Публикация "Социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации"
Оценка 5

Публикация "Социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации"

Оценка 5
docx
10.11.2020
Публикация "Социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации"
Статья 1.docx

 

«Страшная это опасность – безделье за партой;

безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.

Это развращает».

В.А. Сухомлинский

 

Тема: Социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации

 

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. Выделяют четыре основные причины неуспеваемости: физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций); психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора); социальные (неблагополучные условия жизни, асоциальное поведение родителей, недостаточно внимания и любви в семье ребенку); внутренние (отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировано отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности).

Неуспеваемость может проявляться отчетливо, но может и скрываться за внешне благополучным поведением. Неуспевающий ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает навыками учиться.

Вариант 1 (ПМПК):

Целью которого является: обеспечение психолого-педагогического сопровождения, организация диагностической и коррекционной работы с учащимися группы риска социально опасного положения, учащимися, находящимися в социально опасном положении, учащимися с отклонениями в психическом развитии, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными и социальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, семейной ситуацией обучающихся.

В школьную психолого-медико-педагогическую комиссию входят специалисты школы: классные руководители, учителя «предметники», педагог-психолог, социальный педагог, логопед. Специалисты комиссии проводят индивидуальное обследование ребенка. На комиссии осуществляется коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.

Информационный обмен между участниками консилиума.

Прежде всего, участники комиссии оговаривают содержание развивающей работы:

·         Какого рода помощь требуется школьнику?

·         Каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним?

·         Какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения.

·         Оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним.

Если ребенку оказанная помощь не помогает в освоении общеобразовательной программы, комиссия образовательного учреждения не приходит к общему мнению или родители не принимают решение и рекомендации комиссии, ребенок направляется на консультацию более высокого уровня – муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (Далее ПМПК) с согласия законных представителей ребенка.

Законный представитель, по желанию, предоставляет полученный документ – заключение ПМПК в школу.

Администрация образовательного учреждения совместно со специалистами и учителями, взяв за основу заключение ПМПК на ребенка, по рекомендациям специалистов составляет адаптированную общеобразовательную программу или индивидуальную программу, так же определяет психолого-педагогическое сопровождение и коррекционно-развивающую работу. Для дальнейшего успешного обучения детей, испытывающих трудности, создаются условия психолого-педагогической помощи.

Уважаемые коллеги, уверена, что каждый из Вас использует в своей работе дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку «группы риска» испытывающего трудности в обучении. Делюсь опытом нашей школы:

Вариант 2 (Индивидуальный подход):

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные попытки оказать помощь ребенку, такие как - нанять репетитора, со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.

В данном случае, главной целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется в следующем: при выявлении и устранении причин неуспеваемости школьников социальный педагог пользуется методами наблюдения, убеждения, беседы. Проводит комплекс мероприятий с разными возрастными категориями по коррекции неуспеваемости. А также проводится работа:

1) Методическое сопровождение классных руководителей по вопросам профилактики, в том числе, неуспеваемости обучающихся: семинары; консультации; педсоветы; родительские собрания (в помощь классному руководителю).

2) Работа с различными категориями семей (в том числе неблагополучными семьями), учащимися с девиантным поведением: индивидуальные беседы; социально-педагогический патронаж; посещение уроков; консультации; индивидуальные беседы с ребенком и родителями.

3) Работа Совета по профилактике, на котором создаются условия для переоценки ребенком и его родителем создавшейся ситуации, где коллегиально, с участием администрации школы и представителем Совета отцов, предлагаются разнообразные решения возникших проблем и осуществление последующего контроля над дальнейшим развитием учебной и воспитательной деятельности ребенка (классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом). Ежемесячно, несовершеннолетний выступает с самоотчетом, при положительной динамике - снимается с наблюдения, в случае ухудшения ситуации – становиться на внутришкольный учет, с применением дополнительных методов работы (дневник поведения, индивидуальные беседы и т.д.). Кроме этого, мы освоили новую форму проведения Совета профилактики в период дистанционного обучения на платформе ZOOM, пришли к выводу, что для неуспевающих старшеклассников такой вид работы тоже имеет место быть.

4) Сравнивать ученика с самим собой, поскольку одному достаточно беседы, а другому жесткий контроль с элементами ситуации успеха).

5) Работа по взаимодействию со смежными структурами. Если отработанные формы и методы не дали положительной динамики, тогда мы информируем ОМВД.

