Путешествие по Ставропольскому краю
АННОТАЦИЯ
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает. А если к тому же это природа родного края, района, села…
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
Содержание
мероприятия, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям
детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
В последнее время, в связи с развитием компьютерных
технологий, ослабевает прямая, непосредственная связь ребенка с природой. Всё
больше он знакомится с природой по картинкам, видеофильмам, слайдам. А ведь
природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А
если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много интересного и
удивительного.
Цель:
Формирование у
обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе,
развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного
отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
- дать детям знания об окружающей их Природе,
познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой и большой
родины;
- расширить экологический и общий кругозор
обучающимся;
- формировать опыт участия в природоохранной
деятельности;
- способствовать развитию понимания
неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности
Природы:
- помочь осознанию необходимости сохранения,
охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
- способствовать самоопределению обучающихся в
построении взаимоотношений с Природой и окружающим их миром;
- новым инновационным инструментарием
способствовать сформированию чувства любви, разносторонне-ценностного,
бережного и уважительного отношение к Природе;
- способствовать развитию творческих
способностей обучающихся;
- показать неповторимость, величие, силу и
красоту Природы;
- воспитывать потребность принимать активное
участие в природоохранной и экологической деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающей
среде, необходимость рационального отношения к явлениям живой и неживой
природы;
- формировать ответственность за свои поступки.
Ход мероприятия
Добрый день, дорогие дети и взрослые. Юные и любознательные путешественники. Сегодняшнее наше путешествие посвящено родному краю, району и селу.
Село образовано в 1875 году (по другим данным в 1873) как посёлок Курсавский при станции Курсавка Владикавказской железной дороги. Население посёлка «состояло главным образом из семей рабочих-железнодорожников, которые были переселены сюда из Центральной России».
В книге «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» 1897 года издания населённый пункт указан как посёлок Куршавский, принадлежавший к Куршавской волости и состоявший из 30 дворов.
По данным 1909 года, Курсавский входил в 3-й стан Александровского уезда Ставропольской губернии. В 78 дворах посёлка проживали 335 жителей. Имелись школа, почта, телеграф, три промышленных предприятия, две ярмарки. В населённом пункте была своя аптека, работали врач и ветеринар; здесь же располагались становая квартира и квартира земского начальника.
Согласно «Справочнику Ставропольской епархии», составленному в 1910 году священником Н. Т. Михайловым, население посёлка по церковным данным составляло 1141 человек. В Курсавском находились одноклассное училище Министерства народного просвещения, почтовое отделение с телеграфом, камера земского начальника. Медицинские услуги местным жителям оказывал вольнопрактикующий врач.
По состоянию на март 1923 года число жителей посёлка составляло 1870 человек, число домовладений — 252, жилых квартир — 368.
В 1924 году был проведён водопровод с Воровсколесской возвышенности, посёлок получил постоянный источник питьевой воды.
В феврале 1924-го из волостей и сёл части бывшего Александровского уезда образован Курсавский район (с 1984 — Андроповский) с центром в посёлке Курсавском.
Своё название район получил от районного центра Курсавка, которая стала им, потому что расположена рядом с довольной большой для того времени железнодорожной станцией, была местом крупного базара (…), к ней в хозяйственном отношении тяготели все окрестные сёла и хутора. Кроме этого, в посёлке (статус села Курсавка получила только в 1935 году) были сосредоточены торгово-промышленные предприятия: мельницы, заготконтора, отделение хлебопродукта и др. Это делало его центром товарообмена.
С августа 1942 года Курсавка находилась под немецкой оккупацией. Освобождена 17 января 1943 года. При отступлении 14 января оккупанты вывели из села 123 советских военнопленных и сожгли их заживо в железнодорожной будке в 3 км от Курсавки.
Во время Великой Отечественной войны с фронта не вернулось более 400 жителей Курсавки. Среди них уроженец села, гвардии лейтенант Пётр Михайлович Стратийчук (1923—1943), посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза и чье имя носит наша школа.
В 1963—1970 годах село вместе с остальными населёнными пунктами Курсавского сельсовета входило в состав Кочубеевского района Ставропольского края.
До 16 марта 2020 года село было административным центром упразднённого Кур-савского сельсовета.
В окрестностях села выявлены курганные могильники, получившие названия «Курсавский-1», «Курсавский-2», «Курсавский-3» (2 курганные насыпи), «Курсавский-4», «Курсавка-5» (7 курганных насыпей) и «Курсавка-6» (4 курганных насыпи). Могильники, в основном датируемые средним бронзовым веком, представляют научную, историческую, культурную ценность и являются объектами археологического наследия.
