Психотехника - ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте.
В данной публикации содержатся конкретные методические приемы, системы приемов, методы саморегуляции, управления психическими и психосоматическими процессами и состояниями сознания, используемые в практической психологии.
Рекомендовано к проведению психологам и педагогам образовательных организаций.
Психотехнические (арттерапевтические) упражнения
Психотехника (от греч. techne – искусство, мастерство) – ветвь психологии,
изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретноприкладном аспекте.
В данной публикации содержатся конкретные методические приемы, системы приемов,
методы саморегуляции, управления психическими и психосоматическими процессами и
состояниями сознания, используемые в практической психологии.
Упражнение «Зеркальное отражение суждений партнера»
Группы делятся на пары. Один человек описывает какуюлибо ситуацию с
отрицательной стороны. Второй находит положительные аспекты этой ситуации.
Упражнение «Прокурор и адвокат»
Участники делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора»,
другая – «адвоката». Ктото из группы садится в круг по жребию или по мере
психологической готовности. Группа начинает высказываться: «адвокаты» акцентируют
внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят
подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументировано доказывают обратное.
Упражнение «Сложите свои проблемы в ящик»
Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что
перед Вашей кроватью стоит большой ящик или деревянный сундук. Вы медленно
открываете крышку и начинаете складывать туда все, что на Вас давит, например Ваше
волнение перед завтрашними переговорами с клиентами, Ваш страх забыть о какойнибудь
важной встрече или не найти необходимые документы и т.д. Вы укладываете «спать» в
сундук все, что Вас гнетет. А когда Вы на следующее утро проснетесь, сможете (мысленно)
снова открыть крышку и вытащить обратно все свои задачи. Может быть, их станет
меньше, может быть, их будет больше, они могут стать легче или тяжелее, но на время сна
Вы смогли их поместить в надежное место.
Может быть, все это покажется Вам абсурдным, но эффект Вас поразит. Наше
подсознание работает и «думает» очень образно. Вместе с представлением о том, что что
то можно снять и отложить в сундук, оно получает облегчение, и человек перестает
беспокоиться обо всех этих раздражителях. На ночь Вы можете таким образом снять с себя
ответственность и почувствовать себя расслабленней и свободнее.
Упражнение «Место, где я себя прекрасно чувствую»Цель: Работа с «внутренним ресурсом». Самораскрытие. Повышение ценности
внутреннего мира каждого человека.
Нарисовать картину, изображающую то место, где Вы себя хорошо чувствуете. Это
может быть своя комната, сад и пр. Каждый комментирует свой рисунок: что это за место,
где оно находится, что там интересного, почему это место так нравится и т.д.
Вариант проведения в виде визуализации: «Закройте глаза, и представьте себя в
месте, которое...» И проводить проще, и никто не скажет, что рисовать не умеет.
Техника «Незаконченные предложения» в системной семейной психотерапии
Цель: Развитие навыков организации переговоров. Прояснение взаимных претензий.
Техника помогает видоизменить характер коммуникаций членов семьи, а именно:
стимулировать диалог дистанцированных членов семьи;
структурировать общение двух человек и сделать его более безопасным для
них (формулировки в виде «Явысказываний», баланс выражения негативных
и позитивных чувств, обозначение направления изменений). Озвучивание
позитивных характеристик особенно важно в ситуации семейного конфликта,
когда члены семьи обмениваются в основном негативными подкреплениями,
провоцируя нарастание ссоры;
обеспечить равный вклад каждого в разговор, обеспечивая возможность
высказаться каждому члену семьи.
Выбираются два члена семьи, отношения между которыми предполагается
прояснить. Их просят расположиться друг напротив друга и поочередно заканчивать
следующий ряд незавершенных предложений:
Мне нравится, что ты...
Я расстраиваюсь, когда...
Я злюсь, когда...
Я благодарен тебе за...
Мы могли бы подругому...
Члены семьи должны пройти по этому списку 34 раза.
Часто подростки говорят, что впервые услышали от своих родителей о себе чтото
хорошее.
Упражнение «Рисование себя»Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».
Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не
подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и
участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими
ощущениями и впечатлениями о работах.
Упражнение «Найди себя»
Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».
Предлагается набор разнообразных предметов: ракушка, игрушка, кубик и т.д.
Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, который чемто похож на меня,
чемто мне близок, который нравится. Придумать и рассказать историю, сказку, притчу об
этом персонаже.
Вариант 2. В матерчатый мешок положить разнообразные предметы. Нащупать
предмет, затем от имени предмета придумать и рассказать историю. «Я – игрушечный
бобер. Я мягкий, немного потрепанный ...».