Путешествие по стране Предлогов (обобщение изученного о предлогах)
Оценка 4.7

Путешествие по стране Предлогов (обобщение изученного о предлогах)

Оценка 4.7
docx
23.12.2023
Путешествие по стране Предлогов (обобщение изученного о предлогах)
Путешествие по стране Предлогов.docx

Тема: Путешествие по стране Предлогов (обобщающий урок по теме «Предлог»).

Цель урока: проверить знание учащихся по теме «Предлог»; продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Задачи  урока:

1.     Образовательная: углубить знания о служебных частях речи;

систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”;      закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь  отличать производные предлоги от других частей речи.

2. Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического     мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты, развитие умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал; развитие связной речи учащихся.

3.  Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе.

                                                  Ход урока :

1.Оргмомент.

2.Слово учителя.

          -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.  Что вы видите у меня в руках? Где мы находим применение этому предмету?

         -А вы любите путешествовать? Сегодня  все мы станем участниками удивительной лингвистической экспедиции.   Мы отправляемся в далёкое и трудное плавание. Конечно, море ненастоящее, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Не зря говорят, что знания – это сила, и эту силу необходимо правильно применять. Поэтому цель нашего урока – проверить, какой же силой мы обладаем, показать свои знания , проявить смекалку, чувство ответственности. Есть пословица: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Как капитан корабля предлагаю название «Непобедимые». Вы со мной согласны? На уроке  мы совершим с вами путешествие на далёкий  и загадочный остров. И я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения , нам   даже предстоит  преодолеть некоторые опасности, проверив   ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  острова .  Нам ещё   нужны путевые дневники, где мы будем вести записи. Кстати, подойдут ваши рабочие тетрадки и необходимое снаряжение. Проверьте  его готовность: ручка, карандаш, линейка и резинка. Готовы?  Итак, счастливой дороги.

3.Формулировка целей урока.

   - А для начала мы сделаем первую запись в путевых дневниках.

             26 февраля.

          Классная работа

Обобщение изученного о предлоге.

- Обратите внимания на маршрут нашей экспедиции и помогите мне определить её цели .                  

 - Молодцы, ребята, вот мы и сформулировали цели  нашего урока:

§  повторить и систематизировать  знания о предлоге как о части речи;

§  закрепить знания о  правописании и употреблении предлогов , уметь  отличать производные предлоги от синонимичных частей речи.  

 

- В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмем мы с собой самые необходимые вещи  - наши знания. Итак, в путь.

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок :

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит- «по»?

Что значит-«за»?

И «за» и «по»-предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?! (А.Шибаев).

 

--Зачем выдумывать, ведь мы-не такие! Тем более, что уже изучили эту тему. Это шуточное стихотворение. Но разве  возможны шуточки в такой ответственный день, когда мы отправляемся в путешествие ?! Не будем терять время и скорее отправимся в путь! Прежде надо расшифровать какое-то тайное послание, которое меня сегодня поручили передать вам. К нему была приложена подсказка : «Чтобы узнать содержание, нужно двигаться от выделенной буквы змейкой по вертикали».

 

о

ж

к

а

б

у

е

р

х

д

о

л

и

к

«п

е

с

е

т

ь

о

в

т

д

и

н

э

к

г

а

е

с

о

и

-

а

о

л

а

л

р

ю

г

с

к

ь

ч

о

п

п

о

г

с

н

а

в

о

р

л

р

е

о

н

о

П

е

д

е

ч

о

з

м».

(По происхождению предлог-это калька с греческого языка и буквально означает  «перед словом»).

   Послушайте, какие интересные сведения нашли  о предлогах ваши одноклассники.

ü Предлог -  в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).

ü В венгерском языке предлоги  стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся, например: Будапештбен- «в Будапеште» (бен- это предлог).

ü  В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в  возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.

ü Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.

ü По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе). Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные  предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.

ü В русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением

           ( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет

           определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

ü В английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения:

      For whom have you sent?                       (За кем вы послали?)

            The doctor has been sent for?          (Послали за доктором.)

ü В русском языке четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после него.

