Путешествие на ярмарку народных промыслов
Оценка 4.7

Путешествие на ярмарку народных промыслов

Оценка 4.7
docx
08.01.2022
Путешествие на ярмарку народных промыслов
Путешествие на ярмарку народных промыслов (Автосохраненный).docx

МКДОУ Детский сад №11 «Березка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:

«Путешествие на ярмарку народных промыслов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: воспитатель Родина Е.А.

Дата проведения: 02.11.17

 

 

Киров, 2017 год

Тема: Путешествие на ярмарку народных промыслов.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная:

Ø ознакомление с русскими народными промыслами: хохломой, гжелью, городецкой и жостовской росписями.

Воспитательная:

Ø воспитание эмоциональной отзывчивости детей на народные изделия, уважения к труду народных мастеров, а также интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

Развивающая:

Ø развитие наблюдательности, умения видеть отличительные особенности изделий, фон росписей, их колорит, элементы узора с дальнейшим использованием полученных знаний в собственной продуктивной деятельности.

 

Ход НОД:

1. Введение в проблемную ситуацию

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Сегодня такой замечательный день! Я приглашаю вас попутешествовать по мастерским народных умельцев! Хотите?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

2.Актуализация знаний, умений обучающихся

Воспитатель: - А скажите мне, пожалуйста, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

Дети: - Это человек, который славится умением что-то хорошо делать.

Воспитатель: - Ребята, люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки и т.д. Они всегда стремились усовершенствовать свое мастерство. Своими  руками  русские люди 

творили и чудеса:  они делали  посуду, игрушки  и  множество других предметов для своей семьи и детей. Так появились русские народные промыслы. Но раньше не было ни магазинов, ни выставок, а все свои изделия и товары мастера приносили на ярмарки, которые славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и обменивались опытом в мастерстве. А вы когда-нибудь бывали на ярмарке?

Ответы детей

Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие на ярмарку народных мастеров. Пойдемте со мной.

Дети вместе с воспитателем идут в актовый зал.

Воспитатель: - Посмотрите, вот мы с вами и попали на выставку, на ярмарку ремесел. Знакомы вам изделия, которые находятся перед вами?

Ответы детей

Воспитатель: - А давайте-ка я вам, дорогие ребята, расскажу о том, что же находится на нашей ярмарке. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)

1.   Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими цветами. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской и то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава, и персонажи сказок, и детские игрушки. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

2.   Много-много лет назад, в городе Городец возник один очень красивый промысел. Название города подсказало мастерам, чтобы они также и назвали свою роспись - Городецкой. Авторами данной росписи были не богатые люди, а самые обычные крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.

Очень славятся в народе городецкие деревянные игрушки: люди, лошади, пароходы и т. д. Яркие краски, простой, но очень красивый узор - всё это придаёт росписи свою оригинальность.

3.   Жостовская роспись — это народный промысел художественной росписи металлических подносов, который возник в деревне Жостово. Ее знают все. А знаменита она тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные цветы в пышной листве, которые широко раскинулись на специально подготовленном фоне. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

4. Хохлома - это роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красными, зелеными и золотистыми цветами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый порошок. После этого изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи, до получения золотистого цвета, придающего дивную красоту деревянной посуде. Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер, резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел, да не жалел каши для птиц в саду – кормил он и их. Однажды прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая, задела крылом посуду, и стала она золотой. Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия, так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.

Воспитатель: - Тем временем, нам с вами пора покидать ярмарку. Я предлагаю вам вернуться в группу.

Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу.

Воспитатель: -  Ребята, понравилась вам ярмарка? Чем?

Дети: - Яркие краски, цветы, кони красивые, всё как-будто из сказки и т.д.

Воспитатель: -  А вы хорошо запомнили, что я вам рассказывала про различные виды росписей?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда сейчас мы с вами это и проверим. Я предлагаю вам сыграть со мной в одну очень интересную игру, она называется «Угадай, что за роспись». Я разделю вас на 5 маленьких групп, каждая из которых пойдет в свою мастерскую. У вас будет рисунок с изображением определенной росписи. Вам будет необходимо угадать ее название. Я думаю, что вы хорошо рассматривали товары на нашей ярмарке и внимательно меня слушали, поэтому с моим заданием вы справитесь быстро.

Воспитатель делит детей на подгруппы.

Воспитатель: - Вы разделились на 5 групп. Теперь каждая группа пройдите к своему столу.

Воспитатель раздает детям рисунки с элементами:

1.      Городецкой росписи

2.      Хохломской росписи

3.      Гжельской росписи

4.      Жостовской росписи

5.      Дымковской росписи

Воспитатель: - Приступайте к выполнению задания.

Дети выполняют задание.

3. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: - Ребята, у всех получилось угадать, что за роспись на рисунке, который достался их группе?

Затруднившаяся группа: - У нас не получилось.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему у вас не получилось угадать, какая роспись на вашем рисунке?

