МКДОУ Детский сад №11 «Березка»
Конспект НОД в подготовительной группе на тему:
«Путешествие на ярмарку народных промыслов»
Составила: воспитатель Родина Е.А.
Дата проведения: 02.11.17
Киров, 2017 год
Тема: Путешествие на ярмарку народных промыслов.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательная:
Ø ознакомление с русскими народными промыслами: хохломой, гжелью, городецкой и жостовской росписями.
Воспитательная:
Ø воспитание эмоциональной отзывчивости детей на народные изделия, уважения к труду народных мастеров, а также интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
Развивающая:
Ø развитие наблюдательности, умения видеть отличительные особенности изделий, фон росписей, их колорит, элементы узора с дальнейшим использованием полученных знаний в собственной продуктивной деятельности.
Ход НОД:
1. Введение в проблемную ситуацию
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Сегодня такой замечательный день! Я приглашаю вас попутешествовать по мастерским народных умельцев! Хотите?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.
2.Актуализация знаний, умений обучающихся
Воспитатель: - А скажите мне, пожалуйста, кого мы можем назвать мастером, умельцем?
Дети: - Это человек, который славится умением что-то хорошо делать.
Воспитатель: - Ребята, люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки и т.д. Они всегда стремились усовершенствовать свое мастерство. Своими руками русские люди
творили и чудеса: они делали посуду, игрушки и множество других предметов для своей семьи и детей. Так появились русские народные промыслы. Но раньше не было ни магазинов, ни выставок, а все свои изделия и товары мастера приносили на ярмарки, которые славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и обменивались опытом в мастерстве. А вы когда-нибудь бывали на ярмарке?
Ответы детей
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие на ярмарку народных мастеров. Пойдемте со мной.
Дети вместе с воспитателем идут в актовый зал.
Воспитатель: - Посмотрите, вот мы с вами и попали на выставку, на ярмарку ремесел. Знакомы вам изделия, которые находятся перед вами?
Ответы детей
Воспитатель: - А давайте-ка я вам, дорогие ребята, расскажу о том, что же находится на нашей ярмарке. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)
1. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими цветами. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской и то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава, и персонажи сказок, и детские игрушки. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
2. Много-много лет назад, в городе Городец возник один очень красивый промысел. Название города подсказало мастерам, чтобы они также и назвали свою роспись - Городецкой. Авторами данной росписи были не богатые люди, а самые обычные крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.
Очень славятся в народе городецкие деревянные игрушки: люди, лошади, пароходы и т. д. Яркие краски, простой, но очень красивый узор - всё это придаёт росписи свою оригинальность.
3. Жостовская роспись — это народный промысел художественной росписи металлических подносов, который возник в деревне Жостово. Ее знают все. А знаменита она тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные цветы в пышной листве, которые широко раскинулись на специально подготовленном фоне. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
4. Хохлома - это роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красными, зелеными и золотистыми цветами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый порошок. После этого изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи, до получения золотистого цвета, придающего дивную красоту деревянной посуде. Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер, резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел, да не жалел каши для птиц в саду – кормил он и их. Однажды прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая, задела крылом посуду, и стала она золотой. Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия, так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.
Воспитатель: - Тем временем, нам с вами пора покидать ярмарку. Я предлагаю вам вернуться в группу.
Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу.
Воспитатель: - Ребята, понравилась вам ярмарка? Чем?
Дети: - Яркие краски, цветы, кони красивые, всё как-будто из сказки и т.д.
Воспитатель: - А вы хорошо запомнили, что я вам рассказывала про различные виды росписей?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда сейчас мы с вами это и проверим. Я предлагаю вам сыграть со мной в одну очень интересную игру, она называется «Угадай, что за роспись». Я разделю вас на 5 маленьких групп, каждая из которых пойдет в свою мастерскую. У вас будет рисунок с изображением определенной росписи. Вам будет необходимо угадать ее название. Я думаю, что вы хорошо рассматривали товары на нашей ярмарке и внимательно меня слушали, поэтому с моим заданием вы справитесь быстро.
Воспитатель делит детей на подгруппы.
Воспитатель: - Вы разделились на 5 групп. Теперь каждая группа пройдите к своему столу.
Воспитатель раздает детям рисунки с элементами:
1. Городецкой росписи
2. Хохломской росписи
3. Гжельской росписи
4. Жостовской росписи
5. Дымковской росписи
Воспитатель: - Приступайте к выполнению задания.
