Финансовая грамота
Оценка 4.9

Финансовая грамота

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
классное руководство
8 кл
15.03.2019
Финансовая грамота
Данный проект рассчитан для учащихся 8 классов. Цель проекта по финансовой грамотности познакомить ребят с понятиями "бюджет семьи", с его структурой и планированием. Сформировать у учащихся умение соизмерять потребности с возможностями при расчёте семейного бюджета. Дать понятие профицита, дефицита, объяснить что такое личный бюджет.
проект для 8 класса.docx
Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №  6 Методическая разработка внеурочного занятия в 8 классе:  «Что такое семейный бюджет и как его построить» Разработчик:  Умарова Дилором Абдуллаевна  учитель русского языка и литературы    г. Морозовск 2018 Введение Многие   семьи   сталкиваются   с   проблемой   нехватки   денег   и нерационального   расходования   семейного   бюджета.   Дело   в   том,   что   в семейной экономике нет контролеров. Каждый самостоятельно рассчитывает свои   денежные   средства,   и   нередко   в   этом   случае   расходы   превышают доходы.   Приходится   обращаться   к   родственникам,     друзьям,   знакомым   с просьбами одолжить некоторую  сумму денег до зарплаты. Конечно, семейная экономика — наука сложная, тем не менее, учиться разумно тратить деньги необходимо. Тема     занятия     является   актуальной   для   обучающихся   8   класса, поскольку   в   современном   мире   детям   необходимо   взаимодействия с родителями и умения рассчитывать  семейный бюджет.   развивать   навыки  Урок планируется для 8 класса. В начале занятия используется видеоролик «Уроки тётушки Совы» с целью облегчения понимания заявленной темы детям. Занятие должно подготовить учащихся к осознанию того, как строится бюджет семьи, познакомить с его структурой и планированием. Основная часть 1. Общая характеристика занятия Объект: общеобразовательная школа Участники проекта:   Педагог: УмароваДилоромАбдуллаевна Учащиеся: 8 класс  Другие: родители Название предмета (внеурочное занятие): «Финансовая грамотность»  Место   занятия   в   логике   реализации   предмета   –   курс   внеурочной деятельности  Характеристика условий реализации проекта: Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме:  7 / 6 Оборудование   и/   или   характеристика   образовательной   среды: интерактивная доска, кейсы, проектор. Учебно­методическое обеспечение: Методические   материалы   для   учителя:   Финансовая   грамотность: учебная   программа.   8–9   классы   общеобразовательной   организации   / Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова, И.В. Липсиц. М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. 32 c. (Дополнительное   образование:Серия   «Учимся   разумному   финансовому поведению»).  Учебник и/ или учебное  пособие для учащихся:   Липсиц, И. В. Л61   8–9   классы Финансовая   грамотность:   материалы   для   учащихся. общеобразоват. орг.   / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил. (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 2. Педагогическая характеристика занятия Тема: «Что такое семейный бюджет и как его построить» Цель   занятия:   сформировать   у   учащихся   умение   соизмерять потребности с возможностями при расчёте семейного бюджета. Задачи:  познакомить  учащихся со  структурой источников  доходов семьи, со  статьями семейного и личного бюджета, с  основными видами доходов;  сформировать у учащихся понимание того, что: а) бесконтрольная   трата   семейных   доходов   может   привести   к финансовым трудностям;  б) необходимо планировать доходы и расходы семьи. Базовые понятия и знания:   Контроль   расходов   семьи,   семейный   бюджет:  профицит,   дефицит, личный бюджет.  Факторы,   влияющие   на   размер   доходов   семьи;   статьи   семейного   и личного бюджета; обязательные ежемесячные траты семьи и личных трат. Предметные образовательные результаты Знать:  основные понятия. Уметь:  рассчитывать личный и семейный доход;   применять базовые предметные понятия.  