Учебник А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. «От амебы до человека». Биология 7 класс.
Лабораторно-практическая работа (7 класс)
Тема: «Дождевые черви. Приспособления к окружающей среде и таксисы»
Цели:
- изучение приспособления к среде обитания и таксисов;
- приобретение навыков наблюдения за живыми объектами исследований.
Оборудование: дождевые черви в садках; слабый раствор уксусной кислоты (0,5- 1%-ный); пипетки, стеклянные пластинки, фильтровальная бумага, газета; источник яркого света (фонарик).
Ход работы
Вводные слова педагога
Задание 1. Изучение у дождевых червей приспособления к окружающей среде.
Последовательность действий (алгоритм)
1. Рассмотрите дождевого червя.
2. Определите форму его тела.
3. Подумайте, какое значение для червя имеет именно такая форма.
4. Результаты занесите в таблицу. (Заполняйте вторую колонку таблицы по мере выполнения всех этапов задания 1).
Показатель |
Значение показателя |
Форма тела |
|
Поверхность тела |
|
Способы передвижения |
|
5. Поместите дождевого червя на лист газетной бумаги. Дайте ему возможность проползти 3-4 см. Внимательно прислушайтесь. Сделайте выводы.
6. Перенесите червя на стекло. Повторите пункт 5.
7. Выводы по пункту 5 и 6 занесите в таблицу в строку «Поверхность тела».
8. Поместите червя в садок с землей. Понаблюдайте, как он будет передвигаться в земле.
9. Данные занесите в таблицу в строку «Способы передвижения».
10. Среда обитания дождевого червя – почва, а значит, его нежная кожа постоянно травмируется твердыми частицами. Попытайтесь объяснить, почему у червей не происходит заражения?
11. Общий вывод по выполнению задания 1.
Задание 2. Изучение видов таксисов у дождевого червя.
Последовательность действий (алгоритм)
1. Внимательно изучите теоретический материал о таксисах животных.
Вводные слова педагога
Животные способны различать степень интенсивности различных раздражителей и соответственно отвечать на них. Каждый раздражитель вызывает в организме животных ряд взаимосвязанных реакций, совершающихся в определенной последовательности.
Исследования многих ученых показали, что реакции животных носят активный характер, связанный с биологической приспособленностью организма к факторам среды и обеспечивающий выживание данного вида.
У беспозвоночных животных реакции на внешнюю среду выражаются изменением направления движения. Эти реакции получили название таксисов. Таксисы могут быть положительными и отрицательными. При положительном таксисе животные передвигаются в сторону раздражителя, а при отрицательном – от раздражителя.
Название таксисов происходит от латинского или греческого названия раздражителя + «таксис». Например, фототаксис – движение под действием светового раздражителя, хемотаксис – под действием химического раздражителя, термотаксис – под действием температурного раздражителя, вибротаксис – движение под действием вибрации(сотрясения), тигмотаксис – движение под действием раздражителей, исходящих от субстрата (поверхности, на которой находится животное), и так далее.
Вопросы, на которые должны ответить учащиеся:
- Что такое таксис;
- Что значит положительный и отрицательный таксис?
- Назовите основные виды таксисов.
- Каково экологическое значение таксисов?
2. Для фиксации результатов исследований постройте таблицу, которую заполняйте по мере выполнения пунктов алгоритма.
Вид раздражителя |
Название таксиса |
Характер таксиса (положительный или отрицательный) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Исследуйте вибротаксис у дождевого червя. Для этого сделайте несколько постукиваний по стенке садка. Понаблюдайте за поведением животного. Определите характер вибротаксиса. Результаты исследований занесите в таблицу.
4. Исследуйте фототаксис у дождевого червя. Поместите червя на поверхность садка или на лист бумаги с затененным участком. Осветите его ярким светом. Определите характер фототаксиса. Результаты исследований занесите в таблицу.
5. Исследуйте хемотаксис дождевого червя. Капните на головной конец каплю слабого раствора уксусной кислоты. Определите характер хемотаксиса. Результаты исследований занесите в таблицу.
6. Исследуйте тигмотаксис у дождевого червя. На фильтровальную бумагу насыпьте кучку влажной почвы. Недалеко поместите червя. Определите характер тигмотаксиса. Результаты исследований занесите в таблицу.
7. Сделайте общий вывод о значении таксисов. Общий вывод по результатам исследований.
Заключительное слово педагога
Домашнее задание
1. Составьте пищевую цепь с присутствием дождевого червя.
2. В дополнительной литературе или сети Интернет найдите сведения о значении дождевых червей.
3. Сделайте доклад по этим темам на 2-3 минуты.
Рекомендуемая литература
1. Герасимов В.М. Беспозвоночные, изучение их в школе [Текст]. –М.: Просвещение, 2003.
2. Лункевич В.С. Занимательная биология [Текст]. -М., Наука, 2010.
3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии [Текст]. –М., Просвещение, 1998.
4. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов [Текст]. -М., Просвещение, 1971.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.