Социально-психологическое сопровождение личности ребенка в образовательном процессе реализовывается в соответствии со следующими принципами:

·         Базовым принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалисту системы сопровождения необходимо решать каждую проблемную ситуацию с пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку зачастую зависит от ряда специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель. Это означает также взаимодействие специалистов, использование научных методов исследования, коррекции и развития, что позволяет получить оптимальные результаты.

·         Принцип непрерывности, гарантирующий ребенку непрерывное сопровождение как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы. Кроме того, этот принцип означает, что дети группы риска также будут обеспечены непрерывным сопровождением.

·         Принцип доведения до результата. Этот принцип реализуется через единство диагностики, коррекции и развития, исходя из возможностей ребенка (в тандеме с администрацией школы, педагогами, специалистами школы).

При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов.

«Нужно поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению!»

 

 

 


 

При разработке примерного положения об адаптированной программе дополнительного образования используются следующие документы

 

1.       Материалы лекций по модулю, в первую очередь – лекции 1.3 «Организационно-правовое и методическое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога дополнительного образования».

2.       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.       Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

4.       Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

6.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».

7.       Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09).

8.       Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».

9.       Приказ Министерства Просвещение Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

10.   Локальные акты ОДО.

  

Примерное положение об адаптированной программе дополнительного образования для детей с ОВЗ в организации дополнительного образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для организации дополнительного образования (далее – ОДО) (название, в соответствии с Уставом – полное, затем – сокращенное) в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»;

- Методическими рекомендациями по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК № 02.01.81/2940 от 06.04.2016;

- а также другими Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей;

- Локальными актами ОДО.

1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения адаптированной программы дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством, реализуемых в ОДО.

1.3. Содержание дополнительного образования и условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ определяются адаптированной программой дополнительного образования, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Адаптированная программа дополнительного образования (далее – АПДО) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

II. Цель и задачи АПДО

2.1. Цель АПДО: описание специфических индивидуальных условий, необходимых конкретному ребенку с ОВЗ.

2.2. В основу разработки АПДО заложены следующие принципы:

 государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

– учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

– коррекционной направленности образовательного процесса в организации дополнительного образования;

– развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

– онтогенетический принцип;

– преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с ОВЗ на всех ступенях образования и во всех видах образовательных организаций;

– целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

– направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с ОВЗ всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

– сотрудничества с семьей.

2.3. Наличие АПДО позволяет решить следующие задачи:

 на основе комплексного психолого-педагогического оценивания описать специальные условия, специфичные для конкретного ребенка с ОВЗ;

 структурировать и систематизировать процесс обучения;

 обозначить основные проблемы в освоении программы и определить индивидуальные планируемые результаты;

 определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты;

 сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для развития ребенка в определенный период времени;

 определить ресурсы ребенка с ОВЗ.

2.4. АПДО разрабатывается самостоятельно ОДО с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (при наличии), особенностей развития ребенка с ОВЗ.

2.5. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на АПДО принимается руководителем организации на основании рекомендаций ПМПК по личному заявлению родителей/ законных представителей.

 

III. Структура АПДО для детей с ОВЗ

3.1. Адаптированная образовательная программа включает следующие разделы:

1. Титульный лист, включающий информацию об ОДО, название программы и направление подготовки, срок реализации, Ф.И. ребенка, год обучения, данные о разработчиках, гриф утверждения руководителем и другими органами, гриф согласования с родителями/ законными представителями, название города и год разработки;

2. Пояснительная записка, включающая:

 общие сведения о ребенке (рекомендации ПМПК, опыт освоения программ дополнительного образования, индивидуальные особенности по результатам наблюдения: поведение, темповые характеристики, познавательная деятельность, речевое развитие, особенности овладения программным материалом, взаимодействие со сверстниками и взрослыми);

 цель, задачи, объем программы;

 формы и методы реализации;

 промежуточная и итоговая аттестация;

 планируемые результаты реализации программы;

 наличие / отсутствие инвалидности.

3. Особенности сопровождения (специалисты, направления сопровождения с учетом особых образовательных потребностей, архитектурная среда, оборудование).

4. Взаимодействие с родителями/ законными представителями (график приема специалистами, групповые и (или) индивидуальные консультации, определение ответственности родителей/ законных представителей за реализацию отдельных компонентов АПДО) и др.

5. Учебно-тематический план, включающий номер по порядку, тему, количество часов, теоретические и практические занятия, формы и методы контроля.

6. Содержание с темами и минимальными характеристиками теоретического и практического материала.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (в случае, если необходимо отличное от того, что применяется в группе при обучении по данной программе).

