«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»
Оценка 4.9

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

Оценка 4.9
Игры
docx
психологическая работа +1
1 кл
11.06.2017
«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста.Трудности в школе ребенок чаще всего воспринимает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, отказом посещать занятия.Если вовремя не помочь ему,негативные чувства будут долго определять жизнь ребенка.Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.Психологические занятия с первоклассниками "Трудности первоклассника"
психолого-педагогическая коррекция.docx
«Психолого­педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника» Москва – 2017 Содержание 1 Введение План психологических занятий с первоклассниками «Трудности  первоклассника» Занятие 1 Трудности первоклассника в школе, дома, на улице Занятие 2 Школьные трудности Занятие 3 Школьные трудности (продолжение) Занятие 4 Домашние трудности Заключение Список используемой литературы 2 ТРУДНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА Введение Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен  понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего  отвечает эмоциональными реакциями ­ гневом, страхом, обидой, отказом  посещать занятия. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом,   «вникли»  в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут  оказать ребенку эффективную помощь. Чтобы младший школьник мог  сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать  чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.  Если вовремя не помочь ему, неотреагированные чувства будут долго  определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.  Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми,  могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к  искажению самооценки. Устойчивые изменения самооценки приводят к  искажению представления о себе, «я­концепции». Дети с искажением «я­ концепции» имеют неустойчивую самооценку, повы­шенно чувствительны,  эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются, как невозможность соответствовать требованиям  родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем – как  несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников. За последнее  время увеличилось количество обращений  детей младшего школьного  возраста, которые испытывают трудности адаптации в начальной  школе. Начало школьной жизни ­ серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к  новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята  стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно “перестроиться” тем  детям, которые  эмоционально еще не готовы к роли школьника,  для них  период адаптации к школе может быть травмирующим. В младшем школьном  возрасте у детей особенно активно происходит формирование  внутреннего  плана действий, начинает развиваться способность к самоанализу, к  осознанию своего «я» и оцениванию других.  3 Поэтому именно на этом этапе  развития ребенок может успешно овладевать  средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.  С целью преодоления трудностей первоклассников, психологом проводятся  групповые занятия по теме: «Трудности в школе». Специфика проблем  первоклассника наглядно выявляется при собеседованиях с родителями в  начале первого года обучения.  Содержание родительских жалоб в это время обычно сводится к тому, что  ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но, тем не менее, у  него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной  требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при  выполнении домашних заданий и, во всяком случае — в присутствии взрослых при этом.  Первые дни пребывания ребенка в школе требуют целенаправленной работы  по формированию у него установки на преодоление школьных трудностей и  способности получать удовлетворение от процесса познания.  Поэтому предлагаемая программа психологических занятий уделяет  серьезное внимание способам формирования такой установки в доступных  детям формах — прежде всего в форме игры и сказок.  Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность  осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их  преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на  реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на  них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с  собственными.  