Лабораторно-практическая работа "Моллюски: приспособления к среде обитания и способы питания"
Оценка 4.9

Лабораторно-практическая работа "Моллюски: приспособления к среде обитания и способы питания"

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
биология
6 кл—7 кл
20.12.2020
Лабораторно-практическая работа "Моллюски: приспособления к среде обитания и способы питания"
Практ. Моллюски. +.docx

Лабораторно-практическая работа (7 класс)

Тема «Моллюски: приспособление к среде обитания

и способы питания»

Цели:

- изучение приспособлений к среде обитания у моллюсков;

- ознакомление со способами питания моллюсков и оценить значение таких способов питания в биоценозе;

- приобретение навыков наблюдений за живыми объектами.

Оборудование: моллюски (двустворчатые, брюхоногие в аквариумах, живые слизни); мелкая пищевая соль; подкрашенная черными чернилами или тушью вода; пипетки, фильтровальная бумага, вата, стеклянные пластинки, пинцет; секундомер.

Ход работы

Вступительное слово педагога

Задание 1. Изучение приспособления  к среде обитания у моллюсков.

Последовательность действий (алгоритм)

1.                      Рассмотрите раковины и створки брюхоногого и двустворчатого моллюсков.

2.                      Определите их значения для моллюсков.

3.                      Дотроньтесь пинцетом до ноги прудовика или лужанки (битинии) и понаблюдайте за реакцией моллюска.

4.                      Дотроньтесь пинцетом до ноги беззубки и наблюдайте реакцию моллюска.

5.                      Попытайтесь открыть руками закрытые створки двустворчатого моллюска, сделайте вывод.

6.                      На тело слизня насыпьте немного мелкой соли, наблюдайте за реакцией (быстро смыть водой соль с тела моллюска).

7.                      Заполните таблицу:

Приспособления

Значение

 

 

 

 

 

8.                      Сделайте общий вывод о приспособлениях к среде обитания у моллюсков.

 

Задание 2. Изучение способов питания моллюсков.

Последовательность действий (алгоритм)

1.                      Понаблюдайте за прудовиком, ползущим по стенке аквариума.

2.                      Что можно сказать о способе питания прудовика.

3.                      Проведите опыт, показывающий способ питания двустворчатых моллюсков. В пипетку наберите немного воды, подкрашенной чернилами или тушью. Кончик пипетки осушите ватой. Выпустите две капли этой воды у сифонов моллюсков (осторожно!).

4.                      Проследите, через какой сифон вода попадает внутрь тела моллюска, и через какой сифон выводится наружу.

5.                      Подсчитайте при помощи секундомера, как долго длится круговорот подкрашенной воды в теле моллюска.

6.                      Вспомните, как называется такой способ питания.

7.                      Результаты опыта с беззубкой запишите в тетрадь.

8.                      Сделайте общий вывод о значении брюхоногих и двустворчатых моллюсков в биоценозах, опираясь на способы питания этих животных.

Заключительное слово педагога

Домашнее задание №1

Составьте пищевую цепь с участием моллюсков.

 Домашнее задание №2  с использованием инструктивной карты

 Возьмите банку с обыкновенным прудовиком, когда моллюск начнёт ползать по стеклу, рассмотрите его строение. Найдите голову со щупальцами, у основания которых располагаются небольшие глаза, ротовое отверстие на нижней стороне головы, подошву ноги. Из каких отделов состоит тело брюхоногого моллюска? Обратите внимание на плавное скольжение прудовика по стеклу, хорошо видны волнообразные сокращения мышц ноги.

  1. Когда моллюск поднимается к поверхности воды, понаблюдайте, как открывается дыхательное отверстие, ведущее в лёгочную полость. Определите, как долго дыхательное отверстие будет открыто.
  2. Пересадите моллюска на стеклянную пластину, и когда улитка начнёт ползать, прикоснитесь осторожно карандашом к её щупальцам. Понаблюдайте, как убираются щупальца, при этом глаза ввёртываются в них. При более сильном раздражении происходит сжатие всего тела, постепенно убирающегося в раковину. Какую роль в жизни моллюсков играют щупальца?
  3. Когда моллюск успокоится, проведите перед ним по стеклу кусочком чеснока, не прикасаясь к телу улитки. Понаблюдайте за её поведением. О чём   говорит этот опыт?
  4. Положите перед моллюском кусочек яблока. Проследите, как моллюск питается. Если сидеть тихо, то можно слышать, как улитка соскребает челюстью кусочек пищи. Закончив наблюдение , пересадите моллюска в банку. Вспомните, чем питаются наземные брюхоногие моллюски

Домашнее задание №3

В дополнительной литературе или в сети Интернет найдите сведения о значении брюхоногих и двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека. Сделайте доклад по этим темам на 2-3 минуты.

Интересные факты

1. Самым  крупным  беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой  Зеландии штормом был выброшен  кальмар длиной 17,37 м. Два самых  длинных его  щупальца были  по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.

2. Самые  большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.

3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.

4. Самой быстрой  наземной улиткой считается  обыкновенная  садовая улитка  Хеликс   асперза.  Расстояние  в 31 см она   преодолевает  за 2 мин. 31 сек.

5. Самые  ценные раковины  имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр  вида ципреи   был продан  в Нью-Йорке  одному   коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.

6. Самая большая жемчужина  была размерами   с голубиное  яйцо и весила 6,8 г. Стоимость   этой жемчужины – 350  кг золота.

7. Укус морских  улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление  и иногда остановку дыхания.

8. Европейская  устрица  может менять   свой пол несколько раз в год. Созревшая   для размножения, она  сначала   функционирует  как самка,  а через некоторое  время  как самец и так  по нескольку  раз.

9. Присоски  осьминогов  обладают   большой силой. На каждом  щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна  присоска диаметром 6 мм  удерживает вес в 170 г.

10. Ежегодно  во всем мире  добывается   свыше 800 000 тонн мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 тонн телятины.

 

Рекомендуемая литература

1.                      Герасимов В.М. Беспозвоночные, изучение их в школе [Текст]. –М.: Просвещение, 2003.

2.                      Лункевич В.С. Занимательная биология [Текст]. -М.,  Наука, 2010.

3.                      Молис С.А. Книга для чтения по зоологии [Текст]. –М., Просвещение, 1998.

4.                      Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов [Текст]. -М., Просвещение, 1971.


 

Лабораторно-практическая работа (7 класс)

Лабораторно-практическая работа (7 класс)

Результаты опыта с беззубкой запишите в тетрадь

Результаты опыта с беззубкой запишите в тетрадь

Самая большая жемчужина была размерами с голубиное яйцо и весила 6,8 г

Самая большая жемчужина была размерами с голубиное яйцо и весила 6,8 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020