Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.
Оценка 4.8

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
10 кл
03.07.2017
Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.
публицистический и художественный стиль речи.doc
Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи. Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме  «Художественный и публицистический стиль речи» Задачи:  1)  проверка орфоэпической, лексической грамотности учащихся; 2) на основе изученного материала показать роль тропов и фигур речи  публицистического и художественного стиля; 3) анализировать молодёжные журналы с точки зрения языка 4) формировать навыки культуры речи, любовь к родному языку. 1.Оргмомент  Доброе утро, молодые люди!   Я очень рада видеть Вас на моем  уроке. Начиная урок, давайте улыбнёмся друг другу и вооружимся  вдохновением. (Слайд №1). Ведь «вдохновение ­ это строгое рабочее состояние человека.  Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда  человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо  помахивает рукой». • Работа в группах. Начнём с разминки • «Орфографическая дуэль» • «Лексическая дуэль» ­Начнём  наш урок традиционно, с «дуэли». Сегодня работаем в  группах. Чтобы проверить вашу подготовку к ЕГЭ, выясним, как вы владеете, орфоэпическими, лексическими навыками – главными  требованиями к уровню подготовки выпускников. 1 группа:  3 человека  2 группа: 4 человека. 3 группа: 3 человека. Представляю Вам экспертную группу: 2 человека. Ими была  выполнена эта работа дома. Для них индивидуальная работа. Попытайтесь заранее   спрогнозировать и  оценить работу сверстников, опираясь на  выполненное домашнее задание». Какие затруднения возникли при  выполнении.  (Звучит музыка Чайковского)    Задания  1группа «Орфографическая дуэль» 1) Орфоэпическая дуэль Поставить ударение в словах: Начал Документ Поднял Туфля Догмат Гофрированный Жалюзи Столяр (анализ) крови (дверь) отперта 3)Соотнести данные слова с их значением Коммюнике Транснациональный Девальвация Консолидация  Консенсус Публицистика ­ официальное сообщение о переговорах между государствами.  – выходящий за пределы одного государства, одной нации. ­ понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к  какой­либо иностранной валюте. – упрочение, укрепление чего – либо. – общее соглашение по спорному вопросу. ­ род произведений, посвящённых актуальным проблемам и  явлениям текущей жизни.  2группа: сопоставьте слова с их  лексическим значением.  «Лексическая дуэль» Коммюнике ­ официальное сообщение о переговорах между  государствами. Транснациональный – выходящий за пределы одного государства, одной нации. Девальвация ­ понижение курса национальной валюты по  отношению к золоту, к какой­либо иностранной валюте. Консолидация – упрочение, укрепление чего – либо.  Консенсус – общее соглашение по спорному вопросу. Публицистика ­ род произведений, посвящённых актуальным  проблемам и явлениям текущей жизни.  Пока экспертная группа работает для вас блиц­опрос. ­Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести 2 группу  слов? ­Сфера употребления публицистического стиля? (Общественно­экономические, политические, культурные  отношения, используется в газетах, журналах). ­Задача речи: информирование, передача общественно значимой  информации с одновременным воздействием на читателя,  слушателя. ­Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж,  фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад. Слово экспертной группе.  Как ваши прогнозы, подтвердились  или  не оправдались? Вывод по заданию. Что нужно повторить, запомнить, зафиксировать. Делают приблизительный вывод по домашнему заданию. Вывод: молодцы, что вы смогли выполнить задание с минимально  допущенными ошибками, надеюсь, наш урок не пройдёт бесследно.  А в жизни часто вы сталкиваетесь с этими словами? повторить зафиксирова ть запомнить ФИО  учащихся 1 группа:  Денис, Юля,  Маша.  2 группа:  Олеся, Настя, Ирина,  Серёжа 3 группа:  Игорь, Лена,  Катя. Каждый человек, хотя бы  несколько раз за свою жизнь,  но пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты  мысли и сознания своей творческой силы…(2 слайд) К.Паустовский  Давайте переживём это состояние. Одним из требований  к уровню подготовки выпускников является говорение.  Проверим домашнее задание: от цитаты­высказывания к  собственному тексту (текст доказательство) Дома вы  размышляли над темой «Проза жизни и поэзия жизни…».  