Владеть:  навыками  учёта доходов и расходов;  Метапредметные образовательные результаты:  различать личные расходы и расходы семьи;  развивать критическое мышление. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Этапы занятия Продол житель ность  1 Подготовительный 2 Организационный 2 мин 3 Проблемная  ситуация 4 Беседа по  просмотренному  видеоролику. 5Организационный 6. Поиск решения  проблемы. 7. Выводы и  результаты 4 мин. 3 мин 1 мин 14 мин 14 мин 8. Рефлексия 7 мин. Действия учителя и учащихся  при выполнении заданий Проведение анкетирования учащихся перед проведением  занятия « Умеете ли вы тратить деньги с умом?» Учитель: Приветствие. Проверка готовности к  уроку.Обоснование актуальности темы Просмотр видеоролика «Советы тётушки Совы» по  изучению проблемы семейного бюджета Учитель предлагает учащимся сформулировать проблему  урока. Учащиеся выдвигают свои варианты решения  проблемы. Формирование команд Работа в группах с кейсами по составлению семейного  бюджета.  Выступление эксперта от каждой группы  с выводом по  кейсу. Учащиеся слушают оценку своей деятельности в  лице родителей. Учащиеся отвечают на вопросы анкеты: « Умеете ли вы  тратить деньги с умом?» и получают советы от родителей  по семейному бюджету. 3.Методическая характеристика занятия     Перечень   методик   (технологий,   методических   приемов), рекомендуемых к использованию на уроке: проблемный вопрос, проблемная ситуация, кейс­стадия "casestudy"; обучение в сотрудничестве. Методика   оценки   педагогической   эффективности   занятия: использование анкеты. Вопросы для педагогической рефлексии. План учебного занятия: 1.За день до проведения занятия учащиеся заполняют анкету«Умеете ли вы тратить деньги с умом?» 2. Организационный момент (2 мин) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Актуальность темы. 1 Проблемная ситуация (4 мин) Просмотр видеоролика «Советы тётушки Совы» по изучению проблемы  семейного бюджета. 4. Беседа по просмотренному видеоролику. (3 мин) Учитель   предлагает   учащимся   сформулировать   проблему   по просмотренному видеоролику.  Учитель  – задает проблемный вопрос: «Как вы понимаете, что такое семейный бюджет?». Ученики – активно высказывают свои варианты решения. Бюджет   семьи  –   это   структура   всех   доходов   и   расходов   семьи   за определенный период времени (месяц или год).  Что же такое доход? Из чего он складывается?  Доход – это деньги или материальные ценности, полученные от предприятия или   отдельного   лица   (все   полученные   средства   составляют   совокупные доходы). Расход – это затраты, издержки для определенных целей. Если представить бюджет в виде весов, то можем получить расположение чаш весов, представленных на картинке. доход расхо д 5 Организационный момент 1 мин. Деление класса на группы по методике Белбина  6. Поиск решения проблем (14 мин) Группы раскрывают свои кейсы и знакомятся с заданиями, в которых нужно просчитать бюджет и решить задачи. Кейс 1 . Кейс­метод Анализ скрытых проблем     :   ­ Предложите семье X, что нужно предпринять, чтобы сбалансировать их  бюджет. В какой части бюджета можно было бы вести расходы более  рационально. Задача. Семья X состоит из 3 человек: мать, отец и ребенок возраста 14 лет. Каждый  месяц родители получают заработную плату в общей сумме 15 000 руб., есть у семьи загородный домик, где семья отдыхает только летом, выращивает  овощи и фрукты, но мать не умеет делать заготовки, следовательно, все  потребляется сразу в течение летних месяцев. Ежемесячно на квартплату  уходит около 1 000 руб. Коммунальные платежи составляют 800руб. из них:  плата за телефон 200 руб., за воду 100 руб., за свет 500 руб. На работу и учебу приходится добираться на автобусе всем членам семьи. Каждая поездка для 1 человека составляет 20 рублей в день. Итого за 1 месяцу семьи на  транспортные услуги уходит около 1300 рублей. На хозяйственно бытовые  нужды семья тратит 1000 руб. каждый месяц. На товары повседневного  спроса у семьи уходит 2500 рублей. Очень любят члены