В 2007 году специалистами ГУП «Наследие» была исследована одна из двух курганных насыпей могильника «Курсавский-3». В ходе охранных раскопок обнаружено 15 погребений. В самом древнем из них, относящемся к эпохе неолита (новокаменного века), находилось двое погребённых, посыпанных красной охрой, рядом с которыми лежали кремниевые ножи. Инвентарь других погребений, отнесённых к майкопской, ямной, катакомбной и скифской культурам, включал глиняные сосуды, бронзовые и костяные булавки, бронзовые украшения, железное оружие.
Это небольшая историческая справка о нашем селе. А свое путешествие по краю мы начнем с домашнего задания. Отряды представляют выбранный ими населенный пункт края (город, село, поселок) и рассказывают о нем (можно в форме презентации, плакатов, фото и видео).
А сейчас капитаны команд получат маршрутные листы и вы можете отправляться в путешествие. Удачи вам и новых впечатлений и знаний.
2 станция – «Спортивная»
1-конкурс: «Белочка, несущая орех».
Скачет яркий солнца луч
С ветки да на ветку,
Весел, радостен, прыгуч
Зверь прекрасный — ... (белка)
Белка - очень шустрый, подвижный и ловкий зверек. Как здорово она прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести орехи, грибы или ягоды. Для этой эстафеты приготовить каждой команде по 4 усеченных конуса и по два баскетбольных мяча. По сигналу белки начинают разносить орех по дуплам. Добежав до первого конуса, ставит на него мяч и бежит ко второму, где также ставит на него мяч, обегает последний конус и бежит на линию старта, передает эстафету следующей белке, которая бежит до последнего конуса, обегает его и на обратном пути собирает орехи, и т.д.
2-конкурс: «Лисица, заметающая следы».
Все зовут меня плутовка,
Сказки, басни просто врут,
В рыжей шубке прячусь ловко,
Хвост, как яркий парашют. (лисица)
Лиса – хитрая, заботливая и хорошая охотница. Как ловко она умеет запутать и замести своим хвостом следы. Для этой эстафеты нам нужны веники, которые будут выполнять роль хвоста. Зажимаем веник между ног, по сигналу начинаем передвигаться к последнему конусу и обратно. Придерживать хвост руками нельзя.
3-конкурс: Змея
Пузом по земле ползёт,
За собою хвост везёт.
В страхе вся моя семья,
Напугала нас… (змея)
Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползет. Она изгибается при этом всем телом. Она плавно огибает все препятствия на своем пути. Для этой эстафеты вам потребуется несколько конусов или колец. Их надо установить на линии движения. Вся команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи или пояс впередистоящим. «Змея» готова отправиться в путь. Задача команды - преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не задевая их. Важно не расцепиться во время пути, иначе получится разорванная змея, а такого, как вы понимаете, в природе не бывает.
4-конкурс: «Лягушка на охоте».
У нее огромный рот,
По ночам в пруду поет,
Вся зеленая такая,
Комара легко поймает.
Что за чудо - попрыгушка
Отгадаете? Кто? (лягушка)
Как известно, лягушка предпочитает на обед комара или муху. Но удачной охоты ей необходимо выбраться из воды и проделать определенный путь, чтобы найти добычу. Как же двигается лягушка? Прыжками! Она прыгает, используя силу своих задних перепончатых лап. Итак, первый участник садится на корточки и по сигналу начинает движение вперед, прыгая как лягушка. Добежав, а точнее доскакав до поворотной отметки, он разворачивается лицом к своей команде и бежит к своей команде, передав эстафету следующему участнику.
5-конкурс: «Паук, плетущий паутину».
Он сети, как рыбак, готовит, а рыбу никогда не ловит. (паук)
Паук ловит свою жертву, плетя для этого замысловатые сети паутины.
Иногда эту паутину сравнивают с кружевом. В отличие от тараканов, у паука восемь лап. На своих лапах паук передвигается, очень проворно.
В этой эстафете одновременно участвует 2 человека. Они встают спиной друг к другу и сцепляются руками, согнутыми в локтях. В такой сцепке они превращаются в «паука». Теперь «пауку» необходимо быстро пройти от старта до поворотной черты и обратно. В этой эстафете очень важно согласовать действия всех участников, паук не должен «разрываться» на две половины, и «задние лапки» всегда должны двигаться в том же направлении, что и «передние». Вернувшись назад «паук» передает эстафету следующей паре.
3 станция – «Растительность родного села».
Участникам надо назвать по предложенным им листьям растения. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
4 станция – «Горы, реки, города».
На этой станции за 5 минут команды должны написать как можно больше названий гор, рек и городов края. За каждый правильный ответ 1 балл.
5 станция – «Экологическая эмблема».
Ребятам надо придумать и нарисовать экологическую эмблему и связать ее с названием своего отряда.
6 станция – «Конкурс капитанов – дуй и тяни».
На этой станции капитанам надо задуть 10 свечек, стоящих в ряд и подтянуть к себе, стоящий на туалетной бумаге и наполненный водой, бокал так, чтобы не разлить воду.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, что полученные знания, навыки и умения пригодятся вам в будущем.
До новых встреч!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.