Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Оценка 4.7
Особые потребности +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
08.08.2017
Представленный методический материал может быть использован при решении различных вопросов, связанных с социализацией школьников в процессе их воспитания, а также для решения проблемных вопросов при работе с детьми особой категории, то есть с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет полезен в работе учителей предметников, специалистов психологов, в работе классных руководителей.
инклюзия.docx
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного
образования.
Одним из приоритетных направлений развития современного
образовательного процесса является создание инклюзивного пространства,
позволяющего детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
полноценно участвовать в социальной жизни.
Организация образовательного пространства смещается в сторону все
большей гуманизации, вследствие чего, помимо интегративного, значительное
влияние приобретает инклюзивный подход в социализации обучающихся с
особенностями психофизического развития.
Интеграция предполагает «подтягивание»,
«нормализацию»
обучающегося с ОВЗ к общим требованиям, распространяемым на
образовательный процесс. Лишь соответствуя предъявляемым требованиям,
ученики с особыми образовательными потребностями могут посещать
общеобразовательные школы в классах коррекции или в обычных классах.
Инклюзивность означает целенаправленное формирование со
стороны общества условий (среды и поддерживающих услуг),
позволяющих обучающемуся с ОВЗ включаться на равных с обычными
учениками в образовательный процесс вне зависимости от характера и
форм проявления психофизических особенностей.
Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273ФЗ (в редакции,
действующей с 1 января 2017г.) «Об образовании в Российской Федерации»
определяет инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа
к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Под влиянием принципов инклюзивного образования меняются
требования к структуре образовательной программы. В свете реализации
ФГОС в части инклюзивного образования она включает в себя такие
основополагающие понятия как:
1. специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ;
2. адаптированная и примерная адаптированная общеобразовательная
программа (АОП и ПАОП);
3. индивидуальный учебный план (ИУП);
4. индивидуальная программа развития (ИПР);
5. индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
(ИПРА).
Специальные условия для получения образования обучающимися с
ОВЗ условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую
техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из обязательности специальных условия для создания
инклюзивного пространства обучения лиц с ОВЗ, можно выделить следующие
критерии, обеспечивающие механизм борьбы с дискриминацией в
системе образования и создания безбарьерной среды:
1. Нормативноправового обеспечения. Указывает на закрепление
идеологии инклюзивного образования в правовом поле. Определяется
принятыми нормативными правовыми документами.
2. Нормативноорганизационный.
Обеспечивает работу правовых
механизмов перевода законодательных и иных нормативных правовых
актов в организационную структуру процесса инклюзивного
образования.
соответствия
показателями
организационной структуры
инклюзивного образования
законодательным и иным нормативным правовым актам.
Определяется
3. Организационный. Наличие и развитость структуры, процессов и
кадров для организации обучения детей с ОВЗ (ИУП, ИПР, ИПРА и
др.). Определяется показателями организационной структуры.
4. Здоровьесберегающий. Обозначает соблюдение всех санитарно
эпидемиологических требований, предъявляемых к организации
обучения детей с ОВЗ. Определяется показателями соблюдения
требований СанПиН.
5. Материальнотехнического обеспечения.
Обозначает наличие
материальнотехнических условий создания и развития инклюзивного
образовательного пространства.
Определяется количественными
показателями.
Наличие всех критериев в образовательной организации свидетельствует
о создании безбарьерной среды для обучения детей с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа – образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц. Примерная адаптированная образовательная программа – учебно
методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и
содержание адаптированной образовательной программы.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
Индивидуальная программа развития – программа развития,
разработанная исходя из выявленных индивидуальных потребностей в
обучении. Составляется на основе адаптированной образовательной
программы.
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок
реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер,
направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций
организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей
инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
При этом существенная часть ответственности за достижение
запланированных итогов обучения, воспитания и развития возлагается на
Под психолого
психологопедагогическое сопровождение ребенка.
педагогическим сопровождением обучающегося с ОВЗ следует понимать
системный процесс направленного психологопедагогического
воздействия на основе выявленных психофизических особенностей
ученика с целью обеспечить реализацию его особых образовательных
потребностей.