 

IV. Условия реализации адаптированной программы дополнительного образования

4.1. Для успешной реализации АПДО необходимо создавать условия, позволяющие осуществлять:

 учет особенностей развития ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения (информационно-методических), компенсации и коррекции нарушений развития;

 предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогического сопровождения;

 включение родителей/ законных представителей в процесс психолого-педагогического сопровождения детей.

4.2. В процесс сопровождения ребенка в рамках реализации АПДО необходимо включать всех участников образовательного процесса: преподаватель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель, тьютор, родители/ законные представители, с учетом рекомендаций ПМПК и имеющихся условий.

 

V. Порядок разработки и сроки утверждения адаптированной программы дополнительного образования

5.1. Разработка АПДО осуществляется в рамках психолого- педагогического консилиума ОДО / рабочей группы (состав которой определяется руководителем ОДО), при участии родителей/ законных представителей. Разработанная АПДО, согласовывается с родителями/ законными представителями обучающегося и утверждается руководителем ОДО (в соответствии с Уставом ОДО и другими локальными актами).

5.2. Сроки разработки АПДО: программа разрабатывается в течение одного месяца после предоставления родителями/ законными представителями обучающегося заключения ПМПК и подачи письменного заявления с просьбой об обучении по АПДО.

5.3. АПДО разрабатывается на срок, указанный в заключении ПМПК, но не превышающий одного учебного года. По окончании действия АПДО на итоговом заседании психолого-педагогического консилиума (ППк) или рабочей группы, принимается решение о необходимости продолжения сопровождения по АПДО или прекращении ее действия.

5.4. В случае повторного прохождения ПМПК (при изменении рекомендаций, варианта программы и пр.) вносятся коррективы в содержание АПДО или разрабатывается новая.

5.5. Ответственность за полноту и качество реализации АПДО возлагается на всех участников образовательных отношений, осуществляющих реализацию АПДО, в том числе, родителей/ законных представителей.

5.6. Порядок хранения разработанной АПДО определяется соответствующими локальными актами, касающимися документов, содержащих персональные данные.

5.7. Контроль за реализацию АПДО возлагается на заместителя руководителя ОДО, курирующего данное направление.

 

VI. Заключительные Положения

6.1. Положение вступает в силу с момента утверждения его руководителем ОДО.

6.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом руководителя ОДО.

6.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

 

При разработке примерного положения об адаптированной программе дополнительного образования используются следующие документы

 

1.       Материалы лекций по модулю, в первую очередь – лекции 1.3 «Организационно-правовое и методическое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога дополнительного образования».

2.       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.       Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

4.       Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

6.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».

7.       Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09).

8.       Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».

9.       Приказ Министерства Просвещение Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

10.   Локальные акты ОДО.

  

Примерное положение об адаптированной программе дополнительного образования для детей с ОВЗ в организации дополнительного образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для организации дополнительного образования (далее – ОДО) (название, в соответствии с Уставом – полное, затем – сокращенное) в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»;

- Методическими рекомендациями по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК № 02.01.81/2940 от 06.04.2016;

- а также другими Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей;

- Локальными актами ОДО.

1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения адаптированной программы дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством, реализуемых в ОДО.

1.3. Содержание дополнительного образования и условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ определяются адаптированной программой дополнительного образования, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Адаптированная программа дополнительного образования (далее – АПДО) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

II. Цель и задачи АПДО

2.1. Цель АПДО: описание специфических индивидуальных условий, необходимых конкретному ребенку с ОВЗ.

2.2. В основу разработки АПДО заложены следующие принципы:

 государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

– учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

– коррекционной направленности образовательного процесса в организации дополнительного образования;

– развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

– онтогенетический принцип;

– преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с ОВЗ на всех ступенях образования и во всех видах образовательных организаций;

– целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

– направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с ОВЗ всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

– сотрудничества с семьей.

2.3. Наличие АПДО позволяет решить следующие задачи:

 на основе комплексного психолого-педагогического оценивания описать специальные условия, специфичные для конкретного ребенка с ОВЗ;

 структурировать и систематизировать процесс обучения;

 обозначить основные проблемы в освоении программы и определить индивидуальные планируемые результаты;

 определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты;

 сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для развития ребенка в определенный период времени;

 определить ресурсы ребенка с ОВЗ.

2.4. АПДО разрабатывается самостоятельно ОДО с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (при наличии), особенностей развития ребенка с ОВЗ.

2.5. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на АПДО принимается руководителем организации на основании рекомендаций ПМПК по личному заявлению родителей/ законных представителей.

