Публикация презентации "В страшные годы войны, страна призвала..."
Оценка 4.7

Публикация презентации "В страшные годы войны, страна призвала..."

Оценка 4.7
docx
26.09.2022
Публикация презентации "В страшные годы войны, страна призвала..."
В страшные годы войны страна призвала.docx

В страшные годы войны страна призвала: «Все для фронта, все для победы». Этот призыв был услышан и детьми. Они приняли трудовую вахту от ушедших на фронт отцов и простились со своей детской жизнью. Вместе со взрослыми работали на заводах и на полях, пытались, как могли, внести свою лепту в приближение победы. На фотографиях, запечатлевших ребят тех лет, работавших у заводских станков, видно, что многие из них стоят на ящиках, ибо не доставали до режущих частей механизма. Многие из них были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Позднее их назовут «труженики тыла». В Самаре, городе, куда во время войны были эвакуированы многие фабрики и заводы, в 1996 году воздвигнут монумент «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945 гг. благодарная Самара».

 

О рассказе Леонида Пантелеева «На ялике».

    Первый год Великой Отечественной войны был самый трудный, самый страшный и самый героический год ленинградской блокады. Этот год писатель Леонид Пантелеев (1908-1987) провел в осажденном Ленинграде. На ленинградском блокадном материале он написал несколько рассказов.

     В основе каждого из них лежит какой-нибудь подлинный случай, и герои этих рассказов, как он сам говорил, тоже невыдуманные, невымышленные. Все они жили в блокадном городе.

     Перевоз через Неву, о котором говорится в рассказе «На ялике», связывал Новую деревню с Каменным островом. Этим перевозом на лодке вместо погибшего отца занимались мальчишка Мотя и его младшая сестренка Манька. Перевоз через Неву под грохотом взрывов, списан писателем с жизни.

     Подвиг стал буднями жизни детей. Они адаптировались к грохоту зенитных батарей. «Легче ведь не будет, если бояться», - сказал главный герой этого рассказа. Как писал Пантелеев, «Такое не выдумаешь, не сочинишь».

     Свой рассказ он считал памятником детям войны, которые вместе со взрослыми или чаще - вместо них трудились, боролись, переживали тяготы войны. Впервые рассказ был опубликован в газете «Комсомольская правда» 26 мая 1943 года.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Почему мальчишку-перевозчика взрослые называли то Матвей Капитоныч, то Мотенька? А командиры прозвали его адмиралом Нахимовым?

2. Чем он поразил писателя - рассказчика?

3. Какие качества характера и манеры поведения переняли сын и дочь от погибшего отца перевозчика?

4. Как гордость за свою сестру Маньку проявлял ее брат Матвей? Достойна ли она его гордости?

5. Брат и сестра - герои рассказа, заменившие на трудовом посту погибшего отца, достойны ли они вашей гордости? И почему?

Айтматов Ч. «Ранние журавли»

Воронкова Л. «Село Городище»

Воскобойников В. «Василий Васильевич»

Ликстанов И. «Малышок»

 

О рассказе Михаила Зощенко «Бедный Федя».

      Михаил Зощенко (1894-1958) - известный русский писатель. Он писал как для взрослых, так и для детей. Умел в своих произведениях быть веселым и серьезным. По состоянию здоровья он не был призван на фронт. Когда началась война, Зощенко поступил в группу противопожарной обороны Ленинграда для борьбы с зажигательными бомбами. Выполнял он и другую работу, необходимую для фронта.

     В конце 1941 года в приказном порядке был эвакуирован в Алма-Ату (Казахстан). Его рассказы для детей военного времени отличались психологизмом, чутким вниманием к душевному состоянию ребенка. 

     К таким произведениям относится и предлагаемый для обсуждения рассказ «Бедный Федя». В нем отражено сочувствие ребенку, потерявшему отца и мать на войне. Как ни старались ребята, живущие в интернате, развеселить его, он оставался грустным и одиноким.

     Вывести ребенка из состояния депрессии, как утверждали врачи, могла бы только улыбка на его лице. Она появилась у него, как только одна мама, пришедшая за сыном, чтобы взять того домой на выходные дни, пригласила Федю в гости, а потом и предложила стать его мамой. Так мальчик обрел семью и стал веселым.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, что вкладывал писатель в слово «бедный» по отношению к Феде?

2. Как случилось, что десятилетний Федя не только не умел читать, но даже не знал букв?

3. Почему врачи считали Федю больным и средством от болезни прописали улыбку?