Это будет итогом работы над публицистическим стилем. Время на выступление ограничено, чем меньше и  убедительней, тем лучше. Как говорится «лучше меньше, да лучше». Для оценивания домашней работы  была  выбрана экспертная группа, которая познакомилась   заранее вашими работами и оценила их. Сейчас вам  необходимо выступить устно со своей речью и получить  дополнительные баллы. Чья речь прозвучит убедительней. (Экспертная группа: Денис, Олеся, Юля) логичность Полнота  оригинальность высказывания ФОИ  учащихся Маша К. Аня Т. Ирина  Катя М. Алёна П. Серёжа Б. Игорь Лена  Настя ­ К какому стилю отнесёте своё выступление?  (Ораторская речь ­ публицистический стиль). Скажите,  пожалуйста, публицистический стиль близок к  художественному стилю речи, чем? (Языковыми  средствами). ­слова в переносном значении, ­изобразительно­выразительные средства языка. Сегодня  нам предстоит выяснить, насколько мы умеем  пользоваться полученными знаниями по теме: «  Публицистический и художественный стиль речи.  Использование видов тропов   в речи». (3 слайд)  Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него  есть своя поэтическая окраска, свой,  я бы сказала,  поэтический подтекст. ­А что такое тропы? Тропы ­ обороты речи или слова  в переносном значении. В основе тропов лежит  сравнение. Какую роль выполняют тропы? • Тропы помогают автору показать явление или  образ ярко, неповторимо, наглядно;  • обогащают восприятие мира, показывают  явления с новой, неожиданной стороны;  • отражают личностный взгляд автора на мир,  помогают ощутить авторскую позицию.  • ­Как вы думаете, зачем тропы включены в  образовательный стандарт? Может не стоит  изучать вообще  этот материал? • Рассмотрите слайд,, вспомните основные тропы. • А теперь проверим, как вы ориентируетесь в  них. Задание: Проверочный тест. Определите,  в прямом или переносном значении употреблено слово?  Определите  вид тропа. 1 ученик работает у доски­ взаимопроверка Вывод по упражнению. Вывод: Итак, арсенал изобразительно­выразительных  средств языка, как мы могли убедиться, исключительно  богат и разнообразен.  тропы,  призванные украшать речь,  делать её точной, ясной, выразительной. Здесь и весь  русский лексикон, заключающий, таящий в себе  несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои  богатства лишь перед теми, кто питает любовь к языку, к слову. Следующий  этап  урока работа со словом. Слово­это  основная единица языка.  Перед вами копилка  слов.  Выберите одно слово. Желательно, чтобы оно было для  всех одно.  Копилка слов: родина, жизнь, человек, детство, совесть,  сердце, след, дорога, глаза, солнце, осень, весна, мама,  любовь, начало, сказка, память. С чем ассоциируется это слово?  (мама, беззаботность, веселье, дети...) А) Подберите к этому слову эпитеты. Что такое эпитеты.  Дайте определение этому тропу. (беззаботное детство, весёлое, смешное, печальное,  грустное....) ­ Прочитайте,  выпишите понравившиеся слова  друг у  друга. Подберите эпитеты к слову «река», отражающие  неповторимость живописного образа на каждой картине Б)Перед вами отрывок из стихотворения И.А.Бунина.  Прочитайте по себя и вставьте эпитеты: тёмный, золотой,  снеговой, серебристый, зелёный. Спят поляны     ..., спит безмолвно...   лес, Только звёзды..... смотрят ласково с небес, Только скоро сад  ...зашумит своей листвой, Зажурчит ручей студёный  ....струёй. ­Что помогло вам их правильно вставить? ( по смыслу)  Прочитайте, что у вас получилось. Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор:        Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню  большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад,  помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей  листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и  осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем  нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег.                                                                              (И.Бунин В) Работа на карточках. Попробуйте вместо точек вставить пропущенные эпитеты. Сравните с авторским  текстом. Какой текст, на ваш взгляд, ярче, выразительнее, точнее? Почему? Сделайте вывод: какова функция  эпитетов в тексте? ...