Село,школа, семья
Оценка 4.8

Село,школа, семья

Оценка 4.8
Мероприятия +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
22.02.2019
Село,школа, семья
взаимодействие школы, сельского поселения,детские сады,медицинские учреждения. В настоящее время село Бай-Тал переживает один из сложных моментов своей истории. Изменение политической стратегии, смена социально- экономических условий, нестабильность и неимение собственных производств, нехватки рабочих мест и пр. все это усиливает состояние неопределенности, нестабильное™ существования граждан сельской местности. С другой стороны, появляющиеся, зарождающиеся новыепроизводства в республике (банки, акционерные общества. промышленные и сельскохозяйственные кооперативы, товарищества и т.д. различные фирмы и реорганизующиеся государственные и частные предприятия) требуют квалифицированных, предприимчивых, инициативных специалистов, максимально использующих свои творческие задатки и способных, кроме того, действовать созидательно в условиях новых перемен.создание новых систем воспитания (университет педагогических знаний, индивидуальные тематические консультации, собрание пестрых дел, правовой практикум, детская дума, Социально-педагогический комплекс СПК) не только для учащихся но и для родителей и общественности сельской местности;
село школа семья.docx
"ЧТОБЫ ИМЕТЬ ДОСТУП НА ЧУДЕСНЫЙ ДВОРЕЦ ИМЯ КОТОРОМУ ДЕТСТВО.МЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕВОПЛОЩАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ В КАКОЙ­ТО МЕРЕ ДЕТЬМИ. ТОЛЬКО ТОГДА НАМ БУДЕТ ДОСТУПНА МУДРАЯ ВЛАСТЬ НАД РЕБЕНКОМ"                 I). Тема эксперимента Село, школа ,семья. 2).   Исполнитель   эксперимента:    Херел   Любовь   Монге­Баяновна   ­   ведущий специалист ГБОУ ДО РТ "РЦРДО"   3).Актуальность темы. В   настоящее   время   село  Чааты  переживает   один   из   сложных   моментов   своей истории.   Изменение   политической   стратегии,   смена   социально­   экономических условий, нестабильность и неимение собственных производств, нехватки рабочих мест и пр. все это усиливает состояние неопределенности, нестабильное™ существования   граждан   сельской   местности.   С   другой   стороны,   появляющиеся,   зарождающиеся новые производства   в   республике   (банки,   акционерные   общества.   промышленные   и сельскохозяйственные     кооперативы,     товарищества  и  т.д.различные  фирмы   и реорганизующиеся       государственные      и       частные       предприятия) требуют квалифицированных,   предприимчивых,   инициативных   специалистов,   максимально использующих   свои   творческие   задатки   и   способных,   кроме   того,   действовать созидательно в условиях новых перемен. создание   новых   систем   воспитания   (университет   педагогических   знаний, индивидуальные   тематические   консультации,   собрание   пестрых   дел,   правовой практикум,   детская   дума,   Социально­педагогический   комплекс   СПК)   не   только для учащихся но и для родителей и общественности сельской местности; создание   комиссий   (психологическая,   оздоровительная­медицинская, социально­ оздоровительная, эстетико­коммуникативная, эколого­этнокультурная); Примерная тематика родительских собраний с младшей группы детского сада по 11 класс; новые   разработки   (методики,   программы,   планы)   должны   апробироваться, так как   их   эффективность   еще   не   выявлена;   известные   новаторские   программы   и методики должны, на наш взгляд, также апробироваться в конкретных условиях их внедрения в конкретную школу, с учетом ее отличительных черт, особенностей региона, кожууна, сумона. В   настоящее   время   педагоги   школы,   члены   творческой   группы,   руководители комиссий,   руководители   общественных   организаций   осуществляют экспериментальную   деятельность   разнопланово:   кто­то   осуществляет   поисковый эксперимент, кто­то констатирующий, а другие ­ только первые шаги в осознании личностной значимости эксперимента переживают...А другие уже в течение года проводят эксперимент.  Воплощение данной идеи зависит от многих обстоятельств. Так как реализатором данной   идеи   является   не   только   педагогический   коллектив   школы,   но   и общественность сельской местности, то       для воплощения данной идеи, на наш взгляд,    необходимо создание  УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в сумоне  В частности, необходимо: а) создание условий для обновления содержания образования в школе с учетом конкретной ситуации жизни школы; б) создание условий для повышения уровня педагогических и воспитательных, медико­оздоровительных, общественности с учетом конкретной ситуации жизни сумона;   этико­психологических   знаний   родителей   и УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в сумоне  В частности, необходимо: создание условий для обновления содержания образования в школе с учетом а) конкретной ситуации жизни школы; б) медико­оздоровительных, создание условий для повышения уровня педагогических и воспитательных, знаний   родителей   и   этико­психологических   общественности с учетом конкретной ситуации жизни сумона; м   процессом,         адекватной педагогическому процессу; д) повышение культурного уровня населения. Целью   эксперимента  является   разработка   и   создание   совокупности   условий, обеспечивающих   развитие   и   эффективное   осуществление   экспериментальной деятельности   для   психолого­педагогического   просвещения   родителей;   развития сотрудничества   между   родительской   общественностью   и   школой;   повышения воспитательного   взаимодействия   семьи;   воспитания   отношения   к   семье   как   к базовой ценности общества у всех участников образовательного процесса.  ).  Задачи эксперимента (стратегические):  9.1. Создание мотивации педагогического коллектива школы и общественности на вхождение в экспериментальную деятельность. Научно­методическое   обеспечение   педагогического   эксперимента   необходимыми разработками из области педагогики развития. Подготовка коллектива к профессиональному осуществлению экспериментальной деятельности   (разработка   программ   эксперимента   как   средств   деятельности, включая   цель,   критерии   оценки   результатов   эксперимента,   гипотезу, диагностический инструментарий и др.). 9.4. Финансовое,   материально­   техническое,   информационное,   юридическое обеспечение   деятельности   учителей,   членов   творческой   группы   работающих   в эксперименте. Задачи эксперимента (тактические).  10.1.Формирование   мотивации   большей   части   педагогического   коллектива   и общественности на начало и продолжение экспериментальной деятельности. 10.2. Научно­методическое   обеспечение   педагогического   эксперимента необходимыми   разработками   из   области   педагогики   развития,   повышение квалификации педагогов; разработка учебного плана школы, плана сумона (стратегического ­ на 5 и лет тактического   ­   на   год),   разработка   требований   и   рекомендаций   по   оформлению   программ эксперимента с учетом трехуровневой системы; создание условий для самоопределения   педагогов   на   выбор   определенного   уровня   эксперимента,   типа эксперимента;   проведение   лекций,   семинаров,   консультаций   по   инновационым методикам   преподавания,   по   методике   проведения   эксперимента;   приобретение научно­ методической   литературы;   организация   участия   руководителей   организаций, педагогов в различных конкурсах, таких как — "Учитель года", «Родитель года», «Почетный   гражданин   села»,   «Ученик   года»,   экологический   конкурс,   авторских   и экспериментальных программ, презентации организаций и т.д.. 1 1.1. Общие сведение о школе и контингента учащихся.  Бай­Талская средняя школа была открыта в 1937 году. Школа расположена в селе Бай­Тал, достаточно удаленном от основных центров культурной жизни Тувы. В селе нет крупных культурно­просветительских учреждений. В 2010­ 2011 учебном году школа прошла аттестацию и лицензирование МО и Н и подтвердила свой   статус, получив лицензию и аккредитацию на 5 лет. По состоянию на 1 января 2012 года в школе обучаются  372 учащихся ( 20 классов­ комплектов), из них в начальной школе (7 классов­комплектов), в основной школе (10 классов­комплектов), в 10­11 классах ( 3 класса­комплекта). По материальному положению семьи   школьников распределяются следующим   образом:   семьи   с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человека ниже прожиточного минимума ).