Тема: Путешествие по стране Предлогов (обобщающий урок по теме «Предлог»).
Цель урока: проверить знание учащихся по теме «Предлог»; продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
Задачи урока:
1. Образовательная: углубить знания о служебных частях речи;
систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”; закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь отличать производные предлоги от других частей речи.
2. Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты, развитие умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал; развитие связной речи учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе.
Ход урока :
1.Оргмомент.
2.Слово учителя.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Что вы видите у меня в руках? Где мы находим применение этому предмету?
-А вы любите путешествовать? Сегодня все мы станем участниками удивительной лингвистической экспедиции. Мы отправляемся в далёкое и трудное плавание. Конечно, море ненастоящее, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Не зря говорят, что знания – это сила, и эту силу необходимо правильно применять. Поэтому цель нашего урока – проверить, какой же силой мы обладаем, показать свои знания , проявить смекалку, чувство ответственности. Есть пословица: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Как капитан корабля предлагаю название «Непобедимые». Вы со мной согласны? На уроке мы совершим с вами путешествие на далёкий и загадочный остров. И я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения , нам даже предстоит преодолеть некоторые опасности, проверив ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического острова . Нам ещё нужны путевые дневники, где мы будем вести записи. Кстати, подойдут ваши рабочие тетрадки и необходимое снаряжение. Проверьте его готовность: ручка, карандаш, линейка и резинка. Готовы? Итак, счастливой дороги.
3.Формулировка целей урока.
- А для начала мы сделаем первую запись в путевых дневниках.
26 февраля.
Классная работа
Обобщение изученного о предлоге.
- Обратите внимания на маршрут нашей экспедиции и помогите мне определить её цели .
- Молодцы, ребята, вот мы и сформулировали цели нашего урока:
§ повторить и систематизировать знания о предлоге как о части речи;
§ закрепить знания о правописании и употреблении предлогов , уметь отличать производные предлоги от синонимичных частей речи.
- В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмем мы с собой самые необходимые вещи - наши знания. Итак, в путь.
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок :
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит- «по»?
Что значит-«за»?
И «за» и «по»-предлоги…»
А хорошо бы ЗА порог
И мчаться ПО дороге!...
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?! (А.Шибаев).
--Зачем выдумывать, ведь мы-не такие! Тем более, что уже изучили эту тему. Это шуточное стихотворение. Но разве возможны шуточки в такой ответственный день, когда мы отправляемся в путешествие ?! Не будем терять время и скорее отправимся в путь! Прежде надо расшифровать какое-то тайное послание, которое меня сегодня поручили передать вам. К нему была приложена подсказка : «Чтобы узнать содержание, нужно двигаться от выделенной буквы змейкой по вертикали».
о |
ж |
к |
а |
б |
у |
е |
р |
х |
д |
о |
л |
и |
к |
«п |
е |
с |
е |
т |
ь |
о |
в |
т |
д |
и |
н |
э |
к |
г |
а |
е |
с |
о |
и |
- |
а |
о |
л |
а |
л |
р |
ю |
г |
с |
к |
ь |
ч |
о |
п |
п |
о |
г |
с |
н |
а |
в |
о |
р |
л |
р |
е |
о |
н |
о |
П |
е |
д |
е |
ч |
о |
з |
м». |
(По происхождению предлог-это калька с греческого языка и буквально означает «перед словом»).
- Послушайте, какие интересные сведения нашли о предлогах ваши одноклассники.
ü Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
ü В венгерском языке предлоги стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся, например: Будапештбен- «в Будапеште» (бен- это предлог).
ü В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.
ü Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.
ü По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе). Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.
ü В русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением
( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет
определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).
ü В английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения:
For whom have you sent? (За кем вы послали?)
The doctor has been sent for? (Послали за доктором.)
ü В русском языке четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после него.