В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно  анализировать свои проблемы, а закрепление этой способности происходит на занятиях по теме «Трудности в школе». План психологических занятий с первоклассниками «Трудности  первоклассника»  Цель: помочь детям научиться справляться с проблемами.  Задачи: 1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта,  чувства защищенности у первоклассников при вхождении в  школьную жизнь; 2. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной  жизни и себя в роли учеников; 3. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с  другом; 4. Формирование у учащихся 1 класса навыков учебного  сотрудничества; 5. Помощь ребёнку в  принятии позиции школьника; 6. Создание условий для освоения первоклассниками пространства  своего класса как предпосылки для освоения пространства школы. Блок занятий ЗАНЯТИЕ 1 Трудности первоклассника в школе, дома, на улице Разминка «Разнообразие характеров» а) Загадай игрушку Дети загадывают и пластически изображают какую­нибудь игрушку, не  употребляя слов. Остальные отгадывают. б) Хрюкните те, кто... Ведущий задает детям вопросы, например, такие: Кто любит смотреть на огонь? Кто умеет ездить на велосипеде? Кто любит дарить подарки? Кто не боится бегать под дождем? Дети должны отвечать, издавая смешные звуки: хрюкать, пищать, мычать и  т.д. — по команде ведущего. в) Крылатые качели Дети получают следующую инструкцию. 5 Представьте, что вы садитесь на качели и начинаете раскачиваться. Вы  раскачиваетесь все сильнее и сильнее. Вверх­вниз, вверх­вниз. Еще выше! И  вот вы отрываетесь от качелей и взлетаете. Взлетаете и летите.  Летите, куда хотите. Легко и плавно. Под вами улицы, крыши домов,  деревья. А вы летите все дальше. Вам радостно. А потом? Что будет  потом? Расскажите или нарисуйте. Задание «Копилка трудностей» Ведущий предлагает детям собрать «копилку трудностей» первоклассника:  назвать все, что вызывает трудности и огорчения в школе. Например: «Мне  трудно тихо сидеть на уроке», «Мне трудно не делать ошибок» и т.д. Задание «Театр» Дети разыгрывают сценки из трудных ситуаций, которые могут возникнуть в  жизни первоклассника. Рисунок «Трудные ситуации первоклассника» Листы бумаги с помощью линий делятся на четыре части. Дети представляют  себя художниками, которые иллюстрируют детские книги, и выполняют  четыре маленьких рисунка к четырем трудностям, которые возникают у них в  школе. Комментарий. В конце занятия важно подвести детей к выводу, что те или  иные трудные ситуации, которые необходимо преодолевать, встречаются в  жизни всех первоклассников. ЗАНЯТИЕ 2 Школьные трудности Разминка «Необычное в обычном» а) Изобрази предмет Дети загадывают и пластически изображают какой­либо предмет из классной  комнаты, не употребляя слов. б) Бой быков Ведущий предлагает детям представить такую ситуацию: утром в школу  пробрались два маленьких бычка. Они устроились на спине одного из  участников психологических занятий и решили там подраться. «Бычки» —  6 руки ведущего — «дерутся» на спинах детей, перескакивая с одного на  другого. Задача детей — сидеть смирно. в) Кенгуриная школа Дети получают следующую инструкцию. Представьте себе, что мы находимся в школе, где учатся кенгуру. Кто  хочет быть учителем­кенгуру? Все остальные будут учениками­ кенгурятами. «Учитель» будет вести урок, кого­то вызывать к доске,  кого­то хвалить, кого­то ругать, но все это надо произносить на языке  кенгуру. А мы попробуем понять, чего от нас хочет «учитель», и  выполнять его требования. После «кенгуриного урока» происходит обсуждение. Насколько ученики  поняли своего «учителя»? Что помогало пониманию? Игру можно повторить,  используя маску животного. г) Дважды два — четыре «Дважды два четыре — это всем известно в целом мире». Ведущий дает детям такую инструкцию. В мире много всем известных вещей: в котором часу детям спать  ложиться — известно, когда в школу поступать — известно. Чему детей  в школе учить — тоже известно. Может быть, в мире не осталось ничего неизвестного? Давайте поищем неизвестное в нашем мире. Кто больше?  