­   40  %:  со   средним­48%:   с   высоким­12%.   По   группам   здоровья   учащиеся распределены следующим     образом:     ]­группа­46%,     2­я     группа­48%,     3­я     группа­6%.     У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушение зрения и осанки, заболевания желудочно­кишечного тракта. Набор   учащихся   в   школу   осуществляется   из   села   Бай­Тал   и   близ   лежащих местностей. Из детских   садов   в   школу   в   последние   годы   поступают   примерно   40% первоклассников. Основная   причина   переходов   учащихся   в   другие   школы   ­   перемена   места жительства. Обучение приходится в одну смену. Режим работы школы ­ шестидневная учебная неделя во 1­11­х классах,   Сохранение и передача педагогического опыта; *ориентация на использование передовых педагогических те экологии в сочетании с эффективными традиционными методами обучения; *активное включение выпускников школы в образовательный процесс  1.   Численность учащихся.  В 2011­2012 учебном году. Учащихся ­ 372 Мальчики ­193 Девочки ­ 179 Режим работы школы.  Школа работает в одну смену.    1­11 классы по шестидневному учебному расписанию. Продолжительность уроков и расписание звонков. Продолжительность уроков по классам везде составляет 45 минут. Перемены по 10 минут , после 3­го урока 15 минут. Социально­педагогические комплексы (СПК) на селе Чааты.  Принципы: Образовательный   маршрут   обладает   всеми       признаками   процесса,   поэтому основанием для разработки выступают, прежде всего, классические принципы: ­       целесообразность; природосообразность; культуросообразность; социосообразность; практикокоординированность; системность; Сельская школа развивается, совершенствуется, если она активно взаимодействует с окружающей средой, используя воспитательный потенциал этой среды и обогащая ее.   Многосторонние   связи   сельской   школы   с   социумом,   разлитыми   слоями населения,   сельскими   учреждениями   способствуют   совершенствованию   учебно­ воспитательного процесса в сельской школе. В   настоящее   время   много   говорится   о   том,   что   школа   выполняет системообразующую   функцию   на   селе,   становясь   чуть   ли   не   единственным культурным центром. Но в нашей селе воспитателями являются не только педагоги, но   и   хозяйственные   и   общественные   организации,   созданы   социально­ педагогические комплексы. В них объединены самые разные организации ­ школа, детские сады, клуб, библиотеки, предприятия, органы местной администрации и т.д. Программа дня насыщена различными зрелищами для любого возраста, к примеру приведем программу праздника «День села»: 9.00­10­ярмарка 10.00­11.00­открытие   выставки   «НАРОДНЫЙ   УМЕЛЕЦ»,   конкурс   детских рисунков «МЫ ЛЮБИМ СКАЗКИ» 11.00­1.00­детский     концерт,     соревнования     по   волейболу     (играют   сборные команды взрослых и учащихся школы) 1.00­3.00   Массовый   спортивный   забег   (участвуют   все   желающие),   игровая программа   для   детей   «ОДИН   ДЕНЬ   ИЗ   ЖИЗНИ   ЛЕСНЫХ   ОБИТАТЕЛЕЙ» (готовят учащиеся 7­9 классов ) . 3.00­4.00    концерт «ТЫ       СЕЛО       МОЕ,       МИЛАЯ       РОДИНА!».       (       с участием 4.00­6.00  КВН   «МУЖЧИНЫ,   МУЖЧИНЫ,   МУЖЧИНЫ,   ВЫ   ПОМНИТЕ ЗВАНИЕ СВОЕ» (играют 5 команд мужчин, защищающих честь своей улицы). Заканчивается   день   музыкальной   программой   «ДОБРЫЙ   ВЕЧЕР, ОДНОСЕЛЬЧАНЕ». Вся это работа поднимает авторитет школы в микрорайоне, позволяет   включить   учащихся       в     разнообразные     виды     воспитывающей общественно     созидательной   деятельности,   создает   условия   для реализации   потребностей   в   общении     и   самоутверждении,   а       также       для   полезной   обеспечения     педагогического     воздействия     на     общение     и     совместную деятельность взрослых и детей. РАШИРЕНИЕ   СВЯЗЕЙ   С   ОКРУЖАЮЩИМ   МИРОМ,   ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА ОБШЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ»:  2.1. Преобразовать структуру организации учебного процесса: ­ проведение уроков учебных занятий старшими учащимися для младших; проведение   разновозрастных   уроков   с   интенсивным   общением   (работа   в ­ парах, группах, защита проектов, организация игровых занятий соревнований, творческих отчетов и театрализованных представлений и т.д.); выполнение творческих исследований заданий с привлечением родителей, жителей села, специалистов сельского хозяйства; введение в сетку часов разгрузочного занятия учащихся (игры, соревнования, песни и танцы). «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕЛЬСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ. СЕМЬЯ И ШКОЛА»: 3.1. Выявить возможности участия родителей в организации учебной и внеучебной работы (беседы, анкетирование, коллективное обсуждение, создание нестандартных ситуации и т.п.). Определить способы стимулирования родителей в организации жизнедеятельности школы   (объявление   благодарности   через   СМИ   кожууна   и   республики, информационные листы). Изучать   мнение   родителей   об   организации   учебной   и   внеучебной   деятельности школы. Определять заказ родителей по обучению детей и их индивидуальному развитию  Формировать у детей уважительное и заботливое отношение к родителям: поздравления с праздниками, днем рождения; написание сочинений, тематика которых связана с рассказами о близких людях; ­ знакомство      с      профессиями     родителей,     творческие      встречи     с родителями, рассказывающие об их достижениях, увлечениях; ­ организация выставок труда родителей. 3.1. Проводить работу с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье воспитания ребенка:   для расширение информации о делах ребенка в школе; знакомство родителей с семейными традициями, праздниками; проведение встреч «Наша родословная»; подготовка   родителями   сюрпризов   для   своих   детей   к   важнейшим   событиям школьной жизни, дню рождения СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1.   Действие университета педагогических знаний. А) Лекции: «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети» ; «Воспитание ­ дело общее»; «Родительский такт и стиль общения в воспитании подростков»; «Родительский дом»; «Мир   вашему   дому»;   ­«Сила   и   красота   родительской   любви»;   ­Возрастные особенности учащихся»; «Половое воспитание детей в семье». Б) Поисково ­ аппробационные игры: «Не лозунги, а дела»; «Как создать гармонию отношений в семье»; «Им уже 13! Будем же рядом, вместе с ними, а не над ними»; «Родительская ответственность»; «Утро в нашем доме»; «Семейный совет»; «Решение педагогических задач»; «Конфликтные ситуации»; «Скорая помощь». В) Родительские собрания (организационные тематические, итоговые): «Игра в жизни ребенка»; «Закон в ответственность»; «Мир увеличений нашей семьи»; «Домашний музей: семейные истории, традиции»; «Чем крепка семья, в чем ее красота?»; «О детской тревожности». Г)  Конференции. Итоговая конференция «Вам школа говорит спасибо».  Д) Педагогические дискуссии в клубе «Общение» «Как регулировать нормы общения между людьми?»; «Какие есть критерии оценки человеческих поступков?»; Характеры в диалогах»; «Как найти меру доброты?»; «Сколько должно быть в доброте жалости и столько        требовательности?» «Выбор профессии ­ чье это дело?». 2.Индивидуальные тематические консультации. 3. «Собрание пестрых дел» (совместная деятельность): родительские арбузники для детей; «вылазки» на природу вместе с родителями; экскурсии на сельхоз предприятий; ­совместный выпуск стенных газет; праздники «Семья вся вместе ­ душа на месте»; день игры. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:    ­отсутствие     конфликтности,     «мирное   разрешение     проблем     между учащимися   и   их родителями, учителями и родителями; ­повышение     степени     удовлетворенности     родителей     и     учителей результатами  работы  школы и классного руководителя;  ­устойчивость в поведении детей,  ­ профильная ориентация. Примерная тематика родительских собраний  1 класс. Особенности интеллектуального и личного развития шестилетних детей. Леворукость и праворукость. О чем они сигнализируют родителям. Как развивать у ребёнка желание читать? Формирование культуры здоровья у ребенка. 