ПУШКИН И ГРАФИНЯ ЛАВАЛЬ
Оценка 4.9

ПУШКИН И ГРАФИНЯ ЛАВАЛЬ

Оценка 4.9
docx
24.02.2022
ПУШКИН И ГРАФИНЯ ЛАВАЛЬ
ПУШКИН И ГРАФИНЯ ЛАВАЛЬ.docx

ПУШКИН И ГРАФИНЯ ЛАВАЛЬ

На листе одной пушкинской рукописи, хранящейся в Институте русской литературы, есть карандашный набросок портрет немолодого мужчины в профиль.

Горбатый нос, тяжелые веки, вдавленный рот и глубокие морщины на щеке. Под рисунком рукою поэта сделана подпись «Lawal».

 

Это – петербургский знакомый Пушкина, граф Иван Степанович Лаваль. Но мой рассказ будет не о нем, а о его жене, чье имя связанно с нашем краем.

Из «Описание С. – Петербургской губернии по уездам и станам» (СПб., 1838 г.) видно, что графине Александре Григорьевне Лаваль принадлежали многие селения возле Новой Ладоги. Это деревни Немятово, Березье, Глядково, Кузнецовщина, Стрелковец и село Иссад. Чуть ниже этого села на берегу Волхова находилось ее поместье «Сельцо», куда графиня иногда приезжала отдыхать летом. Например, в рукописном фонде Российской национальной библиотеки хранится ее письмо от 6 августа 1817 года, в котором она сообщает директору библиотеки А.Н. Оленину, что намеревается «уехать в свои Ладожские имения и отсутствовать 6 недель».

В этих имениях Александра Григорьевна Лаваль владела полутора тысячами крестьян. Она была одной из самых богатых помещиц Новоладожского уезда.

А в Петербурге, на Английской набережной, стоял ее роскошный особняк, который увековечил поэт Николай Некрасов в поэме «Русские женщины»:

Богатство, блеск! Высокий дом

На берегу Невы,

Обита лестница ковром,

Перед подъездом львы…

К этому дому мы вернемся еще не раз, а пока продолжим разговор о самой хозяйке.

Отец Александры Григорьевны, Григорий Васильевич Козицкий, был образованнейший человек своего времени. Выпускник Киевской духовной академии и университета в Лейпциге, он был взят Екатериной II в статс-секретари, а в 1768 году «назначен к принятию подаваемых всеподданнейших прошений». Ему поручали переводы иностранных книг, разбор бумаг, оставшихся после смерти М.В. Ломоносова, и редактирование указов большой государственной важности.

Женой талантливого статс-секретаря стала дочь горнопромышленника – миллионера Екатерина Мясникова, у которой на уральских заводах работают 19 тысяч человек.

Весной 1772 года у четы Козицких родился первенец – дочь Александра, крестной матерью которой изволила стать сама императрица. Через год родилась вторая дочь Анна, а 10 июля 1775 года по именному Высочайшему указу последовала неожиданная отставка  Г.В. Козицкого. Истинная причина увольнения осталась невыясненной, но как писал историк П. Столпянский, «с политической сцены сошел довольно большой деятель».

После отставки бывший статс-секретарь переселился в Москву. Перенести внезапного удара судьбы он не смог, и в припадке меланхолии нанес себе ножом 32 раны, от которых скончался 26 декабря того же 1775 года.

Молодая вдова (ей было в ту пору 29 лет) осталась с двумя малолетними дочерьми, так и не пожелав вторично выйти замуж. Она до конца жизни прожила в первопрестольной столице, в своем красивом шестиколонном доме на Тверской улице. Этот дом часто посещал Пушкин в 1826 – 1829 гг., когда здесь находился знаменитый салон «царицы муз и красоты» - княгини Зинаиды Волконской, которая была падчерицей Анны Григорьевны, младшей дочери хозяйки особняка на Тверской.

Но это произошло уже после знакомства поэта со старшей из сестер Козицких.

… Александра Григорьевна, как говорится, засиделась в девках и вышла замуж в возрасте 27 лет. Ее избранником стал 38-летний французский эмигрант граф Жан Франсуа Лаваль, прозванный в России Иваном Степановичем. Благодаря во многом богатому приданому жены, он сделал неплохую карьеру чиновника в министерстве иностранных дел, имел чин камергера и действительного тайного советника. В самом начале XIX века супруги Лавали приобрели на берегу Невы, рядом с Сенатом, красивейший особняк, возведенный по проекту известного архитектора Тома де Томона.

Александра Григорьевна Лаваль была прекрасно образована, увлекалась искусством, литературой и музыкой. В своем роскошном доме на Английской набережной она собрала богатую библиотеку и великолепную коллекцию картин, гравюр и старинной скульптуры.

 

А.Г. Лаваль

Часто и подолгу путешествуя, она встречалась со многими выдающимися людьми. Декабрист С.Г. Волконский вспоминал, что А.Г. Лаваль ввела его в парижский салон госпожи де Сталь и познакомила с Констаном, Шатобрианом и другими известными писателями и общественными деятелями Франции.

В Петербурге графиня устроила свой салон, где по средам собиралось элитная публика – члены царской фамилии и весь дипломатический корпус. Американский посол в России и будущий президент Соединенных Штатов Джон Адамс говорил о хозяйке салона, что «эта леди кажется мне самой приятной, интеллигентной и достойной уважения русской женщиной, которую я знал».

На «средах» у графини Лаваль принимали также известных художников, поэтов и писателей.

10 марта 1816 года Карамзин читал здесь гостям неопубликованные главы из «Истории государства Российского». Позже знаменитый историк сказал, что «дом графини Лаваль – есть едва ли не первый в Петербурге».

