Паспорт урока внеклассного чтения во 2 классе,
посвященного 75-летию Великой Победы
Тема урока: |
Урок памяти и славы. С.П. Алексеев «Отдельный танковый батальон» |
Учитель |
Семенова Надежда Петровна |
Образовательная цель |
формирование читательской культуры личности, развитие субъектной позиции второклассника на основе осмысления произведения С.П. Алексеева «Отдельный танковый батальон» |
Планируемые образовательные результаты |
ПР-1:воспринимает на слух художественный текст; ПР-2: определяет смысл произведения; ПР-3: видит и распознаёт в тексте героев произведения; ПР-4:получает возможность характеризовать героев произведения. По окончании прочтения ученик: ЛР-1:имеет представление о событиях ВОВ 1941-1945 годов; ЛР-2: проявляет любовь к Родине, стремление защищать и беречь её; ПУД-1: использует дополнительную и справочную литературу; ПУД-3:использует простейшие виды анализа текста; ПУД-5:овладевает навыками смыслового чтения; КУД-1: включается в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. КУД-3: формулирует, аргументирует и отстаивает своё мнение; РУД-1: формирует и удерживает учебную задачу проводит рефлексию и самооценку собственной деятельности. |
Программные требования к образовательным результатам
|
Ученик научится: - просматривать, читать содержание книги целыми словами, осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; ориентироваться в книге. Ученик получит возможность научиться: -расширять знакомство с дополнительной литературой; проявлять познавательный, творческий интерес к детским книгам. |
Программное содержание |
Знакомство с биографией и творчеством писателя С.П. Алексеева о войне 1941-45 годов |
Мировоззренческая идея |
Формирование чувства патриотизма и уважения к подвигам наших предков и современников |
Ценностно смысловые ориентиры |
Познание. Культура. Книга. |
Оснащение урока |
Экран, проектор, компьютер, видеоматериал, выставка книг писателя С.П. Алексеева, карточки для групповой работы, клей-карандаш, конверты с вариантами для заданий 3 и 4, фишки для самооценки |
Мизансцена урока |
Класс разделен на 4 группы по 5 человек |
Ход урока
I. Организационный этап (1 мин.).
Мотивация. Психологический настрой на урок.
Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, ребята! К уроку внеклассного чтения я попросила вас найти пословицы о Родине. Какие пословицы вы знаете? (Ответы учащихся)
-«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
-« Родина - мать, умей за нее постоять»
-« Жить-Родине служить»
Учитель: Как вы понимаете смысл пословиц? (Главная и прямая обязанность человека служить своей Родине, защищать ее и приносить пользу.)
II. Подготовка к восприятию новой темы (7 мин.)
Учитель:
- Известный поэт С. Михалков считал, что… «Только тот, кто любит, ценит и уважает, накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
- Кто такой патриот? Как узнать значение слова? ( Обратимся в толковый словарь)
(Патриот - человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины).
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о событии, которое будет отмечать вся наша страна, 75-летие Великой Победы. Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2019 года 2020 год объявлен Годом памяти и славы.
О войне мы знаем только из книг, фильмов, рассказов ветеранов, так как родились и выросли в мирное время.
-Как же начиналась Великая Отечественная война?
( Учитель в ходе рассказа открывает слайды)
Мирную жизнь людей, взрослых и детей, на рассвете 22 июня 1941 года нарушили немецкие самолеты с бомбами. Фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Бомбы обрушились на города и села, аэродромы и железнодорожные станции, дома, школы, детские сады и больницы. Миллионы людей вышли на улицы, чтобы услышать голос Левитана, извещающий о начале войны. Весь наш народ поднялся на борьбу с захватчиками, на фронт уходили и старые, и молодые. С первого дня до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами-врагами всего человечества. Справедливая, освободительная война закончилась 9 мая 1945 года. Во время войны было совершено много подвигов настоящими героями - солдатами.
-Кого называют героем? (Человека исключительной смелости и доблести).
