Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»
Ленинского района г. Кемерово
Творческий проект художественно-эстетической направленности
«Вьюн» - особенности человеческой пластики на примере растения
Кемерово, 2022
Что такое образ? Образ – обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления, то есть то, что нас окружает, обращенное через понимание и видение творца.
Мы можем найти образ в любом виде искусства: живопись, литература, скульптура, кино и театр. Присутствие образа в картине или рассказе оживляет само произведение и наполняет его смыслом.
Совместно с танцем, образ существует с древних времен. Различные народы изображали в своих танцах, плясках и играх образы животных, людей, природных явлений, что их окружали. Также они отображали различные бытовые события, например, посев и сбор урожая.
То, как через хореографический образ можно выразить и поднять современные проблемы, является актуальной темой на сегодняшний день. Ведь именно хореографическое творчество является универсальным приемом воздействия на человека.
Объектом данной работы выступает образ.
Предметом данной работы выступает образ в хореографическом искусстве.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении характеристики пластического выражения образа в работе балетмейстера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- Изучить понятие образа в хореографическом творчестве;
- Изучить основные компоненты хореографического творчества;
- Провести анализ особенностей применения образа в работе балетмейстера;
- Рассмотреть методы пластического выражения образа через хореографический текст.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ специальной литературы по теме исследования;
- эмпирические: обобщение собственного опыта работы в данной сфере, изучение продуктов творческой деятельности
Теоретическая и практическая значимости данной дипломной работы заключаются в том, что результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности балетмейстеров для создания и детальной проработки образов в своих работах.
Ключевые слова: Художественный образ, хореография, музыка, балетмейстер, искусство, музыкальный материал, танцевальный текст, эмоциональное состояние, драматургия, рисунок танца, хореографический текст.
Название: «Вьюн»
Название - языковое выражение, обозначающее предметы, их свойства и отношения. [8., с 289]
Вьюн – подвижный, вертлявый человек, непоседа. Благодаря своей ловкости, они могут с легкостью выйти из любой ситуации, при этом не покажут и вида, что им это далось нелегко. Пронырливость у таких людей в крови, для них доступно все, потому что где-то можно включить обаяние и немного схитрить.
Такие люди жаждут изучать внешний мир, очень активны. Они все время находятся в поиске себя, своего места в жизни.
Жизненный путь – широкое научное понятие, которое описывает процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Исследование проблемы жизненного пути ведется по двум основным направлениям. Во-первых, изучается вопрос биологической составляющей – рассматривается общность процессов, которые присущи жизненным этапам каждого человека. [15]
Название номера «Вьюн» - говорит о том, что в данном хореографическом произведении представлены такие категории людей, как интроверт, гиперактивный, наглый, зажигалочка, неуклюжий и как они, благодаря своей пронырливости, выходят из разных ситуаций, познают себя, борются со стандартами общества и в итоге отходят от них, показывая свою индивидуальность. Оно подготавливает зрителя на восприятие действия, которое будет происходить на сценической площадке.
Вид: Современный танец (модерн, контактная импровизация)
Видом называется понятие, подчинённое более общему – роду, и занимающее (по объёму и содержанию) среднее место между родовым и индивидуальными понятиями. [10., с 765]
Модерн - одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — нач. XX веков в США и Германии. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления. [22]
Контактная импровизация – Танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнером. Она чаще всего практикуется в форме дуэта, хотя может происходить и с одновременным контактом нескольких человек или в форме соло (пол, стены, стулья).
Импровизация, это некое незапланированное действие, фантазия на заданную тему, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки. Она выступает как принцип создания хореографического произведения (сфера искусства постановки танца) или как принцип создания хореографического образа (сфера исполнительского искусства). [22]
Данный вид хореографии помог мне ярко и лаконично раскрыть пластические образы героев. Контактная импровизация и танец модерн привнесли в лексику легкость и в то же время оригинальность. Каждая импровизационная задача давала возможность исполнителям раскрыться на сцене и привнесла новые штрихи в хореографический образ. Балетмейстерский «полет» фантазии помог более точно лексически сформировать и погрузить зрителя в атмосферу данного номера.