Итак, нам неизвестно... Задание «Помоги Сереже» Роль «Сережи» исполняет ведущий. Он предлагает детям дать советы  «Сереже», как ему поступить в трудной для него ситуации в школе  (например, его не любит учительница или у него много ошибок в  правописании и т.п.). Сказка «В одном лесу...» (автор — Л. Исаева) В одном лесу жили лисы. Они жили большой и дружной семьей. Одно  поколение сменяло другое, и не было им равных по силе и ловкости. Они  славились как опытные и умные охотники. В этой семье рос маленький  лисенок. На радость родителям он был веселым и подвижным.  Однажды родители решили, что настало время готовить лисенка к  взрослой жизни. Ему необходимо было пройти испытание. Такие  испытания  7 проходили в специальных лесных школах, где самые опытные лисы  передавали свое мастерство молодому поколению. Лисенок радостно бегал в школу. Он хотел скорее научиться всему сразу: и бесшумно передвигаться по лесу, и все слышать, и различать все лесные  запахи, и все замечать. Но с каждым днем он становился все грустнее и  задумчивее. Ему не удавалось повторить за учителем­лисом все  упражнения, не получалось делать все легко и быстро.  Горько плакал лисенок. «Почему у меня ничего не получается? —  спрашивал он. — Я плохой. Я ничего не умею!» Долго беседовал лис­отец с сыном, рассказывал ему о знаменитых  предках, лучших охотниках всех времен, прославленных во всех лесах. Пришлось лисенку и дальше заниматься в лесной школе. Но теперь он не  суетился, не бегал без дела. Старался ходить бесшумно, все вокруг  замечать, старался исправлять все ошибки, не унывать при неудачах и  промахах. Трудно было лисенку. Но вот наступил день проверки на силу и  выносливость. Друзья лисенка стали крепкими и хитрыми. Ловкость и  сноровка были в их движениях. На поляне собрались все лесные звери. В этот великий день даже недруги  стали друзьями. Испытания были долгими и трудными. Каждый участник был лучше другого. Дошла очередь и до лисенка. Но где же он?  Что­то его не видно! Он превратился в красивого лиса, ловкого и сильного,  смелого и быстрого. Маленький лисенок стал настоящим охотником,  достойным потомком своих великих предков. Маленький лисенок поверил в себя и добился всего, чего хотел. Теперь и о нем лисы­отцы рассказывают  легенды другим маленьким лисятам. Вопросы для обсуждения К чему готовили лисят в лесных школах? (К будущей взрослой жизни.) Почему лисенку было трудно в школе? (Хотел научиться всему сразу без  труда.) Почему лисенок считал себя плохим? Куда делся лисенок в конце сказки? Почему автор сказал «Что­то его не  видно!»? (Он стал лисом.) Были ли у вас в жизни похожие ситуации? Что в этой сказке кажется вам самым интересным? Комментарий. Центральное упражнение «Помоги Сереже» проводится в  форме игры «На приеме у психолога». Ведущий приходит к психологу за  советом, при этом роль психолога играют дети по очереди. Ведущий  обращается то к одному психологу, то к другому, пока полученный совет его  не устроит. 8 ЗАНЯТИЕ 3 Школьные трудности (продолжение) Задание «Знакомые игры» а) Изобрази предмет Дети загадывают и пластически изображают какой­либо предмет из классной  комнаты, не употребляя слов. Это задание усложняется тем, что работа идет  попарно. Каждая пара договаривается, какой предмет она будет изображать и  каким образом. Остальные отгадывают. б) Бой быков (см. занятие 2) Это задание выполняется в парах: «бой быков» проводят сами участники на  спинах друг друга, меняясь ролями по команде ведущего. в) Взвизгните те, кто... Дети отвечают на различные серьезные и шутливые вопросы ведущего,  издавая по его команде веселые звуки: мяуканье, кукареканье, повизгивание.  Ведущий должен придумать  достаточное число  вопросов, например: Кто хочет жениться или выйти замуж? Кто хочет быть богатым? Кто может обижаться на маму? Кто предпочел бы жить в джунглях? Кто сегодня не выспался? г) Изобрази ситуацию Ведущий записывает на карточках трудные школьные ситуации и раздает  карточки детям. Они по очереди изображают выпавшую им ситуацию. Дети  могут объединяться по двое­трое. Группа отгадывает, какая ситуация была  изображена. 