"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
библиотека
8 кл
07.02.2019
В руках педагогов все, а самое главное это развитие личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности, уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа, доброжелательной, уважающей своё и чужое мнение, готовой отвечать за свои поступки.
Психолого-педагогические основы...docx
Подготовила : Алборова Ф.М.
Психологопедагогические основы формирования УУД у школьников.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не
всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в
руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю,
скажет – мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Всё в твоих руках».
Действительно, в руках педагогов всё, а самое главное – это развитие личности:
любознательной
интересующейся
активно познающей мир
умеющей учиться
способной к организации собственной деятельности
уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого
народа
доброжелательной
умеющей слушать партнёра уважающей своё и чужое мнение
готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо владеть
современному педагогу для развития личности – ученика, думающего,
самостоятельного, умеющего жить среди людей?
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка:
начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера
его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается
потребность в самовыражении.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий)
определено Федеральным образовательным стандартом второго поколения как одна из
важнейших задач образования.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую
компетенцию образования как «научить учиться».
Ребёнок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может
самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во чтото новое. Однако нельзя
воспринимать его как «сосуд», куда «сливается» опыт человечества.
Поэтому основными движущими силами развития человека остаются самовоспитание
и самообразование, ведущие в конечном итоге к самосовершенствованию. Но чаще всего
именно в процессе обучения и воспитания, когда педагогам удаётся в комплексе развивать
общеучебные умения и навыки школьников, у последних возникает стремление учиться,
формируются УУД.
Ребёнку, впервые переступившему порог школы, нужно многому научиться: слушать и
слышать, правильно себя вести на уроках и переменах общаться со сверстниками и
взрослыми. Овладение этими и многими другими учебными задачами происходит на
протяжении всего периода начального обучения. Главное при этом – сохранить все навыки
и умения и позднее, при переходе в основную школу.
Особенностью содержания современного начального образования является не только
ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных
действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах,
обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В чем теперь заключается роль начальной школы? Учить себя – вот та задача, в
решении которой школе сегодня замены нет! Учащийся сам должен стать «архитектором и
строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы
универсальных учебных действий (УУД). Сегодня УУД придается огромное значение, т.к.
УУД – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Определение понятия "универсальные учебные действия".
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении (собственно психологическом значении) совокупность способов
действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия
обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и
умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных
действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том,
"какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него.
нравственноэтическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный
выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий. Познавательные универсальные учебные действия
познанию окружающего мира: готовность осуществлять
обработку и использование информации;
включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.
обеспечивают способность к
направленный поиск,
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств:
знаковосимволические действия: замещение, кодирование, моделирование
преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение /как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели/; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие
текстов художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера.
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинноследственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по
общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и
коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей
личности, осуществляется в рамках нормативновозрастного развития личностной и
познавательной сфер ребенка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка
и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных
действий их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно,
выступают:
1.Соответствие возрастнопсихологическим нормативным требованиям;
2.Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастнопсихологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с
учетом стадиальности их развития.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности
УУД. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют
эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование
умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и
личностной.
Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и
способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности
учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Список литературы 1. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
2.Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издво "Логос", 2002.
4.Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: издво СГПУ, 1998.
5.Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008.
6.Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного
пространства в современных социальноэкономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной
М., 2010.
7.Психологопедагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа», Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010.
8.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М,
2010.
9.Интернетпортал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”».
"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
"Психолого-педагогические основы формирования УУД у школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.