Жанр: игровой
Жанр – это род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Игровой жанр – произведение, имеющее в основе сюжет, который создаётся с помощью актёрской игры, лексики и прочей составляющей хореографического номера. Игровые жанры не имеют чётких границ, которые обычно расплывчаты, различные жанры могут непрерывно переходить в один и в другой, соединяясь и разделяясь. [10., 456]
С помощью игрового жанра в полной мере удалось показать в хореографическом номере «Вьюн» взаимоотношения между разными типами людей. А так же то, как легко ловким людям можно выходить из разных ситуаций. Так же на контрасте удалось показать развивающуюся цепочку событий, где герои проходят определенный путь за место под солнцем.
Форма: крупная
Форма – это способ изложения хореографического материала, и как он будет изложен – такую форму этот материал, как хореографическое произведение и приобретет.
Все виды танцевального искусства имеют свои формы, свои особенности построения композиции танца.
Форма произведений танцевального искусства представляет собой систему специфических ритмически организованных выразительных движений человека, претворяющих и обобщающих пластику реальной жизни.
Содержание и форма взаимосвязаны, одно без другого не существует. О содержании можно узнать только через форму; всё, что не воплощено в форме, остаётся лишь замыслом. И наоборот, форма только тогда художественна, когда она одухотворена, наполнена содержанием. Форма – не механическая совокупность отдельных движений, а их целостная система, подчинённая содержанию. Лишь в качестве элементов такой формы отдельные движения приобретают образно-содержательный смысл.
В единстве содержания и формы определяющее значение принадлежит содержанию. Именно оно придаёт балету его общественное значение и идейный смысл. Вместе с тем, только совершенство и красота формы, отточенность и меткость выразительных средств делают содержание действительной духовной силой искусства. [23]
Номер «Вьюн» воплощен крупной формой. С помощью выразительных средств удалось выделить как отдельных исполнителей, так и в большей степени показать взаимоотношения между всеми участниками хореографического произведения.
Музыка: Thomas Newman «Dead Already», музыкальный размер – 3/4
Музыка – это искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. [16., 169]
Современная музыка - Музыка, активно вовлеченная в процесс развития искусства (либо ей подражают, либо ее критикуют), музыка, используемая как топливо для новых музыкальных произведений. Современная музыка – это музыка, которая идет в ногу со временем, музыка, которая актуальна на данный момент. [24]
Данная музыка, написанная американским композитором относится к музыке саундтреку.
Саундтрек — музыкальное сопровождение какого-либо материала (фильма, мультфильма, мюзикла, телепередачи, компьютерной игры, книги и так далее), а также музыкальный альбом, содержащий композиции из данного произведения. [24]
Балетмейстер, раскрывая тему своей постановки, всегда выбирает ту музыку, которая будет ближе по идейному замыслу. Музыкальная композиция состоит из нескольких контрастных тем, что помогло мне выстроить драматургию номера, где четко прослеживается цепочка событий. В ней есть интересные ритмические рисунки, инструментовка, что помогло мне ярче показать образы героев, а зрителям поймать фейерверк настроений и красок, созданный исполнителями номера.
В данном случае драматургия музыки и хореография совпали, поэтому музыкальный материал подобран правильно.
3.2. Идея и тема танца
Идея – это основная мысль хореографического произведения, предложенный балетмейстером способ решения поставленных им проблем.
Это система понятий, выводов, взглядов на определенные события, явления, факторы. Идея номера заключается во взаимоотношениях персонажей, характерах и образах, а также художественно-выразительных средствах, с помощью которых постановщик и воплощает свой замысел. [4., с 200]
Идея номера: Каждый человек индивидуален, рано или поздно, но он находит свое место в жизни. Человеку свойственно меняться, а вместе с тем менять свои жизненные принципы и приоритеты. В связи с этим люди делятся на 2 типа. Первые остаются в том обществе, в котором находятся на данный момент и их все устраивает. Такие люди останавливаются на одном месте и не могут найти в себе сил и желания двигаться дальше, развиваться. Вторые же уходят от обыденности и повседневности, находят новые грани своих возможностей, развиваются.
