Данный урок разработан для введения в тему "Птицы". Первый урок - это урок изучения нового материала, где использованы различные приёмы. Объяснительно-иллюстративный с элементами беседы, лабораторная работа (исследовательский), проблемный. Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Лабораторная работа. Оборудование урока:
1. Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе Power Point;
2. Оборудование для лабораторной работы: чучело птицы, наборы перьев.
3. Дидактический материал.
урок птицы.docx
1
ФИО Аверченко Лилия Сергеевна, учитель биологии МКОУ КобКордоновской ОШ
Проект учебного занятия по биологии
Тема урока: «Общая характеристика птиц»
Класс: 7 (УМК В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко)
Планируемые
результаты
Личностные: формирование навыков взаимодействия в паре при выполнении учебной задачи
при помощи учителяконсультанта, формирование мотивации к саморазвитию.
Метапредметные
Познавательные:
Регулятивные:
Выполнять учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей,
устанавливать
причинно
следственные связи,
выбирать действия в
соответствии с
поставленной целью,
оценивать свои
достижения.
Ориентироваться в
источниках
информации, уметь
осмысленно читать и
объяснять значение и
смысл прочитанного
текста, сравнивать и
делать выводы,
отвечать на
поставленные вопросы
Коммуникативные:
Уметь строить
монологическое
высказывание,
использовать речевые
средства в
соответствии с
ситуацией,
формулировать свою
точку зрения, ставить
вопросы,
формулировать свои
затруднения. 2
Предметные:
Обучающиеся знакомятся с общей характеристикой класса птицы, находят сходство и отличие
от изученных ранее представителей Пресмыкающихся; овладевают умением объяснять значение
птиц в природе и жизни человека. Знакомятся с разнообразием перьев и их функций; учатся
выделять существенные признаки. Цели урока:
3
Образовательная. Расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей
характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;
сравнивать их с пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся, происхождении пернатых
от древних рептилий.
Воспитательная. Прививать интерес к предмету; воспитание прилежности и аккуратности при выполнении
элементов лабораторной работы; привитие ответственного, бережного отношения к пернатым на основе знаний о
приспособленности их к среде и значении в природе.
Развивающая. Развивать навыки учебной работы, умение самостоятельно работать с источниками информации;
Развивать медиакоммуникативные способности
закрепить умение проводить лабораторные исследования.
учащихся средствами компьютера.
Методы и приемы: объяснительноиллюстративный с элементами беседы, лабораторная работа (исследовательский),
проблемный.
Тип урока: Комбинированный урокпрезентация с использованием компьютера
Лабораторная работа.
в демонстрационном режиме.
Оборудование урока:
1. Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе Power Point;
2. Оборудование для лабораторной работы: чучело птицы, наборы перьев;
3. Дидактический материал. 4
Хронометраж урока:
I. Организационный момент – 1 мин
II. Актуализация знаний – 2 мин
III. Изучение нового материала
1. Мотивационный этап – 1 мин
2. Тема и цель урока – 1 мин
3. Исполнительная часть – 20 мин
IV. Закрепление знаний – 3 мин
V. Домашнее задание – 1 мин
VI. Итог урока – 1 мин
Технологическая карта урока
Содержание и основные
этапы урока
I. Организационный
момент
II. Актуализация знаний.
На доске размещены 4 ряда
картинок ( рыба, лягушка,
жаба), (ящерица, лягушка,
змея), щука, карась, ящерица),
(ящерица, черепаха, птица). В
каждом ряду убрать одного
лишнего представителя и
Деятельность учителя
Ожидаемая деятельность учащихся
Организация деятельности учащихся и
положительный эмоциональный
настрой на дальнейшую творческую
работу в классе. Приём «Улыбка»
Приём «Третий лишний», цель
которого – переход к изучению
новой темы. Устанавливает
правильность и осознанность
учащимися полученных ранее
знаний.
Полная готовность класса к работе.
Поддерживают беседу, отвечают на
поставленные вопросы. объяснить.
III. Изучение нового
материала.
5
1. Мотивационный этап.
Какие животные ещё
относятся к типу Хордовые.
Почему птицы изучаем после
пресмыкающихся.
2. Формулировка темы и
постановка цели
урока.
3. Исполнительная часть
Около ста лет назад
английский
естествоиспытатель Т. Гексли
назвал птиц «вознесёнными в
небеса пресмыкающимися».
Докажите, что это
утверждение верно.
Учёные считают, что
археоптерикс является
переходным звеном между
птицами и пресмыкающимися.
Они до сих пор открывают
Обеспечение мотивации деятельности
учащихся. Задаёт вопросы
Проявление интереса к изучению новой темы.
Давайте, определим тему нашего урока
и поставим цель.
Формулируют тему и цель урока.
Учитель раздает карточки с
заданиями.
Подчёркивают общие признаки археоптерикса с
пресмыкающимися одной чертой, а с птицами –
двумя.
Меня птицы радуют стремительным
лёгким полётом, а вас?
Красивым пением, разнообразной окраской
оперения. новые неизвестные прежде
виды. Общее количество
видов птиц около 9000.
