МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
Коврова Ирина Геннадьевна,
учитель-дефектолог
дошкольного отделения
ОГБОУ «Школа-интернат для
обучающихся с нарушениями слуха»
Дошкольный период для ребёнка с ОВЗ имеет важное значение для его последующего развития, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы помогает предупредить особенности в развитии, обеспечить полноценное познавательное, социальное, личностное развитие.
Дошкольное отделение при школе-интернате для обучающихся с нарушениями слуха открыто в декабре 2004 года, где получают коррекционную помощь в овладении устной речью на основе развития слухового и слухо-речевого внимания дети от3-х до 7 (8)-ми лет с разной степенью тугоухости, кохлеарной имплантацией, с комплексными нарушениями развития (нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью и др.). Группы разновозрастные. Это единственное на Томскую область дошкольное отделение, которое оказывает специализированную помощь детям, имеющим нарушения слуха.
Нарушение слуха ведёт не только к задержке речевого развития, но и к целому ряду вторичных и последующих нарушений в психическом развитии. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные отклонения.
С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО, дата публикации: 25.11.2013г., зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384.), который предусматривает развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и коррекцию нарушений развития, а также социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), введением целевых ориентиров (ЦО) для реализации разделов программы
Согласно требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в дошкольном отделении для детей с нарушениями слуха адаптированы методические разработки по разным видам деятельности.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (АОП ДО) «Учимся играя» по формированию умений и навыков у дошкольников с нарушениями слуха в разных видах деятельности (авторская программа: Коврова И.Г.,2014 г.)
Цель программы: Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребёнка, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, реализация их возможностей, навыков и умений на этапе «готовности обучения в школе».
Программные материалы подготовлены с учетом задач дошкольного образования, закономерностей развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, особенностей развития детей с комплексными нарушениями развития.
Разделы программы по разным видам деятельности распределены по образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие:
· Труд
· сюжетно – ролевая игра
познавательное развитие:
· Формирование элементарных математических представлений
· Ознакомление с окружающим миром
· Дидактическая игра
речевое развитие:
· Развитие речи
· Развитие слухового восприятия и обучение произношению
художественно-эстетическое развитие:
· Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование
· Музыкальное занятие
физическое развитие:
· Физическое воспитание
· Подвижная игра
Программа предусматривает проведение фронтальных, индивидуальных занятий.
К разделам АОП для дошкольников с ОВЗ по слуху «Учимся играя» разработаны дополнительные образовательные программы, которые помогут сформировать интерес у детей к окружающему миру, познанию предметов и явлений, различных связей между ними, развить процессы восприятия, мышления, слухового и речевого внимания.
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья «Познаём мир играя» (М.Р.Корсунова. воспитатель, руководитель КовроваИ.Г., учитель-дефектолог)- это методический материал для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха по восприятию окружающего мира с помощью театрализованных игр (образовательная область: познавательное развитие, .возраст детей от 3 до 7(8) лет, срок реализации 1 год). Актуальность программы: программа должна помочь ребёнку стать более активным и свободным в выборе игрового замысла, способствовать усвоению правил поведения в обществе, помочь познать нормы общественной морали, повысить двигательную активность. Программа предполагает знакомство с содержанием русских народных сказок, произведениями детских писателей, использование различных методов театрализации: настольный, пальчиковый, кукольный театры, игры-импровизации, сюжетно-ролевые, игры-драматизации. Предлагаемая тематика и формы обучения соответствуют возрастным возможностям и познавательным потребностям детей, предполагает широкий простор для детской фантазии и формированию творческих способностей, развитию эмоциональной сферы и артистизма.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура, вес, качество; при получении знаний о форме, величине предмета, его расположении в пространстве, выполнении различных трудовых операций в быту, при формировании навыков ручного труда. На ощупь познается объемная форма предмета, ощупывающее движение лежит в основе изображения в лепке, рисовании. Дошкольникам с нарушениями слуха труднодоступно понимание свойств предметов, поэтому необходима специальная коррекционная работа по формированию умений и навыков с помощью тактильно-двигательных ощущений. Дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наши «умные» ручки» (Р.П.Воткина, воспитатель, руководитель Коврова И.Г., учитель-дефектолог) предполагает развитие у детей с нарушениями слуха тактильных ощущений для формирования ассоциативного мышления в познавательной сфере (образовательная область: познавательное развитие, возраст дошкольников от 3 до 7(8) лет, срок реализации один год). Актуальность программы: развивать у воспитанников познавательную деятельность с помощью тактильно-двигательного восприятия.