Тема – Это основной круг вопросов, поставленных балетмейстером в произведении. Это объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых автором и скреплённых воедино авторским замыслом. Определяется тема существительным. Темы могут быть различными: Тема труда, любви, смерти, героическая, патриотическая, историческая и т.д. Раскрывается с помощью выразительных средств, таких как декорации, костюмы, рисунок танца, лексика.
[4., с 187]
Тема: Жизненный путь человека. Жизненный путь – это постоянный выбор. И не нужно забывать, что каждый наш выбор, каждое наше действие может повлиять на дальнейшее будущее и изменить его. И насколько верным будет решение, насколько правильным будет посыл – настолько счастливым будет наше будущее. Тема данного хореографического образа раскрывается через образы людей - «Вьюнов». В процессе номера они развиваются, общаясь и взаимодействуя друг с другом, ищут свое место в обществе, свой жизненный путь. Кто-то находит его и останавливается, а другие идут дальше, несмотря ни на что.
3.3. Очерк танца
Очерк – это литературное произведение не очень больших размеров, в котором описаны правдивые события или происшествия. Любой очерк всегда основан на описании фактов или событий, которые произошли ранее. [15., 567]
Наш мир полон растениями, они существуют практически везде: от самых высоких горных вершин до самых темных недр земли.
Растения, так же, как и люди, рождаются, развиваются, растут и умирают.
Современное общество. Люди – «Вьюны». Началось все с того, что один парень, назовем его ловким Вьюном, пошел против системы, против определенных правил общества. Остальные же девушки, которые символизируют общество, двигаются сплоченной группой, держатся вместе.
Встречая на своем пути людей, Вьюн привлекает их внимание своей индивидуальностью, и конечно же те пытаются заполучить его взгляд. Иногда им это удается, поэтому такие люди попадают в сети общества. В такие моменты главное не сломаться, не потерять ту тропу, по которой ты идешь.
Жизнь постепенно движется, меняется, а вместе с тем меняется и жизненные принципы ловкого вьюна. Но как бы посторонние факторы жизни его не отвлекали, будь то красивые девушки, успешная работа, дорогие украшения, все это будет неважно, если он не найдет свое место в жизни.
Жизнь шла своим чередом, ловкий вьюн познавал мир, открывал в себе новые грани, не был похож на остальных. Современное общество, как ни крути, оставалось таким, каким и было. И вот что оно сделало с вьюном. Оно сдавило его желания, и «поглотило» в жизненный «водоворот», где он слился со всеми и чуть не потерял вою индивидуальность.
Но в жизни нет ничего невозможного, если из бетонного камня сможет прорасти зеленый расточек, то и человек может пустить корни и распоряжаться своей судьбой так, как захочет он сам. И Вьюн сделал это. Он нашел в себе силы вырваться из этого круговорота, тем самым показал свою индивидуальность. А то значит только то, что слушая зов сердца, он выбрал свой жизненный путь.
3.4. Драматургия танца
Драматургия – это система методов, направленных на органичное слияние; музыкального, литературного и сценографического содержаний, с целью создать художественное произведение. Это метод распределения сюжетного или образного содержания, между действующими лицами или персонажами, это расстановка сюжетных акцентов для раскрытия идеи или образа задуманного постановщиком. [12., 138]
Драматургия обязательна для всех танцев как сюжетных, так и танцев, где нет сюжета, но есть тема, развивающая любое человеческое чувство, характер и другое. Согласно этому танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все 5 его частей: экспозиция (ввод в действие); завязка (начало действия); развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией); кульминация (высшая точка напряжения); развязка. [12., 139]
Экспозиция
На первом плане сцены рядом с правой кулисой застроен рисунок «колонна». На начало музыкальной фразы исполнители начинают движение головой и по очереди выстраивают рисунок «диагональ», которая создает образ «вьюна». Завершает диагональ выход ловкого вьюна, который заостряет на себя внимание, тем самым будоражит спокойствие остальных. Затем каждый вьюн начинает свое представление. Вьюны интроверт, гиперактивный, наглый, зажигалочка, неуклюжий и недовольный находятся рядом, знакомятся друг с другом. Но ловкий вьюн не желает быть со всеми рядом и двумя перекатами отходит от остальных. В музыкальном сопровождении происходит затишье, дует ветер, и вьюн колышется. Остальные обращают внимание на ловкого вьюна и по переднему плану с правой части сцены в левую начинают импровизационно перемещаться, выстраивая композиционный рисунок «треугольник».
