Урок внеклассного чтения во 2 классе С. Алексеев "Отдельный танковый батальон"
Оценка 4.9

Урок внеклассного чтения во 2 классе С. Алексеев "Отдельный танковый батальон"

Оценка 4.9
docx
20.04.2020
Урок внеклассного чтения во 2 классе С. Алексеев "Отдельный танковый батальон"
Урок памяти и славы. С.П. Алексеев «Отдельный танковый батальон».docx

 

Паспорт урока внеклассного чтения во 2 классе,

посвященного 75-летию Великой Победы

Тема урока:

Урок памяти и славы. С.П. Алексеев «Отдельный танковый батальон»

Учитель

Семенова Надежда Петровна

Образовательная цель

формирование читательской культуры личности, развитие субъектной позиции второклассника  на основе осмысления произведения С.П. Алексеева «Отдельный танковый батальон»

Планируемые образовательные результаты

ПР-1:воспринимает на слух художественный текст;

ПР-2: определяет смысл произведения;

ПР-3: видит и распознаёт в тексте  героев произведения;

ПР-4:получает возможность  характеризовать героев произведения.

По окончании прочтения  ученик:

ЛР-1:имеет представление о событиях  ВОВ 1941-1945 годов;

ЛР-2: проявляет любовь к Родине, стремление защищать и беречь её;

ПУД-1: использует дополнительную и справочную литературу;

ПУД-3:использует простейшие виды анализа текста;

ПУД-5:овладевает навыками смыслового чтения;

КУД-1: включается в учебное  сотрудничество с учителем и одноклассниками.

КУД-3: формулирует, аргументирует и отстаивает своё мнение;

РУД-1: формирует и удерживает учебную задачу

проводит рефлексию и самооценку собственной деятельности.

Программные требования к образовательным результатам

 

 

Ученик научится:

- просматривать, читать содержание книги  целыми словами, осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; ориентироваться в книге.

Ученик получит возможность научиться:

-расширять знакомство с дополнительной литературой; проявлять познавательный, творческий интерес к детским книгам.

Программное содержание

Знакомство с биографией и творчеством писателя С.П. Алексеева о войне 1941-45 годов

Мировоззренческая идея

Формирование  чувства  патриотизма и уважения к подвигам наших предков и современников

Ценностно смысловые ориентиры

Познание. Культура. Книга.

Оснащение урока

Экран, проектор, компьютер,  видеоматериал, выставка книг писателя С.П. Алексеева, карточки для групповой работы, клей-карандаш, конверты с вариантами для заданий 3 и 4, фишки для самооценки

Мизансцена урока

Класс разделен на 4 группы по  5 человек

 

Ход урока

I. Организационный этап (1 мин.).

Мотивация. Психологический настрой на урок.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! К уроку внеклассного чтения я попросила вас найти пословицы о Родине. Какие пословицы вы знаете? (Ответы учащихся)

-«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

Родина - мать, умей за нее постоять»

-« Жить-Родине служить»

Учитель: Как вы понимаете смысл пословиц?  (Главная и прямая обязанность человека служить своей Родине, защищать ее и приносить пользу.)

II. Подготовка к восприятию новой темы (7 мин.)

Учитель:

- Известный поэт С. Михалков считал, что… «Только тот, кто любит, ценит и уважает, накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

- Кто такой патриот? Как узнать значение слова? ( Обратимся в толковый словарь)

(Патриот - человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины).

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о событии, которое будет отмечать вся наша страна, 75-летие Великой Победы. Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2019 года  2020 год объявлен Годом памяти и славы.

 О войне мы знаем только из книг, фильмов, рассказов ветеранов, так как родились и выросли в мирное время.

-Как же начиналась Великая Отечественная война?

( Учитель в ходе рассказа  открывает  слайды)

Мирную жизнь людей, взрослых и детей,  на рассвете 22 июня 1941 года  нарушили немецкие самолеты с бомбами. Фашистская Германия вероломно, без объявления войны,  напала на нашу страну. Бомбы обрушились на  города и села, аэродромы и железнодорожные станции, дома, школы, детские сады и больницы. Миллионы людей вышли на улицы, чтобы услышать голос Левитана, извещающий о начале войны. Весь наш народ поднялся на борьбу с захватчиками, на фронт уходили и старые, и молодые. С первого дня до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами-врагами всего человечества. Справедливая, освободительная война закончилась 9 мая 1945 года. Во время войны было совершено много подвигов настоящими героями - солдатами.

-Кого называют героем?   (Человека исключительной смелости и доблести).

-Что такое подвиг? (Подвиг - героический поступок, совершённый в трудных условиях.)

