Использование игры «Твистер» в работе учителя-логопеда на занятиях.
Напольная твистер-игра является эффективным средством повышения интереса дошкольников к логопедическим занятиям. По сравнению с другими видами игр имеет характерную особенность: способствуют формированию речи, развитию двигательных и познавательных способностей.
Цель: развитие и формирование всех сторон речи в процессе игровой деятельности.
«Логопедический твистер» - это логопедическое многофункциональное дидактическое пособие, с помощью которого можно развивать все стороны речи, начиная от автоматизации звука в изолированной позиции и заканчивая сочинением рассказа по серии картинок. Использование пособия зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать высказывания товарищей и отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать логическое мышление детей, познавательный интерес, внимание, наблюдательность; развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Образовательные: совершенствовать знания детей и активизировать словарный запас по изученным темам; закреплять умения и навыки звукового анализа; Развивать фонематическое восприятие и звукопроизношение.
Назначение пособия : данное пособие представляет из себя поле для игры в твистер с прозрачными кармашками для карточек и предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, на логопедических занятиях.
Направления работы:
- развитие крупной моторики и координации
- автоматизация и дифференциация звуков
- развитие умений и навыков звукового анализа и синтеза
- развитие фонематического восприятия
- развитие лексико-грамматического строя речи
- развитие связной речи
- пополнение словарного запаса
Ожидаемый результат: создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию у детей всех сторон речи.
Варианты заданий
1. Игра- чистоговорки. Крутим стрелочку на малом игровом поле и определяем, на какую картинку мы должны встать нужной ногой или рукой, при этом придумать чистоговорку с картинкой, на которую вы встаете.
2. Слоговые ступеньки. Дети встают на дорожку определенного цвета. На первом круге изображено слово, которое необходимо пройти по кругам проговаривая по слогам. (Например бе-ге-мот).Ребенок останавливается на последнем слоге и считает, сколько слогов прошагал.
3. Сочини рассказ по серии картинок. На дорожке определенного цвета выкладывается серия картинок. Ребенок, по ходу рассказа двигается по картинкам к финишу.
4. Придумай предложение. На поле из картинок ребенок выбирает две, встает на них ногами и придумывает предложение.
5. Внимательные ушки. Упражнение направлено на дифференциацию звуков, схожих по звучанию. Если услышал [с] ставь руку на синий, если услышал [ш] на красный. Это упражнение можно использовать с любыми смешиваемыми звуками.
6. Звуковой анализ. Умение выделять звуки в словах и давать им характеристику, является основой для успешного обучения в школе. А закреплять навык звукового анализа слова лучше всего через подвижную игру - «Логопедический Твистер».
7. Звуковые дорожки. (Автоматизация звука в изолированной позиции). Для этой игры нам необходимы символы автоматизируемого звука. Например, самолет и облака для [Л]
8. Загадки. В соревновании участвует 4 ребенка, по количеству дорожек. За каждую разгаданную загадку ребенок переходит на следующий кружок.
9. Составляем слоги. В кармашках размещаются гласные и согласные буквы. Дотрагиваясь руками или ногами ребенок составляет и читает слоги. Буквы можно заменить слогами и составлять слова.
10. Задания на лексическую тему. Огород. На поле от твистера расположены карточки с изображением овощей. Ребенок выбирает овощ и описывает его по схеме.
11. Ориентировка в пространстве. Ребенок встает на картинку в центре и называет по инструкции, что находится справа, слева и т. д.
Необходимо отметить, что чаще всего «Логопедический твистер» используется мною на подгрупповых занятиях. Соревновательный дух между ребятами в процессе игры на поле, значительно влияет на скорость решения педагогических задач.
Можно использовать твистер-игру на закрепление цвета, формы, понятий «Большой-маленький». При выполнении задания дети могут дотрагиваться ладошками до названных картинок ,вставать на них. Так же карточки могут использоваться отдельно, без использования игрового коврика. Например, в играх «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Найди такой же». Можно добавить к игре «Грамматический кубик», тогда задания станут еще более разнообразными. Варианты использования этой увлекательной игры ограничены лишь нашим воображением.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.