 

III. Структура АПДО для детей с ОВЗ

3.1. Адаптированная образовательная программа включает следующие разделы:

1. Титульный лист, включающий информацию об ОДО, название программы и направление подготовки, срок реализации, Ф.И. ребенка, год обучения, данные о разработчиках, гриф утверждения руководителем и другими органами, гриф согласования с родителями/ законными представителями, название города и год разработки;

2. Пояснительная записка, включающая:

 общие сведения о ребенке (рекомендации ПМПК, опыт освоения программ дополнительного образования, индивидуальные особенности по результатам наблюдения: поведение, темповые характеристики, познавательная деятельность, речевое развитие, особенности овладения программным материалом, взаимодействие со сверстниками и взрослыми);

 цель, задачи, объем программы;

 формы и методы реализации;

 промежуточная и итоговая аттестация;

 планируемые результаты реализации программы;

 наличие / отсутствие инвалидности.

3. Особенности сопровождения (специалисты, направления сопровождения с учетом особых образовательных потребностей, архитектурная среда, оборудование).

4. Взаимодействие с родителями/ законными представителями (график приема специалистами, групповые и (или) индивидуальные консультации, определение ответственности родителей/ законных представителей за реализацию отдельных компонентов АПДО) и др.

5. Учебно-тематический план, включающий номер по порядку, тему, количество часов, теоретические и практические занятия, формы и методы контроля.

6. Содержание с темами и минимальными характеристиками теоретического и практического материала.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (в случае, если необходимо отличное от того, что применяется в группе при обучении по данной программе).

 

IV. Условия реализации адаптированной программы дополнительного образования

4.1. Для успешной реализации АПДО необходимо создавать условия, позволяющие осуществлять:

 учет особенностей развития ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения (информационно-методических), компенсации и коррекции нарушений развития;

 предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогического сопровождения;

 включение родителей/ законных представителей в процесс психолого-педагогического сопровождения детей.

4.2. В процесс сопровождения ребенка в рамках реализации АПДО необходимо включать всех участников образовательного процесса: преподаватель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель, тьютор, родители/ законные представители, с учетом рекомендаций ПМПК и имеющихся условий.

 

V. Порядок разработки и сроки утверждения адаптированной программы дополнительного образования

5.1. Разработка АПДО осуществляется в рамках психолого- педагогического консилиума ОДО / рабочей группы (состав которой определяется руководителем ОДО), при участии родителей/ законных представителей. Разработанная АПДО, согласовывается с родителями/ законными представителями обучающегося и утверждается руководителем ОДО (в соответствии с Уставом ОДО и другими локальными актами).

5.2. Сроки разработки АПДО: программа разрабатывается в течение одного месяца после предоставления родителями/ законными представителями обучающегося заключения ПМПК и подачи письменного заявления с просьбой об обучении по АПДО.

5.3. АПДО разрабатывается на срок, указанный в заключении ПМПК, но не превышающий одного учебного года. По окончании действия АПДО на итоговом заседании психолого-педагогического консилиума (ППк) или рабочей группы, принимается решение о необходимости продолжения сопровождения по АПДО или прекращении ее действия.

5.4. В случае повторного прохождения ПМПК (при изменении рекомендаций, варианта программы и пр.) вносятся коррективы в содержание АПДО или разрабатывается новая.

5.5. Ответственность за полноту и качество реализации АПДО возлагается на всех участников образовательных отношений, осуществляющих реализацию АПДО, в том числе, родителей/ законных представителей.

5.6. Порядок хранения разработанной АПДО определяется соответствующими локальными актами, касающимися документов, содержащих персональные данные.

5.7. Контроль за реализацию АПДО возлагается на заместителя руководителя ОДО, курирующего данное направление.

 

VI. Заключительные Положения

6.1. Положение вступает в силу с момента утверждения его руководителем ОДО.

6.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом руководителя ОДО.

6.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

 

При разработке примерного положения об адаптированной программе дополнительного образования используются следующие документы

 

1.       Материалы лекций по модулю, в первую очередь – лекции 1.3 «Организационно-правовое и методическое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога дополнительного образования».

2.       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.       Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

4.       Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

6.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».

7.       Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09).

8.       Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».

9.       Приказ Министерства Просвещение Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

10.   Локальные акты ОДО.

  

Примерное положение об адаптированной программе дополнительного образования для детей с ОВЗ в организации дополнительного образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для организации дополнительного образования (далее – ОДО) (название, в соответствии с Уставом – полное, затем – сокращенное) в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»;

- Методическими рекомендациями по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК № 02.01.81/2940 от 06.04.2016;

- а также другими Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей;

- Локальными актами ОДО.