семьи вкусно  покушать. В месяц на питание уходит 7000 руб. Например, каждый день на  ужин мать покупает различные виды пирожных, натуральный сок, газированную сладкую воду, разные виды фруктов. Каждые выходные ребенок ходит на дискотеку, там он еще играет в компьютерные игры на автоматах,  хотя дома имеет компьютер. На все развлечения ребенок в месяц тратит по 600 руб. 800 рублей в месяц на оплату сотовой связи уходит для всех членов семьи. В  этом месяце отец заболел гриппом, и пришлось покупать дорогое лекарство за 500 руб. Таким образом, свободных денег у семьи X нет, а есть долг. В перспективе семье необходимо сделать ремонт в квартире, обновить  зимнюю одежду и много других расходов, на которые хотела бы семья  потратить деньги, но их не хватает. Что делать? Посмотрите на статьи расходов и доходов и предложите семье X, Что  нужно предпринять, чтобы сбалансировать их бюджет. В какой части  бюджета можно было бы вести расходы более рационально. Задание.  По представленным ниже статьям заполните таблицу семейного бюджета и  устно подготовьте ответы на следующие вопросы: 1.В какой части семейного бюджета семьи Х больше всего статей? 2. Проанализируйте доходную часть семьи Х. Какой вы дадите совет для  улучшения этой части семейного бюджета. 3. Проанализируйте расходные статьи семьи Х. На что больше тратится  финансовых средств в этой семье? 4. Какой вы дадите совет для улучшения этой части семейного бюджета. Кейс 2  Семья Ивановых состоит из пяти человек.      Мама – Татьяна Петровна, папа – Михаил Иванович. Их дети: сын Борис – студент, дочь Полина, а также бабушка – Зинаида Алексеевна.      Все члены семьи имели доход, кроме Полины, ученицы 9 класса. В семье Ивановых денежные средства хранились в шкатулке, и каждый мог свободно брать их для своих нужд.      Накануне Нового года глава семейства Михаил Иванович, вдруг вспомнил, что   забыл   купить   подарки   для   детей.   Он   открыл   шкатулку,   но   она практически была пуста. Михаил Иванович громко спросил жену: «Татьяна, где же деньги?» Татьяна Петровна испуганным голосом ответила: «Наверное, их взял Борис, чтобы отправиться в модный клуб для встречи Нового года». Сын услышал мать и возмущённо сказал: «Я не брал такую сумму»!       На шум из своих комнат вышли Полина и Зинаида Алексеевна. Полина созналась, что ей очень захотелось купить украшение к празднику, которое ей предложила одноклассница только что вернувшаяся из­за границы.       Зинаида Алексеевна сказала: «А, что? Я отдала долг соседке. Что новый год с долгами встречать?»     В семье Ивановых ещё долго не умолкали голоса домочадцев. Они спорили, выясняли кто прав, кто виноват. Вопросы для обсуждения: 1. Почему произошёл конфликт? 2. Счастливый ли был конец? 3. Какие другие концовки могли бы быть? 4. Что нужно было сделать членам семьи для предотвращения конфликта? Необходимо планирование расходов, с учётом доходов, т.е. – составление  бюджета 5.Выводы и результаты 14 мин 1.Выступление эксперта от каждой группы  с выводом по кейсу.  2.Учащиеся слушают оценку своей деятельности в лице родителей. 6. Рефлексия 7 мин Учащиеся повторно отвечают на вопросы анкеты:  Умеете ли вы тратить деньги с умом? Советы родителей (приложение) ЗАКЛЮЧЕНИЕ                Данный проект направлен на: • понимание   и   правильное   использование   проведение простых финансовых расчётов;   терминов;     осмысление; • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики; • понимание   основных   принципов   экономической   жизни   общества: представление   о   роли   денег   в   семье   и   обществе,   о   причинах   и последствиях изменения доходов и расходов семьи; • формирование   социальной   ответственности:   оценка   возможностей   и потребностей в материальных благах; • применение базовых предметных и межпредметных понятий; • понимание цели своих действий;  • • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной готовность слушать собеседника и вести диалог; деятельности. Список использованных документов и источников информации 1.   