Учитель:

-  Героизм советских людей (наша страна в то далекое время называлась СССР - Союз Советских Социалистических Республик) невозможно переоценить: битва за Москву, блокада Ленинграда, 200 дней и ночей Сталинграда, битва  на Курской дуге, за Днепр. Долгожданную победу люди ждали 1418 дней. Более 27 миллионов советских людей погибли в этой страшной войне. Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания - метроном).

III. Постановка учебной задачи  (5 мин.)

Учитель:

 -Ребята, своей мирной жизнью мы обязаны советским солдатам. А как мы с вами можем быть достойны памяти тех, кто сражался до последней капли крови. (Ответы детей)

- Среди нас осталось очень мало очевидцев событий тех 1941-45 годов. Ветераны.… Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом. Они нуждаются в нашей заботе. Помните о том, какой подвиг совершили они, чтобы мы мирно и счастливо жили в нашей стране!

Послушайте рассказ ученика 6 класса Шерстнёва Никиты о своем прадедушке, нашем земляке Базарном В.Г., поэте  нашей малой родины.

(Просмотр видеоролика 3 мин.)

Учитель:

-Кем служил Базарнов Василий Григорьевич в годы войны? (Он служил в особом лыжном батальоне).

- Найдите значение слова батальон в Толковом словаре.

 (Батальон (франц.) - формирование, основное тактическое подразделение в сухопутных войсках, воздушно-десантных войсках, береговых войсках и других войсках. Батальон входит в состав полка. Стрелковый, сапёрный, специальный, танковый и т.п.).

Учитель: - Ребята, как Никита узнал о героической жизни своего прадеда?

( Из воспоминаний Василия Григорьевича и его стихов, книг, рассказов близких).

IY.    Чтение рассказа учителем, обсуждение (15 мин.)

- Как далеко от нас война, о ней узнаем мы теперь из книг… Сегодня на выставке в нашем классе книги писателя Алексеева С.П., который  создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь.

Учитель:

- По моей  просьбе группа ребят подготовила рассказ о писателе. Давайте их послушаем. (Ученики выходят к доске)

    Ученик 1. Алексеев Сергей Петрович родился в 1922 году на Украине в маленьком селе Плискове в Винницкой области. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына обязательно врачом. В старших классах  Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище.

 Ученик 2.  Война застала его близ границы в полевом лагере. С группой товарищей он был направлен в Оренбургское лётное училище. Без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского  педагогического института, полный курс которого прошёл за17 месяцев. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков.

Ученик 3. Книги  Сергея Алексеева были переведены на 50 языков мира.

Среди книг Сергея Алексеева особо место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это книга, в которой  писатель рассказал о героических подвигах  нашего народа в Великой Отечественной войне. Какими они были, – люди, отстоявшие свободу и независимость, и уничтожившие фашистов?  Талант известного писателя Сергея Алексеева позволяет нам увидеть их, как живых, и запомнить навсегда.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом из  книги С.П. Алексеева «Рассказы о войне». Он называется «Отдельный танковый батальон». Ребята,  назовите, на какой странице нужно искать этот рассказ? Сейчас я прочитаю рассказ «Отдельный танковый батальон,  и если вам встретятся непонятные слова, отметьте их (Ученики, следят по тексту).

- Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Найдите их, попробуем объяснить. (Возможные слова для объяснения: резервы (запасные войска), лазурь (светло-синий цвет), броня - защитная облицовка из стальных плит).

- Какие мысли и чувства у вас вызвал рассказ? (Ответы детей)

V. Работа в группах по карточкам (12 мин)

Каждая группа получает задание на карточке. Учащиеся, прочитав рассказ, выполняют задание и представляют вариант ответа у доски.

Карточка 1. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы.

1) О каком сражении идет речь в рассказе «Отдельный танковый батальон»? (Московская битва, станция Крюково)

2) Сколько танков было в танковом батальоне?  (Один танк).  

3) Помог ли этот танк солдатам в бою? (Да.  Он быстро менял позиции на поле боя, было отбито 5 атак).

Карточка 2. Прочитайте  рассказ.  Возьмите из конверта полоски бумаги с написанными на них качествами характера человека. Прочитайте про себя.

Выберите только те, которыми, на ваш взгляд, обладает старший лейтенант Логвиненко. Наклейте выбранные полоски на лист ватмана.