-Что такое подвиг? (Подвиг - героический поступок, совершённый в трудных условиях.)
Учитель:
- Героизм советских людей (наша страна в то далекое время называлась СССР - Союз Советских Социалистических Республик) невозможно переоценить: битва за Москву, блокада Ленинграда, 200 дней и ночей Сталинграда, битва на Курской дуге, за Днепр. Долгожданную победу люди ждали 1418 дней. Более 27 миллионов советских людей погибли в этой страшной войне. Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания - метроном).
III. Постановка учебной задачи (5 мин.)
Учитель:
-Ребята, своей мирной жизнью мы обязаны советским солдатам. А как мы с вами можем быть достойны памяти тех, кто сражался до последней капли крови. (Ответы детей)
- Среди нас осталось очень мало очевидцев событий тех 1941-45 годов. Ветераны.… Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом. Они нуждаются в нашей заботе. Помните о том, какой подвиг совершили они, чтобы мы мирно и счастливо жили в нашей стране!
Послушайте рассказ ученика 6 класса Шерстнёва Никиты о своем прадедушке, нашем земляке Базарном В.Г., поэте нашей малой родины.
(Просмотр видеоролика 3 мин.)
Учитель:
-Кем служил Базарнов Василий Григорьевич в годы войны? (Он служил в особом лыжном батальоне).
- Найдите значение слова батальон в Толковом словаре.
(Батальон (франц.) - формирование, основное тактическое подразделение в сухопутных войсках, воздушно-десантных войсках, береговых войсках и других войсках. Батальон входит в состав полка. Стрелковый, сапёрный, специальный, танковый и т.п.).
Учитель: - Ребята, как Никита узнал о героической жизни своего прадеда?
( Из воспоминаний Василия Григорьевича и его стихов, книг, рассказов близких).
IY. Чтение рассказа учителем, обсуждение (15 мин.)
- Как далеко от нас война, о ней узнаем мы теперь из книг… Сегодня на выставке в нашем классе книги писателя Алексеева С.П., который создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь.
Учитель:
- По моей просьбе группа ребят подготовила рассказ о писателе. Давайте их послушаем. (Ученики выходят к доске)
Ученик 1. Алексеев Сергей Петрович родился в 1922 году на Украине в маленьком селе Плискове в Винницкой области. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына обязательно врачом. В старших классах Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище.
Ученик 2. Война застала его близ границы в полевом лагере. С группой товарищей он был направлен в Оренбургское лётное училище. Без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского педагогического института, полный курс которого прошёл за17 месяцев. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков.
Ученик 3. Книги Сергея Алексеева были переведены на 50 языков мира.
Среди книг Сергея Алексеева особо место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это книга, в которой писатель рассказал о героических подвигах нашего народа в Великой Отечественной войне. Какими они были, – люди, отстоявшие свободу и независимость, и уничтожившие фашистов? Талант известного писателя Сергея Алексеева позволяет нам увидеть их, как живых, и запомнить навсегда.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом из книги С.П. Алексеева «Рассказы о войне». Он называется «Отдельный танковый батальон». Ребята, назовите, на какой странице нужно искать этот рассказ? Сейчас я прочитаю рассказ «Отдельный танковый батальон, и если вам встретятся непонятные слова, отметьте их (Ученики, следят по тексту).
- Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Найдите их, попробуем объяснить. (Возможные слова для объяснения: резервы (запасные войска), лазурь (светло-синий цвет), броня - защитная облицовка из стальных плит).
- Какие мысли и чувства у вас вызвал рассказ? (Ответы детей)
V. Работа в группах по карточкам (12 мин)
Каждая группа получает задание на карточке. Учащиеся, прочитав рассказ, выполняют задание и представляют вариант ответа у доски.
Карточка 1. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы.
1) О каком сражении идет речь в рассказе «Отдельный танковый батальон»? (Московская битва, станция Крюково)
2) Сколько танков было в танковом батальоне? (Один танк).