2 класс. Особенности учебников по которым учатся ваши дети. Утомляемость ребенка и как с ней бороться. Поощрение и наказание в семе. Как научить ребенка говорить правду? 3 класс. Семейные праздники и их значение для ребенка. Если ваш ребенок часто болеет. Как развивать память ребенка? Домашнее задание их значение. 4 класс. Ваш ребенок взрослеет « Что нужно знать родителям по половому воспитании? О чем может рассказать школьный дневник? Способности и прилежание­ звенья одной цепи. Нравственные уроки начальной школы. 5 класс. «Синдром понедельника» у пятиклассников и как его избежать? Физкультура и спорт в жизни школьника. Что я могу рассказать о характере моего ребенка? 6 класс. Друзья моего ребенка. Кто они, какие они? Как развить у ребенка работоспособность? Компьютер в жизни школьника «за» и «против». Вредные привычки ребенка. Как им противостоять. 7 класс. Роль отца и матери в семье. Плохие оценки и их причины. Психолого­педагогические особенности подросткового возраста. Ответственность и безответственность. Надо ли с этим бороться  8 класс. Ваш ребенок влюбился. Учебная дисциплина и ее значение в жизни восьмиклассника, Круг чтения ваших детей. Ваш ребенок в школе и после школы. 9 класс. Как подготовить ребенка и себя к будущим экзаменам? Эмоции и чувства в разговоре с подростком. Как научить дочь или сына говорить «нет»? Выбор дальнейшего пути «за» и «против». 10 класс. Как научиться доверять своему ребенку и пользоваться его доверием? Компания в жизни старшеклассника. Профессиональное самоопределение. Учебные итоги 10 класса ­ ступенька в будущее. 11 класс. Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии. Как избежать конфликта в общении с сыном или дочерью? Хорошие родители. Какие они? Правила поведении родителей одиннадцати классников. Дороги, которые мы выбираем. СЕМЬЯ ­ ЭТО ОБЩЕСТВО В МИНИАТЮРЕ, ОТ ЦЕЛОСТНОСТИ КОТОРОГО ЗАВИСИТ БЕЗОПАСНОСТЬ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. (Ф. АДЛЕР). Семья­   это   малая   социальная   группа,   основанная   на   любви,   брачном   союзе   и родственных   отношениях,   объединенная   общностью   быта   и   ведение   хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Семья­это   просто   родственники   живущие   рядом.   Это   близкие   люди   которые сплочены чувствами идеалами отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В   чем   ее   психологическая   сила?   Дом   и   родители   играют   решающую   роль   в становлении   психики   ребенка,   которая   заряжается   токами   самых   высоких человеческих   побуждений:   стремление   давать   радость   себе   и   близким   людям, делить их горести, помогать тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство. • ПОЛОЖЕНИЕ О СЕМЕЙНО­ПЕДАГОГИЧЕСКОМ, СОВЕТЕ. 1.   Общие положения. Семейно­педагогический совет поселка создается в целях восстановления семьи и ее роли в формировании ребенка, установления взаимопонимания между детьми и родителями, преодоление барьера отчуждения между близкими людьми в условиях семьи, налаживания плодотворных связей между семьей и обществом. Семья, семейно­соседской общность, дом, микрорайон, село, деревня, поселок ­вот та сфера, которой должны быть отданы приоритеты в осуществлении, социально­ педагогической   политики   Российской   Федерации   .   Воспитание   в   семье   ­   основа социального воспитания, формирования и развития культуры человека с раннего возраста Семейно­педагогический   совет   решительно   меняет   традиционное   отношение педагогов   к   родителям   и   семье,   стиль   общения   с   родителями,   изживая   даже малейшую официальность, натянутость. Семейно­педагогический   совет   коренным   образом   работу   с   участием   взрослого населения   поселка,   работников   промышленных   и   сельскохозяйственных предприятий,   учебно­воспитательных   и   культурно­образовательных   учреждений, администрации   поселка,   методистов   районного   отдела   образования  г   Шагонар Улуг­Хемского района. Семейно­педагогический совет создается в соответствии с решением поселковой администрации и функционирует при СПК с. Чааты как его подразделение. Финансирование семейно­педагогического совета осуществляется за счет средств, выделенных администрацией с.Чааты и Улуг­Хемского района на деятельность СПК с. Чааты, а также за счет благотворительных и спонсорских взносов. ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕТСКОЙ ДУМЕ СЕЛА.  Детская дума с. Бай­Тал создается:  ­  во  имя  детей,  потому  что  сегодня детство  оказалось  самым   незащищенным, разрушены традиционные детские структуры, а новые создаются с трудом; С которыми семья не справится самостоятельно; персональное социальное обслуживание; общественная, солидарность, основанная взаимной ответственности сторон.   семейно­соседская   помощь   и   поддержка;   ­человеческая Форма работы: Соседская помощь в экстремальных ситуациях соседская помощь односельчан. Помощь пожилым и одиноким людям.  3. .Обычаи и традиции: Задачи: ­ возрождение традиции и обычаев тувинского народа; ­добровольное исполнение обязательств людям, нуждающимся в помощи села. Формы работы: ­помощь при проведении праздников; ­ встречи с ветеранами труда В ШКОЛЕ РАБОТАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМИССИИ: Психологические; Задачи: ­оказание помощи родителям по возрастной психологии ­ оказание   консультации   по   индивидуальной   помощи   родителям   и   детям; Форма работы: «Чтобы  воспитывать ребенка надо  знать  индивидуальные  особенности  ребенка», «Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения»  Оздоровительно­медицинскую;  Задачи: проводит консультации; организует оздоровительные занятия для взрослых и детей; пропаганду народных средств оздоровления; Форма работы: «Влияние учебной деятельности на организм ребенка», «Гигиена подростков» и т. д. «Для будущих мам» « В здоровом теле здоровый дух». Социально­оздоровительные : Задачи: для   детей,   потому   что   отвечает   природным   свойствам   и   интересам   каждого ребенка:   потребностям   общаться,   исследовать,   творить,   подражать,   дает возможность детям найти свое место в жизни; силами самих детей, потому что в основе ее создания стоит ­ реальный опыт детей из   разных   регионов   России,   стран   СНГ,   который   отвечает   потребностям сегодняшнего   дня:   желанию   трудиться   и   зарабатывать   деньги,   овладеть мастерством,   чтобы   чувствовать   себя   уверенно   в   любой   социальной   ситуации; получать   дополнительные   знания   в   той   сфере,   с   которой   связана   будущая профессия;   сочетать   личный   интерес   ребенка   с   интересами   семьи,   окружающих людей, социума; с   участием   взрослых,   так   как   без   помощи   взрослых   ребятам   трудно ­ реализовать проекты самостоятельно. В ДЕТСКОЙ ДУМЕ СЕЛА РАБОТАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕТСКИЕ КОМИССИИ: По 1. Задачи:   благоустройству   села. ­организовать   совместную   деятельность   детей   и   взрослых,   школы   и   семьи по улучшению жизни села. ­обучать детей и взрослых искусству выживания в условиях перехода к рынку через овладение         основами         земледелия,         различными         видами         ремесел, прикладного творчества, опытничества, народным средствам лечения и оздоровления. Формы работы: «Деревенская горница», «Мастерские народных ремесел», «Клуб юных фермеров», «Семейная гостиная» и т. д. По Задачи:   народному   мастерству. ­развивать   творческие   способности   детей   и   взрослых;   ­совершенствовать эстетическую среду населения; ­влиять на эстетические и этические образцы жизнедеятельности населения. Формы работы: Работа художественных цехов. Работа классов искусств. Работа вставочных залов. семейная гостиная. 3..  Взаимопомощь Задачи: ­возрождение обычая приглашать людей для помощи в срочных работах, С которыми семья не справится самостоятельно; персональное социальное обслуживание; общественная,   семейно­соседская   помощь   и   поддержка;   ­человеческая солидарность, основанная взаимной ответственности сторон. Форма работы: Соседская помощь в экстремальных ситуациаях  соседская помощь односельчан. Помощь пожилым и одиноким людям. 3.  