-Да, действительно, в русском языке предлог всегда находится перед словом. Но есть слова-хитрецы, которые прячут предлоги в себе. Но мы их сразу же можем узнать. И в этом нам помогут ребусы, так как в них в составляемые слова можно вводить предлоги, указывающие на расположение букв. Давайте попробуем разгадать эти ребусы.
- Молодцы! О предлогах говорят:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
Но сначала проверим ваше лингвистическое здоровье ,смекалку, умение быстро работать . Перед нами побережье лингвистического острова, которое привлекает своей красотой . Но чтобы на него попасть, необходимо преодолеть пиратов и ответить на их вопросы.
4.Актуализация знаний. Блиц-опрос.
-Что называется предлогом?
(Предлоги -это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении)
- Какими бывают предлоги по своему строению и по происхождению?
По строению:
· простые: в, на, об, мимо и др.;
· сложные: из-за, за счет, в течение и др.;
· составные: в связи с, в отличие от и др.)
по происхождению:(производные и непроизводные)
· отыменные (от существительных): посредством, типа, ввиду, вследствие, в течение, наподобие, за счет, в отличие, в ходе, во имя, в связи и др.;
· отглагольные (от деепричастий): несмотря на, невзирая на, не считая, исходя из, начиная с, включая и др.;
· наречные (от наречий): вблизи, вдоль, взамен, вместо, вроде, мимо, навстречу, напротив, посреди, сквозь, вслед и др.
На какие разряды по значению делятся предлоги? Приведите примеры.
· • пространственные: в, на, за, под, около, вокруг, у, к, над;
· • временные: через, к, до, с, перед, в течение, в продолжение;
· • причинные: по, от, вследствие, из-за, ввиду;
· • образа действия: с, без, в, по;
· • объектные: о, об, про, с, по, насчет.
- Как отличить друг от друга производные предлоги и схожие с ними сочетания?
· - к предлогу нельзя поставить вопрос;
· - у предлога нет самостоятельной роли;
· - к предлогу можно подобрать синоним;
- Назовите предлоги, которые пишутся через дефис?
(из-под, из-за)
- Какие производные предлоги пишутся слитно, а какие раздельно?
СЛИТНО |
РАЗДЕЛЬНО |
1. Производные предлоги, образованные от наречий. (Выйти навстречу гостям.) 2. Вследствие, наподобие, вроде, насчёт, ввиду, вместо, несмотря. |
1. В течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны и др. |
- Являются ли предлоги членами предложения?
5.Работа по теме урока.
- Молодцы, ребята! Часть багажа уложена в рюкзак , и мы отправляемся в путь! На все вопросы пираты получили ответы и от изумления пропустили нас на свой остров. Но не всё так просто Перед нами ещё одно препятствие. Посмотрите на слайд (работа с предложением).
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит.
Вопросы и задания:
1.Прочитайте ряд слов;
2.Из какого стихотворения эти строки и кто автор? ( А.С. Пушкин « Зимнее утро»)
3.С помощью каких слов можно восстановить отрывок из стихотворения? ( с помощью предлогов)
4.Запишите и объясните расстановку знаков препинания, подчеркните грамматическую основу и обстоятельство, выраженное причастным оборотом.
Вывод: предлоги выражают зависимость одних слов от других слов в словосочетании и в предложении, предлоги употребляются с существительными.
- Идём дальше по острову и встречаем мудрого
старца, который вручает нам свиток и просит выполнить его задания. Он не
скрывает своей радости и уверенности в том, что с его испытанием мы не
справимся. Покажем ему, на что мы способны? Прочитайте текст М. Пришвина.
Определите тему текста. Устно озаглавьте его. Найдите в тексте все предлоги
(10 предлогов). Выпишите их вместе с теми словами, к которым они относятся.
Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к
изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные
луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В
воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и
Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари
была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных
ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай
собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.
Вывод: мы видим, что предлоги связывают слова в
предложении.