4. Почему детям, стремящимся развеселить мальчика, не удавалось это сделать?

5. Что вылечило мальчика от депрессии?

6. Какие чувства или воспоминания вызвал у вас этот рассказ? Бывало ли вам самим очень грустно, как вы выходили из этого состояния?

 

О рассказе Виталия Закруткина «Матерь человеческая»

     Виталий Закруткин (1908-1984) - русский советский писатель. Родился и долгие годы жил на Дону. По профессии педагог. Во время войны был корреспондентом фронтовой газеты. Литературной деятельностью занимался с 1933 года.

     Самое известное его произведение о войне - повесть «Матерь человеческая», за которую он получил премию имени А.М. Горького. Первоначально это был рассказ, изданный в 1944 году. Позже писатель переделал и дополнил его, создав повесть под тем же названием.

     В основе повести лежит реальный факт. «Ранней весной 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги. В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора».

    Там они и встретили единственную уцелевшую от погрома немцев женщину по имени Мария. Когда фашисты сожгли хутор, она поселилась в сохранившемся погребе, где и жила всю войну.

     Здесь мы даем отрывок из повести, где говорится о том, как Мария вместе с прибившимися к ней собачками обнаружила в стоге сена семерых детей, бежавших из уничтоженного немцами поезда, в котором их везли из блокадного Ленинграда в эвакуацию. Женщина приютила их в своем погребе и спасла от голодной смерти…

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как Марии удалось в копне сена обнаружить бездомных голодных детей? 2. Куда она их привела, и что они рассказали ей о себе и о Ленинграде?

3. Как она начала с ними жить одной семьей, и с какого момента они стали звать ее мамой? Чем они помогали Марии и чем она им?

4. Что она им рассказывала о своей жизни, какие песни напевала, как привлекла к работе в поле?

5. Как в степной глуши возродилась уничтоженная немцами рабочая бригада по уборке урожая?

6. Что означал отдаленный гул пушек, нарушивший тишину зимней степи? Почему Марии стало казаться, что скоро на хутор придут наши солдаты?

 

О рассказе Анатолия Приставкина «Фотографии».

     Детский дом, где живут прибывшие из Москвы брат с шестилетней сестрой Людочкой, находится далеко от дома, от отца и матери, и от родных людей. Соединяют детей с их прошлой жизнью семейные фотографии, которые они регулярно разглядывают.

    Среди фотографий они находят мать и отца, самих себя и тетю. Каждое разглядывание дает ощущение встречи с родными людьми, теплые воспоминания и вселяет надежду на скорое свидание с ними.

    Трагичность ситуации состоит в том, что при каждой встрече «теряется» то одна, то другая фотографии: сначала матери, за ней отца, а затем тети. Выбывает из их жизни и надежда на встречу с дорогими людьми. Остаются фотографии только маленькой сестры и брата, которым предстоит долгая жизнь в Детском доме.

     Печальный и вместе с тем жизнеутверждающий рассказ, в котором утрата не зачеркивает надежды на собственные силы. Заботливый и ответственный за сестренку старший брат и привязанная к нему Людочка - они вместе, а это уже семья, и она не погибнет.

    Можно надеяться и нам, что жесткие казенные условия Детского дома не уничтожат душевной теплоты этой маленькой семьи и памяти детского сердца.

Вопросы для обсуждения:

1. Как жилось детям в далеком от родной Москвы детском доме?

2. Что значило для брата и сестры разглядывание семейных фотографий?

3. Почему одна за другой исчезали фотографии - сначала мамы, потом отца, а затем и тети?

4. Зачем, по-вашему, брат утаивал от сестренки причину исчезновения фотографий?

5. Расскажите, как вы понимаете смысл заключительных слов рассказа, произнесенных мальчиком: «Ведь нас очень много, правда?».

6. Как вы представляете себе дальнейшую судьбу этой маленькой семьи?