Обычаи и традиции: Задачи: ­ возрождение традиции и обычаев тувинского народа; ­добровольное исполнение обязательств людям, нуждающимся в помощи села. Формы работы: ­помощь при проведении праздников; ­ встречи с ветеранами труда В ШКОЛЕ РАБОТАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМИССИИ: Психологические; Задачи: ­оказание помощи родителям по возрастной психологии оказание   консультации   по   индивидуальной   помощи   родителям   и   детям; ­ Форма работы: «Чтобы       воспитывать     ребенка     надо     знать     индивидуальные     особенности ребенка»,   «Трудности   и   ошибки   в   семейном   воспитании,   их   причины   и   тн   ти устранения» Оздоровительно­медицинскую;  Задачи: проводит консультации; организует оздоровительные занятия для взрослых и детей; пропаганду народных средств оздоровления; Форма работы: «Влияние учебной деятельности на организм ребенка», «Гигиена подростков» и т. д. «Для будущих мам» « В здоровом теле здоровый дух».  Социально­оздоровительные : Задачи: Организует   социальные   консультации   взрослым   и   детям,   работу   «телефона доверия»   деятельность   объединений   по   оказание   социальных   услуг   населению, включая  усилия  детских      инициативных      групп,      деятельность      социальных   различной   специализации   для   поддержки   трудных   семей, работников   разрабатывать детские социальные программы,       проекты,       обеспечивающие   благополучие       и       конфортность жизнедеятельности семьи; ФОРМА РАБОТЫ: «Этика семейных отношений» «Отец как воспитатель» «Мама папа и я ­спортивная семья» «Счастливый случай» и т. д. ЭСТЕТИКО­КОММУНИКАТИВНУЮ:  Задачи : Приобщение детей и их родителей к лучшим образцам мировой культуры, занятия фольклором,   народными   промыслами,   всеми   видами   искусства   (литературой, изобразительным   искусством,   театральным   искусством), формирование   нравственно   устойчивой   цельной   личности   в   условиях   семьи,   хореографией, организация  уроков   культуры  общения,  речевой   культуры,  проведение   семейных клубов по интересам; форма работы: «Семейный клуб» «Культура других народов» «Психологический тренинг» и т. д. ЭКОЛОГО­ЭТНОКУЛЬТУРНУЮ:  Задачи: Приобщение семей к охране окружающей среды поселка. Обеспечение духовного здоровья   населения   средствами   народной   культуры,   с   использованием   народных обычаев   и   обрядов.   Изучение   истории   родного   края,   разработка   проектов   и программ возрождения национальных традиций тувинского народа. Форма работы; «Проведения   «ДНЯ   СЕЛА»   Проведение   праздника   «ШАГАА»   Проведения праздника «БУГА ДАГЫЫР» и т. д. ШКОЛА И ДЕТСКИЙ 3.14. Проводить совместные педсоветы учителей школы и работников детского учреждения   по   проблемам   непрерывного   образования   и   воспитания   детей,   по совместному планированию и организации воспитательной деятельности на селе. 3.15. Организовать   работу  педагогов   школы   по  подготовке   детей   к   школьному обучению: ­знакомство   с   воспитанниками   детского   сада (посещение   занятий   в детском саду, привлечение   детей   к   делам   школы,   организация   психолого­педагогического обследования): ­проведение учителем адаптационно­развивающих занятий в детском саду; ­проведение дня  открытых дверей для будущих первоклассников (открытые уроки, концерты, праздники и т.п.); ­знакомство   с   родителями   (проведение   бесед,   собраний   в   детском   саду, анкетирование); ­проведение         занятий,         консультаций         для         родителей         будущих, первоклассников,   ознакомление   с   программами   обучения   и   воспитания   детей   в школе.  ШКОЛА И ДОМ  КУЛЬТУРЫ. Организовать клубы, студии, кружки на базе Домов культуры. Проводить конкурсы, смотры учащихся, семейные праздники. Привлечь специалистов Дома культуры для организации досуговой деятельности в школе. ШКОЛА И МЕСТНАЯ БИБЛИОТЕКА. Проводить обзор поступления литературы для учащихся, педагогов и родителей. Готовить выставки к тематическим праздникам и событиям в школе, на селе и т.п. Проводить   тематические   вечера, конференции с участием родителей.   литературные   конкурсы,   читательские ШКОЛА И УПРАВЛЕНИЕ МЕСТНОЕО ХОЗЯЙСТВА. 3.26. Организовать   сельскохозяйственные   работы   на   землях,   закрепленных   за школами. 3.27. Организовать профориентационную работу: проведение встреч школьников со специалистами   сельского   хозяйства,   профессиональных   праздников   с   участием школы, экскурсий ,занятий и т.п. ШКОЛА И АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛКОВЫХ И СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ. 3.28. Организовывать   строительные   и   ремонтные   работы   в   детских   и   учебно­ воспитательных учреждениях. Финансировать школьный компонент образования. Проводить работу с родителями, неблагополучными семьями. 3.31. Оказывать социальную помощь населению (обеспечение льгот многодетным и малообеспеченным семьям; оказание материальной помощи опекунам; определение мер социальной защиты детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п.). 3.32. Организовать профилактическую работу по предупреждению преступности, пьянства и наркомании среди подростков. 3.33. Помогать в трудоустройстве выпускников школы, а также учащихся в летний период.  ШКОЛА И ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. Обеспечить плановость. Регулярность и своевременность проведение углубленных медицинских осмотров детей и подростков. Разработать программу спортивно­оздоровительной работы с учетом углубленной диагностики здоровья детей, систематически анализировать результаты реализации этой программы. Создать специальные группы в детских учреждениях и школах, требующие особой оздоровительной работы. Организовать   проведение   занятий   для   школьников   и   их   родителей   работниками здравоохранения с целью пропаганды здорового образа жизни.  ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 .Подготовительный этап:    2015­2017 учебный год. 1 предполагаем следующие направление деятельности: Реклама         деятельности,         осуществление         связи         с         общественными организациями, родителями, детьми, создание СПК, создание документации  2.Основной этап: 2018­2023гг: ­ организации работы программы «СЕМЬЯ» в режиме воспитания, использование на практике,   разработке   и   реализации   дел,   работа   творческой   группы   педагогов­ организаторов, и общественных организаций, по поддержке и развитию ключевых дел школы, закреплению новых традиций в коллективе; ­изучение потребностей и запросов детей; ­участие   творческого   актива,   и   руководителей   организации   в   подготовке   и проведению ключевых дел; ­   создание   «Банка   идей»   для   обогащения   нестандартными,   интересными формами проведения традиционных досуговых  дел школы.  3. Итоговый этап 2023год ­ презентация результатов проекта в коллективе и в селе становление, закрепление новых традиций школы в области досуговых мероприятий Ресурсы; Источниками ресурсов являются: ­ внутренние   ресурсы   учреждения   (помещения,   средства   связи,   кадровое   и методическое обеспечение   проекта   предоставляет   школа,   администрация   села,   общественные организации);    Пусть человек трудится не только для того,  чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того , чтобы рядом с домом всегда цвели цветы,  дающие радость  и ему, и людям, чтобы уже в годы  детства человек трудился для радости.   В нашей школе цветы повсюду: в классах, в коридорах, на различных участках школы.     А занимаются ими ребята нашей школы, которые занимаются в кружке «Грунтовое   цветоводство»   и   принимают   участие   в   реализации   данной дополнительной   образовательной   программы.           В   течение   последние   4   года, работая над этой программой я   все время корректировала по возможности, по потребностям в сельской местности.              По крупицам собирала материалы. И на основе   этих   материалов   я   составила   календарно­тематическое   планирование   по классам. И собираюсь поделиться своими находками и знаниями. Практически все темы   программы   подготовлены   с   учетом   интересов   и   стремлений,   способностей детей, учитывая их возрастную особенность.        Путем проб и ошибок я пришла к следующему выводу: следует предавать первостепенное значение планированию с обязательным   анализом   его   реализации,   начать   прогнозировать   т.