-- Мудрец предлагает выполнить еще одно задание, чтобы точно убедиться в ваших знаниях , разрешить нам продолжить путешествие по острову открыть перед нами ворота столицы . Нам нужно распределить заблудившиеся предлоги в соответствии с теми падежами, с которыми они употребляются.
Падежи |
Заблудившиеся предлоги |
Верные предлоги |
Родительный падеж (11) |
При, к, от, над, для, без |
От, для, без, из, из-за, из-под, кроме, возле, ради, вдоль, до |
Дательный падеж (2) |
Из, через, из-за, между |
К, вопреки |
Винительный падеж (3) |
Из-под, кроме, возле |
Через, про, сквозь |
Творительный падеж (3) |
Про, перед, ради, вдоль |
Между, пред, над |
Предложный падеж (1) |
Вопреки, до, сквозь |
При |
слайд (проверка)
Вывод: мы повторили с вами предлоги, употребляемые с определенными падежами
- Мудрец разрешил нам продолжить своё путешествие. И мы оказались на улице столичного города, теперь помощь наша требуется хозяину кондитерской фабрики, расположенной неподалёку. Он недавно нанял новую работницу, а она , не прочитав внимательно рецепт, добавила сахара больше, чем требовалось, и все слова-леденцы слиплись. Помогите их разлепить.
Прибыть вовремя, отдыхать вовремя каникул.
Смотреть вдаль, уходить вдаль моря.
-Вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю, жители этого города остались довольны вами. А я рада, что ошибок при выполнении этого задания никто не допустил. Наша экспедиция продолжается. Поэтому сейчас оказываемся на площади, на которой находится детективное агентство, в него только что поступило заявление о пропаже ученика, но в заявлении нет предлогов. Сыщики никогда не оставят в беде, вот и сейчас они готовы помочь, но у них есть очень серьёзное нераскрытое дело, поэтому просят нас посодействовать хотя бы в поиске предлогов.
Шёл восьмой час, когда ученик
Вышел…дому,
Сошёл…крыльца,
Пошёл…двору,
Зашёл…ворота,
Подошёл …газетному киоску,
Отошёл …киоска,
Дошёл…трамвайной остановки,
Вошёл…трамвай,
И трамвай ушёл.
-Молодцы, теперь сыщики наверняка быстро найду пропавшего ученика. Давайте во время дороги осмотрим окрестности и немного отдохнём.
6.Физминутка (ролик о море, острове)
7.Работа по теме урока.
- Отдохнули? Продолжаем своё путешествие и посетим красивый замок Смекалки. У ворот нас встречает стражник, он предлагает нам отгадать шарады :
Мой первый слог-предлог,
Второй-сигнал беды.
А весь я иногда так нужен
Для воды. (На-сос).
К строению предлог прибавишь,
А в целом ты руду расплавишь. (Дом-на).
Слог первый мой-предлог,
Второе-летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (За-дача).
-Замечательно! Но это были задания стражника, а сейчас принцесса Смекалка просит ответить на её вопросы:
Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов? (С-о-с-на).
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К-от).
- Задания принцессы становятся сложнее, она предлагает нам поиграть с ней в знакомую уже вам игру «Четвёртый лишний». В группе слов найдите лишнее и обоснуйте свой выбор.
Впоследствии,
наперекор,
включая,
напротив.
(Включая. Все данные производные предлоги образованы от наречий, а «включая» – от деепричастия.)
Вдоль,
через,
около,
вблизи.
(Через. Все слова, кроме «через», являются производными предлогами, образованными от наречий, а «через» – непроизводный предлог
В течение,
в продолжение,
вследствие,
впоследствии
(лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)
из-за острова,
по-над водой,
несмотря на болезнь,
подо мною
(несмотря на – производный предлог, остальные – непроизводные)
Вывод: вспомнили тему производные и непроизводные предлоги, отличие их от самостоятельных частей речи
-Замечательно! Принцесса Смекалка покорена вашими знаниями. А как думаете вы? Как оцениваете свой багаж знаний? Дополните фразу: «Я считаю, что мой багаж знаний … (полон и прочен или нужно еще поработать в определенной теме)».
