ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Оценка 4.8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
05.06.2017
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты семьи как агента социализации и профессиональной адаптации личности. Семья является первоосновой формирования личности и ее значение в первичной социализации больше, нежели влияние общеобразовательных учреждений. В семье, в отличие от других социальных групп и образовательных учреждений, наиболее прочны межличностные связи, поскольку в ней средства, методы и сроки взаимодействия людей совсем иные. Ключевые слова: семья, социализация, личность, воспитание, общество.В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты семьи как агента социализации и профессиональной адаптации личности. Семья является первоосновой формирования личности и ее значение в первичной социализации больше, нежели влияние общеобразовательных учреждений. В семье, в отличие от других социальных групп и образовательных учреждений, наиболее прочны межличностные связи, поскольку в ней средства, методы и сроки взаимодействия людей совсем иные. Ключевые слова: семья, социализация, личность, воспитание, общество.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.docx
Рейтер Кирилл Александрович Кандидат философских наук ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В статье рассматриваются психолого­педагогические аспекты семьи как агента   социализации   и   профессиональной   адаптации   личности.   Семья является первоосновой формирования личности и ее значение в первичной социализации больше, нежели влияние общеобразовательных учреждений. В семье, в отличие от других социальных групп и образовательных учреждений, наиболее прочны межличностные связи, поскольку в ней средства, методы и сроки взаимодействия людей совсем иные. Ключевые слова: семья, социализация, личность, воспитание, общество. В   современных   условиях   социализация   личности   приобретает   особую актуальность, так как вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, какие ценности будут основополагающими в этом процессе. Для   современности   понятие   личности,   безусловно,   приобретает универсальный   смысл.   «Личность»   выступает   уже   не   только   ключевым термином в сфере наук о человеке. «Быть личностью» сегодня – становится общечеловеческим   выражением   суверенности   действительного   человека.   В этом мы видим отражение специфики современного развития общественной практики, обращения к творческому, деятельному началу в человеке. Всестороннее,   гармоничное   развитие   личности   является   центральным вопросом   педагогики.  Так,  известный   советский   педагог  Антон  Семенович Макаренко   писал,   что  «проблема   личности   может   быть   разрешена,   если   в каждом   человеке   видеть   личность.   Если   личность   проецируется   только   в некоторых   людях   по   какому­то   специальному   выбору   –   нет   проблемы личности»1. Не каждая личность представляет для общества, в котором она живет, одинаковую   социальную   ценность.   Это   зависит   от   социальной   активности данной личности, определяется той ролью, которую она выполняет в обществе и   оттого,   что   личность   может   дать   обществу.   Отсюда   следует,   что становление личности – это итог взаимодействия человека и общества. Становление   личности   происходит   в   процессе   социализации. Социализация   –   последовательная   смена   состояний   –   стадий   социального развития,   процесс   формирования   личности.   Отсюда,   социализация   –   это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально­культурного опыта   –   трудовых   навыков,   знаний,   норм,   ценностей,   традиций, накапливаемых   и   передаваемых   от   поколения   к   поколению,   процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств2. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д., все они имеют выраженный   культурный   контекст   и,   в   частности,   значительно   зависят   от стереотипа   мышления.   Непосредственной   сферой,   в   которой   происходит социализация   индивида,   являются   семья,   воспитательные   и   учебные заведения,   первичные   трудовые   коллективы,   общественные   организации, друзья, знакомые.  Общеобразовательные   заведения,   трудовые   коллективы,   общественные организации,   призванные   формировать   у   личности   потребность   в саморазвитии,   обеспечивая   нужную   обществу   социально­профессиональную 1 Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1982. С. 45. 2 Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Л. Ф. Ильичева. – М.: Советская энциклопедия, 1983.  С. 421. ориентацию, далеко не всегда и не полностью себя оправдывают. Из­за потери интереса   к   общему   образованию   в   ПТУ   шли   учиться   в   среднем   до   30   % окончивших 9 классов. В затухании познавательных потребностей повинна не только школа, но и семья, где детей не приучают в должной мере к духовному труду. Значит, семья является тем субъектом системы образования личности, которая   в   наибольшей   мере   сохраняет   сложившиеся   стереотипы.   Эти стереотипы,   пробивая   дорогу   стихийно,   репродуцируются   в   сознании   и поведении молодежи, оказывая влияние на ее ценностные ориентации. Таким образом, личность – результат общественного развития на данном этапе,   результат   социализации.   