е   увидеть желаемый результат. Актуальность Человек   творит   прекрасное,   создавая   произведения   искусства,   а   творчество природы наиболее трогательно проявляется в растениях, прежде всего в цветах. Простой,   со   вкусом   составленный   букет   и   оформленные   клумбы   ­   не   это   ли настоящая музыка красок, гармония формы и содержания. Поэтому актуальность программы                     В настоящее время «Грунтовое цветоводство» приобретает все большее очевидна.   значение для реализации практических, эстетических и духовных нужд общества. .                   Одними из направлений данной программы является создание удобной, уютной, красивой школы «со своим лицом», современного учебного пространства как средства воспитания эстетической культуры учащихся. И так же как «театр начинается   с   вешалки»     школа   начинается     с   пространства   вокруг   нее.   Данная программа   предусматривает   и   организацию   летнего   отдыха   детей   младшего   и среднего школьного возраста  в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием и организацией работы на учебно­опытном участке.  НОВИЗНА Предпринимается попытка внедрять крупицу своего – «Я!», своего таланта. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:   Усилить     практическую   направленность   работы   школьного   учебно­опытного участка,   для   формирования   экологических   знаний   и   приобщение   детей   к   эстетической культуре.  Основные  задачи  постановленные на реализацию  программы: ­Комплексное   изучение   экологического   состояния   пришкольного   участка   и разработать рекомендации по его улучшению;   ­Формирование   у учащихся навыка к исследовательской деятельности, создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников, и педагогов  ­Развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, желания   сохранить ее ­Привлекать родителей в воспитание эстетической культуры поведения у детей.    ЛАНДШАФТНЫЙ   ДВОРА   ПРОЕКТ  РЕКОНСТРУКЦИИ  ШКОЛЬНОГО Цель  :   разработать   индивидуальный   стиль   школьного    двора   и   его ландшафтную организацию с учетом экономной эксплуатации школьной территории и рационального ее использования. Актуальность проблемы В условиях нашего  села, с его резко континентальным климатом (холодной малоснежной зимой и жарким сухим летом) и бедными по составу почвами работа по выполнению предлагаемого дизайн­проекта очень   важна.   Грамотно   спланированный,   засаженный,  деревьями, декоративными кустарниками, цветниками пришкольный участок может стать   оазисом   экологической   культуры   для   всего  села.   Вопросы приобщения школьников к природе, воспитания чувства гармонии с ней на   данный   момент   очень   актуальны.   Именно   этим   целям   и   призван послужить проект. Художественное оформление участка, выполненное руками самих ребят, возможность проведения на его территории уроков естественно­научного   и   художественно­эстетического   цикла, релаксация   после   напряженного   учебного   процесса   ­все   это, несомненно,  придает   большую   значимость  ‚   роли   школьного   двора   в жизни   детей.     ОБЩИЙ ОБЗОР ВОПРОСА  В   настоящее  время   в  селах  преобладает   агрессивно­визуальная среда.   Это   проявляется   в   современной   архитектуре,  ландшафтном строительстве, агрессивной тематике фильмов, а также в цвете, ритме, музыке,   темпе   жизни…   Такая   среда   способна    вызвать   у   человека различные   болезни,  расстройства,  иные   негативные   последствия.  И   к сожалению, в первую очередь  страдают дети. Что можно сделать для изменения   этой   ситуации   в   современного  села‚   имея   минимум материальных средств, находясь вдали от лесных массивов и парковых зон,   но   обладая   знаниями   и   желанием   изменить   окружающий   мир   к лучшему?    Если на пришкольном участке еще не сложился определенный тип растительности, есть небольшое свободное пространсаво, то его можно декоративно   украсить   и   использовать   с   максимальной   отдачей, разместив на нем лекарственный огород. Растения можно группировать по   разным   темам,   например:   травы,   используемые   для   лечения определенного заболевания, лекарственно­пищевые культуры, сад для пчел, сад сухоцветов, альпийская горка, лекарственные растения для искусственного   водоема д. т. и         В старинной аптекарской книге, посвященной истории медицины, написано:   «Если   посмотреть   на   природу   глазами   врача,   ищущего лекарственные средства, то можно сказать: мы живем в мире лекарств». Действительно, целебные растения окружают нас буквально повсюду. Их можно встретить на клумбе, в огороде, на лугу, в поле, в лесу... Обычны   лекарственные   растения   и   в   коллекции   школьных   участков. Как правило, здесь их размещают на отдельной грядке, компонуя либо по   систематическому   принципу   (например:   «Лекарственные   растения семейства   розоцветных»,   «Лекарственные   растения   семейства зонтичных» и т. д.), либо объединяя по фармакологическому действию («Противовоспалительные», «Кровоостанавливающие», «Антигистаминные»,*«Жаропонижающие» и т. д.). Набор видов в таких коллекциях   обычно   ограничивается   дикорастущими   растениями местной   флоры,   которые,  высаженные   на   обычной   огородной   грядке ровными, четкими  рядами,  выглядят  хотя  и ухоженно, но  не  совсем естественно, и подчас теряют свое природное очарование. А ведь из лекарственных   растений   можно   составить   прекрасные   декоративные композиции, способные стать хорошим иллюстративным материалом на уроках   биологии,   местом   проведения   тематических   экскурсий, кружковых занятий и фенологических наблюдений. Наконец, они могут   просто   школьный   двор. украсить оживить   и       Сельский  воздух   загрязняется   целым   комплексом   различных химических   веществ.   Зеленые   насаждения   пришкольного   участка способны поглощать многие  вещества, тем самым играя роль живых фильтров.  Разные   виды   растений   по­разному  поглащают   вещества. Многие   токсичные   газы   поглощаются   листьями,   в   часть   веществ накапливается в побегах, плодах, клубнях корнях, луковицах. Растения в  селах  можно назвать  своеобразаными «пылесосами», так как они во многих случаях очень эффективно очищают воздух, особенно летом. Лучше   задерживают   пыль   растения  с  шершавыми,   морщинистыми, складчатыми  покрытыми волосками и липкими листьями. Неплохими «пылесосами» являются и растения с войлочно­опушенными листьями, но   они   плохо   очищаются   дождем.   По   данным   специалистов, запыленность   воздуха   под   деревьями   меньше,   чем   на   открытой площадке: в мае ­на 20 %, в июне ­на 22 % в июле » на 34 %, в августе ­на 28 %. Одним из лучших пылеуловителей  считается вяз, который задерживает пыль в шесть раз интенсивнее, чем, например, тополь с его гладкими   листьями.   Хвойные   и   лиственные   породы   несколько различаются   по   своим   способностям   поглощать   пыль.   Например,   у хвойных пород на единицу веса хвои оседает в 1,5 раза больше пыли, чем   на   единицу   веса   листьев.   К   тому   же   пылезащитные   свойства хвойных сохраняются круглый год. Одним из широко распространенных в  сельской  среде   тяжелых   металлов   является   свинец.   Он   хорошо поглощается желтой акацией, липой, березой. Среди видов растений, наиболее   выносливых   к,   загрязнению,   специалисты   отмечают   тополь канадский;   иву   белую,   клен   американский,   белую   акацию,   лох узколистый, сирень, березу бородавчатую, вяз, ель колючую, жимолость обыкновенную,   облепиху   обыкновенную,   смородину   золотистую: Наиболее   чувствительными   к   газам   и   дыму   считаются   ель обыкновенная,   липа   мелколистная,   ясень   обыкновенный,     береза пушистая,   рябина   обыкновенная,   каштан   конский.   В   целом   более устойчивыми к газам и дыму считаются деревья с кожистыми листьями, с   ослабленным   фотосинтезом   и   дыханием,   способные   быстро восстанавливать опавшей.  вместо листву         черемуха, Оздоровительная   роль  растений   на   пришкольном   участке Проявляется   прежде   всего   в   том,   что   они   выделяют   специфические  фитонциды,   Эти   вещества   могут   подавлять   развитие вещества   ­   вредных   болезнетворных   бактерий,   микроорганизмов.   