"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
Оценка 4.9

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
библиотека
8 кл
07.02.2019
"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
В руках педагогов все, а самое главное это развитие личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности, уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа, доброжелательной, уважающей своё и чужое мнение, готовой отвечать за свои поступки.
Психолого-педагогические основы...docx
Подготовила : Алборова Ф.М. Психолого­педагогические основы  формирования УУД  у школьников. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках:   мёртвая   или   живая?»   А   сам   думает:   «Скажет   живая   –   я   её   умерщвлю, скажет – мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Всё в твоих руках». Действительно, в руках педагогов всё, а самое главное – это развитие личности:  любознательной   интересующейся   активно познающей мир  умеющей учиться  способной к организации собственной деятельности  уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа  доброжелательной  умеющей слушать партнёра  уважающей своё и чужое мнение  готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Возникает   вопрос:  какими  методиками   и   технологиями  необходимо  владеть современному   педагогу   для   развития   личности   –   ученика,   думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей? Начальная   школа   –   самоценный,   принципиально   новый   этап   в   жизни   ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Развитие   основ   умения   учиться   (формирование   универсальных   учебных   действий) определено   Федеральным   образовательным   стандартом   второго   поколения   как   одна   из важнейших задач образования. Новые   социальные   запросы   определяют   цели   образования   как   общекультурное, личностное   и   познавательное   развитие   учащихся,   обеспечивающие   такую   ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Ребёнок   уже   рождается   со   способностью   к   развитию   и   учению,   он   может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что­то новое. Однако нельзя воспринимать его как «сосуд», куда «сливается» опыт человечества.  Поэтому основными движущими силами развития человека остаются самовоспитание и самообразование, ведущие в конечном итоге к самосовершенствованию. Но чаще всего именно в процессе обучения и воспитания, когда педагогам удаётся в комплексе развивать общеучебные умения и навыки школьников, у последних возникает стремление учиться, формируются УУД. Ребёнку, впервые переступившему порог школы, нужно многому научиться: слушать и слышать,   правильно   себя   вести   на   уроках   и   переменах   общаться   со   сверстниками   и взрослыми.   Овладение   этими   и   многими   другими   учебными   задачами   происходит   на протяжении всего периода начального обучения. Главное при этом – сохранить все навыки и умения и позднее, при переходе в основную школу. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий   в   личностных,   коммуникативных,   познавательных,   регулятивных   сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В   чем   теперь   заключается   роль   начальной   школы?   Учить   себя   –   вот   та   задача,   в решении которой школе сегодня замены нет! Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Сегодня УУД придается огромное значение, т.к. УУД – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Определение понятия "универсальные учебные  действия". В широком значении  термин   "универсальные   учебные   действия"  означает   умение учиться, т.е.  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении (собственно психологическом значении) ­ совокупность способов действия   учащегося   (а   также   связанных   с   ними   навыков   учебной   работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.   В   составе   основных   видов   универсальных   учебных   действий,   соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:  1) личностный;  2) регулятивный (включающий также действия  саморегуляции); 3) познавательный;  4) коммуникативный. Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию   учащихся   (умение   соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  Применительно   к   учебной   деятельности   следует   выделить   три   вида   личностных действий:  ­ личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение; ­   смыслообразование,   т.   е.   установление   учащимися   связи   между   целью   учебной деятельности   и   ее   мотивом   (между   результатом   учения,   и   тем,   что   побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).  Ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него.  ­ нравственно­этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные универсальные учебные действия   обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.  К ним относятся: ­     целеполагание  как   постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,  что   уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  ­   планирование   ­   определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  ­   прогнозирование   ­   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения,   его   временных характеристик;  ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ­ коррекция ­ внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  ­   оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  ­ волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию   ­ к выбору в ситуации мотивационного конфликта и   к преодолению препятствий. Познавательные   универсальные   учебные   действия  познанию   окружающего   мира:   готовность   осуществлять   обработку и использование информации; включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.   обеспечивают   способность   к   направленный   поиск,  Общеучебные универсальные действия:  ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   ­ поиск и выделение необходимой информации;  ­ применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: ­   знаково­символические   действия:   замещение,   кодирование,   моделирование   ­ преобразование объекта из чувственной формы в модель и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; ­ умение структурировать знания; ­ умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  ­   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от   конкретных условий;  ­ рефлексия способов   и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  ­ смысловое чтение /как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели/;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов   художественного,   научного,   публицистического   и   официально­делового   стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; ­  постановка и формулирование проблемы,  ­  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.   Универсальные логические действия:  ­ анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)  ­   синтез   как   составление   целого   из   частей,   в   том   числе   самостоятельно   достраивая, восполняя недостающие компоненты;  ­ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  ­ подведение под понятия, выведение следствий;  ­ установление причинно­следственных связей,   ­ построение логической цепи рассуждений,  ­ доказательство;  ­ выдвижение гипотез и их обоснование.  Постановка и решение проблемы: ­ формулирование проблемы; ­   самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению   или   деятельности,   умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Видами  коммуникативных действий являются:  ­ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ­ определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  ­ постановка вопросов ­ инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  ­   разрешение   конфликтов   ­   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и   оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  ­ управление поведением партнера ­ контроль, коррекция, оценка действий партнера; ­   умение   с   достаточно   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в   соответствии   с задачами и  условиями коммуникации;  ­   владение   монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие   системы   УУД   в   составе   личностных,   регулятивных,   познавательных   и коммуникативных   действий,   определяющих   развитие   психологических   способностей личности,   осуществляется   в   рамках   нормативно­возрастного   развития   личностной   и познавательной сфер ребенка.  Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и   тем   самым   определяет   зону   ближайшего   развития   указанных   универсальных   учебных действий ­  их уровень развития,  соответствующий нормативной стадии развития.             Критериями   оценки   сформированности   УУД  у   учащихся,   соответственно, выступают: 1.Соответствие возрастно­психологическим  нормативным требованиям; 2.Соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям.          Возрастно­психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД.   Универсальные   учебные   действия,   их   свойства   и   качества   определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие   УУД   обеспечивает   формирование   психологических   новообразований   и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Список литературы 1. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982. 2.Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962. 3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд­во "Логос", 2002. 4.Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд­во СГПУ, 1998. 5.Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008. 6.Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного  пространства в современных социально­экономических условиях.  Под ред. Л.М.Митиной  М., 2010. 7.Психолого­педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы  «Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010. 8.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М,  2010. 9.Интернет­портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”».

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"

"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019