Просмотр фрагмента
фильма «Полёт птиц»
Постановка проблемного
вопроса
6
Приём «Мозговой штурм»
Каждый из нас, наверное, мечтал
полетать, как птица, но почему у нас
это не получается? В чём особенность
строения птиц? Что позволяет им
летать?
Демонстрация наглядного
материала (чучело)
Учитель вывешивает называемые
признаки приспособления.
Элементы лабораторной
работы
Приём исследования
Ребята, а вы знаете чем писал
А.С.Пушкин свои стихи и прозу? Так
как воздушная среда имеет свои
особенности, то и строение перьев
должно быть особенным.
А давайте сравним перьевой покров
птицы на голове, туловище, хвосте и
крыльях.
Какую функцию они выполняют?
Отвечают на вопросы, называют признаки
называют части тела
Пером
На голове перья мягкие т короткие , формируют
контур, перья, которые расположены на крыльях
тоже контурные , но более жёсткие и длинные.
Помогают летать Раздаточный материал в
конвертах.
Подсказки в виде рисунков на
слайде.
7
Поэтому они называются маховыми на
крыльях и рулевыми на хвосте.
Давайте изучим строение пера. У вас
на партах лежат конверты с перьями.
Давайте исследуем набор перьев и
найдём контурное перо. Почему вы
решили, что именно оно контурное.
При подъёме крыла во время полёта
перья слегка поворачиваются, образуя
щели, пропускают воздух и смыкаются
вместе в единую летательную
поверхность, когда птицы опускают
перья. Контурные перья также
защищают и уменьшают её
сопротивление в полёте.
Перо имеет составные части:
стержень, очин и опахало.
Предположите, где расположены эти
части, для вас у меня есть небольшие
подсказки. Карточки с заданием.
Исследуют перья
Длинное и плотное
Ребята подписывают строение пера.
Второе перо более рыхлое
А чем второе перо отличается от
первого и какую функцию выполняет.
Разъедините опахало в нескольких
Не удалось 8
местах, а затем попробуйте пальцами
соединить назад. Удалось ли это
сделать?
Если рассмотреть микроскопическое
строение пера, то можно увидеть
бородки с крючочками, которые
соединяются, между собой, что
обеспечивает единую поверхность
опахала.
А где находятся пуховые перья?
Какую функцию они выполняют?
Перья с коротким стержнем и пучком
отходящих от него бородок,
называется пух. Почему пух сильно
развит у водоплавающих птиц?
Под контурными
Защита от переохлаждения
Не пропускает воду и защищает от
переохлаждения.
Характерный облик птиц определяет
окраска оперения. Окраска зависит от
пигментов, и некоторые из птиц их
получают из растительной пищи,
например, фламинго, питаясь
красными водорослями, приобретает
розовую окраску.
Как вы думаете, а птицы меняют своё
оперение? Как называется это
Линька. 9
явление?
Приём «Линеечка»
У вас на партах лежат линеечки с
утверждениями, над каждой цифрой
проставьте плюс, если вы согласны и
минус если – нет.
Проверка: обменяйтесь работой друг с
другом и за каждый правильный ответ
прикрепите стикер.
Поясняет, как выполнять домашнее
задание.
Подведение итогов урока: обобщающее
слово учителя по теме урока, оценка
результатов работы учащихся на уроке.
Словесно поощряет детей. Создает
ситуацию успеха.
IV. Закрепление знаний.
— Какие особенности
развились у птиц в связи с
приспособленностью к полету
и какое значение они имеют?
V Домашнее задание
Сделать минипроект «Я хочу
рассказать о птице….»
VI. Итог урока.
— Птицы —
высокоорганизованная группа
животных, приспособившихся
к полёту. В связи с этим у них
произошли изменения во
внешнем строении.
А теперь давайте оценим
свою работу по критериям,
которые у вас на рейтинговом
листочке и поставим оценку за
урок.
Обобщая изученный материал, выбирают верные
утверждения.
Ребята выполняют задание.
Ребята проверяют друг друга.
Записывают домашнее задание в дневник.
Слушают учителя. Осуществляют адекватную
самооценку и оценку всему уроку. Ребята поднимают смайлы, выражая своё
отношение к уроку.
10
Я прошу вас выразить своё отношение
к уроку (смайлики)
Звенит и льётся птичий голос,
Узнай – о чем она поет.
Вот царство жизни и свободы
Здесь вечный блеск,
Здесь вечный пир.
Пойми живой язык природы
И скажешь ты: прекрасен мир.
V. Рефлексия
Включается звукозапись
«Голоса птиц»
Учитель благодарит детей за
урок
"Птицы"(7 класс, биология)
"Птицы"(7 класс, биология)
"Птицы"(7 класс, биология)
"Птицы"(7 класс, биология)
"Птицы"(7 класс, биология)
"Птицы"(7 класс, биология)
"Птицы"(7 класс, биология)
"Птицы"(7 класс, биология)
"Птицы"(7 класс, биология)
"Птицы"(7 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.