известно   более 500 растений, которые обладают фитонцидными свойствами. Среди них ­  дуб,   можжевельник   обыкновенный   различные   виды   сосны,   ель обыкновенная,   барбарис обыкновенный,   ива   плакучая‚   каштан   конский,   осина,   тополь серебристый,  туя.  Например,   туя   уменьшает   загрязненность   воздуха болезнетворными   микроорганизмами на 67 %. Кроме того, растения могут   повышать   в   воздухе   число   легких   отрицательно   заряженных ионов   материальных   носителей   зарядов, характеризующих состояние чистоты воздуха. На человека умеренная ионизация   воздуха   влияет   положительно.   Наибольшим   эффектом ионизации отличаются сосна, ель обыкновенная, туя, дуб черешчатый, тополь черный, лиственница сибирская, рябина обыкновенная, сирень,   акация   белая, электрических     рябина, акация  белая. Наибольшую  оздоровительную  роль  играют  смешанные насаждения, то есть состоящие из разных видов хвойных и лиственных пород.   `   Зеленые   насаждения   'пришкольного  участка   регулируют   влажность воздуха. Это особенно важно для микроклимата школьного двора, так как наш село расположен на границе степной зоне и влажность воздуха в летние   дни,   а   также   в   конце   весны   и   в   начале   осени   бывает   очень незначительной. Чем больше зеленый массив, тем большее влияние он оказывает на величину влажности   воздуха. Даже небольшие участки зелени   внутри   школьного   двора   создают   более   благоприятные микроклиматические   условия.   Разные   виды   деревьев   по­разному поглощают,   отражают   и   пропускают   солнечные   лучи.   Это   зависит, прежде   всего,   от   строения   их   кроны.   ‚Максимально   снижают темнературу   деревья   липа крупнолистная,   клен   остролистпый,   тополь).   Высокие   растения  с плотными кронами хорошо затеняют места отдыха в школьном дворе. крупными   листьями   (каштан,  с  Важен   и  противошумовой   эффект  зеленых   насаждений   на пришкольном   участке.   По   степени   шумозащитной  эффективности растения   располагаются   в   следующем   порядке:  сосновые,   еловые, кустарниковые   (лиственные   разных   видов)   и   лиственные   древесные. Очень   хорошо   задерживают   шум   многоярусные   посадки   деревьев   с густыми кронами, смыкающиеся между  собой и с добавлением рядов кустарников,   полностью   закрывающих   подкроновое   пространство. Хорошо   уменьшает   воздействис   шума   шахматная   посадка   деревьев. Улучшить   ситуацию  поможет   и   создание   между   полосами   деревьев газонов. При правильной посадке шумозащитная способность деревьев проявляется  даже  зимой,  В   том   числе  за   счет   сохранения  снега   на ветвях.  В настоящее время в Европе все более популярным становится направление  ландшафтного   дизайна,   называемое   натургартен,   или экостиль. В переводе с немецкого «натургартен» означает «природный сад»   или   «естественный   сад».   Авторами   экостиля   принято   считать немецких ландшафтников, хотя первые сады такого типа появились еще в 20­х годах в Нидерландах. Помимо Германии, экосады популярны в Дании,   Швеции,   Швейцарии.   Идея   натургартена   напрямую   связана   с экономическими   проблемами.   Почему   рукотворные   сады   требуют дорогостоящего   ухода,   в   то   время   как   в   дикой   природе   растения развиваются и цветут без полива, компоста и прополок? Не секрет, что при   составлении   растительных   композиций   в   традиционных   садах   в первую   очередь   учитывают   декоративный   эффект   и   нередко игнорируют основные особенности развития растений. это увеличивает затраты   на   поддержание  посадок  в  декоративном   состоянии. Чтобы   создать   долгоживущий   цветник,   не   требующий   от   садоводов   трудовых   подвигов,   необходимо   знать   факторы, епособствующие   успешному   сосуществованию   растений   в   природных растительных   сообществах.   Злаки,   например,   создают   благоприятную микроклиматическую   среду   для   роста   других   видов   трав  ­  затеняют почву, сохраняют влагу в рыхлых дернинах. Представители семейства бобовых   обогащают   почву   азотом.   Чтобы   рукотворный   сад   стал экологически устойчивым сообществом, все факторы жизни растений должны быть учтены в комплексе. Экоцветники не воссоздают кусочек леса   или   луга   и   представляют   собой   коллекции   природной   флоры. Скорее,  это  модели природных растительных сообществ, выполненные   распространенных Обязательный компонент натургартена   ­  орнаментальные злаки или папоротники, которые (в зависимости от условий произрастания) формируют   «скелет"  композиций,   В   отличие   от   обычных,   такие цветники почти не требуют ухода и долгие голы могут развиваться без вмешательства   человека.   При   их   посадка   не   создают   традиционных ярусов; баланс достигается более или менее равномерным размещением крупных доминант ­кустовых злаков на фоне пестрого «ситца» красок и фактуры разнотравья. Группы располагают мозаично, оставляя между ними   достаточно   свободного   пространства   (как   в   природе)‚   а   грунт декорируют   почвопокровными   видами,   предоставляя   растениям возможность свободно разрастаться. Пространство между цветниками засевают смесью газонных трав, которые устойчивы к вытаптыванию и придают   газону   «натуральный»   вид.   Такой   газон   можно   не   косить.   культур,     садовых Деревья   и   кустарники   в  экосадах   высаживают   свободно, живописными  группами. Под их пологом и в тени построек создают цветники по тому же принципу из теневыносливых засухоустойчивых или,   если   условия   позволяют,   влаголюбивых   растений.   В  сельской школе  экоцветники   могут   служить   живым   учебным   пособием   при изучении различных тем курсов ботаники и экологии. Простота стиля позволяет школьникам самим создавать композиции, использовать их во внеклассной   и   учебной   работе,   видеть   красоту   родной   природы.   В школьном дворе, на учебно­опытном участке, на экологической тропе желательно организовать места для отдыха и занятий. Здесь можно почитать, провести наблюдения за биологическими объектами, расположенными поблизости, организовать занятия натуралистического кружка,   наконец   просто   отдохнуть.  Столы   и   скамьи   для   этих   целей лучше   всего   делать   из   дерева,   сохраняя   его   естественный   вид   и фактуру. Например, бревно, распиленное вдоль ствола или со стесанной одной из  сторон и поставленное на высокие опоры, является удобной скамейкой.  Ширина сиденья такой скамейки должна составлять 22­25 см, высота  над землей ­28­­35 см. Бревно можно стесать не по всей длине, а лишь в  средней его части, тогда плоскость для сидения превратится в  небольшое углубление, закругленное по краям. Вертикально  поставленные обрезки бревен диаметром 30­40 см и высотой 40­42 см  представляют собой своеобразные табуретки. Такое же вертикально  поставленное бревно высотой 70­72 см может служить опорой для  небольшого стола. Кору c бревен снимать не обязательно (постепенно  она сама отстанет)…  Живые заборы, туннели, шалаши и другие постройки, выполненные с  помощью ивовых черенков, очень разнообразят дизайн ландшафта  школьного двора Такие постройки создают удивительный мир для  занятий и для отдыха Ивовые черенки неприхотливы, и с их помощью  можно конструировать довольно причудливые формы.  МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА  1. Район исследования.  Улуг ­Хемский район участок МБОУ СОШ им Шактаржыка с Чааты. 2. Методики исследования.  1) Составление и анализ планировки пришкольиой территории.  Оборудование: рулетка, компас. Порядок выполнение работы:  1. Составьте карту пришкольного участка.  2. На карте пришкольного участка отметьте следующие зоны:  а) учебно­опытную (участки различных культур, цветочно_­  декоративные растения, метеорологическая и географическая ,  площадки); `  б) спортивную;  в) зону отдыха (площадку для подвижных игр);  г) хозяйственную.  Обработка результатов и выводы.  Проанализируйте планировку пришкольного участка и сделайте вывод о ее соответствии санитарно­гигиеническим нормам, соблюдая  следующие дополнительные условия:   ­спортивная площадка должна располагаться в глубине участка и  отделяться от окон учебных помещений полосой зеленых насаждений;  ­хозяйственная зона должна размещаться со стороны входа в  производственные помещения столовой и иметь отдельный въезд с  улицы.   