия 19 19 Агpессивные действия 17,11 19,83 19,77 Тест на самооценку стрессоустойчивости личности  (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) стрессоустойчивость 33,75 34,22 По результатам, представленным в таблице 2, мы можем утверждать, что у мальчиков по шкале «недоверие к людям»  высокие результаты, в то  По   шкале время   как   у   девочек,   они   находится   в   пределах   нормы. «гипертимности» показатели и мальчиков, и девочек находятся за пределами нормы. Анализируя копинг­стратегии, можно сделать вывод что мальчики и девочки отдают предпочтение таким копинг­стратегиям как, «импульсивные действия»,   «избегание»,   «агрессивные   действия».   Значимыми   отличиями являются   показатели   по   таким   копинг­стратегиям,   как   «поиск   социальной поддержки» и «импульсивные действия», по обоим шкалам более высокие результаты у девочек, нежели у мальчиков. Далее   мы   провели   корреляционный   анализ   взаимосвязи психологических особенностей личности с типом копинг­стратегий. В группе подростков   мы   выявили   следующие   связи:   чем   больше   истероидная акцентуация   характера,   тем   больше   преобладание   таких   копинг­стратегии, как «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки» и «импульсивные   действия».   Чем   больше   шизоидная   акцентуация   характера, тем больше преобладание копинг­стратегии «осторожные действия», так же существует   прямая   связь   между   неуверенность   в   себе   и стрессоустойчивостью;   агрессивностью   и   такими   копинг­стратегиями,   как «асоциальные действия» и «агрессивные действия».  Обратной связью недоверие к людям связано с таким копингом, как «вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки», то есть чем   выше   недоверие   к   людям,   тем   меньше   проявляются   данные   копинг­ стратегии.   Та   же   связь   существует   между   агрессивностью   и   копингом «вступление в социальный контакт». Чем   больше   преобладает   гипертимная   акцентуация   личности,   тем меньше   подростков   использует   такие   копинг­стратегии,   как   «избегание»   и «асоциальные действия». На основе результатов диагностического исследования, мы планируем   направленную   на составить   коррекционно­развивающая программа, повышение   уровня   стрессоустойчивости   и   использование   конструктивных копинг­стратегий. Теоретическая   значимость   исследования   в   том,   что   изучены теоретические основы изучения проблемы профилактики и влияния ПАВ на развитие детей подросткового возраста, рассмотрена проблема употребления ПАВ   в   психолого­   педагогической   литературе,   рассмотрены   особенности развития   детей   подросткового   возраста   употребляющих   ПАВ,   изучены основные   подходы   в   работе   педагога   –   психолога   по   предупреждению употребления ПАВ подростками. Практическая   значимость   исследования   состоит   в  том,  что   изучены склонности   к   употреблению   ПАВ   у   детей   подросткового   возраста, разработана   и   проведена   программа   работы   педагога­   психолога   по профилактике   употребления   ПАВ   детей   подросткового   возраста   и проанализирована динамика результатов исследования по итогам реализации программы. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при проведении семинаров, на курсах повышения квалификации, при проведении спецкурсов,   кроме   того,   разработаны   рекомендации   педагогу   –   психологу, которые   могут   быть   использованы   в   работе   педагога   –   психолога   по профилактике употребления ПАВ детей подросткового возраста. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. ­ 342с. 2.Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. ­ Т. I. M., 1983. ­ 437 с. 3.Мухина   В.С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития,   детство, отрочество. ­ М., 2008. 4.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. пособие. 2­е изд. М.: Изд­во: Айрис ­ пресс, 2004. 94 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019