Конспект
Музыкального занятия с детьми старшей группы
«Путешествие в королевство музыкальных колокольчиков»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Направление: музыкальная деятельность.
Форма проведения: квест-игра
Цель: «Развитие творческих способностей детей посредством использования игровых технологий при музицировании на детских музыкальных инструментах»
Образовательные задачи:
Углубить и систематизировать знания детей о различных видах муз инструментов, уметь классифицировать по группам.
Поддерживать инициативу детей в выборе музыкальных произведений, исполнительской деятельности.
Формировать умения и навыки в различных видах муз деятельности: пении, движении, игре на Д.М.И.
- расширить опыт исполнения элементарных ритмических рисунков; простейших аккомпанементов к музыке;
- активизировать словарь детей;
-учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
Развивающие задачи:
- развивать чувство ансамблевой игры;
- развивать умение воспринимать ритм, формировать чувство ритма, координацию движений;
- развивать мелкую моторику;
- развивать творческое мышление, фантазию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально- эстетический вкус средствами музыки,
- воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их,
- способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
Обучение игре на музыкальных инструментах на занятиях и в индивидуальной работе.
Проведение цикла занятий «В мире музыкальных инструментов», «Волшебные нотки», «Наш любимый оркестр» и т. д.
В зале создана РППС:
-Дидактические игры: «В каком окошке звенит колокольчик»,
«Веселые матрёшки», «Музыкальная лесенка», «Музыкальный теремок», «Распредели по группам музыкальные инструменты», «Волшебный мешочек» и т.д.
- Партитуры для игры на диатонических колокольчиках
- иллюстрации музыкальных инструментов
- портреты композиторов
- иллюстрации к песням
-Мелодические инструменты: металлофоны, ксилофоны, диатонические колокольчики, дудочка - sumona, балалайка, флейта.
-шумовые инструменты: барабаны, погремушки, треугольники, деревянные ложки, кастаньеты, румбы, бубны, бубенцы, трещотки, колокольчики.
- самодельные музыкальные инструменты
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети входят в зал под музыку Ю. Чичкова «Музыка и дети», становятся в полукруг.
Музыкальный руководитель (МР): Здравствуйте ребята. Ясное утро, веселая музыка, приход гостей (показывает) создают нам какое настроение?
Дети: Радостное, весёлое, солнечное, светлое, доброе т.д.
МР: Давайте споём наше утреннее приветствие для поддержания такого светлого настроения и у вас, и у гостей.
Дети поют, музыкальный руководитель подыгрывает на фортепиано
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень:
«Здрав –ствуй- те!» (последнее слово пропевают и одновременно прохлопывают ритм).
МР: Сегодня я приглашаю вас в мир музыки, удивительных звуков и музыкальных инструментов.
Раздается за ширмой или аудио записи беспорядочная игра на колокольчиках.
МР: Что происходит, что за звуки, ребята?
Дети: Это звучат колокольчики.
МР: Да, только непонятно что они играют.
Слышится шум в аудиозаписи легкого ветерка
МР: Ребята, налетел ветерок, и сказал мне, что в одном из королевств музыкальной страны - королевстве музыкальных колокольчиков - случилась беда. Все колокольчики, которые обитают в этом королевстве поссорились. Каждый из них считает, что он важней и нужней всех остальных, и звучит лучше других. Появилась злая тень- тень раздора, ссоры, злобы.Жители этой страны нуждаются в вашей помощи. Вы поможете?
Дети: Да!
МР: Какими способностям вам нужно обладать, чтобы вы с легкостью смогли им помочь?
Дети: Терпением! Старанием! Иметь музыкальный слух! Быть дружными и творческими! Любить музыку???
МР: Я согласна с вами! У вас есть все эти способности?
Дети: Да.
МР: Тогда в путь. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг. Молодцы. А я произнесу волшебные слова: «Раз вращаюсь, два вращаюсь, в музыкальную страну я отправляюсь. Все глаза мы закрываем, что в кругу сейчас узнаем, Раз, два, три в центр круга посмотри» (дети отрывают глаза и видят в центре круга бубен)
МР: Что это ребята?
Дети: Бубен!
МР: Правильно, и его ритмические задания помогут нам добраться до музыкальной страны. Помните правила игры? (да)
МР: Вот мы и пришли.
(Подходят к оформленной двери с «секретным кодовым замком».)