3) Помог ли этот танк солдатам в бою? (Да. Он быстро менял позиции на поле боя, было отбито 5 атак).
Карточка 2. Прочитайте рассказ. Возьмите из конверта полоски бумаги с написанными на них качествами характера человека. Прочитайте про себя.
Выберите только те, которыми, на ваш взгляд, обладает старший лейтенант Логвиненко. Наклейте выбранные полоски на лист ватмана.
|
Карточка 3. Прочитайте рассказ. Из предложенных вариантов подберите к рисункам 1 и 2 отрывки. Наклейте текст под рисунком.
Рис.1
Рис.2
Карточка 4. Прочитайте рассказ. В предложенном отрывке найдите предложение, в котором выражена главная мысль текста. Подчеркните его.
Легче в бою солдатам. Слух от солдата идет к солдату – прибыл танковый батальон. Устояли тогда герои. Не пустили вперед фашистов.
И вторую отбили атаку солдаты. А за этой еще четыре. Теперь уже не только первому батальону – всему полку помогал танкист.
Закончился бой. Стоит танкист – молодой, красивый. Глаза синие- синие. Майской горят лазурью.
Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя:
– Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон.
- Что имел в виду командир полка? Объясните.
YI. Итог урока. Рефлексия «Свободный микрофон»(5 мин.)
- С творчеством, какого писателя познакомились сегодня на уроке? Какие чувства вы испытываете сейчас? Довольны ли вы своей работой на уроке? Поднимите фишку красного цвета, если у вас есть желание поделиться впечатлениями от прочтения рассказа. (Дети высказываются на волнующую тему.) В помощь детям даются начальные фрагменты высказывания: «Я задумался над (о)...», «Я понял (а), что...», «Меня впечатлило...».
Заключительное слово учителя:
-Да, ребята, книги Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни. С. П. Алексеев с такими словами обращается к вам в предисловии к книге:« Дорогие ребята! Вы молоды. Вся ваша жизнь впереди. Желаю вам много счастья. Пусть минуют вас беды и войны. Пусть окружают вас люди, подобные героям этой книги. Любите своих родителей, свой дом, свою школу, свою великую Родину. Любите, и она вам ответит тем же».
- Спасибо вам за работу! На вашем столе лежат фишки красного и зеленого цвета. Посмотрите на выставку. Поднимите фишку зеленого цвета, если знакомство с книгами вы продолжите самостоятельно дома. Эти книги вы можете взять в школьной библиотеке.
Приложение 1
Отдельный танковый батальон
Продолжается жестокая схватка с фашистами. Тяжелые бои идут у поселка и станции Крюково. С особой силой здесь жмут фашисты. Не хватает у наших сил. Вот -вот отойдут советские солдаты.
Звонят командиры старшим начальникам. Просят о срочной помощи. Нет у старших начальников помощи. Все резервы давно в бою.
Все тяжелее дела под Крюковом. Снова звонят командиры начальникам.
– Хорошо, – говорят начальники. – Ждите танковый батальон.
И верно, вскоре на командный пункт сражающегося здесь полка явился офицер танкист. Молод, красив танкист. В кожаной куртке, в шлеме танкистском. Глаза синие- синие. Словно в мае лазурь небесная.
Подошел танкист к командиру полка, руку к шлему поднес, представился:
– Товарищ командир полка, отдельный танковый батальон прибыл в ваше распоряжение. Докладывает командир батальона старший лейтенант Логвиненко.
Рад командир полка, просто счастлив. Обнял офицера:
– Спасибо, браток, спасибо. – И сразу конкретно к делу: – Сколько в батальоне танков?
– Одна машина, – отвечает танкист. И небесная лазурь в глазах светит.
– Сколько- сколько? – не верит своим ушам командир полка.
– Одна машина, – повторяет танкист. – Одна осталась… Танк Т37.