смелость
отвага
жалость

взаимопомощь
жестокость
злость
предательство
лень

любовь к Родине

ненависть
доброта
героизм
храбрость
дружба
патриотизм
грубость

 

Карточка 3. Прочитайте рассказ.  Из предложенных вариантов  подберите к рисункам 1 и 2 отрывки. Наклейте текст под рисунком.

https://ruread.net/bookimages/18305/i_003.pngРис.1

https://iknigi.net/books_files/online_html/170233/i_003.pngРис.2

 

 

Карточка 4. Прочитайте рассказ. В предложенном отрывке найдите предложение, в котором  выражена главная мысль текста. Подчеркните его.

Легче в бою солдатам. Слух от солдата идет к солдату – прибыл танковый батальон. Устояли тогда герои. Не пустили вперед фашистов.

И вторую отбили атаку солдаты. А за этой еще четыре. Теперь уже не только первому батальону – всему полку помогал танкист.

Закончился бой. Стоит танкист – молодой, красивый. Глаза синие- синие. Майской горят лазурью.

Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя:

– Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон.

- Что имел в виду командир полка? Объясните.

YI. Итог урока. Рефлексия «Свободный микрофон»(5 мин.)

- С творчеством, какого писателя познакомились сегодня на уроке? Какие чувства вы испытываете сейчас? Довольны ли вы своей работой на уроке? Поднимите фишку красного цвета, если у вас есть желание поделиться впечатлениями от прочтения рассказа. (Дети высказываются на волнующую тему.) В помощь детям даются начальные фрагменты высказывания: «Я задумался над (о)...», «Я понял (а), что...», «Меня впечатлило...».

Заключительное слово учителя:

-Да, ребята,  книги Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни. С. П. Алексеев  с такими словами обращается к вам в предисловии к книге:« Дорогие ребята! Вы молоды. Вся ваша жизнь впереди. Желаю вам много счастья. Пусть минуют вас беды и войны. Пусть окружают вас люди, подобные героям этой книги. Любите своих родителей, свой дом, свою школу, свою великую Родину. Любите, и она вам ответит тем же».

- Спасибо вам за работу! На вашем столе лежат фишки красного и зеленого цвета. Посмотрите на выставку. Поднимите фишку зеленого цвета, если знакомство с книгами вы продолжите самостоятельно дома. Эти книги вы можете взять в школьной библиотеке.

                                                                                  

                                                                                          Приложение 1

Отдельный танковый батальон

     Продолжается жестокая схватка с фашистами. Тяжелые бои идут у поселка и станции Крюково. С особой силой здесь жмут фашисты. Не хватает у наших сил. Вот -вот отойдут советские солдаты.

Звонят командиры старшим начальникам. Просят о срочной помощи. Нет у старших начальников помощи. Все резервы давно в бою.

Все тяжелее дела под Крюковом. Снова звонят командиры начальникам.

– Хорошо, – говорят начальники. – Ждите танковый батальон.

 

И верно, вскоре на командный пункт сражающегося здесь полка явился офицер танкист. Молод, красив танкист. В кожаной куртке, в шлеме танкистском. Глаза синие- синие. Словно в мае лазурь небесная.

Подошел танкист к командиру полка, руку к шлему поднес, представился:

– Товарищ командир полка, отдельный танковый батальон прибыл в ваше распоряжение. Докладывает командир батальона старший лейтенант Логвиненко.

Рад командир полка, просто счастлив. Обнял офицера:

– Спасибо, браток, спасибо. – И сразу конкретно к делу: – Сколько в батальоне танков?

– Одна машина, – отвечает танкист. И небесная лазурь в глазах светит.

– Сколько- сколько? – не верит своим ушам командир полка.

– Одна машина, – повторяет танкист. – Одна осталась… Танк Т37.

Большие потери несли под Москвой фашисты. Но и у наших они немалые…

 

Вся радость с лица у командира полка вмиг слетела. Танк Т37 самый устаревший советский танк. Самый старый и самый малый. Один пулемет – вот и все вооружение. Броня толщиной с мизинец.

– Какова будет боевая задача? – спрашивает танкист.

– Направляйтесь в распоряжение первого батальона, – сказал командир полка.

Этот батальон больше всего и атаковали сейчас фашисты.

 

Прибыл танкист к батальону и сразу ринулся в бой. То в одном месте поддержит броней пехотинцев, то быстро меняет позиции. И вот уже на новом месте. Легче в бою солдатам. Слух от солдата идет к солдату – прибыл танковый батальон.

Устояли тогда герои. Не пустили вперед фашистов.

И вторую отбили атаку солдаты. А за этой еще четыре. Теперь уже не только первому батальону – всему полку помогал танкист.

Закончился бой. Стоит танкист – молодой, красивый. Глаза синие- синие. Майской горят лазурью.

Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя:

– Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон.