 

 

О рассказе М. Пришвина «Козочка»

    Повесть известного писателя, классика детской литературы Михаила Пришвина (1873-1954) «Моя прекрасная мама» представляет собой цикл рассказов о ленинградских детях, эвакуированных в ярославскую область, в местечко, называемое Ботик. Оно находится на берегу Плещеева озера, вблизи русского города Переславля - Залесского. В усадьбе хранится ботик Петра Первого, откуда и произошло название усадьбы и ее окрестностей. В прекрасном белом каменном доме в советское время была устроена географическая станция. Во время блокады Ленинграда, как рассказывает сам Пришвин, сюда эвакуировали детей, чьи матери погибли в Ленинграде. Дети были сильно истощены, но наша простая и сильная природа пришла им на помощь. По словам писателя, «к тому времени, когда запел соловей, детишки оправились, забегали, запели, защебетали». Помогало детям окрепнуть и участие самого Пришвина, который добивался от местных властей, чтобы они создавали детям нормальные условия для жизни в детском доме. Из рассказов, составляющих повесть «Моя прекрасная мама», предлагаем рассказ «Козочка». Дети, вывезенные из Ленинграда в дошкольном возрасте, привыкали к взрослым воспитательницам и часто называли их мамами, забывая настоящих мам. Но не так все однозначно. Жизнь без родителей и далеко от дома, даже если она вполне благополучная, неожиданно давала знать о себе, возвращая в щемящей памяти родные стены и образ «настоящей мамы».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Хорошо ли жилось эвакуированным ленинградским детям в детском доме Ботика?

2. Как сложились отношения между Аграфеной Ивановной и девочкой Валей, потерявшей в войну родителей?

3. Чем объяснить, что Валя никогда не вспоминавшая свою родную мать и свой дом, неожиданно вспомнила их?

4. Как восприняла Аграфена Ивановна воспоминания девочки?

5. Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Как вы видите дальнейшие отношения между Аграфеной Ивановной и Валей и их совместную жизнь?

 

 

     А сейчас мы предлагаем рассказы о тех маленьких детях, которые остались в блокадном Ленинграде и «смерти смотрели в лицо». Кто-то из них вопреки невероятно трудным условиям вражеской блокады выжил, а кто-то умер от голода и холода или стал жертвой вражеского обстрела.

Напомним основные даты блокады Ленинграда:

8 сентября 1941 года. Замкнулось кольцо блокады.

28 сентября 1941 года. Бомбардировке подвергся Дворец пионеров.

8 декабря 1941 года. Заводы Ленинграда начали изготовлять печи-времянки для отопления квартир - «буржуйки».

17 декабря 1941 года. Начала действовать ледовая дорога через Ладожское озеро.

7 января 1942 года. Принято решение о расширении сети детских домов.

22 января. Начинается массовая эвакуация женщин, детей и стариков по льду Ладоги.

9 мая 1942. На Среднем проспекте Васильевского острова при артобстреле убиты 12 детей из детского сада, вышедших на прогулку.

1 сентября 1942 года. За парты село более 14 тысяч школьников.

4 декабря. Открылись детские столовые усиленного питания.

18 января 1943 года. Была прорвана блокада Ленинграда.

3 июня 1943 года. Началось вручение медалей «За оборону Ленинграда». Среди награжденных немало школьников.

17 октября 1943 года. Последний налет фашистской авиации на Ленинград. 27 января 1944 года. Завершение вражеской блокады.

 

Предлагаем обсудить рассказы:

Л. Пантелеев. «Маринка»

Ю. Яковлев. «Девочка с Васильевского острова»

 

О рассказе Леонида Пантелеева «Маринка».

   Рассказ Л. Пантелеева начат в блокадном Ленинграде, закончен в Москве, в госпитале летом 1942 года. Впервые автор читал рассказ по московскому радио осенью того же года. Рассказ вызвал огромное количество читательских откликов.

   «Маринка» была опубликована в газете «Комсомольская правда» (5 марта 1943 года), затем одновременно в сборниках «Рассказы о маленьких и больших» (М.: Советский писатель, 1948), Рассказы о подвиге (М.: Молодая гвардия, 1948).

     Это рассказ о том, как война изменяла жизнь людей, и прежде всего детей, как повлияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице.

     В рассказе описаны четыре встречи.

     Первая (еще до войны) - на лестнице, когда писатель, живший на первом этаже, открывал ключом свою квартиру, а Маринка, разрумянившаяся после прогулки, поднималась выше, таща за собой большую куклу.

     Вторая встреча была в его квартире, которую жильцы использовали под бомбоубежище. Война еще не коснулась по-настоящему детского сознания. Немцы казались девочке скорее чудищами из сказки, чем реальными людьми.

     Когда писатель спросил, что бы она сделала, если бы в комнату вошел немец, девочка ответила, что она его ударила бы стулом, а если он сломается, то зонтиком, лампой, калошей...

     Третья встреча произошла через четыре месяца, когда в Ленинграде стояла лютая зима. Такая же лютая она была и в квартирах. «На огромной кровати, под грудой одеял и одежды теплилась маленькая Маринкина жизнь».