В связи с этим повышается уровень требований к профессиональной и
компетентностной подготовке педагогических работников, обеспечивающих
психологически комфортный доступ в социальнообразовательную среду,
приобретение, развитие и закрепление расширенного круга жизненных
компетенций учениками с ОВЗ, предотвращение и снятие конфликтов на
уроках и внеурочных занятиях. Так, согласно п.6. ч.1. ст.48 № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», педагогический работник обязан
«учитывать особенности психофизического развития обучающихся и
состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для
получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями».
Инновационный подход инклюзивного образования состоит в переносе
акцента на приспособление общества к удовлетворению особых
образовательных потребностей. В то же время в Комментарии к п.28. ст.2. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что
«приоритет необходимо отдавать развитию личности и коррекции нарушений
развития в целях адаптации к обществу». Поэтому специалист,
осуществляющий психологопедагогическое сопровождение, должен умело
соотносить социально устойчивые требования к профессиональному и
общекультурному уровню ученика с индивидуальными образовательными
потребностями лиц с ОВЗ.
Федеральное законодательство.
Нормативная правовая база, регулирующая организацию и реализацию
инклюзивного образования (в том числе в части психологопедагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ), устанавливается:
1. Конвенцией о правах ребенка ООН;
2. Конвенцией ООН по правам инвалидов;
3. Конституцией Российской Федерации; Федеральным Законом от 29
декабря 2012г. № 273ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2017г.)
«Об образовании в Российской Федерации»;
4. Федеральным законом от 24 июля 1998г. № 124ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
5. СанПиН 2.4.2.328615 от 10 июля 2015г. №26;
6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2012г.
№ 1082 «Об утверждении положения о психологомедико
педагогической комиссии»;
7. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014г. №
32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
8. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. с
изменениями на 17 июля 2015г. № 1015 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
9. Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ
Министерства образования и науки РФ;
10. Региональными документами и локальными актами образовательной организации.
В части 16 ст. 2. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
дано определение обучающегося с ОВЗ. Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психологомедикопедагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных
условий».
В связи с целью снять препятствия к получению равного образования
обучающимися с ОВЗ главным становится такой аспект психолого
педагогического сопровождения, который выявляет особые потребности в
обучении и направлен на их воплощение с помощью специальных условий,
соответствующих выявленным потребностям. Полноценное осуществление
особых потребностей будет свидетельствовать о реализованности
конституционного права каждого на образование соответствуя тем самым
требованию ч.6 ст.11. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Создание специальных условий преследует цель сформировать
безбарьерную образовательную среду и обеспечить к ней равный доступ
различных категорий лиц с ОВЗ. Психологопедагогическое сопровождение
осуществляется в ходе реализации всех этапов инклюзивного образования и
всего комплекса условий, определенных в ч. 3. ст.79 «Организация получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» №
273ФЗ.
Региональные и муниципальные нормативные правовые акты.
Определяющим законодательным региональным актом в сфере
образования, закрепляющим положения об инклюзивном образовании
является закон об образовании субъекта Федерации, находящийся в полном
соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273ФЗ, а также иные подзаконные акты и распоряжения.
Региональные акты в области инклюзивного образования должны
предусмотреть:
1. плановые мероприятия, обеспечивающие внедрение ФГОС ОВЗ
регионального и муниципального уровней;
2. нормативный документ,
предусматривающий финансирование
образовательных услуг по созданию и реализации условий получения
равного доступа к образованию обучающихся с ОВЗ;
3. разработку
рекомендаций по
составлению примерных
общеобразовательных программ с учетом специфики региона и
региональной политики в области инклюзивного образования;
4. проект договора о сетевом взаимодействии образовательной
организации с ресурсными организациями для достижения равного и
эффективного образования обучающихся с ОВЗ;
5. план мониторинга оценки готовности региональных и муниципальных
образовательных организаций к внедрению ФГОС ОВЗ. Региональные и муниципальные акты могут содержать требования и
рекомендации к службе специалистов, осуществляющих психолого
педагогическое сопровождение обучения лиц с ОВЗ, исходя из особых
условий при реализации инклюзивного образования.