В сентябре 1817 года в этом доме впервые появился Пушкин. Он стал бывать здесь скорее после окончания лицея и причисления к Коллегии иностранных дел, где, как мы помним, служил муж графини. По словам историка П.И. Бартенева, хозяйка дома, «любительница словесности и всего изящного, с удовольствием видела у себя молодого поэта».

Известно, что в 1819 году Пушкин прочел у Лавалей свою оду «Вольность», или, как ее назвали современники, «Оду на свободу»:

Хочу вспомнить свободу миру, На тронах поразить порок…

это произведение при жизни поэта не было опубликовано, и впервые оду напечатал Герцен «Полярной звезде» за границей в 1856 году.

По возращении из ссылки Пушкин возобновил свои визиты в дом графини Лаваль, где он мог заодно получить информацию о друзьях – декабристах, сосланных в Сибирь на каторгу.

Дело в том, что дочь графини Екатерина еще в 1821 году вышла замуж за князя С.П. Трубецкого, одного из главных руководителей заговора. Екатерина Трубецкая единственная из жен декабристов знала о тайной деятельности мужа, и она же первой из жен осужденных добровольно отправилась в Сибирь.

Ни одного упрека не было сделано Александрой Григорьевной Лаваль своему зятю. Напротив, до конца своих дней она всячески помогала семье дочери, оказавшейся в изгнании. Несмотря на всеобщий страх перед царской охраной и служебное положение мужа, графиня Лаваль установила связь с каторжанами.

 Известно, что ее крепостные становились преданными посыльными в Читу и Петровск – Забайкальский. Возможно, среди них были и новоладожские крестьяне, которые везли Трубецким письма, посылки, деньги и передавали помощь другим осужденным.

Шло время, горе у графини хоть и осталось, но уже не было таким невыносимым. В 1828 году в ее доме снова стали устраиваться великосветские вечера, на которых бывали В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, И.А. Крылов. Адам Мицкевич читал здесь свои «Крымские сонеты», которые принесли ему славу среди русских читателей.

16 мая 1828 года Александр Пушкин читал в салона графини А.Г. Лаваль трагедию «Борис Годунов», написанную в Михайловском и запрещенную к печати (ее напечатали только спустя три года с многочисленными цензурными искажениями). Среди слушателей находился Грибоедов, сравнительно недавно прибывший из Персии. Это был последний его приезд в Петербург…

В том же 1828 году Пушкин задумал написать повесть под названием «гости съезжались на дачу» (она осталась неоконченной, хотя сюжет повести о жизни светского общества занимал Пушкина почти два года). В плане будущего произведения указывалось место действия: «Большой свет на даче у гр. Л.» по мнению исследователей, поэт подразумевал графиню А.Г. Лаваль и ее летнюю резиденцию – дачу на Аптекарском острове северной столицы.

В бумагах Пушкина сохранился прозаический перевод оды «Клеветникам России» на французском языке, написанный рукою Александры Григорьевны Лаваль.

В последние дни декабря 1829 года, вернувшись в Петербург после путешествия в Арзрум, поэт составил списаок лиц, которым намеревалась разослать визитные карточки к новому, 1830 году. В списке из 42-х фамилий пятыми значатся Лавали.

Пушкин был дружен с семьей уже упоминавшегося в начале нашего рассказа А.Н. Оленина, который часто бывал на вечерах у Лавалей вместе с дочерью Анной. Поэт даже сватался к ней, но получил отказ родителей. До наших дней дошло изустное предание, как Пушкин на балу у Лавалей танцевал мазурку «в пику Олениной» с 16-летней дочерью поэта И. Козлова.

Зимой 1831 – 1832 гг., как отмечала в своих записках А.О. Смирнова – Россет, «… не было конца вечера и балам; танцевали у графини Лаваль, у Сухозанет, у графини Разумовской и в Аничкове дважды в неделю». К тому времени Пушкин был женат на Наталье Гончаровой, которая часто выезжала в свет. Поэту приходилось ее сопровождать, и они, несомненно, бывали на блестящих приемах у графини Лаваль. Это тем более вероятно, что, по свидетельству современников, Наталья Николаевна Пушкина посещала дом графини и после смерти поэта.

Саму Александру Григорьевну неизбежная смерть навестила 17  ноября 1850 года.

сведения о встречах Пушкина с графиней А.Г. Лаваль есть в его «Дневнике», в воспоминаниях П.А. Вяземского и других современников. Все это говорит об их долголетнем знакомстве. Кроме того, многие из ближайшего окружения первого поэта России входили в число друзей этой замечательной женщины, носившей французскую фамилию, но истинно русской по происхождению.

 


 

ПУШКИН И ГРАФИНЯ ЛАВАЛЬ На листе одной пушкинской рукописи, хранящейся в

ПУШКИН И ГРАФИНЯ ЛАВАЛЬ На листе одной пушкинской рукописи, хранящейся в

Ладожские имения и отсутствовать 6 недель»

Ладожские имения и отсутствовать 6 недель»

После отставки бывший статс-секретарь переселился в

После отставки бывший статс-секретарь переселился в

А.Г. Лаваль Часто и подолгу путешествуя, она встречалась со многими выдающимися людьми

А.Г. Лаваль Часто и подолгу путешествуя, она встречалась со многими выдающимися людьми

Коллегии иностранных дел, где, как мы помним, служил муж графини

Коллегии иностранных дел, где, как мы помним, служил муж графини

Александр Пушкин читал в салона графини

Александр Пушкин читал в салона графини

Наталья Николаевна Пушкина посещала дом графини и после смерти поэта

Наталья Николаевна Пушкина посещала дом графини и после смерти поэта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2022