      На тот же вопрос ее взрослого друга, что бы она сделала, если бы в комнату вошел немец, Маринка, долго думая, ответила: «Я его укушу». И это было сказано так, что писатель подумал: «Я не позавидовал бы тому немцу, который отважился бы зайти в эту холодную, закопченную комнату».

     Последняя встреча была уже весной. Когда много могил пришлось писателю вырубать в промерзшей земле. И как рады были писатель и Маринка увидеть друг друга живыми. Он ей показался седым и старым, а она - такой худой и бледной, но готовой, чтобы порадовать друга, станцевать ему. Он пожалел ее силы и отказался. А на вопрос, когда разобьем фашистов, ответил: «скоро».

    Свой ответ писатель посчитал присягой, которую он дал Маринке. А присяга, как известно, требует исполнения.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие образы, и какие мысли он вызвал?

2. Какие встречи с Маринкой писателю и вам запомнились больше всего и почему?

3. Чем заинтересовала писателя эта девочка? Как вы думаете, зачем он рассказал нам о ней?

4. Как блокадная жизнь меняла облик девочки и ее внутреннее состояние? Подтвердите примерами свой ответ.

5. Что для автора в общении с девочкой было игрой, и что присягой? Знаете ли вы дату, когда исполнилось взятое писателем обязательство?

 

О рассказе Юрия Яковлева «Девочка с Васильевского острова».

    Шесть лет Юрий Яковлев (1922-1996) служил в армии, был зенитчиком, защищая Москву. Его мать умерла от голода, не дожив до возвращения сына с фронта. Ей он посвятил поэму в прозе «Сердце Земли». Там есть такие строки: «Я глажу траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».

     Позднее он напишет мужественные и скорбные рассказы о войне «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь».

     Отслужив свой срок в армии, Юрий Яковлев готовился к демобилизации, к возвращению в мирную жизнь. Но началась война, и он вернулся домой только после ее завершения.

    В своем творчестве он больше всего уделял внимание подросткам, их нравственному облику. Познавший, что такое фашизм, он был озабочен тем, чтобы люди не забыли о его античеловеческой сущности. Писателя заботило: как относятся нынешние подростки к людям, добывшим победу, хранят ли память о погибших.

     Лейтмотив военной прозы Яковлева - «Нет на свете ничего страшнее забвения». Он полагал, что память нужна не столько ветеранам, сколько самим детям «ради строительства человека в себе».

     Этой цели отвечает и предложенный нами для обсуждения рассказ писателя Юрия Яковлева. Он печальный, и в то же время жизнеутверждающий. Таня Савичева умерла, но жива память о ней, которая продолжает жизнь Тани в сердцах людей.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что объединяло Валю Зайцеву с Таней Савичевой?

2. Почему Вале Зайцевой так важно было участвовать в строительстве памятника детям блокадного Ленинграда?

3. Как она добилась, что ее приняли в группу строителей?

4. В чем она оказалась незаменимой в этом строительстве?

5. С каким чувством Валя Зайцева писала на памятнике слова о смерти всех членов семьи Тани Савичевой?

6. Можно ли дружить с теми, кто погиб? Как вы понимаете такую дружбу?

7. Как вы понимаете слова: «навсегда остаться в своем времени»? Какое отношение они имеют к Тане Савичевой и ее подруге?

8. Что значит имя Тани Савичевой для вас?

 

Перед вами рассказы о том, как вели себя немцы на оккупированной территории, как угоняли женщин и подростков на работу в Германию, какие взаимоотношения у них складывались с местным населением, с детьми, как росло у детей внутреннее сопротивление врагу и как они его реализовывали на деле.

Предлагаем обсудить рассказы:

К. Федин. «Вася»

М. Зощенко. «Леночка»

А. Митяев. «Отпуск на четыре часа»

Е. Рысс. «Невольничий караван» (глава из повести «Девочка ищет отца»)

 

О рассказе Михаила Зощенко «Леночка».

    Идея независимости и человеческого достоинства была для Зощенко одной из ведущих. Эта идея, соединенная с мыслью, что маленький человек может быть сильнее взрослого, пронизывает и рассказ «Леночка».

     Рассказ об ученице третьего класса, десятилетней Леночке, ведется от имени самого Зощенко, посетившего деревню, из которой только что изгнали немцев. По тому, как выглядит эта деревня, вывод о бесчинствах оккупантов напрашивается сам собой. Об этом свидетельствуют сожженные дома, торчащие трубы, раскиданная крестьянская утварь.