Завязка
Вьюны начинают выполнять парную контактную комбинацию, основанную на импровизации, прыжках и grand battement. Тем временем ловкий вьюн живет своей жизнью, перемещаясь с третьего плана сцены в первый левый план сцены. Затем исполнители заводят 2 колонны, двигаясь основным шагом (бег по шестой позиции в плие, корпус наклонен на 90 градусов, руки подняты от лопаток наверх), формируют рисунок «клин», во главе которого находится ловкий вьюн солист. Он вторгается в их состояние, нарушает его, давая своими руками им импульс, и они по очереди от головы делают вращение и импровизационно распадаются по сцене. Четыре исполнителя выстраивают линию по центру сцены, а недовольный вьюн и зажигалочка заманивают к себе ловкого вьюна, а перехватывают его наглый вьюн и вьюн экстраверт. Ловкого вьюна заманили в ловушку, он пытается из нее вырваться, делая круговые движения руками.
Развитие действия
Четыре исполнителя застраивают рисунок «круг», двигаясь против часовой стрелки и исполняя трюковые элементы, таки как гусеница, колесо на лопатках, кувырок назад через лопатки и связующие элементы между трюками. В этот момент наглому вьюну и вьюну интроверту понравился ловкий вьюн. И в центре круга у них начинается контактная комбинация, состоящая из переворотов на одной руке, прыжках. Они стараются ему понравится и оставить впечатление. Ему это начинает нравиться, что на него обращают внимание, и он всячески начинает перед ними красоваться, с середины сцены он выходит на передний план прыжковой комбинацией и снова возвращается к девушкам, показывая свою силу, но делает это очень небрежно. Исполнители же двигаются вперед приставным шагом, красуясь перед ним, но в один момент задумываются (идут назад шагом с пятки) и получается так что они сталкиваются лбами. Понимая, что они не произвели на него впечатления, обижаются на него и перекатом через мостик уходят в разные стороны от него. В этом момент, исполнители,, которые двигались по кругу, образуют дуэты в правой и левой частях сцены на переднем плане. К передней левой кулисе двигается непоседливый вьюн слайдами и перекатами, в это время гиперактивный вьюн задумывает напугать непоседу. Он подкрадывается к нему, делая руками так, будто отбивает в ладоши, и непоседа пугается. В то же самое время у правой передней кулисы происходит совершенно другая история. Зажигалочка, опираясь на недовольного вьюна руками, делает перекидной прыжок, затем они, держась за руки, делают приставные шаги друг к другу, затем друг от друга. Далее зажигалочка «виснет» на недовольном вьюне, и затем перекатом по спине уходит в кувырок через голову. Таким образом мы видим, что в одно время разворачивается три действия: рядом с передней правой и левой кулисами и в центре сцены напротив второй кулисы. Обиженных исполнителей забирают другие исполнители, работающие на переднем план сцены и в импровизационной манере они двигаются на задний план сцены. Тем временем ловкий вьюн начинает двигаться комбинацией, основанной на прыжках и кувырках то на передний план цены, то уходя в глубь. Обиженные исполнители не теряют надежду и вновь пытаются обратит на себя внимание ловкого вьюна. Они исполняют комбинацию, в которой присутствуют мягкие grand battement, стойка на руках, прыжок в развороте на 180 градусов, кувырок назад через правое плечо. В этот момент на заднем плане сцены двигаются основным ходом, у кулис прыгают fouette, в центре один прыжком переносит через себя другого, разбегаясь, они прыгают fouette и приземляются по диагоналям на левое колено. Ловкий вьюн оказывается в центре сцены, тем самым оказывается в заточении взглядов шести исполнителей.. В музыкальной композиции сменяется тема, на заднем плане сцены четыре исполнителя делают застройку в образе «Вьюн», а две обиженных исполнительницы затевают план против ловкого вьюна. Тем временем, тот самый ловкий вьюн под шумок ускользает из поля зрения исполнителей. Шесть исполнителей выстраивают рисунок «диагональ». Пять человек делают стойку на лопатках, вьюн интроверт делает стояку на локтях. Затем рисунок «диагональ» трансформируется (три человека держат ногами других). Те, кто висят, по очереди вырастают, делая дощечку и находят взглядом ловкого вьюна, их спускают из положения дощечка и они втроем окружают его, делая приставной шаг и round по полу, сбрасывая корпус, ловкий вьюн к ним подстраивается. В то же время, вьюны, которые держали исполнителей в положении дощечка, делают флажок и колесо на взъем и выстраивают линию на переднем плане сцены. Они встают на голову и шевелят ногами так, как будто листья вьюна колышатся от ветра. Затем они сходят с этой позиции, и формируют круг. Три девушки на заднем плане исполняют техническую прыжковую комбинацию и замыкают круг. Ловкий вьюн находится в центре круга. Музыкальная композиция меняется на две восьмерки. Исполнители нашли его и пытаются опять его заманить.
