"Птицы"(7 класс, биология)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан для введения в тему "Птицы". Первый урок - это урок изучения нового материала, где использованы различные приёмы. Объяснительно-иллюстративный с элементами беседы, лабораторная работа (исследовательский), проблемный. Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Лабораторная работа. Оборудование урока: 1. Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе Power Point; 2. Оборудование для лабораторной работы: чучело птицы, наборы перьев. 3. Дидактический материал.
Иконка файла материала урок птицы.docx
1 ФИО  Аверченко Лилия Сергеевна, учитель биологии МКОУ Коб­Кордоновской ОШ   Проект учебного занятия по биологии  Тема урока: «Общая характеристика птиц» Класс: 7 (УМК В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко) Планируемые  результаты Личностные: формирование навыков взаимодействия в паре при  выполнении учебной задачи при помощи учителя­консультанта, формирование мотивации к саморазвитию. Метапредметные Познавательные: Регулятивные: Выполнять учебные  действия в  соответствии с  поставленной задачей, устанавливать  причинно­ следственные связи,  выбирать действия в  соответствии с  поставленной целью,  оценивать свои  достижения. Ориентироваться в  источниках  информации, уметь  осмысленно читать и  объяснять значение и  смысл прочитанного  текста, сравнивать и  делать выводы,  отвечать на  поставленные вопросы Коммуникативные:    Уметь строить  монологическое  высказывание,  использовать речевые  средства в  соответствии  с  ситуацией,  формулировать свою  точку зрения, ставить  вопросы,  формулировать свои  затруднения.2 Предметные: Обучающиеся знакомятся с  общей характеристикой класса птицы, находят сходство и отличие  от изученных ранее представителей Пресмыкающихся; овладевают умением объяснять значение  птиц в природе и жизни человека. Знакомятся с разнообразием перьев и их функций; учатся  выделять существенные признаки.Цели урока: 3  Образовательная.  Расширить   представление   учащихся   о   многообразии   животного   мира;   познакомить   с  общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; сравнивать их с пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц     и пресмыкающихся, происхождении пернатых от древних рептилий.  Воспитательная.  Прививать   интерес   к   предмету;   воспитание   прилежности   и   аккуратности   при   выполнении элементов лабораторной работы;  привитие ответственного, бережного отношения к пернатым на основе знаний о приспособленности их к среде и значении в природе.  Развивающая.  Развивать   навыки учебной работы, умение самостоятельно работать с источниками информации;  Развивать   медиа­коммуникативные   способности закрепить   умение   проводить   лабораторные   исследования. учащихся средствами  компьютера.  Методы и приемы: объяснительно­иллюстративный с элементами беседы, лабораторная работа (исследовательский),  проблемный. Тип   урока:  Комбинированный   урок­презентация   с   использованием   компьютера   Лабораторная работа.   в   демонстрационном   режиме. Оборудование урока: 1. Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе Power Point; 2. Оборудование для лабораторной работы: чучело птицы, наборы перьев; 3. Дидактический материал.4 Хронометраж урока: I. Организационный момент – 1 мин II. Актуализация  знаний – 2 мин III. Изучение нового материала 1. Мотивационный этап – 1 мин 2. Тема и цель урока – 1 мин  3. Исполнительная часть – 20 мин IV. Закрепление знаний – 3 мин  V. Домашнее задание – 1 мин VI. Итог урока – 1 мин   Технологическая карта урока Содержание и основные этапы урока  I. Организационный      момент   II. Актуализация знаний.  На доске размещены 4 ряда   картинок ( рыба, лягушка,  жаба), (ящерица, лягушка,  змея), щука, карась, ящерица), (ящерица, черепаха, птица). В  каждом ряду убрать одного  лишнего представителя и  Деятельность учителя Ожидаемая деятельность учащихся Организация деятельности учащихся и  положительный эмоциональный  настрой на дальнейшую творческую    работу в классе. Приём «Улыбка» Приём «Третий лишний», цель  которого –     переход к изучению  новой темы. Устанавливает  правильность и осознанность  учащимися полученных     ранее  знаний. Полная готовность класса к работе. Поддерживают беседу, отвечают на  поставленные вопросы.объяснить.   III. Изучение нового  материала.  5 1. Мотивационный этап.  Какие животные ещё  относятся к типу Хордовые.  Почему птицы изучаем после  пресмыкающихся.  2. Формулировка темы и  постановка цели  урока. 3. Исполнительная часть Около ста лет назад  английский  естествоиспытатель Т. Гексли назвал птиц «вознесёнными в  небеса пресмыкающимися».  Докажите, что это  утверждение верно.   Учёные считают, что  археоптерикс является  переходным звеном между  птицами и пресмыкающимися.  