Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Оценка 4.7

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Оценка 4.7
Особые потребности +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
08.08.2017
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Представленный методический материал может быть использован при решении различных вопросов, связанных с социализацией школьников в процессе их воспитания, а также для решения проблемных вопросов при работе с детьми особой категории, то есть с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет полезен в работе учителей предметников, специалистов психологов, в работе классных руководителей.
инклюзия.docx
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования. Одним   из   приоритетных   направлений   развития   современного образовательного   процесса   является   создание   инклюзивного   пространства, позволяющего   детям   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ) полноценно участвовать в социальной жизни.  Организация   образовательного   пространства   смещается   в   сторону   все большей гуманизации, вследствие чего, помимо интегративного, значительное влияние   приобретает   инклюзивный   подход   в   социализации   обучающихся   с особенностями психофизического развития.  Интеграция   предполагает   «подтягивание»,   «нормализацию» обучающегося   с   ОВЗ   к   общим   требованиям,   распространяемым   на образовательный процесс. Лишь соответствуя предъявляемым требованиям, ученики   с   особыми   образовательными   потребностями   могут   посещать общеобразовательные школы в классах коррекции или в обычных классах.  Инклюзивность   означает   целенаправленное   формирование   со стороны   общества   условий   (среды   и   поддерживающих   услуг), позволяющих обучающемуся с ОВЗ включаться на равных с обычными учениками в образовательный процесс вне зависимости от характера и форм проявления психофизических особенностей.  Федеральный   Закон   от   29   декабря   2012г.   №   273­ФЗ   (в   редакции, действующей с 1 января 2017г.) «Об образовании в Российской Федерации» определяет инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к   образованию   всех   обучающихся   с   учетом   разнообразия   особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Под   влиянием   принципов   инклюзивного   образования   меняются требования к структуре образовательной программы. В свете реализации ФГОС   в   части   инклюзивного   образования  она   включает   в   себя  такие основополагающие понятия как: 1. специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ; 2. адаптированная   и   примерная   адаптированная   общеобразовательная программа (АОП и ПАОП); 3. индивидуальный учебный план (ИУП); 4. индивидуальная программа развития (ИПР); 5. индивидуальная   программа   реабилитации   и   абилитации   инвалида (ИПРА). Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ   ­  условия   обучения,   воспитания   и   развития   таких   обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических   материалов,   специальных   технических   средств   обучения коллективного   и   индивидуального   пользования,   предоставление   услуг ассистента   (помощника),   оказывающего   обучающимся   необходимую техническую   помощь,   проведение   групповых   и   индивидуальных коррекционных   занятий,   обеспечение   доступа   в   здания   организаций, осуществляющих   образовательную   деятельность,   и   другие   условия,   без которых   невозможно   или   затруднено   освоение   образовательных   программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Исходя   из   обязательности   специальных   условия   для   создания инклюзивного пространства обучения лиц с ОВЗ, можно выделить следующие критерии,   обеспечивающие   механизм   борьбы   с   дискриминацией   в системе образования и создания безбарьерной среды:  1. Нормативно­правового   обеспечения.  Указывает   на   закрепление идеологии инклюзивного образования в правовом поле. Определяется принятыми нормативными правовыми документами. 2. Нормативно­организационный.  Обеспечивает   работу   правовых механизмов перевода законодательных и иных нормативных правовых актов   в   организационную   структуру   процесса   инклюзивного образования. соответствия показателями организационной   структуры     инклюзивного   образования законодательным и иным нормативным правовым актам.     Определяется   3. Организационный.  Наличие   и   развитость   структуры,   процессов   и кадров для организации обучения детей с ОВЗ (ИУП, ИПР, ИПРА и др.). Определяется показателями организационной структуры. 4. Здоровьесберегающий.  Обозначает   соблюдение   всех   санитарно­ эпидемиологических   требований,   предъявляемых   к   организации обучения   детей   с   ОВЗ.   Определяется   показателями   соблюдения требований СанПиН. 5. Материально­технического   обеспечения.   Обозначает   наличие материально­технических условий создания и развития инклюзивного образовательного   пространства.   Определяется   количественными показателями. Наличие всех критериев в образовательной организации свидетельствует о создании безбарьерной среды для обучения детей с ОВЗ. Адаптированная   образовательная   программа  –   образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их   психофизического   развития,   индивидуальных   возможностей   и   при необходимости   обеспечивающая   коррекцию   нарушений   развития   и социальную адаптацию указанных лиц. Примерная   адаптированная   образовательная   программа  –   учебно­ методическая   документация,   определяющая   рекомендуемые   объем   и содержание адаптированной образовательной программы.  Индивидуальный   учебный   план  –   учебный   план,   обеспечивающий освоение   образовательной   программы   на   основе   индивидуализации   ее содержания   с   учетом   особенностей   и   образовательных   потребностей конкретного обучающегося. Индивидуальная   программа   развития  –   программа   развития, разработанная   исходя   из   выявленных   индивидуальных   потребностей   в обучении.   