В данной презентации дана характеристика психолого-педагогических особенностей детей с ТНР, классификация , этиология нарушений. Сочетание у детей с ТНР недоразвития речи с рядом неврологических и психопатологических синдромов. А так же способы организации индивидуального подхода на уроке при обучении школьника с ТНР .Презентация на тему "Психолого-педагогические особенности детей с ТНР"
Психолого
педагогические
особенности детей
с ТНР
учительлогопед Зубцова Т.Н.
07.11.17
Дети с ТНРэто особая категория детей с
отклонениями в развитии, у которых
сохранен слух, первично не нарушен
интеллект, но есть значительные речевые
дефекты, влияющие на становление
психики.
Виды речевых нарушений
Психологопедагогическая классификация
Нарушения устной речи
ФФНРфонетикофонематическое нарушение речинарушение
процессов формирования произносительной системы языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия
и произношения фонем
ОНРобщее недоразвитие речиразличные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов
речевой системы
Нарушения письменной речи
Дислексиячастичное специфическое нарушение чтения
Дисграфиячастичное специфическое нарушение процесса письма
Этиология речевых нарушений
Ведущее место в перинатальной патологии нервной
системы занимают асфиксия и родовая травма.
Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели
нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и
речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные
нарушения речи коркового генеза (алалия). Определенную роль играет
иммунологическая несовместимость крови матери и плода.
Особенности речевого развития детей с
тяжелыми нарушениями речи оказывают
влияние на формирование личности
ребенка, на формирование всех
психических процессов. Дети имеют ряд
психологопедагогических особенностей,
затрудняющих их социальную адаптацию
и требующих целенаправленной
коррекции имеющихся нарушений.
Психологопедагогические
особенности детей с ТНР
Особенности речевой деятельности
отражаются на формировании у детей
сенсорной, интеллектуальной и
эмоциональноволевой сфер.
Особенности речевого развития
снижение вербальной памяти
отставание в развитии словеснологического мышления,
трудности овладения анализом и синтезом, сравнением и
обобщением.
отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие
локомоторных функций (двигательных);
отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная
координация движений, снижение скорости и ловкости их
выполнения.
трудности при выполнении движений по словесной инструкции.
недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие
мелкой моторики.
Отклонения в эмоциональноволевой сфере
• нестойкость интересов,
• пониженная наблюдательность,
• сниженная мотивация,
• негативизм,
• неуверенность в себе,
• повышенная раздражительность, агрессивность,
обидчивость,
• трудности в общении с окружающими, в налаживании
контактов со своими сверстниками.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются
трудности формирования саморегуляции и
самоконтроля.
Общее недоразвитие речи сочетается с рядом
неврологических и психопатологических синдромов.
• гипертензионногидроцефалический
•церебрастенический синдром
•синдром двигательных расстройств
Практические рекомендации
• использование специальных индивидуальных карточек и
табличек, позволяющих перевести изучаемый материал на
наглядную основу
• на уроке обучения грамоте использовать карточкисимволы,
позволяющие запомнить и отграничить написание смешиваемых
букв
• наглядное моделирование, графическое изображение
предметного содержания задач на уроках математики,
предметного содержания, введение предметнопрактических
способов решения задач
• обращаться к содержанию памяток и плакатов, всякий раз
добиваясь осознания их содержания детьми с ТНР, и специально
из урока в урок обучать детей умению работать со справочным
материалом.
• исправление ошибок в процессе учебного высказывания
не должно мешать ребенку формулировать свою мысль,
сбивать его, создавать психологический дискомфорт.
• выработке правильной речи способствуют также
предварительная установка: «Говори правильно,
красиво, не торопись, думай, как лучше рассказать о ...
так, чтобы тебя все поняли» и т. п., и качественная
оценка учителем ответа с точки зрения его
грамматического оформления.
• при проведении текущего опроса на уроке и
контрольных мероприятий необходимо учитывать
характер речевых нарушений
• для детей с нарушениями письма и чтения время
выполнения задания может быть увеличено, может быть
при необходимости представлена аудиозапись задания
или задание зачитывается ребенку вслух.
Обучение и воспитание детей с тяжёлыми
по
осуществляется
нарушениями
речи
специальной системе.
Прежде всего необходимо установить тесный
контакт с ребенком, внимательно, бережно
относиться к нему.
Обучение состоит в коррекции дефекта устной
и
социализации
к
индивидуальных
зависят от природы
особенностей
и
речи
подготовке
самостоятельной жизни.
Пути компенсации
дефекта
ребенка.
и