9 Задание «Помоги Сереже» Ведущий — «Сережа» — жалуется детям на новые трудности в школе. Дети  стараются помочь ему своими советами. Сказка «Про  львенка Пашу» (автор — И. Писарева) Жил­был лев, но не большой и свирепый, а маленький и пушистый. Это был львенок. Звали его Паша. Он был озорным, симпатичным, сообразительным. Ему очень хотелось,  чтобы все знали, какой он хороший, чтобы учитель Жираф Алексеевич  чаще его хвалил и все зверята играли с ним. Но почему­то Пашины мечты не исполнялись. Как львенок ни старался,  ничего не получалось. Например, на уроке он всегда первым решал задачи.  Ему так хотелось первым ответить! Но учитель просил сидеть тихо. А Паша боялся, что спросят кого­то другого и никто не заметит, какой он  умный. И львенок начинал ерзать на месте и сопеть, а потом не  выдерживал и вскакивал с места: «Ну что вы так долго думаете? Я давно уже все решил! Эх вы, копуши!» Но за Пашу почему­то никто не  радовался, а учитель Жираф Алексеевич даже несколько раз выставлял  его за дверь. Львенок злился на учителя и одноклассников и думал: «Они  просто завидуют мне, потому что я — самый умный, а они —  бестолковая мелюзга!» Шел как­то обиженный Паша, пинал камешки на дороге и вдруг увидел  свою подружку — хрюшку Дашу. Даша обрадовалась, увидев Пашу, и они  пошли вместе играть. Игра была такая: надо было кидать желуди в  мишень. Даша всегда промахивалась. Паша злился: «Какая же ты  неуклюжая! Дай­ка я кину!» «Но теперь моя очередь», — обижалась  Даша. «Ты все равно промажешь! Лучше посмотри, как ловко у меня  получается!» — возражал Паша. Но Даша не захотела смотреть и ушла  домой. «Вот противная!» — злился львенок. И ему стало грустно. Он тоже  поплелся домой. А дорога пролегала через лес. Паша шел по тропинке,  думал о том, что никто его не понимает... И вдруг споткнулся о пенек и  упал. Львенок расплакался, уткнувшись лицом в траву. Долго он плакал. А  когда успокоился и протер заплаканные глазки, увидел, что настала ночь, а с неба на него смотрят звездочки. И Паше показалось, что это не звезды,  а глаза его одноклассников, хрюшки Даши, мамы, Жирафа Алексеевича...  Они же не знают, куда он пропал! Они же волнуются за него! Паша вспомнил, что он сегодня обидел одноклассников: не дал им  дорешать задачку. Он обидел Дашу: так и не научил ее правильно бросать  желуди. Он обидел маму: не пришел вовремя домой, а она ведь ждет его.  Подумал он обо всем этом и сделал такой вывод: «Они все такие хорошие, а я их обидел! Значит, не такой уж я умный. Побегу­ка я домой и все­все  исправлю!»  Прибежал он домой, обнял маму­львицу, поцеловал ее и сказал: «Прости  меня, мамочка. Я знаю, что ты волновалась. Я постараюсь так больше не  делать». Мама не стала сердиться, а накормила Пашу вкусным ужином. Утром львенок пришел в класс. Все звери сторонились его, не хотели с ним  разговаривать. А когда начался урок, Паша опять решил сложную задачу  первым. Но теперь он не стал мешать другим, а поднял свою мохнатую лапку.  Учитель удивился, вызвал Пашу к доске и поставил ему пятерку, а потом  попросил его помочь тем, кто не справился с задачей.  После уроков Паша побежал к Даше. Он извинился за свою вчерашнюю  грубость и научил Дашу играть в желуди. Они весело играли весь день, и  Паша всегда уступал подруге. Когда у Паши был день рождения, все пришли его поздравить. Никогда еще у  львенка не собиралось так много гостей! Все дарили Паше подарки и хотели с ним дружить. Паша был счастлив и, засыпая, подумал: «Как хорошо, когда другие заботятся о тебе! Но еще приятнее самому заботиться о других!» Вопросы для обсуждения О чем мечтал львенок в начале сказки? (Чтобы все заметили, какой он  замечательный.) Отчего он был так счастлив в конце сказки? (Как хорошо, когда другие  заботятся о тебе, как приятно самому заботиться о других.) Как получилось, что Пашины желания изменились? Были ли у вас похожие ситуации? Комментарий. Постарайтесь в итоге подвести детей к выводу: «Чтобы  изменить ситуацию, нужно измениться самому». ЗАНЯТИЕ 4 Домашние трудности Разминка «Превращения» а) Изобрази предмет Хорошо знакомое упражнение на этом занятии еще немного усложняется.  Дети разделяются на «тройки». Каждая «тройка» показывает остальным  собственную композицию. В ней должны быть задействованы все три  участника. Остальные отгадывают, что это за предмет. (Например, можно  сделать композицию «Чайник»: один занимает место «корпуса», второй  становится «носиком», третий изгибается в виде «ручки».) б) Разные ладошки Дети выбирают из числа участников группы жюри (1–2 человека). Остальные  по команде ведущего показывают свои ладошки, придавая им разный  характер: ласковые, шалуньи, послушные, прилежные, строгие и т.