   -Да, действительно, в русском языке предлог всегда находится перед словом. Но есть слова-хитрецы, которые прячут предлоги в себе. Но мы их сразу же можем узнать. И в этом нам помогут ребусы, так как в них в составляемые слова можно вводить предлоги, указывающие на расположение букв. Давайте попробуем разгадать эти ребусы.

 

                                                           

     - Молодцы! О предлогах говорят:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет!

Но сначала проверим ваше лингвистическое здоровье ,смекалку, умение быстро работать .  Перед  нами  побережье лингвистического острова, которое привлекает своей красотой . Но чтобы на него попасть, необходимо преодолеть пиратов  и ответить на их вопросы.

4.Актуализация знаний. Блиц-опрос.

 -Что называется предлогом?

(Предлоги -это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении)

- Какими бывают предлоги по своему строению и по происхождению?

По строению:

·         простые: в, на, об, мимо и др.;

·         сложные: из-за, за счет, в течение и др.;

·         составные: в связи с, в отличие от и др.)

 по происхождению:(производные и непроизводные)

·         отыменные (от существительных): посредством, типа, ввиду, вследствие, в течение, наподобие, за счет, в отличие, в ходе, во имя, в связи и др.;

·         отглагольные (от деепричастий): несмотря на, невзирая на, не считая, исходя из, начиная с, включая и др.;

·         наречные (от наречий): вблизи, вдоль, взамен, вместо, вроде, мимо, навстречу, напротив, посреди, сквозь, вслед и др.

На какие разряды по значению делятся предлоги? Приведите примеры.

·         •        пространственные: в, на, за, под, около, вокруг, у, к, над;

·         •        временные: через, к, до, с, перед, в течение, в продолжение;

·         •        причинные: по, от, вследствие, из-за, ввиду;

·         •        образа действия: с, без, в, по;

·         •        объектные: о, об, про, с, по, насчет.

 

- Как отличить друг от друга производные предлоги и схожие с ними сочетания?

·                   - к предлогу нельзя поставить вопрос;

·                   - у предлога нет самостоятельной роли;

·                   - к предлогу можно подобрать синоним;

- Назовите предлоги, которые пишутся через дефис?

(из-под, из-за)

- Какие производные предлоги пишутся слитно, а какие раздельно?

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1. Производные предлоги, образованные от наречий.     (Выйти навстречу гостям.)

2. Вследствие, наподобие, вроде, насчёт, ввиду, вместо, несмотря.

1. В течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны и др.

 

     - Являются ли предлоги членами предложения? 

5.Работа по теме урока.

    - Молодцы, ребята!  Часть багажа уложена в рюкзак , и мы отправляемся в путь! На  все вопросы пираты получили ответы и от изумления пропустили нас на свой остров. Но не всё так просто Перед нами ещё одно препятствие. Посмотрите на слайд (работа с предложением).

 Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит.

Вопросы и задания:                  

1.Прочитайте ряд слов;

2.Из какого стихотворения эти строки и кто автор? ( А.С. Пушкин « Зимнее утро»)

3.С помощью каких слов можно восстановить отрывок из стихотворения? ( с помощью предлогов)

4.Запишите и объясните расстановку знаков препинания, подчеркните грамматическую основу и обстоятельство, выраженное причастным оборотом.

            Вывод: предлоги выражают зависимость одних слов от других слов в словосочетании и в предложении, предлоги   употребляются с существительными.

  - Идём дальше по острову и встречаем  мудрого старца, который вручает нам свиток  и просит выполнить его задания. Он не скрывает своей радости и уверенности в том, что с его испытанием мы не справимся. Покажем ему, на что мы способны?  Прочитайте текст М. Пришвина. Определите тему текста. Устно озаглавьте его. Найдите   в тексте все предлоги (10 предлогов). Выпишите их вместе с теми словами, к  которым они относятся.
                  Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.
          Вывод: мы видим,  что  предлоги связывают слова в предложении.

   -- Мудрец предлагает выполнить еще одно задание, чтобы  точно убедиться в ваших знаниях , разрешить нам продолжить путешествие по острову открыть перед нами ворота столицы .  Нам нужно распределить заблудившиеся предлоги  в соответствии с теми падежами,  с которыми они употребляются.               