Составляется   на   основе   адаптированной   образовательной программы. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида ­ комплекс   оптимальных   для   инвалида   реабилитационных   мероприятий, включающий   в   себя   отдельные   виды,   формы,   объемы,   сроки   и   порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных   на   восстановление,   компенсацию   нарушенных   функций организма,   формирование,   восстановление,   компенсацию   способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.  При   этом   существенная   часть   ответственности   за   достижение запланированных   итогов   обучения,   воспитания   и   развития   возлагается   на  Под   психолого­ психолого­педагогическое   сопровождение   ребенка. педагогическим сопровождением обучающегося с ОВЗ следует понимать системный   процесс   направленного   психолого­педагогического воздействия   на   основе   выявленных   психофизических   особенностей ученика   с   целью   обеспечить   реализацию   его   особых   образовательных потребностей. В связи с этим повышается уровень требований к профессиональной и компетентностной подготовке педагогических работников, обеспечивающих психологически   комфортный   доступ   в   социально­образовательную   среду, приобретение,   развитие   и   закрепление   расширенного   круга   жизненных компетенций   учениками   с   ОВЗ,   предотвращение   и   снятие   конфликтов   на уроках и внеурочных занятиях. Так, согласно п.6. ч.1. ст.48 № 273­ФЗ  «Об образовании   в   Российской   Федерации»,  педагогический   работник   обязан «учитывать   особенности   психофизического   развития   обучающихся   и состояние   их   здоровья,  соблюдать   специальные   условия,  необходимые   для получения   образования   лицами   с   ограниченными   возможностями   здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями». Инновационный   подход   инклюзивного   образования   состоит   в   переносе акцента   на   приспособление   общества   к   удовлетворению   особых образовательных потребностей. В то же время в Комментарии к п.28. ст.2. № 273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   отмечается,   что «приоритет необходимо отдавать развитию личности и коррекции нарушений развития   в   целях   адаптации   к   обществу».   Поэтому   специалист, осуществляющий   психолого­педагогическое   сопровождение,   должен   умело соотносить   социально   устойчивые   требования   к   профессиональному   и общекультурному   уровню   ученика   с   индивидуальными   образовательными потребностями лиц с ОВЗ. Федеральное законодательство. Нормативная   правовая   база,   регулирующая   организацию   и   реализацию инклюзивного образования (в том числе в части психолого­педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ), устанавливается:  1. Конвенцией о правах ребенка ООН;  2. Конвенцией ООН по правам инвалидов; 3. Конституцией   Российской   Федерации;   Федеральным   Законом   от   29 декабря 2012г. № 273­ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2017г.) «Об образовании в Российской Федерации»;  4. Федеральным   законом   от   24   июля   1998г.   №   124­ФЗ   «Об   основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;  5. СанПиН 2.4.2.3286­15 от 10 июля 2015г. №26;  6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2012г. №   1082   «Об   утверждении   положения   о   психолого­медико­ педагогической комиссии»;  7. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014г. № 32   «Об   утверждении   порядка   приема   граждан   на   обучение   по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  8. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. с изменениями   на   17   июля   2015г.   №   1015   «Об   утверждении   порядка организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по основным   общеобразовательным   программам   –   образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 9. Методическими   рекомендациями   по   вопросам   внедрения   ФГОС   ОВЗ Министерства образования и науки РФ;  10. Региональными документами и локальными актами образовательной организации. В части 16 ст. 2. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано определение обучающегося с ОВЗ. Это «физическое лицо, имеющее недостатки   в   физическом   и   (или)   психологическом   развитии, подтвержденные   психолого­медико­педагогической   комиссией   и препятствующие   получению   образования   без   создания   специальных условий».   В связи с целью снять препятствия к получению равного образования обучающимися   с   ОВЗ   главным   становится   такой   аспект   психолого­ педагогического   сопровождения,   который   выявляет   особые   потребности   в обучении и направлен на их воплощение с помощью специальных условий, соответствующих   выявленным   потребностям.   Полноценное   осуществление особых   потребностей   будет   свидетельствовать   о   реализованности конституционного   права   каждого   на   образование   соответствуя   тем   самым требованию ч.6 ст.11. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Создание   специальных   условий   преследует   цель   сформировать безбарьерную   образовательную   среду   и   обеспечить   к   ней   равный   доступ различных категорий лиц с ОВЗ. Психолого­педагогическое сопровождение осуществляется в ходе реализации всех этапов инклюзивного образования и всего комплекса условий, определенных в ч. 3. ст.79 «Организация получения образования   обучающимися   с  ограниченными   возможностями   здоровья»  № 273­ФЗ. Региональные и муниципальные нормативные правовые акты. Определяющим   законодательным   региональным   актом   в   сфере образования,   закрепляющим   положения   об   инклюзивном   образовании является закон об образовании субъекта Федерации, находящийся в полном соответствии   с   Федеральным   Законом   «Об   образовании   в   Российской Федерации» № 273­ФЗ, а также иные подзаконные акты и распоряжения. Региональные  