ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
Оценка 5

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Оценка 5
Игры
docx
психологическая работа +1
Взрослым
28.02.2019
ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
В статье предложена деловая игра «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА». Данная игра рассматривается КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ. Формируемые в процессе реализации деловой игры профессиональные компетенции позволяют подготовить будущих экономистов к выполнению основных профессиональных функций в будущей профессии. Подход к организации деловой игры как самостоятельной дисциплины, реализуемой в учебном процессе, может быть использован для совершенствования преподавания профильных дисциплин.
Знанио_ КорольЕА_деловая игра_санкционирование.docx
Король Е.А. магистрант Педагогического института  Тихоокеанского государственного университета ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В   настоящее   время   одной   из   тенденций   развития   профессионального   образования является оптимизация профессиональной подготовки будущих специалистов, в том числе и экономистов, а также создание условий для осуществления ими успешной профессиональной деятельности.  Происходит  отказ   от  жесткого  «авторитарного»  управления,  когда   студент выступает   объектом   обучающего   воздействия,   и   переход   к   системе   самоорганизации   и стимулирования познавательной деятельности. Интенсификация   образовательного   процесса   сопровождается   внедрением интерактивных   форм   и   методов   обучения,   созданием   обучающей   среды,   способствующей развитию   индивидуальных   творческих   способностей   студентов,   их   самостоятельности   и инициативности. Использование в учебном процессе деловой игры позволяет студентам быть непосредственными   участниками   моделируемых   ситуаций,   за   достаточно   короткий   срок получать максимально возможный объем знаний, обеспечивать высокий уровень овладения изучаемым материалом и закрепления его практическими навыками. Особенность   экономического   образования   связана   с   отсутствием   явного   предмета труда, на видоизменение которого направлены профессиональные усилия специалиста. При подготовке   на   первый   план   выступают   знание   нормативной   базы   и   умение   ее   применять, умение   работать   с   документацией   в   строго   организованном   документообороте   (что характерно   для   учетно­аналитической   работы)   и,   что   немаловажно,   умение   работать   с людьми. Деловая игра как метод обучения обладает наибольшим потенциалом в обеспечении профессионального   развития   студентов,   позволяет   совершенствовать   образовательную деятельность. Эта форма обучения помогает приобретать опыт практической деятельности на основе создания и функционирования виртуальной организации. Студенты учатся работать в коллективе (с другими членами команды), считаться с мнением других, принимать решения, влияющие   на   результаты   работы   всей   команды.   Вместе   с   тем   это   эффективный   метод, позволяющий   формировать   собственное   мнение   по   поставленным   задачам,   вырабатывать самостоятельность в принятии решений [3]. В процессе прохождения производственной практики в УФК по Хабаровскому краю студентам ­ будущим экономистам было предложено принять участие в деловой игре под названием   «Санкционирование   расходов   федерального   бюджета».   В   данной   игре моделировались   управленческие,   финансово­хозяйственные   ситуации.   Деловая   игра   была направлена на повышение профессиональной компетентности будущего экономиста, включая следующие   ее   компоненты):   финансово   –   экономическая   компетенция;   организационно   – управленческая компетенция; информационно – аналитическая компетенция. Деловая игра осуществлялась в форме согласованного группового взаимодействия, что потребовало вовлечения в процесс ее осуществления всех участников группы. Кроме того, игра   проводилась   с   участием   специалистов­практиков,   что   позволило   своевременно подкорректировать   управленческие   решения,   принимаемые   во   время   игры,   финансово­ экономические расчеты. В   целом,   в   деловой   игре   проявлялась   максимально   возможная   самостоятельность студентов. Руководитель практики от УФК по Хабаровскому краю (специалисты­практики) координировали действия игры, стимулировали принятия самостоятельных, но корректных (исходя из нормативно­правовой базы) решений. При проведении деловой игры практиканты­ будущие   экономисты   не   просто   проявляли   активность,   но   и   показали   хорошую ориентированность в моделируемых ситуациях, смогли применить на практике изменчивое нормативное пространство в области санкционирования расходов федерального бюджета.  До   начала   деловой   игры   студенты   должны   осмыслить   цели   и   задачи   игры, последовательность этапов проведения игры, ее ожидаемые результаты. Для успешного проведения деловой игры будущие экономисты должны были обладать базовыми   знаниями   в   области   бюджетного   законодательства,   полученными   при   изучении соответствующих дисциплин на предыдущих курсах, поскольку игра носит межпредметный характер. Деловая игра реализовывалась после изучения студентами следующих дисциплин: «Компьютерное   моделирование   в   экономике»,   «Финансы»,   «Деньги,   кредит,   банки», «Бюджетная система РФ», «Финансовый анализ».  На   наш   взгляд,   деловая   игра   является   заключительным   этапом   в   формировании профессиональных компетенций. Методика   проведения   деловой   игры,   реализуемой   в   учебном   процессе   вуза   во взаимодействии   с   органом   Федерального   казначейства,   как   самостоятельная   учебная дисциплина,   включает   три   этапа,   которые   состоят   из   организации,   проведения   и   оценки результатов деловой игры. В таблице 1 представлена общая схема этапов деловой игры с кратким описанием действий со стороны участвующих в ней специалистов­практиков  и студентов­практикантов. На   подготовительном   этапе   деловой   игры   обращалось   внимание   на   необходимость применения   в   ходе   выполнения   заданий   отдельными   командами   теоретических   знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе обучения. Ведущий игры от органа федерального казначейства сформулировал цель и задачи, определили последовательность проведения   деловой   игры.   