Падежи

Заблудившиеся предлоги

Верные предлоги

Родительный падеж

(11)

При, к, от, над, для, без

От, для, без, из, из-за, из-под, кроме, возле, ради, вдоль, до

Дательный падеж

(2)

Из, через, из-за, между

К, вопреки

Винительный падеж

(3)

Из-под, кроме, возле

Через, про, сквозь

Творительный падеж

(3)

Про, перед, ради, вдоль

Между, пред, над

Предложный падеж

(1)

Вопреки, до, сквозь

При

слайд (проверка)

Вывод: мы повторили с вами предлоги, употребляемые с определенными падежами

  - Мудрец разрешил нам продолжить своё путешествие.  И мы оказались на улице столичного города, теперь помощь наша  требуется  хозяину кондитерской фабрики, расположенной неподалёку. Он недавно нанял новую работницу, а она , не прочитав внимательно рецепт, добавила сахара больше, чем требовалось, и все слова-леденцы слиплись. Помогите их разлепить.

Прибыть вовремя, отдыхать вовремя  каникул.

Смотреть вдаль, уходить вдаль моря.

   -Вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю, жители этого города остались довольны вами. А  я рада, что ошибок при выполнении этого задания никто не допустил. Наша экспедиция продолжается.  Поэтому сейчас  оказываемся на площади, на которой находится детективное агентство, в него только что поступило заявление о пропаже ученика, но в заявлении нет предлогов. Сыщики никогда не оставят в беде, вот и сейчас они готовы помочь, но у них есть очень серьёзное нераскрытое дело, поэтому просят нас посодействовать хотя бы в поиске предлогов.

Шёл восьмой час, когда ученик

Вышел…дому,

Сошёл…крыльца,

Пошёл…двору,

Зашёл…ворота,

Подошёл …газетному киоску,

Отошёл …киоска,

Дошёл…трамвайной остановки,

Вошёл…трамвай,

И трамвай ушёл.

  -Молодцы, теперь сыщики наверняка быстро найду пропавшего ученика. Давайте во время дороги осмотрим окрестности и немного отдохнём.

6.Физминутка (ролик о море, острове)

 7.Работа по теме урока.

   - Отдохнули?  Продолжаем своё путешествие и посетим красивый замок Смекалки.  У ворот нас встречает стражник, он предлагает нам отгадать шарады :

Мой первый слог-предлог,

Второй-сигнал беды.

А весь я иногда так нужен

Для воды. (На-сос).

 

                                        К строению предлог прибавишь,

                                         А в целом ты руду расплавишь. (Дом-на).

Слог первый мой-предлог,

Второе-летний дом.

А целое порой

Решается с трудом. (За-дача).

-Замечательно! Но это были задания стражника, а сейчас принцесса Смекалка просит ответить на её вопросы:

Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (С-о-с-на).

Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К-от).

 - Задания принцессы становятся сложнее, она предлагает нам поиграть с ней в знакомую уже вам игру «Четвёртый лишний». В группе слов найдите лишнее и обоснуйте свой выбор.

Впоследствии,
наперекор,
включая,
напротив.

(Включая. Все данные производные предлоги образованы от наречий, а «включая» – от   деепричастия.)

Вдоль,
через,
около,
вблизи.

(Через. Все слова, кроме «через», являются производными предлогами, образованными от наречий, а «через» – непроизводный предлог

 

В течение,

 в продолжение,

вследствие,

впоследствии

 

(лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)

 

из-за острова,

 по-над водой,

 несмотря на болезнь,

подо мною

 

(несмотря на – производный предлог, остальные – непроизводные)

 

Вывод: вспомнили тему производные и непроизводные предлоги, отличие их от самостоятельных частей речи

      -Замечательно! Принцесса Смекалка покорена вашими знаниями. А как думаете вы? Как оцениваете свой багаж знаний? Дополните фразу:  «Я считаю, что мой багаж знаний … (полон и прочен или нужно еще поработать в определенной теме)».

-  Сейчас мы всё-таки  проверим, насколько прочны ваши знания. Предлагаю вам проверить уровень своей подготовки.

7.Тест.

Задания для тренажёра ( слайд презентации).

 1. Выберите верное утверждение.

¾              Предлог – это служебная часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного.

¾              Предлог – это служебная часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного.

¾              Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении (+).