Сделайте вывод о соответствии зеленой зоны вашей пришкольной  территории санитарно­гигиеническим нормам.  2) Определение видового состава растительности пришкольной  территории. Оборудование: определители растений, колышки, шпагат, линейка  длиной 1 м.  Порядок выполнения работы.:  Определите видовой состав деревьев и кустарников.  2. Выберите несколько площадок „на газонах и определите видовой“  состав травянистых растений. Подсчитайте общее количество видов.  3. Опишите состояние и ухоженность газонов.  Обработка результатов и выводы. 1. Сделайте вывод о правильности подбора зеленых насаждений по  видовому составу, учитывая следующие данные.  Листовая поверхность одного взрослого растения накапливает за летний период пыли: вяз шершавый ­до 23 кг; тополь канадский ­до 34 кг; вяз  перистоветвистый ­до 27 кг; ясень ­до 27 кг; сирень до 1,6 кг; ива ­до 38 кг; акация ­до 2,0 кг; клен ­до 33 кг; лох узколистный ; до 2 кг.  Хорошими поглотителями свинца по обочинам дорог являются акация  желтая, липа, береза. Наиболее устойчивы к загрязнению воздуха газами тополь, ива белая,   белая акация, сирень, береза бородавчатая, лох  узколистный и др.  2. Сделайте вывод о видовом многообразии травянистого фитоценоза,  если на суходольном лугу встречается около 250 видов растений. 3. Внесите конкретные предложения по улучшению планировки и  озеленения школьного двора.  3) Оценка состояния зеленых насаждений с использованием простейшей  шкалы.  О наличии вредных для живых организмов примесей в атмосфере  можно судить по состоянию древесной растительности. Оценка ее состояния производится по пятибалльной шкале на основании  обследования всех деревьев на площади пришкольного участка. Шкала  оценки по внешним признакам (шкала визуальной оценки) составлена в  соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ. Она  приведена в таблице 2.  Цель: определить состояние зеленых насаждений на пришкольном  участке.  Порядок выполнения работы:  1. Определите виды деревьев, произрастающих на пришкольном  участке. 2. Используя таблицу, определите баллы состояния отдельных деревьев  каждого вида b¹b²b³ и т.д. 3. Определите средний балл состояния каждого вида деревьев по  формуле                                            К1=Ʃbi                                                 Ν где К1 ­ коэффициент состояния отдельных видов деревьев; b¹­баллы состояния отдельных деревьев; Ν ­число учтенных деревьев каждого вида  4. Коэффициент состояния деревьев  в целом на участке (К)  определяется как среднее арифметическое средних баллов состояния  различных видов деревьев на всей площади пришкольного участка K=K¹+K²+K³ число видов 5. Оцените состояние деревьев по табл 1 коэффициент состояния деревьев (К) Балл состояние  древостоя Характеристика  состояния древостоя K≤ 1,5 K=1,6-2,5 K= 2,6­3,5 K= 3,6­4,5 K≥ 4,6 Ⅰ Ⅱ Ⅲ Ⅳ Ⅴ здоровые  ослабленные  сильно ослабленные  усыхающие сухие 4) Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой  вытяжки. Цель:  Научиться определять кислотность почвы. 0борудование: весы технические лопатка, оборудование для  сушки  почвенных образцов, оборудование и приборы для определения рН  воды, раствор хлорида натрия (1, 0 н), стакан на 200 МЛ цилиндр  мерный на 50 мл.  Порядок выполнения работы:  1. Высушите отобранный образец.    2. В стакан поместите 20­50 г высушенной почвы и взвесьте его,  определив массу почвы (m,г)  З. Добавьте к почве раствор хлорида калия в количестве _2, 5 ?m (мл),  то есть 5 мл на 2 г почвы. 4. Перемешайте содержимое стакана в течение 3­5 минут с помощь  лопатки. 5. Отфильтруйте содержимое стакана через бумажный складчатый  фильтр, собирая готовую вытяжку в нижнем стакане. Обратите  внимание на ее внешний вид (цвет, мутность) Вытяжка должна быть  однородной и е содержать частиц почвы. 6. Определите рН солевой вытяжки.                                                                                                                                                           таблица 5 Шкала для определения кислотности почвы высокая  кислотность рН 1­2 умеренная  кислотность рН 3­4 слабая  кислотность рН 5­6 нейтральная  среда рН 7 щелочная  среда рН 8 5) Разбивка пешеходных дорожек на пришкольном участке.  На пришкольном участке для удобства передвижения в любую погоду  желательно сделать дорожки твердым покрытием. Для их устройства  используют песок, гравий, битый кирпич, булыжник и т. п. Сначала  выкапывают канаву глубиной 15­20 см. Дно канавы утрамбовывают, а  затем укладывают основание для покрытия высотой 10­12 см из  крупного шлака, крупнозернистого песка, кирпичного боя, гравия,  гальки. Покрытие дорожек может быть самым разнообразным: слой  щебня толщиной 5 см (с утрамбовкой), красный кирпич положенный  плашмя или на ребро, природные камни. Швы между камнями заливают  раствором или засыпают землей. Трава, прорастающая между камнями  покрытия с необработанными швами, сделает дорожки более  живописными. Если же зарастание дорожек нежелательно, то их можно  полить специальным раствором: 400­600 г порошковой серы, 200­300 г  хозяйственного мыла, 1­2 кг извести, ведро воды. Смесь кипятят  несколько минут, дают остыть и еще А разбавляют водой. Дорожка,  политая таким раствором, долго не зарастает. В уголках отдыха  покрытие целесообразно сделать менее заметным. Вместо дорожек  прямо по траве можно положить плоские камни на расстоянии 10­15 см  друг от друга. Естественные камни часто заменяют искусственными,  отлитыми из бетона в опалубке произвольной формы. Для этого  опалубку из металлической ленты устанавливают на грунт и укрепляют  с внешней стороны колышками. После заливки бетон можно посыпать  галькой, мраморной крошкой, кусочками керамической плитки. Высота  опалубки для отливки таких искусственных камней ­5­6 см. Количество дорожек должно быть минимальным, а их размещение продумано в  соответствии с общим планом участка.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ  1. Обработка результатов, полученных при использовании методики  «Составление и анализ планировки пришкольной территории». Выводы.  На составленной карте пришкольного участка нами отмечены  следующие зоны: учебно­опытная, где произрастают цветочно­ декоративные растения; спортивная; площадка для отдыха и  подвижных игр; хозяйственная зона Анализируя планировку  пришкольного участка, мы отметили следующее: спортивная площадка,  согласно требованиям, находится в глубине участка, но не отделена от  окон учебных помещений полосой зеленых растений; хозяйственная  зона размещается со стороны входа в производственные помещения  столовой, имеет отдельный въезд с улицы, но ее недостаток заключается в том, что она вплотную примыкает к площадке, где происходят  торжественные линейки, посвященные началу и окончанию учебного  года; площадки для игр, зона отдыха и место для проведения уроков в  природных условиях отсутствуют, нет также беседки, пешеходных  дорожек, разрежены и состарились посадки деревьев, некогда  образовывавшие шумозащитные полосы со стороны улиц; газоны и  цветники остро нуждаются в перепланировке и реконструкции. Таким  образом, зеленая зона пришкольного участка несоответствует ни  санитарно­гигиеническим, н эстетическим нормам и не выполняет в  полной в мере своего функционального назначения. 2. Обработка результатов, полученных при использовании  методики «Определение видового состава растительности пришкольной территории».  Выводы.  Работая над проектом, определили видовой состав деревьев и  кустарников на пришкольной территории, подсчитали общее количество видов, проанализировали общее состояние и ухоженность газонов и  цветников. Результаты оказались следующими:  1) Подбор зеленых насаждений произведен в целом правильно, но  видовой. состав беден. Правда, у нас широко представлены  тополь  канадский, сирень, ива , которые способны в максимальном количестве  накапливать пыль на шершавой поверхности своих листьев, что очень  важно в условиях нашего сухого и жаркого лета. 2) Из числа растений ­поглотителей свинца произрастает акация желтая. 3) Из растений, наиболее устойчивых к загрязнению газами,  представлены клен американский, сирень, тополь канадский.  4) Кроме этих видов, произрастают также жимолость обыкновенная и  шиповник, или собачья роза.  5) Видовое многообразие травянистого фитоценоза сильно обеднено.  Здесь в наличии лишь разнообразные злаки, а разно­травье,  лекарственные растения и декоративные цветочные культуры  представлены слабо.  