Лабораторно-практическая работа "Дождевые черви. Приспособления к окружающей среде и таксисы"
Оценка 4.9

Лабораторно-практическая работа "Дождевые черви. Приспособления к окружающей среде и таксисы"

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
биология
6 кл—7 кл
20.12.2020
Лабораторно-практическая работа "Дождевые черви. Приспособления к окружающей среде и таксисы"
ЛП занятие_Дождевые черви+.docx

Учебник А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. «От амебы до человека». Биология 7 класс.

Лабораторно-практическая работа (7 класс)

Тема: «Дождевые черви. Приспособления к окружающей среде и таксисы»

Цели:

- изучение приспособления к  среде обитания и таксисов;

- приобретение навыков наблюдения за живыми объектами исследований.

Оборудование: дождевые черви в садках; слабый раствор уксусной кислоты (0,5- 1%-ный);  пипетки, стеклянные пластинки, фильтровальная бумага, газета; источник яркого света (фонарик).

Ход работы

Вводные слова педагога

Задание 1. Изучение у дождевых червей приспособления к окружающей среде.

Последовательность действий (алгоритм)

1.      Рассмотрите дождевого червя.

2.      Определите форму его тела.

3.      Подумайте, какое значение для червя имеет именно такая форма.

4.      Результаты занесите в таблицу. (Заполняйте вторую колонку таблицы по мере выполнения всех этапов  задания 1).

Показатель

Значение показателя

Форма тела

 

Поверхность тела

 

Способы передвижения

 

5.      Поместите дождевого червя на лист газетной бумаги. Дайте ему возможность проползти 3-4 см. Внимательно прислушайтесь. Сделайте выводы.

6.      Перенесите червя на стекло. Повторите пункт 5.

7.      Выводы по пункту 5 и 6 занесите в таблицу в строку «Поверхность тела».

8.      Поместите червя в садок с землей. Понаблюдайте, как он будет передвигаться в земле.

9.      Данные занесите в таблицу в строку «Способы передвижения».

10.  Среда обитания дождевого червя – почва, а значит, его нежная кожа постоянно травмируется твердыми частицами. Попытайтесь объяснить, почему у червей не происходит заражения?

11.  Общий вывод по выполнению задания 1.

Задание 2. Изучение видов таксисов у дождевого червя.

Последовательность действий (алгоритм)

1.      Внимательно изучите теоретический материал о таксисах животных.

Вводные слова педагога

Животные способны различать степень интенсивности различных раздражителей и соответственно отвечать на них. Каждый раздражитель вызывает в организме животных ряд взаимосвязанных реакций, совершающихся в определенной последовательности.

Исследования многих ученых показали, что реакции животных носят активный характер, связанный с биологической приспособленностью организма к факторам среды и обеспечивающий выживание данного вида.

У беспозвоночных животных реакции на внешнюю среду выражаются изменением направления движения. Эти реакции получили название таксисов. Таксисы могут быть положительными и отрицательными. При положительном таксисе животные передвигаются в сторону раздражителя, а при отрицательном – от раздражителя.

Название таксисов происходит от латинского или греческого названия раздражителя + «таксис». Например, фототаксис – движение под действием светового раздражителя, хемотаксис – под действием химического раздражителя, термотаксис – под действием температурного раздражителя, вибротаксис – движение под действием вибрации(сотрясения), тигмотаксис – движение под действием раздражителей, исходящих от субстрата (поверхности, на которой находится животное), и так далее.

Вопросы, на которые должны ответить учащиеся:

- Что такое таксис;

- Что значит положительный и отрицательный таксис?

- Назовите основные виды таксисов.

- Каково экологическое значение таксисов?

2. Для фиксации результатов исследований постройте таблицу, которую заполняйте по мере выполнения пунктов алгоритма.

 

Вид раздражителя

Название таксиса

Характер таксиса

(положительный

или отрицательный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исследуйте вибротаксис у дождевого червя. Для этого сделайте несколько постукиваний по стенке садка. Понаблюдайте за поведением животного. Определите характер вибротаксиса. Результаты исследований занесите в таблицу.

4. Исследуйте фототаксис у дождевого червя. Поместите червя на поверхность садка или на лист бумаги с затененным участком. Осветите его ярким светом. Определите характер фототаксиса. Результаты исследований занесите в таблицу.

5. Исследуйте хемотаксис дождевого червя. Капните на головной конец каплю слабого раствора уксусной кислоты. Определите характер хемотаксиса. Результаты исследований занесите в таблицу.

6. Исследуйте тигмотаксис у дождевого червя. На фильтровальную бумагу насыпьте кучку влажной почвы. Недалеко поместите червя. Определите характер тигмотаксиса. Результаты исследований занесите в таблицу.

7. Сделайте общий вывод о значении таксисов. Общий вывод по результатам исследований.

 

Заключительное слово педагога

Домашнее задание

1.      Составьте пищевую цепь с присутствием дождевого червя.

2.      В дополнительной литературе или сети Интернет найдите сведения о значении дождевых червей.

3.      Сделайте доклад по этим темам на 2-3 минуты.

 

Рекомендуемая литература

1.      Герасимов В.М. Беспозвоночные, изучение их в школе [Текст]. –М.: Просвещение, 2003.

2.      Лункевич В.С. Занимательная биология [Текст]. -М.,  Наука, 2010.

3.      Молис С.А. Книга для чтения по зоологии [Текст]. –М., Просвещение, 1998.

4.      Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов [Текст]. -М., Просвещение, 1971.


 

5.     

Учебник А. А. Вахрушев, О. В.

Учебник А. А. Вахрушев, О. В.

Вопросы, на которые должны ответить учащиеся: -

Вопросы, на которые должны ответить учащиеся: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020