Кульминация
Три исполнителя из круга сделали кувырок через правое плечо, и образовали рисунок «круг в круге». По внешнему кругу начинает исполняться комбинация в продвижении против часовой стрелки, основанная на прыжках, и в этот же момент внутренний круг «поглотил» ловкого вьюна, и двигается перекатами по полу по часовой стрелки. Исполнители из внешнего круга образовали треугольник, внутренний круг расширился, затем из большого треугольника исполнители создают маленький, перемещаясь на задний план сцены двумя слайдами по полу. Внутренний же круг смещается на передний план сцены, два человека в середине делают стойку на руках, а две девушки по бокам делают маховое колесо и револьтад. Затем начинается технически сложная комбинация (в основу которой входят прыжки, перекаты, grand battement) в разноплановом рисунке: «линия» и «треугольник». После окончания комбинации исполнители формируют круг, двигаясь по нему основным ходом.
Развязка
На смену музыкальной фразы все исполнители делают прыжок fouette, три человека уходят после прыжка в перекат на полу, застраивая в центре сцены ветки вьюна из рук, остальные четыре человека после прыжка делают вращение на одной ноге, корпус собран и наклонен на 90 градусов и образуют маленький круг стоя в attitude. В импровизационной задачи «поиск» двигаются к центру круга и обратно, затем, переплетаясь друг с другом, заманивают ловкого вьюна в ловушку, но он выскальзывает из нее. Исполнители формируют рисунок «диагональ», которая расположена на центре сцены, а ловкий вьюн уходит от нее, тем самым уходит от обыденности и показывает свою индивидуальность.
3.5. Количественный состав исполнителей и возможные варианты его изменения
Номер исполняют 7 человек (6 девушек и 1 юноша)
Изменение количественного состава участников не предусмотрено, так как по замыслу номера исполнители должны передвигаться по сцене, застраивая определенные рисунки. А при большом количественном составе участников, номер будет смотреться перегружено и потеряет свою смысловую нагрузку.
Возраст исполнителей – от 18 лет
3.6. Особые указания к исполнению танца (особенности характера и манера исполнения, виды взаимоотношений)
Исполнители номера должны хорошо владеть современной хореографией, так как лексический материал сочинен и подобран на исполнителей современного танца. Танцор должен быть в хорошей физической форме для того, чтобы уметь исполнять технически сложные трюковые элементы. Так же исполнители должны владеть основами импровизации, так как некоторые части хореографического номера застроены на импровизации. Приветствуется так же то, чтобы исполнители владели основами актерского мастерства, могли во время номера примерять на себя разные «роли» и быть раскрепощенным во время исполнения номера.
3.7. Сценическое оформление танца (описание костюмов, бутафории, грима, световое решение)
Описание костюмов
Мужской костюм: Комбинезон коричневого цвета, с зеленой вставкой на правой руке, коричневые штаны, носки зеленого цвета.
Женский костюм: Купальник бежевого цвета, короткие коричневые шорты и зеленая резинка, обмотанная на руках, спине и животе.
Грим: сценический. У девушек волосы аккуратно заплетены волосы в шишку.
Световое оформление: Прострельное освещение по кулисам светит двумя цветами: розовым и синим. Контровой свет освещает площадку розовым светом. Точечные световые пятна в призме освещаются приборами Spot.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.