д. Жюри  выбирает самые выразительные ладошки. в) Если я улитка... Дети выбирают любое знакомое всем короткое стихотворение (например,  четверостишие А. Барто «Наша Таня громко плачет») и по очереди читают его то от лица улитки (замедленно), то — муравья (очень тихо), то — тигра  (грозно), то — скаковой лошади (в ускоренном темпе), то — автомата  (быстро и громко) и т.п. г) Изобрази ситуацию Упражнение (см. занятие 3) выполняется так же, но с новыми заданиями на  карточках (надо показать новые трудные школьные ситуации). Можно  предварить игру беседой с детьми, в ходе которой они назовут различные  школьные трудности, записать эти ситуации на карточки, а потом предложить  вытянуть по одной и разыграть. Сказка «О муравьишке» (автор — О. Саначина) В лесу тишина. Только листья шуршат, и суетятся лесные жители. У  высокой ели вырос муравьиный город. В одной квартире живет семья:  мама, папа и мальчишка­муравьишка. Недавно он начал учиться  муравьиной науке. Но у него мало что получалось: однажды, помогая  нести еловую иголку другим муравьям, он выбился из строя. Как­то ему  поручили перетащить пять крошек земли, а он ошибся и перетащил  четыре. Муравьишка горевал, вытирая усиками слезы: «Я ничего не умею!  Я плохой! Все муравьи способны к труду, они все умеют, а я — маленький,  неловкий!» Мама и папа беспокоились: «Сынок, что с тобой происходит?  Ты не умеешь делать элементарных муравьиных дел! Муравей­вожак  жалуется на тебя». Муравьишка опустил голову и побрел в неизвестном направлении, роняя  слезы. «Почему я считаю себя плохим? — рассуждал он. — Я ведь, как и все,  появился на свет из обычного муравьиного яйца. Я — нормальный рыжий  муравей. Я люблю своих родителей. Я никого не обижаю. Я просто еще  многого не умею». «Жжж... жжж... Жжутко хороший муравьишка, — прервал его  размышления толстый майский жук, — так и хочется жжжужжать в  его честь безостановочно! Жжаль, что он печалится, ведь у него вся  жжжизнь впереди. Он обяжжательно станет мастером на все лапки!»  — и жук улетел. Муравьишка, хлопая ресницами, провожал его долгим очарованным  взглядом: «Да, я — хороший, хороший!» Вскоре после этой встречи с жуком жизнь муравьишки стала меняться.  Он много трудился, стараясь постичь все муравьиные науки. Он, конечно,  еще допускал ошибки, но вера в то, что у него все должно получаться, не  покидала его. Постепенно муравьишка стал аккуратным и прилежным.  Теперь он внимательно обдумывал каждое задание и старательно его выполнял, всегда доводя начатое до конца. Приходя домой, муравьишка теперь говорил: — Папа, мама, я понял, что могу научиться очень многому, если буду  стараться. — Ну конечно, золотой ты наш! Мы с папой раньше тоже многого не  знали, но старание и трудолюбие помогли нам стать настоящими  муравьями. Счастливые глаза муравьишки светились от радости, и он бежал к  друзьям. А на следующий день вновь с жаром приступал к учебе. Вопросы для обсуждения Как помогла муравьишке вера в то, что он хороший? Бывали ли у вас ситуации, в которых вера в то, что вы хорошие,  пропадала? Бывают ли задачи не только в математике, но и в жизни? Что такое  «жизненные задачи»? Какие волшебные слова произнесли папа и мама? (Старание и  трудолюбие.) Почему эти качества обладают силой? Что в сказке показалось близким и интересным? Задание «Золотая рыбка» Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Каждый ребенок крепко  берет за обе руки того, кто стоит напротив. В результате получается «мост»  из рук. Один из участников загадывает желание и прыгает «рыбкой» со стула  или со стола прямо на руки ребят. Ведущий страхует его. «Рыбку» немного  качают «на волнах», затем опускают на пол. Ведущий должен постараться  сделать так, чтобы каждый ребенок решился на такой прыжок. ЗАНЯТИЕ 5 Домашние трудности (продолжение) Разминка «Новые превращения» а) Разные ладошки Повторите упражнение (см. занятие 4), придумывая новые образы для  демонстрации: ладошка­хулиганка, робкая ладошка, ладошка­спортсменка,  виноватая ладошка и т.