      А если прибавить к этому рассказ встреченного писателем на улице старого деда о том, как обращались немцы с деревенскими жителями, то можно узнать скольких людей они убили и скольких отправили на каторгу. Дед уцелел оттого, что был печником, а боящиеся русского холода немцы нуждались в печниках, потому и сохранили его.

      Однако речь в рассказе не столько о печнике, сколько о его десятилетней внучке Леночке. Рассказывая о ней писателю, дед гордится ею, что она, не в пример ему, держалась при немцах независимо, явно невзлюбив надменного немецкого генерала, поселившегося со своей собачкой в школе, где она училась. Этому генералу она и другие дети устраивали мелкие вредительства: вырыли «волчью» яму, чтобы он провалился в нее, выбили стекло в его кабинете, набили гвоздей в скамейку, где он обычно сидел, лишили его любимой собачки. Так дети преподнесли покорному деду урок гражданственности и непримиримого отношения к фашистам, державшим население деревни в рабстве.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как выглядела деревня, захваченная, а потом брошенная «непрошенными хозяевами»?

2. Чем объяснить уважительное отношение к Леночке со стороны деда?

3. Как она и другие ребята держались при немцах? Из чего это видно?

4. Почему деду при немцах удалось выжить?

5. Какой вред дети наносили немецкому генералу и другим немцам? Почему генерал принял детское вредительство за деятельность партизан.

6. Какой гражданский урок преподнесли деревенские ребята старому печнику?

 

О рассказе Анатолия Митяева «Отпуск на четыре часа».

    Анатолий Митяев (1924-2008) добровольцем ушел на войну, не дождавшись своего совершеннолетия. Воевал на Брянском, Волховском, Северо-Западном и Белорусском фронтах. После войны работал в газете «Пионерская правда» и в журнале «Мурзилка». Своими рассказами о войне он искренне дорожил. Считал их лучшей частью того, что он написал. В предлагаемом для обсуждения рассказе описано впечатление солдата от родной деревни Яблонцы, недалеко от которой воевала его часть. В порядке поощрения, ему дали отпуск на четыре часа, чтобы он навестил своих родных - мать, жену и дочь. Однако встретиться с ними солдату не удалось. Родной деревни больше не существовало. Из всех живых на холодном пепелище осталась только кошка Дуняшка, не покинувшая место, где когда-то стоял дом, в котором она жила вместе с хозяевами.

 Вопросы для обсуждения:

1. Как удалось солдату Плотникову на четыре часа вырваться в родную деревню?

2. Какой увидел солдат свою деревню издали и вблизи?

3. Какие предположения он сделал о том, кто, как и почему уничтожил деревню?

4. Какие думы приходили ему в голову, когда он сидел на пепелище своего дома? Почему автор называет их «горькие думы»?

5. Как кошка Дуняшка встретила и проводила солдата, какую надежду ему подала? Какие мысли пробудила? Какое письмо он написал родным?

6. Какой бы рисунок вы нарисовали под впечатлением от этого рассказа?

 

О рассказе Вениамина Каверина «Русский мальчик».

      Вениамин Каверин (1902-1989), известный больше всего как автор романа «Два Капитана», в годы войны был специальным корреспондентом газеты «Известия». Фронтовые впечатления писателя нашли свое отражение в рассказе «Русский мальчик». Здесь образ русского мальчика предстает перед нами в двух ипостасях: мифическом и реальном.

      Мифический мальчик воскресает всякий раз, когда о нем заходит речь. Застрелившие его немцы испытывают панический страх, когда мальчик выходит из могилы со скрещенными на груди руками и с голубем на левом плече. На вопрос «кто идет?» призрак произносит три слова «Месть», «Совесть», «Мысль».

    Эти же чувства вынашивает в себе и превращает их в стихи реальный мальчик Вова Лебедев, на глазах у которого немцы повесили его мать.

    Вместо голубя на плече Вова носит сумку со стихами. Даже природа в его стихах помогает нашим солдатам и губит немецких.

     Смерть, кажется, тоже бессильна перед ним. В конце рассказа, когда Вова неизбежно должен погибнуть, он... внезапно исчезает. «Как будто, взлетев над водой, он как в сказке, превратился в настоящую птицу…»

     Ни живого, ни убитого мальчика никто больше не видел. Остался в сознании читателя лишь образ юного, почти сказочного героя, с русскими чертами характера: глубиной чувств, духовной зрелостью и самоотречением во имя других.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какое отношение к герою рассказа имеет размышление капитан-лейтенанта о Льве Толстом?