1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения адаптированной программы дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством, реализуемых в ОДО.

1.3. Содержание дополнительного образования и условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ определяются адаптированной программой дополнительного образования, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Адаптированная программа дополнительного образования (далее – АПДО) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

II. Цель и задачи АПДО

2.1. Цель АПДО: описание специфических индивидуальных условий, необходимых конкретному ребенку с ОВЗ.

2.2. В основу разработки АПДО заложены следующие принципы:

 государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

– учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

– коррекционной направленности образовательного процесса в организации дополнительного образования;

– развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

– онтогенетический принцип;

– преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с ОВЗ на всех ступенях образования и во всех видах образовательных организаций;

– целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

– направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с ОВЗ всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

– сотрудничества с семьей.

2.3. Наличие АПДО позволяет решить следующие задачи:

 на основе комплексного психолого-педагогического оценивания описать специальные условия, специфичные для конкретного ребенка с ОВЗ;

 структурировать и систематизировать процесс обучения;

 обозначить основные проблемы в освоении программы и определить индивидуальные планируемые результаты;

 определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты;

 сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для развития ребенка в определенный период времени;

 определить ресурсы ребенка с ОВЗ.

2.4. АПДО разрабатывается самостоятельно ОДО с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (при наличии), особенностей развития ребенка с ОВЗ.

2.5. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на АПДО принимается руководителем организации на основании рекомендаций ПМПК по личному заявлению родителей/ законных представителей.

 

III. Структура АПДО для детей с ОВЗ

3.1. Адаптированная образовательная программа включает следующие разделы:

1. Титульный лист, включающий информацию об ОДО, название программы и направление подготовки, срок реализации, Ф.И. ребенка, год обучения, данные о разработчиках, гриф утверждения руководителем и другими органами, гриф согласования с родителями/ законными представителями, название города и год разработки;

2. Пояснительная записка, включающая:

 общие сведения о ребенке (рекомендации ПМПК, опыт освоения программ дополнительного образования, индивидуальные особенности по результатам наблюдения: поведение, темповые характеристики, познавательная деятельность, речевое развитие, особенности овладения программным материалом, взаимодействие со сверстниками и взрослыми);

 цель, задачи, объем программы;

 формы и методы реализации;

 промежуточная и итоговая аттестация;

 планируемые результаты реализации программы;

 наличие / отсутствие инвалидности.

3. Особенности сопровождения (специалисты, направления сопровождения с учетом особых образовательных потребностей, архитектурная среда, оборудование).

4. Взаимодействие с родителями/ законными представителями (график приема специалистами, групповые и (или) индивидуальные консультации, определение ответственности родителей/ законных представителей за реализацию отдельных компонентов АПДО) и др.

5. Учебно-тематический план, включающий номер по порядку, тему, количество часов, теоретические и практические занятия, формы и методы контроля.

6. Содержание с темами и минимальными характеристиками теоретического и практического материала.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (в случае, если необходимо отличное от того, что применяется в группе при обучении по данной программе).

 

IV. Условия реализации адаптированной программы дополнительного образования

4.1. Для успешной реализации АПДО необходимо создавать условия, позволяющие осуществлять:

 учет особенностей развития ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения (информационно-методических), компенсации и коррекции нарушений развития;

 предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогического сопровождения;

 включение родителей/ законных представителей в процесс психолого-педагогического сопровождения детей.

4.2. В процесс сопровождения ребенка в рамках реализации АПДО необходимо включать всех участников образовательного процесса: преподаватель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель, тьютор, родители/ законные представители, с учетом рекомендаций ПМПК и имеющихся условий.

 

V. Порядок разработки и сроки утверждения адаптированной программы дополнительного образования

5.1. Разработка АПДО осуществляется в рамках психолого- педагогического консилиума ОДО / рабочей группы (состав которой определяется руководителем ОДО), при участии родителей/ законных представителей. Разработанная АПДО, согласовывается с родителями/ законными представителями обучающегося и утверждается руководителем ОДО (в соответствии с Уставом ОДО и другими локальными актами).

5.2. Сроки разработки АПДО: программа разрабатывается в течение одного месяца после предоставления родителями/ законными представителями обучающегося заключения ПМПК и подачи письменного заявления с просьбой об обучении по АПДО.

5.3. АПДО разрабатывается на срок, указанный в заключении ПМПК, но не превышающий одного учебного года. По окончании действия АПДО на итоговом заседании психолого-педагогического консилиума (ППк) или рабочей группы, принимается решение о необходимости продолжения сопровождения по АПДО или прекращении ее действия.