МР: Смотрите, тут какая-то дверь. Наверное, это вход в королевство музыкальных колокольчиков. Ой, это же кодовый замок. И для того, чтобы дверь открылась, нужно повернуть скрипичный ключ на один оборот по часовой стрелке. Тут три деления, а в каждом делении спрятаны задания. Ключ повернется только тогда, когда мы правильно выполним эти задания. Вы готовы пройти эти испытания?
Дети: Да!
(Музыкальный руководитель подходит к замку и проговаривает свои движения: поворачиваю ключ…и т.д. звуковое оформление- звук замка? достает первое задание. Конверт с иллюстрацией со знаком (?)
МР: Ребята Что это за знак(?).
Дети- это знак вопроса
Музыкальный руководитель ставит на мольберт карточку со знаком вопрос (?)
Правильно. Давайте прочтем первое задание: прослушайте музыкальное произведение и ответьте на вопросы. Давайте сначала послушаем музыку.
Дети слушают «Клоуны» Д. Кабалевскогов исполнении оркестра.
МР: Ребята, как называется это музыкальное произведение?
Дети: Это музыкальное произведение называется «Клоуны».
МР: Верно, и написал его русский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.
Как вы думаете, это произведение исполнено на одном музыкальном инструменте?
Дети- Нет
На мольберте находятся две иллюстрации «Играет пианист на фортепиано» и «Играет симфонический оркестр».
МР- Кто сможет выбрать картинку с правильным ответом. Вася))))) выходи.
ребенок показывает на карточку с с. о.
МР-Молодец. Правильно.
Ребята. В каком исполнении сегодня прозвучала пьеса «Клоуны»?
Ответы детей…
МР: Дети, я думаю, что мы справились с первым заданием. Но мы ведь творческие? Я предлагаю вам исполнить эту пьесу на музыкальных инструментах. Хотите?
Для этого нужно вспомнить, сколько частей в пьесе «Клоуны»?
Дети- В пьесе три части.
Правильно. Кто сможет сыграть первую и вторую часть? Выходите.
На каком инструменте хотите сегодня играть?
А третью часть я предлагаю сыграть на деревянных палочках всем остальным ребятам.
Давайте сначала вспомним как играть на металлофоне.
Теперь как на деревянных палочках.
Все помнят правила игры в оркестре?
Дети- Прислушиваться к своей игре и игре товарищей, слышать фортепианную партию, не стремиться заглушить друг друга, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей. Вовремя вступать после пауз.
Тогда можно начинать.
Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано произведение «Клоуны» Д.Б. Кабалевского, а дети аккомпанируют на металлофонах и деревянных палочках.
МР: Вам понравилось, ребята как получилось? А Вам (к воспитателю) понравилось?
Воспитатель отмечает игру детей.
МР: Что ж, с первым заданием вы справились успешно, теперь ключ можно повернуть на одно деление (подходит и поворачивает ключ) звук? А вот и второе задание.
Музыкальный руководитель достает и читает задание.
МР: Музыкальные инструменты перепутались, помогите им найти свой дом. Вот это да!!!
МР: Это задание требует внимания и умения узнавать инструменты по их голосам. Сможете? Сейчас будут звучать поочередно музыкальные инструменты. Вам нужно узнать какому музыкальному инструменту принадлежит голос, и произнести его название. Тот, кто даст правильный ответ получит карточку с его изображением
(За правильный ответ ребёнок получает карточку с музыкальным инструментом.)
МР: Какие молодцы! А теперь вам нужно правильно разместить музыкальные инструменты вот в эти домики.
Обратите внимание, что на каждом домике есть рисунки, они подскажут вам, какая группа инструментов в нем живет.
Дети выполняют задание. Музыкальный руководитель спрашивает у детей почему он положил карточку в данный домик. Дети отвечают: потому что это ударный инструмент или духовой (по 1 ребенку от каждого домика)
МР: Ребята, и с этим заданием вы справились с большим успехом. Осталось совсем немного- последнее испытание. Интересно, что нас ждет впереди?
МР крутит ключ, проговаривая свои действия. (Звук?) Достает задание-конверт, к карточке изображен ксилофон
МР: Смотрите, вот третье задание. Оно не простое, а с секретом, что же изображено на конверте? (ксилофон)
МР: Как вы думаете, что надо делать, чтобы извлечь звуки на этом музыкальном инструменте?
Дети: Ударять молоточками.
МР: Значит, к какой группе он относится?
К ударным музыкальным инструментам.