2. Что значили для мальчика стихи? Почему в присутствии немцев он старался читать их как можно громче?

3. Почему, рассказывая о юном поэте Вове Лебедеве, рассказчик вспомнил другого русского мальчика с белым голубем на левом плече? Что общего между ними?

4. Какими чертами характера, важными и для разведчика, и для поэта, наградил его рассказчик?

5. О какой черте характера говорит тот факт, что Вова отказался сесть в лодку вместе с другими краснофлотцами, а избрал свой способ пересечь реку?

6. Как вы считаете, куда исчез мальчик: утонул ли, заблудился, остался висеть на старой иве? Ваш вариант ответа. Не роднит мальчика ли загадка его исчезновения со сказочным героем, обладающим шапкой-невидимкой?

 

О рассказе Николая Богданова «Фюнфкиндер».

     В рассказе Николая Богданова (1906-1989) речь идет о редкой для военного времени истории, когда партизаны пощадили захваченного ими в разбитом самолете немца. Они увидели в нем не врага, а человека, у которого пять детей осталось дома. Фотокарточка детей, которую тот показал партизанам, и жалобный крик «Фюнфкиндер» (фюнф по-немецки означает пять, а киндер - дети) спасли его.

     Больше других жалел пленного партизанский разведчик Ленька, паренек, живший в партизанском отряде вместе с дедом. Немец, по профессии авиамеханик, напомнил ему односельчанина, который тоже был механиком.

     Интуицию русского мальчика, увидевшего в этом немце Человека, поддержала старая Марья. И не ошиблась. Фюнфкиндер вместе с партизанами пошел исполнять смертный приговор фашистам, расстрелявшим детей.

 

И вдруг ужасное событие потрясло лагерь…

Следующий абзац - пересказ:

Детей, отправившихся за ягодами, среди которых была и Манечка, фашисты расстреляли. Партизаны устроили праведный суд: какой должен быть приговор убийцам детей?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Почему, увидев немца в разбитом самолете, партизаны не застрелили его? Зачем его привели в партизанский отряд? Почему дали ему имя Фюнфкиндер?

2. Почему расстрел немца день ото дня откладывался? Только ли из-за помощи партизанам в хозяйственных делах?

3. Какую роль в защите немца сыграл Ленька? О какой черте русского характера говорит эта защита? В чем его позиция расходилась с позицией Власыча по отношению к немцу? Чья позицию вам ближе и почему?

4. Какие «тайны» у ребят, живших с партизанами, завелись с немцем?

5. Почему Власыч так и не выполнил угроз убить немца?

6. Каким образом Фюнфкиндер стал сторонником партизан и врагом фашистов? Верите ли вы в это?

 

О рассказе Бориса Лавренева «Большое сердце».

     Борис Лавренев (1891-1959) — известный советский прозаик, драматург, публицист.

     Речь в рассказе идет о тринадцатилетнем подростке, которого автор охарактеризовал как героя с большим сердцем, сердцем своего народа. Этот мальчик был задержан у переднего края наших войск постом наблюдения и направлен в штаб участка с запиской, что задержанный две недели собирал сведения о расположении немецких частей, находящихся в районе совхоза. Он знал немецкий язык и слышал, как немцы разговаривали и многое узнал.

      Капитан, к которому был направлен мальчик, убедился, что перед ним не просто мальчик, а зоркий, сознательный и точный разведчик, способный разбираться в карте местности. В бинокль, какой ему дал капитан, мальчик увидел скворечник, который и послужил мишенью для прицельного огня краснофлотцев и ошеломил немцев меткостью выстрелов, заставив их отступить.

      Капитан дал мальчику боевое задание, которое тот выполнил, как подобает солдату. Что это было за задание, пусть отгадают наши читатели. А на вопрос капитана, страшно ли было на чердаке под градом снарядов, Николай Вихров ответил честно: было страшно, но «только стыдно стало».

      Докладывая капитану по всей форме о выполненном задании, мальчик «захлебнулся от наплыва ощущений», свойственных русскому человеку с большим сердцем.

 

Вопросы для обсуждения:

1. По какой причине был задержан у переднего края нашей батареи тринадцатилетний Николай Вихров?

2. О чем свидетельствовала сопроводительная записка, присланная из штаба военного участка?