Методические   материалы   для   учителя:   Финансовая   грамотность: учебная   программа   8­9   классы   общеобразовательных   организаций.   /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. ­М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014 2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя 8­ 9 классы общеобразовательных организаций. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. ­М.: ВИТА­ПРЕСС, 2015 Приложения 1.Роли в команде по Белбину Роли и описание вклада в работу команды 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Генератор идей: креативность, воображение, своеобразие,  необычность. Решает сложные проблемы. Исследователь: экстраверт, энтузиазм, общителен. Не  упускает возможности, развивает контакты. Координатор: зрелость, уверенность, хороший руководитель. Разъясняет цели, стимулирует принятие решения, делегирует  полномочия. Творец: поиск, динамичность, преодоление  давления. Напористость и смелость в преодолении  препятствий. Эксперт: рассудительность, стратегия, проницательность.  Видит все возможности. Умеет дать точную оценку. Дипломат: сотрудничество, мягкость, восприимчивость,  дипломатия. Умеет слушать, строить, и предотвращать  трения. Реализатор: дисциплинированность, надежность,  консерватизм, практичность. Превращает идеи в  практические действия. Исполнитель: старательность, кропотливость,  добросовестность, щепетильность. Находит ошибки и  упущения, выполняет все вовремя. Специалист: целеустремленность, преданность своему делу.  Предоставляет знания и умения по специфическим вопросам.      2.Шкала оценивания для экспертов (родителей); ы Работа   в группе (3б) п п у р г   № баллы 3 отмет 5 Расчет бюджет а (5б) Расчет   задач (1 задача 1б) Правильность заполнения таб 1 (2б) 5 4 2 Шкала оценок 3 2 2 Аргументи рованноев ыступле­ ние 2 ки Макс. баллы 10­14 7­9 5­6 0­4 3 Анкета:Умеете ли вы тратить деньги с умом?   Вопрос 1. Вам не хватает денег, которые дают вам родители или  частенько приходится одалживать у друзей? ­Хватает как раз на то время, что я рассчитываю (2) ­Иногда приходится занимать (1) ­В свой бюджет никак не укладываюсь (0) Вопрос № 2. Знаете ли вы, сколько вам надо денег на питание в месяц?  ­Да, знаю (2) ­Знаю, но приблизительно (1)  ­ Не знаю (0) Вопрос № 3 Вы увидели в магазине ценную вещь, которую искали долго, но  денег на покупку не хватает. Отложите на полчаса товар и побежите за  деньгами. Куда? Домой или сберегательную кассу (2) К знакомым чтобы взять деньги в долг, без твердой уверенности в том, как и когда вы отдадите долг. (0) К друзьям, чтобы одолжить без точного срока возврата (1) Вопрос № 4 Купив долгожданную вещь, пригодится она или нет? Давно искали, чтобы купить (1) Покупка оказалась совсем неожиданной, но удачной (2) Неудачная покупка. Вещь лежит без употребления (0) Учитель:     Подсчитайте ваши ответы и прослушайте ключ теста:  Более 5 очков – вы умеете правильно расходовать деньги 4­5 очков – вам следует подучиться искусству тратить деньги Менее 4 очков – срочно заведите тетрадь учета расходов А выводы делать вам! 4.Советы родителей Родители:  И несколько шуточных советов на будущее, как удержать деньги  в кошельке: Получив сумму, сразу не тратьте из нее ни копейки по крайне мере сутки,  дайте деньгам переночевать в вашем кошельке. Утром вы спокойнее уже  будете относиться к деньгам, не испытывая непреодолимого желания тратить. Деньги к деньгам. Поэтому никогда не держите кошелек пустым. Пусть хоть  монетка, но лежит в нем. Заведите своеобразный финансовый оберег, который вы вполне можете  зарядить сами. Например, купите маленькую собачку брелок и таскайте его с  собой думая: Она охраняет мои деньги, чтобы не разбежались. 4. Не занимайте деньги в понедельник и не отдавайте долг в пятницу Следите, чтобы не было дырок в карманах. Не кладите все яйца в одну корзину. Не носите всю сумму с собой, оставьте,  часть дома.

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота

Финансовая грамота
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2019