Большие потери несли под Москвой фашисты. Но и у наших они немалые…
Вся радость с лица у командира полка вмиг слетела. Танк Т37 самый устаревший советский танк. Самый старый и самый малый. Один пулемет – вот и все вооружение. Броня толщиной с мизинец.
– Какова будет боевая задача? – спрашивает танкист.
– Направляйтесь в распоряжение первого батальона, – сказал командир полка.
Этот батальон больше всего и атаковали сейчас фашисты.
Прибыл танкист к батальону и сразу ринулся в бой. То в одном месте поддержит броней пехотинцев, то быстро меняет позиции. И вот уже на новом месте. Легче в бою солдатам. Слух от солдата идет к солдату – прибыл танковый батальон.
Устояли тогда герои. Не пустили вперед фашистов.
И вторую отбили атаку солдаты. А за этой еще четыре. Теперь уже не только первому батальону – всему полку помогал танкист.
Закончился бой. Стоит танкист – молодой, красивый. Глаза синие- синие. Майской горят лазурью.
Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя:
– Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон.
Приложение 2
Толковый словарь
Батальон - формирование, основное тактическое подразделение в сухопутных войсках, воздушно-десантных войсках, береговых войсках и других войсках. Батальон входит в состав полка. Стрелковый, сапёрный, специальный, танковый и т.п.)
Броня - защитная облицовка из стальных плит на военных кораблях, автомобилях, поездах и пр.
Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны.
Лазурь – (цвет) светло-синий.
Н-р: совершить подвиг воинский, подвиг трудовой во славу родины.
Патриот - человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины
Подвиг - героический, самоотверженный поступок.
Резерв войск - запас, откуда черпаются новые силы.
Приложение 3
Карточка 1. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы.
1) О каком сражении идет речь в рассказе «Отдельный танковый батальон»? _________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Сколько танков было в танковом батальоне? _________________________
3) Помог ли этот танк солдатам в бою? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2. Прочитайте рассказ Возьмите из конверта полоски бумаги с написанными на них качествами характера человека. Прочитайте про себя.
Выберите только те, которыми, на ваш взгляд, обладает старший лейтенант Логвиненко. Наклейте выбранные полоски на лист ватмана.
|
Карточка 3. Прочитайте рассказ. Из предложенных вариантов подберите тексты к рисункам 1 и 2.
Рис.1 Рис.2
Звонят командиры старшим начальникам. Просят о срочной помощи. Нет у старших начальников помощи. Все резервы давно в бою. Все тяжелее дела под Крюковом. Снова звонят командиры начальникам – Хорошо, – говорят начальники. – Ждите танковый батальон. |
– Сколько в батальоне танков? – Одна машина, – отвечает танкист. И небесная лазурь в глазах светит. – Сколько- сколько? – не верит своим ушам командир полка. – Одна машина, – повторяет танкист. – Одна осталась… Танк Т37. |
Прибыл танкист к батальону и сразу ринулся в бой. То в одном месте поддержит броней пехотинцев, то быстро меняет позиции. И вот уже на новом месте. |
Устояли тогда герои. Не пустили вперед фашистов. И вторую отбили атаку солдаты. А за этой еще четыре. Теперь уже не только первому батальону – всему полку помогал танкист. |
Закончился бой. Стоит танкист – молодой, красивый. Глаза синие- синие. Майской горят лазурью. Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя: – Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон. |
Карточка 4. Прочитайте рассказ. В предложенном отрывке найдите предложение, где выражена главная мысль текста.
Легче в бою солдатам. Слух от солдата идет к солдату – прибыл танковый батальон. Устояли тогда герои. Не пустили вперед фашистов.
И вторую отбили атаку солдаты. А за этой еще четыре. Теперь уже не только первому батальону – всему полку помогал танкист.
Закончился бой. Стоит танкист – молодой, красивый. Глаза синие- синие. Майской горят лазурью.
Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя:
– Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон.
- Что имел в виду командир полка? Объясните.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.