3. Обработка результатов, полученных при использовании  методики «Оценка состояния зеленых насаждений с использованием  простейшей шкалы».  Выводы.  1 Определены три основных вида деревьев, произрастающих на  пришкольном участке. Это тополь канадский (21 дерево), вяз шершавый (74 дерева), акация желтая (15 деревьев).  2. С помощью таблицы определены баллы состояния отдельных  деревьев каждого вида и средний балл состояния каждого вида  деревьев:  К1 (тополь).= 3‚2 балла; , К2 (вяз) = 2,1 балла;  К3 (акация) = 3,7 балла.  3 Коэффициент состояния деревьев в целом на участке (К) определен  как среднее арифметическое средних баллов состояния различных  видов деревьев на всей площади пришкольного участка                       К=3 2+ 2,1 + 3,7 К == —­­­­­­­­­­­­­’ 3 = 3  4. Общее состояние деревьев было оценено по табл. 1. Так как полученный показатель К = 3 соответствует интервалу К=2 ‚6­ 3, 5, то состояние деревьев на участке оценивается  древостой относится к категории сильно ослабленных.  Ⅲ  балла, то есть  4. Обработка результатов, полученных при использовании  методики «Оценка экологического состояния почвы по кислотности  солевой вытяжки».  Выводы. Кислотность почвы ­ важный экологический фактор, определяющий  условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений,  а также подвижность загрязнителей в почве (в первую очередь  металлов). При высокой кислотности угнетаются рост и развитие  многих растений, подавляется жизнедеятельность микроорганизмов. В  этом случае необходимо делать известкование почвы.  Нами были исследованы почвы трех участков, Результаты проведенного  исследования занесены в таблицу.  таблица 4 Таким образом, на исследованных участках почва имеет слабокислую и  нейтральную среду и в известковании не нуждается.  Следовательно, на наших почвах могут произрастать растения, не требовательные к почве или могущие переносить слабокислую среду.  Таковыми являются: 1) из деревьев: Береза повислая, или бородавчатая, Осина дрожащая Дуб обыкновенный, Тополь американский, Вяз шершавый, Рябина  обыкновенная, Черемуха обыкновенная, Ель европейская, Сосна  обыкновенная ;  2) из декоративных кустарников: Сирень (обыкновенная и  персидская), Карагана желтая, Боярышник (восточный и кроваво­ красный), Шиповник (роза коричная, роза собачья), Барбарис  обыкновенный, Спирея (иволистная, дубраволистная), Жимолость  обыкновенная, Калина обыкновенная. 5. Обработка результатов, полученных при использоваии  методики «Разбивка пешеходных дорожек на пришкольном участке».  Выводы.  Нами была опробована схема устройства пешеходных дорожек для  пришкольного участка (рис. см. на с. 97). ,  В ходе пробных работ было выяснено следующее: с точки зрения  безопасности самым лучшим материалом является тротуарная плитка,  которая изготавливается методом вибропрессования, отличается  многообразием фигурных элементов, противостоит скольжению,  незаменима при мощении спусков. Но она слишком дорога для школы и  может быть использована лишь при обустройстве центральной парадной части школьного двора. Кирпич также подойдет для мощения дорожек,  им можно выкладывать площадки, оформлять любые зоны участка, так  как он достаточно дешев и гармоничен. Минусы его заключаются в том,  что обычный кирпич не морозостоек, некоторые его виды впитывают  влагу и со временем легко растрескиваются. На макете нашего  ландшафтного проекта  мы разместили дорожки в разных зонах  школьного двора в целях удобства передвижения как во  время  прогулок, так и для быстрого перехода из одной зоны в другую Схема устройства садовых дорожек  (а­из щебня, б­из кирпича, в­из колотого булыжника с заливкой  швов раствором); 1­ галька или кирпичный бой, 2­ жирная глина, 3­ покрытие  (щебень) 4­песок, 5­ красный кирпич, 6­ булыжник, 7­раствор.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ  Изучив современное состояние пришкольного участка нашей школы,  собрав предложения и рекомендации от своих школьных друзей и  заручившись поддержкой учителя биологии,, учителей начальных  классов а также других преподавателей и администрации, мы  разработали свой ландшафтный дизайн­проект нашего школьного двора. В этом проекте мы пытались решить вопросы создания индивидуального стиля, экономной эксплуатации территории, организации интерьера  (скамейки, беседки), подбора видового состава растений, приобщения  школьников к природе. К уже имеющимся на участке обязательным зонам мы добавили зону  отдыха. Она органично, в виде мозаики,включается в общую картину  обновленного школьного двора.   Уютная беседка примет ребят как для отдыха,так и для проведения  занятий кружка или уроков на открытом воздухе. Игровая площадка для малышей из начальной школы с оригинальными  ивовыми постройками создает удивительный сказочный мир.  Хотелось бы возродить на территории нашей школы и географическую  площадку, где можно было бы проводить метеорологические  наблюдения и практические работы. Размеры площадки могут быть  небольшими, не более 10 >< 10 м. На ней устанавливаются  метеорологическая будка, флюгер, солнечные часы и другое  необходимое оборудование.  Индивидуальный стиль участку поможет придать небольшой мобильный искусственный пруд. Его нетрудно ссорудить с помощью современных  материалов (камушек лебедей и гусей). Вокруг водоема можно  высадить ирисы,калужницу, другие  растения. Конечно, все это требует  ухода‚ но именно таким образом и решается вопрос трудового  воспитания и приобщения к природе, а также приобретаются  практические навыки исследовательской и творческой  работы. Учебно­опытную зону мы решили разработать в стиле натургартеи.  Ассортимент растений для композиций ­ цветников, газонов,  экоальпинариев необходимо будет подбирать с учетом доминирования  весенне и осеннецветущих видов. У элементов экосада не делают четких границ и бордюров. Дорожки «под натуральный камень», плавно огибая посадки, могут  исчезать в нестриженой траве, превращаться в протоптанные в  разнотравье тропинки. Экоальпинарий напоминает собой скальную  осыпь, расцветенную мозаикой стелющихся и подушковидных растений, и также не требует больших затрат как по уходу, так и с экономической точки зрения.  Но мы решали не только вопросы эстетики и художественного  оформления. Важно было помнить и о том, что растения на участке  школьного двора ­это защита от шума, пыли, различного вида  загрязнителей. Обновленные и омоложенные шумозащитные посадки  деревьев и кустарников, размещенные в шахматном порядке‚ могут  быть выполнены в виде высоких формированных (стриженых) стен. Для  таких целей подойдут: вяз мелколистный, ива, тополь, липа  мелколистная, из хвойных можжевельник высокий  Изучение природной флоры вообще и лекарственных свойств местных  растений в частности сегодня очень актуально. Небольшой  лекарственный огород поможет проведению фенологических  наблюдений, научно­исследовательских работ, приобретению  агротехнического опыта и просто подчеркнет уникальность стиля  нашего школьного двора. Коровяк густоцветковый, очиток  обыкновенный, первоцвет весенний, прострел раскрытый не только  могут использоваться в лекарственных целях, но и послужат  замечательным украшением территории пришкольного участка.  Озеленение школы,создание собственного индивидуального стиля  школьного двора­работа не простая.Требуется совместные усилия  школьников, педагогов,родителей и др. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1.  Сборник материалов IV Областного фестиваля педагогических проектов. Ноябрь 2005г. г. Омск. 2.     Настольная книга классного руководителя 5. 6, 7, 8 классов. Ростов­на­Дону. Феникс 2002г. 3.       Наполним радостью сердца. Ростов­на­Дону. Феникс 2002г.  4.       Классный час играючи В. А. Герасимова Творческий центр сфера Москва­2002 5.      Башкы № 3, 4, за 2005год. 6.      Воспитание личности в коллективе  Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов Москва педагогический поиск­2001г Классный 7. Москва 2003­2004 г.   руководитель 8. технологий, Психолого­       дидактические       основания       личностно­ориентированных их       адаптация, интеграция в образовательном процессе. Барнаул­2006год. 9. Воспитание школьника Москва­2003год.

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья

Село,школа, семья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019