осенний закат догорел. Погасла последняя  ...,  ...., как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта,  между сизой тучей и землёй. Уже не стало видно ни  земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой  ...   звёзды дрожали своими ресничками среди  ... ночи, да   ...луч подымался прямо вверх   ...  столбом и точно  расплескивался о небесный купол...., ....,   ... кругом.  Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей.  (А.И.Куприн) (Авторские эпитеты: долгий, багровый, узенький,  большой, чёрный, голубой, небесный, жидкий, туманный,  светлый.) Прочитать несколько вариантов. Вывод.  Сейчас  практически доказали, что вы умеете пользоваться этим  тропом. Эпитет – это слово,  определяющее предмет или  действие  и подчёркивающее в  них какое­либо  характерное свойство, качество. Эпитеты делают речь образней, точней, выразительней. Г) 3.Вдохновение – как первая любовь, когда сердце  громко стучит в предчувствии удивительных встреч,  невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, лучше всех:  «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то,  что можно сделать».(4 слайд)  А теперь «Проба пера». «Я начну, а ты продолжи...»  Перед вами строки из разных произведений. Вам  необходимо продолжить их, используя в своей речи  тропы и фигуры художественного стиля. Форма. Какую  хотите. Или проза или стихотворение. Быть или не быть? Вот в чём вопрос. Вот он – светлый, добрый дом, мы сейчас в него войдём... Моя мечта – стать солнцем хоть на час... Кто я? Для чего я родился(­ась)? Размышляя о … Уточним, задание выполняем в течение 5 минут. 4.Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно  переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров  постоянно звучат американизмы: «о кей», «вау», «йес»,  магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами.  Вседозволенность и свобода (может быть,  распущенность?) во всём: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык? А что любят читать наши  школьники? На этот вопрос пытались найти ответ 11­ тиклассники.  Задание: чем же привлекают молодёжные журналы?  И 3  группа провела небольшое исследование. Перелистайте  эти журналы, обратите внимание на заголовки с точки  зрения языка. Что вы заметили? Вывод.  5.Заканчивая наш разговор о художественном стиле, что  бы вы добавили к сказанному? Как видите, чем ярче вдохновение, тем больше должно  быть кропотливой работы для его исполнения. 6.Что помогло сегодня нам провести так легко урок? Вдохновение. Какие ассоциации у вас со словом  «Вдохновение» –  это…» ­Что такое вдохновение?­ спросили Петра Ильича  Чайковского. ­Это такая гостья, которая не любит ленивых,­ ответил  композитор. Музыка Домашнее задание: Родной язык­ язык слов: больших и  маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных,  добрых и злых… Вспомним, как говорил Л.Н.Толстой:  «Слово – дело великое…» Понаблюдай, как через родное слово в языке отражается  духовная жизнь  народа. Тебе предлагается необычное и  полезное творческое задание­исследование: составить  энциклопедию одного слова. Хочется, чтобы ты приобрёл  интерес к слову, развивал свою речь, формировал  читательскую культуру, стремился быть вдумчивым и  проницательным читателем, расширял свои жизненные  познания. Помни: предлагаемое задание одна из ступенек твоей подготовки к будущей письменной  экзаменационной работе по русскому языку и литературе. Недаром народная мудрость гласит: «Большая работа  требует большой заботы».  Копилка слов: родина, жизнь, человек, детство, совесть,  сердце, след, дорога, глаза, солнце, осень, весна, мама,  любовь, начало, сказка, память. Эту работу я даю на неделю. Для выполнения этой работы воспользуйтесь  схемой­планом. 1.Слово    и его лексическое значение. 2.История слова. 3.Слово  ...  и  «слова родственники» (однокоренные). 4. Слово   .....   и его синонимы. 5. Слово   .....   и его антонимы. 6. Слово   .....    во фразеологических оборотах. 7.Слово  ... и слова ( сочетания)­рифмы. 8.Слово  ....в русском фольклоре                     В пословицах и поговорках                       В загадках                              В скороговорках                                 В притчах и легендах  В приметах и обычаях В народных играх Хороводах В русских народных песнях...

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов в речи.

Публицистический и художественный стиль речи. Использование видов тропов   в речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017