д. б) Если я отличник Стихотворение, которое звучало на предыдущем занятии, исполняется снова,  но от имени других лиц — от имени отличника, который всегда уверен в себе  и в своей «пятерке», от имени двоечника, который давно равнодушен к  отметкам, от имени старательного, но робкого ученика, не очень уверенного в  своих силах. Возможно, кто­то из детей узнает в исполнителях самого себя.  Можно побеседовать с ними об этом по окончании «поэтического вечера». в) Покажи ситуацию Побеседуйте с детьми об их школьных делах. Что нового произошло за эту  неделю? Возможно, у ребят прибавилось проблем, трудностей, сложных  ситуаций. Запишите их на карточках и предложите детям превратить их в  сценки. Сказка «Верить и стараться» (автор — О.В. Хухлаева) Жила­была семья: мама, папа и маленький мальчик. Мальчик хотел быть  хорошим. Он хотел хорошо учиться, но буквы почему­то перепутывались  друг с другом, ошибки сами вскакивали в слова, задачки не хотели  решаться. Стихотворения не запоминались. Зато вертунчики хватали его  за ладошки, а щекотунчики щекотали ножки, и мальчик начинал  крутиться и вертеться. А то вдруг свалится нарочно со стула, выкрикнет что­нибудь громким голосом, когда все сидят тихо.  Мальчик очень хотел хорошо учиться, но то и дело получал замечания да  двойки. Мама огорчалась, учительница сердилась. А сам­то он как  огорчался!  «Почему я такой? Почему у меня ничего не получается? Стыдно! Очень  стыдно! Я же так хочу хорошо учиться!» — думал мальчик и во время  обеда, и дома, и на улице, и в автобусе, и в постели перед сном. Мальчик  так огорчался, что учился все хуже и хуже. Ошибок становилось все  больше и больше. Учительница его постоянно отчитывала: «Опять не  успел... Опять не выучил...» А мама даже заболела. «Какой я несчастливый», — думал мальчик как­то вечером, лежа на  диване. Думал, думал и уснул. И ему приснился сон. А во сне он уже вырос, стал высоким, красивым мужчиной. Сидит он за столом, толстые книги  быстро­быстро прочитывает, да и сам толстую книгу пишет, да еще на  компьютере какие­то сложные задачи решает. И подходит к нему  маленький мальчик и спрашивает: «Дядя, а как ты вырос таким умным: так красиво пишешь, решаешь сложные задачи? Ты, наверное, в школе на  одни «пятерки» учился?» А тот отвечает: «Что ты, малыш! В школе у  меня были и двойки, и тройки. Писал я некрасиво. Но зато я верил, что  когда­нибудь и у меня все получится. Главное — верить и стараться». «Верить и стараться», — прошептал мальчик, просыпаясь. Верить и  стараться! Верить, что все получится! Стараться и не очень огорчаться,  если не получается все сразу! Подпрыгнул мальчик три раза на правой  ноге, раз — на левой и еще раз — на обеих сразу и побежал рассказывать  свой сон маме. «Теперь­то я знаю, что у меня обязательно все получится!  Я буду очень стараться!» Задание «Золотая рыбка» Повторите упражнение (см. занятие 4). Дети всегда с удовольствием играют в  эту игру, но попробуйте обсудить, что они чувствовали в роли «золотой  рыбки», а что — в роли «волн», кому было страшно и как удалось этот страх  побороть, доверившись рукам товарищей. Комментарий. Сказка «Верить и стараться» является итоговой, поэтому ее  обсуждение должно быть как можно менее структурированным. Желательно,  чтобы вопросы были достаточно общими («Что понравилось?», «Были ли у  тебя похожие ситуации, переживания?»), чтобы у детей появилась  возможность поговорить о себе, актуализировать собственный опыт. Заключение Первый   год   обучения   является   одним   из   существенных   переломных периодов в жизни ребёнка. Ведь от того, как пойдёт привыкание к школе, во многом   зависят   эмоциональное   состояние,   работоспособность,   успешность учёбы в начальной школе  во все последующие годы и, конечно же, здоровье. Ребёнок,   поступивший   в   школу,   попадает   в   непривычную   для   него среду. Изменяется весь уклад жизни. Ежедневные учебные занятия требуют напряжённого   умственного   труда,   активации   внимания,   сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. В ответ на новые повышения требования к организму, впервые недели и месяцы   обучения   могут   появляться   жалобы   детей   на   усталость,   головные боли, возникают раздражительность, плаксивость, нарушение сна, аппетита. Случаются   и   трудности   психологического   плана,   такие,   как,   например, чувство   страха,   отрицательное   отношение   к   учебе.   