Дети выполняют задание.
3. Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель: - Ребята, у всех получилось угадать, что за роспись на рисунке, который достался их группе?
Затруднившаяся группа: - У нас не получилось.
Воспитатель: - А как вы думаете, почему у вас не получилось угадать, какая роспись на вашем рисунке?
Затруднившаяся группа: - Мы с ней плохо знакомы. Остальные мы рисовали раньше, а её – нет.
Воспитатель: - А хотите побольше о ней узнать?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Так как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии?
Ответы детей
Воспитатель: - Как вы думаете, какую роспись мы будем изображать? Ту, которую знаем и уже рисовали, или новую, с которой нам очень хочется познакомиться?
Дети: - Новую!
Воспитатель: - Совершенно верно. А хотите, я вам немножко расскажу про данную роспись? А то ж ведь мы с вами даже ее названия не знаем…
Дети: - Да!
Физкультминутка:
Воспитатель: - Ребята, прежде чем я расскажу вам о новой росписи, я предлагаю немножко отвлечься. Подходите сюда ко мне. Повторяйте за мной движения:
Еле-еле, еле-еле закружились карусели (Дети медленно кружатся)
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом! (Бег на месте)
Тише, тише, не бегите, карусель остановите (Постепенно присаживаются на корточки)
Раз, два, раз-два, вот и кончилась игра! (На раз – подняться, на два – снова сесть)
4. Открытие нового знания или умения
Воспитатель собирает рисунки детей с росписями и вешает на доску узоры Дымковской росписи.
Воспитатель: - В одном городе, который имеет такое же название, как и наш, над крутым берегом реки Вятки у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела ярмарка. В одной близлежащей к тому городу деревне, всю зиму дымились над избами голубые дымки. Оттого и назвали деревню Дымково, а игрушки Дымковскими. Руки дымковских мастериц лепили из глины животных, барышень. Они раскрашивали их в яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. На игрушках изображались различные узоры: кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, волны, квадраты, круги, овалы. Готовые фигурки сушились, а затем обжигались в печах.
Воспитатель: - Что же интересного вы узнали о новой для себя росписи?
Ответы детей
Воспитатель: - Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Там для вас я повесила ту роспись, угадать которую не получилось. Как же она называется, вы запомнили?
Дети: - Да, Дымковская!
Воспитатель: - Какие вы видите на ней узоры? Посмотрите внимательно, запомните их.
Ответы детей
Воспитатель: - А сейчас я раздам вам листочки, вы последний раз посмотрите на узоры дымковской росписи, потом картинку я спрячу, а вы по памяти нарисуете те узоры, которые запомнили. Понятно задание?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда приступим.
Выполнение дидактической игры «Посмотри, запомни и нарисуй»
5. Воспроизведение нового в типовой ситуации
Воспитатель: - Молодцы, я вижу вы запомнили много нового про дымковскую роспись. Скажите, а вы ничего не слышите? По-моему, кто-то плачет? Давайте поищем?
Дети ищут и находят Королеву-кисточку.
Воспитатель: - Как вы думаете, что же с кисточкой случилось?
Ответы детей
Воспитатель: - Королева-кисточка плачет потому, что её игрушки на ярмарке очень грустные, невесёлые. Ребята, как же нам её успокоить?
Ответы детей
Воспитатель: - Правильно! Нужно игрушки разрисовать. Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать дымковские игрушки. Выбирайте себе трафарет и будем работать. Но перед началом работы расскажите и покажите Королеве, как нужно правильно держать кисточку. А зачем нам губочка? Что нужно сделать перед тем, как набрать новую краску?
Ответы детей
Воспитатель: - Ну что же, вы все знаете, давайте приступать.
Воспитатель возвращает образец дымковской росписи на место. Дети работают над росписью трафаретов коня, барышни, козлика.
Воспитатель: - А теперь мы с Королевой-кисточкой рассмотрим ваши работы. Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные игрушки!
6. Итог НОД
Воспитатель: - Кому какая работа нравится и почему?
Дети проводят самооценку и взаимооценку изобразительной деятельности.
Воспитатель: - Ребята, вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев! Где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?
Ответы детей
Воспитатель: - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие виды росписи вы закрепили? Где пригодятся вам полученные знания о росписях?
Ответы детей
Воспитатель: - Ребята, королева- кисточка прощается с вами. Она, как и я, очень благодарна вам за сегодняшнюю работу. Давайте оформим выставку наших рисунков. Оформление выставки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.