«Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет…»
(К 130-летию со дня рождения
Самуила Яковлевича Маршака)
Цель: создание эмоциональной атмосферы для реализации творческих и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
Ø Учить детей чувствовать и понимать язык художественного произведения
Ø Расширить знания детей о творчестве поэта С.Я. Маршака
Ø Стимулировать читательский интерес учащихся и создать установку на самостоятельное чтение произведения писателя
Ø Развивать актёрские качества детей, умение дарить радость себе и зрителям
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Расширить знания о творчестве Маршака;
2. Познакомить с разными жанрами литературы.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (под руководством учителя).
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Умение выражать свои мысли.
4.Осознанно строить свое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль своей работы с заданным эталоном.
Коммуникативные:
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий
Личностные:
1.Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2.Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
3.Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Формы работы: самостоятельное чтение, чтение наизусть, инсценирование, игровая, песня, использование ЦОР
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация о С.Я. Маршаке, мыльные пузыри, маски, выставка книг Маршака.
Ход мероприятия:
Учитель:
Сегодня дети Маршаку
Приносят свой привет.
Его чеканную строку
Мы знаем с детских лет.
Дети исполняют песню « Из чего же?»
Слова: Халемского Я., музыка: Чичкова Ю.
Учитель: (Коротко рассказывает о жизни и творчестве С.Я. Маршака. Рассказ сопровождается показом слайдов.)
Дорогие ребята, сегодня мы собрались на мероприятие, посвященное творчеству поэта, переводчика С.Я. Маршака. Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и очень дружная.
Ученик 1:
Всё мне детство дарило
Чем богат белый свет:
Ласку матери милой
И отцовский совет…
Всё вокруг было ново:
Дом и двор, где я рос,
И то первое слово,
Что я вслух произнёс…
Учитель:
Отец его, мастер – химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата – Михаила Ильина и сестру Лию Яковлевну.
Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником.
Ученик 2: (Сидит за небольшим столиком)
«…Детство моё прошло при свете керосиновой лампы – маленькой, жестяной, которую обычно вешали на стену…. Железная дорога в наших краях ещё казалась новинкой. А заводы в те времена были так неуютны и мрачны, что мне иной раз было до боли жаль отца, когда он … отправлялся на работу – в копоть, в жар и холод, в лязг и грохот завода. Сознание полной необеспеченности нашей большой семьи отравляло нам лучшие годы детства, как не старалась мать скрыть от нас своё постоянное беспокойство о будущем. Нужда и надежда на будущее несли людей в неизведанную даль, как ветер несет, перекати – поле. Так в поисках счастья странствовала и наша семья».
Учитель:
В цикле стихов «Память детства» Маршак воскресил картины этой кочевой жизни:
Ученик 3:
В край далёкий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У неё одна скамья.
Тесновато нам немножко
Это новое житьё.
Но открытое окошко
Перед столиком – моё!
Учитель:
Книга в семье Маршаков была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. «Я любил в детстве смешное и героическое, - писал впоследствии Маршак, – сочинять стихи начал лет с четырёх. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация».
В 1902 году Маршак переезжает в Петербург, поступает в одну из лучших столичных гимназий. Знакомится с известными людьми. Через несколько лет, в 1912 году, для завершения образования он отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и путешествует по стране «с мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни. Многие английские народные песенки и баллады мы помним с детства именно в переводах Самуила Яковлевича.
(Учащиеся читают стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки», «Храбрецы»)
Учитель:
В годы первой мировой войны Маршак принимает деятельное участие в судьбе осиротевших детей, помогает детям беженцев. В начале 20-х годов он участвует в организации детских домов и создаёт «Детский городок». Это был целый комплекс детских учреждений со школой, детскими садами, библиотекой, и театром для детей. Здесь в детском театре начинается его творчество детского писателя.
В 1938 году Маршак переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны С.Я. Маршак печатает в газетах сатирические эпиграммы, пародии, высмеивающие и обличавшие врага. Одним из самых первых военных плакатов был – «Суворовцы - чапаевцы». Он напоминал о традициях русской воинской славы, и его стих звучал как солдатская песня:
Ученик 4:
Бьёмся мы здорово,
Колем отчаянно –
Внуки Суворова,
Дети Чапаева.