Весь   этот   комплекс явлений некоторые специалисты классифицируют как адаптационную болезнь. В этот трудный для ребёнка период и в школе, и дома его необходимо окружить вниманием, проявить доброжелательность и терпимость. Предлагаю несколько советов на период адаптации к школе. 1.Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, ­ быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем ­ лежат на партах. Чем мы, взрослые можем помочь ребёнку? Прежде всего, стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника ­ это соблюдение режима дня. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное   питание,   физические   упражнения.   Оправданным   будет ограничение   просмотра   телепередач   до   30   мин.   в   день.   Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до 2 часов) прогулки на воздухе ­ не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего   утра   настраивайте   ребёнка   на   доброе   отношение   ко   всему. Скажите: «Доброе утро!», ­ и собирайтесь в школу без суеты. 2. Встречая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушивайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте ­ ведь пока ещё не за что. 3. Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребёнка. Он не неряха , просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок.  Не делайте  ребёнку несколько замечаний сразу. 4.Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведёт либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе. 5.   Ребёнку   не   нужна   позиция   прокурора,   которую   часто   занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо. Результатом проведенной работы (итогом реализации  данного цикла занятий)  стало преодоление трудностей адаптационного периода: ­предупреждение возникновения искаженного развития личности, исчезли  трудности в установлении  межличностных отношений, снизился риск  развития заниженной самооценки. ­формирование установки на преодоление школьных трудностей и  способности получать удовлетворение от процесса познания.  ­значительно возросло желание  детей видеть собственные трудности, их  причины и находить пути их преодоления. Список литературы: 1. Александровская   Э.М.   Психологическое   сопровождение   школьников: учебное   пособие   для   студентов   высших   педагогических   учебных заведений. – М., 2005. 2. Битянова, М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы . ­  М., 2006. 3.   Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10. 4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. 5. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников – М., 2007. 6. Воднева,   Г.Д.   Адаптация   к   школе.   Диагностика,   предупреждение   и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск, 2006. 7. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно­ воспитательного процесса / под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. –  М., 2005. 8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М., 2005. 9. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками / под. ред. Пилипко Н.В. М., 2007. 10. Дубровина И.В. ­ Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. ­ М., 2006. 11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов­н/Д, 2006. 12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2005 г. 13. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Д, 2003. 14. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика,  коррекция. – Спб, 2007. 15. Никифоров Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум – СПб., 2007.  16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2006 17. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2006. 18. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М., 2009. 19.  Семаго   Н.Я,   Проблемные   дети:   основы   диагностической   и коррекционной работы психолога – М., 2005. 20. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов  – М., 2007. 21. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Тропинки к своему Я. – М., 2005 22. Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбаха, М., 2008. 23. Шмаков С. От игры к самовоспитанию: сборник игр­коррекций. – М.,  2008.

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»

«Психолого-педагогическая коррекция» «Трудности первоклассника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017