3. Какое впечатление мальчик произвел на капитана и какой разговор состоялся между ними? Каким образом капитан понял, что перед ним не просто мальчик, а зоркий, сознательный и точный разведчик? Оправдал ли мальчик на деле эти качества?

4. Почему капитан поверил рассказу мальчика о количестве немцев в селе, расположении дотов и родах немецкой части?

5. Как удалось нашей военной части отбить у немцев село? Какую роль при этом сыграл скворечник, указанный юным разведчиком?

6. Какими чертами характера обладал этот мальчик, выполнивший боевое задание командира? Что это было за задание, по-вашему?

7. Почему рассказ называется «Большое сердце»? Какое отношение это название имеет к тринадцатилетнему герою рассказа? Знаете ли вы других русских людей с большим сердцем, сердцем своего народа? Расскажите.

 

О рассказе Николая Богданова «Красная рябина».

     Николай Богданов (1906-1989) до Великой Отечественной войны работал в журнале «Пионер». Дружил с А. Гайдаром. Эта дружба и подтолкнула его заняться рассказами для детей. В войну он работал корреспондентом в военной газете «Ленинский путь». С первого до последнего дня войны он провел на фронте. За время войны написал две книги: «Боевые друзья» и «Рассказы о войне».

     Рассказ «Красная рябина» был помещен во второй книге. Он о том, как дед Арсений и внук Алеша мстят немцам, уничтожая эшелон со снарядами и живой силой врага. Пушку, из которой они стреляли, дед с внуком тайно от врага зарыли в землю и в нужный момент откопали, чтобы привести ее в действие, а затем уйти вместе с ней в лес к партизанам.

      Этот рассказ был записан со слов суворовца Алексея Казарина на торжественном вечере 23 февраля в суворовском училище на Волге. После Алеши с воспоминаниями выступил седобородый ефрейтор Арсений Казарин, который теперь служил здесь, в училище, на хозяйственной должности.

      Это те самые дед с внуком, которые из закопанной в землю немецкой пушки уничтожили вражеский эшелон.

 

Вопросы для обсуждения:

1. С какой целью немцы гнали деревенских жителей на поле прошедшего боя?

2. С какой целью дед Алеши закопал в братской могиле вместе с телами убитых пушку и снаряды?

3. О чем разговаривали дед и внук, работая на поле и убирая трупы солдат? Что Алеша узнал о деде из этого разговора?

4. Зачем Алеша приходил к рябине? О чем он мечтал возле нее?

5. Кто из вас догадался, кого имел в виду дед, говоря: «Хотел с Москвы сапоги снести, а не знал, как от Москвы ноги унести»?

6. Как вы думаете, зачем дед и внук потащили пушку в лес?

 

О рассказе Льва Кассиля «У классной доски».

      Лев Кассиль (1905-1970), классик детской литературы, написал этот рассказ в первые годы войны. Его передавали по радио. Впервые рассказ был опубликован в сборнике Л. Кассиля «Друзья-товарищи» в 1942 году.

      Речь в нем идет о событии, происшедшем в классе, где учительствует Ксения Андреевна, вырастившая многих хороших людей.

     Местечко, где находится школа, занято немцами. Три немецких мотоциклиста подъехали к школе и двое из них вместе с начальником пришли в класс Ксении Андреевны. Начался допрос: где скрываются партизаны. Дети знали местонахождение партизан, но молчали до тех пор, пока начальник не наставил на учительницу пистолет и на счет «три» должен был произвести выстрел.

     Тогда один из школьников - Костя Рожков, - чтобы спасти Ксению Андреевну, вызвался показать по карте, где скрываются партизаны. Но подойдя к классной доске, где висела карта, он ударил по ней со всей силой так, что доска повернулась вокруг оси и с размаху ударила по начальнику, а сам Рожков мгновенно выпрыгнул в окно, находящееся за классной доской.

     Выстрелы немцев не догнали мальчика, а немцев захватили наши партизаны, которым Костя успел сообщить о налете фашистов. Учительница и напуганные дети были спасены. А Костя Рожков проявил находчивость и подлинный героизм.

      Главным моментом для обсуждения является то внутреннее напряжение, в каком находились дети и учительница, поставленные в ситуации нравственного выбора.

 

Вопросы для обсуждения:

 1. Были ли ученики Ксении Андреевны связаны с партизанами?

2. Почему они в этом не признались немцам?