- Сейчас мы всё-таки проверим, насколько прочны ваши знания. Предлагаю вам проверить уровень своей подготовки.
7.Тест.
Задания для тренажёра ( слайд презентации).
1. Выберите верное утверждение.
¾ Предлог – это служебная часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного.
¾ Предлог – это служебная часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного.
¾ Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении (+).
¾ Предлог – это служебные слова, которые придают различные дополни-тельные оттенки предложениям или служат для образования форм слов.
2. Выберите верную морфологическую характеристику предлога.
¾ «К» – простой, непроизводный, пространственный.
¾ «Благодаря» - простой, производный, целевой.
¾ «Над» – простой, производный, пространственный.
¾ «В силу» – простой, производный, причинный.
3. Укажите словосочетание с причинным предлогом.
¾ появиться из-за угла;
¾ уйти из-за глупости (+);
¾ думать о друге;
¾ зайти по делу
4. Укажите словосочетание с целевым предлогом.
¾ встретиться в четверг;
¾ пойти в магазин;
¾ положить в стол;
¾ пригласить в гости (+)
5. В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от наречия?
¾ поговорить насчёт работы;
¾ опоздать ввиду непогоды;
¾ быть впереди всех (+);
¾ выиграть благодаря нападающему
6. В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от существительного?
¾ стоять напротив дома;
¾ беседовать в течение часа (+);
¾ идти вдоль дороги;
¾ помочь, несмотря на занятость
7.В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от деепричастия?
¾ остаться в силу обстоятельств;
¾ справиться благодаря другу (+);
¾ слушать в продолжение часа;
¾ находиться внутри помещения
8. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.
¾ Прийти (на)встречу с писателем.
¾ Мы всматривались (в)след на снегу.
¾ Выйти (на)встречу гостям (+).
¾ Мы обошли дом (во)круг.
9. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.
¾ У тебя брошка (на)подобие пчёлки (+).
¾ Обратить внимание (на)подобие фигур.
¾ Оправдываться, (не)смотря в глаза.
¾ Отвечать (в)течение урока.
10. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.
¾ Положить деньги (на)счёт.
¾ Телеграмма летела (в)след.
¾ (В)течении реки были крутые повороты.
¾ Поговорить (на)счёт работы (+).
(проверка)
8. Итоги урока.
- Замечательно справились с заданием. На острове Предлог побывали, столицу и её обитателей покорили, а это значит, что наша лингвистическая экспедиция подошла к концу. Подведём же итог нашего путешествия. Достигнуты ли цели нашей экспедиции?
-Посмотрите, какой полный наш рюкзак, следовательно, вы хорошо поработали на уроке , закрепили изученный материал. Я могу предположить, что вам несложно будет выполнить домашнее задание : выполнить тест в интерактивной тетради, ссылка на него будет указана в электронном дневнике.
-Наша экспедиция завершается, я думаю, она получилась интересной и плодотворной благодаря вашей работе , ребята. И я хотела бы ее оценить.
( Выставляются отметки)
Список использованной литературы :
1.С.С. Колчанова «Внеклассная работа. Русский язык 7 класс»-издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград, 2006 г.
2.О.В.Сухова «Нестандартные уроки. Русский язык. 7 класс»-издательство «Учитель», Волгоград, 2009 г.
3.Н.С.Раилко «Открытые уроки русского языка. 5-9 классы»-«ВАКО», Москва, 2010 г.
4.М.Г.Бройде «Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы»-«ВАКО», Москва, 2015 г.
5. «На уроке и после урока (материалы по занимательной грамматике)-государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1962 г.
6.Т. Г. Рик «Игры на уроках русского языка»-»ВАКО», Москва, 2016 г.
7. Материалы сети Интернет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.