5.4. В случае повторного прохождения ПМПК (при изменении рекомендаций, варианта программы и пр.) вносятся коррективы в содержание АПДО или разрабатывается новая.

5.5. Ответственность за полноту и качество реализации АПДО возлагается на всех участников образовательных отношений, осуществляющих реализацию АПДО, в том числе, родителей/ законных представителей.

5.6. Порядок хранения разработанной АПДО определяется соответствующими локальными актами, касающимися документов, содержащих персональные данные.

5.7. Контроль за реализацию АПДО возлагается на заместителя руководителя ОДО, курирующего данное направление.

 

VI. Заключительные Положения

6.1. Положение вступает в силу с момента утверждения его руководителем ОДО.

6.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом руководителя ОДО.

6.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

 

При разработке примерного положения об адаптированной программе дополнительного образования используются следующие документы

 

1.       Материалы лекций по модулю, в первую очередь – лекции 1.3 «Организационно-правовое и методическое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога дополнительного образования».

2.       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.       Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

4.       Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

6.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».

7.       Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09).

8.       Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».

9.       Приказ Министерства Просвещение Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

10.   Локальные акты ОДО.

  

Примерное положение об адаптированной программе дополнительного образования для детей с ОВЗ в организации дополнительного образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для организации дополнительного образования (далее – ОДО) (название, в соответствии с Уставом – полное, затем – сокращенное) в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»;

- Методическими рекомендациями по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК № 02.01.81/2940 от 06.04.2016;

- а также другими Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей;

- Локальными актами ОДО.

1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения адаптированной программы дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством, реализуемых в ОДО.

1.3. Содержание дополнительного образования и условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ определяются адаптированной программой дополнительного образования, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Адаптированная программа дополнительного образования (далее – АПДО) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

II. Цель и задачи АПДО

2.1. Цель АПДО: описание специфических индивидуальных условий, необходимых конкретному ребенку с ОВЗ.

2.2. В основу разработки АПДО заложены следующие принципы:

 государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

– учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

– коррекционной направленности образовательного процесса в организации дополнительного образования;

– развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

– онтогенетический принцип;

– преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с ОВЗ на всех ступенях образования и во всех видах образовательных организаций;

– целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

– направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с ОВЗ всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

– сотрудничества с семьей.

2.3. Наличие АПДО позволяет решить следующие задачи:

 на основе комплексного психолого-педагогического оценивания описать специальные условия, специфичные для конкретного ребенка с ОВЗ;

 структурировать и систематизировать процесс обучения;

 обозначить основные проблемы в освоении программы и определить индивидуальные планируемые результаты;

 определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты;

 сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для развития ребенка в определенный период времени;

 определить ресурсы ребенка с ОВЗ.

2.4. АПДО разрабатывается самостоятельно ОДО с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (при наличии), особенностей развития ребенка с ОВЗ.

2.5. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на АПДО принимается руководителем организации на основании рекомендаций ПМПК по личному заявлению родителей/ законных представителей.

 

III. Структура АПДО для детей с ОВЗ

3.1. Адаптированная образовательная программа включает следующие разделы:

1. Титульный лист, включающий информацию об ОДО, название программы и направление подготовки, срок реализации, Ф.И. ребенка, год обучения, данные о разработчиках, гриф утверждения руководителем и другими органами, гриф согласования с родителями/ законными представителями, название города и год разработки;

2. Пояснительная записка, включающая:

 общие сведения о ребенке (рекомендации ПМПК, опыт освоения программ дополнительного образования, индивидуальные особенности по результатам наблюдения: поведение, темповые характеристики, познавательная деятельность, речевое развитие, особенности овладения программным материалом, взаимодействие со сверстниками и взрослыми);

 цель, задачи, объем программы;

 формы и методы реализации;

 промежуточная и итоговая аттестация;

 планируемые результаты реализации программы;

 наличие / отсутствие инвалидности.

3. Особенности сопровождения (специалисты, направления сопровождения с учетом особых образовательных потребностей, архитектурная среда, оборудование).

4. Взаимодействие с родителями/ законными представителями (график приема специалистами, групповые и (или) индивидуальные консультации, определение ответственности родителей/ законных представителей за реализацию отдельных компонентов АПДО) и др.

5. Учебно-тематический план, включающий номер по порядку, тему, количество часов, теоретические и практические занятия, формы и методы контроля.

6. Содержание с темами и минимальными характеристиками теоретического и практического материала.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (в случае, если необходимо отличное от того, что применяется в группе при обучении по данной программе).