Процесс   восхождения   от   индивида   через индивидуальность к личности можно в какой­то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества), с одной стороны, и как процесс самосовершенствования   человека   изнутри,   с   другой.   Справедливость последней идеи можно встретить в идеи Эммануэля Мунье, что личность – это единственная реальность, которую мы познаем и которую одновременно возделываем изнутри3.  Процесс социализации традиционно разделяют на два периода. Первый – это   «первичная   социализация»   –   от   рождения   человека   до   формирования зрелой личности. Второй период – «вторичная социализация», под которой подразумевается   своеобразная   перестройка   личности   уже   в   период   ее социальной   зрелости.   Для   каждой   ступени   социализации   характерно прохождение через специфические социальные институты. Необходимо отметить, что семья является первоосновой формирования личности и ее значение в первичной социализации больше, нежели влияние общеобразовательных учреждений. В семье, в отличие от других социальных групп и образовательных учреждений, наиболее прочны межличностные связи, поскольку   в   ней   средства,   методы   и   сроки   взаимодействия   людей   совсем иные. 3 Мунье Э. Персонализм. – М.: Наука, 1993. С. 14. Если   в   образовательных   учреждениях   образование   осуществляется   в   то   в   семье   преобладает   индивидуальное коллективных   формах, взаимодействие. Если семья связана с индивидом в течение всей его жизни, то, например, школа – лишь в период пребывания в ней. В отличие от связей «учитель­ученик»  контакты   в   семье   более  интимны,  психологически   более прочны, они лишены формализованного, официального, публичного начала, имеют характер социальной диффузии (взаимопроникновения). Родитель не только несет информацию, но и значительно в большей мере, чем учитель, выступает   в   роли   принимающего   её.   Дети   в   первую   очередь   усваивают мнения, оценки, точки зрения, ориентации  родителей, их тон в обращении друг с другом, с людьми, привычки. Ребенок, подросток (по крайней мере до 15   лет),   находясь   в   материальной   зависимости   от   родителей,   должен согласовать  свои   взгляды,  поступки,  поведение   с  их   требованиями.  Этими факторами   определяется   более   глубокая,   нравственно­психологическая однородность и прочность связей в семье, нежели в школьном классе, учебной группе. Семья,   как   социальный   институт,   обладает   таким   существенным признаком, как развитая внутренняя саморегуляция, вследствие чего обладает относительной   самостоятельностью   по   отношению   к   более   широким социальным общностям. Семья, являясь определенным институтом общества, включает в себя элементы других социальных институтов – экономических, культурных, идеологических, бытовых и других. Это дает основание утверждать, что семья – фундаментальная основа социализации   личности,   первооснова   процесса   овладения   формирующейся личностью всем сложным комплексом конкретных общественных отношений. Семейную социализацию можно рассматривать двояко: с одной стороны, как   подготовку   к   будущим   семейным   ролям,   а   с   другой   –   как   влияние, оказываемое семьей на формирование зрелой личности. «Модели»   мужа   и   жены   в   значительной   степени   формируются   и складываются в основном на примере матери и отца. Многое из того, что было свойственно родительским семьям, молодые люди, порою сами того не желая, переносят в собственную семью. Более того, в новой семье могут повториться те   проблемы   семейных   взаимоотношений,   которые   были   характерны   для родителей. Однако опыт отдельной семьи очень ограничен, односторонен и может   иметь   своеобразные   черты,   присущие   только   ей.   Поэтому   молодые люди, перенося приобретенный опыт в собственную семью, порою совершают большую ошибку. Ввиду   того,   что   брачно­семейные   отношения   содержат   в   себе одновременно   как   прежние   сложившиеся   традиции,   так   и   новые   нормы   и правила, отношения в молодой семье, конечно, никогда не бывают простым «слепком» отношений родительской семьи. Но с другой стороны, они никогда не  строятся  на  пустом  месте:  опыт  родительских  семей  играет  отнюдь  не последнюю роль. Семья   –   единственный   социальный   институт,   выполняющий   только одному ему присущую роль в истории народов, всего человечества. Она – важное звено, связывающее общество с природой, личность с обществом. В процессе биологического и социального воспроизводства человеческого рода семья   не   только   упорядочивает   и   гармонизирует   отношения противоположных   полов,   она   осуществляет   экономическую,   социальную,   Никакой духовно­мировоззренческую   преемственность   поколений. общественный институт не в состоянии заменить ребенку мать и отца, ибо в основе его лежат естественные, природные, законы. В семье впервые осуществляются процессы, связанные с социализацией, персонификацией и индивидуализацией личностного развития ребенка. Семья формирует у индивида различные потребности (социальные, потребности в самоуважении   и   уважении   других),   среди   которых   особую   роль   играют потребности в общении с другими индивидами, состоять с ними в теплых дружественных отношениях и которые  для  него (равно как  и он для  них) являются высшей ценностью. Семья   представляет   собой   важное   звено,   где   формируются   основы характера,   исходные   жизненные   установки   человека.   