Они до сих пор открывают    Обеспечение мотивации деятельности  учащихся. Задаёт вопросы   Проявление интереса к изучению новой темы. Давайте, определим тему нашего урока и поставим цель.   Формулируют тему и цель урока. Учитель раздает карточки с  заданиями.   Подчёркивают общие признаки археоптерикса с  пресмыкающимися одной чертой, а с птицами –  двумя. Меня птицы радуют стремительным  лёгким полётом, а вас? Красивым пением, разнообразной окраской  оперения.новые неизвестные  прежде  виды. Общее количество   видов птиц около 9000.   Просмотр фрагмента  фильма «Полёт птиц» Постановка проблемного  вопроса   6 Приём «Мозговой штурм» Каждый из нас, наверное, мечтал  полетать, как птица, но почему у нас  это не получается? В чём особенность  строения птиц? Что позволяет им  летать? Демонстрация наглядного  материала (чучело) Учитель вывешивает называемые  признаки приспособления.    Элементы лабораторной  работы          Приём исследования Ребята, а вы знаете чем писал  А.С.Пушкин свои стихи и прозу? Так  как воздушная среда имеет свои  особенности, то и строение перьев  должно быть особенным. А давайте сравним перьевой покров  птицы на голове, туловище, хвосте и  крыльях. Какую функцию они выполняют? Отвечают на вопросы, называют признаки называют части тела Пером  ­На голове перья мягкие т короткие , формируют  контур, перья, которые расположены на крыльях  тоже контурные , но более жёсткие и длинные. ­Помогают летатьРаздаточный материал в  конвертах. Подсказки в виде рисунков на  слайде.  7 Поэтому они называются маховыми на  крыльях и рулевыми на хвосте.  Давайте изучим строение пера.  У вас  на партах лежат конверты с перьями.  Давайте исследуем набор перьев и  найдём контурное перо. Почему вы  решили, что именно оно контурное. При подъёме крыла во время полёта  перья слегка поворачиваются, образуя  щели, пропускают воздух и смыкаются  вместе в единую летательную  поверхность, когда птицы опускают  перья.  Контурные перья также  защищают и уменьшают её  сопротивление в полёте. Перо имеет составные части:  стержень, очин и опахало.  Предположите, где расположены эти  части, для вас у меня есть небольшие  подсказки. Карточки с заданием. Исследуют перья Длинное и плотное Ребята подписывают строение пера.   Второе перо более рыхлое А чем второе перо отличается от  первого и какую функцию выполняет. Разъедините опахало в нескольких  Не удалось8 местах, а затем попробуйте пальцами  соединить назад. Удалось ли это  сделать?  Если рассмотреть микроскопическое  строение пера, то можно увидеть  бородки с крючочками, которые  соединяются, между собой, что  обеспечивает единую поверхность  опахала.  А где находятся пуховые перья? Какую функцию они выполняют? Перья с коротким стержнем и пучком  отходящих от него бородок,  называется пух. Почему пух сильно  развит у водоплавающих птиц?   Под контурными Защита от переохлаждения Не пропускает воду и защищает от  переохлаждения.   Характерный облик птиц определяет  окраска оперения. Окраска зависит от  пигментов, и некоторые из птиц  их  получают из растительной пищи,  например, фламинго, питаясь  красными водорослями, приобретает  розовую окраску.  Как вы думаете, а птицы меняют своё  оперение? Как называется это  Линька.9 явление?     Приём «Линеечка» У вас на партах лежат линеечки с  утверждениями, над каждой цифрой  проставьте плюс, если вы согласны и  минус если – нет.  Проверка: обменяйтесь работой друг с  другом и за каждый правильный ответ  прикрепите стикер. Поясняет, как выполнять домашнее  задание. Подведение итогов урока: обобщающее слово учителя по теме урока, оценка  результатов работы учащихся на уроке. Словесно поощряет детей. Создает  ситуацию успеха. IV. Закрепление знаний. — Какие особенности  развились у птиц в связи с  приспособленностью к полету  и какое значение они имеют?   V Домашнее задание  Сделать мини­проект «Я хочу рассказать о птице….» VI. Итог урока. — Птицы —  высокоорганизованная группа животных, приспособившихся  к полёту. В связи с этим у них  произошли изменения во  внешнем строении.  А теперь давайте оценим  свою работу по критериям,  которые у вас на рейтинговом  листочке и поставим оценку за урок. Обобщая изученный материал, выбирают верные  утверждения. Ребята выполняют задание. Ребята проверяют друг друга. Записывают     домашнее задание в дневник. Слушают учителя. Осуществляют адекватную  самооценку и оценку всему уроку.Ребята поднимают смайлы, выражая своё  отношение к уроку. 10 Я прошу вас выразить своё отношение  к уроку (смайлики) Звенит и льётся птичий голос, Узнай – о чем она поет. Вот царство жизни и свободы Здесь вечный блеск, Здесь вечный пир. Пойми живой язык природы И скажешь ты: прекрасен мир. V. Рефлексия Включается звукозапись  «Голоса птиц» Учитель благодарит детей за  урок