Региональная
образовательная политика получает чрезвычайную актуальность в контексте
миграционных процессов, а инклюзивный подход при социальной адаптации
детеймигрантов с ОВЗ становится крайне важным инструментом
предотвращения дискриминации.
Локальные акты образовательной организации.
Психологопедагогическое сопровождение образования обучающихся с
ОВЗ регламентируется в организационных и распорядительных документах
локальных актов образовательной организации.
К организационным документам следует отнести:
1. Устав. Решение о внедрении практики инклюзивного образования
требует внесения изменений в Уставе школы, предусматривающих
принципы и правила совместного обучения и воспитания. Необходимо
регламентировать организацию совместных учебных и внеучебных
(внеурочных) занятий, дополнительного образования.
2. Штатное расписание. В штатном расписании следует предусмотреть
должности специалистов сопровождения в соответствии с
федеральными, региональными и локальными нормативными правовыми
актами. В положении об оплате труда следует установить размер доплат
и надбавок специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
3. Индивидуальные учебные программы и учебнотематические
планы на учебный год. Составляются индивидуально для каждого
ученика с ОВЗ.
4. Контингент обучающихся. Определяет список лиц с ОВЗ.
5. Договор с родителями (законными представителями), определяющий
порядок организации образовательного процесса, индивидуальная
учебная программа, индивидуальная программа развития.
К распорядительным документам относятся:
1. Положения,
Правила,
Приказы,
Инструкции,
Решения,
Распоряжения. Данный вид документов регламентирует деятельность
по организации обучения лиц с ОВЗ, специальную индивидуальную
программу развития, определяет мониторинг прохождения этапов
индивидуальной учебной программы, динамику коррекционной работы.
Планируется подготовка и переподготовка специалистов для работы с
обучающимися с ОВЗ. 2. Локальные акты образовательной организации также должны вести
отчетность о выполнении предписаний и рекомендаций психолого
медикопедагогической комиссии, экспертных групп (напр., медико
социальной экспертизы), лечебных и лечебнопрофилактических
учреждений.
Деятельность специалистов психологопедагогического
сопровождения регламентируется нормативной правовой
документацией:
1. федеральным и региональным законодательством;
2. должностными инструкциями по соответствующему направлению
деятельности (педагогпсихолог, учительдефектолог, учительлогопед,
социальный психолог).
В круг основных задач специалиста психологопедагогического
сопровождения входят:
1. Знание и усовершенствование знаний о психофизических особенностях
развития различных категорий обучающихся с ОВЗ.
2. Участие в применении и разработке:
a) адаптированных и примерных адаптированных общеообразовательных
программ;
b) программ психологопедагогического сопровождения;
c) прогрессивных методов, технологий и методик образования, воспитания
и развития обучающихся с ОВЗ, реабилитации;
d) дидактических материалов для обучающихся с ОВЗ.
3. Экспертная работа в рамках деятельности:
a) психологомедикопедагогической комиссии;
b) психологомедикопедагогического консилиума;
4. участие в разработке локальных актов образовательной организации в
части регулирования психологопедагогического сопровождения.
a) Взаимодействие с педагогическим составом, родителями (законными
представителями) и социальным окружением в процессе образования
обучающихся с ОВЗ:
b) консультационная и вспомогательная деятельность совместно с
педагогами предметного и метапредметного циклов обучения;
c) психологическая и педагогическая поддержка родителей (законных
представителей);
d) психологопедагогическая работа с соучениками и сверстниками.
5. Информационнопросветительская работа:
a) доклады и выступления по проблемным и интересующим вопросам
педагогов, родителей, представителей органов власти, общественности;
b) работа с информационными материалами. Основные категории обучающихся с ОВЗ:
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушением речи;
дети с нарушением опорнодвигательного аппарата;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психического развития;
дети с расстройствами аутистического спектра;
дети с нарушением поведения и общения;
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые
дети с умственной отсталостью).
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.