¾              Предлог – это служебные слова, которые придают различные дополни-тельные оттенки предложениям или служат для образования форм слов.

2. Выберите верную морфологическую характеристику предлога.

¾     «К» – простой, непроизводный, пространственный.

¾     «Благодаря» - простой, производный, целевой.

¾     «Над» – простой, производный, пространственный.

¾     «В силу» – простой, производный, причинный.

3. Укажите словосочетание с причинным предлогом.

¾     появиться из-за угла;

¾     уйти из-за глупости (+);

¾     думать о друге;

¾     зайти по делу

4. Укажите словосочетание с целевым предлогом.

¾   встретиться в четверг;

¾   пойти в магазин;

¾   положить в стол;

¾   пригласить в гости (+)

5. В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от наречия?

¾     поговорить насчёт работы;

¾     опоздать ввиду непогоды;

¾     быть впереди всех (+);

¾     выиграть благодаря нападающему

6. В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от существительного?

¾     стоять напротив дома;

¾     беседовать в течение часа (+);

¾     идти вдоль дороги;

¾     помочь, несмотря на занятость

7.В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от деепричастия?

¾     остаться в силу обстоятельств;

¾     справиться благодаря другу (+);

¾     слушать в продолжение часа;

¾     находиться внутри помещения

8. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.

¾   Прийти (на)встречу с писателем.

¾   Мы всматривались (в)след на снегу.

¾   Выйти (на)встречу гостям (+).

¾   Мы обошли дом (во)круг.

9. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.

¾   У тебя брошка (на)подобие пчёлки (+).

¾   Обратить внимание (на)подобие фигур.

¾   Оправдываться, (не)смотря в глаза.

¾   Отвечать (в)течение урока.

     10. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.

¾   Положить деньги (на)счёт.

¾   Телеграмма летела (в)след.

¾   (В)течении реки были крутые повороты.

¾   Поговорить (на)счёт работы (+).

 

                                              (проверка)

8. Итоги урока.

 - Замечательно справились с заданием. На острове Предлог побывали, столицу и её обитателей покорили, а это значит, что наша лингвистическая экспедиция подошла к концу. Подведём же итог нашего путешествия. Достигнуты ли цели нашей экспедиции?

 -Посмотрите, какой полный наш рюкзак, следовательно, вы хорошо поработали на уроке , закрепили изученный материал. Я могу предположить, что вам несложно  будет выполнить домашнее задание : выполнить тест в интерактивной тетради, ссылка на него будет указана в электронном дневнике.

  -Наша экспедиция завершается, я думаю, она получилась интересной и плодотворной благодаря вашей работе , ребята. И  я хотела бы ее оценить.

( Выставляются отметки)

 

  Список использованной литературы :

1.С.С. Колчанова «Внеклассная работа. Русский язык 7 класс»-издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград, 2006 г.

2.О.В.Сухова «Нестандартные уроки. Русский  язык. 7 класс»-издательство «Учитель», Волгоград, 2009 г.

3.Н.С.Раилко «Открытые уроки русского языка. 5-9 классы»-«ВАКО», Москва, 2010 г.

4.М.Г.Бройде «Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы»-«ВАКО», Москва, 2015 г.

5. «На уроке и после урока (материалы по занимательной грамматике)-государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1962 г.

6.Т. Г. Рик «Игры на уроках русского языка»-»ВАКО», Москва, 2016 г.

7. Материалы сети Интернет.


 

Тема: Путешествие по стране

Тема: Путешествие по стране

Формулировка целей урока. -

Формулировка целей урока. -

П е д е ч о з м»

П е д е ч о з м»

Молодцы! О предлогах говорят:

Молодцы! О предлогах говорят:

На какие разряды по значению делятся предлоги?

На какие разряды по значению делятся предлоги?

Вопросы и задания: 1

Вопросы и задания: 1

Падежи Заблудившиеся предлоги

Падежи Заблудившиеся предлоги

Вышел…дому, Сошёл…крыльца,

Вышел…дому, Сошёл…крыльца,

Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (

Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (

Сейчас мы всё-таки проверим, насколько прочны ваши знания

Сейчас мы всё-таки проверим, насколько прочны ваши знания

Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно

Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно

О.В.Сухова «Нестандартные уроки

О.В.Сухова «Нестандартные уроки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2023