акты в области инклюзивного образования должны предусмотреть: 1. плановые   мероприятия,   обеспечивающие   внедрение   ФГОС   ОВЗ регионального и муниципального уровней; 2. нормативный   документ,   предусматривающий   финансирование образовательных услуг по созданию и реализации условий получения равного доступа к образованию обучающихся с ОВЗ;   3. разработку рекомендаций   по составлению   примерных общеобразовательных   программ   с   учетом   специфики   региона   и региональной политики в области инклюзивного образования;   4. проект   договора   о   сетевом   взаимодействии   образовательной организации   с  ресурсными   организациями   для   достижения   равного   и эффективного образования обучающихся с ОВЗ; 5. план мониторинга оценки готовности региональных и муниципальных образовательных организаций к внедрению ФГОС ОВЗ. Региональные   и   муниципальные   акты   могут   содержать   требования   и рекомендации   к   службе   специалистов,   осуществляющих   психолого­ педагогическое   сопровождение   обучения   лиц   с   ОВЗ,   исходя   из   особых условий   при   реализации   инклюзивного   образования.   Региональная образовательная политика получает чрезвычайную актуальность в контексте миграционных процессов, а инклюзивный подход при социальной адаптации детей­мигрантов   с   ОВЗ   становится   крайне   важным   инструментом предотвращения дискриминации. Локальные акты образовательной организации. Психолого­педагогическое   сопровождение   образования   обучающихся   с ОВЗ регламентируется в организационных и распорядительных документах локальных актов образовательной организации. К организационным документам следует отнести: 1. Устав.  Решение   о   внедрении   практики   инклюзивного   образования требует   внесения   изменений   в   Уставе   школы,   предусматривающих принципы и правила совместного обучения и воспитания. Необходимо регламентировать   организацию   совместных   учебных   и   внеучебных (внеурочных) занятий, дополнительного образования. 2. Штатное расписание.  В штатном расписании следует предусмотреть должности   специалистов   сопровождения   в   соответствии   с федеральными, региональными и локальными нормативными правовыми актами. В положении об оплате труда следует установить размер доплат и надбавок специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ. 3. Индивидуальные   учебные   программы   и   учебно­тематические планы   на   учебный   год.   Составляются   индивидуально   для   каждого ученика с ОВЗ. 4. Контингент обучающихся. Определяет список лиц с ОВЗ. 5. Договор с родителями  (законными представителями), определяющий порядок   организации   образовательного   процесса,   индивидуальная учебная программа, индивидуальная программа развития. К распорядительным документам относятся: 1. Положения,   Правила,   Приказы,   Инструкции,   Решения, Распоряжения.  Данный вид документов регламентирует деятельность по   организации   обучения   лиц   с   ОВЗ,   специальную   индивидуальную программу   развития,   определяет   мониторинг   прохождения   этапов индивидуальной учебной программы, динамику коррекционной работы. Планируется подготовка и переподготовка специалистов для работы с обучающимися с ОВЗ. 2. Локальные  акты  образовательной   организации   также   должны   вести отчетность   о   выполнении   предписаний   и   рекомендаций   психолого­ медико­педагогической   комиссии,   экспертных   групп   (напр.,   медико­ социальной   экспертизы),   лечебных   и   лечебно­профилактических учреждений. Деятельность специалистов психолого­педагогического сопровождения регламентируется нормативной правовой документацией: 1. федеральным и региональным законодательством; 2. должностными   инструкциями   по   соответствующему   направлению деятельности (педагог­психолог, учитель­дефектолог, учитель­логопед, социальный психолог). В круг основных задач специалиста психолого­педагогического сопровождения входят: 1.       Знание и усовершенствование знаний о психофизических особенностях развития различных категорий обучающихся с ОВЗ. 2.       Участие в применении и разработке: a) адаптированных   и  примерных   адаптированных   общеообразовательных программ; b) программ психолого­педагогического сопровождения; c) прогрессивных методов, технологий и методик образования, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, реабилитации; d) дидактических материалов для обучающихся с ОВЗ.      3. Экспертная работа в рамках деятельности: a) психолого­медико­педагогической комиссии; b) психолого­медико­педагогического консилиума; 4.  участие в разработке локальных актов образовательной организации в части регулирования психолого­педагогического сопровождения. a) Взаимодействие   с   педагогическим   составом,   родителями   (законными представителями)   и  социальным   окружением   в  процессе   образования обучающихся с ОВЗ: b) консультационная   и   вспомогательная   деятельность   совместно   с педагогами предметного и метапредметного циклов обучения; c) психологическая   и   педагогическая   поддержка   родителей   (законных представителей); d) психолого­педагогическая работа с соучениками и сверстниками. 5. Информационно­просветительская работа: a) доклады   и   выступления   по   проблемным   и   интересующим   вопросам педагогов, родителей, представителей органов власти, общественности; b) работа с информационными материалами. Основные категории обучающихся с ОВЗ: ­ дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); ­ дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); ­ дети с нарушением речи; ­ дети с нарушением опорно­двигательного аппарата; ­ дети с умственной отсталостью; ­ дети с задержкой психического развития; ­ дети с расстройствами аутистического спектра; ­ дети с нарушением поведения и общения; ­ дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми   сложными   дефектами   (слепоглухонемые,   глухие   или   слепые дети с умственной отсталостью).

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017