 

                                                                                                 Приложение 2                                                                                   

                                              Толковый словарь

Батальон - формирование, основное тактическое подразделение в сухопутных войсках, воздушно-десантных войсках, береговых войсках и других войсках. Батальон входит в состав полка. Стрелковый, сапёрный, специальный, танковый и т.п.)

Броня - защитная облицовка из стальных плит на военных кораблях, автомобилях, поездах и пр.

Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны.

Лазурь – (цвет) светло-синий.

Н-р: совершить подвиг воинский,  подвиг трудовой  во славу родины.

Патриот -     человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов   на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины

Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

Резерв войск - запас, откуда черпаются новые силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

Карточка 1. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы.

1) О каком сражении идет речь в рассказе «Отдельный танковый батальон»? _________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Сколько танков было в танковом батальоне?  _________________________

3) Помог ли этот танк солдатам в бою? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карточка 2. Прочитайте рассказ Возьмите из конверта полоски бумаги с написанными на них качествами характера человека. Прочитайте про себя.

Выберите только те, которыми, на ваш взгляд, обладает старший лейтенант Логвиненко. Наклейте выбранные полоски на лист ватмана.

смелость
отвага
жалость

взаимопомощь
жестокость
злость
предательство
лень

любовь к Родине

ненависть
доброта
героизм
храбрость
дружба
патриотизм
грубость

 

Карточка 3. Прочитайте рассказ.  Из предложенных вариантов подберите тексты к рисункам 1 и 2.

https://ruread.net/bookimages/18305/i_003.pnghttps://iknigi.net/books_files/online_html/170233/i_003.png

Рис.1                                                           Рис.2

 

Звонят командиры старшим начальникам. Просят о срочной помощи. Нет у старших начальников помощи. Все резервы давно в бою.

Все тяжелее дела под Крюковом. Снова звонят командиры начальникам

– Хорошо, – говорят начальники. – Ждите танковый батальон.

 

 – Сколько в батальоне танков?

– Одна машина, – отвечает танкист. И небесная лазурь в глазах светит.

– Сколько- сколько? – не верит своим ушам командир полка.

– Одна машина, – повторяет танкист. – Одна осталась… Танк Т37.

 

Прибыл танкист к батальону и сразу ринулся в бой. То в одном месте поддержит броней пехотинцев, то быстро меняет позиции. И вот уже на новом месте.

 

Устояли тогда герои. Не пустили вперед фашистов.

И вторую отбили атаку солдаты. А за этой еще четыре. Теперь уже не только первому батальону – всему полку помогал танкист.

 

Закончился бой. Стоит танкист – молодой, красивый. Глаза синие- синие. Майской горят лазурью.

Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя:

– Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон.

 

Карточка 4. Прочитайте рассказ. В предложенном отрывке найдите предложение, где выражена главная мысль текста.

Легче в бою солдатам. Слух от солдата идет к солдату – прибыл танковый батальон. Устояли тогда герои. Не пустили вперед фашистов.

И вторую отбили атаку солдаты. А за этой еще четыре. Теперь уже не только первому батальону – всему полку помогал танкист.

Закончился бой. Стоит танкист – молодой, красивый. Глаза синие- синие. Майской горят лазурью.

Подошел к танкисту командир полка, крепко обнял героя:

Спасибо, браток, спасибо. Вижу, что прибыл действительно танковый батальон.

- Что имел в виду командир полка? Объясните.


 

Паспорт урока внеклассного чтения во 2 классе, посвященного 75-летию

Паспорт урока внеклассного чтения во 2 классе, посвященного 75-летию

Ценностно смысловые ориентиры

Ценностно смысловые ориентиры

О войне мы знаем только из книг, фильмов, рассказов ветеранов, так как родились и выросли в мирное время

О войне мы знаем только из книг, фильмов, рассказов ветеранов, так как родились и выросли в мирное время

Среди нас осталось очень мало очевидцев событий тех 1941-45 годов

Среди нас осталось очень мало очевидцев событий тех 1941-45 годов

Он выбрал небо и поступил в авиационное училище

Он выбрал небо и поступил в авиационное училище

Помог ли этот танк солдатам в бою? (Да

Помог ли этот танк солдатам в бою? (Да

Карточка 4. Прочитайте рассказ

Карточка 4. Прочитайте рассказ

Приложение 1 Отдельный танковый батальон

Приложение 1 Отдельный танковый батальон

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3 Карточка 1. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы

Приложение 3 Карточка 1. Прочитайте рассказ, ответьте на вопросы

Звонят командиры старшим начальникам

Звонят командиры старшим начальникам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020