Представляя   собой особый   мир   межличностного   общения,   семья   обладает   специфическими воспитательными   возможностями,   среди   которых   особое   место   занимает взаимная   любовь   между   родителями   и   детьми,   порождающая   особую атмосферу доверия и взаимопонимания. В то же время родители долгие годы обеспечивают   материальное   существование   своего   ребенка,   формируют социальный,   гражданский   облик,   интересы,   потребности,   ценностные ориентации. В   семье   осуществляются   все   виды   воспитания   –   интеллектуальное, нравственное,   эстетическое,   физическое,   трудовое.   Российский   социолог Анатолий Георгиевич Харчев указывает, что   социальная   ценность   семьи идентифицируется   прежде   всего с ее воспитательной   функцией, с ролью семейного коллектива в становлении и развитии личности4. Функция   семьи   как   социально­нравственная   целостность   оказывает социализирующее   воздействие   на   личность   посредством   нормативного   и информационного   влияний5.   Нормативные   влияния   предписывают определенные   образцы,   модели   поведения,   что   позволяет   действовать   в соответствии  с принятыми  в данной социокультурной  среде и усвоенными   В   механизме   воздействия   нравственно­ личностью   стереотипами. психологического   климата   на   формирующуюся   личность   важное   место занимает личный пример родителей. В семейном общении нуждается не только ребенок. Как ни благотворно воздействует   коллектив   на   личность,   полнота   жизни   и   эмоции   человека определяются и семейным общением. В повседневной жизни каждый день нам 4 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М.: Мысль, 1979. С. 12. 5 Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка. // Вестник МГУ. ­ 1997. ­ № 3. ­ С. 121­125. нужен   не   врач   и   телефон   доверия,   а   психологическая   поддержка,   т.   е. удовлетворение потребности в общении, понимании, сочувствии, одобрении, признании   прежде   всего   со   стороны   близких   и   родных.   Результат удовлетворенной потребности – душевный комфорт. И очень важно, чтобы в общении не преследовались потребительские цели: каждый из нас не только должен получать, но и дарить другому радость общения. Поскольку   воздействие   родителей   на   детей   отличается   особой эмоциональной силой и глубиной, постольку им принадлежит решающая роль в   формировании   личности   ребенка.   Следовательно,   от   того,   каким   будет родительское   воспитание,   во   многом   зависит   формирование   у   детей соответствующих   нравственных   чувств   и   качеств.   Это   особенно   важно подчеркнуть,   так   как   под   влиянием   родителей   у   детей   формируются представления   о   добре   и   зле,   о   справедливости   и   честности,   уважение   к старшим. Как отмечает Н.Я. Соловьев: «Исходная точка добра и зла не в детях, в родителях – таков закон отношений между родителями и детьми»6. Таким   образом,   можно   сделать   следующие   выводы,   что   семейная социализация реализуется через формирование фундаментальных ценностей, идеалов,   выработку   жизненных   целей,   способов   их   достижения.   Чем сплоченнее семья, тем эффективнее ее воздействие на личность. Становление личности происходит в процессе социализации. Непосредственной сферой, в которой происходит социализация личности, являются семья, воспитательные и учебные заведения, общественные организации. Семья формирует личность на протяжении всей его жизни, начиная с родительской семьи и заканчивая своей собственной семьей. Семья неотделима от понятия личности и занимает ключевое   положение   по   своей   сущности   среди   остальных   социальных институтов в процессе ее социализации. Семейная социализация реализуется через   формирование   фундаментальных   ценностей,   идеалов,   выработку 6 Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс: Минтис, 1977. С. 28. жизненных   целей,   способов   достижения.   Чем   сплоченнее   семья,   тем эффективнее ее воздействие на личность. В современное время, когда растет социальная нестабильность, пагубно влияющая   на   жизнь   семьи,   она   остается  главным   прибежищем   духовной   человеческого   самоутверждения   и   эмоциональной безопасности, защищенности. И, конечно, в современных условиях осуществляемая семьей социализирующая   функция   требует   серьезной   поддержки   как   со   стороны общества, так и со стороны государства. Список литературы 1. Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка. // Вестник  МГУ. ­ 1997. ­ № 3. ­ С. 121­125. 2. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1982.  3. Мунье Э. Персонализм. – М.: Наука, 1993.  4. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс: Минтис, 1977.  5. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Л. Ф. Ильичева. –  М.: Советская энциклопедия, 1983. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. –  М.: Мысль, 1979.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017