 

IV. Условия реализации адаптированной программы дополнительного образования

4.1. Для успешной реализации АПДО необходимо создавать условия, позволяющие осуществлять:

 учет особенностей развития ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения (информационно-методических), компенсации и коррекции нарушений развития;

 предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогического сопровождения;

 включение родителей/ законных представителей в процесс психолого-педагогического сопровождения детей.

4.2. В процесс сопровождения ребенка в рамках реализации АПДО необходимо включать всех участников образовательного процесса: преподаватель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель, тьютор, родители/ законные представители, с учетом рекомендаций ПМПК и имеющихся условий.

 

V. Порядок разработки и сроки утверждения адаптированной программы дополнительного образования

5.1. Разработка АПДО осуществляется в рамках психолого- педагогического консилиума ОДО / рабочей группы (состав которой определяется руководителем ОДО), при участии родителей/ законных представителей. Разработанная АПДО, согласовывается с родителями/ законными представителями обучающегося и утверждается руководителем ОДО (в соответствии с Уставом ОДО и другими локальными актами).

5.2. Сроки разработки АПДО: программа разрабатывается в течение одного месяца после предоставления родителями/ законными представителями обучающегося заключения ПМПК и подачи письменного заявления с просьбой об обучении по АПДО.

5.3. АПДО разрабатывается на срок, указанный в заключении ПМПК, но не превышающий одного учебного года. По окончании действия АПДО на итоговом заседании психолого-педагогического консилиума (ППк) или рабочей группы, принимается решение о необходимости продолжения сопровождения по АПДО или прекращении ее действия.

5.4. В случае повторного прохождения ПМПК (при изменении рекомендаций, варианта программы и пр.) вносятся коррективы в содержание АПДО или разрабатывается новая.

5.5. Ответственность за полноту и качество реализации АПДО возлагается на всех участников образовательных отношений, осуществляющих реализацию АПДО, в том числе, родителей/ законных представителей.

5.6. Порядок хранения разработанной АПДО определяется соответствующими локальными актами, касающимися документов, содержащих персональные данные.

5.7. Контроль за реализацию АПДО возлагается на заместителя руководителя ОДО, курирующего данное направление.

 

VI. Заключительные Положения

6.1. Положение вступает в силу с момента утверждения его руководителем ОДО.

6.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом руководителя ОДО.

6.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

При разработке примерного положения об адаптированной программе дополнительного образования используются следующие документы

 

1.       Материалы лекций по модулю, в первую очередь – лекции 1.3 «Организационно-правовое и методическое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога дополнительного образования».

2.       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.       Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

4.       Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

6.       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».

7.       Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09).

8.       Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».

9.       Приказ Министерства Просвещение Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

10.   Локальные акты ОДО.

  

Примерное положение об адаптированной программе дополнительного образования для детей с ОВЗ в организации дополнительного образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для организации дополнительного образования (далее – ОДО) (название, в соответствии с Уставом – полное, затем – сокращенное) в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О Методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»;

- Методическими рекомендациями по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК № 02.01.81/2940 от 06.04.2016;

- а также другими Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей;

- Локальными актами ОДО.

1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения адаптированной программы дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством, реализуемых в ОДО.

1.3. Содержание дополнительного образования и условия организации образовательного процесса для детей с ОВЗ определяются адаптированной программой дополнительного образования, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Адаптированная программа дополнительного образования (далее – АПДО) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

II. Цель и задачи АПДО

2.1. Цель АПДО: описание специфических индивидуальных условий, необходимых конкретному ребенку с ОВЗ.

2.2. В основу разработки АПДО заложены следующие принципы:

 государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

– учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

– коррекционной направленности образовательного процесса в организации дополнительного образования;

– развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

– онтогенетический принцип;

– преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с ОВЗ на всех ступенях образования и во всех видах образовательных организаций;

– целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

– направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с ОВЗ всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

– сотрудничества с семьей.

2.3. Наличие АПДО позволяет решить следующие задачи:

 на основе комплексного психолого-педагогического оценивания описать специальные условия, специфичные для конкретного ребенка с ОВЗ;

 структурировать и систематизировать процесс обучения;

 обозначить основные проблемы в освоении программы и определить индивидуальные планируемые результаты;

 определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты;

 сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для развития ребенка в определенный период времени;

 определить ресурсы ребенка с ОВЗ.

2.4. АПДО разрабатывается самостоятельно ОДО с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (при наличии), особенностей развития ребенка с ОВЗ.