Кроме   того,   введение   в   тему   игры,   включало   в   себя   обзор   и разъяснения   основных   нормативно­правовых   актов,   касающихся   бюджетного   процесса, санкционирования расходов, был разъяснен порядок документооборота между участниками бюджетного   процесса   и   органами   федерального   казначейства   и   необходимость   его составления и утверждения. Организационный этап позволил проверить готовность студентов к работе в команде, произошло   разделение   на   отдельные   команды   согласно   деловым   ролям   и   распределение обязанностей внутри созданной команды. На данном этапе деловой игры студенты­практиканты должны были обсудить порядок разработки   документооборота   при   санкционировании   расходов,   составить   схему санкционирования   расходов,   а   также   составить   минимальный   перечень   внутренних организационно­распорядительных документов, позволяющих оформить и закрепить данные управленческие решения. При подготовке такого пакета документов члены команд  должны: ­   подтвердить   знание   основных   организационно­распорядительных   документов   и продемонстрировать свое умение в разработке таких внутренних регламентов; ­ осуществить разработку документооборота; ­ определить нормативно­правовые основы санкционирования расходов федерального бюджета; ­   составить   минимальный   перечень   оснований   для   возврата   платёжных   документов участников бюджетного процесса, оформленных с нарушением правил. Приведенное   условие   игры   о   необходимости   сформулировать   вышеуказанные документы   позволяет   проверить   наличие   у   студентов   сформированность   следующих компетенций:   способность   находить   организационно­управленческие   решения   в профессиональной   деятельности   и   готовность   нести   за   них   ответственность   (ОПК­4), способность применять нормы, регулирующие бюджетные отношения (ПК­22). По окончании данного этапа деловой игры студенты должны иметь представление о внутренних   организационно­распорядительных   документах   органов   федерального казначейства, об особенностях технологии, организации процесса санкционирования расходов федерального бюджета. Таблица 1 План деловой игры  «Санкционирование расходов федерального бюджета» Этапы деловой игры Действия ведущего игры (специалиста­практика) 1 этап  (подготовительный) Определение цели и задач  деловой игры Введение в тему, включающую  основные нормативно­правовые акты. Пояснение порядка  санкционирования расходов  федерального бюджета Координация работы групп Консультирование,  промежуточный контроль  выполнения работ 2 этап (проведение  деловой игры) Действия студентов­практикантов Разделение студенческой группы на  отдельные команды (участники  бюджетного процесса и сотрудники  казначейства) и распределение  обязанностей внутри созданной  команды Разработка документооборота при  санкционировании расходов. Составление схемы санкционирования  расходов Моделирование ситуации  осуществления органами федерального казначейства процесса  санкционирования расходов  федерального бюджета  3 этап  (заключительный) Консультирование по сложным и спорным вопросам Подведение итогов игры. Проверка отчетов команд  Оценка результатов работы Оценка заданий, выполненных другими командами  Защита отчетов Второй этап ­ проведение деловой игры. Это достаточно сложный и длительный этап, требующий   использования   знаний,   полученных   при   изучении   блока   учетно­аналитических дисциплин.   На   данном   этапе   была   смоделирована   ситуация   осуществления   органами федерального казначейства процесса санкционирования расходов федерального бюджета. Участникам   игры   были   предложены   платежные   документы,   договора,   акты выполненных   работ   и   предложено   было   провести   санкционирование   кассовых   расходов федерального бюджета.  На   втором   этапе   деловой   игры   можно   проверить   наличие   у   студентов сформированности   такой   профессиональной   компетенции   как   способность   участвовать   в мероприятиях   по   организации   и   проведению   финансового   контроля   в   секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК­23). Моделирование   деятельности   органа   федерального   казначейства   является самостоятельным   творческим   процессом   студентов­будущих   экономистов,   основанным   на полученных в процессе изучения соответствующих дисциплин знаниях и умениях. Будущие экономисты   также   опираются   на   опыт,   полученный   ими   при   прохождении   учебной   и производственной   практики   в   бюджетных   учреждениях   или   органах   федерального казначейства. На третьем, заключительном, этапе деловой игры участниками игры представлялись результаты своей работы. Этот этап показал слаженность работы команды, наличие лидера, способного   координировать   применяемые   знания   каждым   членом   команды.   Команды выполняли задания в течение времени, определенного планом игры, после чего подводили итоги и оформляли их в отчет.  Таким   образом,  проведение   занятий   в  форме   деловой   игры   способствует  развитию творческой деятельности, вызывает значительный интерес у студентов и позволяет в полной мере   проявить   аналитические   навыки   мышления,   умение   выявлять   взаимосвязи   по   всем профессиональным   дисциплинам   образовательной   программы.   Деловая   игра   способствует более глубокой подготовке к изучению учетно­аналитических дисциплин, самостоятельности при   выполнении   заданий,   развитию   творческого   мышления   и   приобретению   практических навыков. Подход к организации деловой игры как самостоятельной дисциплины, реализуемой в учебном   процессе,   может   быть   использован   для   совершенствования   преподавания профильных дисциплин. Формируемые в процессе реализации деловой игры профессиональные компетенции позволяют   подготовить  будущих   экономистов   к   выполнению   основных   профессиональных функций в будущей профессии. Литература 1. Бордовская   Н.В.,   Реан   А.А.   Педагогика.   Учебник   для   вузов   – Спб.: Питер. ­ 304 с. – (Серия «Учебник нового века»). 2. Панина   Т.С.,   Вавилова   Л.Н.   Современные   способы   активизации   обучения:   Учеб. пособие / под ред. Т.С. Паниной. М.: Академия, 2007. 3. Современные образовательные технологии: терминологический словарь / под ред. проф. В.К. Поспелова. М.: Финакадемия, 2009.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

ДЕЛОВАЯ ИГРА «САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019