МР: Верно, это мелодический ударный инструмент.
МР: Давайте откроем конверт. Здесь ноты …А, вот и задание (на обратной стороне). Слушайте внимательно. Вам нужно послушать музыку (показывает ноты) и угадать название песни. И это не все!!! Затем сыграть её на ксилофоне. Давайте попробуем…
Итак, слушайте.
Музыкальный руководитель играет на фортепиано фразу из песни, а дети угадывают.
Дети: Это песня называется «Два весёлых гуся»
Музыкальный руководитель: Верно, это русская народная песня «Два весёлых гуся». А теперь скажите. Кто из вас сможет сыграть ее на ксилофоне? Выходи…
А чтобы не стеснялся мы ему подыграем на ложках и споем.
Кто хочет быть певцом?
Кто ложкарем?
Выходите и займите свои места
Не забывайте, что не только певцам важно слушать музыку и петь без крика, но и музыкантам нужно тоже прислушиваться к пению, исполнять аккомпанемент на ксилофоне, чтобы вместе у вас получилось слитное звучание!
Исполняется Ансамбль–«Два весёлых гуся».
Воспитатель хвалит детей, оценивает их исполнение. Музыкальный руководитель подводит итог
МР: Как вы блестяще справились со всеми тремя заданиями! Я горжусь вами! Теперь скрипичному ключу не мешают три деления. Вы молодцы! Мы с легкостью сейчас можем повернуть скрипичный ключ на один оборот по часовой стрелке, чтобы дверь открылась.
Музыкальный руководитель подходит и поворачивает ключ(звук) еще на одно деление, открывается «дверь» в королевство музыкальных колокольчиков – раздвигается занавес, который открывает вторую половину музыкального зала, оформленного под королевство музыкальных колокольчиков, где на столе расставлены диатонические колокольчики для детского оркестра.
МР: А вот и сказочное королевство! Как здесь красиво. А сколько тут колокольчиков!
Звучат голоса колокольчиков, которые спорят о том, кто из них главный
МР- Ребята. Как обидно, что колокольчики так и не помирились.
А вы знаете кто из них главный? (каждый из них важен и нужен. Если один промолчит, то не получится мелодии, каждый должен уступать, не перебивать)
Вы правильно рассуждаете, давайте их помирим.
Как это сделать (сыграть на них красивую мелодию)
МР- Отлично, нам нужно своей красивой, слаженной игрой помирить все эти колокольчики
МР: Что нам еще нужно, чтобы играть правильно?
Дети: Партитуры.
МР: Правильно. На них нарисованы разноцветные кружки разного размера. О чем они нам говорят?
Дети: Цвет кружка показывает нам, каким колокольчиком играть, а величина кружка означает длительность звучания колокольчика.
МР: У нас несколько партитур. Какую из них мы с вами разучивали?
Дети показывают и называют.
Пройдите, возьмите по колокольчику и приготовьтесь к игре оркестром. Не забывайте, что вам нужно? (возможны ответы детей)-правильно держать колокольчик, следить за партитурой, внимательно слушать мелодию, под которую вы будете играть. А теперь внимание, приготовились.
Исполняется Оркестр «Отрывок из мюзикла «Кошки».
Воспитатель хвалит детей, оценивает их исполнение: Ребята, здорово получилось! Играли, как настоящие музыканты. У нас получилось сыграть красивую мелодию, а значит колокольчики помирились. Огромное вам спасибо! (звук колокольчиков). Колокольчики звенят–вас благодарят и до свиданья говорят.
А значит нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте возьмемся за руки и встанем в круг. Закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Раз вращаюсь, два вращаюсь, в детский сад я возвращаюсь».
Вот мы с вами и снова в детском саду.
Скажите, пожалуйста, какое важное дело мы с вами сегодня сдела¬ли?
Дети: Помирили колокольчики.
МР: Что нам в этом помогло?
Дети: Музыка
Умение играть на музыкальных инструментах
Играть оркестром
Умение петь
Действовать слажено
Проявлять творчество и др.
МР: Я очень рада, что все чему мы учимся на музыкальных занятиях, помогает вам не бояться нового и творчески проявлять себя.
А сейчас продолжите, пожалуйста, предложение:
«Мне было интересно…»,
«Я смог…»,
«Мне очень понравилось…».
МР: Я уверена, что сегодня вас ждет много интересных дел, поэтому предлагаю пойти в группу. До свидания! (Дети прощаются) До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.