Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
1 кл
13.06.2017
Целю данного собрания является создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Мероприятие решает следующие задачи:
• Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Скоро в школу.docx
Скоро в школу
(собрание для родителей будущих первоклассников)
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс
подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к
школе) их причинами и способами коррекции.
Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к
школе.
Контингент участников: родители будущих первоклассников, будущие учителя детей,
психолог.
Дата проведения: 26 апреля.
Время работы: 1,5 ч.
Место работы: класс (столы расставлены по кругу)
Оборудование и материалы:
Проектор.
Компьютер.
Презентация “Скоро в школу” ( Приложение 1)
Коробка с набором парных геометрических фигур (по количеству родителей)
Звоночек.
Буклет для родителей будущих первоклассников. ( Приложение 2)
Запись спокойной инструментальной музыки.
Пенал.
Подготовительный этап
Важно своевременно оповестить родителей о предстоящей встрече.
Подготовка аудитории. Столы расставлены в виде большого круга. До начала
собрания звучит тихая спокойная музыка. На экране демонстрируется слайд 1 презентации
“Скоро в школу” (см. Приложение 1).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2. Ход встречи
1. Этап знакомства
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня Марина
Ивановна, я – школьный психолог.
Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье
это поступление ребенка в школу.
Я с удовольствием представляю Вам будущих учителя Ваших детей – Лидию Васильевну
Некрасову.
Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам
познакомиться и расспросить друг друга. (Слайд 2)
Обязательно задайте следующие вопросы:
Кто из детей идет в школу?
Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
Что радует и что тревожит в своём ребенке?
Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?
Спасибо всем! Вы побольше узнали друг о друге. В своих сообщениях большинство родителей
отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо,
потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка и вы найдете время и силы,
чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей. А сейчас я хотела бы поговорить
о трудностях первоклассников и их причинах.
2. Информирование
Выступление психолога: “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики
и коррекции”.
Психолог: В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях
первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у когото возник вопрос,
зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если
чтото вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё 4 месяца”.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. (Слайд 3)
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так
резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным
детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть,
даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни –
серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни
ребенка. Он должен привыкнуть
к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс
адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и
безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудными, а распорядок
слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же
проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И
можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них
внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в
дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 7 летнего возраста не так часто обращают
внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют
внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем
пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и
всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться
требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные
компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть,
что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. (Анимация слайд
3)
Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста,
постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить
внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
(Слайд 4)
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности [1]:
интеллектуальный
эмоциональный
социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие
у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности,
развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения,
речи и др.), сформированность предметноспецифических знаний, необходимых для школьного
обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственнографическая
подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур
головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием
успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие”
дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня
эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых
осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность
достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка
общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться
интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря
которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса
(одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять
социальную роль школьника.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит
отчаиваться, если чтото ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Вопервых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной
незрелости?
Вовторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
(Слайд 5)
Причинами школьной незрелости могут быть:
Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с
ребенком)
Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом
и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают,
утомляются.
Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога,
медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной
системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом,
психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.
В своем выступлении я рассказала о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей
к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.
3. Обсуждение
Пожалуйста, задайте свои вопросы. Может быть, именно ответ на Ваш вопрос остро необходим
комуто из присутствующих, но этот человек пока не решается его задать. Так будьте смелее и
решительнее.
Поделитесь своими открытиями, мыслями, чувствами.
6. Рекомендации психолога для родителей.
Психолог: Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях [3], которым необходимо следовать
на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. (Слайд 10)
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования
должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не
забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность
не формируются сразу. Ребенок пока ещё учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых.
Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него чтото не
получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может.
Даже взрослому, когда он учиться чемуто новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку,
обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за
каждый, даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он
делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно.
Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься,
родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и
по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со
здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут
существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас чтото беспокоит в поведении, не
стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью,
посетите логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого
придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет
хорошее настроение.
7. Обратная связь.
Психолог: Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.
Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
Ваши пожелания организаторам?
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.
(Назначаем дату тестирования.)
Литература
1.
2.
3.
Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru
Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы
родителям http://www.lychik.ru
Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье женщины. –
2007. № 10. С.5457.
Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)
Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)
Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)
Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)
Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.