3. Почему Костя Рожков решил рассказать немцам, где находятся партизаны? Какой момент допроса он для этого выбрал? На что он рассчитывал? Оправдался ли его расчет?

4. Как ребята реагировали на его поступок?

5. Чем для немцев обернулось это «признание» и вся операция, проведенная ими в классе?

6. О чем свидетельствует поведение учительницы и ее учеников на допросе, учиненном немцами? Разделяете ли вы это поведение? За кого из присутствующих в классе вы больше всего переживали?

 

О рассказе Андрея Платонова «Маленький солдат».

      Автор этого рассказа, выдающийся советский писатель и драматург Андрей Платонов (1899-1951), был свидетелем Курской битвы, форсирования Днепра, освобождения Украины и Белоруссии. Потеряв в годы войны единственного сына, он душевно приближал к себе детей. Платонов считал, что дети нуждаются в любви, и писал свои рассказы о них по законам любви.

      Рассказ «Маленький солдат» повествует о судьбе ребенка, волею обстоятельств втянутого в войну и сознательно в ней участвующего. Писателя привлекла в маленьком солдате не только его храбрость, но и душевные качества.

     Автор говорит о том, какие чувства движут ребенком - его сыновья любовь, тоска по погибшим родителям и привязанность к тому, кто заменил ему их. В рассказе присутствует трагедийный аспект - отпечаток душевной травмы ребенка.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Писатель, рассказывая о Сереже Лабкове, отметил, что у того воинский характер. Как вы это понимаете?

2. Почему у него глаза были полные грусти?

3. Как мальчик попал в полк, где служили его родители, и как после их гибели он оказался у майора Бахчиева, к которому не лежала его душа?

4. Какие разведывательные действия мальчику удалось совершить и остаться незамеченным?

5. Как вы представляете дальнейшую судьбу мальчика: куда он ушел от Бахчиева и что с ним стало? Ваши предположения.

6. Как вы думаете, почему писатель сам не рассказал об этом читателю?

 

О рассказе Сергея СергееваЦенского «Хитрая девчонка».

    С.Н. Сергеев-Ценский (1875-1958) - русский советский писатель. Рассказ «Хитрая девчонка» впервые появился в газете «Правда» в марте 1942 года. Его героиня Зина воплотила в себе лучшие черты русского национального характера. Рассказ переиздавался десятки раз. В годы войны писатель, которому в то время было около 70 лет, встречался с фронтовиками, выступал перед уходящими на фронт бойцами, переписывался с ними. От них он и узнал об этой маленькой хитрой девчонке, обладающей сильным характером.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как такой маленькой девчонке удавалось спасать раненых бойцов, взваливать их на плечи, тащить их с поля боя и передавать докторам?

2. Как помогло ей наблюдение за жизнью муравьев?

3. В чем проявлялась хитрость девушки в эпизоде с подбитым танком?

4. Приказа пойти к подбитому танку Зина не получала, почему же она решила идти?

5. Спасая раненого танкиста, она обнаружила не только способности санитарки, но и разведчицы. В чем это проявилось?


 

В страшные годы войны страна призвала: «Все для фронта, все для победы»

В страшные годы войны страна призвала: «Все для фронта, все для победы»

Айтматов Ч. «Ранние журавли»

Айтматов Ч. «Ранние журавли»

Первоначально это был рассказ, изданный в 1944 году

Первоначально это был рассказ, изданный в 1944 году

Можно надеяться и нам, что жесткие казенные условия

Можно надеяться и нам, что жесткие казенные условия

Как восприняла Аграфена Ивановна воспоминания девочки? 5

Как восприняла Аграфена Ивановна воспоминания девочки? 5

Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице

Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице

Ей он посвятил поэму в прозе «Сердце

Ей он посвятил поэму в прозе «Сердце

О рассказе Михаила Зощенко «Леночка»

О рассказе Михаила Зощенко «Леночка»

Однако встретиться с ними солдату не удалось

Однако встретиться с ними солдату не удалось

Почему, рассказывая о юном поэте

Почему, рассказывая о юном поэте

Каким образом Фюнфкиндер стал сторонником партизан и врагом фашистов?

Каким образом Фюнфкиндер стал сторонником партизан и врагом фашистов?

О рассказе Николая Богданова «Красная рябина»

О рассказе Николая Богданова «Красная рябина»

Тогда один из школьников - Костя

Тогда один из школьников - Костя

Почему у него глаза были полные грусти? 3

Почему у него глаза были полные грусти? 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2022