Психотехнические (арт-терапевтические) упражнения для тренингов

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Исследовательские работы
  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психотехника - ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. В данной публикации содержатся конкретные методические приемы, системы приемов, методы саморегуляции, управления психическими и психосоматическими процессами и состояниями сознания, используемые в практической психологии. Рекомендовано к проведению психологам и педагогам образовательных организаций.
Иконка файла материала тренинг.docx
Психотехнические (арт­терапевтические) упражнения Психотехника   (от   греч.   techne   –   искусство,   мастерство)   –   ветвь   психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно­прикладном аспекте. В данной публикации содержатся конкретные методические приемы, системы приемов, методы саморегуляции, управления психическими и  психосоматическими процессами и состояниями сознания, используемые в практической психологии. Упражнение «Зеркальное отражение суждений партнера» Группы   делятся   на   пары.   Один   человек   описывает   какую­либо   ситуацию   с отрицательной стороны. Второй находит положительные аспекты этой ситуации. Упражнение «Прокурор и адвокат» Участники делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора», другая   –   «адвоката».   Кто­то   из   группы   садится   в   круг   по   жребию   или   по   мере психологической   готовности.   Группа   начинает   высказываться:   «адвокаты»   акцентируют внимание   на   положительных   сторонах   сидящего   в   центре,   усиливают   их,   приводят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументировано доказывают обратное. Упражнение «Сложите свои проблемы в ящик» Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что перед   Вашей   кроватью   стоит   большой   ящик   или   деревянный   сундук.   Вы   медленно открываете крышку и начинаете складывать туда все, что на Вас давит, например Ваше волнение перед завтрашними переговорами с клиентами, Ваш страх забыть о какой­нибудь важной встрече или не найти необходимые документы и т.д. Вы укладываете «спать» в сундук все, что Вас гнетет. А когда Вы на следующее утро проснетесь, сможете (мысленно) снова   открыть   крышку   и   вытащить   обратно   все   свои   задачи.   Может   быть,   их   станет меньше, может быть, их будет больше, они могут стать легче или тяжелее, но на время сна Вы смогли их поместить в надежное место. Может  быть,  все  это  покажется  Вам  абсурдным,  но эффект  Вас  поразит.  Наше подсознание работает и «думает» очень образно. Вместе с представлением о том, что что­ то   можно   снять   и   отложить   в   сундук,   оно   получает   облегчение,   и   человек   перестает беспокоиться обо всех этих раздражителях. На ночь Вы можете таким образом снять с себя ответственность и почувствовать себя расслабленней и свободнее. Упражнение «Место, где я себя прекрасно чувствую»Цель:  Работа   с   «внутренним   ресурсом».   Самораскрытие.   Повышение   ценности внутреннего мира каждого человека. Нарисовать картину, изображающую то место, где Вы себя хорошо чувствуете. Это может быть своя комната, сад и пр. Каждый комментирует свой рисунок: что это за место, где оно находится, что там интересного, почему это место так нравится и т.д. Вариант проведения ­ в виде визуализации: «Закройте глаза, и представьте себя в месте, которое...» И проводить проще, и никто не скажет, что рисовать не умеет. Техника «Незаконченные предложения» в системной семейной психотерапии Цель: Развитие навыков организации переговоров. Прояснение взаимных претензий. Техника помогает видоизменить характер коммуникаций членов семьи, а именно:    стимулировать диалог дистанцированных членов семьи; структурировать общение двух человек и сделать его более безопасным для них (формулировки в виде «Я­высказываний», баланс выражения негативных и   позитивных   чувств,   обозначение   направления   изменений).   Озвучивание позитивных характеристик особенно важно в ситуации семейного конфликта, когда члены семьи обмениваются в основном негативными подкреплениями, провоцируя нарастание ссоры; обеспечить   равный   вклад   каждого   в   разговор,   обеспечивая   возможность высказаться каждому члену семьи. Выбираются   два   члена   семьи,   отношения   между   которыми   предполагается прояснить.   Их   просят   расположиться   друг   напротив   друга   и   поочередно   заканчивать следующий ряд незавершенных предложений: Мне нравится, что ты... Я расстраиваюсь, когда... Я злюсь, когда... Я благодарен тебе за... Мы могли бы по­другому... Члены семьи должны пройти по этому списку 3­4 раза. Часто подростки говорят, что впервые услышали от своих родителей о себе что­то хорошее. Упражнение «Рисование себя»Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я». Нарисовать   себя   в   виде   растения,   животного,   схематично.   Работы   не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники   работ   пытаются   угадать,   какая   работа   кому   принадлежит.   Делятся   своими ощущениями и впечатлениями о работах. Упражнение «Найди себя» Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я». Предлагается   набор   разнообразных   предметов:   ракушка,   игрушка,   кубик   и   т.д. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, который чем­то похож на меня, чем­то мне близок, который нравится. Придумать и рассказать историю, сказку, притчу об этом персонаже. Вариант   2.  В   матерчатый   мешок   положить   разнообразные   предметы.   Нащупать предмет, затем от имени предмета придумать и рассказать историю. «Я – игрушечный бобер. Я мягкий, немного потрепанный ...».