Затруднившаяся группа: - Мы с ней плохо знакомы. Остальные мы рисовали раньше, а её – нет.

Воспитатель: - А хотите побольше о ней узнать?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Так как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии?

Ответы детей

Воспитатель: - Как вы думаете, какую роспись мы будем изображать? Ту, которую знаем и уже рисовали, или новую, с которой нам очень хочется познакомиться?

Дети: - Новую!

Воспитатель: - Совершенно верно. А хотите, я вам немножко расскажу про данную роспись? А то ж ведь мы с вами даже ее названия не знаем…

Дети: - Да!

Физкультминутка:

Воспитатель:  - Ребята, прежде чем я расскажу вам о новой росписи, я предлагаю немножко отвлечься. Подходите сюда ко мне. Повторяйте за мной движения:

Еле-еле, еле-еле закружились карусели (Дети медленно кружатся)

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом! (Бег на месте)

Тише, тише, не бегите, карусель остановите (Постепенно присаживаются на корточки)

Раз, два, раз-два, вот и кончилась игра! (На раз – подняться, на два – снова сесть)

4. Открытие нового знания или умения

Воспитатель собирает рисунки детей с росписями и вешает на доску узоры Дымковской росписи.

Воспитатель: - В одном городе, который имеет такое же название, как и наш, над крутым берегом реки Вятки у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела ярмарка. В одной близлежащей к тому городу деревне, всю зиму дымились над избами голубые дымки. Оттого и назвали деревню Дымково, а игрушки Дымковскими. Руки дымковских мастериц лепили из глины животных, барышень. Они раскрашивали их в яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. На игрушках изображались различные узоры: кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, волны, квадраты, круги, овалы. Готовые фигурки сушились, а затем обжигались в печах.

Воспитатель: - Что же интересного вы узнали о новой для себя росписи?

Ответы детей

Воспитатель: - Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Там для вас я повесила ту роспись, угадать которую не получилось. Как же она называется, вы запомнили?

Дети: - Да, Дымковская!

Воспитатель: - Какие вы видите на ней узоры? Посмотрите внимательно, запомните их.

Ответы детей

Воспитатель: - А сейчас я раздам вам листочки, вы последний раз посмотрите на узоры дымковской росписи, потом картинку я спрячу, а вы по памяти нарисуете те узоры, которые запомнили. Понятно задание?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда приступим.

Выполнение дидактической игры «Посмотри, запомни и нарисуй»

5. Воспроизведение нового в типовой ситуации

Воспитатель: - Молодцы, я вижу вы запомнили много нового про дымковскую роспись. Скажите, а вы ничего не слышите? По-моему, кто-то плачет? Давайте поищем?

Дети ищут и находят Королеву-кисточку.

Воспитатель: - Как вы думаете, что же с кисточкой случилось?

Ответы детей

Воспитатель: - Королева-кисточка плачет потому, что её игрушки на ярмарке очень грустные, невесёлые. Ребята, как же нам её успокоить?

Ответы детей

Воспитатель: - Правильно! Нужно игрушки разрисовать. Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать дымковские игрушки. Выбирайте себе трафарет и будем работать. Но перед началом работы расскажите и покажите Королеве, как нужно правильно держать кисточку. А зачем нам губочка? Что нужно сделать перед тем, как набрать новую краску?

Ответы детей

Воспитатель: - Ну что же, вы все знаете, давайте приступать.

Воспитатель возвращает образец дымковской росписи на место. Дети работают над росписью трафаретов коня, барышни, козлика.

Воспитатель: - А теперь мы с Королевой-кисточкой рассмотрим ваши работы. Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные игрушки!

6. Итог НОД

Воспитатель: - Кому какая работа нравится и почему?

Дети проводят самооценку и взаимооценку изобразительной деятельности.

Воспитатель: - Ребята, вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев! Где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?

Ответы детей

Воспитатель: - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие виды росписи вы закрепили? Где пригодятся вам полученные знания о росписях?

Ответы детей

Воспитатель: - Ребята, королева- кисточка прощается с вами. Она, как и я, очень благодарна вам за сегодняшнюю работу. Давайте оформим выставку наших рисунков. Оформление выставки.


 

Скачано с www.znanio.ru

МКДОУ Детский сад №11 «Березка»

МКДОУ Детский сад №11 «Березка»

Тема: Путешествие на ярмарку народных промыслов

Тема: Путешествие на ярмарку народных промыслов

А вы когда-нибудь бывали на ярмарке?

А вы когда-нибудь бывали на ярмарке?

Однажды прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо

Однажды прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо

Воспитатель: - Так как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии?

Воспитатель: - Так как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем занятии?

Воспитатель: - А сейчас я раздам вам листочки, вы последний раз посмотрите на узоры дымковской росписи, потом картинку я спрячу, а вы по памяти нарисуете…

Воспитатель: - А сейчас я раздам вам листочки, вы последний раз посмотрите на узоры дымковской росписи, потом картинку я спрячу, а вы по памяти нарисуете…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2022