.
Наиболее употребительным, удобным и экономичным способом общения между людьми является общение посредством устной речи, которая служит одновременным носителем языка и важнейшим инструментом мышления. Нарушение слуха у детей является причиной несформированности речи, что в свою очередь приводит к торможению развития познавательной деятельности, мешает успешному усвоению учебного материала, препятствует общению с окружающими, поэтому разработана дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья « Я вижу речь» (Т.А.Чечегова, воспитатель, руководитель Коврова И.Г., учитель-дефектолог). Это программа развития зрительного восприятия устной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха (образовательная область: речевое развитие, возраст детей от 3 до 7 лет, срок реализации 1 год). Актуальность данной программы в том, что у детей с нарушением слуха необходимо развивать зрительное восприятие устной речи для развития познавательной деятельности, словесно – логического мышления и воспитания культуры речи. Программа предлагает знакомство с речью, умение видеть её и успешно пользоваться устной речью.
Важным аспектом развития логического мышления у дошкольников с нарушениями слуха является расширение представлений об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, природы. Познавательное развитие детей осуществляется: в играх, в процессе ознакомления с окружающим миром, формировании элементарных математических представлений, в различных видах труда, в ходе обучения изобразительной и конструктивной деятельности. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «Смышлёныш» по развитию математических ассоциаций у дошкольников с нарушениями слуха в том, что она является дополнительной образовательной программой в развитии познавательного интереса у детей, их мыслительной деятельности. Математические задания для детей дошкольного возраста подобраны с учетом их психофизических возможностей развития, уровня познания, запоминания и творческого потенциала. Программа «Смышлёныш» составлена для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха от 3 до 7 лет. Курс рассчитан на 1 год, материал используется на занятиях по формированию элементарных математических способностей (2 раза в неделю) и на индивидуальных занятиях. Актуальность программы в том, что материал программы должен помочь ребёнку с нарушениями слуха в формировании интереса к математике. Программа предполагает знакомство с занимательным математическим заданиями, к которым относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.
Развивающие задания помогут дошкольнику стать более активным и упорным, способным самостоятельно ориентироваться в материале и выполнять задания, повысят его интеллектуальный уровень, будут способствовать развитию творческой деятельности.
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию и развитию эмоционально – действенного характера у дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха. «Чудеса зелёного дома» (Коврова И.Г, учитель-дефектолог; Шацкая Н.А. учитель-дефектолог) будет способствовать формированию начал экологической культуры правильного отношения ребёнка к живой и неживой природе, к себе и людям, как части природы. Актуальность программы «Чудеса Зелёного дома» в том, что она должна помочь ребёнку с ОВЗ в получении знаний о природе, людях, животном мире, о свойствах и назначениях окружающих предметов. Реализация ДОП «Чудеса Зелёного дома» по экологическому воспитанию осуществляется в формах, специфических для детей дошкольного и младшего школьного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности (ощупывание, сравнение, исследование), в форме творческой активности, обеспечивающей эстетическое развитие ребенка и является преемственной на дошкольного и начальной ступени обучения (Программа рассчитана на возраст детей от 3-х до 9-ти лет, образовательная область: познавательное развитие,
срок реализации 1год).
Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с ОВЗ начиная с младенческого возраста. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении танцевальных занятий. Эти занятия направлены на эстетическое воспитание детей средствами музыки, расширения их кругозора, совершенствование движений. Музыкально - эстетическая работа открывает новые пути для более полноценного развития детей тс ОВЗ, приобщения их к духовной культуре, помогает им адаптироваться в современном обществе. Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Веселые нотки» к разделу художественно-эстетическое развитие программы «Учимся играя», разработана для развития у детей дошкольного возраста слухо-ритмических, двигательных навыков и формирования эмоционального восприятия музыки, творческих способностей детей (возраст детей от 4 до 7(8)лет, Срок реализации один год).
Развитие детей с ОВЗ осуществляется в разных видах деятельности, в процессе ознакомления с окружающими предметами, явлениями природы и правилами общественной жизни. Успешность обучения детей с ОВЗ в начальной школе зависит от организации ранней специальной коррекционно-развивающей работы на уровне дошкольного образования.
Помощь педагогам ДОО, работающим с детьми с ОВЗ, окажут данные методические разработки, размещённые на сайте ОУ: http://si15.tomsk.ru /.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.