2.5. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на АПДО принимается руководителем организации на основании рекомендаций ПМПК по личному заявлению родителей/ законных представителей.

 

III. Структура АПДО для детей с ОВЗ

3.1. Адаптированная образовательная программа включает следующие разделы:

1. Титульный лист, включающий информацию об ОДО, название программы и направление подготовки, срок реализации, Ф.И. ребенка, год обучения, данные о разработчиках, гриф утверждения руководителем и другими органами, гриф согласования с родителями/ законными представителями, название города и год разработки;

2. Пояснительная записка, включающая:

 общие сведения о ребенке (рекомендации ПМПК, опыт освоения программ дополнительного образования, индивидуальные особенности по результатам наблюдения: поведение, темповые характеристики, познавательная деятельность, речевое развитие, особенности овладения программным материалом, взаимодействие со сверстниками и взрослыми);

 цель, задачи, объем программы;

 формы и методы реализации;

 промежуточная и итоговая аттестация;

 планируемые результаты реализации программы;

 наличие / отсутствие инвалидности.

3. Особенности сопровождения (специалисты, направления сопровождения с учетом особых образовательных потребностей, архитектурная среда, оборудование).

4. Взаимодействие с родителями/ законными представителями (график приема специалистами, групповые и (или) индивидуальные консультации, определение ответственности родителей/ законных представителей за реализацию отдельных компонентов АПДО) и др.

5. Учебно-тематический план, включающий номер по порядку, тему, количество часов, теоретические и практические занятия, формы и методы контроля.

6. Содержание с темами и минимальными характеристиками теоретического и практического материала.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (в случае, если необходимо отличное от того, что применяется в группе при обучении по данной программе).

 

IV. Условия реализации адаптированной программы дополнительного образования

4.1. Для успешной реализации АПДО необходимо создавать условия, позволяющие осуществлять:

 учет особенностей развития ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения (информационно-методических), компенсации и коррекции нарушений развития;

 предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогического сопровождения;

 включение родителей/ законных представителей в процесс психолого-педагогического сопровождения детей.

4.2. В процесс сопровождения ребенка в рамках реализации АПДО необходимо включать всех участников образовательного процесса: преподаватель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель, тьютор, родители/ законные представители, с учетом рекомендаций ПМПК и имеющихся условий.

 

V. Порядок разработки и сроки утверждения адаптированной программы дополнительного образования

5.1. Разработка АПДО осуществляется в рамках психолого- педагогического консилиума ОДО / рабочей группы (состав которой определяется руководителем ОДО), при участии родителей/ законных представителей. Разработанная АПДО, согласовывается с родителями/ законными представителями обучающегося и утверждается руководителем ОДО (в соответствии с Уставом ОДО и другими локальными актами).

5.2. Сроки разработки АПДО: программа разрабатывается в течение одного месяца после предоставления родителями/ законными представителями обучающегося заключения ПМПК и подачи письменного заявления с просьбой об обучении по АПДО.

5.3. АПДО разрабатывается на срок, указанный в заключении ПМПК, но не превышающий одного учебного года. По окончании действия АПДО на итоговом заседании психолого-педагогического консилиума (ППк) или рабочей группы, принимается решение о необходимости продолжения сопровождения по АПДО или прекращении ее действия.

5.4. В случае повторного прохождения ПМПК (при изменении рекомендаций, варианта программы и пр.) вносятся коррективы в содержание АПДО или разрабатывается новая.

5.5. Ответственность за полноту и качество реализации АПДО возлагается на всех участников образовательных отношений, осуществляющих реализацию АПДО, в том числе, родителей/ законных представителей.

5.6. Порядок хранения разработанной АПДО определяется соответствующими локальными актами, касающимися документов, содержащих персональные данные.

5.7. Контроль за реализацию АПДО возлагается на заместителя руководителя ОДО, курирующего данное направление.

 

VI. Заключительные Положения

6.1. Положение вступает в силу с момента утверждения его руководителем ОДО.

6.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом руководителя ОДО.

6.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

 

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы

Какого рода помощь требуется школьнику? ·

Какого рода помощь требуется школьнику? ·

Работа Совета по профилактике, на котором создаются условия для переоценки ребенком и его родителем создавшейся ситуации, где коллегиально, с участием администрации школы и представителем

Работа Совета по профилактике, на котором создаются условия для переоценки ребенком и его родителем создавшейся ситуации, где коллегиально, с участием администрации школы и представителем

При разработке примерного положения об адаптированной программе дополнительного образования используются следующие документы 1

При разработке примерного положения об адаптированной программе дополнительного образования используются следующие документы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2020