Открытая школа-семинар учителей английского языка
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
(из опыта работы)
Н.М. Петрова, учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Чебоксары
Аннотация:
Статья знакомит с некоторыми нехитрыми приёмами, которые используются на уроке английского языка и во внеурочное время в целях развития творческих способностей учащихся, обогащения их не только интеллектуально, но и личностно. Важно увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить, развить, а не забить и хочу отметить, что очень важно не обрезать ученикам крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха.
Ключевые слова: творчество, вовлеченность, интерес, креатив, сотрудничество, современный подход, интерактивные платформы = успех
Здравствуйте, меня зовут Петрова Н.М. Я работаю учителем английского языка в СОШ № 41 г. Чебоксары. Тема моего выступления – Путь к успеху через творчество. Как вы думаете, что нам необходимо для того, чтобы достичь успеха. Правильно, нужно поставить цель, задачи, продумать методы и способы для достижения цели. Внедрить их в свою деятельность и уметь анализировать. Я работаю по проблеме «Развитие творческих способностей учащихся на инновационных уроках английского языка и во внеурочной деятельности».
Моя цель при обучении иностранному языку – развитие самостоятельного, независимого, творческого, оригинально мыслящего, заинтересованного в себе ученика, достойного человека.
За последние несколько лет особое внимание уделяется применению современных образовательных технологий, т.к. на выходе из школы выпускнику необходимо владеть некой системой коммуникативных, информационных и некоторых других компетенций, которые помогут ему быстро ориентироваться в современном мире. В преподавании иностранного языка их применение позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком, повысить мотивацию обучения.
В своей работе использую следующие образовательные технологии, которые представлены на экране: технологии коммуникативного обучения, использования компьютерных программ и Интернет-технологии, индивидуализации обучения, тестирования, обучения в сотрудничестве, развития критического мышления, решения изобретательских задач; проектная, игровая, здоровьесберегающая, инновационная технологии.
Конкретно хотела бы остановиться на технологии развития критического мышления. Он включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия. Вызов – этап, на котором необходимо обобщить знания по теме, сделать их актуальными и суметь заинтересовать аудиторию ими, мотивировать к действиям. Осмысление – важный отрезок, на котором слушатели получают новую информацию, анализируют и соотносят с уже имеющимися знаниями, чтобы впоследствии их систематизировать.
Очень интересный и эффективный прием развития критического мышления -"Кубик Блума"/ “Magic cube”, он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера и универсален тем, что его может использовать любой педагог, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Возможны два варианта:
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Tell. Предполагает воспроизведение знаний, соответствует уровню репродукции.
Why. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Explain. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Offer. Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен выдвинуть творческие идеи, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Invent. Творческие вопросы, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Share. Вопросы, которые учат анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Здесь желательно сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Одним из моих любимых приемов инновационной технологии является лэпбукинг. Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде; является отличным способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы, в процессе которого ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, т.е. ребенок становится деятелем и дает возможность организовать все виды деятельности: индивидуальную, парную, групповую.
Также очень нравится детям загадывать загадки, сочинять лимерики, задавать и отвечать на толстые и тонкие вопросы, использовать конструктор «знаю, хочу знать, узнал».
Т.О. знания, которые учащиеся получают на моих уроках могут пригодиться им в профессиональной деятельности в будущем, при решении различного рода задач.
Активно использую компьютерные программы такие, как “Quizlet”, платформы Skysmart, Uchi.ru, что позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. В них предусмотрено изучение нового материала и контроль знаний по каждой теме.
Из опыта работы прошлых лет отмечу, что развивать творческие способности учащихся мне помогает технология обучения в сотрудничестве. Сюда входит внеклассная работа, которую я веду по 3 возрастным группам. Первая группа под названием «Good» – на данном этапе учащиеся 1-4 классов, которые показывают короткие постановки на английском языке: «Колобок», «Варежка», «Цыпленок Цыпа», «Белоснежка и семь гномов». Вторая группа, названная «Better» – для детей 5—8 классов я веду Театральный кружок «The magic stage». Третья группа «The best» —9—11 классы. Мы также продолжаем совместную работу над подготовкой сценических постановок в рамках «Клуба дипломатов».
Таким образом, все эти нехитрые приёмы, которые используются на уроке и во внеурочное время способствуют развитию творческих способностей учащихся, обогащают их не только интеллектуально, но и личностно. Ведь важно не обрезать ученикам крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха. Благодарю за внимание! Успехов Вам!
Список литературы:
1. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. – с. 162-164
2. http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.