Учитель:
С.Я. Маршак был одним из организаторов Недели детской книги в 1943 году.
Про это Самуил Яковлевич сочинил такое стихотворение:
Ученик 5:
Длятся только день единый
Именины у людей
А у книжки именины –
Целых семь весёлых дней!
Учитель:
О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:
Ученик 6:
Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.
Учитель:
Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. К.И. Чуковский, приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, лирического поэта, переводчика и сатирика. А литературовед С. Сивоконь прибавил к этим пяти ещё пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. Десять Маршаков, воплощённых в одном – это не десять голов сказочного змея, спорящих между собой и мешающих ему жить. Нет, это десять сторон многогранной, но удивительно цельной личности, имя которой – Самуил Яковлевич Маршак.
Учитель:
А сейчас мы с вами поиграем
Викторина «Продолжи строчку»:
· «Не хотел котёнок мыться – опрокинул он … (корытце)»,
· «У Ваньки, у Встаньки – несчастные… (няньки)»,
· «Мой весёлый, звонкий … (мяч)»,
· «Выдали даме на станции четыре зелёных … (квитанции)»,
· «Вместо шапки на ходу он надел … (сковороду)».
Конкурс мыльных пузырей: «Чей больше, чей улетит дальше?»
Ученик читает стихотворение С.Я. Маршака «Мыльные пузыри»
(Соревнуются в надувании пузырей по 4 человека)
Конкурс «Что такое перед нами?» - отгадай загадку С. Маршака:
(Загадки загадывают учащиеся)
Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём. (часы)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (утюг)
Игра «Детский театр»
В сегодняшнем спектакле
Все бороды из пакли,
А царская корона
Из лучшего картона!
К чему нам бархат и атлас,
Светящиеся краски?
Пусть чувства светятся у нас
Во время хода сказки!
( Инсценирование «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака)
Игра: «Доска объявлений»
Ответьте, кто написал объявление и из какого оно стихотворения.
· «Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО». (Пожарные и милиция. «Рассказ о неизвестном герое»)
· «Купим шляпы и ботинки» (Свинки. «Не может быть»)
· «Требуется няня к капризному мышонку» (Мышка-мать. «Сказка о глупом мышонке»)
· «Пропала дочка. Приметы: усы и серые щёчки». (Девочка. «Усатый-полосатый»)
· «Срочно купим гвозди и подковы» (Кузнецы. «Кузнец», «Гвоздь и подкова»)
· «Пропала собака. Порода пудель». (Старушка. «Пудель»)
· «Потеряны гамаши. Нашедшего прошу вернуть. Живу на улице Рассеянной. Ой, нет! Бассейной!» (Человек рассеянный. «Вот какой рассеянный»)
· «Обучаю столярному ремеслу». («Мастер - ломастер»)
· «Пропала маленькая собачка». (Дама. «Багаж»)
Учитель:
И закончить я хочу цитатой С.Я. Маршака:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет…
Звучит песенка "Читайки" Сл. Владимира Борисова. Муз. Григория Гладкова
(Дети берут книги с выставки для чтения на дом)
Литература
Используемые Интернет-ресурсы:
1.http://bibliogalina.ucoz.ru/index/viktorina_po_knigam_s_ja_marshaka/0-132
2.http://libr-sch-2.narod.ru/index/0-76
3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/literaturnaya-viktorina-po-proizvedeniyam-sya-marshaka
4.http://www.detskiysad.ru/raznlit/avtobiografia_marshak.html
5.http://www.gpw-65.ru/index.php/samuil-jakovlevich-marshak
6.http://s-marshak.ru/articles/galanov/galanov03.htm
7.http://cgdbvrn.ru/?page_id=271
8.http://rudocs.exdat.com/docs/index-293831.html
9.http://deti.ledibashkirii.ru/detskie-zagadki/1281-samuil-marshak-chto-takoe-pered-nami-zagadki
10.http://www.gymnasia35.ru/?ml=24
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.